Научная статья на тему '«Мягкая сила» как инструмент гуманитарной политики США в отношении Социалистической Республики Вьетнам'

«Мягкая сила» как инструмент гуманитарной политики США в отношении Социалистической Республики Вьетнам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / «МЯГКАЯ СИЛА» / США / ВЬЕТНАМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КУЛЬТУРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / FOREIGN POLICY / “SOFT POWER” / USA / VIETNAM / ECONOMIC RELATIONSHIPS / EDUCATIONAL PROGRAMS / CULTURAL INSTUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шафинская Наталья Валерьевна

В статье рассматриваются основы концепции «мягкой силы», которая активно используется США для продвижения своих интересов в ключевой стране Юго-Восточной Азии Социалистической Республике Вьетнам. На основании изучения материалов органов исполнительной власти Соединенных Штатов, в частности, Государственного департамента и Посольства США в СРВ; документов Правительства СРВ; материалов американской, вьетнамской и российской прессы; результатов опросов общественного мнения; статистических данных, характеризующих усиление американской активности во Вьетнаме в сфере экономики, образования и культуры; собственных подсчетов автора по присутствию в стране представительств государственных и общественных структур США; результатов исследований отечественных и зарубежных авторов рассматриваются основные элементы «мягкой силы» как инструмента политики США в отношении СРВ: ее целевые установки, механизмы, направления, формы и методы реализации, дается оценка ее эффективности, упоминается ее последующая трансформация в концепцию «умной силы». Рассмотрены экономические и партнерские наднациональные отношения между США и Социалистической Республикой Вьетнам, осуществляемые в рамках политики «мягкой силы», а также примеры воздействия этой политики на СРВ в виде выделения денежных средств на гуманитарные цели и финансирования средств массовой информации. Проанализированы результаты воздействия политики «мягкой силы» на Социалистическую Республику Вьетнам, в том числе появление художественных произведений и проведение социологических опросов, демонстрирующих в целом положительное отношение населения Вьетнама к США; функционирование культурных и гуманитарных учреждений американского происхождения; открытие на территории Социалистической Республики Вьетнам учреждений высшего образования США и реализация образовательных программ США в Юго-Восточной Азии в целом; поддержка ЛГБТ-движения в СРВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Soft Power” as a Tool of USA Humanitarian Policy Towards the Socialist Republic of Vietnam

The article reviews the basics of the concept of “soft power”, which is actively used by the United States to promote its interests in the essential country of Southeastern Asia the Socialist Republic of Vietnam. Basing on studying of materials of Executive authorities of the United States, such as the State Department and the U.S. Embassy in Vietnam; documents of the Government of Vietnam; the American, Vietnamese and Russian media; results of public opinion polls; statistical data characterizing the increased American activity in Vietnam in the field of economy, education and culture; author’s own calculations of USA state offices and public structures presenting in Vietnam; the research results of Russian and foreign authors; basic elements of “soft power” as an instrument of US policy in relation to Vietnam are analyzed: their objectives, the mechanisms, directions, forms and methods of implementation. Its effectiveness is evaluated, also mentioned its transformation to the concept of “smart power”. Economical and affiliate supranational relationships between USA and Socialist Republic of Vietnam, conducted as means of soft power, are analyzed, as well as examples of soft power’s influence at Socialist Republic of Vietnam, such as providing finances for humanitarian purposes and financing mass-media. Results of soft power’s influence at Socialist Republic of Vietnam are also analyzed, such as creating works of art and conducting social polls, demonstrating generally positive opinion of Vietnamese population about USA; functioning cultural and humanitarian institutions of American origins; opening higher educational institutions of USA on the territory of Socialist Republic of Vietnam and conducting educational programs of USA in Southeastern Asia on the whole; supporting LGBT-movement in Socialist Republic of Vietnam.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» как инструмент гуманитарной политики США в отношении Социалистической Республики Вьетнам»

УДК 327.81

«Мягкая сила» как инструмент гуманитарной политики США в Социалистической Республики

Н. В. Шафинская

Шафинская Наталья Валерьевна, аспирант кафедры государственного управления и национальной безопасности, Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, shafinskaya06@gmail.com

В статье рассматриваются основы концепции «мягкой силы», которая активно используется США для продвижения своих интересов в ключевой стране Юго-Восточной Азии - Социалистической Республике Вьетнам. На основании изучения материалов органов исполнительной власти Соединенных Штатов, в частности, Государственного департамента и Посольства США в СРВ; документов Правительства СРВ; материалов американской, вьетнамской и российской прессы; результатов опросов общественного мнения; статистических данных, характеризующих усиление американской активности во Вьетнаме в сфере экономики, образования и культуры; собственных подсчетов автора по присутствию в стране представительств государственных и общественных структур США; результатов исследований отечественных и зарубежных авторов рассматриваются основные элементы «мягкой силы» как инструмента политики США в отношении СРВ: ее целевые установки, механизмы, направления, формы и методы реализации, дается оценка ее эффективности, упоминается ее последующая трансформация в концепцию «умной силы». Рассмотрены экономические и партнерские наднациональные отношения между США и Социалистической Республикой Вьетнам, осуществляемые в рамках политики «мягкой силы», а также примеры воздействия этой политики на СРВ в виде выделения денежных средств на гуманитарные цели и финансирования средств массовой информации. Проанализированы результаты воздействия политики «мягкой силы» на Социалистическую Республику Вьетнам, в том числе появление художественных произведений и проведение социологических опросов, демонстрирующих в целом положительное отношение населения Вьетнама к США; функционирование культурных и гуманитарных учреждений американского происхождения; открытие на территории Социалистической Республики Вьетнам учреждений высшего образования США и реализация образовательных программ США в Юго-Восточной Азии в целом; поддержка ЛГБТ-движения в СРВ. Ключевые слова: внешняя политика, «мягкая сила», США, Вьетнам, экономические отношения, образовательные программы, культурные учреждения.

"Soft Power" as a Tool of USA Humanitarian Policy Towards the Socialist Republic of Vietnam

N. V. Shafinskaya

Natalia V. Shafinskaya, https://orcid.org/0000-0001-8197-4576, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84/1 Prospekt Vernadskogo, Moscow 119606, Russia, shafinskaya06@gmail.com

The article reviews the basics of the concept of "soft power", which is actively used by the United States to promote its interests in the essential country of Southeastern Asia - the Socialist Republic of Vietnam. Basing on studying of materials of Executive authorities of the United States, such as the State Department and the U.S. Embassy in Vietnam; documents of the Government of Vietnam; the American, Vietnamese and Russian media; results of public opinion polls; statistical data characterizing the increased American activity in Vietnam in the field of economy, education and culture; author's own calculations of USA state offices and public structures presenting in Vietnam; the research results of Russian and foreign authors; basic elements of "soft power" as an instrument of US policy in relation to Vietnam are analyzed: their objectives, the mechanisms, directions, forms and methods of implementation. Its effectiveness is evaluated, also mentioned its transformation to the concept of "smart power". Economical and affiliate supranational relationships between USA and Socialist Republic of Vietnam, conducted as means of soft power, are analyzed, as well as examples of soft power's influence at Socialist Republic of Vietnam, such as providing finances for humanitarian purposes and financing mass-media. Results of soft power's influence at Socialist Republic of Vietnam are also analyzed, such as creating works of art and conducting social polls, demonstrating generally positive opinion of Vietnamese population about USA; functioning cultural and humanitarian institutions of American origins; opening higher educational institutions of USA on the territory of Socialist Republic of Vietnam and conducting educational programs of USA in Southeastern Asia on the whole; supporting LGBT-movement in Socialist Republic of Vietnam. Keywords: foreign policy, "soft power", USA, Vietnam, economic relationships, educational programs, cultural instutions.

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-112-117

Понятие «мягкая сила» ввел в оборот американский политолог Дж. Най-мл. в 1990 г., в 2011 г. он же дал одно из самых полных определений «мягкой силы» - как способности влиять на других при помощи приобщающих инструментов, определяющих международную повестку дня, а также при помощи убеждения и позитивной привлекательности с целью достижения желаемых результатов. Вместе с тем Дж. Най-мл. считал важным подчеркнуть, что «мягкую силу» нельзя воспринимать как инструмент манипуляции другими международными акторами. Открытая или скрытая манипуляция приводит лишь к ухудшению партнерских отношений и не дает желаемых результатов в процессе международного взаимодействия1. Как полагает автор концепции «мягкой силы», власть - это способность воздействовать на других с целью получения желаемых результатов, что возможно

с помощью трех главных методов: посредством принуждения, оплатой либо привлечением.

При этом продвижение «мягкой силы» должно осуществляться на основе трех элементов: культуры (в основании лежат ценности, привлекательные для стран), политических ценностей и эталонов (при соответствии их осуществления как дома, так и за границей) и внешнеполитической деятельности (в ее проявлениях и определенных действиях), создающей законный и нравственный авторитет при комплексном применении ряда инструментов.

В качестве этих инструментов выступает, в первую очередь, «публичная дипломатия», т. е. широкое привлечение во внешней политике общественных организаций «от Голливуда и Гарварда до Фонда Билла и Мелинды Гейтс» 2. При этом деятельность государственных учреждений ограничивается планированием, координацией, финансированием и анализом итогов проведенных мероприятий. Концепция же обширной презентации работы неправительственных организаций и сокрытия непосредственной роли государственных структур в использовании «мягкой силы» идет «красной нитью» во многих работах Дж. Ная. Это поясняется американской традицией к рассредоточению власти и рвением отдалять власть от ответственности в случае возможных внешнеполитических провалов.

Во-вторых, в использовании «мягкой силы» особая значимость отводится формированию в государстве организаций, занимающихся гуманитарной работой: библиотек, различных информационных центров, образовательных учреждений, из числа которых особенный интерес уделяется учреждениям, которые занимаются преподаванием и пропагандой английского языка как ресурса, обеспечивающего коммуникации, и продвижением ценностей американской культуры за рубежом.

В-третьих, это реклама современных «высоких» технологий для формирования образа сильной в финансовом и технологическом плане современной державы для последующего его продвижения на новые пространства.

Впоследствии концепция «мягкой силы» претерпела некоторую трансформацию, формализовавшись в концепции «smart power» («умной силы»), которая объединяет жесткие и мягкие ресурсы3. В этой связи в отечественном научном пространстве идут дискуссии о сущности и формах реализации данных концепций4.

Основываясь на этих теоретических предпосылках, в настоящей статье осуществляется попытка рассмотрения «мягкой силы» как инструмента политики США в отношении Социалистической Республики Вьетнам: ее целевых установок, механизмов, направлений, форм и методов реализации, оценки ее эффективности. Источниковой базой работы стали материалы органов исполнительной власти Соединенных

Штатов, в частности Государственного департамента и Посольства США в СРВ; документы Правительства СРВ; материалы американской, вьетнамской и российской прессы; результаты опросов общественного мнения; статистические данные, характеризующие усиление американской активности во Вьетнаме в сфере экономики, образования и культуры; собственные подсчеты автора по присутствию в стране представительств государственных и общественных структур США; результаты исследований отечественных и зарубежных авторов: К. Делвина, М. С. Зеленковой, Д. Казариновой, О. Г. Леоновой, Дж. Ная-мл., Г. Ю. Филимонова и др.

В качестве основных методов исследования данных материалов выступали: исторический, геополитический, статистический и сравнительный.

Во второй половине 1990-х гг. США усилили внимание к Юго-Восточной Азии, что было связано как с возвышением региона в качестве динамичного центра экономического роста, так и со стремлением выстроить «кольцо сдерживания» против возрастающего политического, экономического и культурного влияния Китая в регионе. В этой связи Социалистическая Республика Вьетнам представляет особый интерес и является одним из ключевых страновых направлений внешней политики Соединенных Штатов. Период нормализации отношений между странами начался в 1995 г., когда между ними были возобновлены дипломатические отношения. В частности, во время президентства Б. Обамы его администрация стала осуществлять политику, нацеленную на усиление проникновения в регион, при этом Вьетнам был выбран в качестве одного из основных страновых приоритетов. Именно в эти годы госсекретарь Х. Клинтон сформулировала на основе разработок Дж. Ная-мл. идею упомянутой выше «smart power» («умной силы») в американской внешней политике, которая была распространена и на Вьетнам и продолжает реализовываться до сих пор.

Важнейшим направлением реализации этой политики стало расширение торгово-экономических отношений между США и СРВ. Результатом этих действий стал масштабный рост товарооборота между странами, который увеличился с 1,08 млрд долл. в 2000 г. до 47,15 млрд долл. в 2016 г.5. При этом были устранены трейдер-ские ограничения в отношении СРВ, которые функционировали еще со времен «второй войны в Индокитае». Снятие торгового эмбарго затронуло и военно-техническую область. В этом контексте постоянно увеличивающийся объем товарооборота между двумя странами и статус США как «второго» после КНР по величине экономического партнера усиливает зависимость СРВ от США.

Другим направлением реализации американской политики стало формирование партнерства

между США и СРВ в рамках наднациональных организаций, прежде всего Транстихоокеанского партнерства (ТТП), в противовес иным региональным ассоциациям, где присутствуют Китай и Россия, к примеру АСЕАН. Следует отметить, что после предпринятого Администрацией Д. Трампа выхода США из ТТП в 2017 г. прослеживается интенсивная работа Государственного департамента Соединенных Штатов по подготовке двусторонних «особых соглашений» со странами-участницами партнерства, в том числе и с Вьетнамом.

Важным инструментом американской внешней политики является информационное воздействие на население Вьетнама с целью формирования в массмедиа образа Америки в качестве гуманного государства, оказывающего помощь нуждающимся во всем мире и реализующего глобальные гуманитарные программы. Так, например, на «гуманитарные» цели Госдепартаментом США в 2019 г. планировалось выделить Вьетнаму 76,5 млн долл., Индонезии - 66,6 млн, Мьянме - 64,1 млн, Камбодже - 22,9 млн, Лаосу - 12,5 млн, Таиланду - «всего» 1,8 млн6. При этом приведенные данные не учитывают деятельности американских негосударственных фондов.

Значительный вклад в улучшение имиджа США во Вьетнаме также внесли многочисленные средства массовой информации, которые финансируются США, а некоторые из них имеют свои штаб-квартиры в Америке. Важно подчеркнуть, что помимо публикуемых положительных новостей этот инструмент используется американской стороной также для распространения среди населения нужной информации. Так, одним из примеров может служить деятельность Клуба свободных журналистов, изначально созданного как интернет-портал, поддерживаемый США и критикующий в своих материалах политику Коммунистической партии и Правительства Вьетнама. После череды арестов основателей и главных авторов Клуба в переговорный процесс вмешались США, в результате чего они были освобождены и высланы в США, где в 2015 г. продолжили свою деятельность7.

Интересным примером деятельности США по улучшению своего имиджа и в попытке «преодолеть вьетнамский синдром» можно считать изданную в 2015 г. книгу «Сочувствующий» автора вьетнамского происхождения Вьет Тхань Нгуена, которая удостоилась Пулитцеровской премии в 2016 г. и была переведена на десятки языков мира, в том числе на русский. Писатель в своем повествовании обходит тему ужасов войны, акцентируя внимание на душевном состоянии главного героя, выступающего двойным агентом - как США, так и СССР. Поданные в такой интерпретации события того времени позволяют по-другому взглянуть на историю в целом и роль США в этой войне в частности, где изна-

чальные мотивы Америки в расчет не принимаются.

Усиление деятельности по формированию положительного имиджа Вьетнама в США с целью преодоления упомянутого выше «вьетнамского синдрома» и, соответственно, продвижения «бренда США» во Вьетнаме отразилось в социологических исследованиях, в частности, проведенных «Pew Research Center». Эта организация официально является самостоятельной, однако она очень близка к информационной элите Демократической партии США. Итоги вышеупомянутого исследования вызывают массу вопросов, прежде всего по их репрезентативной выборке и ее соотношению с социальной картиной во Вьетнаме. Опубликованные результаты активно транслировались на американскую и зарубежную аудиторию, отражая данные о том, что 76% опрошенных выражали положительное мнение о США. Молодое поколение в возрасте 18-29 лет в особенности положительно воспринимали США (89%). Основным противоречием выступают данные о положительной оценке США теми, кто пережил войну во Вьетнаме. Так, из тех, кто старше 50 лет, более 60% дали этой стране положительную оценку8. Повторим, что, согласно нашим исследованиям, приведенные цифры вызывают немало вопросов, однако в целом отражают современное состояние общественного мнения во Вьетнаме.

Еще одним механизмом реализации американской «мягкой силы» является активизация деятельности, особенно на юге Вьетнама, американских гуманитарных учреждений с целью развития и «подпитки» вьетнамской национальной элиты, которая со временем может оказывать существенное влияние на политические процессы. Вместе с тем ведется работа по проникновению в сформировавшиеся научные и культурные группы, также оказывающие определенное воздействие на социально-экономическую жизнь Вьетнама. Прежде всего, это происходит через многочисленные НКО (по состоянию на 2016 г. их количество составляло 1100), деятельность которых остается неподконтрольной со стороны вьетнамских властей по причине отсутствия соответствующего законодательства. В этой связи следует отметить, что 20 сентября 2018 г. вышло Постановление Правительства СРВ об учреждении и функционировании иностранных культурных учреждений9, обязывающее все иностранные культурные центры, а также организации, занимающиеся гуманитарной деятельностью во Вьетнаме, пройти перелицензирование и направлять ежегодные подробные отчеты о своей деятельности. Через этот документ вьетнамская сторона пытается взять под контроль работу таких организаций с целью упорядочения и обеспечения прозрачности их деятельности.

В сфере образования важным механизмом по реализации американской «мягкой силы» яв-

ляется активность американских университетов, в частности открытого в 2016 г. Университета Фулбрайта в городе Хошимин (бывшем Сайгоне). Согласно сведениям издания «Вьетнам-ньюс», госсекретарь США Дж. Керри планировал вложить в деятельность данной организации около 180 млн долл., из них 80 млн было затрачено на открытие университета, а оставшиеся 100 млн предполагалось вложить в его развитие в течение трех последующих лет10. В настоящее время активно обсуждается открытие филиалов данного университета по всей стране.

Другим примером воздействия США на социально-культурную жизнь Вьетнама может служить деятельность американской организации «YSEALI» (Инициатива молодых лидеров Юго-Восточной Азии), в арсенале которой среди прочих гуманитарных проектов имеется программа Агентства США по международному развитию (USAID) «Единение Меконга через образование и обучение» (Connecting the Mekong Through Education and Training). Эта пятилетняя образовательная программа, помимо Вьетнама, направлена на Бирму (Мьянму), Камбоджу, Лаос и Таиланд и подразумевает подготовку школьных учителей11.

Стоит отметить, что реализуемые США во Вьетнаме образовательные программы достаточно многочисленны и рассчитаны на различный контингент участников, основными выступают программы Университета Фулбрайт (The Fulbright Programs), стипендиальные программы Хьюберта Хамфри (Hubert H. Humphrey Fellowship Program), студенческие интенсивные программы изучения английского языка (Undergraduate Intensive English Language Study Program, UIELSP), стипендиальные программы изучения английского языка для подростков в возрасте от 14 до 18 лет из малообеспеченных семей (English Access Microscholarship Program), стажировки учителей/преподавателей английского языка из США в учебных заведениях стран ЮВА (English Language Fellow Program), а также постоянно действующие программы по линии публичной дипломатии12. При этом координацией всех этих и других образовательных программ занимается Бюро образовательных и культурных связей, созданное Госдепартаментом США13.

Следует также отметить ежегодно увеличивающееся количество вьетнамских граждан, обучающихся в США. Так, в 2017 г. Вьетнам занял 6-е место по количеству иностранных студентов, обучающихся в Соединенных Штатах, всего более 22 тыс. чел.14, тогда как в 2017/2018 учебном году их было уже 24 тыс., при этом поток американских студентов во Вьетнам за получением образования по состоянию на 2018 г. составил более 1200 чел., и эта цифра продолжает расти15. Наряду с этим, для сравнения, уместно привести статистику о количестве обучающихся в американских вузах в 2017/2018 учебном году

иностранных студентов из других стран Юго-Восточной Азии, согласно которой последние сильно отстают от Вьетнама: из Индонезии -8650 чел., из Малайзии - 8271 чел., из остальных стран региона количество студентов не превышает 7500 чел.16. Эти данные также подтверждают приоритетность вьетнамского направления для США в регионе.

В отдельное направление деятельности можно выделить поддержку США вьетнамского ЛГБТ-сообщества. Бывший посол США в СРВ Тед Осиус (срок полномочий 2014-2017 гг.), основатель Ассоциации американских послов-геев, в течение всего срока своей службы активно пропагандировал, в том числе в СМИ, ценности нетрадиционной сексуальной ориентации17. При его непосредственном участии в 2016 г. в Ханое (ранее подобные акции проводились только в г. Хошимин) впервые в истории страны прошел гей-парад, на который помимо представителей вьетнамского ЛГБТ-сообщества были приглашены и представители иностранного дипкорпуса «для поддержки этой культуры и выражения солидарности с притесняемым контингентом», а также с целью призвать общество признать их право на полноценную жизнь во вьетнамском социуме. Так, по состоянию на 2016 г. количество вьетнамцев, допускающих однополые отношения, составляло до 19% среди женщин и до 7,9% среди мужчин18, при этом общее население страны на тот период времени составляло 93 млн 421 тыс. 835 чел.19, и соотношение женщин и мужчин было примерно одинаковым (46 708 966 женщин и 46 712 869 мужчин). Путем простых вычислений получается, что, разделяя мнение относительно равноправия в обществе между теми, кто придерживается классического понимания института семьи, и теми, кто выразил свою приверженность к «однополой любви», а также зачастую выступая гарантом их прав и свобод, США могут рассчитывать на поддержку своих инициатив со стороны более чем 12,5 млн вьетнамцев.

Об усилении внимания со стороны американской политики к Вьетнаму свидетельствует и проведенный автором анализ институционального дизайна государственных и общественных структур США, находящихся во Вьетнаме и проецирующих на население страны «мягкую силу», результаты которого отражены в таблице, содержащей, для сравнения, и данные о российских организациях.

Таким образом, проанализировав ключевые направления применения «мягкой силы» США во Вьетнаме, можно говорить об интенсивном и целенаправленном продвижении национальных интересов Америки в этой стране. Основываясь на расширении торгово-экономических отношений; целенаправленной политике по формированию партнерства между странами в наднациональных организациях; воздействии на население Вьетнама через СМИ, в том чис-

Присутствие во Вьетнаме представительств государственных и общественных структур РФ и США

по состоянию на июнь 2019 г

S

а

о «

U

О

О

о 2

О

О

о 1)

Н и

а ^^

2 л р

S и (5

а у л

g s m

~ 2

S ^

> к

о I

рф

США

28

1

1

Г

Г

3

и

и

и

3

1

и

1

9

2

1

2

1

2

5

2

4

9

Примечание. В таблице не учитывались организации, занимающиеся торгово-экономической деятельностью; * - Российский центр науки и культуры (РЦНК) занимается и культурой, и образованием, и наукой и проч., тогда как этими направлениями занимаются разные американские организации. РЦНК посчитан в таблице 1 раз.

ле с использованием результатов опросов общественного мнения, для продвижения позитивного имиджа США как страны, оказывающей помощь нуждающимся во всем мире и реализующей глобальные гуманитарные программы; активизации деятельности НКО; активной политике в сфере образования и использовании фактора вьетнамского ЛГБТ-сообщества, Соединенные Штаты осуществляют масштабное воздействие на вьетнамское общество, что, несомненно, представляет вызов интересам России и Китая в регионе и требует адекватного ответа.

Примечания

1 См.: Nye J. S,. Jr. Soft Power : The Means to Success in World Politics. N. Y. : Public Affairs, 2004.

2 Nye J. S., Jr. A Smarter Superpower // Foreign policy magazine. URL: https://foreignpolicy.com/2009/10/13/a-smarter-superpower/ (дата обращения: 03.07.2019).

3 См.: Nye J. S. The War on Soft Power // Foreign policy magazine. URL: https://foreignpolicy.com/2011/04/12/ the-war-on-soft-power/ (дата обращения: 14.06.2019).

4 См.: Вилков А. А. «Мягкая сила» как элемент имиджевых технологий во внутренней и внешней политике // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 66-74.

5 См.: Товарооборот между Вьетнамом и США увеличился в 43,5 раза с 2000 года // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/4404267 (дата обращения: 13.07.2019).

6 См.: ForeignAssistance.gov. URL: https://www. foreignassistance.gov/explore (дата обращения: 06.07.2019).

7 См.: ЗеленковаМ. С. Политика «мягкой силы» США во Вьетнаме // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 2 (41) С. 40-54.

8 См.: Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch. org/global/2014/07/14/chapter-1-the-american-brand/ (дата обращения: 07.07.2019).

9 См.: Ho so thanh lap chi nhanh co so van hoa nuoc ngoai о Viet Nam [Постановление Правительства Социалистической Республики Вьетнам № 126/2018/NB-CP об учреждении и функционировании иностранных культурных учреждений] // Thu Vien Phap Luat. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Van-hoa-Xa-hoi/Nghi-dinh-126-2018-ND-CP-thanh-lap-va-hoat-dong-cua-co-so-van-hoa-nuoc-ngoai-tai-Viet-Nam-336356.aspx (дата обращения: 07.07.2019).

10 См.: Fulbright University officially launched in Viet Nam // Viet Nam News. URL: http://vietnamnews.vn/ society/297311/fulbright-university-officially-launched-in-viet-nam.html#q0fi29Pov0PIcMJw.99 (дата обращения: 03.06.2019).

11 См.: U.S. mission to ASEAN. URL: https://asean. usmission.gov/education-culture/leaders/ (дата обращения: 10.07.2019).

12 См.: U.S. Embassy & Consulate in Vietnam. URL: https:// vn.usembassy.gov/vi/education-culture-vi/tai-tro-hoc-bong/ (дата обращения: 13.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 См.: ЗеленковаМ. С. Указ. соч.

14 См.: So sinh vien Viet dang hoc tap tai My dung thu 6 the gioi [статья в электронной газете «Мир и Вьетнам» о том, что вьетнамские студенты занимают 6-е место по количеству обучающихся в Америке] // The Gioi & Viet Nam. URL: https://baoquocte.vn/so-sinh-vien-viet-dang-hoc-tap-tai-my-dung-thu-6-the-gioi-60836.html (дата обращения: 06.07.2019).

15 См.: So luong du hoc sinh Viet Nam tai My tang nam thu 17 lien tiep [статья на сайте радио «Голос Вьетнама» о том, что количество вьетнамских студентов в Америке увеличивается 17-й год подряд, и это не предел] // The Voice of Vietnam. URL: https://vov.vn/xa-hoi/giao-duc/ so-luong-du-hoc-sinh-viet-nam-tai-my-tang-nam-thu-17-lien-tiep-838770.vov (дата обращения: 06.07.2019).

16 См.: Statista. URL: https://www.statista.com/ statistics/233880/international-students-in-the-us-by-country-of-origin/ (дата обращения: 06.07.2019).

17 См.: Gay Star News. URL: https://www.gaystarnews.com (дата обращения: 10.07.2019).

18 См.: Luang The Huy. So lieu mod ve ty le nguoi dong tinh, song tinh trong dan so [Данные о процентном соотношении мужчин и женщин, ощущающих себя гомосексуальными] // Facebook. URL: https://www.facebook. com/notes/l%C6%B0%C6%A1ng-th%E1%BA%BF-huy/s%E 1%BB%91-li%E1%BB%87u-m%E1%BB%9Bi-v%E1%BB%81-t%E1%BB%B7-l%E1%BB%87-

ng%C6%B0%E 1%BB%9Di-%C4%91%E1%BB%93ng-t-%C3%ADnh-song -t%C3%ADnh-trong-d%C3%A2n-s%E1%BB%91/10156353981760623/ (дата обращения: 10.07.2019).

19 См.: Thegioibantin.com. URL: http://thegioibantin.com/ thap-dan-so-viet-nam-2016.html (дата обращения: 10.07.2019).

Образец для цитирования:

Шафинская Н. В. «Мягкая сила» как инструмент гуманитарной политики США в отношении Социалистической Республики Вьетнам // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 112-117. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-112-117

Cite this article as:

Shafinskaya N. V. "Soft Power" as a Tool of USA Humanitarian Policy Towards the Socialist Republic of Vietnam. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 1, рр. 112-117 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-112-117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.