Научная статья на тему 'Официальная помощь развитию Японии в странах АСЕАН'

Официальная помощь развитию Японии в странах АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1217
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / АЗИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ХАРТИЯ ОПР / ОПР / ЯПОНИЯ / ASEAN / ASIA / ODA NATIONAL CHARTER / GDA / JAPAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конопьянова Любовь Оскаровна

Рассматриваются создание и изменение подходов в Японии к официальной помощи развитию на современном этапе, а также новые возможности и механизмы, которые предоставляются непосредственно для стран АСЕАН. Исследуются ресурсы официальных источников, представленных в Японии и странах Юго-Восточной Азии, приводятся необходимые примеры и статистические данные. Раскрыта суть ОПР Японии в региональном срезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Конопьянова Любовь Оскаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan''s ODA cooperation with ASEAN countries

This article examines the creation, role and change of approaches to Japan's Official Development Assistance (ODA) organization in recent times. It also contains new opportunities and tools provided for the ASEAN countries. This article also provides details from the official sources in Japan and in South West Asia with lots of examples and statistics. The author discloses the main point of Japan's organization in the region. The aim of the article, according to the author, is to trace how Japan is cooperating with ASEAN nowadays and how the set objectives are being reached. The author shows how Japan began to increase volumes of trade and economic cooperation with developing countries, especially with Asian countries. The author thinks that cooperation with ASEAN countries is one of the highest priorities in Japanese ODA. In the course of time, in August 2003, a new version of the ODA National Charter was passed by the Cabinet of Japan. In the document, Japan announced three priority areas of cooperation between Japan and ASEAN (cooperation to strengthen ASEAN integration, cooperation to enhance the economic competitiveness of ASEAN countries, including investment promotion, cooperation in control of terrorism, piracy and other transnational problems). It is expected that the scale of aid will exceed $1.5 billion over the next three years. In addition, some exchange programs are planned involving approximately 40,000 people for the same period. In such a manner, Japan was the guarantor of the sustainable development of important countries of East and South-East Asia. Interdependence was expressed in the further development of a common space (Japan signed agreements on free trade zones with virtually all ASEAN countries and with the organization itself). In the development of monetary and financial cooperation, ASEAN+3 is reflected in the new format of the "joint venture", the Chiang Mai Multilateral Initiative (CMMI), which is meant to minimize the negative consequences of the crisis phenomena in the global and regional economies. In such a manner, the countries of East Asia and all the ASEAN's ten member sates successively combine forces in the protection of the region from monetary and financial shocks coming from outside. An important motive for the implementation of CMMI is the reduction of financial dependence on global institutions and leaders (IMF, USA). The author comes to a conclusion that the Official Development Assistance is foreign aid to the developing countries. Further development of ODA will only be possible if agents are trained, new technologies begin to spread, the earning power of real assets in transportation and communications increases along with increased investment in irrigation and marketing development.

Текст научной работы на тему «Официальная помощь развитию Японии в странах АСЕАН»

Вестник Томского государственного университета. 2018. № 426. С. 130-133. Б01: 10.17223/15617793/426/16

УДК 327+327.3+327.35

Л.О. Конопьянова

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ ЯПОНИИ В СТРАНАХ АСЕАН

Рассматриваются создание и изменение подходов в Японии к официальной помощи развитию на современном этапе, а также новые возможности и механизмы, которые предоставляются непосредственно для стран АСЕАН. Исследуются ресурсы официальных источников, представленных в Японии и странах Юго-Восточной Азии, приводятся необходимые примеры и статистические данные. Раскрыта суть ОПР Японии в региональном срезе. Ключевые слова: АСЕАН; Азия; Национальная хартия ОПР; ОПР; Япония.

Япония в течение долго периода времени находилась в состоянии внешнеполитической изоляции, что мешало ей вступить на путь модернизации, нарастить свой экономический и военно-технический потенциал. Но в последнее столетие Япония является одной из самых развитых стран Востока. Сделав акцент на экономическом развитии, Япония решила выйти на новый уровень и во внешней политике. Таким образом, было создано одно из направлений сотрудничества Японии с АСЕАН.

Японская официальная помощь развитию (ОПР) была создана на базе «Плана Маршалла», который представлял собой американскую помощь для восстановления Европы после Второй мировой войны. Для Японии появляются новые возможности развития уже в период Корейской войны (1950-1953 гг.), когда промышленность получила новые заказы и начался период восстановления. Впоследствии Страна восходящего солнца начала наращивать объем экономического сотрудничества с развивающимися странами, в частности странами Азии. В результате такой деятельности размер бюджета, выделяемого Японией на ОПР ежегодно, возрастал, и в 1989 г. Япония стала крупнейшим в мире донором ОПР, постоянно оставаясь таковым и до настоящего момента [1. С. 31]. Уже в 1992 г. была создана Хартия ОПР, включившая в себя следующие пункты:

1) необходимость в гуманитарном сотрудничестве;

2) признание взаимосвязанных отношений среди членов международного сообщества;

3) признание в заботе об окружающей среде;

4) необходимость в кооперации с развивающимися странами [2].

Создание ОПР также можно охарактеризовать наличием идеи паназианизма, т. е. расширения и укрепления позиций Японии в Восточной и Юго-Восточной Азии, превращение этого региона в главный фокус японских экономических и политических усилий [3].

В августе 2003 г. Кабинетом министров была принята новая редакция Национальной хартии ОПР. Изменение общемировых процессов заставило пересмотреть Хартию в сторону соответствия современным тенденциям глобализации, потребностям развивающихся стран и укрепления национальной политики ОПР, а также в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций:

1. Сохранение окружающей среды и развитие технологий должны осуществляться в тандеме.

2. Следует избегать любого использования ОПР в военных целях или в случае обострения международных конфликтов.

3. Следует уделять пристальное внимание тенденциям в военных расходах стран-получателей, в разработке и производстве оружия массового уничтожения и т.д.

4. Необходимо уделять пристальное внимание деятельности по содействию развития демократизации и внедрению рыночной экономики, а также по обеспечению основных прав и свобод человека в принимающей стране [4].

Безусловно, сотрудничество со странами АСЕАН является одной из самых приоритетных задач в японской ОПР. Примерно около 30% двусторонней ОПР предоставляется Японии странами АСЕАН и примерно 60% двусторонней ОПР, которую получают страны АСЕАН, поступает из Японии. Япония работает над тем, чтобы использовать ОПР для укрепления отношений и уменьшения регионального неравенства при достаточном учете таких вопросов, как укрепление экономического партнерства с регионом. 11 декабря и 12 декабря 2003 г. в Токио прошел торжественный саммит между Японией и АСЕАН. Первая встреча на высшем уровне АСЕАН, проведенная за пределами региона АСЕАН, и исторически значимая встреча на высшем уровне, она показала зрелость отношений между Японией и АСЕАН среди людей в стране и за рубежом. Япония объявила три приоритетные области сотрудничества Японии и АСЕАН (сотрудничество в целях усиления интеграции АСЕАН, сотрудничество в целях повышения экономической конкурентоспособности стран АСЕАН, включая поощрение инвестиций, сотрудничество в борьбе с терроризмом, пиратством и другими транснациональными проблемами). Ожидается, что масштабы помощи превысят 1,5 млрд долл. США в течение следующих трех лет. Кроме того, запланированы программы обмена людьми с участием примерно 40 тыс. человек на тот же период [5].

В качестве примера расширения сотрудничества можно привести развитие связей Японии с Вьетнамом. Для Вьетнама Япония важна прежде всего как партнер по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству, необходимый для реализации программ индустриализации и модернизации страны; главный источник помощи на ОПР, поставщик высоких технологий. Япония стабильно занимает первое место среди других стран по объему ОПР во Вьетнам, второе место - как торговый партнер, являясь объемным рынком для вьетнамских товаров, и третье -

четвертое место - по инвестициям [6. С. 147]. Таким образом, общая сумма японской ОПР Вьетнаму в 2009 финансовом году являлась рекордной и составила 145 613 млрд йен, т.е. около 1,56 млрд долл. [Там же. С. 163].

Япония, таким образом, являлась гарантом стабильного развития важных для нее стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Взаимозависимость выражалась в том числе в дальнейшем формировании общего пространства (Япония подписала соглашения о зонах свободной торговли практически со всеми странами АСЕАН и с самой организацией). После Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. помощь со стороны Японии (которая сама находилась в состоянии рецессии) региону возросла на 71% по сравнению с предыдущим годом. Пострадавшая от кризиса Индонезия в 1999 г. получила в общей сложности примерно 2,4 млрд долл., что составляет абсолютный рекорд для одной страны в истории японской ОПР. Таиланду были выделены 1,9 млрд долл., Малайзии - 2,2 млрд долл., Филиппинам - 1,6 млрд долл. Отдельно можно выделить Республику Корея как страну с гораздо большей экономикой, чем страны - члены АСЕАН, которая получила около 5 млрд. долл. помощи [7. С. 56-57].

В развитии валютно-финансового сотрудничества по линии АСЕАН+3 отражена в новом формате «совместного предприятия» - Чиангмайской многосторонней инициативы (ЧММИ), которая призвана минимизировать негативные последствия кризисных явлений в мировой и региональной экономике. Если ранее в двусторонние своп-соглашения вступали лишь восемь стран из 13, охватываемых форматом АСЕАН+3, то теперь к ним присоединились «новые» члены АСЕАН: Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. По 4,77 млрд долл. предоставляют страны -основатели АСЕАН: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. При необходимости любой участник пула может рассчитывать на сумму, равную своему взносу, умноженному на индивидуальный мультипликатор. К примеру, согласно этой схеме каждая страна из «первой пятерки» АСЕАН вправе претендовать примерно на 11 млрд долл. Таким образом, страны Восточной Азии - и в их числе вся «десятка» АСЕАН - последовательно объединяют усилия для защиты региона от валютно-финансовых потрясе-

ний, идущих извне. Важный мотив реализации ЧММИ - снижение финансовой зависимости от глобальных институтов и лидеров (МВФ, США) [8].

В августе 2015 г. основные договоренности были подтверждены в Куала-Лумпуре на министерской встрече АСЕАН-Япония [9]. Японская сторона подчеркнула, что будет продолжать оказывать помощь в строительстве общности АСЕАН, а также развивать сотрудничество в экономической сфере. Отмечался большой вклад японской ОПР в развитие двухсторонних отношений. Две основные программы предусматривают в ближайшие годы японские инвестиции в проекты «Япония-Меконг» и «Партнерство для качественной инфраструктуры» (около 750 млн йен) [10].

Профессор Национального института политических исследований Оцуки Кайдзиро отмечает, что благодаря ОПР Япония смогла обеспечить продовольствием население своей страны (например, производство автомобилей в Таиланде), так как ей удалось задействовать ресурсы развивающихся стран. Важным значением для Японии стало появление Международного института риса (ЖМ), расположенного на Филиппинах, разработавшего высокоурожайные сорта риса; были сделаны инвестиции в развитие ирригационных систем. Но само существование и дальнейшее развитие ОПР в этом направлении будут возможны только если удастся обучить агентов, новые технологии начнут распространяться, вместе с ростом инвестиций в ирригацию и развитием маркетинга повысится прибыльность капиталовложений в перевозку и коммуникации [11].

Таким образом, можно смело сказать, что ОПР -это иностранная помощь развивающимся странам [12]. Ее рост сопровождается целым рядом метаморфоз, включая нарастающее участие в ней частных агентов в роли доноров, превращение неправительственных организаций в каналы передачи бюджетных государственных ресурсов из развитых в развивающиеся страны, возникновение государственно-частных альянсов и партнёрств с целью финансирования целевых программ, направленных на решение конкретных проблем в развивающихся странах, превращение бывших реципиентов помощи в доноров, рост целевых фондов в ресурсах межправительственных многосторонних организаций на фоне сокращения многосторонней помощи и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухаметрахимова А.Т. За и против японской ОПР: присутствие в ЦА // Вестник КазНУ. Серия востоковедения. 2011. № 1 (54). С. 31-35.

2. Ministry of Foreign Affairs of Japan. The ODA Charter. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/summary/1997/09.html (дата обращения:

13.03.2017).

3. Мосяков Д.В. «Большая Игра» в Юго-Восточной Азии. URL: http://ru.apircenter.org/archives/181 (дата обращения: 13.03.2017).

4. Japan's ODA White paper 2003. (1) The ASEAN Countries. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2003/part1_2_1_4.html#sh_4 (дата

обращения: 14.03.2017).

5. Japan's ODA White paper 2003 Section 2. Principle of ODA Implementation. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2003/ part1_2_2.html#sh_1 (дата обращения: 14.03.2017).

6. Мурашева Г.Ф. Вьетнамо-японские отношения в формате стратегического партнёрства // Политическое и экономическое развитие от-

дельных стран. С. 145-165. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vietnamo-yaponskie-otnosheniya-v-formate-strategicheskogo-partnyorstva.pdf. (дата обращения: 15.03.2017).

7. Ковригин Е.Б. Япония-АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию // Пространственная экономика. 2014. № 2. С. 40-74.

8. Амиров В. Истоки и эволюция Чиангмайской инициативы. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/324 (дата обращения: 13.03.2017).

9. Japan-ASEAN Ministerial Meeting. URL: http://www.mofa.go.jp/a_o/rp/page3e_000360.html (дата обращения: 17.03.2017).

10. New Tokyo Strategy 2015 for Mekong-Japan Cooperation (MJC2015). URL: http://www.mofa.go.jp/files/000088538.pdf (дата обращения: 17.03.2017).

11. Nippon.com Оцука Кэйдзиро Япония: история помощи в целях развития. URL: http://www.nippon.com/ru/in-depth/a03402/ (дата обращения: 13.03.2017).

12.Университет МГИМО. ОПР Японии. URL: http://mgimo.ru/library/publications/1006085/ (дата обращения: 13.03.2017). Статья представлена научной редакцией «История» 26 августа 2017 г.

JAPAN'S ODA COOPERATION WITH ASEAN COUNTRIES

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2018, 426, 130-133. DOI: 10.17223/15617793/426/16

Lyubov O. Konopyanova, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Keywords: ASEAN; Asia; ODA National Charter; GDA; Japan.

This article examines the creation, role and change of approaches to Japan's Official Development Assistance (ODA) organization in recent times. It also contains new opportunities and tools provided for the ASEAN countries. This article also provides details from the official sources in Japan and in South West Asia with lots of examples and statistics. The author discloses the main point of Japan's organization in the region. The aim of the article, according to the author, is to trace how Japan is cooperating with ASEAN nowadays and how the set objectives are being reached. The author shows how Japan began to increase volumes of trade and economic cooperation with developing countries, especially with Asian countries. The author thinks that cooperation with ASEAN countries is one of the highest priorities in Japanese ODA. In the course of time, in August 2003, a new version of the ODA National Charter was passed by the Cabinet of Japan. In the document, Japan announced three priority areas of cooperation between Japan and ASEAN (cooperation to strengthen ASEAN integration, cooperation to enhance the economic competitiveness of ASEAN countries, including investment promotion, cooperation in control of terrorism, piracy and other transnational problems). It is expected that the scale of aid will exceed $1.5 billion over the next three years. In addition, some exchange programs are planned involving approximately 40,000 people for the same period. In such a manner, Japan was the guarantor of the sustainable development of important countries of East and South-East Asia. Interdependence was expressed in the further development of a common space (Japan signed agreements on free trade zones with virtually all ASEAN countries and with the organization itself). In the development of monetary and financial cooperation, ASEAN+3 is reflected in the new format of the "joint venture", the Chiang Mai Multilateral Initiative (CMMI), which is meant to minimize the negative consequences of the crisis phenomena in the global and regional economies. In such a manner, the countries of East Asia - and all the ASEAN's ten member sates - successively combine forces in the protection of the region from monetary and financial shocks coming from outside. An important motive for the implementation of CMMI is the reduction of financial dependence on global institutions and leaders (IMF, USA). The author comes to a conclusion that the Official Development Assistance is foreign aid to the developing countries. Further development of ODA will only be possible if agents are trained, new technologies begin to spread, the earning power of real assets in transportation and communications increases along with increased investment in irrigation and marketing development.

REFERENCES

1. Mukhametrakhimova, A.T. (2011) Za i protiv yaponskoy OPR: prisutstvie v TsA [Pros and Cons of Japanese ODA: the presence in Central Asia].

Vestnik KazNU. Seriya vostokovedeniya — The KazNu Journal. Oriental Studies Edition. 1 (54). pp. 31-35.

2. Ministry of Foreign Affairs of Japan. (1997) The ODA Charter. [Online] Available from: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/summary/1997/09.html. (Accessed: 13.03.2017).

3. Mosyakov, D.V. (2012) "Bol'shaya Igra" v Yugo-Vostochnoy Azii [The "Big Game" in Southeast Asia]. [Online] Available from:

http://ru.apircenter.org/archives/181. (Accessed: 13.03.2017).

4. Ministry of Foreign Affairs of Japan. (2003) Japan's ODA White paper 2003. (1) The ASEAN Countries. [Online] Available from:

http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2003/part1_2_1_4.html#sh_4. (Accessed: 14.03.2017).

5. Ministry of Foreign Affairs of Japan. (2003) Japan's ODA White paper 2003 Section 2. Principle of ODA Implementation. [Online] Available

from: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2003/part1_2_2.html#sh_1. (Accessed: 14.03.2017).

6. Murasheva, G.F. (2010) V'etnamo-yaponskie otnosheniya v formate strategicheskogo partnerstva [Vietnamese-Japanese relations in the format of

strategic partnership]. [Online] Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/vietnamo-yaponskie-otnosheniya-v-formate-strategicheskogo-partnyorstva.pdf. (Accessed: 15.03.2017).

7. Kovrigin, E.B. (2014) Japan-ASEAN: Evolution of Official Development Assistance. Prostranstvennaya ekonomika — Spacial Economics. 2. pp.

40-74. (In Russian). DOI: 10.14530/se.2014.2.040-074

8. Amirov, V. (n.d.) Istoki i evolyutsiya Chiangmayskoy initsiativy [Origins and evolution of the Chiang Mai Initiative]. [Online] Available from:

https://interaffairs.ru/jauthor/material/324. (Accessed: 13.03.2017).

9. Ministry of Foreign Affairs of Japan. (2015) Japan-ASEAN Ministerial Meeting. [Online] Available from: http://www.mofa.go.jp/a_o/rp/page3e_000360.html. (Accessed: 17.03.2017).

10. Ministry of Foreign Affairs of Japan. (2015) New Tokyo Strategy 2015 for Mekong-Japan Cooperation (MJC2015). [Online] Available from: http://www.mofa.go.jp/files/000088538.pdf. (Accessed: 17.03.2017).

11. Otsuka Keijiro. (2014) Yaponiya: istoriyapomoshchi v tselyakh razvitiya [Japan: A history of Development Assistance]. [Online] Available from: http://www.nippon.com/ru/in-depth/a03402/. (Accessed: 13.03.2017).

12. Kapitsa, L.M. & Potapova, I.R. (2013) OPR Yaponii [Japan's ODA]. Moscow: MGIMO-Universitet. [Online] Available from: http://mgimo.ru/library/publications/1006085/. (Accessed: 13.03.2017).

Received: 26 August 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.