Научная статья на тему 'Развитие внешней торговли Вьетнама в новой архитектонике глобальных экономических отношений в XXI веке'

Развитие внешней торговли Вьетнама в новой архитектонике глобальных экономических отношений в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / VIETNAM / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / ГЛАВНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ / MAJOR TRADE PARTNERS / ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADE ZONES / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / МОДЕЛЬ "DOI MOI" / DOI MOI MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тригубенко Марина Евгеньевна

В условиях глобальной конкуренции актуальными становятся вопросы развития внешнеэкономических отношений между странами. В отличие от других стран мира, вовлеченных в глобальные политические и экономические кризисы, Вьетнам активно принимает участие в процессах развития интеграции внешнеторговых отношений и на всем тридцатилетнем трансформационном периоде сохраняет положительную динамику экономического роста. Цель. Провести анализ успеха реализации модели «Doi Moi» во Вьетнаме, обеспечивающей устойчивый рост внешней торговли Задачи. Изучить динамику роста внешней торговли Вьетнама; определить особенности ведения торговли Вьетнама по странам и регионам мира; выделить преимущества и недостатки вьетнамской экономики. Результаты. Проанализированы вопросы развития внешней торговли Вьетнама в формате двусторонних отношений и участия в свободных экономических зонах. Выделены преимущества и недостатки Вьетнама перед членами Транстихоокеанского партнерства. Обосновано, что применение модели «Doi Moi» позволило сохранить устойчивую динамику роста экономики и торговли. Однако установлено, что в условиях угроз глобальной экономики вьетнамская экономика, сильно интегрированная в мирохозяйственные связи, вступила сейчас в более сложный, чем раньше, период развития. В этой связи потребуются новые, нестандартные решения и меры для стабильности и экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Vietnamese Foreign Trade in the New Architectonics of Global Economic Relations in the 21st Century

Developing foreign economic relations between countries becomes crucial amid global competition. Unlike other countries suffering from global political and economic crises, Vietnam actively participates in the development of foreign trade relations and has maintained positive economic growth over the entire 30-year period of transformation. Aim. This study aims to analyze the successful practice of implementing the Doi Moi model in Vietnam, which has ensured sustainable growth of foreign trade. Tasks. This study examines the dynamics of the growth of Vietnamese foreign trade, determines the specific manner in which Vietnam trades with various countries and regions, and identifies the advantages and drawbacks of the Vietnamese economy. Results. Development issues pertaining to Vietnamese foreign trade are analyzed in the context of bilateral relations and participation in free economic zones. The advantages and drawbacks of Vietnam are compared with those of the members of the Trans-Pacific Partnership (TPP). It is substantiated that the application of the Doi Moi model helped maintain positive growth in the economy and trade. However, it is found that amid global economic threats, the Vietnamese economy, which is integrated into the world economy to a large extent, enters a more difficult stage of development. Therefore, there is a need for non-standard solutions and measures to ensure stability and growth.

Текст научной работы на тему «Развитие внешней торговли Вьетнама в новой архитектонике глобальных экономических отношений в XXI веке»

0

1

о ^

о о;

s <

со s

с; <

s >

о

Развитие внешней торговли Вьетнама в новой архитектонике глобальных экономических отношений в XXI веке

Development of Vietnamese Foreign Trade in the New Architectonics of Global Economic Relations in the 21st Century

УДК 339.5(597)

Тригубенко Марина Евгеньевна

ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (Москва), кандидат экономических наук, доцент

117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Ма^а Е. Тrigubenkо

Institute of Economics of the Russian Academy of Science Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

В условиях глобальной конкуренции актуальными становятся вопросы развития внешнеэкономических отношений между странами. В отличие от других стран мира, вовлеченных в глобальные политические и экономические кризисы, Вьетнам активно принимает участие в процессах развития интеграции внешнеторговых отношений и на всем тридцатилетнем трансформационном периоде сохраняет положительную динамику экономического роста.

Цель. Провести анализ успеха реализации модели «Doi Moi» во Вьетнаме, обеспечивающей устойчивый рост внешней торговли

Задачи. Изучить динамику роста внешней торговли Вьетнама; определить особенности ведения торговли Вьетнама по странам и регионам мира; выделить преимущества и недостатки вьетнамской экономики.

Результаты. Проанализированы вопросы развития внешней торговли Вьетнама в формате двусторонних отношений и участия в свободных экономических зонах. Выделены преимущества и недостатки Вьетнама перед членами Транстихоокеанского партнерства. Обосновано, что применение модели «Doi Moi» позволило сохранить устойчивую динамику роста экономики и торговли. Однако установлено, что в условиях угроз глобальной экономики вьетнамская экономика, сильно интегрированная в мирохозяйственные связи, вступила сейчас в более сложный, чем раньше, период развития. В этой связи потребуются новые, нестандартные решения и меры для стабильности и экономического роста.

Ключевые слова: Вьетнам, торговля, экспорт, импорт, главные торговые партнеры, зоны свободной торговли, Транстихоокеанское партнерство, модель «Doi Moi»

Developing foreign economic relations between countries becomes crucial amid global competition. Unlike other countries suffering from global political and economic crises, Vietnam actively participates in the development of foreign trade relations and has maintained positive economic growth over the entire 30-year period of transformation. Aim. This study aims to analyze the successful practice of implementing the Doi Moi model in Vietnam, which has ensured sustainable growth of foreign trade. Tasks. This study examines the dynamics of the growth of Vietnamese foreign trade, determines the specific manner in which Vietnam trades with various countries and regions, and identifies the advantages and drawbacks of the Vietnamese economy.

Results. Development issues pertaining to Vietnamese foreign trade are analyzed in the context of bilateral relations and participation in free economic zones. The advantages

and drawbacks of Vietnam are compared with those of the members of the Trans-Pacific Partnership (TPP). It is substantiated that the application of the Doi Moi model helped maintain positive growth in the economy and trade. However, it is found that amid global economic threats, the Vietnamese economy, which is integrated into the world economy to a large extent, enters a more difficult stage of development. Therefore, there is a need for non-standard solutions and measures to ensure stability and growth.

Keywords: Vietnam, trade, export, import, major trade partners, Free Trade Zones, Trans-Pacific Partnership, Doi Moi model

1. Макроэкономика Вьетнама сегодня: в условиях новых глобальных вызовов и угроз

В XXI в. Вьетнам вошел в число быстроразвивающих-ся стран мира с высокой степенью вовлеченности в глобальные и региональные процессы развития внешнеторговых отношений.

Успех экономической и внешнеэкономической политики был обеспечен переходом с 1986 г. к новой экономической политике, известной в мире под брендом «Doi Moi» (Обновление). Именно модель «Doi Moi» позволила Вьетнаму быстро и без особых потерь преодолеть последствия регионального финансового кризиса в Восточной Азии в 1997-1998 гг. и мирового финансового экономического кризиса в 2008-2009 гг. [1]

В отличие от других стран мира, вовлеченных в кризисы, Вьетнам на всем тридцатилетнем трансформационном пути сохранил положительную динамику экономического роста и осуществил новый тип индустриализации, основанный на сбалансированном росте традиционной (базисной реальной) и новой (технологической) экономики.

В 2015-2016 гг. страна имела более высокие экономические показатели, чем другие страны Юго-Восточной Азии. Однако накопились и негативные факторы, особенно в финансовой сфере. Макроэкономику Вьетнама сегодня характеризуют следующие данные.

Данные табл. 1 свидетельствуют о сдвигах в структуре экономики Вьетнама и положительной, хотя и неровной, динамике роста ВВП начиная с 2005 г. С роста ВВП в 2014 г. на 5,98% рост ВВП страны в 2015 г. вырос до 6,7% в условиях глобальной стагнации в мире [2].

Промышленная политика была нацелена на развитие отраслей тяжелой, легкой и инновационной промышленности, что сыграло решающую роль в формировании экспортных ресурсов. В аграрной политике учитывался мировой спрос на продовольственные товары, поэтому происходила модернизация сельскохозяйственной отрасли для расширения производства и увеличения экспорта риса, овощей, фруктов, кофе, чая.

Одно из главных направлений в структурной и инвестиционной политике отведено производству продукции Hi-Tech в кооперации с иностранным капиталом путем организации промышленных и технологических парков.

Годовые темпы роста ВВП и отраслевая структура экономики Вьетнама в 2005-2014 гг., %

о о

V CD К X

<

m

zu

Годы Темп прироста ВВП в г. Первичный сектор Вторичный сектор Третичный сектор

Темп прироста Удельный вес Темп прироста Удельный вес Темп прироста Удельный вес

2005 7,55 4,20 19,3 8,40 38,1 8,60 42,6

2008 5,66 4,70 20,4 4,10 37,1 7,60 42,5

2010 6,42 3,30 18,9 7,20 38,2 7,20 42,9

2012 5,25 2,68 19,7 5,75 38,6 5,90 41,7

2013 5,42 2,64 18,4 5,43 38,3 6,57 43,3

2014 5,98 3,49 18,1 7,14 38,5 5,96 43,3

Примечание: в первичный сектор входят сельское, лесное, рыбное хозяйства; во вторичный — промышленность, строительство; в третичный сектор входят услуги.

Источник: Современный Вьетнам: Справочник. М.: ИД «Форум», 2015. С. 137.

Таблица 2

Внешняя торговля Вьетнама, млн долл. США

Годы Оборот в целом Экспорт Импорт Торговое сальдо

2000 30 119,2 14 482,7 15 636,5 -1153,8

2005 69 208,2 32 447,1 36 761,1 -4314,0

2008 143 398,9 62 685,1 80 713,8 -18 028,7

2009 127 045,1 57 096,3 69 948,8 -12 852,5

2010 157 075,3 72 236,7 84 838,6 -12 601,9

2014 298 066,2 150 217,1 147 849,1 +2 368,0

Источник: [4].

Особенности социальной структуры экономики Вьетнама (высокая доля использования ручного труда, развитие малого предпринимательства, стабильно высокий мировой спрос на товары вьетнамской легкой и кустарной промышленности) воплотились в экспортоориентированной экономической модели.

Трудности переходного периода возникли в связи с накопившимися финансовыми проблемами: высокой инфляцией, крупным дефицитом государственного бюджета и высоким внутренним и внешним долгом.

За десятилетний период, с 2005-го по 2014 г., дефицит государственного бюджета Вьетнама возрос в 5 раз и его доля в ВВП составила -4,83% в 2005 г., -5,5% в 2010 г. и 5,7% в 2014 г. В 2015 г. дефицит в стоимостном выражении достиг 18,1% доходов бюджета [Ibid., p. 15].

Внутренние и внешние заимствования подвели экономику страны к опасной черте потери экономической независимости, так как достигли в 2015 г. 65,9% ВВП, в том числе внешний долг — 27,7% ВВП [2].

В антиинфляционную политику Госбанка СРВ входили понижение депозитных и кредитных ставок, годовая процентная ставка рефинансирования (с 14-15% в 2011 г. понизилась до 4,5-6,5% в 2014 г.). Кредитная ставка сохранилась на уровне 10-12%. В результате темпы роста инфляции с 13,8% в 2007-2011 гг. понизились до 6,8% в 2012 г. и до 4,1% в 2014 г.

Для преодоления падения курса донга к доллару США в условиях роста волатильности стоимости американского доллара на мировых рынках Госбанк был вынужден продать в 2014 г. 7 млрд долл. США из средств золотовалютного резервного фонда и понизил банковскую долларовую ставку для физических лиц до 0,2% и юридических лиц до 0% [3].

Таким образом, вьетнамская экономика, сильно интегрированная в мирохозяйственные связи, вступила сейчас в более сложный, чем раньше, период развития. Потребуются новые, нестандартные решения и меры для стабильности и экономического роста.

2. Объем и динамика роста внешней торговли, торговое сальдо, товарная структура экспорта и импорта

Одним из значимых успехов вьетнамской модели «Doi Moi» явился устойчивый рост внешней торговли в первые два десятилетия XXI в. (табл. 2).

С начала XXI в. внешняя торговля Вьетнама выросла с 30,1 млрд долл. в 2000 г. до 298 млрд долл. в 2014 г., т. е. в 10 раз. Вплоть до 2012 г. сохранялось отрицательное торговое сальдо, которое постепенно сокращалось с 1,1 млрд долл. в 2000 г. до 18 млрд долл. в 2005 г., 12,6 млрд долл. в 2010 г., а в 2014 г. впервые был достигнут профицит торгового баланса в пользу Вьетнама в сумме 2,3 млрд долл.

Положительной тенденцией было стабильно высокое превышение годовых темпов прироста внешней торговли над приростом ВВП (табл. 3).

Ориентация на смешанную структуру экономики, включая промышленность, Hi-Tech, непромышленный сектор (сельское/лесное/рыбное хозяйства), обеспечила конкурентные преимущества и высокую добавленную стоимость ряда экспортных товаров Вьетнама.

Основные экспортные товары СРВ в 2014 г. в стоимостном выражении, млн долл. США:

• нефть сырая — 7724,2;

• электроника, компьютеры — 11 434,1;

• мобильные телефоны — 23 598,1;

• обувь — 10 325,9;

• текстиль — 20 911,2;

• кофе — 3556,9;

• каучук — 1780,1;

• рис — 2935,2;

• рыба — 7825,3 [5, p. 518-519].

В 2014 г. Вьетнам экспортировал 9300 т сырой нефти, 7200 т угля, 155 т кофе, 4300 т риса, 132 500 т чая [Ibid.].

В номенклатуру импортных товаров в 2014 г. входили машины, транспорт и оборудование (49,4 млрд долл.), химические товары (18 млрд долл.), продовольствие и продукция животноводства (9 млрд долл.),

Годовой прирост торговли и ВВП в постоянных ценах, %

Годы Торговля ВВП

2000 29,4 6,79

2005 18,4 8,23

2008 28,8 6,31

2009 88,6 5,32

2010 23,6 6,78

2011 29,7 6,24

2012 12,1 5,25

2013 15,7 5,42

2014 12,9 5,98

Источник: [4].

Таблица 4

Торговля Вьетнама с главными торговыми партнерами в 2005, 2010, 2014 гг., млн долл. США

' ---- Годы Страны ~~ ---- 2005 г. 2010 г. 2014 г.

Китай Экспорт 3228,1 7742,9 14 930,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импорт 5899,7 10 203,6 43 710,6

Республика Корея Экспорт 663,6 3092,0 7143,6

Импорт 3594,1 9757,6 21 763,2

Япония Экспорт 4340,3 7727,7 14 936,9

Импорт 4074,1 10 400,7 12 925,8

США Экспорт 5924,0 14 238,1 28 644,3

Импорт 862,9 3766,9 6296,8

Тайвань Экспорт 935,0 1442,8 2308,4

Импорт 4304,2 2308,4 11 079,2

Таиланд Экспорт 863,0 1182,8 3475,5

Импорт 2374,1 3475,5 7092,8

Сингапур Экспорт 1917,0 4101,1 2944,0

Импорт 4482,3 2311,1 6838,6

Источник: [4].

сырье (7,4 млрд долл.), мануфактурные изделия (30,5 млрд долл.) [Ibid.].

Помимо товарной торговли во Вьетнаме постепенно развивалась торговля услугами.

В 2014 г. в номенклатуру экспорта услуг входили транспортный сервис (2320 млн долл.), почтовый и телекоммуникационный сервис (145 млн долл.), туристический сервис (7330 млн долл.), финансовый сервис (75 млн долл.), охранный сервис (58 млн долл.), госсервис (137 млн долл.).

В отличие от других быстрорастущих государств иностранный сервис во Вьетнаме развит недостаточно, кроме транспортного сервиса (7738 млн долл.). Так, например, в 2014 г. на все виды иностранного сервиса во Вьетнаме приходилось 14,5 млрд долл., а вьетнамского сервисного сектора — 10,97 млрд долл. [Ibid.].

3. Торговля Вьетнама по странам и регионам мира

В 2014 г. в число торгующих государств с Вьетнамом входили 70 стран пяти континентов мира, включая Европу,

Юго-Восточную Азию, Северо-Восточную Азию, Южную Азию, Ближний Восток, Африку, Океанию и страны постсоветского пространства (табл. 4). Среди всех зарубежных партнеров главными были государства Северо-Восточной Азии (Китай, Тайвань, Япония, Республика Корея), Юго-Восточной Азии (Сингапур, Таиланд), а также США.

Анализ торговли СРВ с главными торговыми партнерами за 10 лет, с 2005-го по 2014 г., выявил следующие тенденции.

1. В торговле с КНР экспорт Вьетнама вырос с 3,2 млрд долл. до 14,9 млрд долл., но постоянно сохранялся отрицательный торговый баланс.

2. В торговле с РК вьетнамский экспорт вырос с 0,66 млрд долл. до 7 млрд долл. Положительное торговое сальдо в 2005 г. сменилось в 2010 и 2014 гг. отрицательным.

3. В торговле Вьетнама с Японией в 2005 г. имел место небольшой профицит, который сохранился в 2014 г.: экспорт — 14,69 млрд долл., импорт из Японии — 12,9 млрд долл.

4. В торговле с США в 2005, 2010 и 2014 гг. Вьетнам имел положительное сальдо торгового баланса.

Торговля Вьетнама с Россией, млн долл. США

Годы Экспорт Импорт

2005 251,9 766,6

2007 458,5 552,2

2008 672,0 969,6

2009 414,9 1288,1

2010 829,7 999,1

2011 1287,3 694,0

2012 1617,9 829,4

2013 1921,2 855,1

2014 1725,2 826,8

Источник: [4].

5. В торговле с Тайванем отрицательное торговое сальдо у Вьетнама сохранялось в 2005 и 2010 гг.

6. В торговле с Таиландом все годы Вьетнам имел отрицательный торговый баланс.

7. Торговля с Сингапуром была неровной: отрицательное торговое сальдо в 2005 г. сменилось на положительное в 2010 г. и вновь вернулось к отрицательному в 2014 г.

Отрицательный торговый баланс в торговле с Китаем спровоцировало участие Вьетнама и Китая в Зоне свободной торговли АСЕАН в результате отмены ввозных импортных пошлин на товары во Вьетнам, экспортные товары Вьетнама не представили интерес для Китая.

Подобная картина имела место в торговле с Республикой Корея, но в торговле с Японией Вьетнам достиг положительного торгового сальдо как экспортер продовольствия.

Положительное торговое сальдо в торговле с США объясняется более низкой стоимостью вьетнамского ширпотреба в сравнении с китайским из-за дешевой рабочей силы, что повысило конкурентные преимущества Вьетнама, но они могут иметь только краткосрочный характер.

Если в торговле с Таиландом все годы сохранялось отрицательное торговое сальдо, то торговля с Тайванем и Сингапуром была неровной. Вьетнам, осуществляя технологическую модернизацию, больше был заинтересован в приобретении у них товаров ЬН-ТесИ.

Россия, как ранее СССР, на всем периоде торгово-экономических отношений была и остается стратегическим партнером Вьетнама. Вместе с тем условия и принципы торговых отношений кардинально изменились.

В советский период торговля осуществлялась с использованием переводного рубля (расчетной единицы стран Совета экономической взаимопомощи), а экспорт из Вьетнама оплачивался советскими товарными кредитами.

В постсоциалистическом периоде торговля СРВ и РФ осуществляется в рублях, без использования товарных российских кредитов. Поэтому на фоне главных торговых партнеров российско-вьетнамская торговля выглядит более чем скромно (табл. 5).

Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что вьетнамский товарный экспорт в Россию рос более интенсивно, чем импорт товаров из России. С 251,9 млн долл. в 2005 г. вьетнамский экспорт в 2014 г. вырос до 1725,2 млн долл., т. е. более чем в 6 раз. Импорт из России за тот же период почти не изменился. Оборот в целом в 2014 г. был равен 2,55 млрд долл. Отрицательное сальдо торгового баланса в торговле СРВ с РФ имело место в 2005, 2007, 2008, 2009 гг., но с 2011 г. сменилось на положительное в пользу СРВ.

4. Участие Вьетнама в региональных зонах свободной торговли

Богатый опыт приобрел Вьетнам в Зоне свободной торговли АФТА Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Общий объем торговли с 10 членами Ассоциации в 2013 г. составил 70,5 млрд долл. В результате присоединения к Зоне свободной торговли АФТА Китая, Японии и Республики Корея многократно выросла торговля Вьетнама и с КНР, и с Японией, и с Республикой Корея: в 2013 г. Китай вышел с объемом торговли 16,9 млрд долл. на первое место в общей торговле Вьетнама, Республика Корея — на второе место (оборот — 20,7 млрд долл.), Япония — на третье место (11,6 млрд долл.) [4].

Опыт участия СРВ в Зоне свободной торговли АСЕАН показал наличие базовых категорий для увеличения торговли, к которым относятся:

• обеспечение более широкого доступа на рынки товаров и услуг;

• повышение доступности и привлекательности импортных товаров, поставляемых по более низким ценам;

• более глубокая степень интеграции взаимной торговли, повышение конкурентоспособности национальных экспортеров и их продукции, а также более широкое привлечение инвестиций, трансферта технологий, развитие промышленной кооперации. Подготовка к организации Зоны свободной торговли

СРВ с постсоциалистическими странами имеет довольно длительный срок. Сначала шла речь о Зоне свободной торговли СРВ с Таможенным союзом, где отличия от западноевропейского аналога состояли в адаптации к особым условиям постсоветского пространства [5]:

• формирование общего емкого рынка после объединения национальных рынков;

• совместная защита от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран и усиление потенциала противодействия общим экономическим угрозам, в частности связанным с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием процессов глобализации;

• формирование льготных условий для оборота внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории, а также капиталов и рабочей силы. Что касается интересов членов Таможенного союза

к торговле с Вьетнамом, учитывались резервы расширения экспорта во Вьетнам российских машин и оборудования, в первую очередь для новых объектов инвестиционного сотрудничества, российской военной спецтехники.

Решение о начале переговоров с Вьетнамом глав государств Таможенного союза было принято в 2012 г. на заседании Высшего евразийского экономического совета.

Матрица модели учитывала интересы Белоруссии

| и Казахстана, в первую очередь России, поскольку

о главная цель Вьетнама состояла в расширении с ней

о товарооборота после снятия тарифных ограничений

т в зоне свободной торговли.

^ После организации в начале 2015 г. Евразийского

=т экономического союза в расширенном составе пяти

™ стран — России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии

^ и Армении — 29 мая 2015 г. в Казахстане было под-

<

х писано Соглашение о свободной торговле Вьетнама > и членов «ЕАЭС-Вьетнам». Несмотря на небольшие ^ размеры торговли, Вьетнам будет привлекательным о рынком для членов ЕАЭС.

^ Продукция, поставляемая ЕАЭС во Вьетнам, станет конкурентна из-за низких цен благодаря снижению или отмене вьетнамских ввозных таможенных пошлин.

Торговля с Вьетнамом не влечет за собой значимых рисков для ЕАЭС. На долю Вьетнама приходится около 1% импорта ЕАЭС из третьих стран, основную продукцию из СРВ составляют товары, которые или не производятся на территории стран ЕАЭС, или производятся в ограниченном количестве.

Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом открывает для ЕАЭС возможность расширить сотрудничество с членами АТЭС, так как Вьетнам участвует в производственно-сбытовых цепочках торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Помимо «классического» для подобных торговых соглашений снижения ставок ввозных таможенных пошлин Соглашение с ЕАЭС закрепляет обязательства сторон по защите прав на интеллектуальную собственность, определяет направления сотрудничества в области устойчивого развития электронной коммерции и в сфере государственных закупок, улучшает торговое регулирование, обязывает заранее уведомлять об изменениях во внутреннем торговом регулировании (технического, санитарного и фито-санитарного) [6].

Товарная структура экспорта-импорта в ЗСТ ЕАЭС — Вьетнам Экспорт членов ЕАЭС во Вьетнам:

сельскохозяйственная продукция:

• мясная продукция (мясо птицы, колбасы);

• молочная продукция (сыр, масло);

• пшеница, мука, семена зерновых;

• табачная продукция (сигареты); промышленная продукция:

• удобрения; нефть и нефтепродукты;

• стальные трубы и прокат;

• шины и покрышки;

• автомобили (грузовики, автобусы).

Экспорт товаров в страны ЕАЭС из Вьетнама: сельскохозяйственная продукция:

• рыба; рис;

• фрукты, овощи, орехи;

• консервированные фрукты и овощи; промышленная продукция:

• продукция легкой промышленности (куртки, спортивные костюмы, брюки, юбки, спортивная обувь, комнатные туфли и прочая домашняя обувь (тапочки, сланцы));

• электронное оборудование (принтеры, швейные машины);

• изделия из кожи (саквояжи);

• разные бытовые готовые изделия (щетки зубные, веники и т. д.).

Выгоду участия в ЗСТ будет обеспечивать снижение импортных пошлин Вьетнама на сельскохозяйствен-

ную продукцию с 10 до 0% на сумму свыше 20 млн долл., на мясо-молочную продукцию с 20 до 5% или до 0% на сумму 5 млн долл. ежегодно.

Эксклюзивный доступ на рынок Вьетнама получат производители, работающие в нефтяной, автомобильной (легковые автомашины, грузовики, автобусы) и сталелитейной (прокат и трубы) промышленности.

Выгода от реализации промышленных товаров, поставляемых из ЕАЭС во Вьетнам:

• на калийные удобрения (ежегодные поставки 150 млн долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 6 до 0% без переходного периода;

• на бензин (ежегодные поставки 40 млн долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 19 до 0% к 2027 г.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на изолированные провода (ежегодные поставки 15 млн долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 20 до 0% в течение 10 лет;

• на грузовые автомобили (ежегодные поставки 15-20 млн долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена со среднего текущего значения в 17 до 0% в течение 10 лет.

По экспертным оценкам, экономия от снижения пошлин для экспортеров ЕАЭС может составить 40 млн долл. в первый год и затем до 55-60 млн долл. Вьетнамские компании в результате отмены таможенных пошлин ЕАЭС получат экономию в 5-10 млн долл. ежегодно.

В целом Евразийский экономический союз отменит (обнулит) Вьетнаму ставки ввозных таможенных пошлин на 88% тарифных линий товарной номенклатуры. На 59% тарифных линий товарной номенклатуры ЕАЭС таможенные пошлины будут отменены сразу после вступления соглашения в силу, пошлины — на 29% тарифных линий в течение переходного периода.

Таким образом, отмене ввозных пошлин не подлежит 12% товарной номенклатуры ЕАЭС, по большинству товаров из которой у ЕАЭС отсутствует коммерческий интерес поставок во Вьетнам.

Отмена таможенных пошлин может привести к росту экспорта товаров ЕАЭС во Вьетнам по следующей номенклатуре товаров: мясная продукция (мясо птицы, колбасы), молочная продукция (сыр, масло), пшеница, мука, семена зерновых, табачная продукция (сигареты), удобрения, нефть и нефтепродукты, стальные трубы и прокат, шины и покрышки, автомобили (грузовики, автобусы).

Отмена таможенных пошлин для Вьетнама может привести к росту экспорта из Вьетнама в ЕАЭС по следующей товарной номенклатуре: рыба, рис, свежие фрукты, овощи, орехи, консервированные фрукты и овощи, продукция легкой промышленности (куртки, спортивные костюмы, спортивная обувь), электронное оборудование (принтеры), швейные машины, кожаные изделия, предметы домашнего обихода.

В первый год работы зоны свободной торговли снижение таможенных пошлин по ряду товаров составит 15 млн долл. В течение всего пятилетнего периода до 2020 г. таможенные пошлины будут снижены с 20 до 0% на мясную и молочную продукцию.

Что касается импорта промышленных товаров, то вьетнамская сторона должна снизить ставки ввозных таможенных пошлин из ЕАЭС на более чем 91% позиций товарной номенклатуры, в том числе отменить ввозные таможенные пошлины на промышленные изделия, отдельные виды проката, труб, асбеста, судов различного назначения. Эксклюзивный доступ на рынок Вьетнама получат легковые автомашины, грузовики, автобусы, стальной прокат и трубы.

Макроэкономические показатели стран — членов ТТП в 2014 г.

Показатели Страны ^^^^^^^ ВВП, млрд долл. США Темпы роста ВВП, % ВВП на душу населения, долл. США по ППС Общая численность населения, млн человек Торговля товарами и услугами, млрд долл. США

Австралия 1,455 2,960 43,930 23,500 599,000

Бруней 17,000 0,280 71,185 0,400 18,000

Канада 1,785 2,210 44,057 35,500 1,145

Чили 258,000 4,280 22,346 17,800 169,000

Япония 4,601 0,620 36,426 127,100 1,853

Малайзия 338,000 5,360 25,639 29,900 502,000

Мексика 1,295 2,870 17,108 125,400 854,000

Новая Зеландия 198,000 2,790 35,305 4,500 111,000

Перу 203,000 5,140 11,989 31,000 93,000

Сингапур 308,000 3,720 82,763 5,500 1,080

США 17,419 2,120 54,629 318,900 5,191

Вьетнам 186,000 5,720 5,629 90,700 323,000

ТТП в целом 28,063 — — 810,200 11,939

% ТТП в глобальной экономике 36,1 — — 11,2 25,6

Источники: [7-9].

По экспертным оценкам, экономия на снижении импортных пошлин Вьетнама составит около 40 млн долл. США за первый год. По истечении переходного периода положительный эффект от отмены Вьетнамом импортных таможенных пошлин может ежегодно составить 55-60 млн долл. США. Вьетнамские компании в результате отмены таможенных пошлин ЕАЭС могут рассчитывать на экономию до 5-10 млн долл. США в год.

Средний, так называемый «арифметический» уровень снижения ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров из стран ЕАЭС будет снижен с 10 до 1% к 2025 г.

После оформления Зоны свободной торговли намечается второй этап сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, связанный с организацией Валютного союза ЕАЭС.

Важность Валютного союза ЕАЭС состоит в использовании в торговых операциях национальных валют всех членов этой организации, включая Вьетнам, что может ослабить роль американского доллара во внешнеторговых операциях ЕАЭС, с одной стороны, а с другой, закрепить стабильность обменного курса национальных валют, снизить его волатильность, связанную с падением мировой цены на нефть в 2013-2016 гг.

5. Участие Вьетнама в региональном торговом блоке Транстихоокеанское партнерство (ТТП)

Для организации Транстихоокеанского торгового блока переговоры с США продолжались 8 лет из-за неадекватной оценки экспертами выгоды, которую могут получить другие государства.

Договоренности удалось достичь в 2008 г. после того, как был преодолен ряд разногласий по правилам импорта/экспорта сельскохозяйственных продуктов, автозапчастей, лекарств, а также вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью. В результате соглашение по ТТП было подписано 12 странами в феврале 2016 г. в Новой Зеландии1.

Вьетнам вошел в число 12 государств, подписавших соглашение о ТТП.

Попытаемся проанализировать экономические выгоды Вьетнама от участия в ТТП.

1 По сообщению ТАСС из Сиднея 4 февраля 2016 г.

ТТП — новый крупнейший торговый блок в глобальной экономике.

Общий ВВП стран ТТП в 2014 г. достиг 28 трлн долл. США, что равно 36,1% мирового ВВП, торговля товарами и услугами составила 11 939 млрд долл. США (25,6% мировой торговли). На территории стран-участниц в 2014 г. проживали 810,2 млн человек (11,2% численности населения всего мира). Между тем уровень развития у членов ТТП не сопоставим по основным макроэкономическим показателям, а Вьетнам по макропоказателям находится позади почти всех других членов ТТП.

По объему ВВП Вьетнам находится на последнем месте (186 млрд долл.), не считая Брунея. По среднегодовому темпу роста ВВП в 2011-2014 гг. он занимал первое место, но по ВВП в расчете на душу населения по ППС — последнее место. Только по общей численности населения он на втором месте, уступая США. По торговле товарами и услугами он на восьмом месте.

Несмотря на разрыв в уровне экономического развития, Вьетнам имеет некоторые преимущества перед другими членами ТТП — удобное геоэкономическое и геополитическое положение на стыке Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, где проходят главные транспортные морские пути и сосредоточены экономические ресурсы США, Японии, АСЕАН, Европейского союза. Другим сравнительным преимуществом Вьетнама выступает современная, так называемая золотая демографическая ситуация, поскольку в трудоспособном возрасте находится 57,7% общей численности населения.

С другой стороны, у Вьетнама есть «слабости» (major weakness), которые могут снижать бонусы, приобретенные Вьетнамом от использования своих преимуществ (main strength) в Транстихоокеанском партнерстве.

К ним относятся низкое качество работы экономических институтов, которое влияет на снижение привлекательности инвестиционного климата и притока во Вьетнам иностранного капитала, неразвитая комплексная инфраструктура, особенно в логистике, низкий уровень подготовки в стране квалифицированных кадров.

Таким образом, по индексу качества работы институтов Вьетнам в ТТП занимал в 2014 г. 10-е место, индексу качества инфраструктуры — 11-е место, образования — 12-е место, качеству обслуживания биз-

Некоторые слабости (weaknesses) вьетнамской экономики в сравнении с другими членами ТТП

Страна Индекс качества работы институтов Индекс качества инфраструктуры Индекс образования Доля сельского хозяйства, % ВВП Индекс финансового обслуживания

Австралия 5,31 4,85 5,19 2,43 5,20

Бруней — — — 0,73 —

Канада 5,43 5,36 5,13 1,64 5,83

Чили 4,64 4,57 4,41 3,44 4,87

Япония 5,51 6,15 5,38 1,18 5,13

Малайзия 5,13 5,62 5,54 9,43 5,58

Мексика 3,34 4,12 4,10 3,28 3,72

Новая Зеландия 5,99 4,96 5,05 6,96 5,71

Перу 3,28 3,15 3,90 7,31 4,13

Сингапур 6,00 6,39 5,58 0,03 5,86

США 4,82 5,76 5,35 1,35 5,70

Вьетнам 3,67 3,47 3,75 18,38 3,61

Источники: [7-9].

неса финансовыми структурами — 12-е место. Иными словами, СРВ уступает всем другим членам ТТП и по макропоказателям, и по работе институтов развития.

Экономика СРВ находится в непростых условиях для использования своих преимуществ в ТТП и ликвидации отставания от других его членов. Однако на XII съезде КПВ в январе 2016 г. была утверждена стратегия социально-экономического развития страны на 2016-2020 гг. и определены основные задачи и приоритеты этого периода.

Организация ТТП вызвала острую критику в разных странах. Как детище США, ТТП будет работать в интересах американской стороны. Вьетнам тесно привязан к экономике США. Интересы США по сближению с Вьетнамом в основном связаны с наращиванием военного сотрудничества для ослабления влияния России и против китайской агрессивной политики в Южно-Китайском море, т. е. поддержки Вьетнама в межгосударственном споре за спорные морские территории.

Литература

1. Аносова Л. А. Вьетнам на пути Doi Moi — Обновление // Экономика и управление. 2014. № 6 (104). С. 4-9.

2. Vietnam economic Review, 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/Zafrir/vietnam-economic-review-2015-43416335.

3. Pham Van Dai, Nguyen Tien Dung, Ha Van Hoi & etc., Ed. By Nguyen Duc Thanh. Vietnam Annual Economic Report. Hanoi, Vietnam Institute for Economic and Policy Research. 2014. 432p.

4. The Ministry of Finance of the Socialist Republic of Vietnam: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mof.gov.vn/ webcenter/portal/mof/r/m/trangchu?centerWidth=100&leftWidt h=0&rightWidth=0&showFooter=false&showHeader=false&_adf. ctrl-state=px3nmnk21_194&_afrLoop=22797128269963042#!.

5. Вардомский Л. Б., Глинкина С. П., Головнин М. Ю., Зе-вин Л. З. Проблемы формирования евразийского полюса экономической силы и его позиционирование в мире // Мир перемен. 2012. Т.1, № 2. С. 162-177.

6. Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/ sogl_torg/Documents/%D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D 0%BE%D1%81%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82% D0%B2%D0%B5%D1 %82%D1 %8B%20%D0%BF%D0%BE%20 %D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0% B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%BE%20%D1%81%D0 %B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE% D0%B9%20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0

%B2%D0%BB%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0% B4%D1%83%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD %D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%95%D0%90%D0%AD% D0%A1%20%D0%B8%20%D0%92%D1%8C%D0%B5%D1%82 %D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BC.pdf.

7. UN Comtrade database: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://comtrade.un.org/.

8. The International Monetary Fund (IMF): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external/.

9. About the UN. The United Nations Official Website: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/ about-un/index.html.

References

1. Anosova L. A. V'etnam na puti Doi Moi - Obnovlenie [Vietnam is on the way of Doi Moi: Update]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 6 (104), pp. 4-9.

2. Vietnam Economic Review, 2015. Available at: http://www.sNde-share.net/Zafrir/vietnam-economic-review-2015-43416335.

3. Pham Van Dai, Nguyen Tien Dung, Ha Van Hoi et al. Vietnam Annual Economic Report. Hanoi, Vietnam Institute for Economic and Policy Research. 2014. 432 p.

4. The Ministry of Finance of the Socialist Republic of Vietnam. Available at: http://www.mof.gov.vn/webcenter/portal/mof/r/m/ trangchu?centerWidth=100&leftWidth=0&rightWidth=0&show Footer=false&showHeader=false&_adf.ctrl-state=px3nmnk21_ 194&_afrLoop=22797128269963042#!.

5. Vardomskiy L. B., Glinkina S. P., Golovnin M. Yu., Zevin L. Z. Problemy formirovaniya evraziyskogo polyusa ekonomich-eskoy sily i ego pozitsionirovanie v mire [Problems of formation of the Eurasian economic power pole and its positioning in the world]. Mir peremen, 2012, vol. 1, no. 2, pp. 162-177.

6. Questions and answers on the Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and the Socialist Republic of Vietnam. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/%D0%92%D0%BE%D0% BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B%20%D0%B8%20%D0 %BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0% BF%D0%BE%20%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0 %D1 %88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8E%20%D0%BE% 20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0 %BD%D0%BE%D0%B9%20%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0% B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5 %D0%B6%D0%B4%D1%83%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0 %B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%95%D0% 90%D0%AD%D0%A1%20%D0%B8%20%D0%92%D1%8C%D0 %B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BC. pdf. (in Russ.).

7. UN Comtrade Database. Available at: http://comtrade.un.org/.

8. International Monetary Fund (IMF). Available at: http://www. imf.org/external/.

9. About the UN. The United Nations Official Website. Available at: http://www.un.org/en/about-un/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.