ПРОБЛЕМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ
ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИЯ-АСЕАН
И.С. Троекурова, И.П. Сергун
Саратовский государственный социально-экономический университет ул. Радищева, 89, Саратов, Россия, 410003
В статье рассмотрены предпосылки и результаты создания зоны свободной торговли Китай— АСЕАН, а также основные направления сотрудничества. Рассчитаны коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между Китаем и АСЕАН, и Россией и АСЕАН. Определены перспективные для России отрасли и направления промышленного и научно-технического сотрудничества со странами АСЕАН, а также крупные многосторонние региональные проекты с участием нашей страны. Рассмотрены результаты Второго саммита Россия—АСЕАН. Показано, что одно из перспективных направлений сотрудничества России со странами АСЕАН — заключение многостороннего соглашения о создании ЗСТ.
Ключевые слова: АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), зона свободной торговли, саммит Россия—АСЕАН.
Последние годы в странах АСЕАН динамично развиваются интеграционные процессы, к которым старается подключиться Россия, осуществляя многовекторный курс экономического сотрудничества. Интеграция с этими государствами, являющаяся одним из приоритетных направлений развития региональной интеграции России, позволит ей занять достойное место в мировом хозяйстве.
Сейчас Россия и без зон свободной торговли (ЗСТ) имеет беспошлинный режим для экспорта. Главная причина — топливно-сырьевой, ресурсоемкий характер отечественного экспорта, в мировой практике почти не облагаемого ввозными пошлинами. Однако если в перспективе Россия повысит в национальном экспорте долю продукции высокой степени обработки, то пассивность РФ в плане создания ЗСТ со странами АСЕАН становится критическим фактором. Можно с большой долей уверенности говорить, что даже при незначительном совершенствовании структуры российского экспорта появятся проблемы доступа на рынки этих стран.
В данной статье авторы предпримут попытку, рассмотрев опыт создания ЗСТ Китай—АСЕАН, доказать, что одно из перспективных направлений сотрудничества России со странами АСЕАН — заключение многостороннего соглашения о создании ЗСТ.
Проблемы торгово-экономического сотрудничества КНР со странами АСЕАН и России со странами АСЕАН нашли отражение в работах М. Титаренко, Н. Андреевой, Д. Мосякова, А. Воронина, В. Мазырина, М. Тригубенко, В. Данилова, Л. Васильева. Особенно следует выделить труды ученых РАН — Института Дальнего Востока, Института экономики, Института востоковедения, Института мировой экономики и международных отношений, а также Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института. Однако отдельные вопросы создания ЗСТ Россия—АСЕАН пока остаются до конца не исследованными, поэтому авторы статьи попытаются обосновать необходимость создания такой ЗСТ.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) концентрируется значительный потенциал: около 60% мирового ВВП, 50% мировой торговли и более 40% мировых инвестиций. АСЕАН (1) с ее 580-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,5 трлн долл., внешнеторговым оборотом в 1,7 трлн долл. и стабильными темпами экономического роста — одна из крупнейших региональных организаций [1]. Это свидетельствует о том, что центр экономической жизни в значительной степени смещается в регион, что создает новые условия для сотрудничества. В этом контексте для стран АСЕАН все большее значение имеет взаимный учет интересов, выстраивание взаимовыгодных и равноправных отношений.
Предпосылки создания ЗСТ Китай—АСЕАН. Китай начал диалог со странами АСЕАН в 1991 г., когда объем торговли между ними составлял всего 6,3 млрд долл. По мере усиления экономических связей двустороннее торгово-экономическое сотрудничество непрерывно активизировалось. В 1995 г. объем двусторонней торговли достиг 18,44 млрд долл. В 1996 г. Китай стал страной — партнером АСЕАН по всестороннему диалогу, объем двусторонней торговли превысил 20 млрд долл., а в 1999 г. объем двусторонней торговли достиг 27,2 млрд долл.
В 1999 году тогдашний премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи на состоявшемся в Маниле третьем саммите Китай—АСЕАН заявил, что Китай намерен укрепить связи с ЗСТ АСЕАН [2]. В течение последующих 10 лет обе стороны поддерживали тесные контакты, вели переговоры и подписывали соглашения, нацеленные на создание ЗСТ Китай—АСЕАН.
В 2002 году Китай и АСЕАН подписали Рамочное соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве, определили общую цель, нормы действий и сферы сотрудничества, официально начав процесс создания ЗСТ Китай—АСЕАН.
В 2004 году Китай и АСЕАН подписали Соглашение о торговле товарами (предусматривалось уменьшение с июля 2005 г. таможенных пошлин на 7000 наименований товаров) и Соглашение о механизме урегулирования споров, что дало правовые и юридические гарантии для торговли между обеими сторонами. В 2004 году объем двусторонней торговли достиг 105,9 млрд долл., что на один год ранее намеченного срока позволило реализовать цель двусторонней торговли — 100 млрд долл.
В 2005 г. объем двусторонней торговли составил 130,37 млрд долл., в 2007 г. был достигнут новый рекордный уровень — 202,6 млрд долл., что было на три го-
да ранее намеченного срока (200 млрд долл.). Регулярно проводились ярмарки, было определено пять сфер приоритетного развития: портовое хозяйство и логистика, строительство инфраструктуры, туризм, предоставление выгодных условий для торговли и инвестиции в сельское хозяйство. В 2007 году Китай и АСЕАН подписали соглашение о торговле услугами, определив открытие рынка в более чем 60 отраслях сферы услуг.
В 2008 году объем двусторонней торговли достиг 231,12 млрд долл. Более открытый и либеральный режим торговли между двумя партнерами увеличил объем товаропотоков в странах АСЕАН (на 26,4% за 2003—2008 гг.) и расширил доступ к крупному потребительскому рынку в Китае, а также повысил приток инвестиций в обрабатывающую промышленность и энергетическую отрасль. Китай стал третьим крупнейшим торговым партнером АСЕАН, в свою очередь, АСЕАН, по прогнозам, станет третьим крупнейшим торговым партнером Китая в 2010 г. [3].
Направления сотрудничества в ЗСТ Китай—АСЕАН. 1 января 2010 г. в мировой экономике появилось влиятельное региональное объединение — зона свободной торговли Китай—АСЕАН (China and ASEAN free trade area — CAFTA). Это зона свободной торговли с совокупным ВВП 6 трлн долл., объемом торговли 4,3 трлн долл. (13% мировой торговли) и населением около 1,9 млрд человек [4. С. 17—18]. Она является третьей по экономической мощи после ЕC и Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), включает 11 государств [3]. ЗСТ Китай—АСЕАН станет экономическим конкурентом ЕС и НАФТА и окажет далеко идущее влияние на мировую экономику и политику в первой половине XXI в.
Используя данные о внешней торговле Китая с государствами АСЕАН, авторы рассчитали коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между партнерами в 1990—2009 гг.
Таблица 1
Коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между Китаем и странами АСЕАН, присоединившихся к ЗСТ в 2010 г.
Страна Год
1990 1998 2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Бруней — 0,11 0,30 0,44 0,42 0,59 0,31 0,52 0,54
Индонезия 1,00 1,26 2,11 2,05 1,93 1,81 1,81 1,40 1,47
Малайзия 0,69 0,64 0,84 0,97 1,00 0,98 1,29 1,43 1,53
Таиланд 1,40 0,79 0,93 0,92 0,88 0,89 0,85 0,90 0,96
Сингапур 1,37 1,12 1,15 1,11 1,12 1,13 1,21 1,06 1,18
Филиппины 0,87 1,49 1,13 1,48 1,42 1,30 1,45 1,68 1,23
Источник: Рассчитано авторами по: The APEC Region Trade and Investment 2009. Australia. October 2009; The APEC Region Trade and Investment 2010. Australia. October 2010. URL: http://www.dfat.gov.au/geo/fs/
Коэффициент показывает степень предпочтения данного торгового партнера по сравнению со средним уровнем предпочтения всех торговых партнеров, который равен 1 (если коэффициент больше 1, то степень предпочтения данного парт-
нера выше средней, и наоборот). Как следует из таблицы, страны АСЕАН, присоединившиеся к ЗСТ Китай—АСЕАН в 2010 г., имели коэффициент более 1 (исключение составил Бруней), следовательно, можно говорить о достаточно высокой степени предпочтения стран — участниц ЗСТ друг друга.
Новая ЗСТ предусматривает, что уже в 2010 г. средние ставки таможенных пошлин Китая на товары стран АСЕАН снизятся с 9,8 до 0,1%, а средние ставки таможенных пошлин, введенные шестью членами АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) в отношении китайских товаров — с 12,8 до 0,6%. К 2015 году на 90% продукции в торговле между Китаем и странами АСЕАН (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма) будут введены нулевые пошлины [5].
В настоящее время Китай и государства АСЕАН экспортируют главным образом трудоемкую продукцию (изделия из текстиля, одежду, обувь, продукты питания и электронику). Эксперты считают, что Китай и страны АСЕАН должны усиливать разделение труда и кооперирование в развитии сельского хозяйства, сферы переработки сельскохозяйственной продукции, обрабатывающей промышленности, медицины, фармацевтики и туризма.
К концу 2002 г. в Китае было зарегистрировано около 19 тыс. инвестиционных проектов из стран АСЕАН. Объем средств, вложенных этими странами в Китай, — более 28 млрд долл. За последние годы прямые инвестиции Китая в страны АСЕАН возрастали ежегодно в среднем на более чем 60%. В 2009 году в странах АСЕАН была утверждена реализация около 800 проектов с участием китайских предприятий с инвестициями 1,15 млрд долл. [6].
2009 г. Китай создал Фонд инвестиционного сотрудничества Китай—АСЕАН на сумму 10 млрд долл. и предоставил льготные долгосрочные кредиты на 15 млрд долл. В 2010 году начались первые инвестиции из фонда на сумму в 1 млрд долл. в страны АСЕАН. Кроме того, Китай увеличил долю льготных кредитов с объявленных раньше 1,7 млрд долл. до 5 млрд, тем самым усилив помощь странам АСЕАН.
Китай призвал подписать многосторонние соглашения в рамках Чиангмай-ской инициативы (2), создать региональные валютные резервы, учредить независимую структуру по контролю за региональной экономикой, способствовать созданию азиатского рынка облигаций. Китай готов предоставить 200 млн долл. в качестве поддержки страхования кредитов и инвестиционного механизма региона.
По официальным данным КНР, объем торговли между Китаем и АСЕАН за январь—сентябрь 2010 г. составил 211,31 млрд долл., увеличившись на 43,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данный показатель в этом году может достигнуть рекордно высокого уровня [7]. В то же время объем нефинансовых инвестиций Китая в АСЕАН в первом полугодии 2010 г. оказался в два с лишним раза больше, чем год назад [8].
Сотрудничество России со странами АСЕАН. Начиная с 1992 г. Россия на постоянной основе участвует в министерских конференциях АСЕАН, а с 1996 г.
является диалоговым партнером Ассоциации. С 1997 года начал действовать Совместный комитет сотрудничества Россия—АСЕАН.
Первый саммит Россия—АСЕАН состоялся в 2005 г. в г. Куала-Лумпуре (Малайзия), итоговым документом которого стали Совместная декларация, Соглашение России и АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития и Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005—2015 гг. в таких сферах, как торгово-экономическое сотрудничество, промышленность, энергетика, транспорт, финансы, наука и технологии, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, культура, а также противодействие терроризму и транснациональной преступности.
Торгово-экономические связи России со странами АСЕАН имеют большие потенциальные возможности, однако по ряду объективных причин в полной мере не реализуются. Рассчитанные авторами коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между Россией и этими азиатскими странами за 1998— 2009 гг. (табл. 2) позволяют сделать вывод, что, к сожалению, у России этот коэффициент незначителен, в 2009 г. он не превышал 0,25 (исключение составляют Филиппины), в связи с чем о каких-либо значимых интеграционных процессах РФ с АСЕАН пока говорить рано.
Таблица 2
Коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между Россией и странами АСЕАН, присоединившихся к ЗСТ в 2010 г.
Экономики Год
1998 2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Индонезия 0,04 0,07 0,16 0,16 0,12 0,13 0,13 0,13
Малайзия 0,15 0,27 0,06 0,06 0,05 0,07 0,06 0,08
Таиланд 0,06 0,08 0,20 0,20 0,11 0,08 0,23 0,14
Филиппины 0,08 0,10 0,26 0,20 0,06 0,08 0,14 0,41
Сингапур 0,04 0,61 0,06 0,07 0,13 0,16 0,12 0,24
Бруней — — — — — — — —
Источник: Рассчитано авторами по: The APEC Region Trade and Investment 2009. Australia. October 2009; The APEC Region Trade and Investment 2010. Australia. October 2010. URL: http://www.dfat.gov.au/geo/fs/
Одно из основных направлений расширения сотрудничества со странами АСЕАН — повышение качества и объемов товаропотоков. Так, в 2009 г. объем торговли России со всеми десятью странами АСЕАН составил менее 10 млрд долл. Более 75% объема торговли приходилось на пять стран: Сингапур (2019,6 млн долл.), Малайзию (1632,6 млн долл.), Вьетнам (1561,8 млн долл.), Таиланд (1369,8 млн долл.) и Индонезию (974,2 млн долл.) [9].
Подавляющая часть российского экспорта в АСЕАН приходится на металлопродукцию, химические товары, удобрения, бумагу и целлюлозу, а удельный вес машин и оборудования продолжает оставаться незначительным.
Россия импортирует из государств АСЕАН главным образом товары традиционного национального экспорта: натуральный каучук и латекс, пальмовое и кокосовое масло, чай, товары народного потребления, бытовую электронику.
Потребности экономического развития стран АСЕАН открывают определенные возможности для облагораживания структуры российского экспорта. Структурная перестройка в экономике этих стран, проводимая модернизация сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, расширение систем связи и транспорта, осуществление крупных инвестиционных проектов в строительстве, энергетике, других отраслях, укрепление собственной базы НИОКР предопределяют увеличение спроса на машины, оборудование и технологии.
В целом, страны АСЕАН (прежде всего Вьетнам, Малайзия, Таиланд и Индонезия) являются перспективным рынком для российской машиностроительной продукции (в области энергетики, авиакосмической промышленности, металлургии, нефте- и газодобычи, производства строительных материалов и минеральных удобрений). При осуществлении гибкой внешнеэкономической политики с российской стороны можно использовать эти возможности. Значительное место в этой работе должно отводиться вопросам кредитного содействия российскому экспорту машин и оборудования.
Можно выделить перспективные для России отрасли и направления промышленного и научно-технического сотрудничества со странами АСЕАН:
— коммерческое освоение космоса;
— энергетика (в том числе возобновляемые и нетрадиционные источники энергии);
— материаловедение (композиционные и керамические материалы, сверхпроводники, металлы и сплавы с высокими техническими параметрами);
— биотехнологические материалы и технологии;
— медицина, медицинские приборы и средства диагностики и лечения;
— информатика и телекоммуникации (участие в реализации проекта «Мультимедийный суперкоридор» в Малайзии);
— разведка и добыча полезных ископаемых (в том числе с использованием космической техники).
Особое внимание следует обратить на возможность подключения России к реализации некоторых крупных многосторонних региональных проектов:
— освоение дельты реки Меконг;
— строительство энергосети и газопроводной системы, проходящих через страны АСЕАН;
— строительство трансконтинентальной железной дороги «Азия—Европа» (первая фаза — строительство железной дороги на участке Сингапур—Куньминь (Китай));
— сооружение промышленных объектов в «треугольниках роста» (Индонезия—Малайзия—Таиланд; Индонезия—Малайзия—Сингапур и др.);
— создание международной системы комплексного мониторинга Земли, предупреждения природных и техногенных катастроф;
— запуск с помощью российских ракет-носителей телекоммуникационных и научных спутников стран АСЕАН.
Актуальной представляется задача налаживания и развития контактов между отдельными регионами России и стран АСЕАН, прежде всего в направлении расширения круга потенциальных инвесторов в экономику двух стран. Отдельные фирмы стран АСЕАН (Сингапура и Малайзии) обладают финансовыми возможностями и опытом участия в различных инвестиционных проектах за рубежом. Имеются возможности по привлечению инвестиций из стран АСЕАН в российскую экономику — в нефтегазовую, горнодобывающую, лесную и деревообрабатывающую, легкую и пищевую промышленность, строительство объектов инфраструктуры, жилья, гостиничный бизнес, в реализацию программ экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Это стало особенно актуальным, так как в планах, определяющих экономическое развитие страны вплоть до 2020 г., намечено, что с 2009 г. основные инвестиции будут направляться на подъем производительных сил восточных регионов России. Крупные средства выделены на подготовку Владивостока к саммиту АТЭС в 2012 г.
Результаты Второго саммита Россия—АСЕАН. За пять лет, прошедших с первого саммита Россия—АСЕАН, были разработаны правовая база и достаточно эффективные механизмы сотрудничества. Действуют совещания министров иностранных дел и министров экономики, регулярно проводятся встречи старших должностных лиц и экспертов по различным направлениям [10].
В октябре 2010 г. прошел второй саммит Россия—АСЕАН. Согласованные лидерами подходы были зафиксированы в итоговом совместном заявлении. В числе приоритетов взаимодействия — наращивание торгово-экономического сотрудничества (в 2009 г. объем взаимной торговли составил 6,8 млрд долл.), кооперация в области обеспечения региональной энергетической безопасности, высокие технологии, космические исследования, медицина, информационные технологии, машиностроение.
Для развития сотрудничества со странами Ассоциации в 2007 г. был создан Финансовый фонд диалогового партнерства Россия—АСЕАН, за счет средств которого в 2007—2010 гг. реализованы проекты «Использование предприятиями малого и среднего предпринимательства стран АСЕАН национальных систем электронной коммерции», «Сотрудничество в научно-методологической сфере изучения иностранного языка делового и профессионального общения в странах АСЕАН», «Курс русского языка для туроператоров стран АСЕАН». Проведены семинары по разработке и созданию вакцин нового поколения и по возобновляемым источникам энергии [1].
На саммите главы государств рассмотрели ход реализации Комплексной программы действий по развитию сотрудничества Россия—АСЕАН на 2005— 2015 гг. и Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области развития экономики. К саммиту была принята Рабочая программа энергетического сотрудничества Россия—АСЕАН на 2010—2015 гг. по основным направлениям, включая традиционную (нефть, газ, электроэнергия) и возобновляемую энергетику, в том числе ядерную, экологически чистые технологии.
Российская Федерация готова оказывать содействие в сфере сокращения разрыва в уровнях развития стран АСЕАН. В этом контексте изучаются условия сотрудничества с Вьетнамом, Камбоджой, Лаосом и Таиландом в программах освоения бассейна реки Меконг. Россия окажет помощь странам АСЕАН в обеспечении продовольственной безопасности, в области подготовки национальных кадров.
Сейчас обсуждаются вопросы не только участия российского бизнеса в проектах по разведке и добыче энергоресурсов, но и его содействие развитию энергетической инфраструктуры Филиппин, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Таиланда. Определенный потенциал есть и в сфере атомной энергетики, например, России и Индонезии. Уточняются детали закупки Индонезией плавучих АЭС российского производства. Большое значение имеет российско-индонезийский проект «Воздушный старт» по выводу на орбиту гражданского спутника связи [11].
Основным на саммите Россия—АСЕАН стало соглашение о строительстве Россией во Вьетнаме первой АЭС Ниньтхуан-1 с двумя реакторными установками мощностью 1 тыс. МВт каждая. Оценочная стоимость контракта составляет около 4 млрд евро, однако строить АЭС будут в кредит. Во Вьетнаме до 2030 г. Россия планирует построить четыре станции по четыре реактора каждая.
Россия также будет строить во Вьетнаме новую ГЭС. Соглашение о строительстве станции Дакдрин подписали Petrovietnam и РусГидро. Заключен и ряд соглашений по углеводородам: меморандум о сотрудничестве «Зарубежнефти» и госкомпании Petrovietnam, по которому их действующее с 1981 г. СП «Вьетсов-петро» (на его долю приходится более половины добываемой во Вьетнаме нефти) преобразуется в ООО, в котором российская сторона получит 49%.
В ходе саммита было подписано соглашение о создании совместного инвестиционного фонда ВТБ и Банка инвестиций и развития Вьетнама. Размер фонда составит 100 млн долл. с возможностью увеличения до 500 млн долл. ВТБ внесет 15 млн долл., остальное будет привлечено от третьих сторон. Фонд будет инвестировать во Вьетнам не только в российские проекты [12].
Саммит Россия—АСЕАН стал важным шагом в решении поставленных Президентом РФ задач по укреплению позиций страны в АТР, активизации участия в региональных интеграционных процессах в интересах ускорения модернизаци-онного и инновационного развития национальной экономики.
В целом, усиление сотрудничества России со странами АСЕАН инициировано самой РФ. Взаимодействие со странами Ассоциации проводится в многостороннем формате, что свидетельствует о стремлении России быть вовлеченной в интеграционные процессы в Азии. Необходимо отметить, что АСЕАН выступает лишь первым звеном в логической интеграционной цепочке. Это означает, что Россия стремится создать в АТР благоприятные внешние условия для социально-экономического развития страны в целом, и прежде всего для Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, начинающееся сотрудничество в своей основе имеет долгосрочные приоритеты.
Сейчас у России появилась возможность для заключения ЗСТ с АСЕАН. Необходимы регулярные консультации экспертов в рамках Совещания старших
должностных лиц по экономическим вопросам и Совместной рабочей группы по торгово-экономическому сотрудничеству. Основой встречного движения к полноценному экономическому партнерству России и АСЕАН должен стать четкий и реальный план, а также совместная настойчивая работа по его реализации.
Заключение ЗСТ России с АСЕАН позволит расширить и дифференцировать внешние товарные потоки и направить их на новые рынки, в результате снизится зависимость России от традиционных рынков, особенно европейского. В дальнейшем РФ сможет стать значимым партнером стран АСЕАН, однако первые шаги необходимо сделать уже сейчас.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999). Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и Программа развития ООН (ПРООН).
(2) Соглашение о сотрудничестве в отражении спекулятивных наступлений было заключено на встрече министров финансов группы стран АСЕАН+3 в Чиангмае (Таиланд) и получило название Чиангмайской инициативы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Медведев в Ханое примет участие в саммите Россия—АСЕАН. URL: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=403444
[2] Зона свободной торговли Китай—АСЕАН будет способствовать всестороннему развитию китайско-вьетнамских торгово-экономических связей. URL: http://russian.china.org.cn/ international/txt/2010-01/02/content_19169843.htm
[3] Pushpanathan S. The ASEAN-China Relationship // China Brief Magazine. — 7 May 2010. URL: http://www.amchamchina.org/article/index/6294
[4] Лю Хайлэ. Гуанси — удобные ворота в АСЕАН // Китай. — 2010. — № 2.
[5] Зона свободной торговли Китай—АСЕАН идет по пути зрелого стратегического сотрудничества. URL: http://russian.people.com.cn
[6] Зона свободной торговли Китай—АСЕАН — новое поле сотрудничества развивающихся стран. URL: http://china.kulichki.com/news/2003/02/00049.shtml
[7] Заместитель председателя КНР Си Цзиньпин высоко оценивает отношения между Китаем и АСЕАН. URL: http://russian.people.com.cn/31520/7200611.html
[8] Ян Цзечи об участии премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в саммитах восточноазиат-ских стран. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2009-10/26/content_368512.htm
[9] Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 2009 год. URL: http://www.custom.ru
[10] Совместное заявление по итогам второго саммита Российская Федерация — АСЕАН. URL: http://libymax.ru/?p=16451
[11] Российский бизнес заинтересован в интеграции АСЕАН. URL: http://rus.ruvr.ru/2009/ 10/23/2066154.html
[12] Россия нашла себя в Азии. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1532441
FUTURE DIRECTION OF CREATION OF FREE TRADE AREA RUSSIA—ASEAN
I.S. Troekurova, I.P. Sergun
Saratov State Socio-Economic University Radisheva str., 89, Saratov, Russia, 410003
In the article it is reviewed perspectives and results of creation of free trade area China—ASEAN and also main future directions of cooperation. It is calculated the activity coefficients of bilateral trade flow between China and ASEAN and between Russia and ASEAN. It is specified perspective for Russia fields and directions of industrial and scientific and technical cooperation with the ASEAN countries and also great multilateral regional projects with the participation of our country. It is viewed the results of the second summit Russia—ASEAN. It is proved that one of the perspective directions of cooperation of Russia with ASEAN countries — conclusion of multilateral agreement about creation of free trade area.
Key words: ASEAN (Association of South-East Asian Nations), free trade area, summit Rus-sia—ASEAN.