Научная статья на тему 'Роль следователя в реализации уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с транснациональной преступностью'

Роль следователя в реализации уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с транснациональной преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовно-правовая политика / транснациональные преступления / криминалистика / глобализация / криминалистическая классификация / алгоритм / criminal law policy / transnational crimes / criminalistics / globalization / forensic classification / algorithm

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахова Е. А.

статья посвящена вопросам уголовной политики в сфере противодействия транснациональной преступности. Актуальность статьи обусловлена рядом факторов. Во-первых, ростом отдельных видов транснациональной криминальной деятельности, в частности – организации незаконной миграции и преступлений в сфере IT-технологий. Во-вторых, необходимостью установления роли следственных органов, главным образом следователей, как субъектов уголовной политики в осуществлении уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с транснациональной преступностью. В работе раскрывается значение уголовноправовой политики для повышения эффективности правоохранительных органов в борьбе с транснациональной преступностью. Цель статьи – определить направления развития уголовной политики в соответствии с практическими нуждами следователей и направления работы следователей в соответствии с принципами уголовной политики. В качестве методологической основы выступает совокупность диалектического метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. В результате исследования сделаны выводы по внесению изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Предложен практический алгоритм реализации криминалистической классификации следователем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the investigator in implementation criminal legal policy of the state in the field of fighting transnational crime

the article is devoted to the issues of criminal policy in the field of combating transnational crime. The relevance of the article is due to a number of factors. First, the growth of certain types of transnational criminal activity. In particular, the organization of illegal migration and crimes in the field of IT technologies. Secondly, the need to establish the role of investigative bodies, mainly investigators, as subjects of criminal policy, in the implementation of the criminal law policy of the state in the field of combating transnational crime. The article reveals the importance of criminal law policy for improving the effectiveness of law enforcement agencies in the fight against transnational crime. The purpose of the article is to determine the directions for the development of criminal policy in accordance with the practical needs of investigators and the directions of the work of investigators in accordance with the principles of criminal policy. The set of the dialectical method of cognition, general scientific, particular scientific and special methods acts as a methodological basis. As a result of the study, conclusions were drawn on introducing changes to the criminal and criminal procedural legislation. A practical algorithm for the implementation of forensic classification by the investigator is proposed.

Текст научной работы на тему «Роль следователя в реализации уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с транснациональной преступностью»

Е.А. Астахова,

младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

БО!:

E. A. Astakhova,

Junior researcher, Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences orhideya-katerina@mail.ru

РОЛЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация: статья посвящена вопросам уголовной политики в сфере противодействия транснациональной преступности. Актуальность статьи обусловлена рядом факторов. Во-первых, ростом отдельных видов транснациональной кри-„0 минальной деятельности, в частности - организации незаконной миграции и преступлений в сфере 1Т-технологий. Во-вторых, необходимостью установления роли

S следственных органов, главным образом следователей, как субъектов уголовной политики в осуществлении уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы

^^ с транснациональной преступностью. В работе раскрывается значение уголовно-

g правовой политики для повышения эффективности правоохранительных органов в

CQ борьбе с транснациональной преступностью. Цель статьи - определить направления

2 развития уголовной политики в соответствии с практическими нуждами следова-

^ телей и направления работы следователей в соответствии с принципами уголовной

S политики. В качестве методологической основы выступает совокупность диалек-

^ тического метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов.

S В результате исследования сделаны выводы по внесению изменений в уголовное и

jj уголовно-процессуальное законодательство. Предложен практический алгоритм

^ реализации криминалистической классификации следователем.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, транснациональные преступле-

5 ния, криминалистика, глобализация, криминалистическая классификация, алгоритм. §

g THE ROLE OF THE INVESTIGATOR IN IMPLEMENTATION

С CRIMINAL LEGAL POLICY OF THE STATE IN THE FIELD

OF FIGHTING TRANSNATIONAL CRIME

66

--Abstract: the article is devoted to the issues of criminal policy in the field of

Cy combating transnational crime. The relevance of the article is due to a number of factors. ^ First, the growth of certain types of transnational criminal activity. In particular, the çy organization of illegal migration and crimes in the field of IT technologies. Secondly, the need to establish the role of investigative bodies, mainly investigators, as .subjects of criminal policy, in the implementation of the criminal law policy of the state in the field of combating transnational crime. The article reveals the importance of criminal law policy for improving the effectiveness of law enforcement agencies in the fight against transnational crime. The purpose of the article is to determine the directions for the development of criminal policy in accordance with the practical needs of investigators and the directions

О

of the work of investigators in accordance with the principles of criminal policy. The set of the dialectical method of cognition, general scientific, particular scientific and special methods acts as a methodological basis. As a result of the study, conclusions were drawn on introducing changes to the criminal and criminal procedural legislation. A practical algorithm for the implementation of forensic classification by the investigator is proposed.

Keywords: criminal law policy, transnational crimes, criminalistics, globalization, forensic classification, algorithm.

Транснациональная преступность как разновидность преступности наиболее опасной, осуществляемой в большинстве случаев в организованных формах, известна российской юридической

науке уже несколько десятилетий. Наиболее изучены ее криминоло- §

гические характеристики [1—3]. Вместе с тем рекомендаций, которые §

бы координировали работу следователя в процессе расследования та- 1

„ ю

ких преступлений, чрезвычайно мало. Щ

Уголовно-правовая политика государства прежде всего призвана §

оптимизировать законодательство и обеспечить его адекватное сло- п щ

жившимся новым условиям применение [4, с. 6]. Однако на стадии Щ |

предварительного расследования следователь выступает как субъект ^ Ц

уголовной политики Российской Федерации. Его деятельность должна ■§ *

® |

г §

отвечать принципам уголовной политики России и в ходе производства совместных расследований.

Расследование транснациональных преступлений - сложная дея- | .¡а

тельность. На этапе возбуждения уголовного дела перед следователем J g

■6 ° 5 в

обычно стоит задача определить, является ли данное происшествие § ° преступлением. Далее необходимо оценить характер преступления, |

I |

можно ли его отнести к транснациональным преступлениям. г |

Уголовный кодекс РФ - отправная точка классификации престу- ! ^ плений и построения методик их расследования. Криминализация деяния, выделение преступления в самостоятельный состав определяют актуальность направлений криминалистической деятельности. З 3

Уголовно-правовая категория «преступление» всегда первична. Именно от нее зависит, какую методику расследования предложит 67 криминалист. Но что делать, когда термин не определен в уголовно- ^ правовой науке? Транснациональные преступления - группа крими- п налистически однородных видов преступлений, но действующий УК о РФ не выделяет их в самостоятельную группу. И есть ли в этом не- | обходимость? Например, Е. П. Ищенко отмечает целесообразность за- 3 конодательного закрепления термина «киберпреступление» [5, с. 337], такие преступления в большинстве своем носят транснациональный характер. Аналогичную необходимость по отношению к термину

Р

«транснациональное преступление» видит Д. С. Хижняк, отмечая при этом и необходимость классификации данных преступлений [6]. Т. С. Волчецкая считает логичным объединение норм о транснациональных преступлениях в отдельный раздел или главу УК РФ, как это сделано с нормами о преступлениях против безопасности человечества [7, с. 5]. Данное предложение вряд ли выполнимо. Тем не менее мы солидаризируемся с суждением А. А. Цветкова, который отмечает, что «признаки преступлений, нашедшие отражение в международно-правовых нормах, конструктивно должны быть представлены в виде состава транснационального преступления, то есть необходимо определить концептуальную модель признаков транснационального преступления» [8, с. 44].

Нам представляется наиболее оптимальным путем добавить в ч. 1 ст. 63 «Обстоятельства, отягчающие наказание» УК РФ новый пункт „о «с» следующего содержания: «с) совершение преступления на территории Российской Федерации и одного или более иностранных государств (совершение преступления транснационального характера)». а Соответственно, в определенных законодателем статьях Особенной § части УК РФ квалифицированный состав примет следующее типовое § содержание: «Деяние, предусмотренное частью первой... настоя-2 щей статьи, если оно носит транснациональный характер». Почему ^ такой состав нужно определять именно как отягчающий (квалифи-— цированный) - вполне очевидно (из-за особого размаха, значения § и последствий).

Для улучшения работы правоохранительных органов крайне важно, чтобы были созданы предпосылки для единообразного применения криминалистической классификации транснациональных преступлений.

I

С

I

О Существующих научно-практических рекомендаций недостаточ-^ но, а законодательство не содержит того многообразия преступлений, С с которыми сталкивается современный следователь. Исходных сведений бывает недостаточно для выбора варианта решения стоящей 68 перед следователем проблемы. В таких ситуациях органы предва-^ рительного расследования нередко исключают транснациональный СЧ характер преступления.

® Практическая ценность таких рекомендаций заключается в том, ^ что их применение обеспечивает полноту и объективность расследования, а главное, они могут быть реализованы при расследовании преступлений любого вида вне зависимости от их уголовно-правовой характеристики, что делает такие рекомендации универсальными. Основная задача использования криминалистической классификации

преступлений состоит в стратегическом обеспечении процесса расследования в целом.

Любая криминалистическая классификация преступлений - это не только научный продукт, но и практическая рекомендация (стратегическое средство), определяющая методологию деятельности следователя, направленную на познание сущности расследуемого события и построения им следственных алгоритмов и программ. Практическая ценность таких программ и планов расследования конкретных транснациональных преступлений значительно повысится, если они будут разрабатываться с учетом криминалистической классификации данных преступлений.

Наличие разработанных научно-практических рекомендаций § - это еще не все. Их надо уметь правильно применить. Одной из § проблем, связанных с применением таких рекомендаций в деятель- 3

в

ности следователя, является непродуманная реализация, которая щ

часто приводит к негативным результатам. Для удобства следова- §

теля предлагается оформление криминалистических рекомендаций ю f

в инструктивную форму [9, с. 4], в форму памяток и специальных щ |

программных продуктов (приложений для гаджетов) [10, с. 212]. ^ J

Другое направление внедрения научных рекомендаций в практику ■§ *

расследования ученые видят в изменении содержания кримина- § §

листики как учебной дисциплины. В частности, А.А. Шаевич g g

предлагает снабжать учебные пособия приложениями в виде кри- о g

миналистических алгоритмов, конкретизирующих теоретические J g

положения науки [11, с. 176]. g °

Изучение материалов уголовных дел, опросы следователей сви- g §

детельствуют о том, что основные ошибки, влияющие на низкую I. |

эффективность раскрываемости транснациональных преступлений, ■§ I

2 3

связаны прежде всего с неправильной подготовкой: неправильным определением характера преступления; неверной организацией о g

первоначального этапа расследования; пренебрежением методом З 3 планирования; неверной последовательностью проведения отдельных следственных действий; некорректной оценкой возможного поведения 69

участников следственного действия; неправильным выбором комплек- ^ са тактических операций. В результате остаются нереализованными ю

или недостаточно реализованными доказательственные возможности, 2

потенциально присущие тому или иному процессуальному действию. 3

Возможности международного сотрудничества и вовсе почти не 3 используются.

Все эти и другие проблемы призвана решить криминалистическая классификация преступлений.

При разработке алгоритма применения криминалистической классификации транснациональных преступлений следует исходить из совокупности критериев:

1) возможность проведения криминалистического анализа исходной информации, получаемой на этапе возбуждения уголовного дела, и сопоставления его результатов с криминалистической классификацией транснациональных преступлений;

2) возможность выделения типовых следственных ситуаций первоначального этапа расследования;

3) возможность выдвижения адекватных версий о событии в целом и субъектном составе лиц, причастных к совершению преступления;

4) возможность построения на основании классификации информационной адекватной модели преступления, с перспективой ее изучения;

„о 5) возможность проведения криминалистического анализа исходной информации, получаемой на этапе возбуждения уголовного дела и сопоставления его результатов с криминалистической класси-№ фикацией транснациональных преступлений;

§ 6) возможность выделения типовых следственных ситуаций § первоначального этапа расследования;

2 7) возможность выдвижения адекватных версий о событии в целом

^ и субъектном составе лиц, причастных к совершению преступления;

— 8) возможность построения на основании классификации ин-

§ формационной адекватной модели преступления, с перспективой с

§ ее изучения.

Использование научно-практических рекомендаций по криминалистической классификации транснациональных преступлений позволит диагностировать сложившуюся криминогенную обстанов-о ку и следственную ситуацию, определить актуальные направления ^ расследования, сформулировать тактические задачи и определить С необходимые тактические операции.

Общий алгоритм использования криминалистической клас-70 сификации преступлений следователем впервые был предложен ^ Н. Н. Давыдовой. Применение криминалистической классификации СЧ преступлений в соответствии с данным алгоритмом пронизывает ® весь процесс расследования преступлений и подразделяется на три этапа в соответствии с этапами расследования (этап возбуждения уголовного дела, начальный и последующий этапы) [12, с. 17-19]. Такой подход представляется нелогичным, т.к., по сути, являет собой алгоритм расследования преступлений на разных процессуальных стадиях.

ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение криминалистической классификации преступлений происходит лишь тогда, когда транснациональный характер преступления влияет на принятие процессуальных решений, поэтому его не стоит перегружать всеми возможными в ходе расследования действиями следователя.

Таким образом, алгоритм работы следователя с криминалистической классификацией преступлений можно представить в следующем виде:

1. Решение вопроса, связанного с квалификацией содеянного.

На данном этапе следователь анализирует содержание собранной информации на предмет соответствия внешних объективных признаков конкретного совершенного общественно опасного деяния, включая § признаки, указывающие на его транснациональный характер, при- § знакам состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой § нормой (определение базового преступления, сопутствующих пре- Щ

ступлений и иных правонарушений), и проводит предварительный ^ „ ю

сравнительно-правовой анализ преступлений по уголовному законо- ю о

дательству РФ и международному уголовному праву. о |

2. Решение вопроса об отнесении транснационального пре- Ц ступления к одной из двух типовых групп: трансграничному или ■§ ^ транстерриториальному. В этих целях детально изучается способ § совершения преступления, выявляются правонарушения, не являющи- .5 § еся преступлениями, но входящими в структуру транснациональной о 5 криминальной деятельности. Определяется отсутствующая информа- | § ция, которая с учетом выявленного вида транснационального престу- § ° пления должна присутствовать в материальной или идеальной форме. § § На основе полученных результатов осуществляется выбор методики | расследования конкретного транснационального преступления. о «

3. Установление наличия условий для производства расследо- Э 4 вания. Для транснациональных преступлений необходимо наличие о 5 двух условий. Во-первых, условия формальные (юридические), т.е. на- 3 личие соответствующих международных договоров РФ, устанавливающих порядок сношения с компетентными органами зарубежных 71 государств. Во-вторых, фактические условия, которые связаны ^

с практическим состоянием реализации вышеуказанных соглашений. ю

4. Определение запросов в виде просьб о правовой помощи п и прилагаемых к ним необходимых материалов или создание 8 международной совместной следственной группы. 3

В отношении запросов в адрес соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, направляемых на основании международных договоров РФ и международных согла-

шений, важно точно сформулировать объем запрашиваемой правовой помощи, которая требуется от компетентного органа (должностного лица) иностранного государства, а также срок и порядок предоставления полученных в ходе исполнения запроса материалов. Важно соблюдать конфиденциальность в целях защиты сведений, содержащихся в запросе и материалах, прилагаемых к нему.

Результаты проведенного нами анкетирования следователей показывают, что 87 % опрошенных не удовлетворяет качество исполнения запросов, т.к. часто ответа приходится ждать долго. Таким образом, создание международной следственной группы представляется более удобным форматом взаимодействия, поскольку в таком случае иностранное государство, так же как и компетентные органы РФ, заинтересовано в соблюдении сроков следствия.

Вопрос создания совместных следственных групп был поднят „о разработчиками Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., Российской Федерацией не ратифи-№ цирована), ст. 63 которой «Создание и деятельность совместных опе-§ ративно-следственных групп» устанавливает возможность создания § именно оперативно-следственных групп.

2 Аналогичной терминологии стали придерживаться и ученые. ^ В 2007 г. необходимость создания таких групп была отмечена в диссер-— тации Е.Е. Феоктистовой [13, с. 17], а позднее в работе И.М. Нурбекова | [14, с. 154-164].

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) в ст. 19 «Совместные расследования» устанавливает следующее: «Государства-участники рассматривают возможность заключения двусторонних или многосторонних соглашений или догово-

I

С

I

О ренностей, в силу которых в связи с делами, являющимися предметом ^ расследования, уголовного преследования или судебного разбиратель-С ства в одном или нескольких государствах, заинтересованные компетентные органы могут создавать органы по проведению совместных Т2 расследований. В отсутствие таких соглашений или договоренностей ^ совместные расследования могут проводиться по соглашению в каж-СЧ дом отдельном случае. Соответствующие Государства-участники обе® спечивают полное уважение суверенитета Государства-участника, на территории которого должно быть проведено такое расследование».

го

Как видим, статья не устанавливает, какие именно должностные лица могут быть в нее включены, а какие нет.

На наш взгляд, использование термина «совместная следственно-оперативная группа» - крайне неудачное и по форме, и по сути

предложение, т.к. оперативно-разыскная деятельность не может проводиться органами Российской Федерации на территории иностранного государства и иностранными правоохранительными органами на территории Российской Федерации. Правильно именовать такую группу следует международной совместной следственной группой, т.к. осуществляемая в ее рамках деятельность имеет процессуальный характер. Такая формулировка подтверждается и содержанием международных договоров. Они все исключают осуществление оперативно-разыскной деятельности.

Процедура создания международной совместной следственной группы не регламентирована нормами УПК РФ или подзаконными ^ нормативными актами. И хотя создание таких групп возможно и без ф внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство, § ученые отмечают, что они необходимы «для формирования единой § процессуальной формы» [15, с. 384-387]. §

В связи с этим представляется, что ст. 163 УПК РФ могла бы быть Ю дополнена частью шестой следующего содержания: «В случаях, когда ° з в Российской Федерации производится предварительное следствие, 5 5

ф О)

требующее значительных затрат, усилий и времени, связанное с вза- 51

имодействием с компетентными органами иностранных государств, ^ §

§

и когда Россия и другое государство расследуют преступление, но- Ю §

сящее транснациональный характер, а также получена просьба ино- § Э

странного государства о создании совместной следственной группы, | §

может создаваться международная следственная группа. Такая группа § §

§ !<

создается в том государстве, в котором намечается провести основные § э

действия досудебного производства. Решение о производстве пред- § I

|

варительного следствия международной совместной следственной 5 | группой принимает компетентный орган федеральной исполнительной 3 власти». Под компетентным органом в договорах между Российской § 3 Федерацией и иностранным государством о взаимной правовой 3 § помощи по уголовным делам стороны таких договоров понимают 3 участвующих в реализации договора об указанной правовой помощи. 73 С нашей стороны это МВД России, ФСБ России и СК России, соответственно их руководители: министр внутренних дел РФ, директор Ь ФСБ России, председатель СК РФ. I

Наличие рабочего алгоритма применения криминалистической § классификации транснациональных преступлений требует его вне- 3 дрения в практику расследования. Под внедрением научных рекомендаций принято понимать планомерную и целенаправленную систему их доведения до следователей (дознавателей), прокуроров, обеспечи-

вающую знание ими этих рекомендаций и научно-технических средств и умение применять их в работе [16, с. 20-27].

Внедрение таких научных рекомендаций в следственную практику подразумевает три этапа: информационный, этап освоения и этап реализации.

Информационный этап подразумевает наличие единой системы информации о криминалистической классификации транснациональных преступлений.

Объем научной информации, содержащейся в монографиях, пособиях и статьях, значительно больше того, что требуется практическим работникам, занимающимся конкретными вопросами. Такая информация должна перерабатываться в более краткие, конкретные и доступные формы: методические письма, инструкции, распоряжения. В целях информирования также можно проводить научного практические конференции, по результатам которых будет принята § резолюция, которая и будет использоваться в практической деятельности следователя. ^ Недостаточная информированность вызывает несвоевременность § доведения научных рекомендаций до следователей. ® Этап освоения криминалистической классификации транс-С национальных преступлений является наиболее сложным. Его ^ эффективность определяется уровнем организационной работы 2 Следственного комитета РФ в целом и следственных отделов (управлений) в частности.

В ходе освоения научных рекомендаций большую эффективен ность приобретает стажирование, если его проводит руководство ^ Следственного комитета РФ. С целью внедрения криминалисти-§ ческой классификации транснациональных преступлений нужно использовать и изучение материалов конкретных уголовных дел, с; т.к. наиболее частая следственная ошибка - отнесение дела к неверной категории. Внедрение криминалистической классификации 74 транснациональных преступлений возможно в ходе расследования

преступления группой следователей или международной следственен «

СЧ но-оперативной группой.

О

«V

со

Другой формой внедрения может быть разбор криминалистической классификации опытными следователями на занятиях по повышению квалификации сотрудников Следственного комитета РФ.

Этапреализации полученных знаний, т.е. применение их на практике, зависит от интенсивности работы первого и второго этапов, степени владения криминалистической классификацией трансна-

циональных преступлений, состояния контроля, личных и деловых качеств следователей.

В ходе практической реализации криминалистической классификации следователь выступает как субъект уголовной политики, осуществляющий функции борьбы с преступностью. Предложенный алгоритм представляет собой пошаговую реализацию положений уголовно-правовой политики в сфере борьбы с транснациональной преступностью на стадии предварительного следствия.

Список литературы:

1. Репецкая, А.Л. Транснациональная организованная преступность : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.Л. Репецкая. - М., 2001. - 37 с. §

2. Годунов, И.В. Транснациональная организованная преступность £ в России: пути и формы противодействия : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук

/ И.В. Годунов. - Рязань, 2002. - 54 с. 3

3. Эминов, В.Е. Современная транснациональная преступность: состоя- § ние и проблемы борьбы // Современная уголовная политика в сфере борьбы § с организованной преступностью и коррупцией : сб. статей / В.Е. Эминов. » 3 - М., 2002. - С. 7-9. §§|

4. Противодействие современной преступности. Криминологические,

■а ?

со

(О О)

.с |

Э 3

уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты : монография ■§ Ф / под общ. ред. А.Н. Савенкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, § 2019. - 567 с. |§

5. Ищенко, Е.П. О криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования преступлений / Е.П. Ищенко // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. матер. 20-й междунар. науч.-практич. | § конф. : в 2 т. - Иркутск, 2015. - Т. 1. - С. 336-341. 3 ф,

6. Хижняк, Д.С. Модель материальной структуры транснациональных § § преступлений как исходная составляющая алгоритма их расследования ф, | / Д.С. Хижняк // Развитие российского права: новые контексты и поиски § ф решения проблем. III Московский юридический форум. Х Международная I 3 научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы кон- § 3 ференции : в 4 ч. - М. : Проспект, 2016. - Ч. 3. - С. 485-489. 3 I

7. Волчецкая, Т.С. Изучение феномена транснациональной организован- 3 3 ной преступной деятельности / Т.С. Волчецкая // Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью. - Калининград, 2002. - С. 4-8.

8. Цветков, А.А. Применение общепризнанных принципов и норм международного права, направленных на борьбу с транснациональной пре- Ю ступностью / А.А. Цветков. - М., 2012. - 188 с.

9. Ахмедшин, Р.Л. Тактика коммуникативных следственных действий / Р.Л. Ахмедшин. - Томск, 2014. - 293 с.

10. Гармаев, Ю.П. Проблемы внедрения криминалистических методик расследования в практику / Ю.П. Гармаев // Экономика, политика, право: вчера, сегодня, завтра. Роль профсоюзов: сб. науч. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию образования ФНПР и 110-летию про-

75

ь

фсоюзного движения. - Бурятский филиал Академии труда и социальных отношений, 2016. - С. 208-213.

11. Шаевич, А.А. Практическая направленность криминалистики: желаемое и действительное / А.А. Шаевич // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2021. - № 1 (17). - С. 170-177.

12. Давыдова, Н.Н. Криминалистические классификации преступлений и методик их расследования (теоретические проблемы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.Н. Давыдова. - Саратов, 2009. - 26 с.

13. Феоктистова, Е.Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.Е. Феоктистова. - М., 2007. - 27 с.

14. Нурбеков, И.М. Организация и тактика взаимодействия с иностранными компетентными органами при расследовании преступлений международного характера / И.М. Нурбеков. - М., 2012. - 246 с.

15. Волеводз, А.Г. Международный розыск, арест, конфискация и пере-.0 дача иностранным государствам денежных средств и имущества, полученных ¡^ преступным путем, а также вещественных доказательств по уголовным делам | / А.Г. Волеводз, А.Б. Соловьев. - М., 2007. - 437 с.

* 16. Гусев, С.И. Внедрение научных рекомендаций в практику борьбы

^ с преступностью / С.И. Гусев // Советское государство и право. - 1976. § - № 11. - С. 20-27.

76

о

«V

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.