Научная статья на тему 'Классификация наказаний по мусульманскому уголовному праву'

Классификация наказаний по мусульманскому уголовному праву Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3896
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация наказаний по мусульманскому уголовному праву»

снижению его способности к физическому и моральному сопротивлению, или заставляющее жертву действовать против своей воли или совести.

При рассмотрении вопроса о том, является ли наказание или обращение унижающим достоинство в контексте ст. 1 Конвенции ООН против пыток и других международно-правовых документов, необходимо учитывать, было ли при этом целью унижение или запугивание индивида, а также оказывают ли они воздействие на личность, несовместимое с принципами международного права.

Такие факторы, как пол и возраст жертвы, могут оказать значительно большее влияние на признание обращения унижающим достоинство, бесчеловечным или даже пыткой, поскольку процесс оценки имеет субъективный характер. Думается, в данном случае может быть достаточно и того, что жертва ощущает себя униженной в своих собственных глазах.

Я.А. Махарамов,

аспирант МГЮА

КЛАССИФИКАЦИЯ НАКАЗАНИЙ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

В регулировании института наказания проявляется содержание и направленность уголовной политики того или иного мусульманского государства. Однако нередко достаточно проанализировать систему и виды наказаний, чтобы определить характер уголовной политики, который может быть светским, как в большинстве мусульманских стран, или религиозным, т.е. основанным на шариате, как, например, в Саудовской Аравии, Йемене, Судане, Мавритании и т.д.

Наказание по-прежнему является одним из основных средств борьбы с преступностью, которая в мусульманских странах обнаруживает тенденцию к росту, особенно в аспекте убийств и в сфере экономики. Наказание выполняет важную предупредительную роль. Для большинства членов общества достаточно обнародования уголовного закона или приговора, для некоторых требуется практическое применение наказания.

В данном определении речь идет как об отклонении от любых норм, регулирующих взаимоотношения людей, так и о нарушениях религиозных обязанностей, многие из которых приобрели правовой характер. Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии с принятой классификацией система мусульманского права не знает строгих различий между санкциями за нарушение отдельных категорий норм и включает в себя единую от-

расль уголовного права. Классифицируя виды правонарушений, мусульманские юристы учитывают такое разграничение, но проводят его с учетом не только и не столько общественной опасности или характера нарушенной нормы, сколько иных критериев, среди которых важное значение придается чисто религиозным моментам. В этом наглядно отражаются как зависимость оценки поведения мусульманина от степени соответствия его «воле Аллаха», закрепленной в той или иной форме, так, в конечном счете, и религиозная природа мусульманского права в целом.

Авторитетные мусульманские правоведы Средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского уголовного права. В основу большинства из них кладутся два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. Наибольшее распространение получила классификация, согласно которой все правонарушения подразделяются на три группы. Первая из них включает преступления, представляющие наибольшую общественную опасность, посягающие на «права Аллаха» (т.е. интересы всей мусульманской общины). Они наказываются точно определенной санкцией худдуд. Вторая объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас или дийа), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью категорию составляют все иные правонарушения, которые наказываются не жестко установленной санкцией — тазир и могут затрагивать как «права Аллаха» (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы.

Наказания категории худдуд — это наказания, предусмотренные шариатом за совершение определенных преступлений, объектом посягательства которых считается право Аллаха, установленное для защиты общества. Определение этого наказания как права Аллаха означает, что никто не имеет права заменить его другим наказанием или смягчить его, или помиловать осужденного к такому наказанию1.

Такой вид наказаний определяется в Коране или в Сунне абсолютно точно. Однако мусульманские ученые-юристы не единодушны в том, какие конкретные правонарушения должны быть включены в данную категорию преступления. Большинство исследователей полагают, что к ним относятся пять наиболее общественно-опасных деяний: прелюбодеяние, разбой, кража, употребление спиртных напитков и бунт.

На наш взгляд, интересным будет рассмотреть и дать краткий анализ каждому из этих общественно-опасных деяний по отдельности.

1 Набиль Абдельрахман Аль-Ассуми. Преступление и наказание по уголовному праву Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 127.

Прелюбодеяние. К числу наиболее опасных преступлений мусульманско-правовая теория относит прелюбодеяние — внебрачные половые отношения. Согласно исламу половые отношения разрешаются только для супругов. Христианство также рассматривает внебрачные половые контакты как грех, но уголовная ответственность за прелюбодеяние абсолютно чужда европейскому праву, особенно на современном этапе развития общества. Под уголовно-наказуемым прелюбодеянием, влекущим наказание худдуд, в шариате понимается совершение запрещенного полового акта. Особая общественная опасность данного преступления по мусульманскому праву обусловлена тем, что оно посягает на одну из основных охраняемых законом ценностей — продолжение рода, угрожая одновременно устоям морали и интересам семьи. Не случайно, в Коране можно найти немало стихов, резко осуждающих прелюбодеяние. В нем также содержится обращенное к мусульманам решительное требование избегать этого греха: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость и плохая дорога!» (XVII, 34/32). Одновременно Коран предусматривает строгую и определенную меру наказания за это преступление: «Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих (XXIV, 2)».

Разбой. Под разбоем в мусульманском уголовном праве понимается нападение на купцов, караваны и т.п. в дороге, в пути, в неких безлюдных местах с целью завладения их имуществом1. Объектом посягательства здесь являются не только личность и собственность, но и интересы гражданского оборота и общественной безопасности. Разбой в таком понимании нарушает свободу торговли и поселяет страх в душах купцов караванов и т. п. Определенная мера наказания (худдуд) за разбой установлена в Коране, и норма звучит следующим образом (достаточно, впрочем, расплывчато и неоднозначно): «Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Этот для них — позор в ближайшей жизни, а в последней — для них — великое наказание, — кроме тех, которые обратились прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах прощающий, милосердный!» (Сура 5 «Трапеза», стихи 37(33)—38(34)).

Кража. Кража в мусульманском уголовном праве — это завладение имуществом, принадлежащим другому лицу, и стоимость которого либо

1 Иефрейх Н.Ю. Ответственность за преступления против собственности. М., 1989. С. 129.

равна, либо превышает определенный минимум1. Имущество должно быть похищено тайно, виновный должен получить возможность полного обладания и распоряжения им. Определенное наказание (худдуд) в виде отсечения руки за кражу установлено в Коране, и кораническая норма звучит следующим образом: «Вору и воровке отсекайте их руки и воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине Аллах — Великий, Мудрый! А кто обратится после своей несправедливости и исправит, то Аллах обратится к нему. Поистине Аллах — Прощающий, Милосердный!»2.

Употребление спиртных напитков. Резко отрицательное отношение ислама к употреблению спиртных напитков, как отмечают современные исследователи, объясняется тем, что такое действие посягает на интеллект, представляющий собой одну из защищаемых исламом ценностей и без которого немыслима вера в Аллаха. Вместе с тем, порицая в ряде своих стихов употребление алкогольных напитков, Коран не предусматривает определенного наказания за этот грех. Поэтому среди мусульманских правоведов имеются расхождения во мнении относительно его включения в ту или иную категорию правонарушений. Большинство полагают, что употребление алкоголя является преступлением худдуд, поскольку сунна фиксирует точную меру наказания за него.

Согласно одному из преданий, Пророк требовал подвергать тех, кто употребляет спиртное, телесному наказанию и даже применять к ним смертную казнь, если данное преступление совершено в четвертый раз. Другое предание гласит, что Пророк лично наказывал пьяниц 40 ударами лишенной листьев пальмовой ветви. Аналогичным образом поступал и его первый преемник — Абу Бекр. Следующий за ним халиф Омар, посоветовавшись со своими сподвижниками и принимая во внимание участившиеся случаи употребления алкогольных напитков, ужесточил наказание за это преступление до 80 ударов по аналогии с карой за ложное обвинение в прелюбодеянии на том основании, что пьяный не разумеет смысла своих слов и распространяет ложь и клевету.

Бунт. Бунт — это умышленное насильственное свержение или попытка свержения законного главы исламского государства и законной власти3. Бунтовщик или мятежник есть тот, кто хотя и остается верным исламу, но не признает власти законного правителя и отказывается исполнять обязательства, налагаемые религией 4.

1 Islamic Criminal Law and Procedure. New York. 1988. P. 45.

2 Cypa 5 «Трапеза», стихи 42(38) — 43(39).

3 Islamic Criminal Law and Procedure. New York. 1988. P. 49.

4БергЛ.В.Ч. Основные начала мусульманского права. СПб., 1882. C. 141.

По мнению большинства исследователей, попытка свержения главы государства, неповиновение властям и иные виды антигосударственной де-ятельнос-ти, посягающие на основы мусульманского общественного и политического строя, подрывающие освещенные шариатом устои мусульманского правления, относятся к числу особо опасных государственных преступлений, за которые Коран и сунна установили точную меру наказания (худдуд) в виде смертной казни. В подтверждение своего вывода сторонники этой позиции приводят следующее достаточно расплывчатое положение Корана: «И если два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны, ведь Аллах любит беспристрастных!» (ХЫХ, 9). Имеется немало преданий о том, что Пророк требовал убивать тех, кто пытается сеять раздор в общине и не подчиняется властям. Подчеркивается, что правитель должен сначала принять меры для убеждения бунтовщиков в необходимости повиновения властям. Но если такая попытка оказывается безуспешной, то решительное преследование и казнь смутьянов является законной обороной со стороны мусульманского государства и справедливой войной во имя интересов всех мусульман с целью предотвращения агрессии против общины.

Наказания категории кисас или дийа. Обратимся ко второй группе преступлений по мусульманскому уголовному праву. В нее включаются преступления, за которые шариат устанавливает точную санкцию — кисас, означающую, по общепринятому определению, «возмездие», т.е. наказание, «равное» по тяжести совершенному противоправному деянию. В общем виде данный принцип получил закрепление в Коране, который, в частности, предусматривает: «Кто же преступает против вас, — то вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас...» (II, 190 (194)). «И воздаянием зла — зло, подобное ему» (ХШ, 38 (40)).

Кисас — наказание за убийство и другие телесные повреждения. Он восходит к древним нормам Талиона, несколько измененным и смягченным исламом.

Кисас в исламе является наказанием за преступление, которое направлено против частного лица и имеет частный характер. Наказание кисас состоит в причинении виновному того же вреда, который он причинил потерпевшему. Это право частного лица, применяемое в случаях убийства или нанесения телесных повреждений. Главное условие применения кисас заключается в том, что вред, причиняемый виновному в качестве наказания кисас, не должен превышать того вреда, который он причинил потерпевшему.

Источники наказания категории кисас — Коран и сунна. В Коране в суре 2 «Корова» (стихи 178, 179) говорится: «О те, которые уверовали: Предписано Вам возмездие за убитых, свободный — за свободного и раб — за раба и женщина — за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то следование по обычаю и возмещение ему в благе. Это облегчение от Господа вашего и милость; а кто преступит после этого для него — наказание болезненное. Для Вас в возмездии жизнь, о обладающие разумом — может быть, Вы будете богобоязненны».

Наказанием за совершение намеренного преступления против жизни и здоровья взамен смертной казни может быть выплата виновным или его семьей денежной компенсации («кровавых денег», дийи) потерпевшему или его семье.

Дийа — это плата за кровь, компенсация за убийство, ранение или увечье. Вопросы дийа затрагиваются всеми разделами ал-Фикха (исламское право), но в основном трактуются разделом укубат (мусульманское право).

1. Дийа выплачивается за убийство ради погашения кровной мести, если наследники убитого согласны на это.

2. Дийа выплачивается за ранение или увечье ради избавления от наказаний (кисас), если с этим согласен пострадавший и его родственники.

3. Дийя выплачивается при случайных убийствах, ранениях или увечьях, за которые никакое иное наказание не налагается; если виновный сам не может выплатить дийя, недостающие средства собираются с его родичей.

Полная дийя — 100 верблюдов или 200 голов крупного рогатого скота, или две тысячи овец, или одна тысяча динаров (или эквивалент в других деньгах), или 10 тысяч дирхамов (или эквивалент), или 200 кусков дорогой ткани, каждый из которых достаточен для изготовления одежды 1.

Представители ханбалитского мазхаба, тем не менее, полагают, что родственники потерпевшего в случае намеренного убийства (катель аль’ амд) вправе торговаться с убийцей о сумме дийи. Несколько иной подход исповедуется ханифитской и маликитской школами: они считают, что изначально у потерпевшей стороны есть только право потребовать смертной казни или полностью простить осужденного, а дийа может быть принята лишь при согласии виновного уплатить ее. Допускалось, впрочем, прощение преступника и без принятий дийа. Более того, по мнению всех крупнейших мусульманских правоведов, прощение преступника, совершившего умышленное убийство, предпочтительнее его наказания. При этом они ссылаются на достаточно абстрактные стихи Корана, обосновывающие возможность освобождения убийцы от ответственности в результате снис-

1 Рахманов А.Р. Исламское право. «Янги аср авлодий». Ташкент, 2003. С. 327.

хождения наследников убитого: «А если вы извините, то это ближе к богобоязненности. Не забывайте благости между собой, — ведь Аллах видит то, что вы делаете!..» (II, 238/237). «И устремляйтесь к прощению от вашего Господа.» (III, 127/133). «Но кто простит и уладит, — награда его у Аллаха. Он ведь не любит несправедливых!» (ХЬП, 38/40). Правда, если у убитого не осталась наследников, и право на наказание преступника перешло к правителю, то последний не мог простить убийцу, но был вправе заменить смертную казнь выкупом за кровь1.

Наказания категории тазир. Тазир (удержание) — это назидательное наказание за нарушение общественного порядка (неподчинение властям, вызывающее поведение и хулиганство, базарная кража, мелкое мошенничество и т.п.). Тазир налагается либо по приговору суда, либо по решению правителя или полицейского начальника (мухтасиба)2.

Теория мусульманского уголовного права определяет тазир в качестве наказания, точно не установленного Кораном, сунной или единогласным мнением муджтахидов3 (иджма4) и применяемого за совершение преступлений, которые могут затрагивать как «права Аллаха» (всей общины), так и частные интересы. Сюда относятся и смертная казнь, и бичевание, и штрафы, и тюремное заключение, и конфискация имущества, и иные виды наказания, существующие в мусульманских государствах. В отличие от преступлений предыдущих двух категорий, ответственность за которые определяется с учетом лишь объективной их стороны, меры наказания за совершение иных проступков варьируются в зависимости не только от их объективных, но и от субъективных признаков. Такие меры наказания и именуются «тазир». Мусульманские правоведы подчеркивают, что принципиальная важность такого наказания основывается на отдельных положениях Корана, многих преданиях и подтверждается единогласным мнением муджтахидов5.

Помимо того, что назидательное наказание тазир полагается за совершение всех преступлений, кроме семи упомянутых в самом Коране или Сунне и «кровавых преступлений» (убийство и нанесение ранений), назидательному наказанию может быть подвергнуто лицо, совершившее какое-либо из упомянутых преступлений, если по тем или иным причинам определенное наказание (худдуд) или воздаяние равным (кисас) наложены быть не могут. Например, при краже запрещенного имущества или имущества,

1 СюкияйненЛ.Р. Мусульманское право. М., 1986. С. 194.

2 Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1993.

3 Муджтахид — участник джихада, борец за веру.

4 Иджма — согласное мнение наиболее авторитетных знатоков исламских наук.

5 Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 196.

стоимости которого меньше установленного минимума, в случаях прощения виновного потерпевшей стороной и т.п.

Наказания категории тазир отличаются от наказаний двух предыдущих категорий следующим:

а) они определяются относительно, т.е. устанавливается минимальный и максимальный пределы наказания. Кроме того, за совершение преступлений данной категории могут назначаться разные виды наказания;

б) при назначении наказаний категории худдуд, кисас или дийа личность преступника полностью игнорируется, а при назначении наказания категории тазир личность преступника находится в центре внимания; учитывается также тяжесть содеянного;

в) осужденного к наказанию категории худдуд или кисас государство помиловать не может, но оно может помиловать осужденного к наказанию категории тазир.

Мы заканчиваем рассмотрение такого непростого института, как классификация наказаний по мусульманскому уголовному праву. В нашем исследовании мы попытались объективно разобраться, что собой представляет классификация наказаний в настоящее время в мусульманском мире и насколько она необходима с точки зрения целей уголовного права.

Мусульманское право предусматривает жестокие и устрашающие наказания, имеющие ярко выраженный карательный характер. Такое наказание, во-первых, имеет своей целью не исправление преступника, не изоляцию его от общества, а является возмездием за совершенное противоправное деяние; во-вторых, выполняет профилактические функции, устрашая население путем публичных казней и экзекуций. Из этого следует, что наказание в мусульманских государствах является одним из видов борьбы с преступностью. Особенность такой борьбы заключается в том, что преступник лишается физической возможности совершения последующих преступлений либо путем его уничтожения — смертной казни, либо путем членовредительных наказаний. Публичное исполнение жестоких наказаний психологически уничтожает преступные намерения у лиц, стоящих на преступном пути. Таким образом, исламская концепция борьбы с преступностью, возникшая в арабском халифате, заключается в уничтожении преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.