Научная статья на тему 'Современное сотрудничество России со странами АСЕАН: новые инициативы в условиях глобальных вызовов'

Современное сотрудничество России со странами АСЕАН: новые инициативы в условиях глобальных вызовов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) / ASSOCIATION OF SOUTH EAST ASIAN NATIONS (ASEAN) / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU) / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION (SCO) / САММИТ / SUMMIT / СОГЛАШЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / АЗИАТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ASIAN SECURITY / AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нгуен Куок Хунг, Тригубенко Марина Евгеньевна

Цель. Определить условия преодоления стагнации в экономических отношениях России со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Задачи. Проанализировать общий тренд развития внешней торговли России со странами АСЕАН с 2008 г. по настоящее время, установить влияние антироссийских санкций на уровень развития торговли и определить основные направления сотрудничества со странами АСЕАН. Результаты. Раскрыты проблемы и трудности в отношениях России с АСЕАН. Установлено, что к основным направлениям развития сотрудничества со странами АСЕАН можно отнести нефтегазовый сектор, гражданскую и военную авиацию, транспортную логистику, сборку грузовых автомашин, инновации и ряд других. Исследованы необходимые ресурсы для перехода на новый уровень взаимодействия между странами с учетом взаимных интересов. Дана оценка итогов третьего саммита «Россия - АСЕАН», состоявшегося в мае 2016 г. в Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Cooperation between Russia and the ASEAN Countries: New Initiatives in the Context of Global Challenges

Aim. This study aims to determine the conditions necessary to overcome stagnation in the economic relationship between Russia and member countries of the Association of South East Asian Nations (ASEAN). Tasks. This study analyzes the general trend in the development of foreign trade between Russia and the ASEAN countries from 2008 to 2016. It also determines the impact of anti-Russian sanctions on trade development and identifies main areas for cooperation with the ASEAN countries. Results. The problems and challenges in the relationship between Russia and the ASEAN are identified. It is established that the main areas for the development of cooperation with the ASEAN countries include the oil and gas industry, civil and military aviation, shipping logistics, truck assembly, innovations, etc. The resources required for the transition to a new level of cooperation between the countries are examined with due consideration of common interests. The results of the Third Russia-ASEAN Summit, which was held in May 2016 in Sochi, are assessed.

Текст научной работы на тему «Современное сотрудничество России со странами АСЕАН: новые инициативы в условиях глобальных вызовов»

ш 0.

Современное сотрудничество России со странами АСЕАН: новые инициативы в условиях глобальных вызовов*

Modern Cooperation between Russia and the ASEAN Countries: New Initiatives in the Context of Global Challenges

УДК 339.9

Нгуен Куок Хунг

научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук 117218, Москва, Нахимовский проспект, д. 32

Nguyen Kuok Hung

Institute of Economics of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

Тригубенко Марина Евгеньевна

ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Marina E. Trigubenko

Institute of Economics of the Russian

Academy of Science

Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian

Federation,

1721

Цель. Определить условия преодоления стагнации в экономических отношениях России со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Задачи. Проанализировать общий тренд развития внешней торговли России со странами АСЕАН с 2008 г. по настоящее время, установить влияние антироссийских санкций на уровень развития торговли и определить основные направления сотрудничества со странами АСЕАН.

Результаты. Раскрыты проблемы и трудности в отношениях России с АСЕАН. Установлено, что к основным направлениям развития сотрудничества со странами АСЕАН можно отнести нефтегазовый сектор, гражданскую и военную авиацию, транспортную логистику, сборку грузовых автомашин, инновации и ряд других. Исследованы необходимые ресурсы для перехода на новый уровень взаимодействия между странами с учетом взаимных интересов. Дана оценка итогов третьего саммита «Россия — АСЕАН», состоявшегося в мае 2016 г. в Сочи.

Ключевые слова: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), саммит, соглашения, торговля, инвестиции, инновации, азиатская безопасность

Aim. This study aims to determine the conditions necessary to overcome stagnation in the economic relationship between Russia and member countries of the Association of South East Asian Nations (ASEAN). Tasks. This study analyzes the general trend in the development of foreign trade between Russia and the ASEAN countries from 2008 to 2016. It also determines the impact of anti-Russian sanctions on trade development and identifies main areas for cooperation with the ASEAN countries. Results. The problems and challenges in the relationship between Russia and the ASEAN are identified. It is established that the main areas for the development of cooperation with the ASEAN countries include the oil and gas industry, civil and military aviation, shipping logistics, truck assembly, innovations, etc. The resources required for the transition to a new level of cooperation between the countries are examined with due consideration of common interests. The results of the Third Russia-ASEAN Summit, which was held in May 2016 in Sochi, are assessed. Keywords: Association of South East Asian Nations (ASEAN), Eurasian Economic Union (EEU), Shanghai

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. №16-27-09001.

Cooperation Organization (SCO), summit, agreements, trade, investments, innovations, Asian security

Реально сотрудничество в масштабе всей региональной организации Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда входят 10 стран Юго-Восточной Азии, началось после 2005 г.

До этого СССР, а затем новая Россия поддерживали торгово-инвестиционные связи со странами АСЕАН только на двусторонней основе.

13 декабря 2005 г. в столице Малайзии Куала-Лумпуре на первом саммите «Россия — АСЕАН» была принята Декларация о развитии всестороннего партнерства на основе принципов равенства, взаимной выгоды и общей ответственности для содействия миру, стабильности, безопасности и процветания АТР [1].

На саммите была принята также Комплексная программа действий на 2005-2015 гг., экономическая часть которой включала торговлю, инвестиции, промышленность, энергетику, транспорт, сельское хозяйство, инновационную инфраструктуру [2].

В 2010 г. в Ханое прошел второй саммит «Россия — АСЕАН», который подтвердил своевременность принятия Комплексной программы на первом саммите. Период после второго саммита показал, что ожидавшегося прорыва перехода к крупномасштабному взаимному сотрудничеству не произошло.

Накопленные финансовые ресурсы по линии Фонда финансового сотрудничества со странами АСЕАН не превышают 1,75 млрд долл. Прямые инвестиции российских компаний еще меньше: в целом их сумма — 1,6 млрд долл. Торговля развивалась медленно, в результате общий оборот РФ со странами АСЕАН в 2013 г. составил 17,2 млрд долл., на торговлю с Россией в общем объеме торговли АСЕАН приходилось 6%. Доля торговли с АСЕАН в общей торговле РФ равнялась менее 1% [3]. После 2014 г. началось сокращение торговли с Ассоциацией.

Среди 10 членов АСЕАН в торговле с Россией лидируют Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд (см. табл. 1).

В настоящее время сложились благоприятные условия для преодоления стагнации в экономических от-

Таблица 1 ^

Внешняя торговля Российской Федерации со странами АСЕАН, млн долл. США ^

" "—-—Годы Страны ——^^^^ 2008 2010 2011 2012 2013

Вьетнам — оборот 1433,18 2445,350 3060,90 3661,100 3972,90

Экспорт 852,30 1334,450 1338,60 1388,500 1373,50

Импорт 580,88 1110,900 1722,30 2272,600 2599,40

Индонезия — оборот 1409,60 1911,318 2166,18 2881,200 2960,70

Экспорт 616,20 865,960 635,88 1310,100 1233,60

Импорт 793,40 1045,358 1530,30 1571,100 1727,10

Малайзия — оборот 2442,00 1710,560 1934,50 1746,600 2685,20

Экспорт 471,00 367,560 417,55 275,900 1280,00

Импорт 1971,00 1343,000 1517,00 1470,700 1405,20

Лаос — оборот 6,85 7,995 46,60 11,300 —

Экспорт 5,69 7,500 44,50 9,800 —

Импорт 1,16 0,495 2,10 1,500 —

Мьянма — оборот 38,10 113,870 533,90 135,259 —

Экспорт 32,30 99,400 509,29 131,000 —

Импорт 5,80 14,470 24,610 4,259 —

Сингапур — оборот 1838,10 2340,100 2635,70 2003,400 2438,60

Экспорт 1190,40 2008,300 2250,00 1589,500 1885,60

Импорт 647,70 331,800 385,70 413,900 553,00

Камбоджа — оборот 34,16 39,700 73,50 94,680 —

Экспорт 8,60 5,800 5,30 5,880 —

Импорт 25,56 33,700 68,20 88,800 —

Таиланд — оборот 2729,40 2906,300 4107,00 3381,800 3357,20

Экспорт 1232,10 1536,200 2126,00 1410,800 1272,90

Импорт 1497,30 1370,100 1981,00 1971,000 2084,30

Филиппины — оборот 414,40 1067,300 1643,40 1647,300 1780,70

Экспорт 243,20 763,300 1244,80 1183,300 1326,30

Импорт 171,10 304,000 398,60 464,000 454,40

Торговля в целом 10 345,69 12 542,493 16 201,68 15 562,639 17 195,30

Источник: сайт Федеральной таможенной службы РФ.

ношениях России со странами АСЕАН. Косвенное влияние на них оказала международная изоляция России после введения в 2014 г. американских и европейских антироссийских санкций, к которым примкнули Япония и Австралия, т. е. крупные торгово-экономические партнеры России.

Санкции привели в 2015-2016 гг. к крупным потерям от сворачивания торговых отношений с ЕС и инвестпроектов с крупными фирмами на российской территории. Ослабли или разорвались производственные цепочки в кооперации по инновациям, в медицине, машиностроении, нефтегазовом комплексе.

Перед правительством, внешнеэкономическими и внешнеполитическими ведомствами России встал вопрос: по каким конкретно направлениям может осуществляться снижение зависимости от санкций и какое участие в этом процессе могут принять страны АСЕАН?

К сотрудничеству были подключены крупные российские корпорации. Госкорпорация «Росатом» выразила готовность содействия в подготовке специалистов по эксплуатации ядерных реакторов, ОАО «Газпром» — в сооружении трансасеановского газопровода, ОАО «ИнтерРаоЕЭС» предложило свои услуги в развитии в странах АСЕАН электрораспределительных сетей.

В Индонезии российский бизнес представляют «Российские железные дороги», Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмашзавод), Объединенная ракетно-космическая корпорация, а также другие пред-

приятия, работающие в энергетике и машиностроении.

От Индонезии поступила заявка на расширение импорта из России машино-технических изделий, подсчитано, что только увеличение этой российской продукции позволяет нарастить российско-индонезийскую торговлю с 2,6 млрд долл. в 2013 г. до 5 млрд долл. в ближайшие годы.

Страны АСЕАН проявили особый интерес к российским разработкам в области больших массивов данных, высокопроизводительных вычислений, доставки контента по информационной безопасности, бизнес-аналитики, в использовании российской инфраструктуры робототехники.

Проблема участия АСЕАН в смягчении последствий антироссийских санкций обсуждалась в 2014 г. на консультациях министров экономики в Мьянме (Нейпьидо). Вопрос касался увеличения экспорта сельхозпродукции в Россию на 30-40%, в основном свежих овощей и фруктов [4]. Свою готовность увеличить экспорт сельхозпродукции выразили Вьетнам и Филиппины.

Таким образом, к перспективным направлениям расширения сотрудничества России со странами АСЕАН, судя по итогам переговоров на высшем уровне и руководителей российских крупных компаний, проходивших в 2014-2015 гг., можно добавить нефтегазовый сектор, гражданскую и военную авиацию, транспортную логистику, сборку грузовых автомашин, инновации и ряд других. В Минэкономразвития РФ были разработаны

Таблица 2

Основные макроэкономические показатели стран АСЕАН в 2013 г.

№ п/п Показатели Страны ВВП млн долл.* Рост ВВП, % к предыдущему году ВВП на душу населения, долл.* Инвестиции в ВВП, % Экспорт, млрд долл. Золотовалютные резервы, млн долл. Население, млн чел.

1 Бруней 16 111 -1,8 38 563 15,3 12,30 3399 0,4

2 Вьетнам 171 193 5,4 1907 26,7 142,70 25 893 90,7

3 Камбоджа 15 239 7,4 1007 19,0 10,00 4516 14,8

4 Индонезия 868 346 5,8 3475 33,6 206,20 96 364 251,5

5 Лаос 11 243 8,5 1661 29,2 4,20 722 6,8

6 Малайзия 313 159 4,7 10 538 26,1 255,80 133 444 30,1

7 Мьянма — — — — — 6964 53,7

8 Филиппины 272 067 7,2 2765 19,7 75,90 75 689 100,1

9 Сингапур 297 941 3,9 55 182 29,1 56,76 272 864 5,5

10 Таиланд 387 252 1,8 5779 28,2 284,90* 161 328 66,4

* В текущих ценах. Источник: [6].

40 инвестпроектов, которые были предложены в 2014 г. в Нейпьидо странам Ассоциации.

Сингапур будет участвовать в нефтегазовом секторе на Сахалине, учитывая эффективную работу крупных американских и японских нефтегазовых корпораций на острове. Крупным партнером по инвестиционному сотрудничеству остается Индонезия. В Индонезии на острове Калимантан в 2016 г. завершится строительство железной дороги. Осуществляется совместный проект строительства глиноземного завода российской корпорацией «Русал» и сборочного производства автомобилей КАМАЗ. Ведутся переговоры об участии госкорпорации «Росатома» в строительстве в Индонезии АЭС-1.

Сотрудничество по использованию мирного атома Россия установила с Таиландом. Достигнута договоренность о создании российского информационного центра в Бангкоке, проведении работ с использованием ядерных изотопов в медицине. По соглашению «Росатома» с Институтом ядерных технологий министерства науки и технологий Таиланда будет развиваться сотрудничество по фундаментальным и прикладным исследованиям в области ядерной безопасности, обучению и подготовке научно-технического персонала.

Таиланд входит в число перспективных торговых партнеров России с торговым оборотом 3,3 млрд долл. (по данным Таможенной службы России, удвоение торговли в ближайшие годы ожидается за счет расширения экспорта в Таиланд российского сжиженного газа, паровых и газовых турбин).

Помимо готовности отдельных стран АСЕАН к расширению инвестиционного сотрудничества и поставок в Россию товаров, попавших под санкции США и Запада, в перспективу сотрудничества могут войти участие России в формирующемся общем рынке Сообщества АСЕАН и организация зоны свободной торговли «ЕАЭС — АСЕАН» в рамках Евразийского экономического союза в составе России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана и 10 стран — членов АСЕАН. Конкретным примером готовности участвовать в зоне свободной торговли с ЕАЭС стал Вьетнам в результате подписания в 2015 г. Соглашения о свободной торговле и начала оформления ЗСТ «ЕАЭС — Вьетнам» [5].

Страны АСЕАН обладают крупным экономическим потенциалом. Совокупный объем ВВП в 2014 г. превысил 2,5 трлн долл. (3,4% мирового ВВП). В Ассоци-

ации сохраняется устойчивая динамика роста ВВП от 6% в 2009 г. до 12% в 2013 г. и более 6% в 2015 г.

В АСЕАН сотрудничают индустриально развитые Сингапур, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Индонезия — учредители Ассоциации в 1967 г., а также Бруней и быстроразвивающиеся Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (основные макроэкономические показатели этих стран по итогам 2013 г. представлены в табл. 2).

Политические режимы в АСЕАН представляют собой широчайший спектр, включавший до последнего времени автократическую военную хунту в Мьянме, непрочную коалицию бывших коммунистов с монархистами в Камбодже, строящие рыночный социализм однопартийные Вьетнам и Лаос, президентские и парламентские конституционные многопартийные системы на Филиппинах, в Индонезии и Таиланде, консолидированные парламентские республики с одной доминирующей партией в Малайзии и Сингапуре и, наконец, абсолютную монархию султаната Бруней. Вместе с тем, как показал опыт новых индустриально развитых стран АСЕАН, авторитарные режимы могут быть вполне совместимыми с моделями экономического роста.

Среди других интегрированных группировок АСЕАН выделяется сложной архитектурой взаимосвязанных внешнеэкономических и внешнеполитических институтов. Постоянно действуют переговорные площадки саммитов — в формате АСЕАН+1 (с Китаем, США, Россией, Индией, Японией); АСЕАН+3 (с Китаем, Японией, Республикой Корея); Восточноазиатский саммит (ВАС) в формате АСЕАН+8; региональный форум мира и безопасности (АРФ), в котором наряду с 10 странами АСЕАН участвуют государства ЕС и еще 15 государств — партнеров по диалогу; Морской форум; проводятся регулярные встречи-консультации министров обороны АСЕАН (ADMM), их встречи с партнерами по диалогу (ADMM+8).

Новые инициативы по расширению экономических контактов и по согласованию позиций по самым глобальным вызовам России с АСЕАН были озвучены на саммите «Россия — АСЕАН», состоявшимся в г. Сочи с 19 по 20 мая 2016 г.

Актуальность этой темы состояла в том, что если в 2013 г. торговля с АСЕАН в целом составляла 17,2 млрд долл., то в 2015 г. она сократилась до 13 млрд долл.

По мнению главы Российского государства, этот показатель по сравнению с другими государствами

Азиатско-Тихоокеанского региона выглядит достаточно скромно, не отвечает имеющемуся потенциалу и уровню инвестиционного взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Президент РФ предложил учитывать значительный накопленный опыт реализации совместных проектов на двусторонней основе. Для примера он привел компании Таиланда, которые инвестируют в российский агропромышленный комплекс, Вьетнама — в добычу нефти и газа, Сингапура и Брунея — в инновационную сферу. Путин отметил, что российский бизнес вкладывается в добычу полезных ископаемых в Индонезии и Мьянме, в мирный атом во Вьетнаме, планирует то же самое в Лаосе, высокие технологии в Малайзии.

Путин озвучил подготовленную российской стороной «дорожную карту», включающую 57 проектов по реализации совместных технологических и инновационных альянсов в АСЕАН.

Обсуждалась возможность создания зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и АСЕАН. «Ее запуск мог бы стать нашим вкладом в формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли», — отметил Путин. Эта возможность будет обсуждаться с коллегами, членами ЕАЭС — Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Арменией.

ЕАЭС функционирует на основе соблюдения правил ВТО. Это большой рынок — 180 млн потребителей, чей потенциал оценен Вьетнамом, с которым заключено соглашение о зоне свободной торговли. Интерес проявили Сингапур и ряд других стран ЮВА (Таиланд, Камбоджа, Индонезия).

По предложению российского президента перспективным направлением участия РФ и АСЕАН в региональной экономической интеграции могло бы стать сопряжение ЕАЭС, сообщества АСЕАН, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Экономического пояса Шелкового пути.

Участники третьего саммита высказались за объединение АСЕАН, ЕАЭС и ШОС.

Итогом дискуссий на саммите стали сочинская декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» и план развития сотрудничества АСЕАН с РФ.

Декларация состоит из нескольких разделов: «Укрепление диалогового партнерства», «Сотрудничество в области политики и безопасности», «Экономическое сотрудничество», «Социально-культурное взаимодействие», «Сотрудничество по сокращению разрывов в уровнях развития и по обеспечению взаимосвязанности».

В документе подтверждена готовность стран АСЕАН изучить сделанное Россией предложение о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС и рассмотреть перспективы сотрудничества с ШОС.

Экономический блок декларации включает развитие сотрудничества в транспортной сфере по таким направлениям, как гражданская авиация, создание сетевой инфраструктуры морского, автодорожного и железнодорожного транспорта, возможность кооперации в области электронной торговли.

К другим направлениям экономики отнесены энергетика, сельское хозяйство, рыболовство, наука и инновации, инвестиции, финансирование инфраструктурных проектов в России и в странах АСЕАН.

Документ содержит обширный перечень направлений совместных действий в социальной и культурной сфере, а также в области охраны окружающей среды.

Декларация поощряет расширение сотрудничества по противодействию традиционным и новым вызовам в сфере безопасности, таким как международный

терроризм, транснациональная преступность, угрозы g информационной безопасности, борьбе с незакон- =п ным производством и оборотом наркотиков в рамках х глобальных и региональных механизмов, в первую ш очередь по линии ООН. х

Подписавшие декларацию страны намерены обе- ^ спечивать морскую безопасность, свободу судоходства ^ и воздушной навигации, беспрепятственную торговлю, выступать за сдержанность в отношениях, непримене- ^ ние силы и (или) угрозы силой и за разрешение споров к мирными средствами в соответствии с общепризнан- =Ц ными принципами международного права, в том чис- < ле закрепленными в Уставе ООН, Конвенции ООН по ^ морскому праву 1982 г. и согласно соответствующим ^ стандартам и рекомендуемой практике Международной g организации гражданской авиации (ИКАО) и Междуна- s родной морской организации (ИМО).

В Сочи лидеры России и стран АСЕАН приняли Комплексный план действий по развитию сотрудничества на 2016-2020 годы.

Блок направлений экономического сотрудничества включает меры взаимодействия в таких сферах, как торговля и инвестиции, финансы, энергетика, промышленность и минеральные ресурсы, транспорт, туризм.

Отдельное внимание уделено сотрудничеству в социально-культурной сфере. Меры, зафиксированные в этом разделе, охватывают физкультуру и спорт.

Еще один блок мер в Комплексном плане действий посвящен вопросам сотрудничества по сокращению разрывов в уровнях развития и по обеспечению взаимосвязанности в рамках АСЕАН и партнерства с Россией.

Литература

1. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru.

2. АСЕАН в начале XXI века: Актуальные проблемы и перспективы / Отв. ред.: Е. В. Кобелев, Г. М. Локшин, Н. П. Малетин; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Форум, 2010. 368 с.

3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. customs.ru/.

4. Алексей Улюкаев предложил странам Юго-Восточной Азии увеличить экспорт продукции АПК в РФ // Информационное агентство ТАСС: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://special.tass.ru/ekonomika/1404626.

5. Тригубенко М. Е. Развитие внешней торговли Вьетнама в новой архитектонике глобальных экономических отношений в XXI веке // Экономика и управление. 2016. № 5 (127). С. 14-20.

6. The World Bank: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.worldbank.org.

References

1. Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Available at: http://www.mid.ru. (in Russ.).

2. ASEAN v nachale XXI veka: Aktual'nye problemy i perspektivy [ASEAN at the beginning of the 21st century: Actual problems and perspectives]. Moscow, Forum Publ., 2010. 368 p.

3. Official website of the RFFederal Customs Service. Available at: http://www.customs.ru/. (in Russ.).

4. Aleksey Ulyukaev suggested that the countries of SouthEast Asia increase the export of agricultural products to the Russian Federation. TASS News Agency. Available at: http:// special.tass.ru/ekonomika/1404626. (in Russ.).

5. Trigubenko M. E. Razvitie vneshney torgovli V'etnama v novoy arkhitektonike global'nykh ekonomicheskikh otnosheniy v XXI veke [Development of foreign trade of Vietnam in the new architectonics of global economic relations in the 21st century]. Ekonomika i upravlenie, 2016, no. 5 (127), pp. 14-20.

6. Official website of The World Bank. Available at: www.world-bank.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.