Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ВЬЕТНАМА В ЗОНАХ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ МИРА'

УЧАСТИЕ ВЬЕТНАМА В ЗОНАХ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЗСТ) / FREE TRADE ZONE / ВЬЕТНАМ / VIETNAM / EU / РОССИЯ / RUSSIA / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / REPUBLIC OF KOREA / АСЕАН / ASEAN / RCEP / TPP ЛИТЕРАТУРА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) / ВСЕСТОРОННЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО (ВРЭП) / ТТП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леженина Татьяна Владимировна

Настоящее исследование направлено на изучение участия Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) в региональных зонах свободной торговли (ЗСТ). Цель. Проанализировать выгоды и трудности участия Вьетнама в ЗСТ. Методология. Использовать мировые оценки эффективности участия в ЗСТ, оценки эффективности участия в них Вьетнама на основе данных Государственного статистического управления СРВ и докладов отраслевых министерств страны. Результаты. В результате исследования представлен сравнительный анализ участия Вьетнама в ЗСТ, сделаны выводы о том, что Вьетнам ориентируется на участие в ЗСТ с развитыми странами Восточной Азии, что повлекло за собой быстрый рост всей вьетнамской торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леженина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vietnam’s Participation in Free Trade Zones

Vietnam is a rapidly developing country in Southeast Asia. Its success is due to a new economic policy aimed at the development of mixed economy nd trade with the world’s leading countries. Vietnam’s trade has become more efficient after the country’s entry into free trade zones. At first, Vietnam cooperated in free trade zones (FTZs) in a bilateral format, and then transitioned into the free trade zones of international associations. Under the current conditions of global instability and threats, trade in FTZs mitigates Vietnam’s risks and increases the number of its trading partners. Aim. The present study aims to analyze FTZs as well as the benefits and challenges of Vietnam’s participation in them. Methods. This study uses global efficiency assessments of participation in FTZs and efficiency assessments of Vietnam’s participation in them, based on data provided by the National Statistics Bureau of Vietnam and reports of the country’s sectoral ministries. Results. The authors present a comparative analysis of Vietnam’s participation in FTZs and conclude that Vietnam has focusedon participation in FTZs with developed East Asian countries, resulting in rapid growth of trade with these countries and Vietnam’s overall trade in the 21stCentury.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ВЬЕТНАМА В ЗОНАХ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ МИРА»

Участие Вьетнама в зонах свободной торговли в различных регионах мира

Vietnam's Participation in Free Trade Zones

УДК 339.5

Леженина Татьяна Владимировна

старший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Tat'yana V. Lezhenina

Institute of Economics of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

Настоящее исследование направлено на изучение участия Социалистической Республики Вьетнам в региональных зонах свободной торговли (ЗСТ).

Цель. Проанализировать выгоды и трудности участия Вьетнама в ЗСТ.

Методология. Использовать мировые оценки эффективности участия в ЗСТ, оценки эффективности участия в них Вьетнама на основе данных Государственного статистического управления СРВ и докладов отраслевых министерств страны.

Результаты. В результате исследования представлен сравнительный анализ участия Вьетнама в ЗСТ, сделаны выводы о том, что Вьетнам ориентируется на участие в ЗСТ с развитыми странами Восточной Азии, что повлекло за собой быстрый рост всей вьетнамской торговли. Ключевые слова: зона свободной торговли (ЗСТ), Вьетнам, Европейский союз (ЕС), Россия, Республика Корея, АСЕАН, Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), ТТП

Для цитирования: Леженина Т. В. Участие Вьетнама в зонах свободной торговли в различных регионах мира // Экономика и управление. 2018. № 4 (150). С. 17-21.

Vietnam is a rapidly developing country in Southeast Asia. Its success is due to a new economic policy aimed at the development of mixed economy and trade with the world's leading countries. Vietnam's trade has become more efficient after the country's entry into free trade zones. At first, Vietnam cooperated in free trade zones (FTZs) in a bilateral format, and then transi-tioned into the free trade zones of international associations. Under the current conditions of global instability and threats, trade in FTZs mitigates Vietnam's risks and increases the number of its trading partners. Aim. The present study aims to analyze FTZs as well as the benefits and challenges of Vietnam's participation in them.

Methods. This study uses global efficiency assessments of participation in FTZs and efficiency assessments of Vietnam's participation

<

о

in them, based on data provided by the National Statistics Bureau of Vietnam and reports of the country's sectoral ministries. Results. The authors present a comparative analysis of Vietnam's participation in FTZs and conclude that Vietnam has focusedon participation in FTZs with developed East Asian countries, resulting in rapid growth of trade with these countries and Vietnam's overall trade in the 21stCentury.

Keywords: Free trade zone, Vietnam, EU, Russia, Republic of Korea, ASEAN, RCEP, TPP

Citation: Lezhenina T. V. Uchastie V'etnama v zonakh svobodnoy torgovli [Vietnam's Participation in Free Trade Zones]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 4 (150), pp. 17-21.

Вьетнам — быстроразвивающаяся страна Юго-Восточной Азии, успехи которой обеспечила новая экономическая политика, направленная на развитие многоукладной экономики и торговли с ведущими странами мира.

Торговля Вьетнама стала еще более эффективной после вступления страны в зоны свободной торговли (ЗСТ). Сначала Вьетнам сотрудничал в двустороннем формате, затем перешел в ЗСТ интернациональных группировок мира.

В современных условиях мировой нестабильности и угроз торговля в ЗСТ нивелирует риски Вьетнама и расширяет количество стран — партнеров по торговле.

ЗСТ Вьетнама с Китаем в рамках АСЕАН

Вьетнам вступил в АСЕАН в июне 1995 г., когда уже сформировались организационная структура и многоформатный уровень представительства Ассоциации в мировой и региональной экономике и политике.

АСЕАН выделяется среди других крупных интеграционных структур сложной архитектурой взаимосвязанных внешнеэкономических и внешнеполитических институтов. Постоянно

§ действуют переговорные площадки самми-

§ тов — в формате:

£ • АСЕАН+1 (с Китаем, США, Россией, Индией ей, Японией); АСЕАН+2 (с Китаем, Японией, 5 Республикой Корея);

з • Восточноазиатского саммита (ВАС) в формате

§ АСЕАН+8;

о

^ • регионального форума мира и безопасности

к (АРФ), в котором наряду с 10 странами АСЕ-

^ АН участвуют государства ЕС, еще 15 госу-

^ дарств — партнеров по диалогу;

о! • Морского форума;

ш

^ • регулярных встреч-консультаций министров з обороны АСЕАН (ЛБММ), с партнерами по

диалогу (Л8ММ+8) [1, с. 24].

Совокупный объем ВВП 10 членов АСЕАН равен 3,4% мирового ВВП. В Ассоциации сохраняется устойчивая динамика годового темпа роста ВВП. В 2016 г. в целом в странах АСЕАН темпы годового экономического роста составили 6% [Там же, с. 23].

Интерес в АСЕАН был проявлен к полезным ископаемым Вьетнама, экологически чистому, без ГМО сельскому хозяйству. Вьетнам ценит членство в АСЕАН в целях импорта высокотехнологичных товаров, а также участия в ЗСТ стран АФТА.

В ЗСТ КНР с АСЕАН Вьетнам сотрудничает без подписания двустороннего соглашения о свободной торговле. С Японией у Вьетнама также нет соглашения о свободной торговле, тем не менее торговля с ними находится на высоком уровне. Так, например, в 2016 г. торговля Вьетнама с КНР была равна 71,9 млрд долл., экспорт Вьетнама составлял 21,96 млрд долл., китайский экспорт в 2,5 раза превышал импорт товаров из Вьетнама.

В 2016 г. торговля Вьетнама с Японией была равна 29,6 млрд долл., импорт из Японии — 15 млрд долл., т. е. торговля с Японией была почти сбалансирована [2, р. 556, 564].

Торговля с КНР в Формате КАФТА (в многостороннем формате) открыла перед Вьетнамом новые возможности для экспорта непромышленных товаров, продукции сельского, лесного, рыбного хозяйств, а перед Китаем — открытия своих новых предприятий во Вьетнаме.

Китайский бизнес во Вьетнаме стимулировал рост вьетнамской рабочей силы и снижение безработицы. Торговые отношения с КНР охватывали, главным образом, приграничные районы, что объясняет высокий уровень импорта китайских товаров во Вьетнам.

Следует отметить, что для Вьетнама приграничная торговля с КНР вызвала негативные последствия. Опасность наплыва китайских товаров во Вьетнам связана с большим размахом не только приграничной торговли, но и контрабанды, объем которой не поддается оценке.

Вдоль границы с КНР расположены семь вьетнамских провинций, и на их территорию проникает самая простая, низкокачественная китайская продукция, поэтому для вьетнамской приграничной зоны изменения политики Китая в данной сфере важнее, чем снижение ввозных пошлин в рамках ЗСТ для государственной торговли.

Изменения ведутся постоянно, но только с целью одностороннего обеспечения выгод китайской стороне. Установлены обязательные маршруты ввоза в КНР тех или иных видов продукции.

Фрукты должны поступать только через горные перевалы в провинциях Лаокай и Лангшон, а каучук и морепродукты — через приморскую провинцию Куангнинь, при этом таможенные сборы меняются в зависимости от сезона, конкретного спроса и состояния товара.

Изменено налогообложение приграничной торговли. Вьетнамские товары лишились преференциального режима, вместо этого зафиксирован лимит стоимости, которая освобождается от таможенной пошлины (не более 50% от стандартной). Новые льготы применяются только при товарообменных операциях в приграничной зоне и доступны только ее жителям [3, с. 55-56].

ЗСТ Вьетнама с Республикой Корея (РК)

Консультации и переговоры об организации ЗСТ Вьетнама с РК начались в 2007 г. и продолжались в течение 8 последующих лет. 29 марта 2015 г. в Сеуле состоялось подписание соглашения о свободной торговле. Затем в Ханое было подписано соглашение об организации ЗСТ.

По Соглашению о ЗСТ Республика Корея ввела нулевую ставку пошлины для 95,4% товаров из Вьетнама, включая продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства, изделия текстильной промышленности и механические изделия.

Повышенным спросом у корейцев пользуются вьетнамские креветки, чеснок, имбирь, мед и другие продукты питания, импорт которых из Вьетнама может увеличиваться.

Вьетнам ввел нулевую ставку взимания пошлины на 89,2% импортируемых из Республики Кореи товаров. В их перечень входят ткани для изготовления на вьетнамских предприятиях текстильных и швейных изделий, электронные компоненты, бытовая электротехника, автомобили, электрокабели, сталь.

Торговля Вьетнама с РК в ЗСТ приведет к увеличению вьетнамского экспорта рыбы и продукции сельского хозяйства и будет способствовать повышению конкурентоспособности вьетнамских товаров на других региональных азиатских рынках. Дополнительно с обнулением пошлин на товары экспорта-импорта в Ханое была достигнута договоренность о предоставлении Сеулом налоговых льгот [4, с. 131].

Нельзя не отметить еще одну выгоду для Ханоя от участия в ЗСТ с РК. Она касается организации производственно-промышленных цепочек на основе экспорта Сеулом тканей для производства во Вьетнаме готовых швейных и текстильных изделий.

В настоящее время текстильные и швейные изделия составляют 10% экспорта Вьетнама и занимают 2-е место после экспорта рыбной продукции. Подобная форма кооперации с РК позволит трудоустроить безработных в возрасте 15+ на производствах Вьетнама, где преобладают ручной труд и низкие заработки.

После организации ЗСТ Вьетнама с РК взаимная торговля должна возрасти с 43,6 млрд в 2016 г. до 50 млрд долл., однако осуществить эту цель Вьетнаму будет нелегко в силу следующих причин.

В материалах XII съезда КПВ в 2016 г. и в статьях ведущих вьетнамских экономистов были отмечены «слабости» в экономике Вьетнама. Среди причин — переоценка возможности продолжения высокой динамики роста реальной экономики из-за несовременной, сырьевой структуры промышленности, неразвитости инновационной экономики, низких вложений финансовых ресурсов в экономику знаний.

В документах съезда звучала критика низкого качества прямых иностранных инвестиций, используемых во Вьетнаме, в том числе поставки в основном устаревшей техники из-за рубежа. Исчерпание собственных нефтегазовых ресурсов в ближайшие годы лишит вьетнамский госбюджет одной из главных статей доходов [5, с. 259-275].

Взрывоопасная обстановка, сложившаяся из-за спора с КНР о территориях в Южно-Китайском море, вызывает необходимость увеличения военного бюджета СРВ и расходов на импорт военной техники.

На отношения с РК оказывает негативное влияние также отсутствие у Вьетнама долгосрочного прогноза экономического развития. У страны пока есть стратегия развития до 2020 г., которая была утверждена на XII съезде Компартии Вьетнама, однако она не снимает опасность снижения притока ПИИ во Вьетнам, так как он теряет свое главное сравнительное преимущество — низкую стоимость рабочей силы в сравнении с Китаем и развитыми странами АСЕАН.

ЗСТ Вьетнама со станами Европейского Союза (ЕС)

Преимущества общего рынка стран ЕС состоят в разработке единой торговой политики.

За 20 лет существования торговля стран — членов ЕС выросла в процентном отношении ко всей торговле Евросоюза с 12 до 22%, объем ПИИ, вложенных странами в экономику ЕС, за этот период также вырос с 64 млрд до 260 млрд евро, тогда как приток ПИИ из неевропейских

стран напротив снизился за указанные годы §

с 560 млрд до 149 млрд. евро [6, с. 108, 110]. §

Открытость единого рынка ЕС привела к обо- 5 стрению конкуренции и потере сравнительных

преимуществ от участия в ЗСТ перед другими |

сильными торговыми партнерами, в первую оче- з

редь с Китаем и США. Общий рынок не обе- ^

спечил ожидаемого прироста ВВП. Интеграция ^

и свободный рынок дали всего 2,2% прироста |

объема всего ВВП ^

<

Кризис евро, вызванный в ЕС кризисом су- | веренного долга, также имел негативные по- £

ш

следствия и сделал возможным отказаться от ^ единой валюты, что привело к макроэкономиче- з ской дестабилизации не только в рамках единого рынка ЕС, но и на других глобальных рынках. Критика европейской модели интеграции звучала в странах Восточной Азии [2].

В самом ЕС усилились поиски новых перспективных торговых партнеров, к каким в настоящее время относится и Вьетнам.

Вьетнам экспортирует в страны ЕС электронную продукцию, телефонные аппараты, обувь, текстиль, одежду, кофе, рис, морепродукты и мебель, импортирует высокотехнологичную продукцию, включая электродвигатели, самолеты, транспортные средства, фармацевтические товары и пр.

ЕС и Вьетнам сегодня ведут переговоры о заключении Соглашения об организации ЗСТ. Ожидается возможность ее ратификации в 2018 г. после согласования ряда проблем.

Одна из проблем — наличие крупного дефицита торгового баланса ЕС. Экспорт Вьетнама в ЕС в 2016 г. был равен 34 млрд долл., а импорт из ЕС — 10,96 млрд долл.

Тарифная либерализация торговли товарами между Вьетнамом и ЕС предполагает на взаимной основе обнуление более чем 99% ставок ввозных таможенных пошлин. Обязательства по открытию рынков стали одним из прорывных шагов в переговорах по Соглашению о ЗСТ.

Намечено открытие рынков экспорта следующих товаров из Вьетнама: текстильно-швейных изделий, обуви, сельскохозяйственной и рыбной продукции, мебели. С европейской стороны это будут поставки во Вьетнам машин, оборудования, автомобилей, мотоциклов и сельхозпродукции.

Помимо обнуления ввозных таможенных пошлин Соглашение предоставит возможность получить доступ Вьетнаму к рынкам услуг и инвестиций. Вьетнам одобрил принципы либерализации торговли по финансовым услугам, телекоммуникациям, почты и экспресс-доставки, отмену или сокращение ограничений для предприятий ЕС, производящих продукты питания и напитки.

Помимо торговли ЕС рассматривает Вьетнам как страну транзита, через которую будут осуществляться трансграничные перевозки товаров

§ и инвестиционные потоки между ЕС и другими § странами АСЕАН.

£ Зона свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом

5 Соглашение между Евроазиатским экономиче-

з ским Союзом в составе РФ, Белоруссии, Казах-

^ стана, Армении и Кыргызстана и Социалистиче-

^ ской Республики Вьетнам об организации ЗСТ

к было подписано в 2015 г.

^ В декабре 2016 г. были подведены итоги ра-| боты ЗСТ ЕАЭС — СРВ за текущий год. Ото! мечалось, что на 30% снизились нетарифные

ш

^ ограничения, был сформирован общий рынок з лекарств, продвигается электронная торговля.

К 2025 г. будет создан общий рынок энергоносителей. Процесс интеграции охватил также ведущие направления мирового научно-технологического прогресса, но остались нерешенными некоторые вопросы.

На декабрьской встрече в 2016 г. главам государств — членов ЕАЭС не удалось единогласно подписать Таможенный кодекс из-за отказа Киргизии, что свидетельствует о наличии противоречий и нестыковке позиций по одному из главных законообразующих документов — регулированию совместной хозяйственной деятельности.

Тем не менее Россия и Вьетнам отмечают растущий интерес некоторых государств по присоединению к ЗСТ ЕАЭС — СРВ. Об этом заявили Иран, Египет, Индия, Сингапур. О присоединении к ЕАЭС заявили к началу 2018 г. 40 государств.

Вьетнам в ЗСТ с ЕАЭС надеется использовать свой богатый опыт работы в ЗСТ АСЕАН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в ЗСТ с постсоциалистическими странами установлен ряд ограничителей по использованию потенциала свободной торговли в зоне.

Во-первых, соглашение о ЗСТ ЕАЭС — СРВ не может предоставить широких возможностей для расширения вьетнамского экспорта. Текстиль входит в тройку основных статей вьетнамского экспорта в страны ЕАЭС.

Глава компании «Винатэкс» Хоанг Ве Зунг признавал, что соглашение о ЗСТ с ЕАЭС поможет увеличить долю вьетнамского текстиля на российском рынке с 2 до 10%, но прогресс затруднен нетарифными барьерами, которые предусмотрены в соглашении. Пошлины обну-лятся только на вьетнамские куртки, ветровки и спортивные костюмы. Для преодоления этого противоречия необходимо новое согласование спроса ЕАЭС на вьетнамские товары и содействие в расширении ассортиментов продукции, ориентированной на экспорт в страны — члены ЕАЭС.

Во-вторых, трудовая миграция вьетнамцев в странах ЕАЭС связана только с Россией, но потенциально растущий ее рынок труда не заменит Вьетнаму потоки в РК, Японию, Австралию, США.

В-третьих, есть помехи организационного характера, работе вьетнамского бизнеса мешает принятая в ЕАЭС система взаиморасчетов.

Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) и Вьетнам

В Восточной Азии запущен процесс организации региональной интеграционной структуры ВРЭП.

В составе ВРЭП будет 10 стран — членов АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и 6 государств — партнеров по диалогу, с которыми у АСЕАН подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония). В целом в ВРЭП войдут 4 экономически развитые государства и 12 развивающихся стран.

По своему потенциалу проект ВРЭП может претендовать на тот же уровень, что и несостоявшееся Транстихоокеанское партнерство (ТТП). На ВРЭП приходится 30% мирового ВВП, 50% численности населения Земли.

Доля стран, участвующих в переговорах по ВРЭП, в мировом экспорте достигает около 1/3. Доля в мировом экспорте трех ведущих членов ВРЭП составила в 2014 г.: Китая — 11,7%; Японии — 3,6%; Республики Корея — 3,3%. Совокупный приток ПИИ в ВРЭП в 2014 г. был на уровне 28,5% мирового объема их притока, отток прямых иностранных инвестиций — 23,6%.

Как следует из табл. 1, в 2014 г. взаимный товарооборот стран ВРЭП достиг 4,4 трлн долл. Для сравнения: страны, входящие в Североамериканскую ЗСТ НАФТА (США, Канада и Мексика), вышли на уровень взаимного товарооборота в объеме 1 трлн долл. лишь в начале второго десятилетия XXI в.

Общий рынок ВРЭП не станет особо важным для экспорта СРВ.

Во Вьетнаме проблема ВРЭП в 2017 г. рассматривалась на 18 министерских конференциях и шести сессиях.

Министр промышленности и торговли Вьетнама Тран Туан Ань, выступив 22 мая 2017 г. на министерской конференции, сказал, что страна поддерживает подписание Соглашения по ВРЭП в 2017 г. Он добавил, что будущее ТТП (организацию которого инициировал Барак Обама, но Дональд Трамп приостановил его утверждение) становится непредсказуемым, а Восточная Азия является быстрорастущим экономическим регионом с последовательной интеграционной тенденцией. В этом отношении Соглашение ВРЭП можно рассматривать как самое масштабное Соглашение ЗСТ на основе активного сотрудничества АСЕАН с шестью «Партнерами по диалогу» — Австралией, Китаем, РК, Индией, Японией и Новой Зеландией.

Таблица 1

Страна Взаимный товарооборот стран, входящих в ВРЭП в 2014 г., млрд долл. США Страна Взаимный товарооборот стран, входящих в ВРЭП в 2014 г., млрд долл. США

Китай 1296,76 Индия 194,91

Япония 695,16 Вьетнам 169,79

Южная Корея 511,33 Филиппины 76,20

Сингапур 417,20 Новая Зеландия 48,30

Австралия 322,88 Мьянма 43,64

Малайзия 275,42 Камбоджа 17,71

Таиланд 258,84 Бруней 14,62

Индонезия 229,62 Лаос 11,41

о о

о о

CD

J

<

О

Источник: [7]

Можно отметить, что членство во ВРЭП создаст стабильную основу единства, будет способствовать развитию торговле товарами, услугами и росту инвестиций. Министр особо отметил важность привлечения микро- и малых предприятий, на долю которых приходится более 90% численности всех компаний в регионе. Соглашение по ВРЭП может предоставить им доступ к новым внешним ресурсам, расширение участия в цепочках добавленной стоимости [8].

Министр промышленности и торговли Тран Туан Ань высказал свое мнение о том, что дает СРВ участие во ВРЭП: «Если мы продвинем процесс Соглашения ВРЭП между АСЕАН и его шестью странами-партнерами не только в области торговли, но и в ряде других ключевых областей, таких как интеллектуальная собственность, инвестиции и развитие бизнеса малых и средних предприятий, то Вьетнам сделает фундаментальные шаги участия в крупном и взаимосвязанном рынке всех основных экономик мира. С ВРЭП мы, безусловно, будем иметь благоприятные условия не только для расширения рынка, устранения торговых барьеров и устранения тарифных барьеров для товаров и у нас будут благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций».

Литература

1. Сотрудничество России и Вьетнама в условиях мировой нестабильности, новых угроз и вызовов XXI века. М.: Эдитус, 2017. 135 с.

2. Statistical Yearbook of Vietnam. Hanoi, 2016. 948 p.

3. Мазырин В. М. КАФТА — новый формат экономического взаимодействия в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 11. С.50-58.

4. Тригубенко М. Е. Зона свободной торговли Вьетнама с Республикой Корея // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. 2017. № 2-3. С. 128-134.

5. XII съезд Компартии Вьетнама: документы и экспертные оценки / Отв. ред.: В. М. Мазырин, Е. В. Ко-белев. М.: Форум, 2016. 351 с.

6. Пак С. Может ли торговля способствовать преодолению экономического кризиса? Опыт Республики Корея, Китая и Японии по формированию региональных соглашений о свободной торговле (ССТ), мега-ССТ (Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) и Транс-Тихоокеанском

партнерстве (ТТП)) // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12, № 2. С. 104-128.

7. Asia Regional Integration Center — ARIC: [Электронный ресурс]. URL: https://aric.adb.org/.

8. Viet Nam ung ho kilt thuc dam phan Hiep dmh RCEP trong nam nay: [Электронный ресурс]. URL: http:// nhandan.com.vn/kinhte/item/32944702-viet-nam-ung-ho-ket-thuc-dam-phan-hiep-dinh-rcep-trong-nam-nay. html.

References

1. Sotrudnichestvo Rossii i V'yetnama v usloviyakh mirovoy nestabil'nosti, novykh ugroz i vyzovov XXI ve-ka [Cooperation of Russia and Vietnam in conditions of global instability, new threats and challenges of the XXI century]. Moscow: Editus Publ., 2017. 135 p.

2. Statistical Yearbook of Vietnam 2016. Hanoi: Statistical Publ. House, 2017. 948 p.

3. Mazyrin V. M. KAFTA — novyy format ekonomiche-skogo vzaimodeystviya v Vostochnoy Azii [KAFTA — A new format of economic cooperation in East Asia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, 2010, no.11. Pp.50-58.

4. Trigubenko M. E. Zona svobodnoy torgovli V'yetnama s Respublikoy Koreya [Vietnam free trade zone with the Republic of Korea]. Nauchnoye obozreniye. Se-riya 1. Ekonomika i pravo, 2017, no. 2-3, pp. 128-134.

5. Mazyrin V. M., Kobelev E. V., eds. XII s"yezd Kom-partii V'yetnama: dokumenty i ekspertnyye otsenki [XII Congress of the Communist Party of Vietnam: Documents and expert assessments]. Moscow: Forum Publ., 2016. 351 p.

6. Pak S. Mozhet li torgovlya sposobstvovat' preodoleniyu ekonomicheskogo krizisa? Opyt Respubliki Koreya, Kitaya i Yaponii po formirovaniyu regional'nykh so-glasheniy o svobodnoy torgovle (SST), mega-SST (Vseob"yemlyushcheye regional'noye ekonomicheskoye partnerstvo (VREP) i Trans-Tikhookeanskom part-nerstve (TTP) [Can trade help overcome the economic crisis? The experience of the Republic of Korea, China and Japan in the formation of regional free trade agreements (FTA), mega-FTAs (Comprehensive Regional Economic Partnership (CREP) and Trans-Pacific Partnership (TPP)]. Vestnik mezhdunarodnykh orga-nizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika, 2017, vol. 12, no. 2, pp. 104-128.

7. Asia Regional Integration Center — ARIC. Available at: https://aric.adb.org/. Accessed 10.03.2018.

8. Vietnam supports the conclusion of the RCEP negotiations this year. 2017. Available at: http://nhandan. com.vn/kinhte/item/32944702-viet-nam-ung-ho-ket-thuc-dam-phan-hiep-dinh-rcep-trong-nam-nay.html. Accessed 10.03.2018. (in Vietnam.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.