Ежегодник Япония. 2019. Т. 48. С. 132-154. Yearbook Japan, 2019, vol. 48, pp. 132-154. DOI: 10.24411/0235-8182-2019-10006
Экономические связи Японии с государствами Юго-Восточной Азии в XXI веке
Я.В. Мищенко
Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния экономических отношений между Японий и странами Юго-Восточной Азии — торговли как базовой и наиболее традиционной формы экономического сотрудничества, взаимного инвестирования, официальной помощи развитию. Рассматриваются изменения, происшедшие в этой области, в период с рубежа ХХ—ХХ1 вв. по настоящее время. Приводятся статистические данные, на основании которых даётся оценка современного состояния экономических связей Японии и стран ЮВА.
Проведённый анализ позволил сделать вывод, что Япония в начале XXI века больше была обращена в сфере внешней торговли к США, крупным экономикам Северо-Восточной Азии, нежели к странам Юго-Восточной Азии, но вместе с тем у них есть определённая, заметная ниша в торговле с Японией. На основании проведённых расчётов из числа стран Юго-Восточной Азии были определены ключевые партнеры Японии по каждому из трёх основных направлений экономического сотрудничества — торговли, взаимных капиталовложений, официальной помощи развитию. Выявлено, что основными внешнеторговыми партнерами Японии среди стран ЮВА являются Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия — т.е. экономически более развитые страны. Страны АСЕАН сохраняют в XXI веке позиции значимых для Японии поставщиков минерального топлива, сырья, продуктов питания, морепродуктов. Япония, в свою очередь, экспортирует в ЮВА промышленные товары, прежде всего, продукцию машиностроения. В работе показано, что начиная с середины 2000-х годов значительно увеличились объёмы ПИИ из Японии в наиболее развитые страны ЮВА. На порядок более скромные торгово-инвестиционные связи
Японии с менее развитыми странами ЮВА (Лаос, Мьянма, Камбоджа) компенсируются предоставлением им официальной помощи развитию (ОПР).
Проводится анализ наиболее актуальных и действенных в XXI веке форматов многостороннего сотрудничества Японии и государств ЮВА.
Ключевые слова: Япония, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, торговля, официальная помощь развитию, инвестиции.
Автор: Мищенко Яна Вадимовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН; старший преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Economic ties between Japan and South-East Asia in the 21st century
Ya.V. Mishchenko
Abstract. The article analyzes the current state of economic relations between Japan and the countries of Southeast Asia — trade as the basic and most traditional form of economic cooperation, mutual investment, official development assistance. The changes that occurred in this area in the period from the turn of the 21st century to the present time are considered. The latest statistical data — the basis of the assessment of the current state of economic relations between Japan and Southeast Asian countries — is given.
The analysis made it possible to conclude that Japan in the early 21st century was more turned in the field of foreign trade to the United States, the major economies of North-East Asia, rather than to the countries of South-East Asia, but at the same time, they have a certain, noticeable niche in trade with Japan. Based on the calculations carried out, the key partners of Japan in each of the three main areas of economic cooperation — trade, mutual investment, official development assistance — are identified from among the countries of South-East Asia. It was revealed that the main foreign trade partners of Japan among Southeast Asian countries are Singapore, Malaysia, Thailand, Indonesia — that is, economically more developed countries. ASEAN countries retain in the 21st century the position of significant suppliers of mineral fuel, raw materials, food, seafood to Japan. Japan, in turn, exports to Southeast Asia industrial goods, primarily engineering products. It is shown that since the middle of 2000-s the volume of FDI from Japan in the most developed countries of Southeast Asia has signifi-
cantly increased. Japan's much more modest trade and investment ties with the less developed Southeast Asian countries (Laos, Myanmar, Cambodia) are balanced by official development assistance (ODA).
The analysis of the most relevant and effective in the 21st century formats of multilateral cooperation of Japan and Southeast Asian countries is also conducted.
Keywords: Japan, ASEAN, South East Asia, trade, official development assistance, investment
Author: Mishchenko Yana V., Ph.D. (Economics), Senior Researcher of the Center for Japanese Studies, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences; Senior Lecturer of Lomonosov Moscow state University. E-mail: [email protected]
Страны Юго-Восточной Азии — давние партнеры Японии по внешнеэкономическим связям. Во второй половине XX в. стороны сыграли важную роль в экономике друг друга: Япония черпала в этих странах недостающие ресурсы, переносила туда производственные базы, чтобы экономить на стоимости рабочей силы, ресурсов и поддерживать международную конкурентоспособность своей продукции. В то же время Япония оказывала странам ЮВА содействие в их экономическом развитии: передавала отработанные технологии, которых еще не было в этих странах, была привлекательным, богатым капиталом партнёром, оказывала разнообразную помощь, в частности официальную помощь развитию. Экономические отношения Японии со странами данного субрегиона в целом носят стабильный и позитивный характер — здесь нет места острой конкуренции, торговым войнам и другим негативным тенденциям. Однако они развиваются не обособленно от остального мира, а на фоне и в канве глобальных и региональных экономических тенденций, взаимосвязей и взаимозависимостей. Рассмотрим, с какими показателями внешнеэкономического сотрудничества Япония и страны ЮВА вступили в новый век и произошли ли за почти две его декады какие-либо существенные изменения в отношениях сторон.
Торговля Японии со странами ЮВА в XXI веке
Вопросы торгового сотрудничество Японии и стран Юго-Восточной Азии уже длительное время находятся в фокусе внимания отечественных и зарубежных учёных и исследователей. Так, В. Амиров в своей статье «Япония и международное экономическое сотруд-
ничество в Восточной Азии», опубликованной в сборнике «Япония: экономика, политика, общество на заре XXI в.» со ссылкой на данные ОЭСР приводит следующую таблицу, в которой представлены основные внешнеторговые партнеры Японии
Таблица 1. Основные торговые партнеры Японии, 2001 г., %
Экспорт Импорт
Страна Доля Страна Доля
США 30,4 США 18,3
КНР 7,7 КНР 16,5
Южная Корея 6,3 Южная Корея 4,9
Тайвань 6 Индонезия 4,3
Гонконг 5,8 Тайвань 4,1
Германия 3,9 Австралия 4,1
Сингапур 3,6 ОАЭ 3,7
Великобритания 3 Малайзия 3,7
Таиланд 2,9 Саудовская Аравия 3,5
Нидерланды 2,8 Германия 3,5
Малайзия 2,7
Всего (млрд долл.) 403,2 349,2
Источник: Амиров 2003: 177-207.
Как видно из табл. 1, в 2001 г. Сингапур, Таиланд и Малайзия занимали 7, 9 и 11 позиции среди крупнейших торговых партнеров Японии по экспорту с суммарной долей в японском экспорте 9,2 %. В это же время Индонезия и Малайзия входили в число 10 крупнейших торговых партнёров Японии по импорту (суммарная доля в японском импорте — 8 %). Первую, вторую и третью строчки среди основных стран и экспортёров, и импортёров занимали США, КНР и Южная Корея. Таким образом, можно сделать вывод, что Япония в начале XXI века в сфере внешней торговли больше была обращена к США, крупным экономикам Северо-Восточной Азии, нежели к странам Юго-Восточной Азии, но вместе с тем у них была определённая, довольно заметная ниша в торговле с Японией.
Таблица 2. Удельный вес стран ЮВА во внешней торговле Японии,
2010-2017 гг., %
Страна 2010 2015 2017
Доля в экспорте Японии Доля в импорте Японии Доля в экспорте Японии Доля в импорте Японии Доля в экспорте Японии Доля в импорте Японии
АСЕАН 14,7 14,6 15,2 15,1 15,2 15,3
Сингапур 3,3 1,2 3,2 1,2 3,2 1,3
Таиланд 4,4 3 4,5 3,2 4,2 3,4
Малайзия 2,3 3,3 1,9 3,3 1,8 2,9
Индонезия 2,1 4,1 1,9 3,1 1,9 3
Филиппины 1,4 1,1 1,5 1,4 1,6 1,5
Бруней 0 0,6 0 0,4 0 0,3
Вьетнам 1,1 1,2 2 2,3 2,2 2,8
Лаос 0 0 0 0 0 0
Мьянма 0 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2
Камбоджа 0 0 0,1 0,2 0,1 0,2
Составлено по: Japanese Trade and Investment Statistics / JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html (accessed: 12.07.2018)
Как показывают данные табл. 2 и 3, в торговле с Японией страны ЮВА относительно непропорционально делятся на группу стран, экономически более развитых или в данное время успешно развивающихся, с которыми у Японии хорошо налажены взаимные торговые связи — Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, и страны, у которых торговые отношения с Японией развиты гораздо слабее — Лаос, Мьянма, Камбоджа, Бруней (за исключением поставок в Японию энергетического сырья).
Таблица 3. Страны ЮВА во внешней торговле Японии, 2018 г.
Страна Экспорт Импорт
Объём, тыс. долл. Доля,% Объём, тыс. долл. Доля,%
Всего 737 845 678 100 748 108 538 100
АСЕАН 114 393 567 15,5 112 175 933 15
Сингапур 23 403 482 3,2 9 740 899 1,3
Таиланд 32 249 169 4,4 25 067 547 3,4
Малайзия 13 940 312 1,9 18 924 962 2,5
Индонезия 15 784 266 2,1 21 528 186 2,9
Филиппины 11 259 249 1,5 10 431 198 1,4
Бруней 99 108 >0 2 338 543 0,3
Вьетнам 16 408 226 2,2 21 103 911 2,8
Лаос 133 383 >0 155 799 >0
Мьянма 695 016 0,1 1 279 129 0,2
Камбоджа 421 355 0,1 1 605 760 0,2
Составлено по: Japanese Trade and Investment Statistics / JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html (accessed: 18.07.2019)
Таблица 4. Товарная структура торговли Японии со странами ЮВА,
2017 г., млн иен
Структура японского экспорта в страны ЮВА
Индонезия Малайзия Таиланд Сингапур Вьетнам
Продукция химической промышленности 148 746 155 569 313 122 178 338 175 061
Готовые
изделия и полуфабрикаты 378 139 270 339 806 999 148 700 371 155
Продолжение табл. 4.
Структура японского экспорта в страны ЮВА
Индонезия Малайзия Таиланд Сингапур Вьетнам
Продукция общего машиностроения 387 596 245 327 709 667 344 821 323 960
Электрооборудование 179 685 355 935 666 594 422 246 440 437
Транспортное оборудование 270 133 175 232 349 648 340 160 79 222
Всего 1 502 174 1 431 252 3 300 429 2 540 554 1 688 086
Структура японского импорта из стран ЮВА
Индонезия Малайзия Таиланд Филиппины Вьетнам
Минеральное топливо 745 900 756 500 12 537 1 128 51 641
Сырье 446 211 117 107 107 323 137 600 24 093
Готовые изделия и полуфабрикаты 287 247 175 856 275 081 129 208 254 193
Электрооборудование 170 897 608 525 642 488 399 365 501 862
Продукты питания 117 270 46 078 460 430 120 595 171 219
Всего 2 230 688 2 161 907 2 550 228 1 096 133 2 079 142
Составлено по: Japan Statistical Yearbook 2019. URL: https://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/1431-06.html (accessed: 18.07.2019)
Торговля энергоресурсами между Японией и странами Юго-Восточной Азии
По данным на начало 2018 г., Бруней обладает 0,1 % доказанных мировых запасов нефти и столько же природного газа, Индонезия
и Малайзия — по 0,2 % мировых доказанных запасов нефти каждая, а также 1,5 % и 1,4 % мировых доказанных запасов природного газа, Мьянма — 0,6 % мировых запасов природного газа, Вьетнам — 0,3 % мировых доказанных запасов нефти и столько же — природного газа, Таиланд — 0,1 % мировых запасов природного газа [BP Statistical Review 2018: 12-26]. Это богатство ключевыми углеводородными энергоносителями ряда стран ЮВА нашло отражение в развитии их торговых отношений с Японией — они стали важными поставщиками в Японию природного газа в сжиженном виде. Так, в 2017 г. Бруней поставил в Японию 5,1 млрд куб м СПГ, Индонезия — 8,9 млрд куб м СПГ, Малайзия — 20,2 млрд куб м СПГ [BP Statistical Review 2018: 34]. Совокупно на эти три страны Юго-Восточной Азии пришлось 30 % суммарного японского импорта СПГ в 2017 г. Это высокий показатель, свидетельствующий о стратегической важности стран ЮВА в обеспечении Японии природным газом. Он примерно равен доле Австралии в поставках в Японию этого энергоносителя (35 млрд куб. м в 2017 г., или 30,7 %) [BP Statistical Review 2018: 34].
Удельный вес стран ЮВА (а именно, Малайзии, Индонезии, Сингапура, Вьетнама, Таиланда и Филиппин) в снабжении Японии минеральным топливом составляет 10,2 % (данные на начало 2018 г.) [Japan Statistical Yearbook 2019]. Для стран ЮВА Япония тоже является важным импортером их энергоресурсов. Так, в 2016 г. Бруней поставил в Японию 5,5 млрд куб м сжиженного природного газа из экспортированных им 8,3 млрд куб м СПГ, т.е. из общего объёма брунейского экспорта СПГ более 2/3 было направлено в Японию [BP Statistical Review 2017: 34].
Движение капитала между Японией и странами ЮВА: официальная помощь развитию и прямые иностранные инвестиции
Официальная помощь развитию (ОПР) Японии странам ЮВА
Оказывать помощь странам ЮВА Япония начала еще в 1950-е годы. Поначалу японская ОПР в эти страны, а также Китай воспринималась как своего рода завуалированные репарации за японскую агрессию в первой половине XX в. Однако с течением времени характер японской ОПР начал претерпевать изменения.
Если в 2000-е годы Япония свернула ОПР, например, Китаю (кроме сферы экологии), то страны ЮВА и по сей день остаются получателями японской помощи.
По мере развития экономики и международных экономических связей ОПР стала рассматриваться японской стороной как эффективный механизм продвижения экспорта своих товаров и услуг, как особого характера капиталовложения (выдаваемые в ряде случае на возвратной основе), которые помогут Японии в приоритетном порядке получать доступ к месторождениям полезных ископаемых, концессии на их разработку, послужат облегчению ведения дел японским бизнеса в этих странах и закреплению на их рынках. Наконец, ОПР усиливала восприятие Японии странами региона как богатого капиталами партнёра, который является ответственным глобальным и региональным актором, заинтересованным в экономическом развитии и благополучии своих партнёров.
Важной особенностью современной японской ОПР странам ЮВА становится все большее ее фокусирование на выравнивании уровней социально-экономического развития стран субрегиона в целях ускорения процессов региональной интеграции. Как будет показано ниже, Япония рассматривает интеграционный блок АСЕАН как основу для формирования Восточноазиатского сообщества, в котором она собирается участвовать (наряду с Китаем и Южной Кореей). Япония содействует нивелированию значительной разницы в уровнях социально-экономического развития между странами ЮВА, модернизации их экономик, созданию региональной транспортной и финансовой инфраструктуры и т.д. [Лебедева 2014: 58].
Японская ОПР часто оказывается в форме предоставления средств на возвратной основе. С одной стороны, такой формат помощи может вызывать определённый скепсис со стороны мирового сообщества, порождать сомнения относительно того, смогут ли бедные страны в более или менее обозримой перспективе вернуть полученные средства. С другой стороны, японские менеджеры полагают, что именно понимание необходимости возврата полученных денежных средств может дисциплинировать страны-получатели и способствовать их более рациональному и эффективному использованию [Лебедева 2013: 98].
Таблица 5. Японская ОПР странам Юго-Восточной Азии в 2016 г., млн долл.
Страна Суммарная ОПР ОПР в виде грантов ОПР в виде правительственных займов
Камбоджа 136 109 27
Вьетнам 1166 105 1061
Мьянма 507 308 199
Лаос 59 47 12
Всего (в мире) 7012 5590 1422
Составлено по: Japan Statistical Yearbook 2019. URL: https://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/1431-06.html (accessed: 05.07.2019)
Среди стран ЮВА лидером по получению японской ОПР в последнее время стал Вьетнам (в 2016 г. он получил 16,6 % суммарной японской ОПР, составившей 7 млрд долл.). При этом львиную долю японской ОПР он получает в виде возвратных займов, тогда как Камбоджа, Мьянма и Лаос большую часть японской ОПР пока получают в виде грантов, которые идут непосредственно на цели развития и на оказание технического содействия.
Тот факт, что именно на Вьетнам приходилась в последние годы значительная часть японской ОПР странам ЮВА, также подтверждают и данные о его доле в накопленном объёме помощи.
Так, на конец 2016 г. накопленный объём японской ОПР Вьетнаму составил 2704,8 млрд иен в виде займов, и 150,6 млрд иен в виде грантов; Мьянме — 1012,8 млрд иен в виде займов и 290,4 млрд иен в виде грантов; Камбодже — 116, 8 млрд иен в виде займов и 197,2 млрд иен в виде грантов; Лаосу — 48,4 млрд иен в виде займов и 153 млрд иен в виде грантов [Official Development Assistance 2018].
Данные табл.6 показывают, что со второй половины 2010-х годов значительно увеличились объёмы ПИИ из Японии в страны ЮВА — они стали исчисляться уже не миллионами, а миллиардами долларов в год для каждой из стран Ассоциации. Для сравнения приведём объёмы «входящих» инвестиций в Японию из стран ЮВА.
Прямые японские инвестиции
Таблица 6. Прямые иностранные инвестиции Японии в страны ЮВА 1995—2018 гг., млн долл.
Страна 1995 2000 2005 2010 2015 2017 2018
Сингапур 676 -1521 557 3845 7010 9478 15 909
Таиланд 935 593 2125 2248 4057 4917 6582
Индонезия 946 585 1185 490 3213 3622 3255
Малайзия 371 -4 524 1058 2918 909 770
Филиппины 1061 510 442 514 1531 1098 989
Вьетнам - 39 153 748 1446 2014 1841
Составлено по: Japan's Outward and Inward Foreign Direct Investment / JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (accessed: 05.07.2019)
Таблица 7. Прямые иностранные инвестиции из стран ЮВА в Японию 1995—2018 гг., млн долл.
Страна 1995 2000 2005 2010 2015 2017 2018
Сингапур 4 83 598 1575 1893 3216 -296
Таиланд 1 -15 -6 9 335 -444 1211
Индонезия -3 1 0 43 84 194 35
Малайзия 6 3 0 184 -1 -19 87
Филиппины -1 6 1 -1 16 25 33
Составлено по: Japan's Outward and Inward Foreign Direct Investment / JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (accessed: 05.07.2019)
Данные табл. 6, 7 и 8 показывают, что за исключением Сингапура в этой сфере сотрудничества между сторонами наблюдается устойчивый дисбаланс.
Таблица 8. Накопленные ПИИ Японии в странах ЮВА и стран ЮВА в Японии (1996 г. — конец 2017 г., млн долл.)
Страна Входящие японские ПИИ Исходящие ПИИ в Японию
Сингапур 63097 22566
Таиланд 63383 2000
Индонезия 30507 333
Малайзия 14528 731
Филиппины 15056 121
Вьетнам 15648 6
Источник: FDI Stock / JETRO. URL:
https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (accessed: 21.07.2018)
Япония также инвестирует, но в меньших объёмах, и в другие, менее развитые страны ЮВА. В последние годы возросли объёмы японских капиталовложений в экономику Мьянмы: в 2017 г. они достигли рекордных показателей — 1,48 млрд долл. После смены в 2011 г. в Мьянме формы правления с военной на гражданскую Япония стала 4-м крупнейшим инвестором в экономику страны (после Сингапура, Китая и Нидерландов). Ранее японские инвестиции в Мьянму колебались вокруг более скромных отметок: 252 млн долл. в 2012 г., 55 млн долл. в 2013 г., 590 млн долл. в 2015 г., 280 млн долл. в 2016 г. Возрастание инвестиционных потоков связано с конкретными проектами сотрудничества: проектом стоимостью 333 млн долл. по строительству недвижимости в Янгоне, коммерческой столице страны, которым занимается японская строительная корпорация Fujita, и проектом частно-государственного партнёрства, основным субподрядчиком в котором выступает японская корпорация Kajima и который оценивается в 400 млн долл. Кроме того, корпорация JFE Steel совместно с партнёрами из Мьянмы в сфере стальной промышленности (Meranti Myanmar Co.) приступили к строительству завода в специальной экономической зоне Тилава [The Japan Times, 29.05.2018].
В последние годы нарастают объёмы японских инвестиций в Камбоджу. В 2015 г. Япония была 3-м крупнейшим инвестором в
экономику Камбоджи после Китая и Южной Кореи. В стране действовало уже 250 японских компаний, тогда как в 2010 г. — только 19 [The Japan Times, 23.08.2016]. Японские инвестиции в Камбодже направляются в такие сферы, как торговля, туризм, консалтинг, услуги в области недвижимости, сельское хозяйство и строительство. Помимо этого, японская сторона содействует финансированию строительства в Камбодже дорог, мостов, школ и больниц.
Экономический рост в Лаосе стал фактором привлечения внимания японских инвесторов, которые ныне рассматривают данную страну как перспективную и прибыльную производственную базу. Политическая нестабильность в Таиланде, а также наводнения заставили японских инвесторов задуматься о перемещении значительной части производственных баз из Таиланда, в частности в Лаос [Global Times, 12.02.2014]. Если эти планы будут реализованы, в страну может быть направлен значительный объём японских инвестиций. Стабильная политическая ситуация, развитие инфраструктуры, совершенствование законодательства наряду с дешёвой рабочей силой являются важными стимулами для активизации сотрудничества. Японские инвесторы намерены вкладывать средства в промышленность, сферу услуг, сельское и лесное хозяйство. В 2009 г. в стране реализовывалось 27 японских инвестиционных проектов, в 2013 г. — уже 60. [Global Times, 12.02.2014].
Впрочем, относительно скромные объёмы японских инвестиций в Мьянму, Лаос, Камбоджу несколько компенсируются направлением туда японской официальной помощи развитию.
Форматы многостороннего экономического сотрудничества
Многостороннее экономическое сотрудничество Японии и стран ЮВА развивается весьма активно на уровне различных межгосударственных инициатив. В основном оно осуществляется в различных диалоговых форматах с интеграционным объединением АСЕАН: «АСЕАН+1», «АСЕАН+3», «АСЕАН+6». Также Япония и некоторые страны ЮВА участвуют в крупных многосторонних проектах Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) и Транстихоокеанского партнёрства (ТТП).
«АСЕАН+3» — один из первых современных форматов многостороннего сотрудничества, в котором представлены страны АСЕАН
и Япония. Он был институционализирован в 1999 г., когда на 3-м его саммите лидеры стран-участников подписали Совместное заявление о сотрудничестве в Восточной Азии [Overview of ASEAN plus three: 07.2018]. Однако начало ему было положено в 1997 г., когда разразился азиатский экономический кризис и Япония сыграла позитивную роль в содействии смягчению кризиса, выступив в качестве страны-донора помощи пострадавшим государствам. Этот вклад Японии в развитие восточноазиатского сотрудничества способствовал дальнейшему формированию пространства регионального сотрудничества в Восточной Азии. Распространение кризиса с Таиланда на Индонезию, Южную Корею, Филиппины, Малайзию еще больше подчеркнуло взаимозависимость экономик стран Восточной Азии. Глава МИД Филиппин Д. Сиазон заявил, что «благодаря экономическому кризису руководители стран Восточной Азии стали испытывать большой интерес к институциона-лизации системы встреч на высшем уровне в формате «АСЕАН плюс три» [Тэрада 2009: 141].
На 11-м саммите «АСЕАН плюс три» в Сингапуре в 2007 г. было принято второе совместное заявление стран-участников по сотрудничеству в Восточной Азии («Построение основ сотрудничества «АСЕАН плюс три»). Документ подчеркивал, что именно данный формат станет основным механизмом создания Восточноазиатского сообщества. Таким образом, деятельность формата «АСЕАН плюс три» скорее может быть расценена как проявление тенденции регионализма, нежели как непосредственно экономической интеграции. В этом формате подчеркивалось понятие региона на основе региональной организации, региона, для которого первостепенной является задача достижения общих интересов и элементы проведения общей политики; региона, в котором проводится чёткое разграничение между входящими и не входящими в него странами. Примечательно, что в период экономического кризиса 1997 г. США не участвовали в оказании экстренной помощи Таиланду и не помогали Индонезии, тогда как Япония выделила Южной Корее, Таиланду и Индонезии 44 млрд долл помощи, впоследствии добавив еще 30 млрд долл. [Тэрада 2009: 141].
Впрочем, до 1999-2000-х годов Япония все же проявляла больший интерес к более узкому диалоговому формату сотрудничества — «АСЕАН +1». Это объясняется, вероятно, тем, что
именно формат «АСЕАН+1» оказался способен показать реальные результаты — создание зоны свободной торговли между Японией и странами АСЕАН с постепенным снижением и в перспективе ликвидацией торговых пошлин между странами. Остальные, более широкие форматы взаимодействия со странами АСЕАН при участии Японии требовали согласования позиций и интересов еще большего количества стран-участников, а потому результаты их претворения в жизнь проявлялись значительно медленнее. Так или иначе, только на манильской встрече 1999 г., когда министр иностранных дел Японии К. Обути представил «План подготовки кадров Восточной Азии и усиления обмена» («План Обути»), и в 2000 г., когда японский премьер-министр Ё.Мори предложил три принципа развития восточноазиатского сотрудничества (построение партнёрства, открытое региональное сотрудничество, диалог и взаимодействие по широкому спектру вопросов, в том числе политики и обеспечения безопасности), а также предложил проводить в рамках «АСЕАН+3» встречи глав МИД стран-участников стало очевидно намерение Японии более активно задействовать формат «АСЕАН+3». Таким образом, на рубеже ХХ—ХХ1 вв. Япония выказала готовность своё сотрудничество с АСЕАН развивать в форме не закрытого, а более открытого регионализма — двустороннее взаимодействие Токио с блоком АСЕАН перевести в формат многостороннего, с более активным привлечением к диалогу Пекина и Сеула как значимых региональных игроков.
Впоследствии деятельность «АСЕАН+3» была нацелена на создание зоны свободной торговли Восточной Азии и Восточноази-атского саммита как средне- или долгосрочного ориентира. Экономическая интеграция региона Восточной Азии была еще одной сферой общих интересов стран — участников формата «АСЕАН+3». Двигаться к достижению этой цели стороны стали посредством развития системы двусторонних соглашений о свободной торговле («АСЕАН+1»). Особенно активно такие соглашения с партнёрами заключали Япония и Китай. АСЕАН в период 2004—2010 гг. заключил ряд региональных торговых соглашений о зоне свободной торговли с основными своими торговыми партнёрами по Вос-точноазиатскому саммиту: Китаем, Южной Кореей, Японией, Индией, Австралией и Новой Зеландией. Соглашение о создании
ЗСТ с Японией было достигнуто в 2008 г. (Соглашение о всестороннем экономическом партнёрстве). По данному документу, ликвидировать торговые пошлины между Японией и АСЕАН планируется в 2026 г., тогда как по аналогичному соглашению с Китаем и Южной Кореей — в 2012 г., с Индией — в 2019 г., с Австралией и Новой Зеландией — в 2020 г. [Костюнина 2017: 442—443]. Таким образом, можно говорить о том, что создание зон свободной торговли с участием АСЕАН и ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе ЗСТ на двусторонней основе с Японией (формат «АСЕАН+1») — это устойчивая тенденция развития международных и региональных экономических отношений в XXI веке
Формула «АСЕАН плюс один», ставшая полноценным интеграционным форматом для Японии и АСЕАН, начала реализовываться с заключения в 2002 г. Соглашения о зоне свободной торговли с Сингапуром [Арапова 2016: 93]. Интерес стран к таким соглашением объяснялся тем, что если бы впоследствии удалось свести воедино все заключенные двусторонние и внутрирегиональные соглашения о свободной торговле (Китай — АСЕАН, Южная Корея — АСЕАН и т.д.), то это открыло бы путь к объединению всего восточноазиатского рынка. В 2003 г. эти планы активно обсуждались на саммите «АСЕАН+3» на о. Бали. Именно тогда Китай предложил изучить вопрос о возможности создания восточ-ноазиатской зоны свободной торговли, а Сингапур выступил с идеей для этой цели заключить между Японией и Китаем соглашение о свободной торговле.
В настоящее время действует рабочий план по сотрудничеству в формате «АСЕАН плюс три» на 2018-2022 г., принятый 7 августа 2017 г. [Overview of ASEAN plus three: 07.2018] Он нацелен на реализацию амбициозной задачи — создания Восточноазиатского экономического сообщества уже к 2020 г. [ASEAN Plus three cooperation, 07.08.2017]. Предыдущий аналогичный План (2007—2017 гг.) ставил целью обеспечение развития всеобъемлющего и взаимовыгодного партнерства между участниками и еще более усилил восприятие «АСЕАН +3» как важного двигателя восточноазиатского регионализма.
Формат «АСЕАН+6» (Япония, Китай, Республика Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия) существует, по сути, с 2005 г.,
когда именно в таком составе стали проводиться Восточноазиат-ские саммиты. На 5-м саммите в 2010 г. было оформлено присоединение к нему России и США. Таким образом, формат «АСЕАН+6» довольно скоро перерос в «АСЕАН+8». Первый саммит такого формата состоялся в 2011 г. на о. Бали [Ассоциация государств Юго-Восточной Азии]. Иными словами, как только к механизму внутрирегионального восточноазиатского совещания присоединились государства Азиатско-Тихоокеанского региона — Индия (Южная Азия), Австралия и Новая Зеландия (Океания), стала очевидной целесообразность включить в этот формат, уже вышедший за пределы Восточной Азии и перешагнувший рамки регионализма, другие важнейшие государства АТР — США и Россию.
Таким образом, при сохранении регионального восточноазиат-ского формата диалога «АСЕАН плюс 3», постепенно в конце первой — начале второй декады XXI века вокруг АСЕАН и при участии Японии сформировался более широкий механизм диалогового сотрудничества, что свидетельствует об усилении тенденции к мультилатерализму. Обе эти тенденции нашли отражение в двух крупных проектах масштабного экономического сотрудничества, которые сейчас развиваются в АТР. Формат «АСЕАН+6» стал базой для формирования проекта Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), ядро которого — АСЕАН, движущая сила — Китай, и в котором участвуют Япония, Южная Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия, т.е. 6 государств, с которыми у АСЕАН подписаны соглашения о свободной торговле.
США стали лидером другого мегапроекта многостороннего экономического сотрудничества в АТР — Транстихоокеанского партнерства. В этом проекте также ярко проявилось усиление тенденции мультилатерализма, которая оказалась настолько сильна, что даже выход США из ТТП в 2017 г. и их отсутствие там до сих пор не смогли аннулировать и заморозить этот проект. В начале 2018 г. остальные 11 стран ТТП, в число которых из АСЕАН входят Бруней, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, в условиях взятого Японией на себя фактического лидерства в этом проекте, подписали обновлённое соглашение о создании Всеобъемлющего прогрессивного Транстихоокеанского партнерства.
Заключение
Рассмотрение торгово-экономических связей Японии и стран Юго-Восточной Азии, их двусторонних и многосторонних форматов в XXI веке позволило выявить следующие тенденции. Торговля между Японией и этими странами носит относительно сбалансированный характер, однако более динамично развиваются торговые отношения Японии с экономически более развитыми или успешно развивающимися государствами ЮВА. Основные торговые партнёры Японии по Ассоциации — это Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, тогда как торговля с Брунеем (за исключением поставок энергоресурсов), Лаосом, Мьянмой и Камбоджей развита заметно слабее и характеризуется значительно меньшими количественными показателями. Страны ЮВА являются важными поставщиками в Японию энергоресурсов (особенно сжиженного природного газа), сырья и продуктов питания, тогда как Япония специализируется на поставках в эти страны в основном электрооборудования, продукции общего машиностроения, транспортного машиностроения и т.д. В целом торговля Японии и стран ЮВА в первые две декады XXI века развивалась динамично, без масштабных торговых дефицитов и угрозы возникновения «торговых войн».
В последние десятилетия зафиксирована тенденция увеличения притока японских инвестиций в страны ЮВА: если раньше они исчислялись сотнями миллионов долларов, то после 2005 г. стали выходить на миллиардные показатели. Основные реципиенты японских ПИИ — Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Вьетнам, Таиланд. Также активизировались японские инвестиции в менее развитые страны субрегиона — Лаос, Мьянму и Камбоджу.
В XXI веке наметилась тенденция сокращения японской официальной помощи развитию. Среди стран ЮВА основными получателями ОПР сейчас являются Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. В частности, масштабное содействие развитию Вьетнама отражает скрытый коммерческий характер японской ОПР — японская сторона готова предоставлять Вьетнаму правительственные займы, чтобы получать там контракты и закрепляться в различных нишах динамично развивающегося вьетнамского рынка, проявляя при этом особый интерес к вьетнамскому ТЭК.
Что касается многосторонних форматов сотрудничества Японии и стран ЮВА, то они осуществляются одновременно по нескольким каналам. Прежде всего, это каналы диалогового сотрудничества Япония — АСЕАН: «АСЕАН плюс один», т.е. непосредственное взаимодействие Японии и 10 стран ЮВА, входящих в Ассоциацию; это более широкий формат восточноазиатского диалогового сотрудничества «АСЕАН плюс три», с привлечением Китая и Южной Кореи; наконец, это межрегиональный формат «АСЕАН плюс шесть», в котором участвуют государства разных регионов макрорегиона АТР.
Апогеем развития многосторонних форматов экономического сотрудничества с участием Японии и стран ЮВА стали две крупнейшие региональные инициативы: проект Транстихоокеанского партнёрства и проект Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. В обоих проектах участвует Япония и страны ЮВА — во ВРЭП в полном составе АСЕАН, в ТТП — отдельные страны субрегиона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Амиров В. Япония и международное экономическое сотрудничество в Восточной Азии // Япония: экономика, политика, общество на заре XXI в. М., 2003. С. 177-207.
Арапова Е.Я. Экономическая интеграция в Восточноазиатском регионе. Ретроспективный анализ и будущие возможности. М.: Проспект, 2016, 208 с.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии // Центр АСЕАН при МГИМО МИД России, URL: http://asean.mgimo.ru/ru/asean-c/11-rus/informatsiya/113-assotsiatsiya-gosudarstv-yugo-vostochnoj-azii (дата обращения: 01.10.2018).
Ковригин Е.Б. Япония — АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию // Пространственная экономика. №2. 2014. URL: http://spatial-economics.com/eng/images/spatial-
econimics/2_2014/SE.2014.2.040-074.Kovrigin.pdf (дата обращения: 07.08.2018).
Лебедева И.П. Роль Японии в экономическом развитии стран АСЕАН // Япония в Азии: состояние и перспективы региональных связей. М.: ИВ РАН, 2014. С. 56-66.
Лебедева И.П. Роль Японии в экономическом развитии стран Восточной Азии // Япония в Азии: параметры сотрудничества. М.: 2013. С. 96-120.
Тэрада Такаси. Восточноазиатский регионализм и Япония: формирования понятий региона и инициативы по их закреплению // Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политические, экономические и социально-культурные аспекты. М., 2009. С. 134-159.
ASEAN Plus Three Cooperation Work Plan 2018-2022 // ASEAN. 07.08.2017. URL: https://asean.org/asean-plus-three-cooperation-work-plan-2018-2022/ (дата обращения: 26.09.2018).
BP Statistical Review of World Energy 2017 // BP Global. 2017. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-
2017-full-report.pdf (дата обращения: 05.07.2018).
BP Statistical Review of World Energy 2018 // BP Global. 2018. P. 34. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/glo-bal/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-
2018-full-report.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
FDI Stock // JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/sta-tistics/ (дата обращения: 21.07.2018).
Foreign Trade 2006. Japan Foreign Trade Council. Japan, 121 p. Japan Statistical Yearbook 2018 // Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications, Japan. URL: http://www.stat.go.jp/eng-lish/data/nenkan/67nenkan/index.html (дата обращения: 11.07.2018).
Japan Statistical Yearbook 2019 // Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications, Japan. URL: http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/index.html (дата обращения: 17.02.2019).
Japan's Outward and Inward Foreign Direct Investment // JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (дата обращения: 21.07.2018).
Japanese investment in Cambodia rises, but weak infrastructure a problem // The Japan Times. 23.08.2016. URL: https://www.japanti-mes.co.jp/news/2016/08/23/business/japanese-investment-in-cambodia-rises-but-weak-infrastructure-a-problem/ (дата обращения: 27.07.2018).
Japanese investment in Laos flourishes // Global Times. 12.02.2014. URL: http://www.globaltimes.cn/content/842043.shtml (дата обращения: 27.07.2018).
Japanese investment in Myanmar soars to all-time high // The Japan Times. 29.05.2018. URL:
https://www.japantimes.co.jp/news/2018/05/29/business/japanese-invest-ment-myanmar-soars-time-high/ (дата обращения: 22.07.2018).
Japanese Trade and Investment Statistics // JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html (дата обращения:
12.07.2018).
Official Development Assistance // Ministry of Foreign Affairs of Japan, 27.06.2018. URL:
https://www.mofa.go.jp/policy/oda/data/index.html (дата обращения:
18.07.2019).
Overview of ASEAN Plus Three Cooperation // ASEAN Secretariat Information Paper, 07.2018. URL: https://asean.org/wp-content/uplo-ads/2016/01/0verview-of-APT-Cooperation-Jul-2018.pdf (дата обращения: 26.09.2018).
References
Amirov V. (2003). Yaponiya i mezhdunarodnoe economicheskoe sotrudnichestvo v Vostochnoj Azii [Japan and international economic cooperation in East Asia], Yaponiya: economika, politika, obshestvo na zare XXI veka, Moscow: 177-207. (In Russian).
Arapova E.Y. (2016). Economicheskaya integraciya v Vostochnoazi-atskom regione. Retrospektivnii analiz I budushie vozmozhnosti [Economic integration in the East Asian region. Retrospective analysis and future opportunities], Moscow: Prospect. (In Russian).
ASEAN Plus Three Cooperation Work Plan 2018-2022, ASEAN, 07.08.2017. URL: https://asean.org/asean-plus-three-cooperation-work-plan-2018-2022/ (accessed: 26 September 2018).
Associaciya gosudarstv Yugo-Vostochnoj Azii, MGIMO. URL: http://asean.mgimo.ru/ru/asean-c/11-rus/informatsiya/113-assotsiatsiya-gosudarstv-yugo-vostochnoj-azii (accessed: 1 October 2018). (In Russian).
BP Statistical Review of World Energy 2017, BP Global. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-eco-nomics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (accessed: 5 July 2018).
BP Statistical Review of World Energy 2018, BP Global. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corpo-
rate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (accessed: 17 February 2018).
FDI Stock, JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statis-tics/ (accessed: 21 July 2018).
Japan Foreign Trade Council (2006). Japan, 121 p.
Japan Statistical Yearbook 2018, Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications, Japan. URL:
http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/67nenkan/index.html (accessed: 11 July 2018).
Japan Statistical Yearbook 2019, Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications, Japan. URL:
http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/index.html (accessed: 17 February 2019).
Japan's Outward and Inward Foreign Direct Investment, JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (accessed: 21 July 2018).
Japanese investment in Cambodia rises, but weak infrastructure a problem, The Japan Times, 23 August 2016. URL: https://www.japan-times.co.jp/news/2016/08/23/business/japanese-investment-in-cambo-dia-rises-but-weak-infrastructure-a-problem (accessed: 27 July 2018).
Japanese investment in Laos flourishes, Global Times, 12 February 2014. URL: http://www.globaltimes.cn/content/842043.shtml (accessed: 27 July 2018).
Japanese investment in Myanmar soars to all-time high, The Japan Times, 29 May 2018. URL:
https://www.japantimes.co.jp/news/2018/05/29/business/japanese-invest-ment-myanmar-soars-time-high/ (accessed: 22 July 2018).
Japanese Trade and Investment Statistics, JETRO. URL: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics.html (accessed: 12 July 2018).
Kovrigin E.B. (2014). Yaponiya — ASEAN: evoluciya oficialnoj pomoshi razvitiyu [Japan — ASEAN: evolution of official development assistance], Prostranstvennaya economika, №2. URL: http://spatial-eco-nomics.com/eng/images/spatial-econimics/2_2014/SE.2014.2.040-074.Kovrigin.pdf (accessed: 07 August 2018). (In Russian).
Lebedeva I.P. (2013). Rol Yaponii v ekonomicheskom razvitii stran Vostochnoi Azii [Japan's role in East Asian countries' economic development], Yaponiya v Azii: parametri sotrudnichestva, Moscow: 96-120. (In Russian).
Lebedeva I.P. (2014). Rol Yaponii v elonomicheskom razvitii stran ASEAN [Japan's role in the ASEAN countries' economic development], Yaponia v Azii: sostoyanie i perspektivi regionalnih svyazei, Moscow: 56— 66. (In Russian).
Official Development Assistance, Ministry of Foreign Affairs of Japan, 27 June 2018. URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/data/index.html (accessed: 18 July 2019).
Overview of ASEAN Plus Three Cooperation, ASEAN Secretariat Information Paper, 07.2018. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2016/01/Overview-of-APT-Cooperation-Jul-2018.pdf (accessed: 26 September 2018).
Terada Takashi. (2009). Vostochnoaziatskiji regionalism i Yaponiya: formirovanie ponyatii I iniciativi po ih zakrepleniyu [East Asian regionalism and Japan: formation of concepts of the region and initiatives for their consolidation], Yaponiya v Aziatsko-Tihookeanskom regione: pol-iticheskie, economicheskie i socialno-kulturnie aspekti, Moscow: 134—159. (In Russian).