Региональные торговые соглашения России и Вьетнама: особенности формирования и торговые эффекты*
Аннотация
На основе анализа региональных торговых соглашений проводится сравнение хода регионализации внешнеторговых связей Вьетнама и России. Начав вхождение в процессы регионализации примерно в одно время, страны достигли разных результатов. Вьетнам по объему экспорта приблизился к РФ, а по импорту превзошел ее. Это объясняется действием геополитических и экономических факторов, которые у Вьетнама действуют в пользу регионализации, а у России против нее. РФ ощущает большие риски для своей экономики, связанные с созданием РТС с экономически мощными странами, Вьетнам, наращивая сеть РТС, тесно увязывает их содержание с целями своего развития.
Ключевые слова: регионализация, региональные торговые соглашения, РТС, интеграция, Россия, Вьетнам, экономическая политика, инвестиции, глобальные цепочки стоимости, ГЦС, геополитика.
Russia-Vietnam Regional Trade Agreements: Features of Relationship-Building and Trade Effects
Leonid Borisovich VARDOMSKIY,
Doctor of Economics, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (117218 Moscow, Nakhimovsky Prospect 22), Center for Post-Soviet Studies - Chief Researcher,
e-mail: [email protected]
In the article, the author analyzes regional trade agreements (RTAs) and compares the regionalization of trade relations between Vietnam and Russia. The regionalization processes in the countries started at about the same time, but the results are different. Vietnam has almost caught up with the Russia by exports and surpassed it by imports due to the geopolitical and
*Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 21-510-92006 ВАОН_а «Наращивание российско-вьетнамского инвестиционного взаимодействия в рамках экономического сотрудничества Вьетнама со странами ЕАЭС.
8 - 2021 Российский внешнеэкономический вестник
УДК: 339.542 ББК: 65.428 В18
DOI: 10.24411/2072-8042-2021-8-7-20
Леонид Борисович ВАРДОМСКИЙ,
доктор экономических наук, Институт экономики РАН (117218 Москва, Нахимовский проспект 22), Центр постсоветских исследований - главный научный сотрудник, e-mail: [email protected]
Abstract
economic factors, which are in favor of regionalization in Vietnam, and against it in Russia. Russia runs great economic risks associated with the creation of RTAs with the largest economies, while Vietnam focuses on correlating the RTA expansion to its development goals.
Keywords: regionalization, regional trade agreements, RTA, integration, Russia, Vietnam, economic policy, investment, global value chains, GVC, geopolitics.
О РАСТУЩЕМ ЗНАЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ
За прошедшее десятилетие произошли кардинальные изменения в характере международных отношений, обусловленные ростом глобального экономического веса развивающихся стран и, прежде всего, Китая. На протяжении 2011-2020 гг. эта группа стран демонстрировала более высокие темпы роста экономики и международной торговли и меньшую восприимчивость к глобальным шокам по сравнению с развитыми странами. Сокращение внутреннего спроса в последних заставляло их наращивать экспорт на рынки развивающихся стран, но он оказался занят товарами Китая и других азиатских стран, в свою очередь, предлагающих и на западных рынках качественные, но более дешевые товары. В этом контексте многосторонняя торговая система ВТО, созданная развитыми странами, перестала соответствовать их интересам, что вызвало активизацию протекционистских практик и нарастание торговых противоречий [ 4 ].
Рост конфликтного потенциал в мировой торговле подкрепляется движением мира в направлении полицентричности, которая сопровождается процессами регионализации в виде разных моделей региональной и трансрегиональной интеграции. Их сущность сводится к формированию группой стран на основе взаимных преференций международного пространства более свободного трансграничного движения технологий, капиталов и людей, возрастанию во взаимодействии стран-участниц элементов координации национальных экономических политик. Важным элементом формирования таких международных регионов является инфраструктура, обеспечивающая взаимные связи и связи с внешним миром.
В.П. Оболенский в статье «Оценка роли интеграционных группировок международной торговле» опубликованной в журнале «Российский внешнеэкономический вестник» в 2010 г. писал, что усиление регионализма - устойчивая, крепнущая тенденция. Автор утверждал, что, если глобализация несет в себе освобождение торговли от тарифных и нетарифных барьеров, то регионализация включает в этот процесс элементы коллективного протекционизма или определенной торговой дискриминации в отношении стран, не входящих в интеграционную группировку. В этом контексте регионализация нарушает принцип наибольшего благоприятствования в торговле, на что ориентируется ВТО, но дает определенные экономические преимущества странам-участницам. В этой связи, по его мнению,
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2021
«...мировое экономическое пространство в ближайшие десятилетия будет являть собой сложную многоярусную структуру, формируемую традиционными двусторонними торговыми соглашениями, малыми и средними региональными группировками развивающихся стран и торговыми суперблоками, ядрами которых будут выступать развитые державы Европы, Северной Америки и Азии»[ 7 ].
ВТО оказалась не в состоянии разрешить проблему противоречий, между развитыми и развивающимися странами, что «сильно повысило градус межгосударственного соперничества в борьбе за доступ на рынки.» [ 10 ].
Страны и регионы, претендующие на статус мировых центров, активизировали свою экономическую и политическую деятельность в плане «собирания» и консолидации вокруг себя экономически и геополитически привлекательных для них стран. Государства, не претендующие на роль центров, создают своего рода конкуренцию за себя, и тем самым входят в региональные торговые соглашения (РТС) зачастую на более благоприятных для себя условиях, что способствует их экономическому развитию. Общий интерес стран мира к РТС связан с тем, что они способны обеспечить устойчивое развитие внешней торговли в условиях глобальной неопределенности.
Число вступивших в силу РТС на середину 2021 г. достигло 350 при 164 членах ВТО (в 2010 г. их было 210, в 2015 г. 275). Больше всего действующих РТС на середину 2021 г. имели страны ЕС - 46, далее идут Великобритания и Сингапур - по 37, Исландия и Швейцария по 32, Норвегия - 31, Чили - 30, Мексика и Турция по 231. Эти соглашения расширяют возможности выхода на международные рынки через партнеров по региональным соглашениям.
В период 2011-2020 гг. расширялось содержание региональных торговых соглашений (РТС), которые, по сравнению с традиционными нормам ВТО по заключению преференциальных торговых соглашений на региональной основе, включают в себя регулирование вопросов трудовых и экологических стандартов, инвестиций, интеллектуальной собственности и т.п. Одновременно все отчетливее проявлялась тенденция к заключению многосторонних трансрегиональных торговых соглашений, которые охватывают несколько континентов [4, 10,12 ].
Динамичное развитие регионализации путем ее сетевого построения стало одной из главных особенностей современного мира. В обновленных формах она превратилась в некую альтернативу глобализации, построенную на сугубо либеральной основе. Снижение тарифных ставок, гармонизация правил и политик, устранение торговых барьеров в рамках РТС разного формата повышает инвестиционную привлекательность стран-участниц и тем самым становится ведущим драйвером мировой торговли.
В процессы регионализации международной торговли вовлечены Вьетнам и Россия, связанные многие десятилетия отношениями дружбы и сотрудничества. Отражением этого следует рассматривать запуск в 2016 г. зоны свободной тор-
8 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
9 0
говли (ЗСТ) ЕАЭС и СРВ которая призвана не только активизировать взаимную торговлю, но и расширить взаимодействие интеграционных проектов, преобладающих во внешнеэкономической политике данных стран. Вместе с тем страны сильно различаются по тому, как они выстраивают сети преференциальных соглашений и как это влияет на динамику их внешней торговли.
Особенности формирования сетей РТС в России и Вьетнаме и их влияние на динамику внешней торговли в 2011-2020 гг.
Вьетнам и Россия начали осуществлять проекты регионализации примерно в одно время. Россия пыталась осуществить реинтеграцию бывших союзных республик, Вьетнам же рассматривал вхождение в АСЕАН, как часть начавшихся в стране реформ, нацеленных на модернизацию и развитие экономики. Опыт стран показал, что интеграция бывших союзных республик через РТС в условиях рыночной и геополитической трансформации и активного внешнего противодействия оказалась сложнее, чем включение в азиатские интеграционные процессы на фоне острой взаимной конкуренции Китая, Японии, Южной Кореи и общего стремления стран Восточной Азии к устойчивому экономическому росту.
Россия и другие новые государства постсоветского пространства около 20 лет искали приемлемые для их них модели регионализации. В 1990-е гг. наиболее жизнеспособной оказалась модель двусторонних зон свободной торговли (ЗСТ) с большим количеством изъятий и исключений. В 2009 г. удалось запустить проект Таможенного союза в составе Беларуси, Казахстана и России, а в 2012 г. - многостороннюю зону свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ, основанных на принципах ВТО, членом которой Россия стала в том же году.
Политика регионализации России обусловлена как текущими, так и долгосрочными задачами. Первые обусловлены сокращением объема экспорта2, вторые - реализацией таких крупных проектов, как ЕАЭС, его сопряжением с ЭПШП, созданием Большого евразийского партнерства.
На 2021 г. ВТО нотифицировала 11 действующих РТС с участием России. Речь идет о ЕАЭС и ее членах: Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии, ЗСТ СНГ и ее участниках: странах ЕАЭС, Молдове, Таджикистане и Узбекистане, странах-участниках двусторонних соглашений о свободной торговле от 1994 г.: Азербайджан, Грузия и Туркменистан. В 2016 г. РФ приостановила действия ЗСТ с Украиной, которая является участником ЗСТ СНГ в связи с ее участием во «углубленной всеобъемлющей ЗСТ» с ЕС.
Россия в рамках ЕАЭС начала выстраивать сеть РТС с третьими странами. К настоящему времени нотифицированы и запущены РТС с Вьетнамом, Ираном и Сербией3. В 2019 г. подписано аналогичное соглашение ЕАЭС и Сингапура, которое пока не нотифицировано ВТО. На сегодняшний день в сети РТС с участием РФ участвуют 13 стран.
^ 10
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2021
Ведущим звеном этой сети является ЕАЭС, который с некоторыми ограничениями обеспечивает свободу движения товаров и людей через внутренние границы, транзитные сообщения разной географической направленности и деятельность общего рынка труда, но в то же время не стимулирует должное развитие и углубление производственной и технологической специализации стран-участниц. В целом этот проект оказался менее успешным, чем ожидалось [3, с. 51-53, 80 ].
Тем не менее динамика экспорта в страны ЕАЭС была выше, чем экспорта в целом. При этом российский экспорт в Киргизию вырос примерно в 1,5 раза, в Казахстан - в 1,3 раза, в РБ в 2020 г. он был меньше, чем в 2010 г. (см. таблицу 1). В итоге доля стран ЕАЭС в экспорте РФ за 2011-2020 гг. выросла с 7,7% до 9,8%. Для этого периода характерно укрепление позиций Беларуси и Казахстана в экспорте РФ и резкое ослабление позиций Украины: ее доля сократилась с 5,8% до 1,9 (см. таблицу 1). Доля стран СНГ без Украины и ЕАЭС выросла с 1,6% до 2,9%.
За 2011-2020 гг. у 11 стран с преференциальным торговым режимом (ПТР) темпы роста экспорта были либо положительными, либо величина падения была меньше, чем у экспорта РФ в целом. Но из-за резкого сокращения вывоза в Украину, доля стран, имеющих ПТР в российском экспорте, сократилась с 15,1% в 2010 г. до 13,3%. Но за 2016-2020 г. она выросла до 14,5% за счет вывоза в страны ЕАЭС и СНГ (без ЕАЭС и Украины) (см. таблицу 1).
Таблица 1
Динамика экспорта в страны, имеющие с РФ преференциальный торговый режим
2010 2015 2020 Индексы
Страны Млн Млн Млн 2015 к 2020 к 2020 к
долл. долл. долл. 2010, % 2015,% 2010, %
Грузия 211 750 795 355 106 377
Узбекистан 1889 2160 4660 114 216 247
Армения 700 1051 1658 150 158 237
Киргизия 991 1300 1457 131 112 147
Азербайджан 1562 2240 2075 143 93 133
Казахстан 10690 10866 14031 102 129 131
Вьетнам 1334 1820 1628 136 89 121
Таджикистан 673 750 797 111 106 118
Беларусь 18081 15604 15956 86 108 94
Туркменистан 757 900 650 119 68 86
Молдова 1108 930 954 84 103 86
Сербия 2157 1739 1672 81 96 76
Сингапур 2008 2480 1155 124 47 58
Иран 3380 1000 1425 30 143 42
Украина 23148 9294 6311 39 69 27
Всего эти страны 68689 52884 55224 77 104 80
в т.ч. СНГ* 59810 45845 49342 77 108 82
8 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
11 ^
Страны 2010 2015 2020 Индексы
Млн долл. Млн долл. Млн долл. 2015 к 2010, % 2020 к 2015,% 2020 к 2010, %
в т.ч. ЕАЭС(5) 30462 28821 33102 95 115 109
в т.ч. СНГ* без Украины и ЕАЭС 6200 7730 9929 125 128 160
Экспорт всего, млрд долл. 397,1 345,5 336,4 87 97 85
Примечание к таблице: * Вместе с Грузией
Источник: Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств. Статистический сборник. М.: Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств за 2012 и 2017 гг.; Данные ФТС РФ Итоги внешней торговли с основными странами за январь-декабрь 2020 г. // https://customs.gov.ru/folder/511. Дата обращения 13.08.2021.
Невысокая доля экспорта, осуществляемая в рамках ПТР объясняется, с одной стороны, небольшими размерами рынков партнерских стран, слабостью их экономики и финансовых систем, а, с другой стороны, растущей конкуренцией на их рынках со стороны третьих стран. Главными партнерами РФ по экспорту являются промышленно развитые страны, в своем большинстве проводящие политику ее сдерживания через санкции, затрагивающие инновационную экономику и энергетику, а также кредитно-инвестиционную сферу [11, с. 14-37]. В результате для рассматриваемого периода характерен динамичный рост экспорта в КНР (в 2,4 раза), который в большой мере обусловлен открытием нефтепровода ВСТО и газопровода «Сила Сибири». Доля КНР в российском экспорте выросла с 5,1 до 14,6%. Одновременно происходило падение доли в российском вывозе ведущих стран ЕС и Союза в целом: с 53,3% в 2010 г. до 40,6% в 2020 г.
Российский импорт из рассматриваемых стран также рос более высокими темпами: доля стран ЕАЭС в импорте выросла с 6,5 до 8,3%, а доля стран СНГ без Украины и ЕАЭС - с 1,1% до 1,4%. Доля Украины сократилась с 6,1% до 1,6% (см. таблицу 2). Рост импорта из этих стран отчасти связан с необходимостью замещения импорта из других стран по санкционным причинам.
Общую картину импорта определяет устойчивый рост абсолютных объемов и доли КНР за 2011-2020 гг.: с 17,0% до 23,7%, и снижение доли ЕС с 41,7% до 35,5%; укрепление позиций в «десятке» Беларуси и США, появление в ней в 2020 г. Турции и Казахстана.
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2021
Таблица 2
Динамика импорта из стран, имеющих с РФ преференциальный торговый режим
2010 2015 2020 Индексы
Страны Млн Млн Млн 2015 к 2020 к 2020 к
долл. долл. долл. 2010, % 2015,% 2010, %
Армения 159 210 647 132 308 407
Грузия 106 212 425 200 200 401
Вьетнам 1111 2024 4045 182 200 364
Иран 272 240 796 88 332 293
Туркменистан 148 73 321 49 440 217
Азербайджан 386 509 814 132 160 211
Сербия 535 725 913 136 126 171
Сингапур 332 509 526 153 103 158
Беларусь 9954 9004 12585 90 147 133
Казахстан 4449 4895 5034 110 103 113
Молдова 421 184 353 44 192 84
Узбекистан 1513 587 1223 39 208 81
Киргизия 393 72 239 18 332 61
Украина 14047 5546 3608 39 67 26
Таджикистан 214 51 43 24 84 20
Всего эти страны 34040 24841 31572 73 127 93
В т.ч. СНГ* 31576 21343 25292 68 119 80
В т.ч. ЕАЭС (5) 14955 14181 18505 95 130 124
В т.ч. СНГ* без Украины и ЕАЭС 2574 1616 3179 63 197 124
Импорт всего, млрд долл4. 228,9 184,5 231,4 81 125 101
Примечание к таблице: * Вместе с Грузией
Источник: Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств. Статистический сборник. М.: Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств за 2012 и 2017 гг.; Данные ФТС РФ Итоги внешней торговли с основными странами за январь-декабрь 2020 г. // https://customs.gov.ru/folder/511. Дата обращения 13.08.2021.
Доля стран с режимом ПТР в импорте России, также как в экспорте, была неустойчива: уменьшение в 2011-2015 гг. с 13,8% до 11,6% и возрастание до 12,0% в 2020 г. Причем важную роль в этом росте сыграл Вьетнам, компенсировавший сокращение импорта из Украины. Вьетнам по динамике внешней торговли с РФ за 2011-2020 гг. уступил только Армении и был примерно на уровне Китая.
Деятельность ШОС, реализация мегапроекта ЭПШП вместе с документами, регулирующими двусторонние отношения и отношения ЕАЭС и КНР, приводит к ускоренному росту внешней торговли РФ и КНР на основе модели «сырье в обмен
8 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
13 ^
на готовые товары» и без ПТР. Россия и другие страны ЕАЭС пока не рискуют заключить соглашение с КНР о ЗСТ. Но об этом ведутся переговоры с Египтом, Индией и Израилем.
Вьетнам официально вступил в АСЕАН в 1995 г. и начал адаптацию к ЗСТ в рамках Ассоциации, которая была создана в 1992 г. Важным этапом развития страны стало двустороннее торговое соглашение СРВ с США от 2001 г. Оно открыло страну для американских инвестиций, которые концентрировались в трудоемких секторах экономики (текстильной, швейной, обувной промышленности). С этого началась целенаправленная модернизация экономики страны на основе прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и связанной с ними регионализацией. Она осуществляется с широким использованием РТС, обеспечивающих благоприятные условия для притока в страну ПИИ. Развитию регионализации способствовало вступление страны в 2007 г. в ВТО, а также благоприятная для страны геополитическая и геоэкономическая ситуация.
В основе сети РТС Вьетнама на первом этапе находилась АСЕАН, которая развивалась как «вглубь», так и «вширь». В 2005-2010 гг. Ассоциацией были заключены РТС с КНР, Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией. При этом членство в АСЕАН не препятствует заключению подобных соглашений странами-участницами на двусторонней основе. Такие соглашения, позволяющие более полно учитывать национальные интересы и возможности, реализуются Вьетнамом с Японией, Республикой Корея, Гонконгом, Чили, ЕАЭС, ЕС и Великобританией. Их наличие привлекает в страну инвесторов из данных государств [ 2 ].
Во второй половине 2010 гг. страна включилась в переговоры по созданию трансрегиональных объединений: Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, как самостоятельный партнер (подписано в 2019), и Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (ВРЕП), как член АСЕАН (2020). [ 12 ]
Таким образом, у Вьетнама сложилась многоярусная сеть РТС, основу которой образуют мегарегиональные интеграционные проекты. Суммарно Вьетнам имеет ПТР с почти 50 странами мира, на которые приходится подавляющая часть его внешнеторговых связей. Среди крупнейших стран-инвесторов по объему накопленных в СРВ ПИИ на конец 2020 г. шесть являются членами ВРЭП: Южная Корея - 70,5 млрд долл., Япония - 60,1 млрд долл., Сингапур - 56,3 млрд долл., Китай -18,3 млрд долл., Малайзия и Таиланд - по 12,8 млрд долл.5.
Широкая сеть РТС разного формата содействует не только росту внешней торговли, но и усовершенствованию институтов рыночной экономики, созданию более открытой, прозрачной и предсказуемой бизнес-среды, ускорению технологического обновления национальной экономики за счет иностранных инвестиций и технологий, увеличению промышленных производств с более высокой долей добавленной стоимости [ 6, 12 ].
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2021
За 2011 - 2020 гг. экспорт в КНР вырос в 6,4 раза, а США в 5,4 раза при общем росте вывоза в 3,9 раза. В результате доля первой четверки стран в экспорте страны увеличилась с 45,4% до 58,4%.
Таблица 3
Распределение экспорта Вьетнама по ведущим странам
2010 2015 2020
Страны млрд долл. % Страны млрд долл. % Страны млрд долл. %
Всего Экспорт 72,2 100,0 Всего Экспорт 162,1 100,0 Всего экспорт 281,4 100,0
США 14,3 19,7 США 33,5 20,7 США 77,1 27,4
КНР 7,7 10,7 КНР 16,6 10,2 КНР 48,9 17,4
Япония 7,7 10,7 Япония 14,1 8,8 Япония 19,3 6,8
Р. Корея 3,1 4,3 Р. Корея 8,9 5,5 Р. Корея 19,1 6,8
Австралия 2,7 3,7 Гонконг 7,0 4,3 Гонконг 10,4 3,7
Германия 2,4 3,3 ОАЭ 5,7 3,5 Нидерланды 7,0 2,5
Сингапур 2,1 2,9 Германия 5,7 3,5 Германия 6,6 2,3
Малайзия 2,1 2,9 Нидерланды 4,8 3,0 Индия 5,7 2,0
Филиппины 1,7 2,3 Великобритания 4,6 2.8 Великобритания 5,0 1,8
Нидерланды 1,7 2,3 Малайзия 3,6 2,2 Тайланд 4,9 1,7
Великобритания 1,7 2,3 Тайланд 3,2 2,0 Канада 4,4 1,6
Тайвань 1,4 2,0 Франция 3,0 1,9 Тайвань 4,3 1,5
Источник: List of importing markets for a product exported by Viet Nam. All products https:// www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c704%7c%7c%7c%7c-TOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1 Дата обращения 12.08.2021
Схожая картина наблюдалась и в импорте, по объему которого Вьетнам в 2020 г. обошел Россию. Доля первой четверки в импорте выросла за 2011-2020 гг. с 54,3% до 64,3%. Импорт СРВ в целом за 2011-2020 гг. вырос в 3,1 раза, но из Южной Кореи в 4,8 раза, из КНР - в 4,2 раза, из США - 3,6 раза (см. таблицу 4).
Таблица 4
Распределение импорта Вьетнама по ведущим странам
2010 2015 2020
Страны млрд долл. % Страны млрд долл. % Страны млрд долл. %
Всего Импорт 84.8 100,0 Всего Импорт 165,8 100,0 Всего импорт 261,3 100,0
КНР 20,2 23,8 КНР 49,4 29,8 КНР 84,2 32,2
Р. Корея 9,8 11,6 Р. Корея 27,6 16,6 Р. Корея 46,9 17,9
Япония 9,0 10,6 Япония 14,2 8,6 Япония 20,3 7,8
8 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
15 Q
2010 2015 2020
Страны млрд долл. % Страны млрд долл. % Страны млрд долл. %
Тайвань 7,0 8,3 Тайвань 10,9 6,6 Тайвань 16,7 6,4
Тайланд 5,6 6,6 Тайланд 8,3 5,0 США 13,8 5,3
Сингапур 4,1 4,8 США 7,8 4,7 Тайланд 10,9 4,2
США 3,8 4,5 Сингапур 6,0 3,6 Малайзия 6,6 2,5
Малайзия 3,4 4,0 Малайзия 4,2 2,5 Индонезия 5,4 2,1
Индонезия 1,9 2,2 Германия 3,2 1,9 Австралия 4,7 1,8
Индия 1,8 2,1 Индия 2,7 1,6 Индия 4,5 1,7
Германия 1,7 2,0 Индонезия 2,7 1,6 Ирландия 4,1 1,6
Австралия 1,4 1,7 Бразилия 2,4 1,4 Сингапур 3,7 1,4
Источник: List of supplying markets for a product imported by Viet Nam. Product: TOTAL All products.
https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx7nvp-m=1%7c704%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c2%7c1%7 c1%7c1 Дата обращения 12.08.2021
Таким образом, и в экспорте, и в импорте в рассматриваемый период произошла концентрация товарных потоков, связанных с Китаем, США и Южной Кореей -странами, в которых расположены МНК - крупнейшие поставщики оборудования и комплектующих во Вьетнам, организующие включение его промышленности в глобальные цепочки стоимости (ГЦС): Apple, Canon, Intel, JVC, LG Electronics, Microsoft, Nokia, Panasonic, Samsung Sony, Toshiba и др., ориентированные на внешнюю торговлю. Предприятия, созданные на основе ПИИ, обеспечивают 72% экспорта и 63% импорта Вьетнама6.
Одновременно произошло сокращение доли стран АСЕАН во внешней торговле Вьетнама: если в 2010 г. в экспорте партнеры по ассоциации занимали 14,4% в экспорте и 19,3% в импорте, то в 2020 г. эти доли заметно снизились до 8,2% в экспорте и 11,7% в импорте.
ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Вьетнам сегодня заметно превосходит Россию по развитости сети РТС и торговым эффектам от них. Разные темпы вхождения в процессы регионализации объясняются рядом факторов. Среди них есть различия в геоэкономическом положении. Россия, ее партнеры по ЕАЭС и большая часть партнеров по СНГ занимают большое внутриконтинентальное пространство Евразии. Вьетнам же при сравнительно небольшой территории имеет широкий выход к океану и, тем самым, дешевые пути сообщения с ведущими мировыми экспортерами и импортерами.
Евроцентричность внешней торговли России вступает в противоречие с конкуренцией ЕС в вопросах регионализации, переросшее в геополитическое противо-
^ 16
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2021
стояние. Ситуацию усложняет концентрация экономики и внешнеторговых связей в европейской части страны. Вьетнам соседствует с крупнейшими по экономике странами мира, которые находятся в серьезной конкуренции друг с другом за внешние рынки, что создает благоприятные условия для использования возможностей регионализации для развития национальной экономики. Особо следует отметить высокую экономическую динамику соседних с СРВ стран АТР. Динамика же стран ЕС в последние годы заметно ослабела.
Страны сильно различаются по проводимой экономической политике. СРВ ориентируется на широкое использование трудовых ресурсов для производства трудоемкой продукции разной степени сложности и строит экономику, широко включенную во внешнеэкономические связи, активно используя разного рода преференции [8, с. 50-59]. Россия же проводит политику, ориентированную на поддержание внутреннего спроса, используя доходы получаемые от топливно-сырьевого экспорта и развивая импортозамещающие производства [ 1 ]. Современный уровень ее регионализации отражает большую инерцию сырьевой специализации, а также сложность сочетания укрепления экономического суверенитета и фискальной значимости внешней торговли для бюджета с широким открытие экономики.
По объемам накопленных ПИИ на душу населения РФ заметно уступает Вьетнаму, соответственно 3 тыс. долл. против 4 тыс. долл. на начало 2021 г. Но инвестиции, поступающие в РФ, на 2/3 имеют офшорное происхождение и в основном нацелены на получение дохода за счет сырьевого экспорта и внутреннего потребления [ 9 ]. Реальные ПИИ в ограниченной степени поступают в инновационные и энергетические сектора экономики как из-за санкционных ограничений, так и из-за нежелания усиления конкурентных позиций России.
Во Вьетнаме ПИИ тесно связаны с экспортом и импортом, которые отражают плотность глобальных производственно-сбытовых цепочек, формируемых МНК. При этом Вьетнам вовлечен в ГЦС преимущественно их нисходящем формате (Backward GVC Participation,), а РФ в восходящем формате (Forward GVC Participation) [ 11, с. 145 ].
Вьетнам свой главной задачей видит устойчивое экономическое развитие с приближением к уровню наиболее развитой часть мира, не втягиваясь в геополитические конфликты глобального характера. Если РФ ощущает большие риски для своей экономики, связанные с созданием РТС с экономически мощными странами, то Вьетнам научился их снимать, добиваясь от более мощных партнеров больших преференций и тесно увязывая содержание РТС с целями своего развития.
В результате Вьетнам значительно более «открыт» для внешнего мира, чем Россия. При этом различие в «открытости» за минувшее десятилетие страны, измеряемой отношением внешнеторгового оборота к ВВП по ППС, за минувшее десятилетие заметно увеличилось (см. таблицу 5).
8 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
17 Q
Таблица 5
Динамика «внешнеторговой открытости» Вьетнама и России
Показатели Вьетнам Россия
2010 2020 2010 2020
ВВП по ППС, млрд долл. 371 842 2927 4133
Оборот внешней торговли (ОВТ), млрд долл. 157 543 626 568
Отношение ОВТ к ВВП по ППС,% 42,3 64,5 21,4 13,7
Источники: https://data.worldbank.org/indicator/NY. ОВР.МКТР.РР.СБ?1оса1юш=Ки-т Дата обращения 2.08.2021
ЗСТ Вьетнам-ЕАЭС имеет важное значение для поиска оптимального взаимодействия стран внутриконтинентальной и океанической моделей регионализации [5 ]. Первые годы работы ЗСТ дали неплохие результаты. В определенной степени это объясняется налаживанием кооперации между предприятиями МНК, расположенными во Вьетнаме и России. Вместе с тем объемы взаимной торговли пока далеки от целевых 10 млрд долл. [ 8, с. 69 -71 ].
Наращивание взаимной торговли между странами должно опираться не только на инвестиции и оптимизацию торговых связей в рамках МНК, но и на взаимные потоки инвестиций и технологий, масштабные совместные проекты национального бизнеса, а также развитие логистики и прямых межрегиональных связей. Но пока это происходит в недостаточной степени.
^ 18
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2021
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Regional trade Agreements. Database. https://rtais.wto.org/UI/PublicSearchByMemberRes-
ult.aspx?membercode=643 . Дата обращения 12.08.2021
2 Максимальный объем экспорта РФ был достигнут в 2013 г. и составил почти 526 млрд долл. В последующие годы он был значительно меньше данной величины.
3 Соглашение России и Сербии о ЗСТ было подписано в 2000 г., но вступило в силу в 2006 г.
4 Максимальный объем импорта РФ пришелся на 2013 г. и равнялся 315,3 млрд долл., что почти на 84 млрд долл. больше, чем в 2020 г.
5 Список крупнейших иностранных инвесторов во Вьетнаме за 11 месяцев 2020 г. Viet-News. 13.12.2020 https://vietnews.ru/investitsiya/cpisok-krupnejshih-inostrannyh-investorov-vo-vetname-za-11-mesyacev-2020-goda. Дата обращения 12.08.2021
6 FDI in Vietnam: A Year in Review and Outlook for 2021.Vietnam Briefing. February 17, 2021. - https://www.vietnam-briefing.com/news/fdi-in-vietnam-year-in-review-and-outlook-for-2021.html/. Дата обращения 12.08.2021
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Национальные интересы и динамика евразийского экономического процесса//Мир перемен. 2021. №2. С.141-157. (Vardomskiy L.B., Turayeva M.O. Natsional'nyye interesy i dinamika yevraziyskogo ekonomicheskogo protsessa//Mir peremen. 2021. №2. S.141-157).
2. Демина Я.В. Эффекты торговой интеграции в странах АСЕАН// Пространственная экономика. 2015. №3. С.120-141 (Demina YA.V. Effekty torgovoy integratsii v stranakh ASEAN// Prostranstvennaya ekonomika. 2015. №3. S.120-141).
3. Доклад об основных направлениях интеграции в рамках Евразийского экономического союза. ЕЭК. 2018. 154 с. (Doklad ob osnovnykh napravleniyakh integratsii v ramkakh Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. YAEK. 2018. 154 s) http://www.eurasiancommis-sion.org/ru/Documents/Доклад%20о%20реализации%20основных%20направлений%20 интеграции-2018.pdf. Дата обращения 12.08.2021
4. Кнобель П.Ю., Пыжиков Н.С., Алиев Т.М. Тенденции развития мировой торговли последних десятилетий и современные вызовы для ее развития// Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 1. С.174-182 (Knobel' P.YU., Pyzhikov N.S., Aliyev T.M. Tendentsii razvitiya mirovoy torgovli poslednikh desyatiletiy i sovremennyye vyzovy dlya yeye razvitiya// Zhurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii. 2020. № 1. S.174-182).
5. Лисоволик Я. Д. Евразийский экономический союз и АСЕАН: оценка взаимодополняемости// Международные процессы. 2017. Т.15. № 3. С. 46-54 (Lisovolik YA.D. Yevraziyskiy ekonomicheskiy soyuz i ASEAN: otsenka vzaimodopolnyayemosti// Mezhdunarodnyye protsessy. 2017. T.15. № 3. S. 46-54).
6. Мазурин В.М. Вьетнам: зоны сводной торговли// Мировая экономика и международные отношения. 2016. Том 60. №3. С.72-82. (Mazurin VM. V'yetnam: zony svodnoy torgovli// Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. 2016. Tom 60. №3. S.72-82).
8 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
19 Q
7 .Оболенский В.П. Оценка роли интеграционных группировок в международной торговле// Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 10. С. 12-18 (Obolenskiy V.P. Otsenka roli integratsionnykh gruppirovok v mezhdunarodnoy torgovle// Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 20I0. № I0. S. I2-I8).
8. Российско-вьетнамские отношения в современном мире. Институт экономики РАН. Ред. Л.Б. Вардомский, И. А. Коргун. M.: ИЭ РАН. 202I г. I47 с. (Rossiysko-v'yetnamskiye otnosheniya v sovremennom mire. Institut ekonomiki RAN. Red. L.B. Vardomskiy, I.A. Korgun. M.: IE RAN. 202I g. I47 s.).
9. Россия в международном движении капитала в 20I8 - начале 20I9 года. Аналитический доклад. Ред. А.С.Булатов. - M.: «MГИMО-Университет». 20I9. 59 с. (Rossiya v mezh-dunarodnom dvizhenii kapitala v 20I8- nachale 20I9 goda. Analiticheskiy doklad. Red. A.S.Bu-latov. - M.: «MGIMO-Universitet». 20I9. 59 s.).
10. Спартак А.Н. Mетаморфозы процесса регионализации: от региональных торговых соглашений к мегарегиональным проектам// Контуры глобальных трансформаций. 2017. Т.10. №4. С.13-37 (Spartak A.N. Metamorfozy protsessa regionalizatsii: ot regional'nykh tor-govykh soglasheniy k megaregional'nym proyektam// Kontury global'nykh transformatsiy. 20I7. T.I0. №4. S.I3-37).
11.Торговая политика России и стран Восточной Азии: поиск путей для взаимовыгодного сотрудничества. Институт экономики РАН. Ред. И. А. Коргун, С.Ф. Сутырин - M.: ИЭ РАН. 2020. 338 с. (Torgovaya politika Rossii i stran Vostochnoy Azii: poisk putey dlya vzai-movygodnogo sotrudnichestva. Institut ekonomiki RAN. Red. I.A. Korgun, S.F. Sutyrin - M.: IE RAN. 2020. 338 s.).
12.Хейфец Б.А. Политика «открытых дверей» и экономической интеграции - ответ Вьетнама на вызовы XXI века//Общество и экономика. 20I7. № I2. С.93- I03 (Kheyfets B.A. Politika «otkrytykh dverey» i ekonomicheskoy integratsii- otvet V'yetnama na vyzovy KHKHI veka//Obshchestvo i ekonomika. 20I7. № I2. S.93- I03).
^ 20
Российский внешнеэкономический вестник
В - 2021