Е.А. Астахова,
младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук
E. A. Astakhova,
Junior Researcher of the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences [email protected]
DOI:
МЕТОДЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ §
Аннотация: в статье анализируется состояние уголовной политики в сфере :§
борьбы с транснациональной преступностью, её соотношение с криминалистической Г
политикой, рассматриваются некоторые методы уголовной и криминалистической §
политики. Автор приходит к выводу, что методы криминалистической политики, |
планирования расследования и воспитательной (педагогической) деятельности сле- §.
дователя необходимо рассматривать в качестве методов уголовной политики, и они §
должны быть обязательны для применения следователями в целях её реализации. Т
Цель статьи - выявить потенциал методов уголовной политики в сфере повышения |
качества расследования транснациональных преступлений. В качестве методологи- и ческой основы выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. Сделан вывод о том, что на современном этапе борьбы с транснациональной преступностью представляется важным возродить воспитательную работу следователя. Для этого необходимо проводить для следователей педагогические лекции, направленные на повышение квалификации в сфере педагогики и построения общей государственной следственной идеологии.
Ключевые слова: правовая политика, уголовная политика, криминалистическая политика, расследование, транснациональные преступления, криминалистика, методы уголовной политики, криминалистическая профилактика.
■о
X
CRIMINAL POLICY METHODS IN THE FIELD §
OF FIGHTING TRANSNATIONAL CRIME f
m
Abstract: the article analyzes the .state of criminal policy in the field of combating g
x
transnational crime, its relationship with forensic policy and considers some methods of criminal andforensic policy. The author comes to the conclusion that the methods of forensic 5! policy, investigation planning and educational (pedagogical) activities of the investigator ® should be considered as methods of criminal policy and they should be mandatory for 243
investigators to use in order to implement it. The purpose of the article is to identify the _
potential of criminal policy methods in the field of improving the quality ofthe investigation ^ of transnational crimes. The methodological basis is the totality of the general method of 1» cognition, general scientific, particular scientific and special methods. It is concluded that c at the present stage of the fight against transnational crime it is necessary to revive the g educational work of the investigator. To do this, it is necessary to conduct pedagogical § lectures for investigators aimed at improving qualifications in the field of pedagogy and building a common state investigative ideology.
Keywords: legal policy, criminal policy, forensic policy, investigation, transnational crimes, forensic science, methods of criminal policy, forensic prevention.
Происходящий в мире процесс глобализации общественных процессов, динамично изменяющаяся международная ситуация - основные причины трансформации преступности в транснациональные формы.
Транснациональная преступность как социальное явление носит многоплановый характер. Она включает в себя разные направления трансграничной и транстерриториальной криминальной деятельности транснациональных организованных преступных формирований, отдельных преступных групп и индивидов. Среди наиболее распространенных направлений транснациональной криминальной деятельности - незаконная торговля оружием, наркотиками, людьми, тканями и органами человека, предметами искусства, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, террористическая и экстремистская деятельность и её другие преступные формы. § Опасность транснациональной преступности исключительна, если учесть, какую угрозу она представляет для межгосударственных от-
^ ношений, международной безопасности, международных интересов ударств, для жизни и здоровья людей.
Проблема транснациональной преступности, осуществляемой,
§ государств, для жизни и здоровья людей.
оа §
С в частности, в организованных формах, длительное время нахо-^ дится в центре внимания мирового сообщества. Каждые пять лет 2 Организация Объединенных Наций анализирует её состояние, принимает резолюции по ряду вопросов, касающихся борьбы с транснациональной преступностью в целом и отдельными её направлениями С (торговлей людьми, наркотраффиком и т.п.).
^ Транснациональная преступность стала научной проблемой для представителей таких наук, как криминология, уголовное право, история государства и права, международное и транснациональное
§ представителей таких наук, как криминология, уголовное право, со
^ право, криминалистика.
Борьба с транснациональной преступностью - задача каждого 244 государства, и эта проблема превратилась в настоящее время в одну из ключевых в сфере уголовной политики. При этом многие учёные
(V
С^ вкладывают в понятие «транснациональная преступность» самый ® различный смысл. Такая тенденция наметилась ещё в 90-е гг. ХХ в., когда данный термин подвергся анализу со стороны учёных - криминологов и криминалистов. Принятие в 2000 г. Конвенции против транснациональной организованной преступности должно было положить конец спорам, но непривычный для российских правоведов юридический стиль документа лишь поднял новые вопросы,
связанные с пониманием транснациональной преступности и транснационального преступления.
Кроме вопросов, связанных с пониманием сущности рассматриваемого явления, к числу проблем, касающихся борьбы с транснациональной преступностью, относятся организационные, политические, психологические аспекты деятельности следственного аппарата по реализации методов уголовной политики. Без научной целенаправленной уголовно-политической линии не может быть эффективной,
обоснованной следственной стратегии борьбы с транснациональной ^
преступностью. д
Вопросы уголовной политики в правоохранительной деятельности г
всегда стоят на первом месте. Сегодня, в период серьезных социаль- |
ных преобразований, они имеют особое значение. Неуклонное и точ- |
ное исполнение предписаний уголовной политики в следственной |<
деятельности тесным образом связано с правовой регламентацией. |
Действующее уголовное законодательство является официальным Ц
выражением уголовной политики государства, а уголовный процесс п - формой проведения этой политики в жизнь [1, с. 179-180].
Анализ современной уголовной политики Российской Федерации ^
позволяет выделить четыре основных её метода: криминализация ■§
и декриминализация, пенализация и депенализация деяний. г
Криминализация - основной законодательный метод борьбы д
с транснациональной преступностью. Под криминализацией деяния о
принято понимать деятельность по выявлению общественно опасных |
форм индивидуального поведения и закрепление их в уголовном § законе в качестве преступных и уголовно наказуемых [2, с. 41].
Криминализация преступлений, имеющих транснациональный ха- I.
рактер, происходит регулярно, как на национальном, так и на между- ■§
народном уровне. Вместе с тем остро стоит проблема адекватного ^
правоприменения в ходе расследования таких преступлений. о
Уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной преступностью в науке рассматривается как согласованная политика
«двух или более государств по осуществлению совместными усили- 245
ями борьбы с международной транснациональной преступностью, ^
закрепленная и регламентированная в международно-правовых актах п
(международных договорах или конвенциях), основанная на взаи- п
моприемлемых, установленных в национальном законодательстве §
^ 03
этих государств принципах и нормах о преступности и наказуемости деяний, выдаче преступников, порядке, формах и методах раскрытия и расследования преступлений, доказательствах и их источниках и т.д., состоящая в определении наиболее эффективных направлений борьбы
с транснациональными преступлениями посредством взаимодеиствия разных государств и их правоохранительных органов» [3, с. 12-13].
Направления уголовной политики в сфере борьбы с транснациональной преступностью на международном уровне заключаются в принятии самых общих наиболее современных и перспективных мер борьбы с транснациональной преступностью в конвенциях и иных международных договорах.
На современном этапе развития криминалистики сформировалось относительно новое понятие - «криминалистическая политика». Некоторые ученые рассматривают ее как элемент уголовно-правовой политики [4], другие же настаивают на ее самостоятельном характере [5, с. 221-227].
В современной юридической литературе мало внимания уделяется соотношению уголовной и криминалистической политики. В чем же „о принципиальное отличие криминалистической политики от уголовной или уголовно-правовой? Уголовная политика должна учитывать и изучать характер общественного мнения о преступности, практике № применения и эффективности действующего российского законода-§ тельства, об отдельных предписаниях и конкретных установках самой § политики. Уголовная политика готовит почву для криминалистиче-2 ской, её задача - учитывать и изучать преступность, анализировать эффективность действующего законодательства, отдельные предпи-— сания и установки, основанные на законе.
§ Уголовная политика определяет научно обоснованные цели, 5 формы и методы криминалистической политики, устанавливает роль § и место каждого следственного действия в целенаправленной след-^ ственной деятельности, способствует компетентному проведению криминалистической работы по борьбе с преступностью с учетом о опыта предшествующих лет.
^ Если основной целью уголовной политики является полная лик-С видация преступности и устранение всех причин, способствующих её существованию, то целью криминалистической политики является практическая реализация конкретных предписаний уголовной политики.
246
су
(V Политика по борьбе с транснациональной преступностью должна ® быть целеустремленной, основанной на стратегических международ-
ен
ных и национальных нормативных правовых документах.
В сфере борьбы с транснациональной преступностью основными являются проблемы определения политической линии в области следственной деятельности по расследованию транснациональных преступлений, оценки потенциала и возможностей следственного
аппарата в борьбе с транснациональной преступностью, изучения следственной деятельности, организации структуры необходимых следственных органов, формулировки тактических и стратегических задач борьбы с транснациональной преступностью.
Перед государством стоит актуальная задача - практическое претворение в жизнь целей уголовной политики, связанных с борьбой с транснациональной преступностью. Для ее решения необходимо в первую очередь определить характер следственной деятельности и сформировать предписания, на основе которых рядовые следователи 2 будут обязаны выявлять транснациональный характер преступлений. § Уголовная политика должна оказывать влияние на все уровни г организации следственной деятельности. Для того чтобы политика | эффективно выполняла эту функцию в борьбе с транснациональной § преступностью, её формирование должно происходить на основе |< принципа научности. Учёные давно отмечали, что «любое полити- | ческое решение по любому вопросу должно иметь в своей основе Ц научное исследование» [6, с. 197]. К сожалению, такой подход к фор- П мированию уголовной политики используется редко. А в некоторых случаях специально проводятся исследования проблем, которые были ^ изучены ранее, но исследования остались не замеченными законода- ■§ телем. Он подразумевает использование ряда групп криминалисти- I ческих методов уголовной политики. д В области правового регулирования важная роль отведена органи- о зационным нормам, которые регулируют уголовно-процессуальную | деятельность следователя. На основе этих норм создаются новые орга- § низационные формы следственной деятельности, осуществляется выбор наиболее целесообразных путей решения практических проблем. I Эффективное проведение уголовной (криминалистической) ■§ политики в жизнь связано с кадрами следственного аппарата, применяющими принципы уголовной политики на конкретных этапах о (стадиях) борьбы с преступностью, начинающихся расследованием З и заканчивающихся судебным разбирательством.
Важнейшую роль в объективном, правильном подходе к реали- 247
зации уголовной политики играет уголовно-процессуальная форма. ^
В ней заключается защита от следственных ошибок, именно она п
должна использоваться для проведения в жизнь криминалистической П
политики. §
ю
Методы криминалистической политики: щ 1. Криминалистическая профилактика. Р. С. Белкин, анализируя криминалистические методы профилактики, выделил: а) установление причин и условий совершения или сокрытия преступлений
(непосредственное установление данных, получение опосредствованной информации о них, экспертное установление данных); б) получение информации о готовящихся преступлениях; в) защита объектов от преступных посягательств; г) создание условий для возникновения доказательственной информации [7, с. 101]. Анализ практики расследования преступлений и специальной литературы позволяет дополнить список следующими методами: принятие мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, непосредственно самим следователем в ходе расследования; привлечение к уголовной ответственности по расследуемому преступлению лиц, в действиях которых содержатся элементы уголовно наказуемых деяний, которые способствовали совершению преступлений.
Особенности криминалистической профилактики транснациональных преступлений заключаются в том, что последние пред-„о ставляют собой сложную криминальную деятельность, элементами которой являются не только преступления, но и иные правонарушения, затрагивающие нормы гражданского, таможенного, адми-№ нистративного права, а возможно, и дисциплинарные проступки, § без установления которых невозможно полно и всесторонне рас-§ следовать преступление. Задача следователя - установить наличие 2 в цепочке транснациональной криминальной деятельности таких ^ элементов и их сущность.
— Выявленные признаки транснационального преступления могут § быть направлены с территории иностранного государства на террито-5 рию Российской Федерации. В таком случае, чтобы снизить вредное § влияние криминальной деятельности, имеет смысл координировать ^ усилия российских правоохранительных органов с компетентными
органами иностранного государства. о Таким образом, профилактическая деятельность следователя ^ в сфере борьбы с транснациональной преступностью связана: с выяв-С лением признаков преступлений, правонарушений, проступков, сопутствующих совершению преступлений; с разработкой и применением 248 средств, приемов и методов обнаружения и устранения источников ^ транснациональной криминальной деятельности, инициированной СЧ на территории РФ и иностранных государств; с защитой от преступ-® ных посягательств объектов, связанных с какой-либо международной ^ деятельностью; с созданием условий, способствующих обнаружению и пресечению преступлений (в т.ч. на международном уровне); с разработкой и применением специфических профилактических мер, закрепленных в международных договорах и затрудняющих совершение новых элементов транснациональной криминальной деятельности,
а также пресечением или прерыванием такой деятельности конкретных лиц (граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства).
Перспективы криминалистической профилактики транснациональных преступлений связаны с решением следующих проблем: определение организационных основ криминалистической профилактики транснациональных преступлений; научное обоснование тактических средств и методов криминалистической профилактики транснациональных преступлений; определение круга научно-технических
средств криминалистической профилактики транснациональных пре- ^
ступлений; построение алгоритма реализации криминалистической §
профилактики транснациональных преступлений. г
2. Планирование расследования. Планирование - организаци- |
онно-управленческий стратегический метод [8, с. 99], направленный §
на рациональную организацию процесса расследования преступле- |<
ния [9, с. 67]. Планирование рассматривается в криминалистике |
как мыслительный процесс субъекта расследования. Таким обра- Ц
зом, составление плана не является для следователя обязательным П и не имеет общепринятой формы. Такое понимание планирования
снижает его значение в глазах следователей и приводит к его иг- ^
норированию. Тем не менее следует рассматривать планирование ■§
как инструмент уголовной политики. В ряде регионов РФ время I
от времени вводится обязательность применения планирования д
расследования преступлений и утверждается форма плана. Такой §о
подход дисциплинирует следователей и повышает эффективность |
|
расследования преступлений. §
При расследовании транснациональных преступлений Д. С. Хижняк отмечает возможность следующих вариантов планиро- I вания: планирование расследования отдельного транснационального | преступления; расследование комплекса взаимосвязанных транснациональных преступлений, объединяемых в единую целенаправленную о криминальную деятельность; планирование производства отдельного З следственного действия [10, с. 296]. Им же разработан модельный план расследования транснационального преступления, в который 249 он предлагает включать характеристику криминальной обстановки ^ и следственной ситуации, характеристику транснациональной кри- п минальной деятельности и её эпизоды, выдвигаемые следственные П версии (типовые, общие и частные), обстоятельства, подлежащие §
со
установлению, планируемые следственные действия, оперативно-разыскные мероприятия и тактические операции, состав международной следственно-оперативной группы и исполнителей, сроки исполнения и примечание (возможность корректировки плана) [11, с. 355-357].
Содержание может быть уточнено в соответствии со сложившейся следственной ситуацией.
Перспективные направления планирования расследования транснациональных преступлений связаны с ещё не решенными проблемами, такими как выявление особенностей техники планирования расследования транснациональных преступлений и планирование отдельных следственных действий (например, удаленных).
3. Воспитательная работа на предварительном следствии. Данный метод уголовной политики сегодня почти забыт. Однако следователь, являясь представителем государства, выступает проводником правовой политики и должен выполнять идеологическую, воспитательную и педагогическую функции. В настоящее время воспитательное воздействие административных органов игнорируется. Другая проблема заключается в том, что следователи не имеют „о необходимых компетенций в области педагогики. Воспитательная функция, осуществляемая следователем, как отмечает Г. Ф. Горский, носит двойственный характер и заключается в обеспечении воспи-№ тания и перевоспитания самого обвиняемого в процессе отдельных § следственных действий и предварительного расследования в целом, § в воспитательном воздействии на других лиц, с целью укрепления 2 правопорядка, законности, морали, предупреждения возможных экс-^ цессов и правонарушений [1, с. 198-199].
— Перспектива возрождения воспитательной работы следователя § пока неясна. Для этого необходимо проводить для следователей пе-5 дагогические лекции, направленные на повышение квалификации § в сфере педагогики и построение общей государственной следствен-^ ной идеологии.
Подводя итог, следует отметить, что эффективная борьба с транс-
99
о национальной преступностью возможна лишь при использовании ^ методов уголовной политики в тесной связи с методами политики С криминалистической. Для того чтобы методы применялись в практической работе, следователям необходимо на ведомственном уровне 250 разрабатывать методические рекомендации по их применению. В част-^ ности, можно предложить отдельные рекомендации по вопросам (V выявления транснациональных преступлений, установления причин ® и условий, способствовавших их совершению; по практике примене-
ния методов устранения таких условий на национальном и международном уровнях; по особенностям международного сотрудничества в профилактической работе следователя.
В целях оптимизации процесса расследования транснациональных преступлений следует обязать следователей составлять планы
а
расследования и планы отдельных следственных действий, которые должны утверждаться руководителями следственных органов.
Для повышения квалификации следователей необходимо обеспечить возможность прохождения ими стажировок по программам юридической психологии, общей и пенитенциарной педагогики.
Список литературы:
1. Горский, Г.Ф. Научные основы организации и деятельности следственного аппарата в СССР / Г. Ф. Горский. - Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1970. - 208 с.
2. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник для вузов / под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой.
- М. : Статут, 2012. - 466 с.
3. Гасанов, Э.Г. Уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной преступностью / Э.Г. Гасанов // Современная уголовная политика в сфере » борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией : сб. статей. - М. : Центр ЮрИнфоР, 2002. - 176 с.
4. Лопашенко, Н.А. Уголовная политика / Н.А. Лопашенко. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 608 с.
5. Быстряков, Е.Н. Криминалистическая политика России: история и современность / Е.Н. Быстряков, И. В. Усанов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - № 5 (118). - С. 221-227.
6. Парыгин, Б. Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин.
- Л. : Изд-во ЛГУ, 1965. - 208 с.
7. Белкин, Р. С. Общая теория советской криминалистики / Р. С. Белкин.
- Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1986. - 398 с.
8. Божкова, Н.Р. Следственная (криминалистическая) тактика : учеб. пособие / Н.Р. Божкова, В.Г. Власенко, В.И. Комиссаров. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. акад. права, 1996. - Ч. 1. - 126 с.
9. Яблоков, Н.П. Криминалистика / Н.П. Яблоков. - М. : ЛэксЭст, 2003. - 376 с.
10. Хижняк, Д.С. Особенности планирования расследования транснациональных преступлений / Д.С. Хижняк // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2012. - С. 293-299.
11. Хижняк, Д.С. Методологические основы расследования транснациональных преступлений / Д.С. Хижняк ; под ред. А.Г. Волеводза.
- М. : Юрлитинформ, 2021. - 424 с.
251
г ь