Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЪЕДИНЁННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТАХ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЪЕДИНЁННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
18
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / UNITED ARAB EMIRATES / TRANSPORT CRIMES / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романенко А. М.

В статье рассмотрена уголовная ответственность за транспортные преступления в Объединенных Арабских Эмиратах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR CRIMES IN THE UNITED ARAB EMIRATES

The article deals with criminal liability for transport crimes in the United Arab Emirates

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЪЕДИНЁННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТАХ»

РОМАНЕНКО А.М.,

аспирант кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института РУДН e-mail: ugolovnoe_pravo@list.ru

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЪЕДИНЁННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТАХ

Аннотация. В статье рассмотрена уголовная ответственность за транспортные преступления в Объединенных Арабских Эмиратах.

Ключевые слова: Объединенные Арабские Эмираты, транспортные преступления, уголовная ответственность.

ROMANENKO A.M.,

post-graduate student of Criminal Law Department, criminal procedure and criminalistics, the law Institute peoples' friendship University

ates.

CRIMINAL LIABILITY FOR CRIMES IN THE UNITED ARAB EMIRATES

Annotation. The article deals with criminal liability for transport crimes in the United Arab EmirKey words: United Arab Emirates, transport crimes, criminal liability.

В ОАЭ применяют Федеральный закон о дорожном движении № 21 от 1995 г. с поправками, внесенными Федеральным законом № 12 от 2007 г., а также соответствующими исполнительными положениями и резолюциями министров по всем аспектам, касающимся контроля за движением и нарушений в ОАЭ.

Видами наказания за нарушение правил дорожного движения являются следующие: проставление черных точек; штрафы, конфискация транспортных средств и тюремное заключение.

1 июля 2017 г. Правительством ОАЭ в Федеральный закон о дорожном движении № 21 1995 г. были внесены изменения резолюциями 177 и 178 от 2017 г.

Новые правила направлены на защиту жизни участников дорожного движения и сокращение числа жертв ДТП с шести человек на 100 000 человек до трех на 100 000.

По данным статистики, число людей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в ОАЭ, увеличилось с 675 в 2015 г. до 725 - в 2016 г., при этом водители в возрасте от 18 до 30 лет вызвали почти половину дорожно-транспортных происшествий. Сейчас дорожные травмы являются одной из основных причин смерти детей, два из каждых трех смертельно раненых детей умирают из-за дорожно-транспортных происшествий.

Резолюция министров № 178 от 2017 г. установила новые правила управления движением и охватывает многие аспекты безопасности и контроля, в частности: обязательные ремни безопасности для всех; детские кресла для детей до 4 лет; запрет водителям разговаривать по телефону или находиться в состоянии опьянения.

Серьезным правонарушением является так называемая «неосторожная езда», за которую взимается штраф в размере 2 000 долл., 23 черные точки и задержание транспортного средства в течение 60 дней. Сходное наказание установлено за вождение, которое угрожает жизни других людей.

Водители, управляющую транспортным средством в состоянии наркотического или алкогольного опьянения лишаются лицензии (водительских прав) на один год, а также суд назначает штраф и/или тюремный срок.

Превышение скорости, даже не повлекшее последствий, признано серьезным правонарушением в ОАЭ. Так, за превышение на 80 км/ч водитель будет оштрафован на 3000 дирхам, 23 черными точками, а его автомобиль будет конфискован в течение 60 дней.

В отдельных штатах ОАЭ приняты программы по повышению безопасности дорожного движения. Так, в Абу-Даби принят Стратегический план обеспечения безопасности дорожного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

движения, который направлен на снижение смертности от ДТП до 3% на 100 000 жителей к 2021 г. Меры по повышению безопасности дорожного движения включают в себя рамки, часто применяемые в деятельности по предотвращению аварий, которая содержит четыре элемента: правоприменение, технические мероприятия, образование, своевременное оказание неотложной медицинской помощи.

В Абу-Даби действует программа «Знание безопасности дорожного движения», которая ориентирована на обучение детей и подростков как будущих участников дорожного движения и водителей.

Так же в Абу-Даби действует Центральная система управления трафиком «SCOOT» - это центральная система управления трафиком, датчики будут определять поток, количество автомобилей на каждом перекрестке, скорость движения, среднюю скорость в направлении светофора. Эта новая адаптивная система управления трафиком используется как в Абу-Даби, так и в Дубае.

В Абу-Даби и Дубае действует стратегия управления, она охватывает шесть основных компонентов: оценку проблем превышения скорости, технические мероприятия, законодательство, образование, правоприменение и координацию заинтересованных сторон.

В Дубае есть свой стратегический план 2014 - 2018 гг. повышения эффективности безопасности дорожного движения, он предусматривает установление рекордных показателей сокращения смертности до 1.5 на каждые 100 000 населения к 2021 г.

Стратегия основана на четырех принципах: улучшение навыков вождения автомобилистов, осмотр транспортных средств, проверка записей автолюбителей, повышение осведомленности о дорогах.

В 2008 г. Управление дорог и транспорта (RTA) запустило крупную кампанию по безопасности, которая проходит под лозунгом «Haseb» (позаботься об арабском). Основываясь на статистике несчастных случаев 2007 г., кампания признает семь ключевых причин дорожно-транспортных происшествий, которые включают: превышение скорости, использование мобильных телефонов, усталость, отсутствие достаточного расстояния между транспортными средствами, отсутствие ремней безопасности, отсутствие дисциплины в полосе движения и мигающие красные сигналы.

Безопасность дорожного движения в ОАЭ регламентируется как нормами шариата, так и статьями уголовных законов.

В целом, как мы знаем, классификация преступлений в мусульманском уголовном праве имеет определенную специфику, что обусловлено особенностями охраняемых уголовным законом общественных отношений [1]. Все преступления делятся на три вида: хадд, кисас и тазир.

К категории хадд относятся преступные деяния, посягающие на основные ценности ислама ("права Аллаха"), они имеют ярко выраженный религиозно-правовой характер: вероотступничество, бунт, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, ложное обвинение в преступлении. В категорию кисас входят преступления против личности (например, убийство, причинение телесных повреждений) и некоторые другие деяния. К категории тазир относятся преступные деяния, посягающие на охраняемые мусульманским правом общественные отношения, не вошедшие в предыдущие группы преступлений. Наказания за совершение такого рода деяний (например, взяточничество, несоблюдение поста, нарушение мусульманской морали, общественного порядка) определяются по усмотрению судьи [2].

Ислам запрещает убийство верующего другим верующим, за умышленное убийство установлена компенсация, которая будет способствовать избавлению от смертной казни для виновного человека, причинившего смерть другому, является Blood Money (кисас). При этом родственники могут попросить оплату, и виновный должен ее заплатить, но они могут и простить виновного.

Считается, что Blood Money (кисас) способствует миру между семьями, а не воздаянием или убийством виновных.

Кисас - это исламский термин, означающий «возмездие в натуральном выражении» или «месть» [3], «глаз за глаз» [4]. Это категория преступлений в исламской юриспруденции, где шариат допускает равное возмездие в качестве наказания. Принцип кисас доступен против обвиняемого, наследника жертвы или жертвы, когда мусульманин убит, получает телесные повреждения или наносит материальный ущерб. В случае убийства кисас означает право ближайшего родственника жертвы убийства или Вали (законного опекуна), если суд одобрит, взять жизнь убийцы [5].

Кисас упоминается в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Кисас не применяется по отношению к несовершеннолетним детям или к людям, имеющим психические заболевания. В настоящее время кисас налагается только по приговору суда и только в чрезвычайных случаях, так как суды стараются ограничиться взы-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

сканием дийи. Осуществление кисаса производится палачом либо кем-нибудь из родственников потерпевшего. В том случае если виновный скрылся от суда, то он заочно приговаривается к изгнанию, а выплата дийи налагается на его родственников [6]. Изначально дийа выплачивалась в качестве погашения за отказ от кровной мести. При этом по желанию родственников кисас мог быть заменен на дийу.

Однако при причинении смерти по неосторожности, к которой относятся - в драке, по небрежности, по неопытности, в дорожно-транспортном происшествии - вместо кисаса выплачивается дийа, которая толкуется как «выкуп за убитого». Дийю выплачивают также близкие родственники виновного.

При неосторожной форме вины при причинении иного вреда здоровью кисас заменяется выкупом за ранение - арш. В законах разных стран установлена разная ставка дийи, либо ее сумма не указана совсем. Во времена пророка Мухаммада дийа была равна стоимости 100 верблюдов (200 быков или 2000 овец) . Размер арша различается в соответствии с тяжестью увечья. Так, например, за отсечение руки арш равен половине дийи; выбитый зуб — одна десятая дийи и т.д. Материальное возмещение могло производиться в денежной форме или в натуре: «Пеня за убийство (дийа) должна составлять 100 верблюдов, или 1000 динаров, или 10 000 дирхамов, или 2000 овец, или 200 одеяний, или, наконец, 200 голов крупного рогатого скота... А ученые мединской школы исчисляют стоимость пени за убийство серебром в 12 000 (дирхамов)» [7].

Размер возмещения (арш) при причинении вреда здоровью меньше, чем размер возмещения (дийа) при причинении смерти, хотя все же полное возмещение (100 верблюдов или эквивалент) в соответствии с шариатом полагается за ампутацию таких частей тела и органов, которыми человек обладает в единственном числе, а также органов чувств [8]. То же самое имеет место, если кто-либо лишит другое лицо обоих парных органов или частей тела, а также 10 пальцев. За ампутацию же одного парного органа или части тела платится 1/2 полного возмещения, например, за одну ногу - 50 верблюдов или их эквивалент, а за один палец - 1/10 часть полного возмещения, т.е. 10 верблюдов. За каждую фалангу пальца платится 1/3 того выкупа, который полагается за весь палец, т.е. 1/30 полного возмещения. За один зуб платится 1/20 часть полного выкупа. За молочный же зуб ребенка должно уплачиваться возмещение, назначаемое судьей (даман). За причинение вреда здоровью, вызвавшего психическое заболевание потерпевшего

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

или наступление половой дисфункции (бесплодия, импотенции), должно быть уплачено возмещение в размере полного дийа. За повреждение, повлекшее полное облысение на голове или бороде, также уплачивается возмещение, равное полному дийа, в случае же частичного облысения - пропорционально его площади. За вырванную бороду, если она больше не может расти, платится полное возмещение. Очевидно, это обусловлено как этическими, так и эстетическими представлениями Востока. За нанесение проникающего ранения брюшной полости - от одной 1/3 до 2/3 полного возмещения в зависимости от тяжести ранения. Повреждения и ранения, не сопряженные с ампутацией органа или части тела, оцениваются судом сообразно их серьезности в каждом конкретном случае. В случае причинения вреда здоровью, повлекшего утрату функций органа или части тела без его ампутации, требуется уплата выкупа в размере половины суммы, требуемой за его утрату. За повреждение, причиненное женщине, при прочих равных условиях, требуется уплата половины возмещения за повреждение, причиненное мужчине. Раны, которые после исцеления не оставляют следов, не требуют уплаты выкупа за их нанесение. В этом случае виновный по шариату подвергается назидательному наказанию тазир.

Все виды уплаты возмещения (арш) в случае причинения вреда здоровью можно систематизировать следующим образом [9]: за повреждение одного глаза - 1/2 дийа, за повреждение обоих глаз - 1 дийа; за отрезанное ухо - 1/2 дийа; за ранение, повлекшее потерю слуха на одно ухо,

- 1/2 дийа, за увечье, повлекшее полную потерю слуха, - 1 дийа; за отрезанный язык, если это повлекло потерю речи, - 1 дийа; за выбитый зуб

- 1/20 дийа; за ампутированную руку или ногу -1/2 дийа, за обе (руки или ноги) - 1 дийа; за ампутированный палец - 1/10 дийа, за фалангу пальца - 1/30 дийа, за фалангу большого пальца

- 1/20 дийа; за сломанный позвоночник - 1 дийа; за ампутацию молочной железы женщины - 1/2 дийа, обеих - 1 дийа; за ампутацию половых органов мужчины - 1 дийа; за увечье, повлекшее психическое заболевание, - 1 дийа; за повреждение, повлекшее потерю обоняния, - 1 дийа [10].

ОАЭ также устанавливает отвесность за причинение вреда при ДТП по законам шариата. Так, в соответствии с законами Дубая, если человек причиняет вред здоровью или смерть другому человеку, виновный также должен платить дийю, которая составляет 200 000 AED. Родственники жертвы-мусульманина могут рассчитывать на большую сумму дийи по сравнению с

людьми, представляющими другие этнические группы, религии или религии.

Дийа в исламском праве также зависит от того, причинен ли вред одному или нескольким лицам. Есть случаи, когда лицо, которые будут признаны виновными, уплачивает в отношении каждому определенную долю, в других случаях суд выносит решение выплатить равную сумму за нанесенный ущерб.

В уголовном праве ОАЭ выделяют три основные причины ДТП, которые могли привести к тяжким последствиям: небрежность в обслуживании автомобиля (например, тормоза); небрежность самого водителя (например, если он ехал на машине, когда ему нужно было спать, или отвлёкся от вождения); несоблюдение водителем правил дорожного движения.

Шейх ибн Усеймин принял постановление «О дорожно-транспортных происшествиях», согласно которому, если один из пассажиров, находившийся в машине с водителем по собственной воле, получил ранения, то к этой аварии должен применяться один из следующих четырех сценариев. Первый, если это произошло в результате агрессивных действий со стороны водителя, например если он ехал со скоростью, которая вызвала несчастный случай, или он резко нажал тормоза без причины, и в результате произошел несчастный случай. Второй, если это произошло в результате халатности со стороны водителя. Разница в том, что агрессивное действие означает выполнение чего-то, что не оправдано, в то время как небрежность означает неспособность сделать что-то, что требуется, например, неспособность закрыть двери должным образом или правильно накачать шины, или исправить что-то, что необходимо для фиксации, и авария произошла в результате этой халатности.

В этих двух случаях дийа должна быть выплачена в течение двух месяцев. Компенсация за любое имущество, поврежденное или разрушенное, и за утерянные жизни оплачиваются виновным и мужчинами его рода.

В третьем случае, если авария произошла из-за того, что водитель отклонился, чтобы избежать опасности, например, если что-то приближалось к нему и создавало опасность удара, кто-то резко выехал с правой или с левой стороны таким образом, что водитель не мог остановиться, поэтому он повернул руль, чтобы избежать этой опасности, и произошел несчастный случай.

Считаем этот случай вариантами крайней необходимости или необходимой обороны, которые возможны по законодательству Российской Федерации.

И четвертый вариант, если это произошло из-за отсутствия причины со стороны водителя, например, если одна из его шин взорвалась, или под ним рухнул мост.

В последнем случае виновный не должен предлагать какую-либо компенсацию, потому что он делал то, что от него требуется, чтобы избежать опасности, поэтому он поступал правильно.

Если жертва ДТП умирает или получает травму, то, основываясь на деликтной ответственности, наследники заслуживают компенсации и кровных денег. При определении компенсации судья рассмотрит несколько обстоятельств: физический ущерб; была или она была диагностирована в больнице; моральный ущерб и т.д. - или это лицо причиняло боль, как он чувствует себя эмоционально; финансовые потери -жертва потеряла работу (существенная потеря), смогут ли они снова работать, поддерживал ли он детей.

Даже если жертва умерла, но перенесла несколько минут боли, то это считается и компенсируется. Дийа предоставляется только в том случае, если жертва никоим образом не способствовала несчастному случаю. Например, виновный пересек перекресток на красный свет или осуществлял управление транспортным средством под воздействием наркотических веществ. Если он будет признан виновным в его смерти, то сумма будет уменьшена до 100 000. Деньги крови получают после смерти, но некоторые травмы считаются равными смерти, такие как потеря жизненно важного органа. Бывают случаи, когда несчастный случай приводит к тому, что жертва становится стерильной. Это считалось равным смерти, и виновного наказали в размере 200 000 дирхам.

Компенсация арш установлена за потерю органа. Каждый орган в организме человека компенсируется в соответствии с установленной ценой. Однако в соответствии с законом шариата в ОАЭ, если вы получаете компенсацию арш, то потерпевший не имеет права получать какие-либо другие компенсации, например компенсационные или кровные деньги. Это основной принцип, но могут произойти исключения. Важно отметить, что такие исключения не являются основанием для получения компенсации после получения арш. Компенсация почти всегда выше, чем деньги арш. Это недостаток знаний, которые заставляют большинство жертв не запрашивать компенсацию и принимают только деньги арша. Большинство клиентов требуют компенсации, а не арш. Редко, что клиент не требует компенсации и просит арш. Они проходят через адвокатов, которые почти всегда

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

советуют им не соглашаться только на арш. Компенсация почти всегда выше, чем арш, поскольку жертвы получают компенсацию за физический ущерб, моральный ущерб и финансовые потери. Также задействовано несколько факторов, которые увеличат размер компенсации, получаемой жертвой, например, возраст жертвы, тяжесть травмы, если у него есть иждивенцы и сколько их и т.д.

Адвокат в этих случаях должен доказать судье степень ущерба и то, как он повлиял на жизнь его клиента. Однако существует «льготный период», требующий компенсации. Если прошло три года, компенсация не может быть инициирована. В некоторых случаях малоимущим людям приходилось возвращаться в свою родную страну по какой-либо причине, а затем возвращаться за компенсаций, но было слишком поздно. Поэтому важно, чтобы все окончательные медицинские отчеты были подтверждающими доказательствами при подаче иска в суд. Важно отметить, что жертва или его наследники могут требовать компенсацию в течение 3 лет с даты аварии.

Компенсация определяется судьей, который рассматривает моральный и материальный ущерб, понесенный жертвой. Кроме того, также принимаются во внимание существенные убытки, агония.

В Абу-Даби Верховный суд рассмотрел дело матери, которая пострадала от удара грузовиком при пересечении дороги в Фуджейре в 2007 г. Она понесла серьезные травмы и потеряла ребенка, ее муж попросил суды оштрафовать застрахованного водителя.

Верховный суд постановил, что деньги крови за плод должны быть рассчитаны как 10% от суммы взрослой в зависимости от пола. Деньги крови для убитого плода женского пола считают равными 10 000 дирхамов; для плода мужского пола - 20 000 дирхамов. Страховая компания была оштрафована на сумму в 1.2 млн дирхамов за ущерб, нанесенный инцидентом. Пол плода не определялся, и суд постановил, что деньги, используемые для расчета компенсации, должны быть равны положению женщины - 100 000 дирхамов. Верховный суд оставил в силе решение нижестоящих судов о том, что страховая компания должна выплатить убытки, в том числе, денежные средства крови для плода, что составляет 10% от общей суммы для взрослой женщины, в данном случае - 10 000 дирхам.

Муж обратился в Верховный суд, утверждая, что ущерб должен был быть рассчитан с использованием полных денег крови - 200 000 дирхамов. Президент Федерального верховного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

суда Абдула Вахаба Абдул и другие 16 судей Верховного суда рекомендовали Совету по судебному сотрудничеству, который контролирует судебную систему на местном и федеральном уровнях, что суммы должны быть равны для мужчин и женщин. Эксперты также призывали к такому решению, утверждая, что традиционные рассуждения о разном уровне кровавых денег не должны больше применятся. По мнению профессора Джамала Мохаммеда, потеря женщины оказывает значительное финансовое влияние на ее семью: «Причина, по которой некоторые ученые настаивают на том, чтобы позволить более низкому дийе для женщин, заключается в том, что они не обеспокоены взглядом на шариат в целом. Они игнорируют принцип «цель шариата», который является основным принципом в исламском праве и фокусируется на прагматическом аспекте каждого религиозного постановления. Ученые должны рассмотреть конечную цель религиозных постановлений, прежде чем представить свое мнение».

Шейх Халед Абдулалейм, мусульманский священнослужитель Абу-Даби, сказал, что система денежных средств крови не подлежит обсуждению, а деньги крови мужчины должны быть вдвое больше, чем женщины. Деньги крови могут быть одинаковы для мужчин и женщин только в случаях умышленного убийства. В случае неосторожного причинения смерти, деньги крови женщины должны быть меньше наполовину.

Профессор Мохаммед считает, что Коран никогда не указывал, что деньги крови мужчины должны быть больше, чем женщины, идея в том, что для семьи больше ущерба от смерти мужчины, так как семьи поддерживались мужчинами. Конституция ОАЭ предусматривает, что дийа составляет 200 000 дирхамов для всех. Судебная практика не одинакова, так суды назначали за смерть женщины половину стоимости мужчин, полагались на нормы шариата, в то время как суды, применяющие конституцию, назначали равные суммы за мужчин и женщин. Профессор Абдул констатировал: «Итак, юридически, оба суда правы».

Заметим, что суды в Абу-Даби, Дубае и Рас-эль-Хайме предоставляют равные дийи для мужчин и женщин. Остальные эмираты применяют систему гендерных различий. Считаем, что в ОАЭ не должно быть того, что женщина стоит больше в Абу-Даби, чем в Аджмане, все люди равны.

В целом, в доисламской арабской истории цикл мести между двумя крупными племенами

был вызван убийством верблюда. Два племени сражались друг с другом, война продолжалась 40 лет. Впоследствии ислам принял систему компенсации, чтобы положить конец таким фактам насилия.

Сегодня в ОАЭ и в других местах в мусульманском мире этот механизм правосудия подвергается злоупотреблениям, есть мнение, что необходимо пересмотреть систему кровных денег - дийю.

Цель состоит в том, чтобы воспитывать чувство семейной ответственности за ошибки человека, обеспечивать скорейшую выплату жертве и поощрять ответственное социальное поведение. Однако социальная динамика изменилась, и семьи больше не чувствуют себя обязанными платить за члена семьи. В результате многие люди могут задерживаться в тюрьме в течение многих лет после отбывания срока тюремного заключения, потому что они не могут позволить себе платить.

Рассмотрим случай Хумаюна Аль Рахмана, 24-летнего водителя из Пакистана, который был приговорен к трем годам лишения свободы за гибель 10 человек в результате дорожно-транспортного происшествия в Дубае. Ему был вынесен приговор в 2008 г., но он все еще находится в тюрьме за то, что не смог выплатить дийю. Аль Рахман не может быть освобожден без оплаты, но он не может заплатить, пока он находится в тюрьме. И его семья не может заплатить за него.

Дело Аль Рахмана осложняется количеством жертв и возможностью покинуть страну, если он освобожден. Но его дело и многие другие могут быть решены, если за виновного смогут выплачивать дийю страна, сообщество или место работы человека. Например, в Судане сообщество или правительство обязаны выплачивать дийю, если человек не может позволить себе платить.

В соответствии с этой системой, если бы Аль Рахман был освобожден и покинул страну до того, как был произведен платеж, ответственность за обеспечение выплаты семьям жертв станет обязанностью его страны. В таких странах, как ОАЭ, где существует множество общин, каждая община может также создать специальный фонд для покрытия таких случаев.

В целом, нахождение человека в тюрьме за невыплату дийи не соответствует ни нормам шариата, ни законам ОАЭ.

Страховые компании или работодатели должны быть вынуждены выполнять свои обязательства. Обычно страховые компании избегают выплаты дийи под разными предлогами. В одном случае страховая компания отказалась платить

дийю за водителя, утверждая, что в контракте говорится, что компания несет ответственность за любые «дорожные» аварии, а авария произошла «вне дороги». Два нижестоящих суды приняли аргумент компании, но Верховный суд постановил, что аргумент ошибочен и приказал компании заплатить.

Это было исключением. Многие другие компании часто избегают выполнения своих обязательств, поскольку заявители не преследуют дело в вышестоящих судах или имеют некомпетентных адвокатов.

Некоторые суды по-прежнему считают, что дийа для женщин-жертв оценивается в половине дийи для мужчин. Суды Абу-Даби и Дубая приравнивают дийю к мужчинам и женщинам, в то время как федеральные суды дают половину дийи для женщин по закону о наследстве. Но, в отличие от прошлого, женщины также являются кормильцами, и в судах они должны рассматриваться как таковые.

Кроме того, равная дийа для женщин выходит за рамки финансового значения. В доисламские дни система денежных денег варьировала от одного племени к другому и служила для утверждения племенного или индивидуального превосходства. В соответствии с Исламом этот механизм регулировался, и ценность 100 верблюдов была установлена как стандартная оплата дийа, частично для того, чтобы развивать равенство. Эта система равного обращения должна распространяться на пол, и суды должны быть органами, способствующими этой справедливости.

Дийю можно применять в случаях причинения физических или психических травм. В таких случаях жертвы могут претендовать на наличие денег за ту травму, которая трудно доказуема с медицинской точки зрения. В одном случае в Аль-Аине человек утверждал, что потерял обоняние в дорожно-транспортном происшествии и потребовал дийю за это.

В другом случае в Фуджейре автолюбителю было приказано заплатить 2 млн дийи за причинение ущерба памяти, сознанию и мозгу человека. Нижестоящие суды назначали дийи на каждый случай причинения вреда, но Верховный суд внес поправки в решение суда, требуя оплаты только для компенсации ущерба головному мозгу.

Заслуживает внимания тот факт, что в Федеральном законе ОАЭ № 9 за 2011 г. четко указано, что в обеспечении правил безопасности и дорожного движения необходимо применять «умные технологии» для сведения к минимуму нарушения правил дорожного движения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Список литературы:

[1] Малиновский A.A. Уголовно-правовые системы: вопросы классификации // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2008. - № 3.

[2] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. - М., 1986.

[3] Mohamed S. El-Awa (1993), Punishment In Islamic Law, American Trust Publications, ISBN 978-0892591428

[4] Shahid M. Shahidullah, Comparative Criminal Justice Systems: Global and Local Perspectives, ISBN 978-1449604257. - P. 370 -372.

[5] Encyclop dia Britannica, Qisas (2012).

[6] Ислам: ЭС, 1991.

[7] Абу Йусуф Йакуб. Китаб ал-харадж (Книга о харадже): хрестоматия по исламу / пер. с арабск.; сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: Наука, изд. фирма «Восточная литература», 1994. - С. 175.

[8] Арабский халифат и мусульманское право. - М., 1997. - С. 44, 45.

[9] Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульманина. - М., 1999. - С. 157.

[10] Возмещение материального вреда потерпевшим. Сравнительно-правовое исследование: науч.-практ. пособие / А.С. Автономов, В.Ю. Артемов, И.С. Власов и др.; отв. ред. С.П. Кубанцев. - М.: ИЗиСП при Правительстве РФ, КОНТРАКТ, 2016. - 304 с.

Spisok literatury:

[1] Malinovskij A.A. Ugolovno-pravovye sistemy: voprosy klassifikacii // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. -2008. - № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Syukiyajnen L.R. Musul'manskoe pravo.

- M., 1986.

[3] Mohamed S. El-Awa (1993), Punishment In Islamic Law, American Trust Publications, ISBN 978-0892591428

[4] Shahid M. Shahidullah, Comparative Criminal Justice Systems: Global and Local Perspectives, ISBN 978-1449604257. - P. 370 -372.

[5] Encyclop dia Britannica, Qisas (2012).

[6] Islam: ES, 1991.

[7] Abu Jusuf Jakub. Kitab al-haradzh (Kniga o haradzhe): hrestomatiya po islamu / per. s arabsk.; sost. i otv. red. S.M. Prozorov. - M.: Nauka, izd. firma «Vostochnaya literatura», 1994.

- S. 175.

[8] Arabskij halifat i musul'manskoe pravo.

- M., 1997. - S. 44, 45.

[9] Kerimov G.M. Shariat. Zakon zhizni musul'manina. - M., 1999. - S. 157.

[10] Vozmeshchenie material'nogo vreda poterpevshim. Sravnitel'no-pravovoe issledovanie: nauch.-prakt. posobie / A.S. Avtonomov, V.Yu. Artemov, I.S. Vlasov i dr.; otv. red. S.P. Kubancev.

- M.: IZiSP pri Pravitel'stve RF, KONTRAKT, 2016. - 304 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.