Научная статья на тему '25-й саммит АТЭС во Вьетнаме'

25-й саммит АТЭС во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
497
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЭС / РОССИЯ / ВЬЕТНАМ / ВТО / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / ВРЭП / УДАЛЁННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / APEC / RUSSIA / VIETNAM / WTO / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / RCEP / DISTANT TERRITORIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леженина Татьяна Владимировна, Нгуен Куок Хунг

Организованный в 1989 г. АТЭС превратился в одну из самых крупных интеграционных площадок мира, где обсуждаются и принимаются методом консенсуса решения, соответствующие ответам на вызовы и угрозы XXI в. и определяются цели и направления развития на перспективу. В АТЭС проходят открытые диалоги между развитыми и развивающимися странами в формате четырёх блоков и крупных групп стран. В АТЭС входит англо-саксонский блок (США-Канада-Австралия-Новая Зеландия ), блок стран Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея, к которому примыкает Россия), 10 стран-членов АСЕАН, новые индустриальные страны (Гонконг, Тайвань, Сингапур), блок стран Южной Америки (Мексика-Перу-Чили) и Папуа-Новая Гвинея (Океания). Она относится к отдалённым территориям. В 2018 г. этой стране будет передано председательство в АТЭС. В 2017 г. председателем в АТЭС был Вьетнам. Цель. Определить эффективность деятельности АТЭС в 2017 г., круг основных проблем и пути их решения. Задачи. Выявить резервы для устойчивого развития АТЭС и эффективной работы интеграционных союзов. Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания, сравнительные методы по уровню развития стран-членов АТЭС. Результаты. Определены четыре приоритетные направления деятельности АТЭС: конкурентоспособность и потенциал инноваций малых и средних предприятий, сохранение продовольственной безопасности, распространение в АТЭС цифровой и интернет-экономики. Оценён вклад Транстихоокеанского партнёрства и новой интеграционной структуры ВРЭП, показаны преимущества свободной и открытой торговли и либерализации инвестиционного режима в АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 25TH SUMMIT OF APEC IN VIETNAM

Organized in 1989 APEC turned into one of the largest integrational sites in the world where decisions corresponding to the responses and challenges of the 21st century are discussed and reached through the process of a consensus, and the goals and areas of focus for future development are determined. APEC hosts open dialogues among developed and developing countries in the format of four blocks and large country groups. APEC includes the Anglo-Saxon block (the USA-Canada-Australia-New Zealand), the block of North-East Asian countries (China, Japan, the Republic of Korea, and Russia joining as well), 10 country-members of ASEAN, new industrial countries (Hong Kong, Taiwan, Singapore), the block of South American countries (Mexico-Peru-Chile) and Papua-New Guinea (Oceania). The latter refers to distant territories. This country^ will head APEC in 2018. Vietnam headed APEC in 2017. The goal. Determining the effectiveness of activity of APEC in 2017, the range of the main problems and ways of solving them. The tasks. Finding reserves for sustainable development of APEC and effective work of integrational alliances. The methodology. In this study we have used the general methods of scientific cognition, comparative methods on the level of development of APEC country-members. The results. We have determined four priority areas of focus of APEC activity, the competitiveness and potential of innovations of small and medium-sized enterprises, preserving the food security, distribution in APEC of digital and Internet economy. We have evaluated the contribution of the Trans-Pacific Partnership and the new integrational structure of the RCEP, we have shown the advantages of independent and open trade in liberalization of the investment mode in the APR.

Текст научной работы на тему «25-й саммит АТЭС во Вьетнаме»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 330.356 ЛЕЖЕНИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

к.э.н., старший научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики» РАН,

e-mail: [email protected]

НГУЕН КУОК ХУНГ

к.э.н., научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики» РАН,

e-mail: [email protected]

25-Й САММИТ АТЭС ВО ВЬЕТНАМЕ

Аннотация. Организованный в 1989 г. АТЭС превратился в одну из самых крупных интеграционных площадок мира, где обсуждаются и принимаются методом консенсуса решения, соответствующие ответам на вызовы и угрозы XXI в. и определяются цели и направления развития на перспективу. В АТЭС проходят открытые диалоги между развитыми и развивающимися странами в формате четырёх блоков и крупных групп стран. В АТЭС входит англо-саксонский блок (США—Канада—Австралия—Новая Зеландия ), блок стран Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Республика Корея, к которому примыкает Россия), 10 стран-членов АСЕАН, новые индустриальные страны (Гонконг, Тайвань, Сингапур), блок стран Южной Америки (Мексика—Перу—Чили) и Папуа-Новая Гвинея (Океания). Она относится к отдалённым территориям. В 2018 г. этой стране будет передано председательство в АТЭС. В 2017 г. председателем в АТЭС был Вьетнам. Цель. Определить эффективность деятельности АТЭС в 2017 г., круг основных проблем и пути их решения. Задачи. Выявить резервы для устойчивого развития АТЭС и эффективной работы интеграционных союзов. Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания, сравнительные методы по уровню развития стран-членов АТЭС. Результаты. Определены четыре приоритетные направления деятельности АТЭС: конкурентоспособность и потенциал инноваций малых и средних предприятий, сохранение продовольственной безопасности, распространение в АТЭС цифровой и интернет-экономики. Оценён вклад Транстихоокеанского партнёрства и новой интеграционной структуры ВРЭП, показаны преимущества свободной и открытой торговли и либерализации инвестиционного режима в АТР. Ключевые слова: АТЭС, Россия, Вьетнам, ВТО, Транстихоокеанское партнёрство, ВРЭП, удалённые территории.

LEZHENINA TATIYANA VLADIMIROVNA

Candidate of Economic Sciences, Senior Research Associate of FSBIS

"Institute of Economics of the RAS", e-mail: [email protected]

NGUEN KUOK HUNG

Candidate of Economic Sciences, Research Associate of FSBIS

"Institute of Economics of the RAS", e-mail: [email protected]

THE 25TH SUMMIT OF APEC IN VIETNAM

Abstract. Organized in 1989 APEC turned into one of the largest integrational sites in the world where decisions corresponding to the responses and challenges of the 21st century are discussed and reached through the process of a consensus, and the goals and areas of focus for future development are determined. APEC hosts open dialogues among developed and developing countries in the format of four blocks and large country groups. APEC includes the Anglo-Saxon block (the USA-Canada-Australia-New Zealand), the block of North-East Asian countries (China, Japan, the Republic of Korea, and Russia joining as well), 10 country-members of ASEAN,

new industrial countries (Hong Kong, Taiwan, Singapore), the block of South American countries (Mexico-Peru-Chile) and Papua-New Guinea (Oceania). The latter refers to distant territories. This country will head APEC in 2018. Vietnam headed APEC in 2017. The goal. Determining the effectiveness of activity of APEC in 2017, the range of the main problems and ways of solving them. The tasks. Finding reserves for sustainable development of APEC and effective work of integrational alliances. The methodology. In this study we have used the general methods of scientific cognition, comparative methods on the level of development of APEC country-members. The results. We have determined four priority areas of focus of APEC activity, the competitiveness and potential of innovations of small and medium-sized enterprises, preserving the food security, distribution in APEC of digital and Internet economy. We have evaluated the contribution of the Trans-Pacific Partnership and the new integrational structure of the RCEP, we have shown the advantages of independent and open trade in liberalization of the investment mode in the APR.

Keywords: APEC, Russia, Vietnam, the WTO, Trans-Pacific Partnership, RCEP, distant territories.

10-11 ноября 2017 г. состоялся 25 саммит АТЭС во Вьетнаме, т. к. с 1 января 2017 г. председательство в АТЭС перешло к этой стране. Саммит прошёл в курортном городе Дананге и вызвал небывало большой интерес в мире как своей насыщенной повесткой и обсуждением новых направлений, так и ожиданиями итогов встреч Дональда Трампа и Владимира Путина на полях саммита АТЭС, как это планировалось дипломатическими ведомствами США и России.

Во многих странах прошли конференции и круглые столы, среди которых насыщенной программой отличался круглый стол в Москве «АТЭС-2017. Итоги, проблемы и перспективы после 2020 г.» (октябрь 2017 г.). В нём приняли участие учёные из Института экономики РАН, Российского центра исследования АТЭС РАНХ и ГС при президенте РФ, Национального комитета по исследованию БРИКС. В круг обсуждаемых проблем вошли: АТЭС в 2017 г. и российско-вьетнамская повестка, региональная экономическая интеграция в АТР, повестка АТЭС в области содействия экономическому развитию в 2017 г., сельское хозяйство и продовольственная безопасность и ряд других.

Важность коллективного обсуждения проблем на саммите АТЭС также состоит в том, что АТЭС на сегодня — это самое крупное интеграционное объединение стран Тихоокеанского бассейна, на долю которого в 2016 г. приходилось 64% мирового ВВП и 48% мировой торговли.

Во Вьетнаме в числе главных дискуссий стояла проблема либерализации торговли. Был согласован перечень экологически чистых продуктов, по которым снизились тарифные ограничения до 5% и ниже.

Обсуждалось формирование устойчивых цепочек товарных поставок.

Третий блок вопросов на саммите во Вьетнаме касался структурных реформ, развития инновационных кластеров и технологических рынков. Если раньше ключевым вопросом при обсуждении была региональная экономическая интеграция и снижение тарифных барьеров, то во Вьетнаме ключевыми вопросами стали инновации.

Особое место занимала проблема удалённых территорий, включая российский Дальний Восток.

Организационная структура органов АТЭС включал три ключевых кластера в формате рабочих групп. Они готовят встречи старших должностных лиц. Активную работу ведёт также Деловой Консультационный Совет. Ежегодно на саммитах проходят встречи представителей бизнеса из разных стран.

АТЭС развивает связи с G20, ОЭСР, т. е. с главными политическими организациями мира, участвует в проектах Большой Евразии, включая сопряжение ЕАЭС с китайской инициативой возрождения Великого Шёлкового пути.

Инициатива Вьетнама как организатора 25 саммита АТЭС включала определение новой движущей силы. Она отражала общую заинтересованность в создании новых стимулов для ускорения интеграции и поисков новых точек экономического роста.

Вьетнам, как председатель в АТЭС в 2017 г., выдвинул для обсуждения в Дананге четыре приоритетных направления. Во-первых, активизацию устойчивого, всеобъемлющего и инновационного экономического роста; во-вторых, усиление ключевой роли АТЭС в углублении и расширении региональной экономической интеграции; в-третьих, повышение конкурентоспособности и креативности малого и среднего бизнеса в современную цифровую эпоху; в-четвёртых, усиление продовольственной безопасности, устойчивое развитие сельского хозяйства и его адаптация к изменениям климата.

Для реализации четырёх приоритетных направлений в органах АТЭС в течение года велась напряжённая подготовка. На повестке встреч старших должностных лиц и в Деловом Консультативном Совете особое внимание было сосредоточено на Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли, увеличении взаимосвязанности экономик АТЭС и цепочек товарных поставок. Велась оргработа содействию трансграничной электронной коммерции и поддержки либерализации торговли услугами.

Состоялся обмен информацией по опыту содействия стран устойчивому инновационному и инклюзивному росту, проведения структурных реформ, развития сферы услуг и человеческих ресурсов.

Как никогда прежде, во Вьетнаме велась большая подготовительная работа по повышению конкурентоспособности и потенциала инноваций у малых и средних предприятий, созданию для этого благоприятной предпринимательской среды, а также поддержке организации старта-пов.

Одной из центральных на саммите стала продовольственная тема. В результате изменения климатических условий и постоянно повторяющихся стихийных бедствий (наводнений и засухи) в мировом пространстве надвигается продовольственный кризис. Поэтому одно из центральных мест в экспертных органах АТЭС заняли исследования и рекомендации по сохранению продовольственной безопасности, устойчивому развитию сельских территорий, гармонизации стандартов безопасности пищевых продуктов и сокращению продовольственных потерь.

Ключевой темой для дискуссий на саммите АТЭС в 2017 г. была проблема цифровой и интернет-экономики. В Послании В.В. Путина Федеральному Собранию РФ до саммита во Вьетнаме было сказано: «Развитие цифровой экономики — это приоритетное направление для России. Россия с учётом уже имеющихся наработок и высказанных предложений должна принимать активное участие в разработке Дорожной карты АТЭС по развитию цифровой и интернет -экономики». В предложенном Россией проекте содержался анализ ключевых индикаторов развития цифровой экономики, которые заложены в органах АТЭС по цифровой проблематике, включая Дорожную карту.

24 августа 2017 г. в Хошимине прошёл Диалог старших должностных лиц, представителей государственных учреждений и экспертного сообщества по проблеме удалённых территорий.

Участники Диалога, включая представителей Австралии, США, Китая, Индонезии, Филиппин, Таиланда и Папуа-Новой Гвинеи, отметили, что развитие и интеграция удалённых регионов сейчас актуально для абсолютного большинства стран АТР. Вместе с тем пока нет единого понимания термина «удалённый регион», а деятельность рабочих групп АТЭС по данной проблематике не носит упорядоченного характера. В связи с этим по итогам Диалога в августе 2017 г. была принята рекомендация, чтобы в 2018 г. комитет АТЭС по экономическому и техническому сотрудничеству ЭКОТЕК разработал Общий план работы АТЭС в области развития и интеграции удалённых регионов, который была одобрен на заседании ЭКОТЕК и принят к исполнению на заседании старших должностных лиц. Представители США согласились с важностью затронутой темы, однако отметили необходимость поэтапного подхода к продолжению дискуссий о роли АТЭС в развитии удалённых регионов мира.

К практической реализации проектов по удалённым территориям подключилась Группа экспертов АТЭС по интеллектуальной собственности, куда входят также российские компании. Так, например, российская компания «Роспатент» представила проект по созданию системы интеллектуальной собственности. Проект предполагает проведение исследований, направленных на охрану, защиту и коммерциализацию интеллектуальной собственности на удалённых территориях. Этот проект поддержан Мексикой, Южной Кореей и Филиппинами.

На заседании группы АТЭС по туризму фирма «Ростуризм» выступила с предложением о разработке проекта по изучению перспектив развития устойчивого туризма в удалённых регионах.

В целом саммит АТЭС во Вьетнаме дал хороший старт новым направлениям.

Одним из главных итогов стало, во-первых, окончательное согласование рамочного документа АТЭС по развитию электронной коммерции, содействию развития ИКТ инфраструктуры, расширению числа участников электронной коммерции, включая малые и средние предприятия, развитию кооперации между государственным и частным сектором по электронной коммерции.

Во-вторых, была продолжена работа над Дорожной картой АТЭС по интернет-экономике. Россия в 2017 г. добилась смещения акцента Дорожной карты с вопросов цифровой торговли на не менее важные вопросы цифровой и интернет-экономики, включая выработку подходов к оценке развития цифровой и интернет-экономики для содействия инклюзивности и преодолению цифрового неравенства. Также удалось обозначить особое значение проблемы безопасности передачи данных по развитию цифровой и интернет-экономики.

В-третьих, рассматривались 4 соглашения о свободной торговле, вступивших в силу в 2016 г., включая соглашение о ЗСТ ЕАЭС с Вьетнамом. Были отмечены наиболее прогрессивные элементы этого соглашения по регулированию таможенных процедур, электронной коммерции, государственным закупкам и инвестициям.

Важной темой, связанной с дальнейшей работой АТЭС, стало привлечение для участия в АТЭС новых наблюдателей, включая страны-члены ЕАЭС, и снятие моратория на вхождение в АТЭС новых членов. По предложениям российских экспертов в АТЭС не должны создаваться искусственные барьеры, изолирующие его от стран из окружающего АТЭС пространства. Россия предложила рассмотреть возможность привлечения в АТЭС в первую очередь новых наблюдателей, разделяющих основные цели и принципы работы АТЭС [1].

Среди болезненных тем, обсуждённых на саммите во Вьетнаме, звучала озабоченность по поводу судьбы Транстихоокеанского партнёрства. Как известно, после избрания в 2016 г. на пост президента США Дональд Трамп одним из первых указов приостановил ратификацию ТТП в конгрессе США.

Между тем ТТП должно было стать самым крупным интеграционным союзом. Соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве подписали 12 стран в феврале 2016 г., но не ратифицировали. Общий ВВП составил в 2016 г. 28 трлн долл. или более 36% мирового ВВП. Торговля товарами и услугами достигла 854 млрд долл., 25,6% мировой торговли. На территории 12 стран-членов ТТП проживают 910 млн человек (12% общей численности населения мира).

В ТТП вошли крупнейшие экономики — Япония, Канада, Мексика, Австралия.

Китай до организации ТТП начал оформлять другую мощную Транстихоокеанскую интеграционную структуру ВРЭП на саммите АСЕАН в Камбодже в 2012 г.

На фоне мощного ТПП одни эксперты полагали, что ВРЭП ещё слишком «сырое и неконкурентоспособное». Другие подчеркнули своевременность и актуальность оформления нового крупного интеграционного соглашения именно теперь в связи с ростом протекционистских настроений в США. Политики и эксперты предвидели, что, воспользовавшись отказом Трампа от участия США в ТТП, Китай сразу перехватит инициативу, т. к. ставит задачу создания ВРЭП под своим лидерством.

Проект ВРЭП будет иметь ряд принципиальных отличий от ТТП: он носит открытый характер, нет жёстких норм и правил в сфере экологии, условий труда, параметров государственных закупок, инвестиционных споров. ВРЭП — это хотя преимущественно торговое партнёрство, но не несёт на себе обязательств выполнения правил ВТО.

В ВРЭП вошли: 10 членов АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и 6 государств (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония), подписавших соглашения о свободной торговле с АСЕАН.

По своему экономическому потенциалу ВРЭП вполне может претендовать на то же место, что и ТТП. На долю ВРЭП приходится около 30% мирового ВВП, 25% мирового объёма инвестиций, около 50% численности населения Земли.

Общая торговля ВРЭП в 2014 г. достигла 4,4 млрд долл., в которой Китай занял первое место (1 трлн 296 млрд долл.), Япония — второе место (695 млрд долл.), Республика Корея — третье место (511 млрд долл.), Сингапур — четвёртое место (417 млрд долл.), Австралия — пятое место (322 млрд долл.). Вьетнам в 2014 г. находился на десятом месте (169,8 млрд долл.) [2].

Для сравнения, с ВРЭП у США, Канады и Мексики, входящих в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), общий товарооборот в 2014 г. — 1 трлн долл. Этот показатель они достигли в начале второго десятилетия XXI в.

Проблема участия Вьетнама в ВРЭП рассматривалась на 18 министерских конференциях и на 6 сессиях Национального собрания в 2017 г.

Как заявил министр промышленности и торговли Вьетнама Чан Туан Аня, ВРЭП можно рассматривать как самое масштабное Соглашение о ЗСТ на основе активного сотрудничества АСЕАН с шестью партнёрами по диалогу — Австралией, Китаем, Республикой Корея, Индией, Японией и Новой Зеландией.

Он подчеркнул, что руководители Вьетнама признают важность участия в ВРЭП не только как драйвера роста торговли, но и для притока новых крупных инвестиций, развития частных предприятий, которые составляют сегодня костяк развития рыночной экономики Вьетнама [2].

Участие в ВРЭП даст Вьетнаму возможность развивать экономические отношения с Евросоюзом, как с одним из главных инвесторов экономики Вьетнама.

В 2014 г. экспорт ЕС во Вьетнам составил 6,2 млрд евро, но экспорт Вьетнама в ЕС был значительно больше — 22,1 млрд евро, что доказывает возможность закрепиться на ёмком западноевропейском рынке в условиях сильной конкуренции с Китаем.

Соглашение о зоне свободной торговли между Вьетнамом и Европейским Союзом находится сейчас на стадии согласования, ратифицикация Соглашения намечена на 2018 г.

Эксперты ЕС полагают, что в отношении Вьетнама ЕС предпримет «тарифную либерализацию» торговли товарами, обнуление более 99% ставок ввозных таможенных пошлин.

Помимо обнуления ввозных таможенных пошлин соглашение предоставит возможность для получения доступа Вьетнама к новым источникам предоставления услуг и инвестиций. Вьетнам согласился отменить или сократить ограничения для предприятий ЕС, производящих продукты питания и напитки.

11 ноября на саммите была подписана всеми членами АТЭС итоговая Декларация. Как говорится в Декларации, лидеры экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества исходят из необходимости усиления продовольственной безопасности, а также стремления к устойчивому развитию сельского хозяйства в условиях меняющегося глобального климата: «Мы хотим подчеркнуть, что АТЭС может играть ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства, аквакультуры и рыболовства в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами, особенно в свете происходящих климатических изменений. Мы подтверждаем нашу приверженность достижению устойчивой продовольственной системы к 2020 г.».

Главной целью АТЭС в декларации провозглашено стимулирование экономического роста стран АТР и укрепление Азиатско-тихоокеанского сообщества. Основной задачей АТЭС на период до 2020 г. названо создание системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима в АТР [3].

Остро звучала на саммите АТЭС тема ВТО.

Лидеры экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества договорились совершенствовать деятельность Всемирной торговой организации, в т. ч. по вопросам разрешения споров. Об этом говорится в совместной декларации: «Достигнута договоренность о совместной работе по улучшению функций ВТО, в т. ч. по вопросам переговоров, контроля и разрешения возникающих споров, о готовности совместной работы для обеспечения эффективного и своевременного реагирования на соблюдение правил ВТО» [4].

На саммите поддержку в отношении ТТП высказал премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Он заявил, что «принципиальное соглашение о продолжении работы по формированию Транстихоокеанского партнерства (ТТП-11), которое было достигнуто странами-участницами по

итогам переговоров во вьетнамском Дананге, — это сильное послание всему миру».

Между тем, несмотря на то что страны-участницы соглашения о формировании ТТП-11 договорились продолжить работу по созданию объединения и изменить его название, конкретной договоренности о формировании торгового союза достичь в Дананге не удалось.

Первоначально предполагалось, что в рамках форума АТЭС лидеры 11 стран-участниц ТТП проведут встречу, по итогам которой объявят о конкретных решениях по вступлению этого торгового соглашения в силу. Однако премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ар-дерн, принимающая участие в саммите, сообщила, что встреча не состоялась, т. к. на неё не пришёл премьер Канады Джастин Трюдо [5].

Одиннадцать стран-участниц соглашения о формировании Транстихоокеанского партнерства договорились сменить название ТТП на «Всестороннее, прогрессивное Транстихоокеанское партнерство» (СPTTP), — как заявил министр по восстановлению экономики Японии Тосимицу Мотэги.

«Всестороннее означает, что соглашение будет покрывать не только торговлю, но и инвестиции, защиту интеллектуальной собственности и прочее. Прогрессивное означает, что объединение будет самым передовым по сравнению с другими существующими в мире», — пояснил министр [6].

До саммита во Вьетнаме были мнения, что вслед за США ТТП может покинуть и Канада. Но на пресс-конференции 11 ноября в Дананге премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил о необходимости проделать «много важной работы» для формирования Транстихоокеанского партнерства в новом формате (ТТП-11).

По его словам, были установлены рамки объединения, но нужно проделать много важной работы для продвижения объединения. Премьер согласился, что было много проделано во время саммита АТЭС в Дананге. Подобное объединение, по его словам, важно и для Канады, и для всего региона, но необходимо быть уверенным в том, что создание партнерства будет выгодно для всех [7].

Позицию России по саммиту АТЭС изложил В. Путин. Среди прочих тем Путин выделил заявление директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард на встрече с лидерами АТЭС, где она говорила о необходимости взвешенной бюджетной политики и проведении структурных изменений в экономике.

Он назвал очень интересным сообщение Лагард по поводу состояния мировой экономики, которая растёт, и в среднесрочной перспективе прогноз хороший.

Но есть и риски, как она говорила, связанные с тем, что в развитых экономиках снижается темп роста заработной платы, это снижает покупательскую способность населения. Говорила и о необходимости проведения взвешенной бюджетной, финансовой, кредитной политики, о необходимости структурных изменений экономики.

По словам В. Путина, на площадке саммита затрагивались и другие вопросы: борьба с терроризмом, ситуация на мировых энергетических рынках, перспективы развития АТЭС. «Говорили о необходимости работать над дальнейшей либерализацией рынков, над выстраиванием отношений в рамках единого свободного рынка. Хотя некоторые считают, что пока преждевременно об этом говорить, имея в виду разный уровень развития экономик стран-участниц», — добавил Путин [8].

Встреча В. Путина с Д. Трампом на полях саммита АТЭС в Дананге не состоялась, видимо, в силу неясности американского президента о путях выхода из затянувшейся конфронтации по ключевым проблемам внешней политики: Сирии и Украине.

За несколько дней до поездки президента России во Вьетнам его помощник Юрий Ушаков говорил, что российская сторона готова к проведению отдельной двусторонней встречи Путина и Трампа, однако ее детали, в т. ч. временные параметры, до последнего времени не были согласованы. Еще раньше о намерении встретиться с Путиным во Вьетнаме заявил сам Трамп. Однако сразу после прибытия в Дананг агентство Блумберг сообщило со ссылкой на пресс-секретаря лидера США Сару Сандерс, что официальной двусторонней встречи двух президентов на полях саммита не будет из-за плотного графика Трампа.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков считал, что российская сторона продолжает терпеливо работать над организацией встречи, и заявил, что встреча в кулуарах саммита

так или иначе состоится. И это действительно оказалось вопросом времени, которое могло бы быть более или менее продолжительным, если бы Трамп появился на первых двух мероприятиях саммита 10 ноября. Американского лидера не было на встречах с Деловым консультативным советом АТЭС и с лидерами АСЕАН.

При первом публичном появлении американского лидера на саммите (на церемонии фотографирования лидеров в национальных вьетнамских костюмах) контакт между ним и Путиным произошел. Лидеры, которые, как выяснилось, должны были стоять рядом на фото, обменялись рукопожатиями и несколькими фразами. В завершение церемонии Трамп по-дружески положил Путину руку на плечо.

После этого лидеры отправились на торжественный прием, где президенты России и США уже сидели далеко друг от друга. В той части, которая была открыта для прессы, они не общались, а ближе к концу мероприятия Трамп покинул зал [9].

Лидеры стран-участниц АТЭС приветствовали создание рабочей группы, которая займется разработкой стратегического видения развития сообщества на период после 2020 г. Об этом сообщил президент Вьетнама Чан Дай Куанг на пресс-конференции по итогам Недели лидеров АТЭС: «Мы пришли к согласию, что видение будущего АТЭС должно быть связано с сохранением ведущей роли этого объединения в усилении региональной взаимосвязанности и сотрудничества».

Лидеры стран АТЭС подчеркнули, что целями этого сотрудничества станут обеспечение устойчивого и всеобъемлющего развития традиционной экономики; развитие цифровой и сетевой экономики; подготовка высококвалифицированных кадров, а также сокращение разрыва между государствами в уровне развития. «Именно эти потребности испытывают экономики-участницы АТЭС для своего внутреннего развития, а также они отвечают общей тенденции международного сотрудничества в XXI в.».

Чан Дай Куанг обратил внимание, что на протяжении почти трёх десятилетий своего становления и развития АТЭС удерживает позицию ведущего в регионе механизма экономического сотрудничества: «В условиях быстро меняющегося мира и динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона АТЭС имеет новые возможности, но в то же время сталкивается с немалыми трудностями и вызовами. Сейчас сообщество АТЭС вступило в решающую стадию реализации программы "Богорских целей" по либерализации торговли и инвестиций, рассчитанной на период до 2020 г. Поэтому экономики-участницы АТЭС стремятся создать новые стимулы, направленные на содействие устойчивому экономическому росту в регионе после 2020 г. и сохранение роли АТР в качестве движущей силы для развития и интеграции мировой экономики», — отметил вьетнамский лидер.

Подводя итоги председательства Ханоя в АТЭС в 2017 г., Чан Дай Куанг подчеркнул, что Вьетнам в очередной раз подтвердил свой курс на диверсификацию и многовекторность отношений со странами мира, на углубление международной интеграции. «Вьетнам хочет быть верным другом и надежным партнером мирового сообщества. Вместе с другими экономиками — участницами АТЭС мы стремимся к строительству мирного, стабильного, динамичного, сплоченного и процветающего Азиатско-Тихоокеанского сообщества», — заключил он [10].

Литература

1. Аносова, Л.А. Доклад «О работе Вьетнама в АТЭС в 2017 г.» на Круглом столе в Институте экономики РАН «АТЭС-2017: итоги, проблемы и перспективы после 2020 г.».

2. Нгуен Куок Хунг. Доклад «Участие Вьетнама в процессах региональной экономической интеграции» на Круглом столе «АТЭС-2017: итоги, проблемы и перспективы после 2020 г.».

3. Декларация об итогах работы 25 саммита АТЭС // ИТАР-ТАСС. 11 ноября 2017 г.

4. Об итогах саммита АТЭС и о совершении деятельности ВТО // ВИА. 11 ноября 2017 г.

5. О переговорах по ТТП на саммите в Дананге //Асахи Симбун. 11 ноября 2017 г.

6. Заявление министра экономики Японии господина Тосимицу Мотэги о смене бренда ТТП на СРТТР // Асахи Симбун. 11 ноября 2017 г.

7. Премьер Канады считает, что для формирования ТТП-11 нужно проделать ещё много работы // ИТАР-ТАСС. 11 ноября 2017 г.

8. Выступление президента РФ Владимира Путина перед журналистами об итогах проведения саммита АТЭС//ИТАР-ТАСС. 11 ноября 2017г.

9. Завершение саммита АТЭС во Вьетнаме // ИТАР-ТАСС. 11 ноября 2017 г.

10. О будущем АТЭС после 2020 г. //Нян Зан. 11 ноября 2017 г.

References:

1. Anosova, L.A. Report On the work of Vietnam in APEC in 2017"at the Round Table in the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences APEC-2017 : Results, Challenges and Prospects after 2020"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nguyen Kuok Hung. Report Participation of Vietnam in the processes of regional economic integration"at the round table APEC-2017: Results, Challenges and Prospects after 2020"

3. Declaration on the results of the 25th APEC summit // ITAR-TASS. November 11. 2017.

4. On the results of the APEC summit and on the performance of WTO activities // VIA. November 11. 2017.

5. On the negotiations on the TTP at the Danang summit //Asahi Simbun. November 11. 2017.

6. Statement by the Minister of Economy of Japan, Mr. Toshimitsu Motaga, about the change of the TTP brand to the CPTTR //Asahi Simbun. November 11. 2017.

7. Prime Minister of Canada believes that for the formation of TTP-11 it is necessary to do a lot more work // ITAR-TASS. November 11. 2017.

8. Speech of Russian President Vladimir Putin to journalists on the results of the APEC summit // ITAR-TASS. November 11. 2017.

9. Completion of the APEC summit in Vietnam //ITAR-TASS. November 11. 2017.

10. About the future of APEC after 2020 // Nyan Zan. November 11. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.