Риски использования преференциального режима зоны свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам хозяйствующими субъектами третьих стран
Глинкина Светлана Павловна
д.э.н., профессор Руководитель научного направления «Международные экономические и политические исследования» Института экономики РАН, заведующая кафедрой ОЭТ МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова;
Тураева Мадина Октамовна
д.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Яковлев Артём Александрович
младший научный сотрудник Института экономики РАН, ассистент профессора ОЭТ МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected]
Данная статья посвящена анализу рисков использования преференциального режима Зоны свободной торговли, образованной Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам хозяйствующими субъектами третьих стран. Для ЕАЭС это первый и пока единственный опыт создания зоны свободной торговли, в то время как внешнеторговая политика Вьетнама направлена на заключение большого количества соглашений о зонах свободной торговли с разными странами мира. Согласно теории экономической интеграции и функционирования зон свободной торговли, одновременное участие страны в нескольких ЗСТ открывает окно возможностей для реэкспорта через нее продукции третьих стран. Поэтому неудивительно, что у стран Евразийского экономического союза возникли серьезные опасения относительно того, что предоставленные Вьетнаму льготы в рамках соглашения о ЗСТ будут использованы третьими странами для поставок своей продукции через Вьетнам на рынок союза. В представленной статье авторами делается попытка оценить риски и выявить основные механизмы урегулирования данной проблемы. Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Вьетнам, зона свободной торговли, торговля, реэкспорт.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ № 16-27-09001 «Проблемы импле-ментации и ожидаемые эффекты Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам».
Внешнеторговая политика Социалистической Республики Вьетнам в последние годы направлена на заключение большого числа соглашений о зонах свободной торговли со странами мира, находящимися на большем или меньшем удалении от РВ. К середине 2018 г. страной заключено 12 соглашений о свободной торговле, в частности, с АСЕАН (AFTA), а также в его рамках - АСЕАН-Китай (ACFTA), АСЕАН-Республика Корея (AKFTA), АСЕАН-Япония (AJFTA), АСЕАН-Индия (AIFTA), АСЕАН-Австралия. Заключены Вьетнамом соглашения с Чили (CVFTA), Японией (VJEPA), Новой Зеландией (AANZFTA), Республикой Корея (VKFTA), подписаны но пока не вступили в силу соглашения о ЗСТ Вьетнам-Евросоюз (EVFTA), Вьетнам-Транстихоокеанское партнерство (ТТП) - (TPP). И, наконец, в 2015 г. начала функционировать рамках подписанного соглашения зона свободной торговли между Вьетнамом и государствами-членами Евразийского экономического союза ЕАЭС - Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией (VCUFTA). Естественно, что у участников Евразийского экономического союза возникли опасения относительно того, что предоставленные Вьетнаму льготы в рамках соглашения о ЗСТ будут использованы третьими странами для поставок своей продукции через Вьетнам на рынок ЕАЭС.
Карта нового формата торговых связей Вьетнама в рамках зон свободной торговли представлена на рис. 1.
Несколько слов о масштабах льгот, предоставленных Вьетнаму в рамках Соглашения о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Страны ЕАЭС обнулили ставки ввозных таможенных пошлин на 88% тарифных линий товарной номенклатуры Вьетнама[1]. При этом на 59% тарифных линий товарной номенклатуры таможенные пошлины отменены сразу после вступления Соглашения в силу, на остальные 29% - будут ликвидированы в течение переходных периодов, которые составляют от 5 до 10 лет1. Таким образом, объем предоставленных вьетнамкой стороне льгот в рамках Соглашения может представлять серьезный интерес для экономических агентов из третьих стран, прежде всего Китая, Малайзии и др., заинтересованных в нелегальном (сером) экспорте своей продукции на рынок ЕАЭС.
Соглашение о ЗСТ содержит ряд эффективных механизмов, призванных минимизировать риски ненадлежащего использования третьими странами преференций, предоставленных сторонам соглашением о ЗСТ. Важнейшим инструментом регулирования, в соответствии с международным опытом, является разработка и четкое контролирование правил происхождения товаров. Произведенным в странах ЕАЭС или Вьетнаме считается товар, если он подвергнут достаточной переработке. Формально требование достаточной переработки товара означает, что должен поменяться хотя бы один из первых четырех знаков в коде товарной номенклатуры Таможенного союза. Так, изготавливаемая на белорусском предприятии колбаса (относится к группе 1601), в производстве которой использована польская свинина (относится к запрещенной к ввозу на территорию РФ группе 0203), будет во всех смыслах считаться белорусским товаром, который может свободно продаваться на территории России. Однако покупка итальянских креветок и их очистка на территории Белоруссии не сделают товар белорусским (и очищенные, и неочищенные креветки относятся к группе 0306), и по формальным признакам на него должно распространяться действие запрета ввоза на территорию РФ. Товары, которые не удовлетворяют требованиям изменения тарифной классификации в соответствии с положениями Соглашения о ЗСТ тем не менее, будут рассматриваться как происходящие товары, если: стоимость всех непроисходящих материалов, которые используются в производстве товаров и не подвергаются необходимым изменениям тарифной классификации, не превышает 10 процентов конечной стоимости товара.
В интересах предотвращения незаконного реэкспорта продукции третьих стран в рамках соглашения о ЗСТ ЕАЭС-Вьетнам в текст договора (глава 4) включены следующие положения[2].
© 3
Ю i
Г
2 е
8
сч £
Б
а
2 о
1. Декларант обязан представить таможенному органу импортирующей Стороны Сертификат о происхождении товара. Сертификат должен быть оригинальным, заполненным надлежащим образом и согласно требованиям, установленным Соглашением. Представление сертификата не требуется при импорте происходящих товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 долларов США при условии, что данная поставка не является частью одной или нескольких партий. Сертификат состоит из оригинала и двух копий, одна из которых должна храниться у импортера в течение 3-х лет. Установлено, что после внедрения Сторонами электронной системы сертификации и верификации происхождения товаров (ЭССВП) оригинал сертификата на бумажном носителе может не предоставляться.
2. Для целей определения происхождения товаров не учитывается происхождение следующих косвенных материалов, которые могут использоваться при производстве и не включаются в состав конечного продукта - топливо, электроэнергия; инструменты, штампы и пресс-формы; смазочные материалы, присадки и другие материалы, используемые в производстве.
3. Наборы продуктов рассматриваются в качестве происходящих, если все их компоненты являются происходящими. В случае если набор состоит как из происходящих, так и из непроисходящих продуктов, он должен считаться происходящим, если стоимость непроисходящих продуктов не превышает 15 процентов стоимости набора.
4. Упаковочные материалы и приспособления, принадлежности, запасные части, инструменты, инструкции и другие информационные материалы рассматриваются в качестве части товаров, если на них не выставлен отдельный от товара коммерческий счет и их количество и стоимость являются обычными для данного товара.
5. Некоторые операции считаются недостаточными для отнесения товаров к происходящим с территории Стороны (заморозка или размораживание, упаковка или переупаковка, резка, розлив, фасовка, простое смешивание продуктов и др.).
6. В Соглашении предусмотрена возможность отзыва преференций по отдельному товару или производителю - в случае систематических нарушений правил происхождения; определены случаи, при которых таможенный орган импортирующей Стороны может отказать в
Рис. 1. Страны, имеющие действующее соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом на июнь 2018г. (Выделены темным)
Источник: Составлено авторами с помощью сайта URL: www.gtrip.ru Таблица 1
Данные национальной статистики по экспортно-импортным операциям Вьетнама и отдельных стран ЕАЭС, доллары США
Источник: составлено авторами по данным https://comtrade.un.org/data
2015 2016
Импорт Белоруссии из Вьетнама (данные Белоруссии) 38 339 800 44 186 600
Экспорт Вьетнама в Белоруссию (данные Вьетнама) 4 627 256 2 540 937
Масштабы расхождении 33 712 544 41 645 663
Импорт Казахстана из Вьетнама (данные Казахстана) 195 548 231 198 813 120
Экспорт Вьетнама в Казахстан (данные Вьетнама) 154 028 234 141 927 817
Масштабы расхождений 41 519 997 56 885 303
Импорт России из Вьетнама (данные России) 2 055 373 843 2 465 261 455
Экспорт Вьетнама в Россию (данные Вьетнама) 1 438 336 839 1 616 085 663
Масштабы расхождении 617 037 004 849 175 792
предоставлении преференциального тарифного режима и взыскать неуплаченные таможенные пошлины. Если товары не отвечают требованиям, установленным в Соглашении, если Сертификат о происхождении товара не заполнен в соответствии с требованиями или должным образом не проведена процедура его верификации, преференция не предоставляется. Однако государства могут также выдавать и дополнительные преференции сверх оговоренных для реализации совместных инвестиционных проектов.
7. В соответствии с положениями Соглашения должно соблюдаться правило прямой поставки с территории экспортирующей Стороны на территорию импортирующей Стороны за исключением транзита через территорию третьих стран. При этом импортирующая Сторона предоставляет преференциальный тарифный режим и в том случае, если ин-войс выдан лицом, зарегистрированным в третьей стране, но только при условии, что все требования Соглашения в отношении таких товаров выполнены.
Несмотря на тщательно проработанные положения о происхождении това-
ров, закрепленные как в самом соглашении о ЗСТ, так и во вступившем в действие с 1 января 2018 г. Таможенном кодексе ЕС, полностью решить проблему поставок продукции третьих стран с использованием предоставленных Вьетнаму в рамках Соглашения о ЗСТ ЕАЭС-РВ преференций не удается. О масштабах «серого экспорта» отчасти можно судить по размерам статистических расхождений в торговой статистике стран ЕАЭС и Вьетнама (Табл. 1).
Возникновению реэкспорта, косвенно способствует несколько факторов.
1. Политика, проводимая Евразийской экономической комиссией по распределению квот между странами ЕАЭС на импортную продукцию, в том числе сельскохозяйственную, поступающую из дальнего и ближнего зарубежья. Критериями распределения квот являются емкость национального внутреннего рынка/потребления продукции и уровень национальных ввозных пошлин. Уровень национальных ввозных пошлин неодинаков из-за условий участия Казахстана, Киргизии и Армении в ВТО. В результате импортные пошлины этих стран как ми-
нимум на 10% ниже средних ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС, что стимулирует закупку странами продовольствия и товаров массового спроса сверх установленных для них ЕЭК квот. Подавляющая часть такой продукции затем поступает на наиболее емкий российский рынок, подрывая конкурентоспособность отечественных товаров. По имеющимся оценкам, объемы таких поставок в РФ за 2014 г. - первое полугодие 2017 г. возросли почти наполовину. Не менее 40% этих объемов приходится на сельзхозсырье и готовое продовольствие, около 35% - на широкий ассортимент текстильной продукции [3]. Приведем лишь один пример.
В соответствии с соглашением о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом в страны Союза ежегодно может поставляться беспошлинно лишь 10 тыс. тонн риса. А за продукт, ввезенный сверх квоты, введена ставка в 10% от действующей в ЕАЭС ввозной пошлины (не меньше 0,03 евро за 1 кг). В настоящее время Казахстан, Киргизия и Армения полностью покрывают свои потребности в рисе, поэтому квота на 2018 г. распределена между Беларусью и Россией. В результате Беларусь получит 961, а Россия - 9039 тонн вьетнамского длиннозерного риса - вида, пользующегося наибольшим спросом.
Ввиду участия Вьетнама в зонах свободной торговли не только с ЕАЭС, но также с КНР и блоком АСЕАН на рынок Евразийского союза может поступать (через Казахстан и/или Киргизию) тот же рис из Китая и других стран АСЕАН в объемах, превышающих оговоренные в рамках Соглашения о ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам ввиду сравнительно низких ввозных пошлин в этих странах, с одной стороны, а с другой - в связи с традиционным переизбытком той же продукции во многих странах АСЕАН и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, сопредельном с Казахстаном и Киргизией.
Схожая ситуация и с сахаром. Мин-сельхоз РФ в середине сентября 2017 г. предложил ограничить его ввоз из Белоруссии и Казахстана, ибо эти страны беспошлинно ввозят дешевый тростниковый сахар-сырец из Бразилии и ряда регионов Евросоюза, а затем по бросовым ценам поставляют его на рынок РФ. Из-за этого убытки отечественной сахарной отрасли ежегодно достигают 70-80 млрд. рублей[4].
2. Одностороннее эмбарго России в отношении сельхозпродукции большой группы стран в ответ на западные санкции в связи с событиями вокруг Украины.
Идеология интеграционного объединения с глубиной интеграции не меньше таможенного союза (не говоря уже о декларируемом в рамках ЕАЭС экономическом союзе) базируется на двух основных принципах:
1) согласованная торговая политика по отношению к остальным странам;
2)образование и функционирование единой таможенной территории[5].
В условиях применения с августа 2014 г. Россией антисанкций к производителям продовольствия из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады при отсутствии подобных решений в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении нарушается первый базовый принцип: торговая политика стран - членов ЕАЭС становится менее согласованной. При этом возникают риски поставки санкционных товаров в Россию через территорию участников Союза, не поддержавших российские санкции, включение в цепочки таких поставок третьих стран, в том числе и Вьетнама.
В общей конструкции ЕАЭС такая ситуация входит в противоречие с функционированием единой таможенной территории, поскольку при пересечении внешней таможенной границы товар должен свободно перемещаться внутри интеграционного объединения. Налицо очевидное противоречие: сложившаяся ситуация в целях борьбы с реэкспортом санкцион-ной продукции на российский рынок через территорию стран - прочих членов ЕАЭС требует введения дополнительного контроля за происхождением перемещаемых на общем рынке товаров, однако в рамках таможенного союза, а тем более декларируемого экономического союза, такая постановка вопроса приводит к обострению конфликтов между странами-участницами. В результате несовершенный изначально в рамках ЕАЭС таможенный союз, в котором сохраняется много нетарифных барьеров, экспортные пошлины определяются самостоятельно каждой страной, нет единого органа ветеринарного и фитосанитарного надзора и т. д., в результате решения России об эмбарго на импорт продовольствия из большой группы стран еще больше отдалился от состояния идеального.
В результате, по имеющимся оценкам (май-сентябрь 2017 г.), от 35 до 50% поставок в Россию сельхозсырья, готового продовольствия и текстильной продукции произведено в странах ЕАЭС и Вьетнаме, в действительности же, их доля значительно ниже - не более четвер-ти[6]. Страны-члены ЕАЭС активно уча-
ствуют в реэкспорте в Россию продукции третьих стран, прежде всего, включенных в актисанционные списки. Приведем несколько примеров.
В начале октября 2017 г. Россель-хознадзор заявил об обеспокоенности увеличением объема поставок помидоров из Белоруссии на фоне роста импорта туда турецких томатов, запрещенных для ввоза в РФ. Ранее белорусская сторона уведомляла, что планирует поставить в РФ в 2017 г. 42,8 тыс. тонн томатов, но по состоянию на 3 октября было ввезено 45,6 тыс. тонн. Причем объем ввоза турецких томатов, по данным Россельхознадзора и других источников, за январь-июль вырос в 3,5 раза в сравнении с 2015 г. и в 12 раз по сравнению с 2012 г.[6]
Объемы плодоовощной продукции, ввозимой в РФ в обход продэмбарго и решений Россельхознадзора, ежегодно исчисляются, по оценкам главы Национального союза производителей плодов и овощей Сергея Королева, в 0,71,0 млрд. руб.[7] Аналогичных оценок придерживаются и в Россельхознадзоре, по данным которого только за первый квартал 2017 г. в сравнении с тем же периодом 2016 г. белорусские поставки в РФ грибов шиитаке выросли в 3,6 раз, картофеля - в 2,5 раза, белокочанной капусты - в 10 раз, а свежего лука -в 15,4 раза[6].
Не менее «интересная» ситуация складывается с импортом в Россию рыбной продукции. К осени 2017 г. в пятерку стран-лидеров по экспорту в РФ данной продукции вошла Белоруссия. Причем в этом ассортименте с середины 2015 г. преобладают товары, нетрадиционные для белорусской рыбопереработки, -форель, лосось, крабы, креветки, мидии. По утверждению ряда бизнесменов, реэкспорт норвежской рыбной продукции, попадающей под российские антисанкции, осуществляется и через Вьетнам. По данным Центра международной торговли (ITC), за первые 10 месяцев 2017 года Норвегия экспортировала во Вьетнам 20 640 тонн свежего атлантического лосося, что на 61 процент больше показателей 2016 года. Такие темпы роста обусловлены тем, что Вьетнам стал перевалочной базой для поставки норвежского лосося в КНР, ранее осуществлявшиеся через Гонконг, и Россию. В результате, несмотря на отсутствие Норвегии в числе ключевых поставщиков морепродуктов в КНР, норвежский лосось занимает приличную долю на китайском рынке, а объемы замороженной рыбы в российс-
0 3
Ю
S
г
2 а
8
сч £
Б
а
2 ©
ком импорте из Вьетнама только за 2017 г. выросли в 2,7 раз [8].
Организацией поставок на рынок ЕАЭС занимаются не только «оптимизирующие свою деятельность» легальные предприниматели, но и организованные преступные группы. Так, по имеющейся информации, поставками рыбы, креветок из Южной Америки, Африки во Вьетнам занимались члены международных организованных преступных группировок. Во Вьетнаме эта продукция переупаковывалась с целью изменения статуса страны происхождения, а затем поставлялась, прежде всего, в Китай, что подтверждено рядом громких процессов в КНР, и в Россию, о чем свидетельствуют неофициально проинтервьюированные нами в ходе исследования представители российского логистического бизнеса.
Контрабандные поставки собственно вьетнамской рыбной продукции хорошо организованы, о чем свидетельствует ситуация на китайско-вьетнамской границе. По сообщениям СМИ, на границе Вьетнама с Китаем, помимо четырех официальных пограничных пунктов для внешней торговли, действуют около 20 коридоров, использующихся контрабандистами. Характерной особенностью этих каналов является требование к отправителю груза заполнить экспортные документы, хотя переправка через границу является нелегальной и информация о поставках никуда не передается. При этом для каждого конкретного коридора готовится отдельный комплект документов, но этой процедуры можно избежать за отдельную дополнительную плату. Переправкой морепродуктов занимаются специальные логистические фирмы, которые для каждой конкретной партии сообщают отправителю, какой маршрут будет использоваться и какой комплект документов надо подготовить [3].
Для отправки контрабанды используются и официальные таможенные пункты, что предполагает выплату взятки таможенникам. Ее размер зависит от отношений логистической фирмы с сотрудником таможни, объема партии и степени серьезности нарушения (изменение страны происхождения, указание неверной номенклатуры - креветки под видом дешевой рыбы и т.п.) В те дни, когда официальные пункты закрыты, поставки также идут через контрабандные коридоры. Вдоль границы с Китаем во Вьетнаме для обслуживания контрабандистов даже построены частные дороги.
Существование ЗСТ между АСЕАН, членом которой является Вьетнам, и Ки-
Рисунок 2. Динамика экспорта Китая во Вьетнам, Россию и ЕАЭС (млн. долларов) Источник: составлено по данным UN Comtrade data, URL: http://comtrade.un.org/
таем - крупнейшим мировым экспортером готовой продукции сопровождается серьезными рисками реэкспорта третьих стран через Вьетнам на рынок ЕАЭС. Развитие торгового сотрудничества Китая и Вьетнама характеризуется высоким уровнем динамизма. Так, экспорт КНР во Вьетнам с 2013 года стал превышать экспорт в Россию, а с 2015 года и совокупный китайский экспорт во все страны ЕАЭС (см. Рис. 2).
Китайская Народная Республика заинтересована в рынках стран постсоветского пространства и стремительно развивает с ними торговые отношения. С определенностью говорить о масштабах реэкспорта китайской продукции через Вьетнам в страны Евразийского экономического союза сложно в силу латент-ности осуществляемых операций. Вместе с тем ряд фактов свидетельствует в пользу этой гипотезы.
1. Так, нельзя не видеть, что уже сегодня, после двух лет функционирования зоны свободной торговли в структуре импорта стран ЕАЭС из Вьетнама серьезно возросла доля традиционно китайских товаров (ложки, вилки, половники и аналогичные кухонные или столовые приборы, саквояжи, чемоданы, кейсы, портфели, футляры, дамские сумки, очки, игрушки, ручки, маркеры, фломастеры, стилографы, механические карандаши, часы наручные, карманные с корпусом из недрагоценных металлов, изделия столовые, кухонные для бытовых нужд из черных металлов и многое другое). Реэкспорт китайской продукции через Вьетнам в рамках ЗСТ может снизить конкурентоспособность вьетнамский товаропроизводителей и помешать проводимой Россией политике импортозаме-
щения [9]. Только после тщательного анализа последствий можно принимать решение о создании зоны свободной торговли между КНР и странами ЕАЭС в рамках ШОС или в ходе сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояс и Путь».
2. За последние 2 года серьезно активизировался процесс создания в СРВ совместных китайско-вьетнамских предприятий, производящих продукцию для рынка ЕАЭС, а также оказывающих логистические услуги предпринимателям, выходящим на рынок постсоветских стран. Нередко речь идет о чисто китайских компаниях, которые лишь фиктивно используют возможности вьетнамского бизнеса.
Для того чтобы сократить масштабы реэкспорта в рамках ЕАЭС, в том числе и с использование ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам эффективной мерой могло быть стать создание пунктов совместного таможенного контроля на внешних границах ЕАЭС. Этот вопрос не раз обсуждался участниками Евразийского экономического союза, но договориться пока не удалось. Проблема была озвучена и Владимиром Путиным на его большой пресс-конференции 14 декабря 2017 г. «Совместные посты... некоторые мои коллеги считают, что это неправильно. Но я постараюсь их убедить. Это не нарушает принцип суверенитета, это просто делает прозрачной работу таможни» [10], - заявил тогда президент России.
В действительности Москва лоббирует смешанный контроль границ ЕАЭС отнюдь не с целью ограничить чей-либо суверенитет. Россия - самый емкий и платёжеспособный рынок в ЕАЭС, в силу этого вопрос реэкспорта стоит перед страной очень остро. Хотя при несогла-
сованности таможенных процедур и дырах на границе на месте пострадавшего может оказаться не только Россия, но любая другая страна ЕАЭС и Вьетнам, что наглядно показал казахстанско-киргизс-кий конфликт в конце 2017 г. После того, как Казахстан запустил в работу таможенную подсистему «Транзит», Астана фактически ввела пограничный контроль на границе с Киргизией. «Транзит» выявил масштабный поток китайской контрабанды, а также поставки несертифи-цированной продукции киргизского производства на казахстанский рынок. Преодолеть кризис удалось только с помощью смешанных КПП. Стороны договорились осуществлять совместный контроль границы с участием казахстанской и киргизской сторон, а также представителей ЕАЭС [11]. Такую же процедуру целесообразно определить и для всех стран участников ЗСТ ЕАЭС-Вьетнам.
Следующая важная мера по борьбе с нелегальным и полулегальным реэкспортом - внедрение системы электронного декларирования товаров (в рамках ЕАЭС введена с принятием нового Таможенного кодекса) и отслеживание их движения. При этом если товар из третьей страны попадает на общий рынок ЕАЭС, то все участники должны иметь объективную информацию о нем - что за товар, где приобретен, как менялись собственники, какие перемещения в пределах ЗСТ уже совершил, что с помощью оперативного обмена информацией между таможенными органами государств ЕАЭС и Вьетнама позволит бороться с серым импортом, реэкспортом продукции из третьих стран и поставками контрафактной продукции в страны ЕАЭС. Москва работает в этом направлении как самостоятельно, так и в рамках Союза. 19 января 2018 г. Минэкономразвития РФ подготовило законопроект о навигационных пломбах для электронной идентификации международных грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом на базе технологии ГЛОНАСС. Это позволит избежать ситуации, когда подсанкционный для России товар, ввозимый, например, через белорусский таможенный пункт и по бумагам предназначенный для потребителя в Казахстане, теряется где-то между Смоленском и Москвой.
В вопросе оцифрования товарных потоков в ЕАЭС царит относительное единомыслие. 2 февраля 2018 г. во время очередного заседания Евразийского межправсовета в Алматы страны подписали соглашение о маркировке продукции, чему предшествовал эксперимент с
шубами. С 12 августа 2016 года их маркировка на территории ЕАЭС стала обязательной для всех участников оборота, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. Результаты впечатлили, «мы из тени вытащили дорогие товары, и их количество увеличилось в 13 раз»[12], подчеркнул премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. На очереди стоит фармацевтика, а затем и табачные изделия. «В рамках этой работы мы надеемся покрыть практически все группы товаров. Будем делать это постепенно, чтобы не напрягать рынок, но в то же время последовательно продвигая эту идею»[12], - объяснил Д. Медведев.
Литература
1. Соглашение о Зоне свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам URL:http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN%20FTA_rus.pdf
2. Обзор Соглашения о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам?? URL:http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ dotp/sogl_torg/Documents
3. URL: https://regnum.ru/news/ 2294862.html
4. Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе URL: http://www.specagro.ru/#/
5. Кнобель А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия (https:// www.iep.ru/files/text/nauchnie_jurnali/ knobel_vopreco_3-2015.pdf
6. Официальный сайт Россельхознадзора http://www.fsvps.ru/
7. Официальный сайт Национального плодоовощного союза URL:http:// ovoshnoysouz.ru/index.php/ru/
8. Сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/ default.asp
9. Яковлев А.А., Глинкина С.П., Тура-ева М.О. Развитие Зоны свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам и фактор Китая// Инновации и инвестиции.- 2017.- № 6.-с.78- 83
10. Путин В.В. пресс-конференция, 14 декабря 2018 г.
11. http://eurasian-studies.org/ archives/6978
12. Медведев Д. А. Пресс-конференция по завершении заседания Евразийского межправительственного совета URL: http://rn.government.ru/news/31254/
Ссылки:
1 Таможенные пошлины будут сохранены на наиболее чувствительные категории товаров - мясо, молоко, чай, кофе, сахар, растворимые напитки, трубы, самолеты, машины и т.д.
Risks of using the preferential treatment of the FTA EEU-Vietnam by economic entities of third countries Glinkina S.P., Turaeva M.O., Yakovlev A.A.
M.V. Lomonosov Moscow State University, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences This article is devoted to the analysis of the risks of using the preferential regime of the Free Trade Area, formed by the Eurasian Economic Union and the Socialist Republic of Vietnam by the economic entities of third countries. For the EEU, this is the first and only experience of creating a free trade zone, while Vietnam's foreign trade policy is aimed at concluding a large number of agreements on free trade zones with different countries of the world. According to the theory of economic integration and the functioning of free trade zones, the simultaneous participation of the country in several FTAs ??opens a window of opportunities for re-exporting products of third countries through it. It is therefore not surprising that the countries of the Eurasian Economic Union have serious concerns that the benefits granted to Vietnam under the FTA agreement will be used by third countries to supply their products through Vietnam to the union market. In the article, the authors attempt to assess the risks and identify the main mechanisms for resolving this problem. Keywords: Eurasian Economic Union, Vietnam, free trade zone, trade, re-export.
References
1. Agreement on the Free trade zone of EEU
Vietnam of URL:http://
www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN%20FTA_rus.pdf
2. Review of the Agreement on free trade between
member states of EEU and Socialist Republic of Vietnam % URL:http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ dotp/sogl_torg/Documents/% D0%9E
3. URL: https://regnum.ru/news/2294862.html
4. The specialized center of account in agro-
industrial complex URL: http:// www.specagro.ru/#/
5. Knoebel A. Eurasian Economic Union: prospects
of development and possible obstacles (https:/ /www.iep.ru/files/text/nauchnie_jurnali/ knobel_vopreco_3-2015.pdf
6. Official site of Rosselkhoznadzor of http://
www.fsvps.ru/
7. Official site of the National fruit and vegetable
union of URL:http://ovoshnoysouz.ru/ index.php/ru/
8. Website of the Euroasian economic commission
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/ default.asp
9. Yakovlev A.A., Glinkina S.P., Turayeva M.O.
Development of the Free trade zone of EEU -Vietnam and a factor of China//Innovations and investments. - 2017.-No. 6. - page 78 - 83
10. Putin V.V. press conference, on December 14, 2018.
11. http://eurasian-studies.org/archives/6978
12. Medvedev D.A. A press conference at the end of the meeting of the Euroasian intergovernmental council of URL: http:// m.government.ru/news/31254/
О À
BS
S
if
2 e
8