Научная статья на тему 'УГЛУБЛЕНИЕ УЧАСТИЯ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ АСЕАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ НАРАСТАНИЯ НОВЫХ ПРОБЛЕМ И ТРУДНОСТЕЙ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ'

УГЛУБЛЕНИЕ УЧАСТИЯ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ АСЕАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ НАРАСТАНИЯ НОВЫХ ПРОБЛЕМ И ТРУДНОСТЕЙ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АСЕАН / ВЬЕТНАМ / САММИТЫ / ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ / RUSSIA / ASEAN / VIETNAM / SUMMITS / TRADE / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нгуен Куок Хунг

13 ноября 2018 г. в Сингапуре состоялся очередной саммит АСЕАН, на котором впервые не была подписана совместная Декларация его 15 членами - главами государств Юго-Восточной Азии. На саммите отсутствовал Дональд Трамп, видимо, из-за отрицательного отношения к сотрудничеству в многосторонней форме. Д. Трамп постоянно критикует региональную интеграцию в формате Зоны свободной торговли (PCN). Доказательством его неприятия ЗСТ стал выход США из североамериканской Зоны свободной торговли НАФТА (Канада - США - Мексика), о чем Трамп заявил 30 ноября 2018 г. на саммите G-20 в Аргентине. Сближение с АСЕАН - стратегическая цель России для усиления присутствия в Восточной Азии. Это было доказано на опыте сотрудничества России с Вьетнамом - членом АСЕАН и участником Зоны свободной торговли «ЕАЭС-СРВ». Цель. Исследовать экономическое сотрудничество РФ с АСЕАН в условиях современных рисков и угроз, обобщить успехи и исследовать проблемы. Задачи. Определить возможность участия РФ в мегапроектах АСЕАН в страновом разрезе, изучить коммерческие цели ведущих государственных российских компаний, работающих в АСЕАН, и ожидаемые эффекты. Методология. Использование общих методов научного познания, статистических макроэкономических показателей стран АСЕАН, данных Росстата за первые два десятилетия XXI в. Результаты. В условиях мировой нестабильности и снижения темпов роста в мировом экономическом пространстве доказано, что эти трудности не коснулись пока АСЕАН. Темпы роста ВВП всех 10 членов АСЕАН в XXI в. в 2-3 раза выше среднемировых. Выводы. В АСЕАН нет торговых войн и военного противостояния друг против друга. Эффективно идет сотрудничество более чем в 15 зонах свободной торговли, включая Китай, Японию, Республику Корея, Индию, страны Океании и ЕС. Обсуждается с РФ участие АСЕАН в зоне свободной торговли «ЕАЭС - СРВ». Сингапур в 2018 г. на саммите АСЕАН заявил о своем присоединении к ЕАЭС в Зоне свободной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s Enhanced Involvement in ASEAN’s Integration Processes in theContext of Global Instability, New Problems and Challenges in Southeast Asia

On November 13, 2018, Singapore hosted the latest ASEAN summit, where its 15 members - heads of Southeast Asian nations - for the first time didn't sign a joint Declaration. Donald Trump was absent from the summit, apparently due to his negative attitude to multilateral cooperation. Trump often criticizes regional integration in the form of Free Trade Zones (PCN). His disregard for FTZ was proven by the USA's departure from the North American Free Trade Agreement (Canada - United States - Mexico) declared by Trump on November 30, 2018 at the G20 summit in Argentina. Rapprochement with ASEAN is Russia's strategic objective aimed at increasing its presence in East Asia. This was proven by the cooperation between Russia and Vietnam - a member of ASEAN and the EAEU-Vietnam Free Trade Zone. Aim. The study aims to examine the economic cooperation between the Russian Federation and ASEAN in the context of the current risks and threats, summarize the progress, and analyze the problems. Tasks. The authors explore the possibility of Russia participating in ASEAN's mega-projects from a country perspective, examine the commercial objectives of the leading Russian public companies operating in ASEAN and the expected effects. Methods. This study uses general scientific methods of cognition, statistical macroeconomic indicators of ASEAN countries, and data of the Russian Federal State Statistics Service for the first two decades of the 21st century. Results. The study proves that global instability and declining growth rates in the global economic space have not affected ASEAN yet. The GDP growth rate of all 10 ASEAN members in the 21st century is 2-3 times higher than the world average. Conclusions. There are no trade wars or military standoffs between ASEAN members. The countries cooperate efficiently across more than 15 Free Trade Zones, including China, Japan, South Korea, India, Oceania, and the EU. Russia's participation in ASEAN within the EAEU-Vietnam Free Trade Zone is discussed. Singapore announced that it was joining the EAEU in the Free Trade Zone at the 2018 ASEAN summit.

Текст научной работы на тему «УГЛУБЛЕНИЕ УЧАСТИЯ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ АСЕАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ НАРАСТАНИЯ НОВЫХ ПРОБЛЕМ И ТРУДНОСТЕЙ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ»

J

<

о

Углубление участия России в интеграционных процессах АСЕАН в условиях мировой нестабильности нарастания новых проблем и трудностей в Юго-Восточной Азии

Russia's Enhanced Involvement in ASEAN's Integration Processes in the Context of Global Instability, New Problems and Challenges in Southeast Asia

УДК 339.97

Нгуен Куок Хунг

научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва),

кандидат экономических наук

117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Nguyen Kuok Hung

Institute of Economics of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

13 ноября 2018 г. в Сингапуре состоялся очередной саммит АСЕАН, на котором впервые не была подписана совместная Декларация его 15 членами — главами государств Юго-Восточной Азии. На саммите отсутствовал Дональд Трамп, видимо, из-за отрицательного отношения к сотрудничеству в многосторонней форме. Д. Трамп постоянно критикует региональную интеграцию в формате Зоны свободной торговли (РОМ). Доказательством его неприятия ЗСТ стал выход США из североамериканской Зоны свободной торговли НАФТА (Канада — США — Мексика), о чем Трамп заявил 30 ноября 2018 г. на саммите С-20 в Аргентине. Сближение с АСЕАН — стратегическая цель России для усиления присутствия в Восточной Азии. Это было доказано на опыте сотрудничества России с Вьетнамом — членом АСЕАН и участником зоны свободной торговли «ЕАЭС — СРВ». Цель. Исследовать экономическое сотрудничество РФ с АСЕАН в условиях современных рисков и угроз, обобщить успехи и исследовать проблемы.

Задачи. Определить возможность участия РФ в мегапроектах АСЕАН в страновом разрезе, изучить коммерческие цели ведущих государственных российских компаний, работающих в АСЕАН, и ожидаемые эффекты. Методология. Использование общих методов научного познания, статистических макроэкономических показателей стран АСЕАН, данных Росстата за первые два десятилетия XXI в. Результаты. В условиях мировой нестабильности и снижения темпов роста в мировом экономическом пространстве доказано, что эти трудности не коснулись пока АСЕАН. Темпы роста ВВП всех 10 членов АСЕАН в XXI в. в 2-3 раза выше среднемировых.

Выводы. В АСЕАН нет торговых войн и военного противостояния друг против друга. Эффективно идет сотрудничество более чем в 15 зонах свободной торговли, включая Китай, Японию, Республику Корея, Индию, страны Океании и ЕС. Обсуждается с РФ участие АСЕАН в зоне свободной торговли «ЕАЭС — СРВ». Сингапур в 2018 г. на саммите АСЕАН заявил о своем присоединении к ЕАЭС в Зоне свободной торговли. Ключевые слова: Россия; АСЕАН; Вьетнам; саммиты; торговля; инвестиции.

Для цитирования: Нгуен Куок Хунг. Углубление участия России в интеграционных процессах АСЕАН в условиях мировой нестабильности нарастания новых проблем и трудностей в Юго-Восточной Азии // Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 44-52.

On November 13, 2018, Singapore hosted the latest ASEAN summit, where its 15 members — heads of Southeast Asian nations — for the first time didn't sign a joint Declaration. Donald Trump was absent from the summit, apparently due to his negative attitude to multilateral cooperation. Trump often criticizes regional integration in the form of Free Trade Zones (PCN). His disregard for FTZ was proven by the USA's departure from the North American Free Trade Agreement (Canada - United States - Mexico) declared by Trump on November 30, 2018 at the G20 summit in Argentina. Rapprochement with ASEAN is Russia's strategic objective aimed at increasing its presence in East Asia. This was proven by the cooperation between Russia and Vietnam - a member of ASEAN and the EAEU-Vietnam Free Trade Zone.

Aim. The study aims to examine the economic cooperation between the Russian Federation and

Таблица 1 g

Макроэкономические показатели стран АСЕАН в 2017 г. g

№ п/п Страны ВВП,млн долл.* ВВП на душу населения, долл.* Инвестиции в ВВП, % Экспорт, млрд долл.** Золотовалютные резервы, млн долл. Население, млн чел.

1 Бруней 11 401 26 939 34,6 5,7 3322 0,4

2 Вьетнам 205 305 2205 26,6 189,1 36 527 93,7

3 Камбоджа 20 017 1270 22,7 12,3 8393 15,9

4 Индонезия 932 259 3450 34,3 177,9 113 493 264,0

5 Лаос 15 806 2339 29,0 5,5 847 7,0

6 Малайзия 296 536 9508 25,9 200,7 93 072 31,6

7 Мьянма 63 225 1196 - - 6964 53,4

8 Филиппины 304 905 2951 24,3 85,3 73 433 105,0

9 Сингапур 296 976 52 296 25,3 511,2 246 365 5,7

10 Таиланд 403 026 5911 22,0 280,4* 160 157 66,1

* В текущих ценах. ** 2016 г.

Источник: [1, р. 873, 887, 897, 937, 945, 946].

ASEAN in the context of the current risks and threats, summarize the progress, and analyze the problems.

Tasks. The authors explore the possibility of Russia participating in ASEAN's mega-projects from a country perspective, examine the commercial objectives of the leading Russian public companies operating in ASEAN and the expected effects.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition, statistical macroeconomic indicators of ASEAN countries, and data of the Russian Federal State Statistics Service for the first two decades of the 21st century. Results. The study proves that global instability and declining growth rates in the global economic space have not affected ASEAN yet. The GDP growth rate of all 10 ASEAN members in the 21st century is 2-3 times higher than the world average.

Conclusions. There are no trade wars or military standoffs between ASEAN members. The countries cooperate efficiently across more than 15 Free Trade Zones, including China, Japan, South Korea, India, Oceania, and the EU. Russia's participation in ASEAN within the EAEU-Vi-etnam Free Trade Zone is discussed. Singapore announced that it was joining the EAEU in the Free Trade Zone at the 2018 ASEAN summit. Keywords: Russia; ASEAN; Vietnam; summits; trade; investments.

Citation: Nguyen Kuok Hung. Uglubleniye uchastiya Rossii v integratsionnykh protsessakh ASEAN v usloviyakh mirovoy nestabil'nosti nara-staniya novykh problem i trudnostey v Yugo-Vostochnoy Azii [Russia's Enhanced Involvement in ASEAN's Integration Processes in the Context of Global Instability, New Problems and Challenges in Southeast Asia]. Ekonomika i Uprav-leniye, 2019, no. 1 (159), pp. 44-52.

АСЕАН — коллективная интеграционная структура 10 государств Юго-Восточной Азии, самая большая из всех действующих. В АСЕАН вошли, как организаторы, в 1967 г. Сингапур,

Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, позднее присоединился Бруней. В 1995 г. вошли в АСЕАН страны Индокитая: Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма (прежнее название этого государства — Бирма) (см. табл. 1).

К сотрудничеству со странами Юго-Восточной Азии проявили интерес индустриально развитые страны Восточной Азии — Китай, Япония, Республика Корея, особенно после того, как в 1996 г. в АСЕАН сформировались зона свободной торговли «АСЕАН-АФТА» и зона инвестиций, что позволило вести торговлю в беспошлинном режиме внутри Ассоциации и торговлю Ассоциации с КНР, РК и Японией. Преимущества сотрудничества в АСЕАН следующие:

1. Отсутствие межстрановых конфликтов и экономических санкций.

2. Стабильно высокие годовые темпы экономического роста.

3. Наличие крупных запасов полезных ископаемых.

4. Внедрение инноваций, высокий уровень образования, современная медицина.

5. Согласование основных направлений реструктуризации экономики.

6. Участие в региональных процессах АСЕАН других высокоразвитых стран Востока и коммерческие интересы иностранного бизнеса.

7. Бесконфликтные отношения стран — членов АСЕАН с США — страной с самой мощной экономикой в мире.

В АСЕАН режим наибольшего благоприятствования в торговле обеспечен снижением и постепенной ликвидацией экспортно-импортных таможенных пошлин. С Китаем средняя тарифная ставка была в 2015 г. 0,56%. Для всех членов АСЕАН она снижена до 0,2% [2, с. 46-47].

§ Поворот России к АСЕАН начался в 1960-х гг.

§ с развитыми членами Ассоциации и охваты-

5 вал логистику и образование. В постсоветском

^ периоде результаты активного стратегического

5 партнерства России только с Вьетнамом оказа-

з ли влияние на другие государства Юго-Восточ-

^ ной Азии. Вьетнам в 2005 г. выступил в роли

^ организатора первого саммита «АСЕАН — Рос-

к сия». На нем была принята Комплексная про-

^ грамма действий АСЕАН и России до 2015 г.

^ В 2010 г. Вьетнам организовал в Ханое вто-

о! рой саммит «Россия — АСЕАН». Хотя 2-й

ш

^ саммит подтвердил своевременность принятия з Комплексной программы действий на первом саммите, однако ожидавшегося прорыва перехода РФ к крупномасштабному сотрудничеству с АСЕАН не произошло. Об этом свидетельствуют следующие макроэкономические показатели: накопленные финансовые ресурсы Фонда финансового сотрудничества России с АСЕАН не превысили 1,75 млрд долл. США. Прямые инвестиции российских компаний в экономике АСЕАН составили всего 1,6 млрд долл. Торговля развивалась очень медленно.

Условия для улучшения экономических отношений России со странами АСЕАН ухудшились во втором десятилетии XXI в. Влияние оказало прекращение экономического роста в РФ; антироссийские санкции США и ЕС в 2014 г., к которым присоединились Япония и Австралия. Антироссийские санкции привели к сокращению торговли России с ЕС, приостановке крупных совместных инвестпро-ектов на российском и европейском инвестиционном полях. Ослабли или разорвались производственные цепочки в кооперации России с рядом крупных зарубежных компаний по инновациям, в медицине, тяжелом машиностроении, нефтегазовом комплексе.

Перед российским правительством, внешнеэкономическими и внешнеполитическими ведомствами тогда встал вопрос, по каким направлениям может осуществляться снижение зависимости России от санкций и какое участие в этом процессе могут принять вос-точноазиатские соседи? Инициативу проявили ведущие российские госкорпорации. Госкорпорация «Росатом» выразила готовность содействия в подготовке специалистов по эксплуатации ядерных реакторов, ОАО «Газпром» — в сооружении трансасеановского газопровода, ОАО «ИнтерРаоЕЭС» предложило свои услуги в развитии электрораспределительных сетей.

В Индонезии российский бизнес представлен ОАО «Российские железные дороги», Уральским заводом тяжелого машиностроения (Уралмашзавод), Объединенной ракетно-космической корпорацией, предприятиями, работающими в энергетике и машиностроении. От Индонезии поступила заявка на расширение

импорта из России машинно-технических изделий. Подсчитано, что только увеличение поставок этой российской продукции позволяет нарастить российско-индонезийскую торговлю с 2,6 млрд долл. (в 2013 г.) до 5 млрд. долл. США в ближайшие годы [3].

Страны АСЕАН проявили интерес к российским разработкам в области больших массивов данных, высокопроизводительных вычислений, доставки контента, информационной безопасности, бизнес-аналитики, в использовании российской инфраструктуры робототехники.

Проблема участия АСЕАН в смягчении последствий антироссийских санкций обсуждалась в 2014 г. на консультациях министров экономики в Мьянме (Нейпьидо). Вопрос касался увеличения экспорта сельхозпродукции в Россию на 30-40%, в основном свежих овощей и фруктов. Свою готовность выразили Вьетнам и Филиппины [4]. К перспективным направлениям расширения сотрудничества России с развитыми странами АСЕАН, судя по итогам переговоров, прошедших в 2014-2016 гг. на высшем уровне с участием руководителей российских крупных компаний, вошли нефтегазовый сектор, гражданская и военная авиация, транспортная логистика, сборка грузовых автомашин, инновации и др. Позднее в список инвестпроектов в АСЕАН были добавлены новые — Сингапур, Таиланд, Индонезия:

1. Сингапур предлагает участие в нефтегазовом секторе на Сахалине, учитывая эффективную работу американских и японских нефтегазовых корпораций на острове.

2. Индонезия предлагает осуществить на острове Калимантан строительство железной дороги, строительство глиноземного завода российской корпорацией «Русал» и сборочного производства автомобилей КАМАЗ. Были переговоры об участии госкорпорации «Росатом» в строительстве в Индонезии АЭС-1.

3. Таиланд развивает сотрудничество в области исследования проблемы мирного атома, предлагает открытие российского научно-информационного Центра в столице Таиланда Бангкоке, проведение работ с использованием ядерных изотопов в медицине. По соглашению госкомпании «Росатом» с Институтом ядерных технологий министерства науки и технологий Таиланда ведется сотрудничество по фундаментальным и прикладным исследованиям по ядерной безопасности, обучению и подготовке научно-технического персонала.

Новые предложения от России были озвучены на третьем саммите «Россия — АСЕАН», состоявшемся в России в г. Сочи в мае 2016 г. На саммите в Сочи лично В. В. Путин призвал представителей крупного российского бизнеса учитывать опыт, накопленный в реализации со-

Таблица 2

Внешняя торговля России с развитыми странами АСЕАН, млн долл. США

Страна 2013 г. 2017 г.

Индонезия

Оборот 2960,7 3272,76

Малайзия

Оборот 1233,6 2147,4

Сингапур

Оборот 2438,6 4448,1

Таиланд

Оборот 3357,2 2231,4

Филиппины

Оборот 1780,7 602,3

Источник: Внешняя торговля России со странами АСЕАН в 2013 и 2017 гг. [3]. Примечание: в 2017 г. сократилась торговля России с Таиландом и Филиппинами.

вместных проектов на территории РФ. Для примера он привел компании Таиланда, которые инвестируют в российский агропромышленный комплекс, компании Вьетнама — в добычу на территории Крайнего Севера РФ нефти и газа, Сингапура и Брунея — в инновационной сфере. В. В. Путин отметил, что российский бизнес эффективно участвует в добыче полезных ископаемых в Индонезии и Мьянме, в исследованиях по мирному атому во Вьетнаме, планирует то же самое для Лаоса, изучает высокие технологии в Малайзии [5, с. 18-26].

В. В. Путин предложил новые формы сотрудничества в формате сопряжения зоны свободной торговли «АСЕАН-АФТА» с зоной свободной торговли «ЕАЭС-СРВ». Ее запуск мог бы стать вкладом в формирующуюся Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли. Более подробно российский президент остановился на эффекте имплементации ЗСТ «ЕАЭС-СРВ».

Зона ЕАЭС функционирует на основе соблюдения правил ВТО. Это большой рынок со 180 млн потребителей, чей потенциал был оценен Вьетнамом, с которым в 2015 г. было заключено соглашение о зоне свободной торговли. Интерес к присоединению к Зоне ЕАЭС проявили Сингапур, Таиланд, Камбоджа, Индонезия. Стартовой площадкой для формирования зоны свободной торговли «ЕАЭС-АСЕАН» будет зона свободной торговли «ЕАЭС-СРВ».

Вьетнам пока единственный член АСЕАН, который имеет эффекты участия и в Зоне ЕАЭС, и в Зонах АСЕАН (АСЕАН — КНР, АСЕАН — Республика Корея, АСЕАН — Индия, АСЕАН — Австралия — Новая Зеландия). Торговля СРВ с РФ в 2017 г., по данным Федеральной таможенной службы РФ, составила 5 млрд 226,3 млн долл. США и выросла за год на 36,2% [6]. Хотя в торговле РФ доля СРВ всего 0,89%, но Вьетнам поставляет на российский рынок качественную продукцию без ГМО — фрукты, кофе, чай, рыбу, а также обувь

о о со

<

о

и одежду, а Россия во Вьетнам — машины, оборудование. Также Россия в счет кредита поставила в 2018 г. сверхновейшие средства противовоздушной обороны — комплексы С-400.

Такая взаимовыгодная структура экспорта-импорта может применяться в сопряженной зоне «АСЕАН-ЕАЭС». В зоне свободной торговли «ЕАЭС-СРВ» действует льготный срок для обнуления таможенных пошлин от 5 до 10 лет на импорт товаров из ЕАЭС, а также принцип изъятия из беспошлинного импорта для защиты своих производителей некоторой сельхозпродукции, цемента, химикатов, удобрений, лекарств, транспортных средств и пр. Поэтому условия взаимодействия в Зоне свободной торговли ЕАЭС не угрожают экономической безопасности стран-партнеров.

Российский президент другим новым перспективным направлением развития межрегиональной экономической интеграции назвал сопряжение зоны свободной торговли «ЕАЭС-АСЕАН» с Шанхайской организацией сотрудничества и затем с китайским транспортным мегапроектом «Экономический пояс Великого Шелкового пути». В Сочи была принята декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству». Декларация состоит из нескольких разделов: укрепление диалогового партнерства, сотрудничество в области политики и безопасности, экономическое сотрудничество, социально-культурное взаимодействие, сотрудничество по сокращению разрывов в уровнях развития и по обеспечению взаимосвязанности. В документе подтверждена готовность стран АСЕАН изучить сделанное В. В. Путиным предложение о создании зоны свободной торговли АСЕАН с ЕАЭС и рассмотреть перспективу подключения к ней ШОС.

К положительным итогам сотрудничества России в АСЕАН относится увеличение торговли с Индонезией, Малайзией и Сингапуром (табл. 2).

§ Помимо расширения экономических отно-§ шений с развитыми членами АСЕАН Россия 5 активно внедряется в страны Индокитая в уса- ловиях жесткой конкуренции с КНР. Связи 5 с ними были начаты СССР в 1960-х гг.

х

2 Так, дипломатические отношения СССР с Ла-^ осом установлены 7 октября 1960 г. 9 марта ^ 1994 г. подписан договор об основах дружек ственных отношений Лаоса с Российской Феде-^ рацией. Лаос сохранил курс на строительство ^ социализма, который подтвержден на Х съез-о! де правящей в Лаосе Народно-революционной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

^ партии (НРПЛ) в 2016 г. Съезд объявил о по-2 вышении эффективности системы управления путем создания равноправных условий для развития государственного и частного секторов. Главными экономическими задачами названы ускорение темпов социально-экономического развития, обеспечение годового роста ВВП на уровне не ниже 7,5%, чтобы к 2020 г. Лаос смог выйти из числа слаборазвитых стран. Эти цели затем были отражены и в пятилетнем плане развития народного хозяйства республики на период 2016-2020 гг., который утвердил Х съезд.

Распад СССР в 1991 г. привел к почти полному прекращению экономических связей с Лаосом. Российское руководство еще не было готово оказывать помощь Лаосу из-за сложных условий перехода к рыночной экономике. Сотрудничество стран налаживалось в основном по линии контактов дипломатических ведомств и встреч на высшем уровне. Такая позиция отражена в Договоре об основах сотрудничества Российской Федерации с Лаосом (1994 г.). В хронику контактов на высшем уровне вошли визит в Москву премьер-министра Лаоса Б. Во-рачита (2003 г.), во Вьентьян — министра иностранных дел РФ С. Лаврова (2004 г.), визит в Москву министра иностранных дел Лаоса Т. Сисулита (2007 г.).

Личные встречи лаосских и российских первых лиц руководства помогли лучше понять внутреннюю и внешнюю политику России и Лаоса для восстановления контактов, но их недостаточно для того, чтобы обсудить экономическое сотрудничество на ближайшую перспективу. В 2011 г. в Москву с официальным визитом прибыл президент, генеральный секретарь ЦК Народно-Революционной партии Лаоса Т. Сайнясон и была подписана совместная Декларация о стратегическом партнерстве ЛНДР и РФ, которая положена в основу экономического и военно-политического аспекта развития российско-лаосских отношений.

К этому времени в Лаосе заработали крупные российские компании, которые изучали возможность участия в энергетике (строительство российским ООО «Интер РАО Инжиниринг» крупной лаосской ГЭС «Секонг-5»). Богатый

ресурсами полезных ископаемых Лаос привлек внимание российских фирм к разработке месторождений руд цветных металлов. В их числе ЗАО «Намикор» — к добыче золота, ЗАО «Нейланд» — к добыче цинковой руды и свинца. Российско-лаосское СП «Дао-Лао» проводило геологоразведочные работы на рудное золото [7].

Основное внимание в Лаосе сейчас уделено трем ведущим отраслям его экономики: энергетике, горнодобывающей промышленности и телекоммуникациям, где выразили желание сотрудничать российские компании. Российское ПАО «Вымпелком» вышло на лаосский телекоммуникационный рынок. На лаосский рынок лекарств внедряется российское ООО «Научно-технологическая фирма "Поли-сан"», которая открыла во Вьентьяне лечебно-диагностический центр.

Логистика не осталась в стороне от внимания российских авиакомпаний, особенно когда начал формироваться негосударственный сектор по организации лизинга и закупок иностранных самолетов. Частная лаосская авиакомпания «Лао Сентрал Эйрлайнз» провела переговоры о покупке в России новейшего гражданского самолета «Сухой Супер-джет-100» [Там же].

К регулированию деловых контактов с Лаосом подключились первые лица органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. В 2015 г. в Лаосе побывала с визитом по приглашению председатель Совета Федерации РФ В. Матвиенко. В 2016 г. председатель правительства РФ Д. А. Медведев, участвуя в работе XI Восточноазиатского саммита во Вьентьяне, подписал ряд соглашений, в их числе о взаимной отмене виз на срок до 90 дней, по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, по пресечению финансирования террористических групп.

В июле 2016 г. на XII заседании российско-лаосской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству были рассмотрены несколько инвестпроектов: строительство трубопровода из Вьетнама в Лаос (ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл»); этими же российскими компаниями и компанией «Газпром ЭП Интернешнл» строительство НПЗ; производство по переработке сельхозпродуктов и ценных пород деревьев тропических лесов [8].

Не осталась в стороне энергетика: продолжается участие России в строительстве ГЭС «Секонг-5». Во время визита Д. А. Медведева подписан меморандум об организации СП российских и лаосских компаний «Интер РАО Инжиниринг», «А - РК Сьяна», «Электрисите дю Лаос-Дженерейшн Паблик Компании» [9]. Все

эти инициативы в расширении связей могут вывести Россию в число ведущих инвесторов Лаоса, хотя в 2016 г. объем всех российских инвестиций в Лаосе не превышал 17 млн долл.

Трудности есть в торговых связях, так как торговля идет только за счет роста российского экспорта. Но номенклатура экспорта включает разнообразные продукты: машины, оборудование, транспортные средства (55%), древесину и целлюлозно-бумажные изделия (23%), жемчуг, драгоценные камни (19,1%) [7]. 85% лаосского экспорта в Россию приходится на текстильные изделия.

Влияет на торгово-экономические отношения неурегулированность проблемы уплаты лаосского долга по кредитам, ранее предоставленным СССР в сумме 315,7 млн долл. Проблема долга не рассматривается.

Дипломатические отношения СССР с Камбоджей были установлены в 1956 г. В 2016 г. Россия и Камбоджа отметили 60-летие этой даты. СССР многое сделал для развития Камбоджи. Например, в 1960 г. передал в дар камбоджийскому народу госпиталь камбоджийско-советской дружбы, в Высший технологический институт в г. Пномпене, где в течение многих лет советские специалисты оказывали помощь в подготовке профессиональных камбоджийских кадров. Эти гуманитарные структуры до сих пор осуществляют свои функции.

Пик взаимодействия пришелся на 1980-е гг., когда Советский Союз оказывал помощь народу Камбоджи, пережившему тяжелые годы полпотовского режима. Советские специалисты вместе со своими камбоджийскими коллегами восстанавливали то, что было разрушено или пришло в упадок. В соответствии с межправительственным соглашением от 5 февраля 1980 г. «Об оказании первоочередной экономической и технической помощи» особое внимание было уделено введению в строй госпиталей и училищ, сельскохозяйственного института, автомобильных дорог, мостов, портов. Пришлось заново налаживать электроснабжение городов и провинциальных центров Камбоджи, строить телефонные станции, ирригационные сооружения и многое другое.

Большое внимание уделялось сфере образования. При помощи СССР была развернута масштабная работа по подготовке национальных кадров. В общей сложности более 8000 камбоджийцев окончили различные учебные заведения в Советском Союзе [10, с. 152].

Российские фирмы в условиях рисков сотрудничества с Камбоджей из-за сложной внутриполитической борьбы оппозиции с правительством премьер-министра Хун Сена, тем не менее, внедряются в страну.

Для этого в мае 2015 г. прибыл премьер-министр РФ Д. А. Медведев. По окончании

переговоров с премьер-министром Хун Сеном g

17 мая 2015 г. были подписаны восемь доку- g

ментов о сотрудничестве в различных областях, if в том числе межправительственное соглашение

о военно-техническом сотрудничестве, согла- |

шение о сотрудничестве между МВД России и s

МВД Камбоджи. Заключен меморандум о со- g

трудничестве между Олимпийским комитетом g

России и Национальным Олимпийским коми- |

тетом Камбоджи. Подписаны меморандумы ^

о взаимопонимании между Генпрокуратурой |

России и Министерством юстиции Камбоджи. i

ш

ОАО «Росатом» и Национальный совет g устойчивого развития Камбоджи подписали s два меморандума о взаимопонимании, в которые вошли организация российско-камбоджийской рабочей группы по мирному использованию атомной энергии и Информационного центра по атомной энергетике в Камбодже. Одно из первых мест занял вопрос сохранения общественной безопасности, обмена опытом между министерством внутренних дел России и МВД Камбоджи, координация политики по вопросам юриспруденции.

Информационный центр по атомной энергетике должен привлекать к участию, в первую очередь, молодежь и знакомить все население с опытом мирного использования атомной энергетики. Совместная рабочая группа создана по организации встреч экспертов о выполнении российско-камбоджийских инвестпроектов, что повышает их надежность и препятствует рискам. В отличие от уже проработанных вопросов взаимодействия в области укрепления общественной безопасности и внутреннего правопорядка, согласование инвестпроектов осуществляется в российско-камбоджийской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

На Экономическом форуме в Пномпене в феврале 2017 г. вновь присутствовал премьер Д. А. Медведев. Он обозначил направления, по которым Россия уже сотрудничает или могла бы сотрудничать с Камбоджей в 2017-2020 гг. [11]. Среди лидеров — ООО «Научно-технологическая фирма "Полисан"», которая по лицензии Минздрава Камбоджи на местном рынке успешно реализует российские лекарственные препараты. Российская компания «Вымпелком» (известная в России, в ряде других стран под торговой маркой «Билайн») предоставляет в Камбодже, как и в Лаосе, услуги в сфере телекоммуникаций (сотовую связь, Интернет). Другая российская компания «Джи-Эс групп» (GS GROUP) совместно с камбоджийским партнером учредила и зарегистрировала оператора цифрового телевидения «One TV», который выступает в качестве провайдера по оказанию услуг спутникового телевидения на камбоджийском телевизионном рынке.

§ Как и в Лаосе, влияет на торговые отно-

§ шения с Камбоджей неурегулированность за-

5 долженности по советским кредитам. Сумма

о- долга составляет 1,5 млрд долл. США, т. е.

5 она в 4,7 раза выше лаосской кредитной за-

з долженности. Кредиты Пномпень получал от

^ СССР в 1980-х гг. Сейчас Камбоджа предлагает

^ России этот долг списать. Пока такой подход

к не нашел понимания российских финансовых

^ структур. Они заявили, что готовы решать во-

^ прос списания задолженности иным способом,

о! и не исключают, что основная часть долга мо-

ш

^ жет быть списана в рамках участия РФ в Па-2 рижском клубе доноров-кредиторов Камбоджи, а остальная реструктурирована по льготным схемам путем реинвестирования в совместные проекты. На данный момент уже выбран ряд из них, которые представят взаимный интерес и могли бы начать реализовываться в счет средств, полученных в результате реструктуризации долга [12].

Стоимостной объем торговли России с Камбоджей в 2017 г. — 166 млн долл. США, поэтому на переговорах обсуждаются резервы ее роста, а они есть. Россия готова поставлять в Камбоджу грузоподъемную технику, энергооборудование и оборудование для бурения нефтяных скважин. Со своей стороны Камбоджа расширит поставки в Россию продукции сельского хозяйства. В 2017 г. экспорт товаров из России сократился на 32% до 5 млн долл. США, а импорт из Камбоджи вырос на 18,4% до 161 млн долл. США. Среди причин слабой торговой активности, особенно России, была и остается неразвитая транспортная логистика железных и шоссейных дорог.

Между странами в целях развития туризма и деловых поездок российское ОАО «Гражданские самолеты» провело переговоры по продвижению на авиационный рынок Камбоджи самолетов «Сухой Суперджет-100». Была проведена его презентация госкомпанией национального перевозчика «Камбоджа Ангкор Эйр» и двух частных авиакомпаний «Бассака Эйр» и «Камбоджа Байон Эйрлайнз» [Там же]. Рассматривается вопрос об установлении прямого авиасообщения между Москвой и Пномпенем, что увеличит поток российских туристов и представителей деловых кругов России в Камбоджу.

Общие трудности и риски сотрудничества России со странами Индокитая следующие: • не ясна политика Китая и США по продолжению оказания экономической помощи и их присутствию в Индокитае. Если следовать логике рассуждений президента США Дональда Трампа, то он хочет до минимума сократить оказание зарубежной помощи США и вернуть транснациональные американские компании с их активами обратно в страну;

• требуются крупные финансовые затраты на индустриализацию, так как экономики Лаоса и Камбоджи не достигли уровня индустриальной зрелости. Кроме того, не сформировалась национальная концепция индустриализации, хотя были обозначены некоторые ее направления — энергетика, аграрное, лесное, рыбное хозяйство, логистика, легкая промышленность. Это очень капиталоемкие отрасли при ограниченных собственных финансовых ресурсах. Экономическое развитие Лаоса и Камбоджи несоциально-ориентированное. Сохраняются бедные отсталые провинции, где жизненный уровень населения низкий, особенно в сравнении с другими развитыми странами — членами АСЕАН. Основным внешним ресурсом поддержки социальной сферы остается Международная донорская помощь (ОДА), но ее Лаосу и Камбодже развитыми странами и международными банками выделено недостаточно. Будут ли основные доноры международной помощи — Европейский союз, Япония, США — помогать странам Индокитая хотя бы в тех же размерах — это вопрос, и скорее всего, ответ на него будет отрицательным из-за фактора российского присутствия в Индокитае.

Координация внешней и внешнеэкономической политики России в Индокитайском регионе с 2012 г. проводится с подключением Мьянмы. Этой стране Индокитая СССР оказывал поддержку в период введения санкций Западной Европой и США. Санкционная блокада продержалась почти 20 лет и была снята в 2012 г. после свержения политической власти провоенной администрации и проведения гражданским правительством Мьянмы экономических и демократических преобразований.

Российско-бирманские отношения берут начало в XIX в. В 1874 г. король Бирмы обратился к императору России с просьбой взять страну под российский протекторат в случае военного захвата ее Великобританией и потери государственной независимости. Но просьба осталась без ответа, т. к. российский протекторат Бирмы мог бы осложнить и без того непростые отношения царской России с Великобританией. Связи с Бирмой получили развитие только в советский период и интенсивно развивались с 1962-го по 1988 г. в годы руководства страной генералом Не Вином.

Не Вин был сторонником перспективы развития Бирмы по пути социализма со своей спецификой, опираясь на коммунистическую идеологию Ленина и философию Будды. В 1960-х гг. СССР оказывал Бирме безвозмездную помощь в подготовке национальных кадров: агрономов, геологов, строителей. В вузах СССР обучались 90 студентов из Бирмы. В методах экономического правления и реформ Не

Вин допустил крупные перегибы: осуществил национализацию иностранной собственности (банки, концерны и корпорации США и Великобритании). Одновременно была ликвидирована мелкая частная собственность в сфере услуг (кафе, магазины и пр.). Ошибки в методах реформирования экономики «по-советски» вызвали в Бирме в 1988 г. бурные протесты и студенческие демонстрации.

В 1988 г. генерал Не Вин ушел в отставку, власть перешла на 25 лет к военным, опиравшимся на военную и экономическую помощь США. Все контакты с СССР, а после 1991 г. с РФ, прекратились вплоть до 2013 г., когда страну возглавила прогрессивный политик Аун Сан Су Чжи, находившаяся до этого долгие годы в заточении под домашним арестом.

Американская военная опека Мьянмы сохранилась при демократической власти, налаживанию отношений Мьянмы с Россией могло помешать требование США о введении антироссийских санкций. Однако Аун Сан Су Чжи, видимо, следуя своему курсу на диверсификацию связей и заветам генерала Не Вина, сохраняет рыночные отношения с сохранением социалистической ориентации, поддерживает экономическое и военное сотрудничество с Россией.

У России закуплены военные самолеты МиГ-29, военные вертолеты Ми-24, военно-зенитные комплексы «Печора». В российских военных вузах сейчас учатся и повышают квалификацию представители высшего военного командования Мьянмы. В пользу развития сотрудничества с Россией в Мьянме работает «мягкая сила», в основном это представители старшего поколения, жившие в 1960-х гг. в СССР. Они выступают за изучение в Мьянме богатого российского культурного наследия, включая А. С. Пушкина и А. П. Чехова, за демонстрацию лучших советских фильмов и организацию года культурных связей РФ и Мьянмы.

В сравнении с Лаосом и Камбоджей экономика Мьянмы более развита и диверсифицирована. Здесь есть богатые ресурсы разнообразных полезных ископаемых, более развита транспортная инфраструктура. Поэтому после восстановления политических отношений с Мьянмой туда возвратился российский инвестиционный капитал. Ряд российских компаний начали здесь работу в области нефтедобычи, геологоразведки, добычи полезных ископаемых. Размер накопленных российских инвестиций в эти сектора экономики составляет 100 млн долл. США. Обсуждаются совместные проекты в энергетике, строительстве и телекоммуникациях. Интерес проявляют российские машиностроительные и фармацевтические компании.

Более полному раскрытию потенциала торгово-экономического и инвестиционно-

го сотрудничества России с Мьянмой спо- g

собствует учреждение совместной межпра- g

вительственной комиссии. Договоренность if по экономическому и научно-техническому

сотрудничеству была достигнута во время |

визита главы МИД России С. В. Лаврова s

в Мьянму в 2013 г. Мьянма укрепляет свою g

роль в АСЕАН. В 2014 г. она впервые полу- g

чила статус председателя [13]. ^

Выводы

ш

1. АСЕАН — крупная интеграционная струк- g тура в Восточной Азии, которая долгие го- s ды находилась в тесной экономической и военной зависимости от Китая. Борьба за лидерство в Юго-Восточной Азии усиливалась противоборством с США из-за милитаризации Китаем Южно-Китайского моря

и установления полного его контроля над транспортными морскими путями.

2. Успех АСЕАН был обеспечен сопряжением зоны свободной торговли «АСЕАН-АФТА» с Китаем, Японией, Республикой Корея, в результате многократно увеличился экономический потенциал и продолжается устойчиво высокий экономический рост.

3. Постсоветская Россия в XXI в. вернулась в АСЕАН в сложных внешних условиях появления новых рисков из-за сильной конкуренции со стороны ЕС, США и Китая.

4. Решающее влияние на расширение и повышение эффективности экономического сотрудничества России с АСЕАН оказала инвестиционная деятельность крупнейших российских государственных компаний, а также активно развивающееся государственно-частное партнерство. Помимо гражданской сферы растет военное сотрудничество России с АСЕАН. Увеличиваются поставки новейших образцов российского оружия, что важно для сохранения государственной безопасности и мира в этом геостратегически важном регионе ЮВА.

Литература

1. Statistical Yearbook of Vietnam 2016. H.: Thong Ke, 2017. 948 p.

2. Проблемы имплементации и ожидаемые эффекты Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим Союзом и Социалистической Республикой Вьетнам / С. П. Глинкина, Г. Д. Толорая [и др.]. М.: Эдитус, 2018. 260 с.

3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.customs.ru/ (дата обращения: 19.11.2018).

4. Алексей Улюкаев предложил странам Юго-Восточной Азии увеличить экспорт продукции АПК в РФ // Информационное агентство ТАСС: [Электронный ресурс]. URL: http://special.tass.ru/ekono-mika/1404626 (дата обращения: 19.11.2018).

g 5. Тригубенко М. Е., Аносова Л. А., Нгуен Куок I Хунг Россия-Вьетнам-АСЕАН: предпосылки и фак-х торы перехода к широкоформатному взаимовы-ш годному сотрудничеству // Сотрудничество России х и Вьетнама в условиях мировой нестабильности, новых угроз и вызовов XXI века / отв. ред. Г. Д. Толорая. М.: Эдитус, 2017. C. 18-26. I 6. Отчет о внешней торговле между Россией и Вьет-v намом в 2017 г.: товарооборот, экспорт, импорт, к структура, товары, динамика / подготовлен сайтом Внешней Торговли России на основе данных Феде-^ ральной таможенной службы РФ. 2016. [Электронный ^ ресурс]. URL: http://russian-trade.com/reports-and-^ reviews/2016-01/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-vetna-g mom-v-2017-g/ (дата обращения: 15.11.2018). s 7. Нгуен Куок Хунг, Ле Ан Зуй Партнерство России со странами Индокитая: современное состояние и перспективы // Академия права и экономики. 2017. № 4. С. 33-38.

8. Состоялось XII заседание Российско-Лаосской межправительственной комиссии // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. 2016. 14 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/35423/ (дата обращения: 15.11.2018).

9. Российско-лаосские переговоры // Правительство России. 2017. 26 сент. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/29385/ (дата обращения: 15.11.2018).

10. Азиатские соседи России: взаимодействие в региональной среде / Г. Д. Толорая, М. Е. Тригубенко, Т. В. Леженина [и др.]. М.: Дашков и К, 2016. 200 с.

11. Денисович Ю. Россия — Камбоджа: новый уровень партнерства // Посольство Российской Федерации в Королевстве Камбоджа. 2014. 13 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://embrusscambodia. mid.ru/novosti/-/asset_publisher/hAMMs3Fmje76/ content/rossia-kambodza-novyj-uroven-partnerstva (дата обращения: 20.11.2018).

12. Кузьмин В. Диалог во Дворце Мира: Дмитрий Медведев завершил свое азиатское турне в Камбодже // Российская газета. 2015. 24 ноября.

13. Мьянма: о развитии отношений с Россией // Пульс Планеты: Азиатско-Тихоокеанский регион. 2014. № 80. С. 4-5.

References

1. Statistical Yearbook of Vietnam 2016. Hanoi: Statistical Publ. House, 2017. 948 p.

2. Glinkina S. P., Toloraya G. D. et al. Problemy imple-mentatsii i ozhidayemyye effekty Soglasheniya o svobodnoy torgovle mezhdu Evraziyskim ekonomi-cheskim Soyuzom i Sotsialisticheskoy Respublikoy V'yetnam [Implementation issues and expected effects of the Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and the Socialist Republic of Vietnam]. Moscow: Editus Publ., 2018. 260 p.

3. Official website of the Federal Customs Service of Russia. Available at: http://www.customs.ru/. Accessed 19.11.2018. (in Russ.).

4. Alexey Ulyukaev suggested that the countries of South-East Asia increase exports of agricultural products to the Russian Federation. TASS Russian News Agency. 2014. Available at: https://tass.ru/ ekonomika/1404626. Accessed 19.11.2018. (in Russ.).

5. Trigubenko M. E., Anosova L. A., Hung N.K. Ros-siya-V'yetnam-ASEAN: predposylki i faktory per-ekhoda k shirokoformatnomu vzaimovygodnomu sotrudnichestvu [Russia-Vietnam-ASEAN: Prerequisites and factors for the transition to wide-format mutually beneficial cooperation]. In: Toloraya G. D., ed. Sotrudnichestvo Rossii i V'yetnama v usloviyakh mirovoy nestabil'nosti, novykh ugroz i vyzovov XXI veka [Cooperation of Russia and Vietnam in conditions of global instability, new threats and challenges of the XXI century]. Moscow: Editus Publ., 2017. pp. 18-26.

6. Report on foreign trade between Russia and Vietnam in 201 7: Trade, exports, imports, structure, goods, dynamics. Prepared by the Russian Foreign Trade website based on data from the Federal Customs Service of the Russian Federation. 2016. Available at: http://russian-trade .com/reports-and-reviews/

2016-01/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-vetnamom-v-

2017-g/. Accessed 15.11.2018. (in Russ.).

7. Hung N. K., Zuy L. A. Partnerstvo Rossii so strana-mi Indokitaya: sovremennoye sostoyaniye i perspe-ktivy [Partnership of Russia with the countries of Indochina: current state and prospects]. Akademiya prava i ekonomiki, 2017, no. 4, pp. 33-38.

8. XII session of the Russian-Laotian Intergovernmental Commission was carried out. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. 14 July, 2016. Available at: https://digital.gov.ru/ru/events/35423/. Accessed 15.11.2018. (in Russ.).

9. Russian-Laotian negotiations. The Russian Government. 26 September, 2017. Available at: http:// government.ru/news/29385/. Accessed 15.11.2018. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Toloraya G. D., Trigubenko M. E., Lezhenina T. V. et al. Aziatskiye sosedi Rossii: vzaimodeystviye v regional'noy srede [Russia's Asian neighbors: Interaction in a regional environment]. Moscow: Dash-kov & Co. Publ., 2016. 200 p.

11. Denisovich Yu. Russia — Cambodia: a new level of partnership. Embassy of the Russian Federation in the Kingdom of Cambodia. 13 August, 2014. Available at: https://embrusscambodia.mid.ru/novos-ti/-/asset_publisher/hAMMs3Fmje76/content/ros-sia-kambodza-novyj-uroven-partnerstva. Accessed 20.11.2018. (in Russ.).

12. Kuz'min V. Dialogue in the Palace of Peace: Dmitry Medvedev completed his Asian tour in Cambodia. Rossiyskaya gazeta, 24 November, 2015, no. 266 (6837). Available at: https://rg.ru/2015/11/24/ medvedev-site.html. (in Russ.).

13. Myanmar: On the development of relations with Russia. Pulse of the planet: The Asia-Pacific region, 2014, no. 80, pp. 4-5 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.