Научная статья на тему 'Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство: подписание нового соглашения как успех японской дипломатии'

Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство: подписание нового соглашения как успех японской дипломатии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2227
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ПРОГРЕССИВНОЕ ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / THE COMPREHENSIVE AND PROGRESSIVE AGREEMENT FOR TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / ЯПОНИЯ / JAPAN / США / USA / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA PACIFIC REGION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL INTEGRATION / МНОГОСТОРОННЯЯ ТОРГОВЛЯ / MULTILATERAL TRADE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Яна Вадимовна

В статье анализируется важнейший интеграционный проект современности Транстихоокеанское партнерство. После непростых перипетий 2017 г., когда США, основной его «локомотив», объявили о неучастии в партнерстве, оставшиеся страны участники проекта оказались растеряны. Однако готовность Японии стать новым лидером вместо США вдохнула новую жизнь в этот мегапроект и придала ему новую жизнеспособность. Тщательными и скрупулезными усилиями японской дипломатии 8 марта 2018 г. 11 стран Азиатско-Тихоокеанского региона подписали новое соглашение о создании Всеобъемлющего прогрессивного Транстихоокеанского партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive progressive Trans-pacific partnership: the signing of a new agreement as the success of Japanese diplomacy

The articles analyses an important contemporary integration project the Trans-Pacific Partnership. After difficulties of 2017 when the US, TPP’s key leader, decided to quit the project, TPP had rather vague prospects of coming into effect and other participating coountries felt quite lost. But the readiness of Japan to become a new leader of the project instead of the US prolonged its existence an gave it a new life. Thanks to efficient and active diplomatic efforts taken by Japan, on March, 8, 2018, 11 nations of the Asia Pacific region signed the Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership.

Текст научной работы на тему «Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство: подписание нового соглашения как успех японской дипломатии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 4

Я.В. Мищенко*

ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ПРОГРЕССИВНОЕ ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПОДПИСАНИЕ НОВОГО СОГЛАШЕНИЯ КАК УСПЕХ ЯПОНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Ya.V. Mishchenko

COMPREHENSIVE PROGRESSIVE TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP: THE SIGNING OF A NEW AGREEMENT AS THE SUCCESS OF JAPANESE DIPLOMACY

В статье анализируется важнейший интеграционный проект современности — Транстихоокеанское партнерство. После непростых перипетий 2017 г., когда США, основной его «локомотив», объявили о неучастии в партнерстве, оставшиеся страны — участники проекта оказались растеряны. Однако готовность Японии стать новым лидером вместо США вдохнула новую жизнь в этот мегапроект и придала ему новую жизнеспособность. Тщательными и скрупулезными усилиями японской дипломатии 8 марта 2018 г. 11 стран Азиатско-Тихоокеанского региона подписали новое соглашение о создании Всеобъемлющего прогрессивного Транстихоокеанского партнерства.

Ключевые слова: Транстихоокеанское партнерство, Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство, Япония, США, Азиатско-Тихоокеанский регион, региональная интеграция, многосторонняя торговля.

The articles analyses an important contemporary integration project the TransPacific Partnership. After difficulties of 2017 when the US, TPP's key leader, decided to quit the project, TPP had rather vague prospects of coming into effect and other participating coountries felt quite lost. But the readiness of Japan to become a new leader of the project instead of the US prolonged its existence an gave it a new life. Thanks to efficient and active diplomatic efforts taken by Japan, on March, 8, 2018, 11 nations of the Asia Pacific region signed the Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership.

Key words: the Trans-Pacific Partnership, the Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, Japan, USA, the Asia Pacific region, regional integration, multilateral trade.

*Мищенко Яна Вадимовна — канд. экон. наук, препод. ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова, ст. науч. сотр. Ин-та Дальнего Востока (ИДВ) РАН [email protected]

8 марта 2018 г. 11 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Перу, Чили, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам) подписали Соглашение о создании Всеобъемлющего прогрессивного Транстихоокеанского партнерства (The Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership). Транстихоокеанское партнерство (ТТП), создание которого в 2017 г. оказалось под угрозой срыва из-за выхода США из состава участников, обрело новую жизнь. Ограны-участники решили сменить название будущего объединения на «Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство», таким образом подчеркнув то, что соглашение будет охватывать не только торговлю, но и сферы инвестиций, защиты интеллектуальной собственности, а также его прогрессивность и передовой характер в целом.

История создания ТТП. Роль США и Японии

Транстихоокеанское партнерство — это, пожалуй, одно из важнейших соглашений последнего времени в сфере экономики и геополитики. Оно создало базу для формирования в будущем всеобъемлющей Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Партнерство нацелено на сокращение торговых тарифов в региональной торговле (в среднем уровень применяемых тарифов потенциальных членов ТТП не превышает 10%) и в перспективе — на создание в Тихоокеанском регионе единого рынка (наподобие европейского). Оно позиционируется как стратегическое, всеобъемлющее интеграционное соглашение нового поколения.

ТТП берет свое начало от Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом партнерстве, подписанного Брунеем, Чили, Новой Зеландией и Сингапуром в 2005 г.1 Вступая в переговоры о создании ТТП в 2008 г., США однозначно хотели видеть в составе участников Японию. Однако Япония, впоследствии вторая экономика в ТТП после США, не сразу выразила готовность присоединиться к этому соглашению. Внутри страны возникли значительные разногласия между японскими промышленными кругами, которые поддерживали ТТП, так как именно продукция промышленного производства доминирует в японском экспорте2, и представителями аграрного сектора, которые опасались натиска конкуренции из-за притока более дешевой сельскохозяйственной продукции и отказа от ряда протекционистских мер.

Помимо Японии к участию в ТТП примкнули Австралия, Канада, Вьетнам, Малайзия, Мексика, Перу, но когда в 2013 г. было объявлено о решении Японии присоединиться к ТТП, именно США и Японию стали рассматривать как основной «костяк», своего рода «несущую конструкцию» этого

1 Первые предложения о создании Транстихоокеанского партнерства были озвучены Сингапуром, Новой Зеландией и Чили в 2003 г., Бруней к данной идее присоединился несколько позднее.

2 В 2011—2013 гг., когда в Японии остро обсуждалась проблема присоединения к ТТП, доля промышленного производства в структуре японского экспорта колебалась в диапазоне примерно 87,6—88,1%.

многостороннего соглашения. Хотя ТТП и охватывало 12 стран, его стали позиционировать как соглашение о создании зоны свободной торговли прежде всего между США и Японией, которые имели соглашения о свободной торговле с большинством остальных стран-участников, но не друг с другом. И вот наконец такая возможность представилась в формате ТТП: в результате длительных переговоров в 2016 г. 12 стран подписали Договор о Транстихоокеанском партнерстве3.

На Японию и США, по предварительным подсчетам, опубликованным в Nikkei Asian Review в 2015 г., должно было приходиться порядка 60% экономических выгод от создания ТТП4. Влиятельная японская федерация бизнеса «Кэйданрэн» считала, что Транстихоокеанское партнерство укрепит японо-американский стратегический альянс и будет экономически взаимовыгодным для обеих стран: когда ТТП заработает, Япония получит возможность достичь показателей роста экономики 2,7% в год к 2030 г., при ежегодном увеличении экспорта на 23,2 млрд долл. США могли рассчитывать на ежегодный прирост ВВП 0,4%, а экспорт увеличивался бы на 9,2 млрд долл. в год. В целом 12 стран ТТП после вступления соглашения в силу ожидал рост ВВП примерно на 1,1% в год5.

Последствия выхода США из ТТП и позиция Японии

Новый американский президент Д. Трамп в январе 2017 г. принял решение о неучастии страны в ТТП. От этого решения в геополитическом выигрыше оказался Китай, так как самоустранившись из процесса создания многостороннего формата либерализации международной торговли и инвестиций в регионе, США по сути уступили Пекину пространство для упрочнения своих амбиций и дали возможность играть более важную роль в выработке общих правил бизнеса в регионе. Для Японии в решении США выйти из ТТП крылся личный экономический ущерб — «упущенная выгода» для японских промышленных и финансовых корпораций, для которых американский рынок был и остается по многим показателям приоритетным в силу его величины и которые хотели бы иметь более свободные возможности выхода на него.

Япония намеревалась убедить американское руководство изменить свое решение. В январе 2017 г. она отклонила предложение Австралии продолжать реализовывать ТТП своими силами, заявив, что проект без участия в нем США не имеет смысла. Заместитель главы правительства Японии Коити Хагиуда заявил, что Япония попытается убедить США участвовать

3 США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Перу, Чили, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам.

4 Bergsten C.F. The Trans-Pacific Partnership and Japan. Peterson Institute for International Economics //Nikkei Asian Review. 11.2015. URL: https://piie.com/commentary/op-eds/trans-pacific-partnership-and-japan (дата обращения: 11.12.2017).

5 The Trans-Pacific Partnership Will Strengthen the Japan — US Alliance // Keidanren Japan Business Federation. 27.05.2016. URL: http://www.keidanren.or.jp/en/policy/2016/039.html (дата обращения: 10.10.2017).

в соглашении и таким образом спасти его. Японская сторона заявляла, что ТТП без США бессмысленно, фундаментальный баланс интересов будет утрачен, и Япония не помышляет об участии в проекте в составе 11 стран6.

Спустя некоторое время в Токио поняли, что президент Трамп, объявляющий приоритетом экономическую выгоду Соединенных Штатов от участия в любых международных соглашениях (даже в таких значимых как 23-летняя Североамериканская зона свободной торговли НАФТА), не склонен «передумать» и действительно готов отказаться от ряда важнейших для Америки форматов сотрудничества в Азии (например, в сентябре 2017 г. Трамп выразил желание пересмотреть соглашение о свободной торговле с важным региональным союзником США Южной Кореей). В апреле 2017 г. Токио назначил заместителя министра иностранных дел Кэйити Катаками ответственным за переговоры по ТТП, и это можно считать знаком того, что Япония выразила готовность продолжать работать над проектом.

Будучи поставленной перед фактом «дезертирства» США из соглашения о создании ТТП, Япония оказалась в сложной ситуации. Действительно, баланс особо тесного сотрудничества США и Японии в рамках соглашения в случае выхода из него США безвозвратно утрачивался. Сама идея ТТП рисковала так и не быть реализованной. При этом в регионе Япония оставалась участником проекта Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), лидером которого считается Китай, «ядром» — страны АСЕАН. Оба эти соглашения отражают усиление тенденции формирования всеобъемлющих соглашений нового поколения. ТТП и ВРЭП на сегодняшний день — это два основных центра концентрации регионализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, оба имеют высокий потенциал влияния на региональную и международную экономическую структуры, в обоих блоках обозначила свое участие Япония. И раньше, когда США были лидером ТТП, важнейший геополитический риск от него заключался в разделении Азиатско-Тихоокеанского региона на две крупные конкурирующие между собой экономические зоны. В перспективах формирования такой «двухосевой» Азии заложено противоречие, например, «Богорским целям» АТЭС, которые ставят задачи либерализации торговли и инвестиций в регионе, так как только полностью интегрированная, а не сегментированная на противостоящие друг другу зоны Азия сможет их полностью реализовать.

После выхода США из ТТП Япония, помимо проекта ВРЭП, осталась в регионе АТР уже не просто участником, а крупнейшей экономикой и потенциальным лидером проекта Транстихоокеанского партнерства, который лишился своего ключевого игрока. Если раньше и в ТТП, и в ВРЭП Япония участвовала, но не играла лидирующей роли (лидеры и основные «локомотивы» там США и Китай соответственно), то теперь ситуация менялась коренным образом. Чтобы сохранить жизнеспособность,

6 Tokyo turns down Australian proposal for TTP without US, vows to keep pushing Trump // The Japan Times. 24.01.2017. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2017/01/24/national/ politics-diplomacy/tokyo-turns-australian-proposal-tpp-without-u-s-vows-keep-pushing-trum/ #.Wd4rPelHjUo (дата обращения: 25.01.2018).

ТТП обеспечить его введение в действие и не дать полностью «обезглавить» эту важнейшую региональную инициативу, Японии пришлось волевым решением взять на себя лидерство в этой новой формирующейся структуре.

Ход переговоров по созданию ТТП в 2017 г.

В мае 2017 г. оставшиеся 11 стран ТТП приняли решение завершить следующий этап работы над его созданием в ноябре 2017 г. Согласование конечного документа планировалось в ходе саммита АТЭС во Вьетнаме. По заявлениям ответственного за переговоры по Транстихоокеанскому партнерству со стороны Японии Кадзуеши Умэмото, Япония собиралась готовить такую сделку о свободной торговле между 11 странами-участниками, но все же надеялась, что Вашингтон переосмыслит свою торговую политику «America First», вернется в состав ТТП и можно будет ратифицировать исходный документ.

Речь об исходном документе японская сторона вела не случайно, так как выход США из ТТП вызвал необходимость и желание оставшихся стран пересмотреть ряд его положений. Например, переговоры, которые стороны проводили в 2017 г., затрагивали процедуру ратификации соглашения о ТТП. Исходный договор предполагал, что для вступления в силу его должны ратифицировать как минимум шесть стран-участников, у которых суммарный ВВП составлял бы 85% от общего ВВП всех участников соглашения. С учетом выхода из сделки США данное условие выполнить затруднительно, и требуются изменения этого положения7.

Кроме этого, выход США из соглашения породил различные взгляды стран на то, в каком направлении развивать проект дальше. Так, Малайзия и Вьетнам выразили надежду на пересмотр соглашения, если дальше оно будет внедряться без участия США. Так, на встрече в Сиднее в конце августа 2017 г. Вьетнам затронул вопрос изменения регулирования трудовых прав и интеллектуальной собственности в том виде, в котором они обозначены в исходном документе. Стремление Вьетнама пересмотреть положения в области сетевых моделей передачи данных IP, фармацевтической информации получило поддержку Японии и Новой Зеландии8. Последняя, в свою очередь, после прихода к власти в октябре 2017 г. нового правительства во главе с Я. Ардерн настаивала на пересмотре положений относительно либерализации инвестиций в жилую недвижимость, угрожая даже выйти из партнерства, если интересы участников не будут учтены, и Новой Зеландии не позволят запрещать зарубежным инвесторам приобретать в собственность жилую недвижимость в стране9. Таким

7 Without U.S., 11 nations in TPP inch closer to a deal //Asahi Shimbun. 23.09.2017. URL: http://www.asahi.com/ajw/articles/AJ201709230010.html (дата обращения: 15.02.2018).

8 Ibid.

9 11 TPP negotiators meet in Tokyo, eye agreement next week // The Mainichi. 30.10.2017. URL: https://mainichi.jp/english/articles/20171030/p2g/00m/0bu/067000c (дата обращения: 01.03.2018).

образом, в 2017 г. страны пересматривали те параметры соглашения, на которых настаивали США и в которых оставшиеся в проекте страны менее заинтересованы. Что касается подходов к дальнейшему развитию ТТП других стран-участников, они тоже не были едины после выхода США. Так, Канада и Мексика взвешивали эффект от их участия в ТТП без США, который может повлиять на ход будущих переговоров с США по судьбе НАФТА; Перу и Чили выразили заинтересованность в присоединении к ТТП Китая.

Несмотря на то что 11 стран с общим ВВП порядка 12,4 трлн долл.10 выразили приверженность продолжению ТТП, в 2017 г. переговоры периодически пробуксовывали. Все это вызывало опасения, что другие страны могут последовать примеру США и выйти из соглашения. Выход США из ТТП поставил перед странами-участниками, в том числе перед Японией как потенциально новым лидером проекта, ряд актуальных и острых вопросов: нужно ли оставшимся в ТТП странам продолжать развивать проект без США, при этом включив в его состав еще пять стран Азии, которые уже проявляли к нему интерес (Индонезия, Южная Корея, Филиппины, Тайвань, Таиланд), и таким образом сравнять число участников с проектом ВРЭП? Или лучше последовать примеру Штатов и сконцентрироваться на заключении максимально выгодных двусторонних торговых соглашений? Или же всему региону теперь целесообразнее обратиться к проекту ВРЭП? Готовность Японии взять на себя лидерство вдохнула новую жизнь в этот чуть было не развалившийся мегапроект, дала ему второй шанс. Она провела большую и кропотливую работу и по согласованию новых положений договора, и по «заморозке» старых условий, и по проведению неоднократных раундов переговоров в 2017 г. и одновременно предпринимала попытки убедить США в сохраняющейся привлекательности ТТП.

Принятие важных итоговых решений по ТТП планировалось в ноябре 2017 г. во время саммита АТЭС во Вьетнаме. Не без трудностей, но ряд решений по будущему партнерства на встрече в Дананге согласовать удалось. Премьер-министр Канады (второй крупнейшей экономики ТТП-11 после Японии) Дж. Трюдо, в настоящее время в большей степени сфокусированный на переговорах с США по будущему НАФТА, не явился на запланированную общую встречу лидеров стран ТТП, сорвав общие переговоры. Канадские СМИ сообщали о противоречиях между Канадой и Японией по вопросам согласования ТТП, которые не удалось устранить к началу запланированной встречи, вследствие чего канадский премьер не стал в ней участвовать11. Но все же страны — участники ТТП достигли соглашения о важнейших, ключевых элементах базового соглашения. Было принято решение, что к весне 2018 г. соглашение будет подписано и ратифицировано, а вступит в силу к 2019 г., когда все страны проведут необ-

10 Without U.S., 11 nations in TPP inch closer to a deal.

11 "Outstanding issues": Trans-Pacific Partnership faces uncertain future after Trudeau skips leaders' meeting // CBCNews. 09.11.2017. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/apec-trans-pacific-summit-leaders-1.4396312 (дата обращения: 25.12.2017).

ходимые внутренние процедуры12. Стороны также решили сменить название будущего объединения на Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнерство.

2018 г.: «Финишная прямая» — подписание нового соглашения о создании Транстихоокеанского партнерства без США

В январе 2018 г. японское информационное агентство «Киодо» сообщило, что на 8 марта 2018 г. в Чили намечено подписание 11 странами Азиатско-Тихоокеанского региона итогового документа о создании Транстихоокеанского партнерства. Согласовать текст соглашения сторонам удалось в январе 2018 г. на двухдневной встрече в Токио. Японский министр, ответственный за переговоры по продвижению Транстихоокеанского партнерства, Тосимицу Мотэги отметил, что это будет «знаковое соглашение для будущего Японии и всего Азиатско-Тихоокеанского региона»13.

На этот раз новые разногласия не помешали участникам ТТП реализовать намеченные планы: как и было запланировано, 8 марта 2018 г. 11 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (без США, президент которых Д. Трамп весьма символично в это же время объявлял о введении повышенных таможенных тарифов на импорт стали и алюминия, — шаг, который может стать катализатором нового периода торговых войн) подписали итоговое соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства, которое будет направлено как раз против протекционизма и торговых войн. Новое соглашение заменило предыдущее — преференциальное торговое соглашение 12 стран АТР, лидером которого тогда были Соединенные Штаты и которое первоначально охватывало страны с суммарным ВВП 40% ВВП всех стран мира. В нынешней ситуации Транстихоокеанское партнерство будет охватывать 13% мировой экономики14. Несмотря на неучастие Вашингтона в ТТП, это будет одно из крупнейших в мире партнерств, нацеленных на либерализацию и открытие рынков стран, экономическую интеграцию и международное сотрудничество. И вероятно, новое ТТП утратило ту явную антикитайскую направленность, которой оно характеризовалось в период участия в нем США.

Во многом этого удалось добиться благодаря японской дипломатии: именно Япония, оказавшись поначалу более всех потрясенной и подавленной решением американского президента о выходе из партнерства,

12 Tani Sh. "TPP 11" nations reach agreement in principle, to take effect by 2019 // Nikkei Asian Review. 11.11.2017. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Trump-s-Asian-visit/TPP-11-nations-reach-agreement-in-principle-to-take-effect-by-2019 (дата обращения: 10.01.2018).

1311 TPP countries to sign pact without U.S. in March in Chile // Kyodo News. 23.01.2018. URL: https://english.kyodonews.net/news/2018/01/bedcf57838ca-urgent-11-tpp-countries-to-sign-pact-without-us-in-march-in-chile.html (дата обращения: 15.02.2018).

14 Sherwood D, Iturrieta F. Asia — Pacific nations sign sweeping trade deal without U.S. // Reuters. 08.03.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-trade-tpp/asia-pacific-nations-sign-sweeping-trade-deal-without-u-s-idUSKCN1GK0JM (дата обращения: 09.03.2018).

категорически отказывалась продолжать реализацию проекта без участия США, однако в итоге волевым решением приняла на себя лидерство и сумела довести проект до логического финала, точнее, его «запуска».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Bergsten C.F. The Trans-Pacific Partnership and Japan. Peterson Institute for International Economics // Nikkei Asian Review. 11.2015. URL: https://piie.com/ commentary/op-eds/trans-pacific-partnership-and-japan

"Outstanding issues": Trans-Pacific Partnership faces uncertain future after Trudeau skips leaders' meeting // CBCNews. 09.11.2017. URL: http://www.cbc.ca/news/ politics/apec-trans-pacific-summit-leaders-1.4396312

Sherwood D, Iturrieta F. Asia — Pacific nations sign sweeping trade deal without U.S. // Reuters. 08.03.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-trade-tpp/asia-pacific-nations-sign-sweeping-trade-deal-without-u-s-idUSKCN1GK0JM

Tani Sh. "TPP 11" nations reach agreement in principle, to take effect by 2019 // Nikkei Asian Review. 11.11.2017. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Trump-s-Asian-visit/TPP-11-nations-reach-agreement-in-principle-to-take-effect-by-2019

The Trans-Pacific Partnership Will Strengthen the Japan — US Alliance // Kei-danren Japan Business Federation. 27.05.2016. URL: http://www.keidanren.or.jp/en/ policy/2016/039.html

Tokyo turns down Australian proposal for TTP without US, vows to keep pushing Trump // The Japan Times. 24.01.2017. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/ 2017/01/24/national/politics-diplomacy/tokyo-turns-australian-proposal-tpp-without-u-s-vows-keep-pushing-trump/#.Wd4rPelHjUo

Without U.S., 11 nations in TPP inch closer to a deal //Asahi Shimbun.23.09.2017. URL: http://www.asahi.com/ajw/articles/AJ201709230010.html

11 TPP countries to sign pact without U.S. in March in Chile // Kyodo News. 23.01.2018. URL: https://english.kyodonews.net/news/2018/01/bedcf57838ca-urgent-11-tpp-countries-to-sign-pact-without-us-in-march-in-chile.html

11 TPP negotiators meet in Tokyo, eye agreement next week // The Mainichi. 30.10.2017.URL:https://mainichi.jp/english/articles/20171030/p2g/00m/0bu/067000c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.