Проблемы стратегии СРВ по отношении к ЕАЭС и другим интеграционным объединениям в свете геополитических сдвигов после смены администрации в США*
Vietnamese Strategy Problems with Respect to EAEU and Other Integration Associations within the Context of the Geopolitical Shift Following the Change in the U.S. Administration
УДК 339.97
Толорая Георгий Давидович
руководитель Центра Института экономики РАН (Москва), доктор экономических наук, профессор 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32
Georgiy D. Toloraya
Center of the Russian Strategy in Asia of Institute of Economics of the Russian Academy of Science
Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218
Нгуен Куок Хунг
научный сотрудник Института экономики РАН (Москва), кандидат экономических наук 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32
Nguyen Kuok Hung
Center of the Russian Strategy in Asia of Institute of Economics of the Russian Academy of Science
Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218
CO
0
1
О
Ш 0.
0
1
О ^
0
о;
s <
CO
s
1 0. Ш
о
После нормализации двусторонних отношений США стали одним из главных торговых партнеров Вьетнама (второе место после Китая), американские ТНК активно инвестируют во Вьетнам в интересах инновационного развития. Приход в 2017 г. к руководству США Д. Трампа поставил под вопрос возможность сохранения высокого уровня партнерства с Вьетнамом: шоком стал выход США из Транстихоокеанского партнерства, вступлением в которое Вьетнам гордился. Однако геополитические факторы действуют в направлении активного использования США «вьетнамского фактора» в своей политике в АТР, построенной на сдерживании Китая. СРВ вынуждена балансировать, вместе с тем используя эти противоречия в интересах сближения СРВ с ЕАЭС.
Цель. Проанализировать участие Вьетнама в интеграционных объединениях, проблемы и трудности в новой геополитической ситуации.
Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания, статистической базой послужили данные ФРС США, ЦСУ СРВ, ЕС и ЕАЭС.
Результаты. Доказано, что изменения американской политики при новом Президенте не привели к снижению роли США во внешнеэкономической стратегии СРВ, но имели результатом модификацию стратегии в отношении интеграционных объединений. Вьетнам экономически зависит и от США, и от Китая, так как торговые отношения с ними в значительной степени определяют динамику и объем внешней торговли. Трехсторонний формат отношений (Вьетнам — Китай — США) приводит Вьетнам к вовлечению во внутренние противоречия этих двух великих держав, усиливающиеся в настоящий период. Но при этом Вьетнам может использовать противоборство США и Китая и их противоречия с выгодой для себя.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Проблемы имплементации и ожидаемые эффекты Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам» № 16-27-09001.
J
<
о
Ключевые слова: интеграционные объединения, глобализация, США, Вьетнам, Транстихоокеанское партнерство, ЕАЭС, АСЕАН, ЕС, Россия
Following the normalization of bilateral relations, the U.S. has become one of the Socialist Republic of Vietnam's (SRV) major trading partners (second only to China). American TNCs have been heavily investing in Vietnam to enhance innovative development. Donald Trump's rise to presidency in 2017 raises questions about the possibility of the U.S. maintaining its highlevel partnership with Vietnam. While the SRV took pride in its inclusion in the Trans-Pacific Partnership, the United States made a rather shocking exit. However, geopolitical factors continue to impel an active use of the "Vietnamese factor" by the U.S. through its APR policy, which is based on the containment of China. The SRV is thus forced to maintain its balance while making the most of such contradictions in order to get closer to attaining EAEU affiliation.
Aim. The presented study analyzes Vietnam's participation in integration associations, problems and challenges in the new geopolitical environment.
Methods. This study uses general methods of scientific cognition, with data from the U.S. FRS, SRV, EU, and EAEU CSO serving as statistical bases.
Results. The study substantiates that changes in the American policy under its new President have diminished the role of government in foreign economic strategy for the SRV, yet it did bring about a modified strategy with respect to integration associations. Vietnam depends on both the US and China economically, since trade relations with these countries define the dynamics and volume of foreign trade to a large extent. This three-way relationship (Vietnam — China — USA) effectively stipulates that Vietnam could get involved in the growing internal conflicts of these two great nations. Still, Vietnam can use the confrontation between the U.S. and China (and their policy contradictions) to its advantage.
Keywords: integration associations, globalization, USA, Vietnam, trans-pacific partnership, EAEU, ASEAN, EU, Russia
Транстихоокеанское партнерство
После нормализации двусторонних отношений США стали одним из главных партнеров СРВ. Сейчас торговля двух стран занимает 2-е место в обороте Вьетнама после Китая. Американские инвестиции по линии ТНК участвуют в переходе экономики Вьетнама на путь инновационного развития. Приход в 2017 г. к руководству США 45-го президента Дональда Трампа с его антиглобалистской политикой сделал неясной возможность сохранения высокого уровня партнерства с Вьетнамом, несмотря на заинтересованность обеих стран в геополитическом взаимодействии [1-2].
СРВ строит свою политику на балансировании между различными центрами силы (такими как Китай, Россия, США и их союзники в АТР — например, Япония, Южная Корея), что называют своего рода «геополитической левитацией». В частности, возросла значимость американской поддержки для Вьетнама в территориальном споре с Китаем.
С другой стороны, СРВ занимает все более важное место в глобальной и азиатской стратегии США, в первую очередь в интересах сдерживания Китая. США, как полагают эксперты, хотели бы сблизиться с СРВ в интересах наращивания своего военно-морского присутствия в регионе. В июне 2017 г. премьер-министр страны Нгуен Суан Фук посещал Соединенные Штаты, тогда были заключены несколько многомиллиардных сделок в оружейной сфере.
В силу этого готовность СРВ присоединиться к придвигаемому предыдущей американской администрацией Б. Обамы в качестве главного средства американского доминирования в АТР Транстихоокеанскому партнерству не является с политической точки зрения случайной. Хотя несомненны и экономические выгоды, которые Ханой ожидал от этого шага. Вьетнам тесно привязан к экономике США, которая в экспорте товаров из Вьетнама в 2016 г. занимала 1-е место. Интересы же США по сближению с Вьетнамом в основном связаны не с торговлей, а с наращиванием военного сотрудничества в целях ослабления влияния на него России и КНР (в свете китайской политики в Южно-Китайском море), дипломатической поддержкой Вьетнама в межгосударственном споре с Китаем за морские акватории [3-4].
Напомним, что для организации Транстихоокеанского торгового блока переговоры с США продолжались 8 лет из-за неадекватной оценки выгоды, которую могут получать государства — члены ТТП. Договоренности удалось достичь после того, как был преодолен ряд разногласий по правилам импорта/экспорта сельскохозяйственных продуктов, автозапчастей, лекарств, а также вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью. В результате соглашение по ТТП было подписано 12 странами в феврале 2016 г. в Новой Зеландии [5]. Это явилось крупнейшим шагом США по продвижению модели глобализации на своих условиях («правила должны устанавливать мы, а не страны вроде Китая», — заявил Б. Обама после заключения соглашения) прежде всего в политических интересах. Эффект для производства в самих США был неоднозначен (на чем и сыграл Трамп в предвыборной борьбе).
Выход США из ТПП, ставший одним из первых шагов администрации Трампа, серьезным образом воздействовал на стратегию стран — участниц этого объединения, включая Вьетнам.
Ряд стран стремится сохранить нормы, прописанные в соглашении, и даже не исключают возврата в него США на более позднем этапе.
Общий ВВП стран ТТП в 2014 г. (с учетом США) достигал 28 трлн долл. США, что равно 36,1% мирового ВВП, торговля товарами и услугами составила 11 939 млрд долл. США (25,6% мировой торговли). На территории стран-участниц в 2014 г. проживали 910,2 млн человек (11,2% численности населения всего мира). Между тем уровень развития членов ТТП несопоставим по основным макроэкономическим показателям, а Вьетнам находится позади почти всех других членов ТТП.
Однако Вьетнам имеет некоторые преимущества перед другими членами ТТП — удобное геоэкономическое и геополитическое положение на стыке Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, где проходят важные транспортные морские пути. Другим сравнительным преимуществом Вьетнама выступает современная, так называемая золотая демографическая ситуация, поскольку в трудоспособном возрасте находится 57,7% общей численности населения [6].
С другой стороны, у Вьетнама есть «слабости» (major weakness), которые могут снижать бонусы, приобретенные Вьетнамом от использования своих преимуществ (main strength) в Транстихоокеанском партнерстве. К ним относятся низкое качество работы экономических институтов, которое влияет на снижение привлекательности инвестиционного климата и притока во Вьетнам иностранного капитала, неразвитая инфраструктура, особенно в логистике, низкий уровень подготовки в стране квалифицированных кадров.
Организация ТТП вызвала неоднозначную оценку и даже острую критику в некоторых странах, так как это «детище США» будет работать в интересах американской стороны. 15 ноября 2016 г. избранный после XII съезда компартии Вьетнама премьер-министр Нгуен Суан Фук заявил: «Вьетнамское правительство не станет направлять на ратификацию в Национальное собрание страны Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве после того, как стало известно, что администрация США не станет добиваться ратификации соглашения в Конгрессе» [7].
Участие Вьетнама во Всестороннем региональном экономическом партнерстве
Многие наблюдатели полагают, что после выхода США их ТПП место главного «интегратора» в АТР будет стремиться занять Китай. Одним из важных инструментов этого должен стать проект Всестороннего регионального экономического партнерства — ВРЭП (Regional Comprehensive Economic Partnership — RCEP).
Переговоры по ВРЭП начались в ноябре 2012 г. § на саммите АСЕАН в Камбодже, однако на фо- § не продвижения ТПП эксперты полагали, что £
ш
этот проект слишком сырой и «неконкуренто- ^ способный». За несколько дней до президент- ^ ских выборов в США министры стран — участ- з ников ВРЭП на встрече в Маниле выступили ^ с заявлением, в котором подчеркнули актуаль- ^ ность достижения нового соглашения в связи | с ростом протекционистских настроений в ми- ^ ре. Политики и эксперты полагают, что, вос- | пользовавшись отказом Трампа от поддержки £ ТТП, Китай перехватит инициативу: теперь он ^ ставит задачу создания крупнейшей в мире 5 торгово-экономической группировки под своим лидерством [8-10].
Эксперты отмечают, что проект ВРЭП имеет ряд принципиальных отличий от проекта ТТП. В частности, он носит открытый характер (в отличие от ТТП, куда вход Китая и России не был предусмотрен). Во-вторых, это партнерство не требует чрезмерных обязательств от его членов, тогда как ТТП является довольно обременительным. В частности, нет жестких норм и правил в сфере экологии, условий труда, параметров государственных закупок, инвестиционных споров и т. п. ВРЭП — преимущественно торговое партнерство, и оно не несет в себе требований, значительно выходящих за рамки обязательств в ВТО. Главная идея нового партнерства — либерализация торговых режимов с учетом национальной специфики, при этом, что важно, учитывается разница в уровнях развития экономик стран-участников — в костяк входят 10 стран — членов АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и 6 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония), т. е. 4 экономически развитых государства и 12 развивающихся.
По своему потенциалу проект ВРЭП вполне может претендовать на то же место, что и ТТП в его первоначальном варианте: на него приходится около 30% мирового ВВП и около 50% численности населения Земли. Доля стран, участвующих в переговорах по ВРЭП, в мировом экспорте — около 1/3. Доля в мировом экспорте в 2014 г ведущих его членов составила: Китай — 11,7%, Япония — 3,6%, Республика Корея — 3,3%. В 2014 г. совокупный приток иностранных инвестиций в экономики стран ВРЭП составил 28,5% от мирового объема, а отток инвестиций — 23,6%.
Как следует из табл. 1, в 2014 г. взаимный товарооборот внутри группы стран ВРЭП составил в общей сложности 4,4 трлн долл. Для сравнения: страны, входящие в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА),
Таблица 1
Взаимный товарооборот стран, входящих во ВРЭП, в 2014 г.
Страна Объем торговли, млрд долл. США
Китай 1296,76
Япония 695,16
Южная Корея 511,33
Сингапур 417,20
Австралия 322,88
Малайзия 275,42
Таиланд 258,84
Индонезия 229,62
Индия 194,91
Вьетнам 169,79
Филиппины 76,20
Новая Зеландия 48,30
Мьянма 43,64
Камбоджа 17,71
Бруней 14,62
Лаос 11,41
Источник: Asia Regional Integration Center — ARIC.
а именно США, Канада и Мексика, вышли на уровень взаимного товарооборота в 1 трлн долл. лишь в начале текущего десятилетия. Хотя рынок ВРЭП не является критически важным для экспорта СРВ, в импорте страны в 2014 г. доля стран ВРЭП составила 74%.
Во Вьетнаме проблема ВРЭП в 2017 г. рассматривалась на 18 министерских конференциях и на 6 сессиях Национального собрания (парламента), где было одобрено подписание Соглашения по ВРЭП.
Членство во ВРЭП создает стабильную основу единства АСЕАН с 6 «Партнерами по диалогу» — Австралией, Китаем, Республикой Корея, Индией, Японией и Новой Зеландией. ВРЭП важен для привлечения микро- и малых предприятий, на долю которых приходится более 90% численности всех компаний в регионе. Соглашение по ВРЭП может облегчить им доступ к новым внешним ресурсам, расширение участия в цепочках добавленной стоимости.
С дальнейшим упрощением процедур и, в частности, упрощением процедур торговли, а также с максимальным облегчением инвестиций от частного сектора, усилением частной мобильности создается идеальная почва для привлечения рабочей силы, содействия обмену качественными кадровыми ресурсами. Укрепляется деятельность корпоративного сектора частных предприятий.
Участие Вьетнама в АСЕАН
Совокупный объем ВВП стран АСЕАН в 2014 г. превысил 2,5 трлн долл. (3,4% мирового ВВП). В Ассоциации сохраняется устойчивая динамика роста ВВП от 6% в 2009 г. до 12% в 2013 г.
и более 6% в 2015 г. В АСЕАН сотрудничают индустриально развитые Сингапур, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Индонезия — учредители Ассоциации в 1967 г., а также Бруней и быстроразвивающиеся Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма [6].
Политические режимы в АСЕАН представляют собой широчайший спектр, включавший до последнего времени автократическую военную хунту в Мьянме, непрочную коалицию бывших коммунистов с монархистами в Камбодже, строящие рыночный социализм однопартийные Вьетнам и Лаос, президентские и парламентские конституциональные многопартийные системы на Филиппинах, в Индонезии и Таиланде с консолидирующей партией в Малайзии и Сингапуре и, наконец, абсолютную монархию султаната Бруней. Вместе с тем, как показал опыт новых индустриально развитых стран АСЕАН, авторитарные режимы могут быть вполне совместимыми с эффективными моделями экономического роста.
Среди других интегрированных группировок в мире АСЕАН выделяется сложной архитектурой взаимосвязанных внешнеэкономических и внешнеполитических институтов. Постоянно действуют переговорные площадки саммитов — в формате АСЕАН+1 (с Китаем, США, Россией, Индией, Японией); АСЕАН+2 (с Китаем, Японией, Республикой Корея); Восточноазиатский саммит (ВАС) в формате АСЕАН+8; региональный форум мира и безопасности (АРФ), в котором наряду с 10 странами АСЕАН участвуют государства ЕС, еще 15 государств — партнеров по диалогу; Морской форум; проводятся регулярные встречи-консультации министров обороны АСЕАН (АБММ), их встречи с партнерами по диалогу (А8ММ+8).
Россия начала сближаться с АСЕАН с середины прошлого десятилетия, используя в том числе поддержку Вьетнама. Инициативы по расширению экономических контактов и по согласованию позиций по самым глобальным вызовам России, Вьетнама и с АСЕАН были озвучены на третьем саммите «Россия — АСЕАН», состоявшемся в Сочи в мае 2016 г. В 2013 г. торговля России с АСЕАН составляла 17,2 млн долл. США, но в 2015 г. сократилась до 13 млрд долл. США. Этот показатель по сравнению с другими государствами — членами АТЭС выглядит достаточно скромно и не отвечает имеющемуся потенциалу и уровню инвестиционного взаимодействия [11-14].
Вьетнам, участвуя в Зоне свободной торговли «АСЕАН+», постоянно увеличивал свою торговлю. При посредничестве Вьетнама в Сочи обсуждалась возможность создания зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и АСЕАН. Перспективным направлением участия РФ и АСЕАН
в региональной экономической интеграции могло бы стать сопряжение ЕАЭС, АСЕАН, Шанхайской организации сотрудничества и Экономического пояса Шелкового пути.
Итогом дискуссий на саммите «Россия — АСЕАН» стала сочинская декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству и план развития сотрудничества АСЕАН с РФ». В документе подтверждена готовность стран АСЕАН изучить сделанное Россией предложение о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС и рассмотреть перспективы сотрудничества с ШОС. Экономический блок декларации включает развитие сотрудничества в транспортной сфере по таким направлениям, как гражданская авиация, создание сетевой инфраструктуры морского, автодорожного и железнодорожного транспорта, возможность кооперации в области электронной торговли.
К другим направлениям взаимодействия экономик были отнесены энергетика, сельское хозяйство, рыболовство, наука и инновации, инвестиции, финансирование инфраструктурных проектов в России и в АСЕАН. В Сочи был принят Комплексный план действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 20162020 гг. Не менее важной стала согласованная политика по острым внешнеполитическим вопросам, связанным с Китаем и его агрессивной политикой в Южно-Китайском море.
Подписавшие сочинскую декларацию страны намерены обеспечивать морскую безопасность, свободу судоходства и воздушной навигации, беспрепятственную торговлю, выступать за сдержанность в отношениях, неприменение силы и (или) угрозы силы и за разрешение споров мирными средствами в соответствии с общепризнанными принципами международного права, в том числе закрепленными в Уставе ООН, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и согласно соответствующим стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной морской организации (ИМО).
Зона свободной торговли ЕС с Вьетнамом
По данным Еврокомиссии, в 2014 г. Евросоюз был вторым основным торговым партнером для Вьетнама после Китая и США. Экспорт Вьетнама в ЕС — 22,1 млрд евро, 6,2 млрд евро — экспорт ЕС во Вьетнам. Вьетнам экспортирует в страны Евросоюза преимущественно электронную продукцию, телефонные аппараты, обувь, текстиль и одежду, кофе, рис, морепродукты и мебель, а импортирует высокотехнологическую готовую продукцию, в том числе электрические машины и оборудование, самолеты, транспортные средства и фармацев-
тические продукты. Евросоюз является одним § из крупнейших инвесторов в экономику Вьет- § нама из шести по значимости иностранных £
ш
инвестиционных партнеров Вьетнама. ^
Соглашение о зоне свободной торговли между ^
Вьетнамом и Европейским союзом пока нахо- з
дится на стадии решения некоторых проблем ^
для того, чтобы была возможность его ратифи- ^
цикации в начале 2018 г. Тарифная либерали- |
зация торговли товарами между Вьетнамом и ^
ЕС предполагает на взаимной основе обнуление |
более чем 99% ставок ввозных таможенных по- £
ш
шлин. Обязательства по открытию рынков ста- ^ ли одним из прорывных шагов в переговорах 5 по Соглашению о ЗСТ. Намечено открытие рынков экспорта товаров из Вьетнама (текстильно-швейных изделий, обуви, сельскохозяйственной и рыбной продукции, мебели). С европейской стороны — это поставки во Вьетнам машин, оборудования, автомобилей, мотоциклов и некоторых видов сельхозпродукции.
Помимо обнуления ввозных таможенных пошлин, соглашение предоставит возможность для получения доступа к новым рынкам в сферах услуг и инвестиций. Вьетнам одобрил либерализацию торговли в сферах финансовых услуг, телекоммуникаций, почты и экспресс-доставки. Намерен отменить или сократить ограничения в отношении предприятий ЕС в сфере производства продуктов питания и напитков, а также в других областях хозяйства.
Вьетнам может стать страной транзита, через которую будет осуществляться трансграничная перевозка товаров и торгово-инвестиционная деятельность между ЕС и странами АСЕАН.
Зона свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом
Для ЕАЭС ЗСТ с Вьетнамом явилось первым опытом, притом что ЕАЭС за 2 года работы достиг заметных успехов. 25-26 декабря 2016 г. государства — члены ЕАЭС подвели итоги работы по организации зоны свободной торговли «ЕАЭС — СРВ». Отмечалось, что на 30% снизились нетарифные ограничения, сформирован общий рынок лекарств, продвигается электронная торговля. К 2025 г. будет создан общий рынок энергоносителей. Процесс интеграции охватил также ведущие направления развития мирового научно-технологического прогресса, но остались нерешенными некоторые вопросы. Вместе с тем на декабрьской встрече в 2016 г. главам государств — членов ЕАЭС не удалось единогласно подписать Таможенный кодекс из-за отказа Киргизии, что свидетельствует о наличии противоречий и нестыковке позиций по одному из главных законообразующих документов по регулированию совместной хозяйственной деятельности.
g Россия и Вьетнам отметили растущий ин-q терес стран Азии по присоединению к Зоне if свободной торговли ЕАЭС, причем важно, что
ш
^ это высказали такие развитые государства, как
^ Иран, Египет, Индия, Сингапур. О желании
s присоединиться к ЕАЭС заявили в общей слож-
g ности уже 40 государств. Вьетнам в Зоне сво-
^ бодной торговли с ЕАЭС может использовать
| свой богатый опыт работы в 15 ЗСТ.
^ Поскольку Дональд Трамп «похоронил» ТТП,
| Вьетнам ищет альтернативу в лице ЗСТ с ЕАЭС,
i что предоставляет хороший шанс для сближе-
ш
g ния. Однако следует отметить ряд ограничи-s телей потенциала свободной торговли в зоне у ЕАЭС и Вьетнама.
Во-первых, Соглашение о зоне свободной торговли «Вьетнам — ЕАЭС» не может предоставить широких возможностей для расширения вьетнамского экспорта, какое могло бы дать ТТП. Текстиль входит в тройку основных статей вьетнамского экспорта. Соглашение о Зоне свободной торговли с ЕАЭС поможет увеличить долю вьетнамского текстиля на российском рынке с 2 до 10%, но прогресс затруднен нетарифными барьерами, которые предусмотрены в Соглашении. Пошлины обнулятся только на вьетнамские куртки, ветровки и спортивные костюмы.
Во-вторых, трудовая миграция вьетнамцев в страны ЕАЭС связана только с Россией, но рынок труда РФ не заменит Вьетнаму Японию, Республику Корея, Австралию или США.
В-третьих, есть помехи организационного характера. Например, вьетнамскому бизнесу мешает принятая в ЕАЭС система расчетов.
Таким образом, не стоит преувеличивать масштабы соглашения ЕАЭС с Вьетнамом и ждать от него «волшебных» результатов. Использование возможностей ЗСТ с Вьетнамом потребует активной проектной работы для наращивания экспорта на растущий рынок вьетнамского государства.
«Фактор Трампа» — выводы для Вьетнама
В 2017 г. для СРВ, как и для многих других стран, сложилась новая геополитическая и геоэкономическая ситуация в связи с «фактором Трампа», так как после его избрания угроза балансу сил азиатской безопасности усилилась. В 2016 г. вьетнамский экспорт в США достиг 38,1 млрд долл., а в КНР — 21,96 млрд долл. Экспорт Вьетнама в РФ в 2016 г. в объеме 1,6 млрд долл. в 24 раза был меньше, чем вьетнамский экспорт в США. США в 2016 г. находились на 8-м месте в прямых иностранных инвестициях во Вьетнаме. Согласно опросу Pew Research, Вьетнам — одна из стран, где уровень доверия к США только растет. По данным исследования, позитивно к США относились в 2017 г. 84% вьетнамских граждан.
По итогам визита в 2017 г. торговой делегации Вьетнама в США между сторонами были подписаны многомиллиардные инвестиционные соглашения. Американский президент Дональд Трамп заявил, что эти соглашения создадут новые рабочие места в США.
На инаугурации 20 января 2017 г. Д. Трамп коротко изложил экономическую программу, названную в российских СМИ «Январскими тезисами» по аналогии с «Апрельскими тезисами» Ленина из-за их «революционного» содержания. Коротко содержание «Январских тезисов» Д. Трампа сводится к следующему.
1. Америка должна возродить свою национальную промышленность, предоставить американцам рабочие места, свернуть деятельность американских транснациональных корпораций в развивающихся странах. Трамп выступает за разумный прагматизм, протекциона-лизм, против участия в глобализации. «Мы будем придерживаться двух правил: покупай американское и нанимай на работу американцев. Мы построим новые дороги, шоссе, мосты, аэропорты, тоннели, железные дороги». Инвестиции в программе озвучены в 1 трлн долл. Сумма вложений сопоставима с программой Франклина Рузвельта после Великой депрессии 1930-х гг., которая возродила экономику США.
2. Вступив в должность, среди первых указов Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства и переходе к двусторонним торговым отношениям. Для Вьетнама, возлагавшего надежды на беспошлинную торговлю с США в рамках ТТП, могут возникнуть трудности в экспорте товаров на американский рынок. Негативное воздействие также окажет сжатие трансфера американских высоких технологий для модернизации вьетнамской промышленности. Если ТНК США действительно будут покидать Вьетнам, то это повлияет на занятость вьетнамцев и увеличит численность безработных в стране.
3. До инаугурации Дональд Трамп резко выступал против вторжения КНР в исключительную экономическую зону сопредельных стран ЮВА в Южно-Китайском море и стал проводить еще более жесткую политику в отношениях с Китайской Народной Республикой, чем Барак Обама, что отвечает интересам Вьетнама. Одновременно обосторяются трудности для стратегического партнерства России с Вьетнамом. Россия постарается сохранить нейтралитет и будет поддерживать АСЕАН в коллективных требованиях решения спорных вопросов в ЮКМ с Китаем только мирным путем, запустив процесс переговоров. Для Китая агрессивная риторика американского президента в отношении ЮКМ, видимо, имеет не столь важные последствия, как 45%-й
налог на импорт в США китайских потребительских товаров. Китай занимает монопольное положение на внутреннем американском рынке, и «торговая война» с США может сказаться на его развитии. В силу этого разворачивающееся соперничество между КНР и США может иметь серьезные последствия.
За счет импорта из КНР каждая семья в США экономит по 1000 долл. в год. Китай заинтересован в современных технологиях, которые он получает от США.
Вьетнам используется США в качестве фактора давления на Китай. Отношения Ханоя с Пекином достаточно сложные, несмотря на то что Китай в 2016 г. находился на 1-м месте в импорте СРВ. Обе стороны находятся в перманентном политическом конфликте, перерастающем в военные столкновения из-за строительства Китаем искусственных островов в акватории Южно-Китайского моря и возведения на них военных объектов с целью милитаризации ЮКМ.
В 2016 г. Вьетнаму вместе с другими государствами региона удалось выиграть процесс против Китая в международном суде. Палата третейского суда в Гааге отвергла претензии Пекина на акваторию Южно-Китайского моря. В решении суда говорилось, что так называемая «девятипунктирная демаркационная линия», которую Китай провел в Южно-Китайском море, не имеет под собой юридического статуса. Китай решение суда не признал.
Вьетнам втягивается в конфликт США и Китая, при этом не скрывает, что в большей степени заинтересован в еще большем укреплении контактов с администрацией Дональда Трампа в контексте его политики сдерживания Китая. В период президентства Барака Обамы США усилили сближение с Вьетнамом. В 2013 г. в итоговом заявлении после саммита «США — Вьетнам» президент США Барак Обама и президент СРВ Чыонг Тан Шанг официально подняли отношения до уровня стратегического партнерства, и ими были обозначены 10 сфер сотрудничества: политика и дипломатия, торговля и экономика, образование и обучение, защита окружающей среды, здравоохранение, преодоление наследия войны, оборона и безопасность, права человека, культура, спорт, туризм.
Вьетнам экономически зависит и от США, и от Китая, так как торговля с ними в значительной степени определяет динамику и объем внешней торговли. Развивая отношения в трехстороннем формате (Вьетнам — Китай — США), Вьетнам будет втягиваться во внутренние противоречия этих двух великих держав, усиливающиеся в настоящий период. Вьетнам может использовать противоборство США и Китая и их противоречия с выгодой для себя.
Возможные военные столкновения Китая с Вьетнамом в Южно-Китайском море будут
влиять на рост военных поставок из США и тем g самым укрепят их военно-политический союз. g Вьетнам во внешней политике, видимо, будет if
ш
сохранять в этой плоскости независимую по- ^ литику от России. Китай может ввести санкции ^ против Вьетнама, ограничив импорт. Однако s для Вьетнама потери для внутреннего рынка g могут компенсироваться расширением торгов- g ли с ЕС, АСЕАН и с Россией в зоне свободной | торговли «ЕАЭС — СРВ». Тем более что это ^ вызовет трения между Россией и Китаем, что i выгодно Вьетнаму. Сокращение импорта сель- i хозпродукции во Вьетнам из Китая позволит g уменьшить экологические риски из-за ввоза s китайских продуктов растениеводства с высоким содержанием нитратов.
Вьетнам для России — важный символ глобального российского присутствия в Восточной Азии. Крепкие, пусть и работающие в значительной степени на исторической инерции, связи с Вьетнамом — это главное, что у Москвы есть в Юго-Восточной Азии. Во Вьетнаме понимают, что Россия не станет партнером в сдерживании Китая со стороны Дональда Трампа.
Для российско-вьетнамского взаимодействия все вышесказанное представляет собой серьезные вызовы. В этих условиях всемерное продвижение реального сотрудничества на базе ЗСТ с СРВ несет значительную геополитическую нагрузку. Его успех стал бы примером для стран Евразии в области демонстрации выгод от евразийского партнерства. Для России успех этого «пилотного» проекта во взаимодействии со странами ЮВА стал бы серьезным плюсом не только в интересах выхода на Тихий океан, но и в продвижении доктрины евразийского вектора глобальной внешнеполитической стратегии России.
Литература
1. Thayer C. A. The Trump Administration's Policy Towards the South China Sea: Rhetoric and Reality // Presentation to the 3rd International Conference on Security and Cooperation in the South China Sea, Sponsored by the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Radisson SAS Slavyanskaya Hotel, Moscow, September 18, 2017: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.scribd.com/do-cument/359720369/Thayer-The-Trump-Administra-tion-s-Policy-on-the-South-China-Sea-Rhetoric-and-Reality.
2. Thayer C. A. Vietnam's Foreign Policy in an Era of Rising Sino-US Competition and Increasing Domestic Political Influence // Asian Security. 2017. Vol. 13. Issue 3. P. 183-199.
3. Коновалов И. Трамп тянет Вьетнам в военно-морские союзники: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusdozor.ru/2017/06/01/tramp-tyanet-vetnam-v-voenno-morskie-soyuzniki/.
4. Стратегия партнерства: почему Вьетнам ищет сближения и с Россией, и с США: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravdoryb.info/stra-
g tegiya-partnyorstva-pochemu-vetnam-ischet-sblizhe-i niya-i-s-rossiey-i-s-ssha-122218.html. x 5. Statistical yearbook of Vietnam 2015. Hanoi: Sta-ш tistical Publishing House, 2016. x 6. 12 стран подписали соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства: [Электронный ресурс]. ^ Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/02/04/ g ttp/.
v 7. Китай возмущен заявлением Обамы, который хо-к чет в одиночку устанавливать правила международной торговли: [Электронный ресурс]. Режим < доступа: http://www.newsru.com/world/03may2016/ ^ tppchinaobama.html.
¡^ 8. Нгуен К. Х., Тригубенко М. Е. К вопросу об орга-g низации Транстихоокеанского партнерства и уча-s стия в нем Вьетнама // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2016. № 2. С.20-24.
9. Tai sao Viet Nam tu choi phe chuan TPP?: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vn.sputnik-news.com/business/201611172599865-viet-nam-tpp/.
10. Катасонов В. Транстихоокеанское партнерство: США уходят, Китай приходит: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://khazin.ru/articles/6-ekonomika/29389-transtihookeanskoe-partnerstvo-ssha-uhodjat-kitai-prihodit.
11. Viet Nam tag ho ket thuc dam phan Hiep dinh RCEP trong nam nay: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nhandan.com.vn/kinhte/item/329447 02-viet-nam-ung-ho-ket-thuc-dam-phan-hiep-dinh-rcep-trong-nam-nay.html.
12. Viet Nam huang lai gi tu Hiep dinh Doi tac kinh te toan dien khu vuc? // Газета радиостанции «Голос Вьетнама»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vov.vn/kinh-te/viet-nam-huong-loi-gi-tu-hiep-dinh-doi-tac-kinh-te-toan-dien-khu-vuc-538031.vov.
13. Саммит Россия — АСЕАН // Официальный сайт Президента Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://special.kremlin.ru/ events/president/news/51953.
14. Цепляев В. В шаге от конфликта. Возможна ли война между США и Китаем? // Еженедельник «Аргументы и факты». № 51. 21.12.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif. ru/politics/world/v_shage_ot_konflikta_vozmozhna_ li_voyna_mezhdu_ssha_i_kitaem.
15. Угланов А. Американская «крыша» отъезжает, надвигается китайская? // Аргументы недели. № 50 (541) от 22.12.2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://argumenti.ru/toptheme/n570/ 516650.
16. Современный Вьетнам: справочник / Отв. ред. Е. В. Кобелев. М. ИД «Форум». 2015. 366 с.
17. Asia Regional Integration Center — ARIC: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aric.adb. org/beta.
References
1. Thayer C. A. The Trump Administration's policy towards the South China Sea: Rhetoric and reality. 3rd International Conference on Security and Cooperation in the South China Sea. Moscow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, September 18, 2017. 26 p. Available at: https:// ru.scribd.com/document/359720369/Thayer-The-Trump-Administration-s-Policy-on-the-South-China-Sea-Rhetoric-and-Reality.
2. Thayer C. A. Vietnam's foreign policy in an era of rising Sino-US competition and increasing domestic
political influence. Asian Security. 2017, vol. 13, no.3, pp.183-199.
3. Konovalov I. Trump drags Vietnam into naval allies. Russkiy dozor. June 01. 2017. Available at: http:// rusdozor.ru/2017/06/01/tramp-tyanet-vetnam-v-voenno-morskie-soyuzniki/. (in Russ.).
4. Partnership strategy: Why Vietnam seeks a rapprochement with both Russia and the US. Pravdorub. June 29, 2017. Available at: http://pravdoryb.info/ strategiya-partnyorstva-pochemu-vetnam-ischet-sbli-zheniya-i-s-rossiey-i-s-ssha-122218.html. (in Russ.).
5. Statistical yearbook of Viet Nam 2015. Hanoi: Statistical Publ. House, 2016. 946 p.
6. 12 countries signed an agreement on the establishment of the Trans-Pacific Partnership. Lenta.ru. February 04, 2016. Available at: https://lenta.ru/ news/2016/02/04/ttp/. (in Russ.).
7. China is outraged by Obama's statement, who wants to single-handedly set the rules of international trade. NEWSru.com. May 03, 2016. Available at: http:// www.newsru.com/world/03may2016/tppchinaobama. html. (in Russ.).
8. Nguen K. Kh., Trigubenko M. E. K voprosu ob or-ganizatsii Transtikhookeanskogo partnerstva i uchastiya v nem V'etnama [On the issue of the organization of the Trans-Pacific Partnership and the participation of Vietnam in it]. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: Ekonomika ipravo, 2016, no. 2, pp. 20-24.
9. Tai sao Viet Nam tu choi phe chuan TPP? [Why Vietnam refuses to ratify TPP?]. Sputnik Viet Nam. November 17, 2016. Available at: https://vn.sput-niknews.com/business/201611172599865-viet-nam-tpp/. (in Viet.).
10. Katasonov V. The Trans-Pacific Partnership: the US is leaving, China is coming. Khazin.ru. February 08, 2017. Available at: https://khazin.ru/articles/6-eko-nomika/29389-transtihookeanskoe-partnerstvo-ssha-uhodjat-kitai-prihodit. (in Russ.).
11. Viet Nam ung ho ket thuc dam phan Hiep dinh RCEP trong nam nay [Vietnam supports the conclusion of the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) negotiations this year]. Nhan dan. May 23, 2017. Available at: http://nhandan.com.vn/kinhte/ item/32944702-viet-nam-ung-ho-ket-thuc-dam-phan-hiep-dinh-rcep-trong-nam-nay.html. (in Viet.).
12. Viet Nam huang lai gi tu Hiep dinh Doi tac kinh te toan dien khu vuc? [How does Vietnam benefit from the Comprehensive Economic Partnership Agreement?]. VOV.VN. August 07, 2016. Available at: http://vov.vn/kinh-te/viet-nam-huong-loi-gi-tu-hiep-dinh-doi-tac-kinh-te-toan-dien-khu-vuc-538031. vov. (in Viet.).
13. Russia-ASEAN Summit. President of Russia: Official web site. May 20, 2016. Available at: http://special. kremlin.ru/events/president/news/51953. (in Russ.).
14. Tseplyaev V. A step away from conflict. Is a war between the US and China possible? Argumenty i Fakty, December 21, 2013, no. 51. Available at: http://www. aif.ru/politics/world/v_shage_ot_konflikta_vozmozh-na_li_voyna_mezhdu_ssha_i_kitaem. (in Russ.).
15. Uglanov A. The American "roof" pulls away, is the Chinese one approaching? Argumenty nedeli, December 22, 2016, no. 50 (541). Available at: http://ar-gumenti.ru/toptheme/n570/516650. (in Russ.).
16. Kobelev E. V. et al. Sovremennyy V'etnam: spravoch-nik [Modern Vietnam: A handbook]. Moscow: Forum Publ., 2015. 366 p.
17. Asia Regional Integration Center — ARIC. Official website. Available at: https://aric.adb.org/beta.