Научная статья на тему 'Перспективы общей экономическойповестки ЕАЭС - ШОС - АСЕАН'

Перспективы общей экономическойповестки ЕАЭС - ШОС - АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
523
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕАЭС / АСЕАН / ШОС / МНОГОСТОРОННЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ШЕРИНГОВАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMIC INTEGRATION / EEU / ASEAN / SCO / MULTILATERAL COOPERATION / EURASIAN PARTNERSHIP / FREE TRADE ZONE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SHARING ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ткаченко Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются перспективы экономического сотрудничества ЕАЭС, ШОС, АСЕАН. Схожесть экономических повесток ЕАЭС и АСЕАН, связанных с укреплением региональной интеграции и выравниванием экономических профилей стран-участниц, позволяют видеть положительные перспективы перехода от двустороннего взаимодействия между странами-членами обеих организаций к полноформатному экономическому многостороннему сотрудничеству между ними. Общая экономическая повестка ЕАЭС АСЕАН ШОС вполне возможна, несмотря на наличие имеющихся у некоторых стран-членов взаимных, исторически сложившихся противоречий. Такая повестка может базироваться на решении вопросов, связанных достижением Целей устойчивого развития ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ткаченко Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for EAEU - SCO - ASEAN General Economic Agenda

The article discusses the prospects for economic cooperation between the EAEU, SCO and ASEAN. The similarity of the economic agendas of the EAEU and ASEAN focused on strengthening regional integration and aligning the economic profiles of the participating countries suggests positive prospects for the transition from bilateral cooperation between the member countries of both organizations to full-format economic multilateral cooperation between them. The common economic agenda of the EAEU ASEAN SCO is quite possible, despite the existence of mutual long-standing contradictions in some member countries. Such an agenda may be based on resolving issues related to the achievement of the UN Sustainable Development Goals.

Текст научной работы на тему «Перспективы общей экономическойповестки ЕАЭС - ШОС - АСЕАН»

Перспективы общей экономической повестки ЕАЭС - ШОС - АСЕАН

УДК 339.92 Ирина Юрьевна ТКАЧЕНКО,

ББК 65.5 кандидат философских наук, доцент,

Т-484 Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва,

Воробьевское шоссе, 6А), кафедра мировой и национальной экономики, профессор, тел.: 8(499)147-51-65, E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы экономического сотрудничества ЕАЭС, ШОС, АСЕАН. Схожесть экономических повесток ЕАЭС и АСЕАН, связанных с укреплением региональной интеграции и выравниванием экономических профилей стран-участниц, позволяют видеть положительные перспективы перехода от двустороннего взаимодействия между странами-членами обеих организаций к полноформатному экономическому многостороннему сотрудничеству между ними. Общая экономическая повестка ЕАЭС - АСЕАН - ШОС вполне возможна, несмотря на наличие имеющихся у некоторых стран-членов взаимных, исторически сложившихся противоречий. Такая повестка может базироваться на решении вопросов, связанных достижением Целей устойчивого развития ООН.

Ключевые слова: экономическая интеграция, ЕАЭС, АСЕАН, ШОС, многостороннее взаимодействие, Евразийское партнерство, зона свободной торговли, устойчивое развитие, шеринговая экономика.

Prospects for EAEU - SCO - ASEAN General Economic Agenda

Irina Yur'evna TKACHENKO,

Candidate of philosophical sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (6А Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow), Department of world and national economy - Рrofessor,

phone: 8(499)147-51-65, E-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the prospects for economic cooperation between the EAEU, SCO and ASEAN. The similarity of the economic agendas of the EAEU and ASEAN focused on strengthening regional integration and aligning the economic profiles of the participating countries suggests positive prospects for the transition from bilateral cooperation between the member countries of both organizations to full-format economic multilateral cooperation between them. The common economic agenda of the EAEU - ASEAN - SCO is quite possible, despite the existence of mutual long-standing contradictions in some member countries. Such an agenda may be based on resolving issues related to the achievement of the UN Sustainable Development Goals.

Keywords: economic integration, EEU, ASEAN, SCO, multilateral cooperation, Eurasian Partnership, free trade zone, sustainable development, sharing economy.

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

На территории Евразии за пределами Западной Европы формируется сразу несколько центров регионального сотрудничества. Данный процесс отражает стремление государств континента максимально использовать возможности развития региональных связей для решения текущих социально-экономических проблем, ускорения экономического роста и достижения целей устойчивого развития. Среди существующих региональных структур, наиболее продвинувшихся в вопросах интеграционного строительства, выделяются ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Важной особенностью идущих интеграционных процессов является участие целого ряда стран в нескольких региональных структурах, что отражает стремление многих государств активно сотрудничать с разными регионами Евразии в целях развития своей экономики, а, с другой стороны, создает условия для развития большого Евразийского партнерства. Пересечение разных форм участия государств в отдельных региональных структурах представлено в таблице 1.

Таблица 1

Пересечение участия государств в евразийских интеграционных процессах

Страны - члены ЕАЭС и Страны - члены ШОС и Страны - члены АСЕАН и

сотрудничающие с ЕАЭС сотрудничающие с ШОС сотрудничающие с АСЕАН

БЕЛОРУССИЯ Белоруссия (государство-наблюдатель)

КИРГИЗИЯ КИРГИЗИЯ

КАЗАХСТАН КАЗАХСТАН

РОССИЯ РОССИЯ РОССИЯ (партнер по ВАС, стратегический партнер АСЕАН)

АРМЕНИЯ АРМЕНИЯ (партнер по диалогу с ШОС)

КИТАИ (соглашение с ЕАЭС) КИТАЙ КИТАЙ (АСЕАН+3)

ИНДИЯ (переговоры о ЗСТ с ЕАЭС) ИНДИЯ ИНДИЯ (партнер по ВАС, ЗСТ с АСЕАН)

ВЬЕТНАМ (ЗСТ с ЕАЭС) ВЬЕТНАМ (государство-наблюдатель в ШОС) ВЬЕТНАМ

СИНГАПУР (ЗСТ с ЕАЭС) СИНГАПУР

КАМБОДЖА (партнер по диалогу с ШОС) КАМБОДЖА

ПАКИСТАН БРУНЕЙ

УЗБЕКИСТАН МАЛАЙЗИЯ

ТАДЖИКИСТАН МЬЯНМА

ФИЛИППИНЫ

ИНДОНЕЗИЯ

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

Страны - члены ЕАЭС и сотрудничающие с ЕАЭС Страны - члены ШОС и сотрудничающие с ШОС Страны - члены АСЕАН и сотрудничающие с АСЕАН

ТАИЛАНД

ЛАОС

Источник: составлено на базе информации официальных сайтов ЕАЭС, ШОС и АСЕ -

АН

При определении форматов возможного экономического сотрудничества стран ШОС с АСЕАН и ЕАЭС следует исходить из того, что АСЕАН позиционирует себя как наиболее развитую интеграционную группировку региона и ядро интеграционных процессов в АТР. Успешное в целом и поступательное развитие интеграционного объединения десяти экономик Юго-Восточной Азии стало результатом четкого целеполагания и наличия политической воли стран, главным побудительным мотивом интеграции которых изначально была потребность в политической консолидации стран в целях противостояния коммунистическому влиянию. Объединив все страны региона, АСЕАН продемонстрировала приверженность принципам Бангкокской декларации, соблюдения норм государственного суверенитета, права каждой страны самостоятельно выбирать модель государственного развития. Характерно, что экономическая повестка АСЕАН стала продвигаться только после кризиса 1997-1998 гг., а в последнее десятилетие стала доминирующей.

Успешность экономической интеграции стран АСЕАН может демонстрировать текущее состояние их экономик (см. таблицу 2).

Таблица 2

Макроэкономические показатели АСЕАН в 2018 году

Экономика Экономический рост (постоянные цены), % Уровень инфляции (год к году), % Уровень безработицы, % Международная торговля товарами Динамика ПИИ (год к году)

Доля экспорта в ВВП, % Доля импорта в ВВП, % Доля внешней торговли в ВВП, % Рост экспорта, % Рост импорта, % Динамика внешней торговли, % млн долл. США %

Бруней 0,1 0,2 9,3 48,5 30,7 79,1 17,6 34,6 23,7 43,7 9,5

Камбоджа 7,5 2,5 0,1 23,9 34,0 57,9 47,7 41,4 44,2 370,4 13,6

Индонезия 5,2 3,2 5,3 17,3 19,7 37,0 6,6 30,9 18,3 1 400,7 6,8

Лаос 6,3 2,0 1,9 30,6 32,3 62,9 12,9 13,3 13,1 375,7 22,2

Малайзия 4,7 0,9 3,3 69,0 60,7 129,7 13,6 11,7 12,7 1 224,2 13,2

Мьянма 6,8 6,9 1,0 21,6 25,0 46,6 20,0 0,4 8,6 448,4 11,2

Филиппины 6,2 5,3 5,4 19,7 33,6 53,3 1,1 6,7 3,7 454,1 4,4

Сингапур 3,1 0,4 3,1 113,2 101,8 215,0 7,5 16,7 11,7 1 896,0 2,5

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

9 Q

н о о и % Международная торговля товарами Динамика ПИИ (год к году)

Экономика Экономический ] (постоянные цены), % Уровень инфляции (г году), % Уровень безработицы, Доля экспорта в ВВП, % Доля импорта в ВВП, % Доля внешней торговли в ВВП, % Рост экспорта, % Рост импорта, % Динамика внешней торговли, % млн долл. США %

Таиланд 4,1 1,1 1,1 47,7 38,0 85,7 1,8 13,8 5,8 5 202,9 64,7

Вьетнам 7,1 3,5 2,2 100,8 98,3 199,1 13,6 12,4 13,0 1 400,0 9,9

АСЕАН 5,2 - - 55,2 46,1 93,8 7,6 9,8 8,7 7 811,4 5,3

Источник: составлено по данным ASEAN Member States: Selected Key, Macroeconomic Indicators. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.aseanstats.org/indicator/AST. STC.TBL.2

Как следует из данных таблицы 2, средний экономический рост в АСЕАН в 2018 году выше, чем в мире в целом, страны сориентированы на внешние рынки, их внешняя торговля характеризуется положительной динамикой.

Особенности внешнеэкономических связей АСЕАН определяются тем, что организация развивает дружеские отношения и взаимовыгодный диалог, сотрудничество и партнерские отношения со странами и субрегиональными, региональными и международными организациями и учреждениями. При этом формы взаимодействия АСЕАН определяются тем, что внешней стороне может быть придан официальный статус партнера по диалогу, партнера по отраслевому диалогу, партнера по развитию, специального наблюдателя, гостя или другой статус.

Главными субъектами внешнеэкономического сотрудничества АСЕАН являются: Австралия, Канада, КНР, ЕС, Германия, Индия, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Турция, Россия, Республика Корея, Швейцария, США. Основными торговыми партнерами АСЕАН в 2018 году были следующие страны (см. таблицу 3):

Таблица 3

Основные торговые партнеры АСЕАН в 2018 г.

Торговый партнер Экспорт, млрд долл. США Импорт, млрд долл. США Товарооборот, млрд долл. США

Китай 223,589 310,646 534,235

ЕС 174,713 129,892 303,365

США 167,217 102,802 270,019

Япония 117,288 120,531 237,819

Гонконг 100,968 278,87 379,838

Республика Корея 61,954 103,2478 165,2018

Q 10

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

Торговый партнер Экспорт, млрд долл. США Импорт, млрд долл. США Т оварооборот, млрд долл. США

Индия 51,521 33,447 84,968

Тайвань 40,304 76,802 117,106

Австралия 40,094 28,068 68,162

Источник: составлено по данным List of partners markets for a product commercialized by Association of South-East Asian Nations (ASEAN). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c24%7c%7c%7c-TOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c3%7c2%7c1%7c4%7c1%7c1

Ассоциация выступает в качестве своего рода ядра региональных интеграционных процессов, создавая различные интеграционные форматы, например, Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), форум «Азия - Европа» (АСЕМ). Сложился формат сотрудничества АСЕАН+3 (АСЕАН + КНР, Япония, Республика Корея), а также Восточноазиатский саммит (АСЕАН + диалоговые партнеры: Австралия, КНР, Индия, Япония, Новая Зеландия, Республика Корея, РФ, США).

Торгово-экономические связи стран, участниц всех трех группировок (ЕАЭС - ШОС - АСЕАН) развиваются главным образом на двусторонней основе (см. таблицу 4):

Таблица 4

Внешняя торговля АСЕАН со странами ЕАЭС и ШОС в 2018 году

Торговый партнер Экспорт, млрд долл. США Импорт, млрд долл. США Товарооборот, млрд долл. США

Индия 36,074 57,210 93,284

Россия 9,189 10,386 10,574

Китай 223,589 310,646 534,235

Пакистан 6,613 1,646 8,259

Казахстан 0,494 0,508 1,002

Узбекистан 0,091 0,074 0,165

Туркменистан 0,044 0,005 0,049

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таджикистан 0,015 0,004 0,019

Киргизия 0,015 0,018 0,033

Армения 0,061 0,004 0,065

Беларусь 0,079 0,468 0,538

Источник: составлено по данным List of partners markets for a product commercialized by Association of South-East Asian Nations (ASEAN). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c24%7c%7c%7c-TOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c3%7c2%7c1%7c4%7c1%7c1

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

11 Q

Как следует из таблицы 4, только материковый Китай и Индия из стран-членов ШОС и ЕАЭС осуществляли активное торговое взаимодействие со странами АСЕАН. Совершенно очевидно, что глубина взаимодействия между АСЕАН и ШОС / АСЕАН и ЕАЭС не отвечает потенциалу сотрудничества. Если сравнить формат связей АСЕАН с другими региональными организациями, например, с ЕС, то он вполне институционально формализован. Так, взаимодействие АСЕАН и ЕС определяется.Планом действий, рассчитанным на 2018-2022 гг. Сотрудничество АСЕАН - ЕС предполагает вполне конкретные направления связей как в области укрепления безопасности в регионе, так и в области внешнеэкономических отношений, включая расширение торговли, деловых связей и инвестиций, поддержку малого и среднего предпринимательства, энергетического и транспортного сотрудничества, кооперации в области ИКТ. Сотрудничество рапространяется на развитие сферы науки, технологий и образования, гуманитарные вопросы. В перспективе может быть сформирована межрегиональная зона свободной торговли1.

Предпосылками многостороннего взаимодействия ЕАЭС - АСЕАН - ШОС являются общие вопросы безопасности, которые для ШОС выступают основным предметомдеятельности, нокоторыевполнемогутбытьподкрепленыэкономической повесткой. Для сопряжения экономического взаимодействия стран ЕАЭС - АСЕАН - ШОС следует исходить из того, что вопросы безопасности (экономической в широком смысле, энергетической, продовольственной, информационной) равно актуальны для всех трех организаций. Такими сферами общих интересов в данном контексте являются: борьба с транснациональной преступностью, наркотрафиком, распространением оружия массового уничтожения, предупреждение природных катаклизмов и устранение их последствий, что обеспечивает благоприятное развитие региона в целом. Так, в рамках противодействия природным катастрофам наиболее востребованными форматами сотрудничества могут стать учреждение контактных групп для обмена данными о событиях, происходящих в данных сферах, формирование совместных баз данных, разработка алгоритма совместных действий по информированию населения. Важным направлением сотрудничества мог бы стать обмен лучшими практиками повышения устойчивости стран объединений к стихийным бедствиям и катастрофам и взаимное оказание помощи в случае необходимости. В этом контексте возможна организация международных конференций по обмену накопленным опытом обеспечения нацональной экономической безопасности в рамках интересующих страны направлений. Участниками таких конференций могут стать как представители соответствующих государственных структур, так представители бизнес-сообщества.

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

Экономическая повестка, предполагающая сотрудничество в торговле, инвестициях, туризме, образовании и культуре, вполне логично вписывается в концепцию всех организаций по обеспечению целей устойчивого развития и благополучных условий развития граждан региона..

Началом отношений между АСЕАН и ШОС можно считать 2002 год, когда спецпредставитель президента РФ в ШОС посетил секретариат АСЕАН. После этого, в 2004 году на встрече Генерального секретаря АСЕАН и председателя ШОС в Пекине обсуждались вопросы обмена лучшими практиками развития стран -членов обеих организаций с целью определения возможных сфер кооперации между региональными организациями. В апреле 2005 между АСЕАН и ШОС был подписан Меморандум о взаимопонимании для того, чтобы осуществлять сотрудничество в областях, связанных с вопросами безопасности, что является одинаково актуальным для обеих организаций. К числу приоритетных областей сотрудничества относятся: противодействие терроризму, контроль за оборотом наркотиков, предупреждение контрабанды оружия; борьба с отмыванием денег и торговлей людьми.

Другими сферами сотрудничества АСЕАН и ШОС являются экономическая и финансовая кооперация, туризм, окружающая среда и управление природными ресурсами, социальное развитие, сотрудничество в области энергетики, особенно в части создания ГЭС и биотоплива2.

Предпосылки углубления взаимодействия на экономическом треке между ЕАЭС, АСЕАН, ШОС были заложены в 2014 году, когда были инициированы контакты между комиссией ЕЭК и секретариатом АСЕАН на уровне руководителей организаций. В настоящее время ЕАЭС строит отношения с отдельными странами АСЕАН в формате соглашений о свободной торговле. Так, с 2016 года действует Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. В результате рост товарооборота ЕАЭС и Вьетнама составил в 2017 году 37% по сравнению с 2016 годом (5,9 млрд долл. США), а в 2018 году - на 13% по сравнению с 2017 годом - до 6,7 млрд долл. США3. Рост объемов взаимной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом свидетельствует о том, что выбрана правильная форма сотрудничества - зона свободной торговли, которая объективно становится предпосылкой для дальнейшего углубления взаимодействия между ЕАЭС и Вьетнамом. К настоящему времени обсуждается вопрос о расширении внешнеэкономических связей ЕАЭС и Вьетнама в направлении формирования общего финансового рынка в 2025 году с перспективой снятия ограничений по движению капитала и финансовых услуг. На концептуальном уровне вопрос может быть решен уже в к 2020 году4.

Начиная с 2016 года, обсуждался вопрос о перспективах заключения соглашения о ЗСТ с Сингапуром5. 1 октября 2019 соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Сингапуром было подписано6. В ноябре 2018 года между ЕАЭС и АСЕАН

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

13 ^

подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в области экономического сотрудничества, в котором в качестве направлений сотрудничества названы: таможенное регулирование и упрощение процедур торговли, санитарные и фитосанитарные меры, техническое регулирование, электронная торговля, торговля услугами и инвестиции, содействие развитию предприятий микро-, малых и среднего бизнеса. В сентябре 2019 года была подготовлена Программа сотрудничества на 2019-2020 годы, которая предполагает взаимодействие в таких сферах, как таможенное законодательство и правоприменительная практика, торговая политика, предпринимательская деятельность, техническое и антимонопольное регулирование, санитарное и фитосанитарное регулирование, энергетика, функционирование внутренних рынков и другие7. Сотрудничество будет осуществляться в формате проведения конференций, форумов, семинаров, круглых столов с участием представителей органов государственной власти, бизнес-сообществ стран-членов, обмена информацией и лучшими практиками, опытом в области региональной экономической интеграции8.

Актуальность взаимодействия между ЕАЭС и АСЕАН обусловлена тем, что ЕАЭС и АСЕАН являются интеграционными объединениями, имеют схожие интеграционные программы, объективные потребности в дальнейшем углублении интеграционных процессов в рамках своих объединений. ШОС, не являясь интеграционным объединением, может, тем не менее, расширить свою экономическую повестку, опираясь на формы сотрудничества, поддерживаемые в отношениях ЕАЭС и АСЕАН. Представляется возможным использовать эти направления и форматы сотрудничества для сопряжения экономической повестки взаимодействия ЕАЭС, АСЕАН и ШОС, поскольку данные направления сотрудничества в неменьшей степени актуальны и для стран ШОС.

Представляется полезным создание Сетевого исследовательского института, изучающего направления обеспечения национальной экономической безопасности, актуальных для каждого объединения. Такой формат сотрудничества может выступать платформой для общения исследователей, политиков, учреждений и партнеров по развитию, будет способствовать распространению результатов исследований членов и партнеров созданную интернет-платформу института. Сетевой институт может проводить технические учебные семинары и другие мероприятия по наращиванию потенциала для исследователей, аналитиков и государственных чиновников. Такой сетевой исследовательский институт может быть профинансирован всеми странами - участницами и представлен учеными стран ЕАЭС, АСЕАН И ШОС, что будет способствовать углублению взаимного понимания странами совместных интересов, развитию научных, образовательных

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

контактов между странами. Форматом сотрудничества может стать взаимный обмен стажировками студентов и аспирантов, исследователей по направлениям, представляющим интерес для всех стран трех объединений. Так, например, в рейтинге Times Higher Education World University Rankings 2020, который включает в себя почти 1400 университетов из 92 стран, входят ВУЗы из стран ЕАЭС, АСЕАН, ШОС. При этом самые высокие позиции занимают университеты Китая (23, 24 места), Сингапура (25 место) и Гонконга, которые знамениты тем, что преподавание в них осуществляется на английском языке, в силу чего они привлекают значительное число иностранных студентов. В рейтинге присутствует 39 российских вузов, самую высокую позицию (189) из которых занимает МГУ имени М. В. Ломоносова9. Представляется возможным использовать такой формат сотрудничества (в том числе, и на базе российских вузов), как организация школ, стажировок, конференций студентов, аспирантов, исследователей по естественнонаучным направлениям, поскольку именно эти специальности российских ВУЗов имеют очевидные конкурентные преимущества в странах объединений. Базой такого взаимодействия может быть МГУ имени М. В. Ломоносова, который с 2016 года развивается как технопарк, привлекающий резидентов, работающих в сфере IT-технологиий, радиоэлектроники, приборостроения и услуг в области топливно-энергетического комплекса.

Востребованным форматом взаимодействия может стать международная научно-образовательная программа «Олимпиада», которую можно организовать на базе научного парка МГУ имени М.В. Ломоносова по специальностям, актуальным для стран объединений.

Поскольку для всех стран объединений актуальны проблемы устойчивого развития, может быть востребован формат обмена лучшими практиками по решению экологических вопросов, преодолению бедности и социального неравенства в контексте Целей устойчивого развития ООН. Раз в два года составляется рейтинг стран по Индексу результативности экологической деятельности10. В индексе оцениваются 180 стран мира по 100 - балльной шкале по 24 показателям эффективности в десяти категориях проблем, охватывающих состояние окружающей среды и жизнеспособность национальных экосистем. Эти показатели дают оценку того, насколько близки страны к достижению установленных целей экологической политики. Критерии соотносятся с целями устойчивого развития ООН. Методология индекса разработана таким образом, чтобы страны могли оценивать свой прогресс и позиционировать себя относительно других стран. Расположение стран, входящих в ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, в рейтинге 2018 года выглядит следующим образом (см. таблицу 5)11:

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

Таблица 5

Позиции стран в рейтинге экологической устойчивости, 2018

Страна Рейтинг Индекс результативности экологической деятельности Состояние окружающей среды Жизнеспособность экосистемы

Армения 63 62,07 56,85 65,56

Беларусь 44 64,98 69,55 61,94

Бруней 53 63,57 96,66 41,52

Камбоджа 150 43,23 39,81 45,51

Китай 120 50,74 31,72 63,42

Индия 177 30,57 9,32 44,74

Индонезия 133 46,92 45,44 47,90

Казахстан 101 54,56 66,70 46,46

Киргизия 99 54,86 54,78 54,92

Лаос 153 42,94 25,15 54,80

Малайзия 75 59,22 66,63 54,28

Мьянма 138 45,32 35,60 51,80

Пакистан 169 37,50 16,80 51,30

Филиппины 82 57,65 55,64 58,99

Россия 52 63,79 75,48 55,99

Сингапур 49 64,23 72,14 58,96

Таджикистан 129 47,85 26,26 62,24

Таиланд 121 49,88 46,21 52,33

Туркменистан 38 66,10 73,53 61,15

Узбекистан 136 45,88 50,67 42,69

Вьетнам 132 46,96 47,12 46,86

Источник: составлено по данным 2018 EPI Results. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epi.envirocenter.yale.edu/2018/report/category/hlt

Обмен лучшими практиками решения проблем в области устойчивого развития может реализовываться в разных форматах сотрудничества, в том числе, через принятие концептуальных документов на уровне государственных деятелей, создание контактных групп профильными министерствами, проведение форумов общественных организаций и гражданского общества, а также проведение академических форумов, бизнес-диалогов, экспертных дискуссий, семинаров, научно-практические конференций и т.д. В контексте решения проблем устойчивого развития представляется перспективным сотрудничество в формате гражданского диалога по вопросам развития шеринговой экономики, или экономики совместного потребления, в основе которой лежит идея коллективного использования товаров и услуг. Шеринговая экономика является более экологичной по сравнению с традиционными моделями производства и потребления, так как предполагает

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

более рациональное использование ресурсов, повторное использование товаров, снижение доли выбрасываемых за ненадобностью вещей. Форматом сотрудничества в этом контексте может стать формирование онлайн - платформ, позволяющих представителям малого и среднего бизнеса стран - членов объединений связываться напрямую без посредников, что позволит снизить транзакционные издержки, ускорить процесс поиска необходимого ресурса или потребителя этого ресурса, сделает информацию о контрагентах более прозрачной. Кроме того, с помощью шеринг-проектов в странах с низким доходом как на уровне бизнеса, так и на уровне домохозяйств появляется доступ к разнообразным активам, которые ранее были им недоступны из-за их высокой стоимости. Таким образом, в какой-то мере повышается их уровень жизни и снижается острота проблемы бедности, что актуально для многих стран рассматриваемых объединений. Примером актуальности поддержки идеи шеринговой экономики может стать Китай, где с 2015 года развитие шеринговой экономики провозглашено приоритетной национальной задачей, а также установлена цель по достижению 10% уровня шеринга в ВВП страны к 2020 году12. В контексте развития шеринговой экономики снижаются издержки в рамках развития таких форматов экономического сотрудничества стран АСЕАН-ШОС-ЕАЭС, как торговля услугами, в частности, развитие туризма.

Следует отметить, что объективные условия для развития сотрудничества ЕАЭС со странами АСЕАН и ШОС в целом благоприятны. У стран ЕАЭС со странами региона никогда не было никаких серьезных противоречий и столкновений интересов, войн, конфликтов. Страны ЕАЭС не вмешивались в их внутренние дела и не осложняли ситуацию в ЮВА, в том числе, по таким чувствительным для субрегиона вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. ЕАЭС не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У стран ЕАЭС нет планов создания в АТР военных баз, не формируются со странами региона закрытых оборонных альянсов, нет намерений конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Что касается стран ШОС, то КНР имеет исторические территориальные претензии к некоторым странам АСЕАН (например, претензии Филиппин к КНР по поводу строительства искусственных островов в Южно-Китайском море13). Представляется маловероятным формат экономического взаимодействия ЕАЭС - АСЕАН - ШОС в рамках зоны свободной торговли, т.к. очевидно, что страны опасаются дальнейшей экономической экспансии КНР с ее высоким потенциалом конкурентоспособности. Наиболее востребованным может быть формат экономического взаимодействия ЕАЭС с отдельными странами АСЕАН и ШОС.

Что касается идеи формирования свободной инвестиционной зоны, то реализация инициативы «Пояс - путь» в части продвижения инвестиций в инфраструктурные проекты стран-участниц проекта также показывает неоднозначную выгод-

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

17 ^

ность получения китайских инвестиционных ресурсов.

Как представляется, постепенное сопряжение экономических интересов ЕАЭС, АСЕАН, ШОС, связанное с выравниванием уровней экономического развития стран-членов, в направлении реализации концепции устойчивого развития, в формате взаимодействия гражданского общества, малого и среднего бизнеса, государственных кругов, может осуществляться в сфере инфраструктурных проектов в интересах стран всех объединений.

В настоящее время сопряжение экономических повесток ЕАЭС, АСЕАН, ШОС актуально с точки зрения анализа существующих трансграничных региональных цепочек создания стоимости и поиска путей адаптации существующей региональной экономической взаимозависимости стран к быстро меняющимся условиям в регионе. Нахождение путей развития и расширения экономических взаимосвязей стран имеют большое значение в интересах устойчивого развития и интеграции в этом регионе.

Кроме того, изучение текущего состояния и предложение будущих перспектив развития региональных цепочек создания стоимости имеют решающее значение для привлечения новых предприятий и инвестиционных возможностей в рамках ЕАЭС, АСЕАН, ШОС.

По аналогии с тем, как Россия взаимодействует с АСЕАН в рамках диалогового партнерства, можно предположить, что наиболее востребованными механизмами сотрудничества ЕАЭС - АСЕАН - ШОС будут следующие:

□ общая координация экономического сотрудничества;

□ рабочие группы по широкому кругу вопросов (торгово-экономическому, научно-технологическому сотрудничеству, по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью, противодействию наркотрафику, помощи в преодолении последствий стихийных бедствий);

□ расширение предоставления преференций во взаимной торговле и инвестициях;

□ инвестиционное сотрудничество при сооружении инфраструктурных и энергетических объектов;

□ расширение ярмарочно-выставочного сотрудничества;

□ сотрудничество по линии деловых сообществ;

□ унификация деловой практики при таможенных операциях;

□ расширение связей на уровне регионов и муниципалитетов;

□ совместные исследовательские программы;

□ совместные образовательные программы.

Такие форматы экономического сотрудничества в равной степени выгодны все трем объединениям и будут работать в направлении постепенной гармонизации экономических интересов ЕАЭС, АСЕАН, ШОС и формирования общего экономического пространства евразийского региона.

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 ASEAN-EU Plan of Action (2018 - 2022) . [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asean.org/storage/2017/08/ASEAN-EU-POA-2018-2022-Final.pdf

2 OVERVIEW OF ASEAN-SCO RELATIONS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asean.org/wp-content/uploads/2012/05/D0NE0verview-of-ASEAN-SC0-as-of-0ct-17-fn.pdf

3 Развитие преференциальной торговли - залог экономического роста стран ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/05-09-2019-2.aspx

4 ЕАЭС и Вьетнам обсудили возможность расширения торгово-экономического сотрудничества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/13-06-2019-4.aspx

5 ЕАЭС и АСЕАН углубляют торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/14-11-2018-1.aspx

ЕАЭС и Сингапур подписали Соглашение о свободной торговле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/01.10.2019-2. aspx

7 ЕЭК и АСЕАН согласовали планы работы на 2019-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://eec.eaeunion.org/ru/nae/news/Pages/12-09-2019-1.aspx

Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в области экономического сотрудничества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01419988/ ms_22112018

World University Rankings 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-ranking#!/page/0/ length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

10 EPI Report 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epi.envirocenter. yale.edu/2018/report/category/hlt

11 EPI Report 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epi.envirocenter. yale.edu/2018/report/category/hlt

12 April Rinne What exactly is the sharing economy? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2017/12/when-is-sharing-not-really-sharing/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Главы МИД стран АСЕАН ищут консенсус по проблеме Южно-Китайского моря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160724/1472742906.html

БИБЛИОГРАФИЯ:

Главы МИД стран АСЕАН ищут консенсус по проблеме Южно-Китайского моря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160724/1472742906.html

ЕАЭС и АСЕАН углубляют торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/14-11-2018-1.aspx

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

ЕАЭС и Вьетнам обсудили возможность расширения торгово-экономического сотрудничества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/13-06-2019-4.aspx

ЕАЭС и Сингапур подписали Соглашение о свободной торговле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/01.10.2019-2.aspx

ЕЭК и АСЕАН согласовали планы работы на 2019-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://eec.eaeunion.org/ru/nae/news/Pages/12-09-2019-1.aspx

Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в области экономического сотрудничества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01419988/ ms_22112018

Развитие преференциальной торговли - залог экономического роста стран ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/05-09-2019-2.aspx

April Rinne What exactly is the sharing economy? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2017/12/when-is-sharing-not-really-sharing/

ASEAN-EU Plan of Action (2018 - 2022). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// asean.org/storage/2017/08/ASEAN-EU-P0A-2018-2022-Final.pdf

EPI Report 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epi.envirocenter.yale. edu/2018/report/category/hlt

OVERVIEW OF ASEAN-SCO RELATIONS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asean.org/wp-content/uploads/2012/05/D0NE0verview-of-ASEAN-SC0-as-of-0ct-17-fn.pdf

World University Rankings 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-ranking#!/page/0/length/25/ sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

BIBLIOGRAFIYA:

Glavy MID stran ASEAN ishchut konsensus po probleme YUzhno-Kitajskogo moiya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ria.ru/20160724/1472742906.html

EAES i ASEAN uglublyayut torgovo-ekonomicheskoe i investicionnoe sotrudnichestvo. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/14-11-2018-1.aspx

EAES i V'etnam obsudili vozmozhnost' rasshireniya torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/13-06-2019-4.aspx

EAES i Singapur podpisali Soglashenie o svobodnoj torgovle. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/01.10.2019-2.aspx

EEK i ASEAN soglasovali plany raboty na 2019-2020 gody. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:http://eec.eaeunion.org/ru/nae/news/Pages/12-09-2019-1.aspx

Memorandum o vzaimoponimanii mezhdu Evrazijskoj ekonomicheskoj komissiej i Associaciej gosudarstv YUgo-Vostochnoj Azii v oblasti ekonomicheskogo sotrudnichestva. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01419988/ms_22112018

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

Razvitie preferencial'noj torgovli - zalog ekonomicheskogo rosta stran EAES. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/05-09-2019-2.

April Rinne What exactly is the sharing economy? [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.weforum.org/agenda/2017/12/when-is-sharing-not-really-sharing/

ASEAN-EU Plan of Action (2018 - 2022). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// asean.org/storage/2017/08/ASEAN-EU-P0A-2018-2022-Final.pdf

EPI Report 2018. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://epi.envirocenter.yale. edu/2018/report/category/hlt

OVERVIEW OF ASEAN-SCO RELATIONS. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// asean.org/wp-content/uploads/2012/05/D0NE0verview-of-ASEAN-SC0-as-of-0ct-17-fn.pdf

World University Rankings 2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-ranking#!/page/0/length/25/ sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.