Петровский Антон Владимирович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета (e-mail: Anton-Petrovski@yandex.ru)
Религиозно-правовые практики разрешения криминальных конфликтов в исламских государствах
В статье изучаются уголовно-правовые практики исламских государств, не связанные с изоляцией от общества и не содержащие карательной составляющей, нашедшие отражение в законодательстве и правоприменительной деятельности. Рассмотренные способы разрешения криминальных конфликтов являются уникальными и могут быть полезными при создании различных профилактических методик, в том числе в местах, где преимущественно проживают мусульмане. Ключевые слова: виды наказаний, ислам, жертва, виновный.
A.V. Petrovskiy, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Kuban State University; e-mail: Anton-Petrovski@yandex.ru Solution of criminal conflicts in Islamic countries: religious and legislation practices
The paper examines criminal law practices from Islamic countries, which doesn't connect with social isolation and include retributive constituent that reflect in legislations and law enforcement activities. Addressed matters related from criminal conflicts result, be uniquely and may be use to creation different prevent methods, which includes, at places when Muslim live. Key words: kinds of punishments, Islam, victim, guilty person.
В рамках сравнительного правоведения уголовно-правовая школа мусульманского права чаще всего подается как система религиозного права, устанавливающего классификацию деяний, исходя из объективности уголовного запрета, предопределяющая жестокие наказания за поведение, которое в европейском праве даже не рассматривается как общественно опасное (прелюбодеяние, употребление алкоголя, вероотступничество) [1; 2]. Однако мусульманскому праву известны и уголовно-правовые практики, кардинально отличающиеся от карательных и предполагающие, что определенные преступные деяния, в силу особенностей их совершения, могут быть частным делом индивидуумов - виновного и потерпевшего [3, р. 487-488]. Таким образом, мусульманское государство выступая в качестве контролирующей инстанции, надзирает, как жертва (семья жертвы) и преступник разрешают этот конфликт посредством установленных законом методик. Эти способы нашли свое отражение в уголовном законодательстве, установив право жертвы отказаться от судебного преследования, а виновному возможность избежать наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, с возложением обязанности полностью
компенсировать причиненный вред, оплатить все компенсационные издержки жертвы, принести публичные извинения либо совершить иные действия, сопряженные с заглаживанием вины [4; 5].
Уголовно-правовая практика - это процесс целеполагающего взаимодействия субъектов уголовных правоотношений и системы общественных отношений, приводящего к преобразованию, изменению как личности, так и общества [6, с. 1063; 7, с. 503]. Криминологическая и уголовная политика любого государства обладает не только набором процедур, норм и правил, которые обеспечивают их реализацию, но представляет собой уникальный культурно-цивилизационный комплекс, характеризующийся криминологическим и уголовно-правовым самоопределением, нашедшим свое отражение в способах противодействия преступному поведению.
В соответствии с положениями основных мусульманских правовых школ жертва может восстановить свои нарушенные права различными способами, которые одновременно являются показателем благочестивости, а также частной оценкой характера и степени общественной опасности содеянного [8, с. 13]. Поэтому эти способы располагаются следующим образом:
152
1) возмездие в отношении преступника - посредством причинения аналогичного вреда здоровью (кисас, каэаэ); 2) компенсация (дийя, ^уа); 3) примирение и 4) прощение как высшее проявление благочестивости мусульманина. Благопристойные мусульмане (маккуляф) обязаны не только правильно исповедовать догматы ислама и исполнять обряды, но и следовать правилам и постановлениям шариата, которые определяют примирение и прощение высшими формами человеческого поведения [9, с. 8-9].
Возмездие (кисас) как уголовно-правовая практика известна давно и подразумевает собой причинение аналогичного вреда виновному - смерти либо равнозначного вреда здоровью - по решению суда [10, с. 143-158]. Это наказание, предполагающее однородное воздействие: за убийство - смерть, за причинение вреда - причинение соответствующего вреда. (Например, в 2010 г. в Иране мужчина после безуспешных попыток добиться любви от девушки плеснул ей в лицо серной кислотой. В результате девушка ослепла, и только сложные операции чуть-чуть восстановили ей зрение. Шариатский суд постановил залить виновному в оба глаза серную кислоту, а исполнить это взялись родственники пострадавшей. История стала известна, и девушку засыпали письмами европейцы и американцы с просьбами не быть такой жестокой и простить неудавшегося жениха). Данный вид наказания применяется только за совершение умышленного убийства и умышленное причинение вреда здоровью различной тяжести. Акт возмездия может быть исполнен только с разрешения лица, имеющего на это право на основании приговора суда, в противном случае это считается умышленным преступлением против жизни или здоровья. Если правом на возмездие обладают несколько лиц, для исполнения наказания надо согласие всех лиц, то все члены семьи жертвы должны настаивать на данном виде наказания. Повреждение увечного органа не является возмездием, наказание должно быть обращено на здоровый орган и при обязательном соблюдении равного местоположения органов (наказание за поврежденный орган справа должно быть обращено аналогично) [11, с. 142]. Телесное повреждение, причиняемое в качестве возмездия, должно быть соразмерно нанесенному увечью по длине и ширине, а при возможности также и по глубине. Можно сделать вывод, что возмездие как уголовно-правовая практика применяется, когда родственники настаивают на нем и существуют объективные и субъективные возможности его реализации, если родственников нет,
то право возмездия, согласно исламской традиции, переходит к власти.
Компенсация (дийя, ^уа) - это альтернатива любому наказанию за совершение умышленного, но большей частью неосторожного преступления против жизни и здоровья. Дийя представляет собой выплату определенного количества денег жертве либо семье жертвы при наличии с их стороны согласия принять эти деньги [12, с. 5]. Решение о принятии дийи жертвой либо родственниками жертвы не зависит от согласия виновного либо наличия возможности ее выплатить. Мусульманскими правоведами разработаны методы осуществления компенсации как вида наказания, которые в арабских странах различаются на (акила, акИа) и (дийян, ^шап) - для написания статьи автор использовал работы на английском языке, поэтому используемые арабские термины будут приводиться с английской транскрипцией из-за отсутствия единого согласованного мнения относительно использования в юридических исследованиях арабских и персидских юридических терминов.
Акила существовала в практике арабов еще с доисламских времен и применялась в случаях виновного причинения вреда при отсутствии умысла, даже при отсутствии финансовых возможностей у виновного. Она представляет собой обязанность выплатить компенсацию самостоятельно, либо при отсутствии финансовых возможностей в выплате могут участвовать близкие родственники -родители, дети, братья и сестры. Позволяется привлекать родственников по крови и по браку.
С течением времени мусульманские правоведы признали законным иной способ, называемый дийян, это когда обязанность по выплате компенсации принимали лица, руководствуясь дружбой, солидарностью или верностью, имеющие с виновным общие интересы, бизнес, служебные обязанности. К ним могли относится лица, принадлежащие к одной социальной группе, какому-нибудь обществу, профессии либо роду занятия. Дийян могли выплачивать дальние родственники, соседи из одной деревни или города, люди из одного с виновным региона, представители профессиональных организаций или государственных учреждений, в которых виновный работал. Учеными-правоведами достигнут консенсус относительно размера компенсации за жизнь либо за причинение травмы определенной части тела, установлены сроки выплат и перечень лиц, которые получат акил или дийян [13, с. 70-90]. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует единая точка
153
зрения о допустимости применения акила и дияна, если преступление совершенно несовершеннолетним либо лицом с ограниченной вменяемостью.
Если преступник не имеет необходимой суммы для выплаты компенсации (дийи) либо у него нет родственников, готовых оплатить (акила), или товарищей (соседей) для выплаты (дийяна), то государство может принять на себя обязанность и выплатить компенсацию потерпевшей стороне. В таком случае государство имеет право в качестве регресса взыскать с виновного сумму и приговорить его к наказанию категории тазир (по усмотрению судьи) [14, с. 126-127]. В уголовном кодексе исламской республики Пакистан (УкИРП) вышеназванные виды компенсации присутствуют, но, учитывая культурные особенности, законодатель добавил еще два метода - арш и даман [15, р. 124126]. Арш (агэИ) является компенсацией, выплачиваемой за причинение физической боли (§ 299 (Ь) УкИРП), и означает денежную сумму, определяемую уголовным кодексом (ИРП), которая подлежит выплате жертве или наследникам жертвы. Размер арш будет оцениваться из определенного процента от размера дийи, которая различается в зависимости от вида ущерба (§ 323 УкИРП). Арш выплачивается разовой суммой или в рассрочку, в течение 3 лет с момента вынесения судебного решения. В случае неуплаты наказание заменяется на простое лишение свободы до тех пор, пока сумма компенсации не будет выплачена полностью. Арш назначается за совершение преступлений, предусмотренных § 334, 337 УкИРП [16, р. 240-244]. Даман ^Итап) - это тоже форма компенсации, которая определяется судом в тех случаях, когда применить арш невозможно (§ 299 й УкИРП). Объем компенсации определяется судом, который обязательно учитывает: 1) расходы, понесенные потерпевшим на лечение; 2) размер утраты трудоспособности или группу инвалидности либо то, какой орган утратил свои функциональные возможности; 3) какие психические и физические страдания перенес потерпевший.
Примирение (сулх, эШИ) определяется и используется на основании положений Корана и базируется на идее, что все люди должны разрешать свои конфликты начиная от семейных ссор и заканчивая войнами посредством примирительных процедур, порядок которых веками подробно и детально разрабатывался мусульманской юриспруденцией [17, р. 504507]. Судьи не могут понуждать и навязывать примирение сторонам, но в случае применения процедуры примирения судей обязывают
принимать во внимание все обстоятельства дела независимо от объекта посягательства -государственных, общественных или частных интересов. Мусульманская доктрина правосудия предполагает наличие альтернативы для сторон, где примирение является первым вариантом, даже когда результат дела очевиден. То есть примирение является правом сторон, а не обязанностью, и его можно определить как договоренность между сторонами на основе консенсуса с целью урегулирования споров мирным путем. Мусульманские ученые XIV-XV вв. считали процедуру примирения синонимом арбитража, подчеркивали, что цель примирения - это конец конфликта и разногласий, что судьи должны всегда поощрять стороны к примирению, т.к. урегулирование споров исключительно судом ведет только к ненависти и несправедливости. Основатель правовой школы Аль-Шаффии считал, что примирительная процедура недопустима по ряду тяжких преступлений, таких как разбой и мятеж, сопряженных с убийством. Правовед Абу Аль-Валид Баджи, Baji (1081) допускал применение примирения по всем делам, причиняющим вред частным интересам, за исключением изнасилования. Он определил перечень дел, по которым не может быть использовано примирение, к таковым он отнес деяния, посягающие на основные ценности общества [18, р. 167-168]. Необходимо помнить, что основными объектами, на которые направлены преступные посягательства в теории уголовного права мусульманских государств, являются «право Бога», «право государства», «право правителя», «право мусульманского общества» и «право человека» [19, с. 68]. Тяжесть преступления не является критерием для допустимости использования примирения. Допустимость примирения основывается на особенностях объекта посягательства, поэтому мнение мусульманских ученых определяет, что примирение может быть связано с преступлениями, посягающим на частные права индивида. К преступлениям против государства и общества также относятся деяния категории худдуд, по которым также не применяются примирительные процедуры. Тем не менее, известный судья Ben Abdel Salam (1261) допускал использование процедуры примирения и по преступлениям против общественных интересов, и по делам категории худдуд, в частности кражи. Он писал, что если виновный признался власти или суду в совершении кражи и факт кражи подтверждается, то преступник может сообщить владельцу о своей готовности вернуть похищенное, либо компен-
154
сировать сумму, либо выполнить для потерпевшей стороны какие-либо работы (услуги) и попросить у потерпевшей стороны прощения [3, p. 490-492]. Исламская правовая традиция определяет, что виновное лицо может выполнить для потерпевшей стороны безвозмездно за определенный период времени конкретную работу либо оказать конкретную услугу. Ученые-правоведы XII—XIV вв. к таковым относили выполнение сельхозработ, работ по благоустройству собственности потерпевшего, оказание содействия в производстве работ по дому, к услугам — предоставление жилья или земельного участка виновного во временное пользование потерпевшего.
Если преступление посягает на частные интересы, права и свободы, то примирение между жертвой или семьей жертвы в случае смерти потерпевшего должно утверждаться судом. Если в результате преступного деяния потерпевший получил травмы, то примирение является прерогативой потерпевшего и зависит от его воли и желания. Если потерпевший погиб или не способен самостоятельно принимать решение (например, ребенок или недееспособный), то решение о примирении зависит от желания семьи. Если у жертвы не было родственников, то жертва может «делегировать» право требования государству. В таком случае правительство, как законный представитель, может принять участие в примирении.
При примирении в мусульманском праве допускается применение метода, называемого Сатр (satr (hide), — дословно переводится как «не рассказывать», чтобы не повредить дальнейшей частной жизни виновного), который применяется, если преступление незначительно по степени и характеру общественной опасности, совершено впервые, преступник и его поручители обещают не допустить повторного совершения деяния, принесли свои извинения. В таком случае, как это определяет закон, потерпевший и свидетели должны воздержаться от публичного разглашения сведений об особенностях процесса, совершенном деянии, личности правонарушителя, чтобы не опорочить дальнейшую репутацию виновного.
В арабской культуре существует свой традиционный институт примирения (хамалах, hamalah), действующий с древнейших времен и базирующийся на племенных обычаях, когда группа известных либо авторитетных людей посвящает себя процедурам примирения. Действуют эти люди на добровольной основе и, кроме примирительных процедур, осуществляют передачу, управление, получение денежных средств, которые государство, благотво-
рительные либо международные организации выделяют для жертв преступлений и совершения медиаций [20, р. 20-24]. Ряд арабских государств использует при разрешении уголовно-правовых споров поручительство (кафала, каТа!а) - прекращение официальной процедуры привлечения к уголовной ответственности под гарантии кого-либо. Данная концепция заимствована из теории частного права и предполагает отсрочку наказания на определенный период исправления.
Поручитель (каА!) принимает на себя установленные законом обязанности на срок, определяемый судом или полицией. Поручительство может быть персональным - человек поручается лично, под гарантии своего доброго и честного имени, либо под финансовые гарантии, что сходно с залогом в российском уголовном процессе. Личным поручителем могут быть члены семьи, близкие друзья, соседи или уважаемые и добропорядочные граждане города или селения. Поручительство сходно с Иата!аИ, однако отличие заключается в том, что Иата!аИ осуществляется посредством поручительства общественной организации или учреждения. Исламские государства поддерживают своих граждан, которые из добродетельных побуждений выступают финансовыми гарантами лиц, совершивших преступление.
Таким образом, примирительные процедуры в уголовно-правовых практиках мусульманских государств имеют двойное содержание: а) общее - это прекращение конфликта и мирное урегулирование; б) специальное - достижение контролируемого соглашения между сторонами при наличии обязательной компенсации потерпевшему или членам его семьи. Здесь четко просматривается аналогия между нарушением гражданско-правового договора и компенсацией за такое нарушение. В нашем случае таковым является договор между человеком и Богом о запрете греховных (преступных) деяний, которому должны следовать мусульмане в рамках шариата. Рассмотрение примирительной процедуры можно закончить словами ученого-правоведа Каэат (1191), который объяснил ее тем, что Ислам принес посредством компенсации и примирительной процедуры баланс между иудаистским и христианским теолого-правовыми подходами. Тора устанавливала для жертвы только месть посредством наказания - жизнь за жизнь, око за око, а Евангелие предлагало для жертвы прощение, когда Ислам, сбалансировав эти два подхода, предложил принять третий, который стоит между возмездием и помилованием [21, р. 238-240].
155
Помилование (прощение) (афоу, аЮи), упоминаемое 35 раз в Коране, - это обыкновенное прощение без условий и получения взамен какой-либо платы. По мнению мусульманских юристов, помилование - это высшее проявление благочестия, имеющее приоритет над (дией, ^уа) компенсацией и (сулх, эи!И) примирением, и помиловать можно виновного, совершившего любые виды преступных деяний (за исключением худдуд, Шоиф [22, р. 145-146]. По мнению Абу Ханифы (699-767), присутствие родственников убитого при казни необходимо потому, что, видя человека, готовящегося к смерти, возможно принять решение о помиловании и изменении наказания, а в отсутствие наследников смертная казнь не исполняется [13, с. 84-85]. Существует научная позиция, согласно которой помилование может применяться только за совершение преступных деяний, посягающих на общественные права и интересы, а если деяние направлено против личности, то необходимо прощение со стороны потерпевшего [23, с. 124-130].
Различается объективное и субъективное помилование. К первому относится помилование за совершение деяния, которое посягает на интересы государства и общества, при отсутствии реальных жертв. В таких случаях помилование - прерогатива государства. Во втором случае это называется прощением и является правом жертвы, получившей ранения, пережившей страдания и иной физический ущерб в результате противоправных действий правонарушителя, и если это происходит, то виновное лицо освобождается от любого вида наказания и компенсации. Такое правило действует даже в случае наступления летального исхода в результате причиненных телесных повреждений, если потерпевший успел до наступления смерти простить преступника. В таком случае суд должен утвердить такое решение, даже если семья погибшего настаивает на наказании.
Если жертва умрет или не способна осознавать происходящее и руководить своими действиями по причине малолетнего возраста или невменяемости, то принять решение о прощении может семья при условии, что существует консенсус, либо при наличии согласованной позиции большинства. Здесь также существуют различные точки зрения на то, какой круг лиц относится к понятию «семья»: одни ученые считают, что это только прямые наследники -взрослые дети и внуки, родители, дедушки и бабушки, мужья и жены, другие - что к понятию семьи относятся и племянники, дяди, двоюродные братья, третьи, готовы включить сюда любых родственников и лидеров племени [16, р. 186].
По мнению ученых, государство в лице судебной власти или главы государства может помиловать преступника, который причинил вред здоровью различной тяжести или смерть при следующих условиях: а) когда преступное деяние совершено по неосторожности; б) когда виновный превысил пределы необходимой обороны; в) когда потерпевший своим поведением провоцировал преступника; г) если причиненный вред жизни или здоровью произошел в момент, когда жертва была застигнута при сексуальных сношениях с женой виновного [24, р. 124-125]. Помилование в таких случаях предполагает только исключение наказания, определяемого уголовным законодательством, но наследники потерпевшего сохраняют право на полную компенсацию (дияй, ^уа) или примирение с частичной компенсацией (сулх, эи!И). Однако Хамави (А. Иаташ1) считает, что государство не может помиловать при причинении вреда здоровью, потому что нарушены частные права и интересы, соответственно, правом прощения обладает только потерпевший [3, р. 487-507].
Раскаяние (покаяние) (тауба, 1ашЬа) - действие, показывающее сожаление по поводу совершенного греховного поступка и искупление вины. Раскаяние не просто религиозная категория, хотя данное действие упоминается в Коране 68 раз, его можно назвать одним из «обстоятельств, исключающих уголовную ответственность». Смысл раскаяния заключается в том, что если лицо, совершившее преступление, которое не раскрыто, восстановит все нарушенные преступным деяниям права и интересы потерпевшего, а также в дальнейшем компенсирует ущерб и издержки, то суд должен освободить виновного от наказания либо заменить его на более мягкое [25, р. 150-153]. Раскаяние (покаяние) исключает применение наказания даже за деяния категории худдуд. Так, если лицо, участвующее в мятеже, раскаялось и отказалось от дальнейшей противоправной деятельности, то виновный не подвергается смертной казни. Аналогичной позиции придерживаются исламские правоведы относительно лица, совершившего кражу, которое, раскаявшись, возместило ущерб, вернуло похищенное, компенсировало издержки. К такому виновному лицу наказание в виде отсечения руки не применяется. Раскаяние (покаяние) отличается от прощения (помилования), последнее является желанием жертвы. Еще в XIII в. ученым-правоведом (М. Беп^ата) были сформулированы основания для судов считать раскаяние (покаяние) законным и обоснованным: 1) виновный
156
обязан принести извинения жертве; 2) принятие виновным обязательств не совершить после вынесения судом решения любого преступления; 3) возвращение имущества потерпевшему или выплата компенсации либо обещание компенсировать ущерб сразу при возникновении такой возможности; 4) обещание не совершать в дальнейшем таких действий, которые могут вызвать подозрения; 5) добродетельно и добропорядочно себя вести [3, р. 495-496]. Раскаяние (покаяние) занимает много места в криминологических теориях мусульманских государств, порождая различные предложения законодателям, которые предлагают раскаявшихся преступников освобождать от наказания и заменять наказание, связанное с изоляцией от общества, на более мягкое [25, р. 154-158]. Освобождение раскаявшегося должно происходить независимо от тяжести совершенного преступления.
При раскаянии виновного государство обязано предпринимать все меры для сохранения в тайне (сатр, эа1г) информации о личности виновного и преступном деянии, что считается важным фактором сдерживания криминальной активности. Сохранение в тайне обеспечивается свидетелями, полицией, судьями и даже правонарушителями. Так, при совершении преступного деяния, затрагивающего интересы общественной группы, виновному не рекомендуется разглашать ставшую ему известной информацию, даже если он хочет покаяться, а при совершении деяния, затрагивающего частные интересы, виновному рекомендуется восстановить нарушенные права собственника, извиниться и попросить прощения. Последние действия могут быть сделаны либо самим виновным, либо медиатором. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что таким образом минимизируются последствия наказания: а) виновные и их семьи сохраняют репутацию и не подвергаются стигматизации; б) преступник раскаивается, приносит свои извинения и восстанавливает нарушенные права. Сатр не преследует целей укрывательства опасных преступников, граждане исламских государств обязаны давать показания, если это им предписывается законом либо обосновывается показаниями свидетелей.
Заглаживание вины (кафара, каТага) - это совершение виновным лицом конкретных действий, удостоверяющих (подтверждающих) раскаяние [13, с. 96-97]. Данный уникальный метод давно известен исламской юриспруденции. Он предусматривает выполнение общественно полезных, закрепленных нормами
шариата и утвержденных судом поведенческих актов [3, р. 498-499]. Так, лицо, совершившее убийство непреднамеренно или по ошибке, после принесения извинений должно было либо освободить раба, либо накормить 60 бедных, либо соблюсти пост в течение двух месяцев.
Последний способ, применяемый в исламских уголовно-правовых практиках, - предупреждение (хисба, ЫэЬа) - это форма психологического воздействия на лицо, виновное в совершение преступления небольшой тяжести. Цель - предупреждение совершения повторного деяния. Данный вид наказания объявляется судьей в зависимости от обстоятельств совершенного деяния, личности правонарушителей, возраста и семейного положения и т.п. В зависимости от правовой школы в настоящее время используются различные варианты предупреждения - это может быть судебное уведомление, в котором указано, что суду известно о преступлении, и суд официально уведомляет виновного воздержаться впредь от совершения однородных и тождественных деяний, либо официальное сообщение посредством телефонной связи, либо в суде лично виновному [15, р. 210-212]. Практикуется предупреждение в виде разъяснения полицией уголовно-правовых последствий виновному посредством религиозных, культурологических и иных образовательных методов.
Рассмотрев религиозно-правовые практики разрешения криминального конфликта, которые существуют в законодательстве исламских государств, необходимо отметить следующие особенности:
1) уголовное законодательство не просто устанавливает механизмы разрешения споров и выступает инструкцией, определяющей порядок действий, но совместно с правоприменительной практикой формирует механизм социальных связей и обязанностей, базирующихся на социальном контроле, осуществляемом посредством выплат финансовых средств виновным жертве, формирования «чувства долга» у лица, совершившего преступления, перед общиной либо группой лиц, которые поручились за его дальнейшую реинтеграцию;
2) уголовная политика исламских государств преследует цель минимизации применения тюремного наказания, уделяя большее внимание перевоспитанию преступника, исправляя его традиционно-религиозным воздействием, демонстрируя социуму образец мусульманского поведения;
3) примирительные процедуры в уголовно-правовых практиках мусульманских государств имеют двойное содержание: а) общее - это прекращение конфликта и мирное урегулиро-
157
вание; б) специальное - достижение контролируемого соглашения между сторонами при наличии обязательной компенсации потерпевшему или членам его семьи;
4) основная идея криминологической политики - это ресоциализация как базовый прин-
1. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2010.
2. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. для магистров / под ред. И.Д. Козочкина. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
3. Mutaz M. Qafisheh Restorative Justice in the Islamic Penal Law: A Contribution to the Global System // International Journal of Criminal Justice Sciences (IJCIS). Vol 7. Issue January - June 2012. P. 487-507.
4. Pakistan Penal Code (Act XLV of 1860, October 6th), Amended by: Protection of Women (Criminal Laws Amendment) Act of 2006, Criminal Laws (Amendment) Act of 2004, Criminal Law (Amendment) Ordinance LXXXV of2002, Criminal Laws (Reforms) Ordinance LXXXVI of 2002, etc. URL: www.pakistani.org/Legislation
5. Afghanistan Penal Code. Issue № 13. Serial № 347. Date: 15 Mizan 1355 (7 October 1976). Official Publication of the Government of the Republic of Afghanistan. URL: www.unodc.org/ tldb/showDocument.do?documentUid=2100
6. Советский энциклопедический словарь. М., 1979.
7. Философский энциклопедический словарь / ред. С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев. 2-е изд. М., 1989.
8. Торнау Н. Особенности мусульманского права. СПб., 1892.
9. Исламское право: учеб. пособие; согласно фетвам аятоллы сейид Али Хусейни Хаменеи / пер., пред. и коммент. Н.А. Зейналова. М., 2010.
10. Артемов В.Ю. Основные институты мусульманского уголовного права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
11. Амир Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: Основные институты общей части: дис. . канд. юрид. наук. М., 1999.
12. Ильяс Айюб. Наказание по уголовному праву Сирии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.
13. Халиль Х.Х. Система наказания по мусульманскому уголовному праву: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2008.
цип мусульманской уголовной юриспруденции, предполагающая формирование у преступной личности сожаления и раскаяния о совершенном деянии, а у общества уверенности, что следование религиозно-традиционным нормам уменьшает криминогенную мотивацию.
1. Criminal law of foreign countries. General and Special parts / ed. by I.D. Kozochkin. Moscow, 2010.
2. Criminal law of Foreign countries. General and Special parts: textbook for magisters / ed. by I.D. Kozochkin. Moscow, 2013.
3. Mutaz M. Qafisheh Restorative Justice in the Islamic Penal Law: A Contribution to the Global System // International Journal of Criminal Justice Sciences (IJCIS). Vol 7. Issue January - June 2012. P. 487-507.
4. Pakistan Penal Code (Act XLV of 1860, October 6th), Amended by: Protection of Women (Criminal Laws Amendment) Act of 2006, Criminal Laws (Amendment) Act of 2004, Criminal Law (Amendment) Ordinance LXXXV of2002, Criminal Laws (Reforms) Ordinance LXXXVI of 2002, etc. URL: www.pakistani.org/Legislation
5. Afghanistan Penal Code. Issue № 13. Serial № 347. Date: 15 Mizan 1355 (7 October 1976). Official Publication of the Government of the Republic of Afghanistan. URL: www.unodc.org/ tldb/showDocument.do?documentUid=2100
6. Soviet encyclopedia. Moscow, 1979.
7. Philosophic encyclopedia / ed. by S.S. Averintsev, A.A. Arab-Ogly, L.F. Ilichev. Moscow, 1989.
8. Tornau N. Special aspects of Islamic law. St. Petersburg, 1892.
9. Islamic law: study aid; accordant fatwa Ayatollah Hominy / transl. by N.A. Zeinalov. Moscow, 2010.
10. Artemov V.Yu. Basic institutes of Muslim criminal law: diss. ... Master of Law. Moscow, 2008.
11. Amir Omar Ahmed. Development of Sudan criminal law: Main institutes of the General part: diss.... Master of Law. Moscow, 1999.
12. Ilias Aube. Punishment in Syria criminal law: auth. abstr.... Master of Law. Moscow, 1990.
13. Hallie H.H. System of penalties in Muslim criminal law: diss.... Master of Law. Makhachkala, 2008.
14. Maharamov I.A. Punishment in Muslim criminal law: diss. ... Master of Law. Moscow, 2009.
15. Wasti Tahir. The application of Islamic criminal law in Pakistan: Sharia in practice. Leiden, 2009.
158
14. Махарамов Я.А. Наказание по мусульманскому праву: понятие, цели, виды: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
15. Wasti Tahir. The application of Islamic Criminal Law in Pakistan: Sharia in practice. Leiden, 2009.
16. Khan M. Mohammad Taimur. The Pakistan Penal Code (Act XLV of 1860) / 1st ed. [2002] as amended up-to-date with latest comments / by M. Mohammad Taimur Khan. Lahore, 2002.
17. Abdelbaki M. The Koran Words Index. Cairo, 1996.
18. Camilo Gomez-Rivas. Law and the Islamization of Morocco under the Almoravids: the fatwas of Ibn Rushd al-Jadd to the far Magrib. Leiden-Boston, 2015.
19. Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права. Уфа, 2003.
20. Shalhob N., Abdelbaqi M. Tribal Justice and Its Effect on Formal Justice in Palestine. Birzeit, 2003.
21. Rahami M. Islamic Restorative Traditions and Their Reflections in the Post Revolutionary Criminal Justice System of Iran // European Journal of crime, Criminal Law and criminal Justice. № 42 (3). 2007. Р. 227-248.
22. Esmaeli H., Gans J. Islamic Law Across Cultural Borders: The Involvement of Western Nationals in Saudi Murder Trials //Denver Journal of International Law and Policy. Vol. 28. № 2. 2000. Р. 145-174.
23. Раджабова Э.Ш. Институт наказания по мусульманскому праву // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 1. C. 124-130.
24. Hanif C.M., The Pakistan Penal Code, 1860 (Act no. XLV of 1860): up-to-date and exhaustive latest commentary. Lahore, 1996.
25. Fadel Mohammad. The True, the Good and the Reasonable: The Theological and Ethical Roots of Public Reason in Islamic Law //Canadian Journal of Law and Jurisprudence. 2008. № 21. Р. 142-168.
16. Khan M. Mohammad Taimur. The Pakistan Penal Code (Act XLV of 1860) / 1st ed. [2002] as amended up-to-date with latest comments / by M. Mohammad Taimur Khan. Lahore, 2002.
17. Abdelbaki M. The Koran Words Index. Cairo, 1996.
18. Camilo Gomez-Rivas. Law and the Islamization of Morocco under the Almoravids: the fatwas of Ibn Rushd al-Jadd to the far Magrib. Leiden-Boston. 2015.
19. Gilyazytdinova R.H. Legal nature of Muslim law. Ufa, 2003.
20. Shalhob N., Abdelbaqi M. Tribal Justice and Its Effect on Formal Justice in Palestine. Birzeit, 2003.
21. Rahami M. Islamic Restorative Traditions and Their Reflections in the Post Revolutionary Criminal Justice System of Iran // European Journal of crime, Criminal Law and criminal Justice. № 42 (3). 2007. P. 227-248.
22. Esmaeli H., Gans J. Islamic Law Across Cultural Borders: The Involvement of Western Nationals in Saudi Murder Trials // Denver Journal of International Law and Policy. Vol. 28. № 2. 2000. P. 145-174.
23. Radjabova A.Sh. Institute of punishment in Muslim law // Magazine of foreign and comparative legal science. 2015. № 1. P. 124-130.
24. Hanif C.M., The Pakistan Penal Code, 1860 (Act no. XLV of 1860): up-to-date and exhaustive latest commentary. Lahore, 1996.
25. Fadel Mohammad. The True, the Good and the Reasonable: The Theological and Ethical Roots of Public Reason in Islamic Law //Canadian Journal of Law and Jurisprudence. 2008. № 21. P. 142-168.
159