Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей по законодательству некоторых зарубежных стран'

Уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей по законодательству некоторых зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
средства платежа / подделка / знаки оплаты / средства доступа / орудия подделки / реквизиты платёжных карт / payment means / forgery / payment signs / means of access / tools of forgery / payment card details

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Андреевна Иванова

В статье анализируется законодательство некоторых стран романо-германской, скандинавской, англосаксонской и дальневосточной правовых семей, устанавливающее ответственность за совершение неправомерного оборота средств платежей и иных деяний в данной сфере. Выявляются сходства и различия в подходах, используемых в уголовных кодексах, особенно в отношении предметов преступления, а также в отношении действий, составляющих объективную сторону деяния. Предлагается криминализация некоторых действий в Российской Федерации, дополнение перечня предметов преступления и использование существующих в зарубежном законодательстве терминов в целях совершенствования отечественного законодательства и разъяснения практики его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal liability for illegal circulation of payment means under the legislation of some foreign countries

The article analyzes the legislation of some countries of the Romano-German, Scandinavian, Anglo-Saxon and Far Eastern legal families, which establishes responsibility for the commission of illegal circulation of payment means and other acts in this area. The similarities and differences are revealed in the approaches used in the criminal codes, especially in relation to the objects of the crime, as well as in relation to the actions that constitute the objective side of the act. It is proposed to criminalize some actions in the Russian Federation, supplement the list of objects of crime and use terms existing in foreign legislation in order to improve domestic legislation and clarify the practice of its application.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей по законодательству некоторых зарубежных стран»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 226 — 229. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 226 — 229. Научная статья УДК 34

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-226-229

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-134 MOSURED: 77/27-008-2021-05-333

Уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей по законодательству некоторых зарубежных стран1

Екатерина Андреевна Иванова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, lubomirki@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется законодательство некоторых стран романо-германской, скандинавской, англосаксонской и дальневосточной правовых семей, устанавливающее ответственность за совершение неправомерного оборота средств платежей и иных деяний в данной сфере. Выявляются сходства и различия в подходах, используемых в уголовных кодексах, особенно в отношении предметов преступления, а также в отношении действий, составляющих объективную сторону деяния. Предлагается криминализация некоторых действий в Российской Федерации, дополнение перечня предметов преступления и использование существующих в зарубежном законодательстве терминов в целях совершенствования отечественного законодательства и разъяснения практики его применения.

Ключевые слова: средства платежа, подделка, знаки оплаты, средства доступа, орудия подделки, реквизиты платёжных карт

Для цитирования: Иванова Е.А. Уголовная ответственность за неправомерный оборот средств платежей по законодательству некоторых зарубежных стран // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 226—229. Э01: 10.24411/2312-0444-2021-5-226-229.

Original article

Criminal liability for illegal circulation of payment means under the legislation of some foreign countries

Ekaterina A. Ivanova

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia, lubomirki@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the legislation of some countries of the Romano-German, Scandinavian, Anglo-Saxon and Far Eastern legal families, which establishes responsibility for the commission of illegal circulation of payment means and other acts in this area. The similarities and differences are revealed in the approaches used in the criminal codes, especially in relation to the objects of the crime, as well as in relation to the actions that constitute the objective side of the act. It is proposed to criminalize some actions in the Russian Federation, supplement the list of objects of crime and use terms existing in foreign legislation in order to improve domestic legislation and clarify the practice of its application.

Keywords: payment means, forgery, payment signs, means of access, tools of forgery, payment card details

For citation: Ivanova E.A. Criminal liability for illegal circulation of payment means under the legislation of some foreign countries // State service and personnel. 2021. (5):226—229. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-226-229.

Неправомерный оборот средств платежей — преступление в сфере экономической де ятельности, представляющее угрозу как в целом для осуществления установленного порядка оборота средств платежей (что выступает непосредственным объектом рассматриваемого преступления), так и причиняющее ущерб имущественным интересам физических и юридических лиц (факультативному объекту). В законо-

© Иванова Е.А., 2021.

дательстве зарубежных стран очень разнятся подходы к определению предметов названного преступления.

С целью гармонизации национального законодательства, устанавливающего ответственность за неправомерный оборот средств платежей, представляется необходимым проведение сравнительно-правового анализа зарубежного законодательства в данной сфере. Так как ранее нами был рассмотрен опыт правового регулирования стран постсоветского пространства, в настоящей статье

№ 5/2021

перейдём к анализу уголовного законодательства некоторых других стран, относящихся к романо-германской, скандинавской, англосаксонской и дальневосточной правовым семьям.

В отличие от отечественного законодательства в законодательстве зарубежных стран нередко наблюдается объединение различных предметов преступления в одном составе. Так, если в УК РФ поддельные деньги и ценные бумаги являются предметом отдельного состава преступления (ст. 186 УК РФ), то в УК Республики Болгария национальные и иностранные денежные знаки, «марки для уплаты пошлины, почтовые марки, облигации, другие ценные бумаги, кредитные / расчётные карточки» выступают предметами подделки, ответственность за которую предусмотрена ст. 243 УК Республики Болгария. Помимо подделки, уголовно наказуемым в Болгарии являются следующие деяния с поддельными денежными и иными знаками: а) выпуск в обращение, использование, ввоз в страну, хранение в большом количестве (ст. 244); б) принятие и сознательный выпуск в обращение поддельных знаков в качестве подлинных после того, как лицу стало известно об их поддельности (ст. 245); в) приготовление к их изготовлению и создание сообщества с целью их изготовления или распространения (ч. 1 ст. 246). Отдельного упоминания заслуживает ч. 3 ст. 246 УК Республики Болгария, устанавливающая ответственность за изготовление, хранение и укрытие предметов, материалов и орудий, предназначенных или использованных для подделки денежных знаков [1].

Широким перечнем действий, составляющих объективную сторону деяния (подделка, переделывание, по отношению к документам — удаление обозначения о их аннулировании (§ 1 ст. 310 УК Республики Польша), выпуск в обращение, принятие, хранение, перевозка, переноска, пересылка с целью выпуска в обращение или помощь в сбыте или сокрытии (§ 2 ст. 310 УК Республики Польша)), дополнительным установлением ответственности за приготовление к преступлению, а также объединением национальных и иностранных денежных знаков с иными платёжными средствами и документами, дающими право на получение денег / содержащими обязательство по выплате капитала, процентов / удостоверяющими участие в получении прибыли или участие в компании либо в операциях с деньгами, иными платёжными средствами в качестве предметов преступления отличается уголовное законодательство Польши в рассматриваемой сфере [2].

В Уголовном кодексе Австрии от 9 января 1974 года, вступившего в силу с 1 января 1975 года, с изменениями на 2019 год установлена ответ-

ственность за такое деяние, как фальсификация и подделка знаков оплаты, принятие от другого лица такого знака оплаты с намерением их реализации в качестве подлинного, реализация и повторное использование служебного знака оплаты, удаление с него оттиска печати или штампа (§ 238 Уголовного кодекса Австрии). В Германии в § 148 УК ФРГ от 15 мая 1871 года по состоянию на 8 октября 2021 года также используется термин служебные и использованные «знаки оплаты». Стоит отметить, что законодательство Австрии, Польши и Германии в рассматриваемой сфере сближает установление ответственности, помимо самого деяния, за приготовление к подделке денег, ценных бумаг или знаков оплаты.

Продолжая отмечать особенности зарубежного законодательства, устанавливающего ответственность в сфере неправомерного оборота средств платежей, подчеркнём подход к понятию денег в ст. 387 УК Испании 1995 года — к ним относят, кроме классических металлических монет и бумажных денег (как национальных, так и иностранных денег и денег Европейского Союза), кредитные и долговые карточки, а также аккредитивы. Что касается деяния, преступным является изготовление, ввоз в страну, сбыт и распространение фальшивых денег. Т.е. специфической чертой испанского законодательства в указанной сфере является установление ответственности за ввоз в Испанию поддельных карт (в силу того, что карты также являются деньгами).

В отдельных странах неправомерный оборот средств платежей является способом совершения мошенничества. Законодательство Италии и Финляндии в рассматриваемой сфере сближает установление ответственности не только за подделку и реализацию (продажу, покупку) средств платежа, но и за их использование лицом, которое не является законным владельцем. В Италии законодатель оперирует такими терминами, как «средства доступа — это приспособления, предоставляющие право на получение наличных или оплату товаров / услуг» и «слипы с отпечатками полностью или частично поддельных карт»: оба выступают предметами преступления. Термин «средства доступа» может быть использован в российском законодательстве с целью разъяснения понятия «средства оплаты» (в случае отождествления указанных формулировок) либо в качестве обобщающего понятия для нескольких предметов преступления. Между тем «слипы» могут дополнить перечень предметов преступления.

В Финляндии отдельно установлена ответственность за превышение кредита по счёту в банке путём злоупотребления средствами платежа. Дополнительным предметом преступления в этом,

№ 5/2021

относящимся к скандинавской правовой семье, государстве выступают «средства или элементы для изготовления платёжного документа» [3].

Перейдём к анализу положений законодательства некоторых стран англо-саксонской правовой семьи. Так, в США в связи с отсутствием единой правовой системы в рассматриваемой сфере действуют:

■ ст. 224.6 Примерного УК США, принятого 4 мая 1962 года по состоянию на 7 января 2018 года, предусматривающая ответственность за незаконное использование кредитной карты: отметим, что в сравнении с УК РФ, где обязательной целью является использование или сбыт, в американском законодательстве в качестве таковой выступает получение имущества или услуг. Указанное положение обсуждается в научной литературе: учёные дискутируют на тему введения обязательной цели хищения имущества (денежных средств) / причинения ущерба, однако данная позиция не представляется обоснованной, ведь при введении указанной цели существенно сузится сфера применения ст. 187 УК РФ;

■ закон США 1984 года, устанавливающий ответственность за «мошеннические операции со средствами доступа и сопряженную деятельность» (аналогичный подход мы ранее наблюдали в законодательстве Италии и Финляндии). Отметим, что незаконным помимо изготовления, использования, торговли и владения поддельными либо незаконными средствами доступа является также «изготовление, торговля, контроль или хранение оборудования, механизмов, форм для изготовления средств доступа». Важным для понимания представляется определение понятия «средства доступа» — это «любая карточка, пластинка, код, номер счёта или другие средства доступа к счёту, которые могут быть использова-ны по отдельности или совместно с другими средствами доступа для получения денег, товаров, услуг, любых других ценностей или могут быть использованы для имита-ции перевода средств». Т.е. реквизиты платёжных карт также выступают предметом преступления, что может быть использовано для дополнения их перечня в УК РФ;

■ законодательство отдельных штатов США, например:

• Джорджия: ответственность за «хранение орудий подделки кредитных карт», «вла-

дение незаполненными кредитными картами»;

• Пенсильвания: дополнительное установление ответственности за «оглашение: ^ кредитной карточки или кода кредитной карточки, а равно ^ нумерации либо кодирования, используемых при выпуске кредитных карточек, если лицо осознаёт или имеет основания полагать, что всё это будет использовано для того, чтобы избежать оплаты за любое имущество или услуги». Важно отметить, что для привлечения к ответственности по названному составу необязательно владение именно кредитной карточкой — достаточно иметь любое доказательство (документ, номер, код, нумерацию или кодирование), которое позволит оплатить имущество или услуги.

Закон о Федеральном уголовном кодексе 1995 года Австралийского союза широко рассматривает понятие «документ» и отграничивает подделку и фальсификацию документов, а также устанавливает ответственность за использование и владение подделанным документом, за владение, изготовление и приспособление устройств, материалов, других предметов для создания подделок (последнее может быть криминализировано в УК РФ).

В стране дальневосточной правовой семьи — Китае интерес представляет установление ответственности за фальсификацию и подделку такого предмета преступления, как «доверенности на получение денежных сумм, документы на денежные переводы» (п. 2 ч. 1 ст. 177 УК КНР, принятого 14 марта 1997 года, вступившего в законную силу с 1 октября 1997 года по состоянию на 11 января 2016 года). Учитывая, что УК РФ не раскрывает понятие «документов» как предмета совершения неправомерного оборота средств платежей, считаем возможным отнесение доверенностей на получение денежных сумм к определению термина «документ» в контексте ст. 187 УК РФ.

Проведя анализ зарубежного законодательства, устанавливающего уголовную ответственность в сфере неправомерного оборота средств платежей, с целью наиболее полного охвата всех противоправных деяний возможна криминализация в Российской Федерации следующих деяний: приготовление к рассматриваемому преступлению (аналогично законодательству Польши, Австрии и Германии); ввоз поддельных карт (Болгария, Испания); незаконное использование средств оплаты лицом, которое не является законным вла-

№ 5/2021

дельцем (Италия, Финляндия, США); владение незаполненными кредитными картами (Джорджия); оглашение платёжных карт, кодов, нумерации либо кодирования, используемых при выпуске карт (Пенсильвания).

В силу отсутствия нормативно определённых понятий «средства платежа» и «средства оплаты» допустимо использование трактовки термина «знаки оплаты» (Австрия, Германия) или «средства доступа» (Италия, США) с целью разъяснения понятия «средства оплаты» либо в качестве обобщающего понятия для нескольких предметов преступления.

В заключение отметим, что несмотря на различие формулировок, во многих странах к предметам преступления относят также орудия для подделки средств платежей (Болгария, Финляндия, Австралия, США) и «слипы с отпечатками полностью или частично поддельных карт» (Италия, Финляндия, США). Между тем есть некоторые уникальные предметы преступления, такие как реквизиты платёжных карт (США) и доверенности на получение денежных сумм (Китай), что может быть использовано для дополнения перечня предметов неправомерного оборота средств платежей в УК РФ.

Список источников

1. Уголовный кодекс Республики Болгария: [принят Народ. собр. 15 марта 1968 года : по состоянию на 8 октября 2021 года]. Текст: электронный. URL: https://vossta.ru/ugolovnij-kodeks-respubliki-bolgariya.html?page=5 (дата обращения: 01.11.2021).

2. Республика Польша. Законы. Уголовный кодекс Республики Польша : Закон № 787-IQ: [принят Парламентом 6 июня 1997 года : по состоянию на 20 июля 2018 года]. Вести Законодательства. 2 августа 1997 г. № 88. Ст. 553. Текст: электронный. URL: https://www.legislationline. org/download/id / 7354/file/Poland_CC_1997_en. pdf (дата обращения: 25.10.2021).

3. Малышева, Ю.Ю. Обман как способ совершения мошенничества с использованием электронных средств платежа по зарубежному законодательству // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2 (170). С. 111—113.

References

1. The Criminal Code of the Republic of Bulgaria: [adopted by the National Assembly on March 15, 1968, as of October 8, 2021]. Text: electronic. URL: https://vossta.ru/ugolovnij-kodeks-respubliki-bolgariya.html?page=5 (date of accessed: 11/01/2021).

2. The Republic of Poland. Laws. Criminal Code of the Republic of Poland: Law No. 787-IQ : [adopted by Parliament on June 6, 1997: as of July 20, 2018]. Conduct Legislation. August 2, 1997. No. 88. Article 553. Text: electronic. URL: https:/ /www.legislationline.org/download/id/7354/file/ Poland_CC_1997_en.pdf (date accessed: 10/25/ 2021).

3. Malysheva Yu.Yu. Deception as a way of committing fraud using electronic payment means under foreign legislation // Law and the State: theory and practice. 2019. № 2 (170). P. 111—113.

Информация об авторе

Е.А. Иванова — аспирант департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Научный руководитель В.Е. Батюкова — какдидат юридических наук, доцент.

Information about the author E.A. Ivanova — PhD student at the Department of international and public law, Law faculty Financial University under the Government of the Russian Federation.

Scientific supervisor V.E. Batyukova — candidate of legal sciences, associate Professor.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 15.11.2021.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.