Научная статья на тему 'Уфимский учительский союз: участие в проектах Временного правительства в области реформы народного образования (июнь - октябрь 1917г. )'

Уфимский учительский союз: участие в проектах Временного правительства в области реформы народного образования (июнь - октябрь 1917г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович

Hardly known previously, the activity of the Ufa teachers union aimed at realization Provisional Government's project in the field of popular schooling (June-October 1917) has been revealed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ufa teachers union: participation in the projects of the provisional government in the field of popular schooling (June-October 1917)

Hardly known previously, the activity of the Ufa teachers union aimed at realization Provisional Government's project in the field of popular schooling (June-October 1917) has been revealed

Текст научной работы на тему «Уфимский учительский союз: участие в проектах Временного правительства в области реформы народного образования (июнь - октябрь 1917г. )»

УФИМСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ: УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (июнь - октябрь 1917г.)

Февральская революция 1917 года, вызвавшая бурный рост демократических настроений в обществе, сделала реальными перспективы либеральных преобразований во всех областях социальной сферы, включая просвещенческую [1]. Оживленные дискуссии вокруг вопросов перестройки образования велись не только в центре, но и в регионах. Недавно были опубликованы неизвестные ранее документы о создании в марте 1917 года Союза учителей Уфимской губернии [2]. Когда в апреле того же года в Петрограде был организован Всероссийский учительский союз (ВУС), Союз учителей Уфимской губернии вошел в его состав на правах местной организации. Он быстро окреп и уже в мае 1917 года сумел провести уездные, губернский и областной (окружной) съезды учителей [3].

По инициативе ВУСа в середине мая 1917 года при Министерстве народного просвещения был создан Государственный комитет по народному образованию1, цель которого состояла в разработке общего плана и руководящих принципов по вопросам народного образования в России. Однако большинство законопроектов, предложенных Комитетом для внесения Министерством народного просвещения на утверждение Временному правительству (их было свыше 40), остались неосуществленными по причине сложной социально-политической ситуации в стране и, в частности, вызванной этим частой сменой министров просвещения2, по статусу являв-

шихся председателями Комитета. И тем не менее, уже в первые дни после Октябрьской революции 1917 года, высоко оценив деятельность Комитета, нарком просвещения А.В. Луначарский подчеркнул возможность сотрудничества с ним созданной большевиками Государственной комиссии по просвещению3. Он предложил объединить усилия Комитета и Комиссии и создать тем самым государственный институт, занимающийся выработкой новых советских законов по народному образованию.

Однако руководство Комитета отвергло это предложение о совместной деятельности. Оно выступило с заявлением о неприятии Советской власти, Наркомпроса и поддержало идею забастовки служащих бывшего Министерства народного просвещения против большевиков. В ответ на это декретом Совнаркома от 20 ноября 1917 года Государственный комитет по народному образованию был распущен4.

Исследуем малоизвестную деятельность Уфимского союза учителей по реализации проектов Временного правительства по народному образованию в промежутке времени, ограниченном июнем - октябрем 1917 года.

Государственный комитет по народному образованию, созданный 17 мая 1917 года, сразу же выделил в своем составе постоянно действующие комиссии: дошкольного образования, начального образования, высших начальных училищ и средних учебных заведений, учительских семинарий и институтов, по разработке плана объединения школ различных ведомств, вопросов высшего образования, проведения в жизнь реформы правописания, созыва Государственного собрания по вопросам народного образования и по внешкольному делу.

Уже на первых двух сессиях Комитета5, состоявшихся в конце мая и середине июня 1917 года, было предложено упразднить учебные округа, должности директоров и инспекторов народных училищ, разработать ряд проектов по демократизации народного образования. Эти предложения Комитета были сразу же отвергнуты министром Мануйловым, заявившим, что решения общественного органа при Министерстве народного просвещения являются необязательными для выполнения. В связи с этим перед началом открытия третьей сессии Комитета (29 июня 1917 года) председатель его Бюро Чернолуский обвинил министра Мануйлова в нежелании работать с Комитетом, который по этой причине не может нести моральную ответственность за ход реформ народного образования в России и вынужден прервать свою работу.

Комитет по народному образованию возобновил свою деятельность только 20 июля 1917 года с приходом на пост министра просвещения С.Ф. Ольденбурга. Состоявшиеся при нем четвертая и пятая сессии Комитета были наиболее плодотворными. В декабре 1917 года, оценивая работу Комитета по народному образованию за все время его деятельности, «Известия Всероссийского учительского союза» так отозвались о роли Ольденбурга на посту министра просвещения: «Третий по времени революции министр просвещения был во всех отношениях желанным руководителем ведомства... При нем совместная наша работа шла в общем успешно...» [6].

Именно при Ольденбурге были обсуждены и разработаны основные идеи реформы в области народного образования, которые нашли свое выражение в законопроектах «О единой общественной общеобразовательной школе», Декларации и Временном положении об основах построения этой школы. В них были сформулированы главные принципы политики в просвещенческом деле: обеспечение прав в области образования всех национальностей России, единство организационных начал школ различных ступеней и типов, децентрализация школьного дела (передача народного образования в ведение органов местного самоуправления), самостоятельность школы в выборе форм ее организации, построение школы на основах автономии (выборность и самоуправление педагогических коллективов), обеспечение прав педагогов и учащихся, связь школы с семьей и другие.

Эти законопроекты были окончательно рассмотрены и утверждены на последней (шестой) сессии Комитета, состоявшейся в первых числах октября 1917 года уже при новом министре просвещения С.С. Салазкине. Тогда же было решено созвать 28 декабря 1917 года Всероссийское государственное совещание по вопросам просвещения. Свершившаяся через две недели Октябрьская революция полностью перечеркнула все эти планы.

В то время, когда Комитет обсуждал, в основном, общие проблемы политики Временного правительства в области народного образования, летом 1917 года в Петрограде и Москве прошли съезды преподавателей различных учебных заведений, на которых рассматривались вопросы реформы отдельных типов школ и других заведений. В их работе приняли участие и представители Уфимского учительского союза.

Всероссійское Экстренное Совъщаше преподавателей физики, химіи и космографіи въ МосквЪ, съ 5-го по 9-го іюня 1917 года. Постановленій СовЪщатя, приняшЬш въ заключителЬномъ Собраніи 9-го іюня Bern нижеприведенных постановленій относятся одинаково кг мужскимв и . женскимб учебнымз заведеніялт. Общія постановленій. I. ■ 1) Все преподаваніе въ средней школЪ должно вестись такъ, чтобы оно являлось непрерывными радостнымъ трудомъ, пробуждающимъ творческую иниціативу учащегося. Физико-химическія науки съ ихъ индуктивными методами и съ областью эксперимента въ этомъ отношении имЪгатъ особенно важное педагогическое значеніе. 2) Въ средней школЪ преподаваніе физики, химіи и космогафіи должно быть научиымъ и въ то же время отнюдь не оторваннымъ отъ приложеній къ действительности. 3) Культура процессовъ воспріятія конкретнаго міра должна начинаться съсамаго.ранняго возраста. II. Сов%щаніе обращается въ Министерство Народнаго Просвїщенія съ просьбой разослать принятая имъ. постановленія и пожеланія по. всЪмъ учебнымъ заведетямъ Россіи для руководства, а также всемірно способствовать проведенію въ жизнь этихъ постановленій. III. 1) СовЬіцаніе признаетъ жёлательнымъ синтезированіе близкихъ предметовъ въ курсЪ школы съ цЪлью образованія у учащихся цЧЬльнаго научнаго міровоззр^нія. 2) Программы физики и химіи въ средней школ*; должны быть координированы; въ физико-химическихъ отдЪлахъ курса физики химическая сторона явленій должна излагаться расширенно и углубленно; то же относится и къ бюхимическимъ и астрофизическимъ явлешямъ. IV. 1) Въ цЪляхъ зкономіи государственныхъ средствъ Совїщаніе признаетъ желательнымъ. учреждение центральныхъ учебныхъ физическихъ и химическихъ лабораторій и кабинетовъ и астрономическихъ обсерваторій" для обслуживанія группъ учебныхъ заведеній. Такія учебно вспомогательны» учрежденія должны им’Ьть особыхъ завЪдующихъ. Временно, въ качеств-Ь такихъ учрежденій можно было бы использовать уже существующіе, достаточно оборудованные лабораторій и кабинеты. 2) Поручить Бюро экстреннаго Совііщанія проведеніе въ жизнь идеи центральныхъ лабораторій и кабинетовъ, имїія въ виду ассигнованіе центральнымъ Правительством и местными організаціями coot-вЪтствующихъ суммъ и разрЪшеше учебнымъ заведешямъ уд-Ьлять средства на устройство тазихъ кол-лективныхъ учебно-вспомогательныхъ учрежденій, . V. ■ . Всервссійское Совїщаніе преподавателей, химіи и космографіи для организаніи деятельности преподавателей указанныхъ наукъ иаходитъ необходимымъ: . 1) ежегодные краткосрочные курсы предодавателе й физики, химіи и космографіи для пополненія и И обновленій свїД'Ьній въ области физико-химическихъ наукъ и ихъ методик'ь'и курсы ручного труда для пріобр-Ьтенія преподавателями навыковъ по конструирозанїю приборовъ и т. п.;

5-9 июня 1917 года в Москве состоялось Всероссийское экстренное совещание преподавателей физики, химии и космографии (астрономии), в числе которых был преподаватель физики 2-ой Уфимской женской гимназии К.П. Краузе, уже в то время активный деятель Уфимского учительского союза6. На совещании он выступил с докладом «Курсы по физике для преподователей Оренбургского учебного округа» [7]. В ходе совещания была высказана очень прогрессивная для того времени мысль, что преподавание физики, химии и космографии должно быть «научным и в то же время отнюдь не оторванным от приложения к действительности»; кроме того, была сформулирована идея о централизованном комплексном обслуживании групп учебных заведений, широко применяемом в то время в Западной Европе, в частности, в Германии: «...В целях эко-

номии государственных средств Совещание признает желательным учреждение центральных учебных физических и химических лабораторий и кабинетов и астрономических обсерваторий для обслуживания групп учебных заведений...

[выделено нами, Ю.Е.]». Через два года эта идея централизованного преподавания естественных наук будет реализована К.П. Краузе уже в Советской России, в созданном им Уфимском физическом институте [9].

Конкретные вопросы организации народного образования бурно обсуждались не только в центре, но и на местах. 17 июля 1917 года по инициативе Уфимского учительского союза вопрос о подготовке учителей для нерусских школ был поставлен на пятьдесят пятом Чрезвычайном земском собрании Уфимской губернии [10]. После заслушивания и обсуждения доклада «О деятельности педагогических мусульманских 3-годичных курсов Уфимского губернского земства»7, сделанного заведующим этими курсами В.А. Кондаковым8, было предложено преобразовать их в 4-годичную учительскую семинарию. Однако последовавшая через несколько месяцев Октябрьская революция и начавшаяся гражданская война помешали реализации этого решения. По той же причине на бумаге осталась и резолюция о создании в Башкирском крае сети учительских семинарий в городах Белебее, Стерлитамаке и Бирске для подготовки учителей начальных школ для башкир, татар, чувашей и марийцев. Летом 1917 года удалось осуществить лишь одно практическое мероприятие - открыть полуторамесячные педагогические курсы для мулагаллимов и мулагаллимок (учителей начальных школ).

В какой-то степени положительно начал разрешаться давно волнующий общественность вопрос о реорганизации Уфимского учительского института9, открытого еще в 1909 году. Кроме преподавателей учебного заведения, деятельных активистов Уфимского союза учителей10, небезразличными к этой проблеме оказались и студенты самого института, требовавшие преобразовать его в полноценное высшее педагогическое учебное заведение с 4-годичным сроком обучения. 5 августа 1917 года было опубликовано постановление Временного правительства о реформе учительских институтов в России. Помимо общего улучшения материального положения учительских институтов и их преподавательского состава, эта реформа заключалась, главным образом, в следующем: во-первых, курс обучения в учительских институтах, оставаясь по-прежнему 3-летним, разделялся на общий (обязательный для всех слушателей) и специальный (состоящий из 3-х отделений - сло-

весно-исторического, физико-математического и естественногеографического); во-вторых, в институты был открыт прием для женщин на равных с мужчинами основаниях; в-третьих, на первый курс принимались окончившие курс учительских семинарий, мужских гимназий и реальных, с дополнительным классом обучения, училищ, епархиальных женских училищ, а также равных им по курсу правительственных учебных заведений после соответствующих приемных испытаний.

В период с 5 по 10 августа 1917 года, уже после опубликования постановления, в Петрограде состоялся Всероссийский съезд преподавателей учительских институтов, установивший перечень обязательных предметов для слушателей всех отделений институтов, а также специальных предметов. Необязательными (факультативными) были признаны богословие, новые языки, рисование, пение и музыка, ручной труд и выразительное чтение.

Уфимский учительский институт при составлении учебного плана 1-го курса на 1917/18 учебный год столкнулся с тем обстоятельством, что состав слушателей, принятых в это учебное заведение, оказался довольно неоднородным, вследствие чего знания части учащихся по отдельным дисциплинам были настолько низки, что не позволяли им получать дальнейшее педагогическое образование. Именно поэтому, педсовету было необходимо, с одной стороны, начать специализацию с повторения самых основ каждого цикла специальных дисциплин и только потом переходить к изучению институтских программ, а с другой стороны, - уравнять общее развитие слушателей введением в качестве обязательных для воспитанников всех отделений таких общеобразовательных предметов, как литература и алгебра, по которым у многих из поступивших имелись неполные знания [12].

Уфимский учительский институт в 1917/18 учебном году в качестве обязательных для всех 3-х отделений запланировал следующие предметы: Закон Божий, основы государственного права, логика, рисование и физиология человека. Обязательные предметы: для физико-математического отделения - русская литература, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика и неорганическая химия; для естественно-географического отделения - русская литература, алгебра, физика, неорганическая химия, практические занятия по химии, минералогия и кристаллофизика, ботаника и общее земледелие; для историко-словестного отделения - история русской литературы, всеобщая литература, алгебра, история первобытной культуры и всеобщая история. Окончившие полный курс института получали звание учителя высшего реального училища по предме-

там пройденого ими курса специального отделения. Они имели право преимущественного поступления в высшие педагогические учебные заведения и другие вузы.

Здание Уфимского учительского института, открытого 4 октября 1909 года по улице Телеграфной (ныне, Цюрупы), 9

Число слушателей учительских институтов в новом законе об учительских институтах не фиксировалось, но рекомендовалось в реформированных институтах иметь на каждом курсе не более 4575 человек. Каждому институту (в том числе и Уфимскому учительскому) полагалось 60 стипендий с обязательством получающих их прослужить по месту назначения два года за каждый год пользования стипендией. Сумма стипендии составляла 600 рублей в год.

Летом и осенью 1917 года местные организации Уфимского учительского союза продолжили совершенствование организационных документов Союза. Так, на IV съезде учителей Стерлитамакско-го уезда Уфимской губернии, состоявшемся 23-24 августа 1917 года [13], был рассмотрен и утвержден проект Устава третейского и товарищеского судов, а также Судебно-следственной комиссии Союза.

В Уставе судов, в частности, говорилось: «Учительский Союз является корпоративной организацией. Члены этой корпорации объединяются общей программой, налагающей на всех членов

вообще и на каждого в отдельности обязанность блюсти честь своей корпорации. Но так как в жизни могут быть случаи столкновения между отдельными членами Союза, а некоторые члены Союза могут своими поступками уронить авторитет корпорации, то является необходимым организация учительских судов: третейского в первом случае и товарищеского во втором».

По мнению разработчиков «Устава о судах...», корпоративный учительский суд своими суждениями был призван оберегать достоинство учительского Союза в глазах сограждан и воспитывать у членов Союза дух товарищества, чтобы за каждым членом корпорации признавался известный общественно-этический минимум. Были тщательно разработаны положение о членах корпоративного суда, порядок судопроизводства, вынесения приговоров, обжалования решений суда и положение о Судебно-следственной комиссии.

Мы подробно говорим об этом потому, что уже через несколько месяцев (в январе 1918 года) именно в нарушении корпоративных интересов учителей будут обвинены и исключены из членов Союза те из них, которые не поддержат объявленную ВУСом забастовку, вызванную грубым политическим вмешательством большевиков в жизнь школы [14].

Вся работа Уфимского союза учителей летом и осенью 1917 года происходила на фоне резкого обострения политической ситуации в стране. Бурные события июльских дней в Петрограде ознаменовали собой конец двоевластия в России. Мирный переход власти к Советам, за который ратовали большевики, стал фактически невозможен. 26 июля-3 августа 1917 года VII съезд РСДРП(б) сориентировал партию на подготовку вооруженного восстания. 6 и 7 августа материалы съезда были опубликованы в «Правде», а уже 17 августа общее собрание Уфимской городской организации РСДРП(б) заслушало обстоятельный доклад делегата съезда А.И. Свидерского об этих решениях.

В конце августа 1917 года генерал Корнилов поднял мятеж, разгром которого сильно изменил общую обстановку в стране. Повсеместно из Советов начали отзывать эсеровско-меньшевистских депутатов, а роль большевиков в них возросла. Уже 29 августа большевики Уфы добились изменения состава Президиума Совета рабочих и солдатских депутатов в свою пользу, а 8 сентября общее собрание Совета подавляющим числом голосов потребовало передачи всей власти Советам и созыва Всероссийского съезда Советов. Таким образом, переход власти к Советам в Уфе был подготовлен еще, фактически, в сентябре 1917 года, то есть за месяц-

полтора до Октябрьских событий. Занявшие ключевые посты во властных и военных структурах большевики все чаще стали вмешиваться и в дела школы.

«Насилие над школой» - так была озаглавлена статья в первом осеннем выпуске «Педагогического журнала» Уфимского учительского союза [15]. В ней говорилось о том, что 19 октября в Уфимское коммерческое училище во время учебных занятий явились представители Совета рабочих и солдатских депутатов с требованием «изъятия» у учеников оружия. Все педагоги и учащиеся были подвергнуты временному аресту. В тот же день «изъятие оружия» произошло и в Уфимской мужской правительственной гимназии, причем, как и в первом случае, представители Совета грубо обращались и с учениками, и с учителями. Месяцем раньше (24 сентября того же года) на собрание, созванное педагогическим советом высшего начального училища при Симском заводе Уфимской губернии, явились председатель и три члена Совета рабочих депутатов, потребовавшие включить их как представителей революционной власти в состав педсовета с правом решающего голоса. Когда собрание отказало им в этом, мотивируя свое несогласие тем, что указанные члены Совета не являются родителями учеников училища, те потребовали переизбрать Совет училища. Еще в начале сентября большевики неоднократно пытались проводить в стенах этого училища собрания «для бесед о социальных науках», настаивали на приеме в училище учеников по классовому принципу.

Осенью 1917 года Уфимский учительский союз, резко осудивший вмешательство Советов в жизнь педагогических учреждений, обострил свои отношения и с руководством Учебного округа. Еще в мае на областном съезде учителей и деятелей по народному образованию Оренбургского учебного округа было вынесено постановление о необходимости организации особого Комитета по управлению округом. До официального роспуска Временным правительством окружных управлений этот Комитет должен был выполнять функции лишь совещательного органа, а представительство в нем до соответствующих выборов на местах принял на себя Президиум Уфимского учительского союза.

Однако учреждение означенного Комитета, несмотря на все предпринятые в этом направлении шаги со стороны Союза, осуществить оказалось невозможным: попечитель Учебного округа категорически отказался созвать Комитет. Поэтому на общем собрании Уфимского учительского союза в конце октября 1917 года было вынесено постановление: а) обратиться в Министерство народного просвещения с требованием немедленного привлечения к участию

в управлении Учебным округом представителей общественных самоуправлений и учителей; б) призвать все педагогические советы учебных заведений округа начать творческую разработку стоящих на очереди вопросов реорганизации школы; в) в Рождественские каникулы (1917/18 учебного года) созвать в Уфе съезд представителей всех трех входящих в Оренбургский учебный округ губерний (Уфимской, Пермской и Оренбургской) для обсуждения перспектив созидательной работы всего учительства [16].

Это собрание Уфимского учительского союза было последним перед свершившейся через день Октябрьской революцией 1917 года.

Примечания

1 Этот общественный орган при Министерстве народного просвещения состоял из 42 человек: от Всероссийского совета рабочих и крестьянских депутатов - 8, от ВУСа - 15, от исполкома Государственной думы - 1, от Всероссийского земского союза - 4, от Академического союза - 4, от национальных организаций - 10. Руководителями Комитета были В.И. Чернолуский (он же председатель Бюро), Н.И. Иорданский и А.П. Пинкевич (с августа 1917 вместо двух последних - В.А. Герд и Я.Я. Гуревич). В различных комиссиях работали свыше 100 педагогов и общественных деятелей, в числе которых были В.М. Бехтерев, В.П. Вахтеров, А.В. Луначарский и др.

2. На момент свершения февральской революции 1917 года управляющим Министерством народного просвещения был Н.К. Кульчицкий. Со 2 марта в состав Временного правительства министром просвещения вошел А.А. Мануйлов. Он же был министром просвещения 1-го коалиционного правительства, созданного 6 мая 1917 года (возглавляемого Г.Е. Львовым), и ушел в отставку в числе других министров после известного июльского кризиса. С 24 июля 1917 года министром просвещения в составе 2-го коалиционного правительства (под председательством А.Ф. Керенского) стал С.Ф. Ольденбург, но уже через 2 месяца (25 сентября 1917 года) его сменил С.С. Салазкин.

3. Государственная комиссия по просвещению (под председательством А.В. Луначарского) в 1917-1918 годах была центральным органом Нарком-проса РСФСР. До середины марта 1918 года она работала в Петрограде, а затем в Москве. В ее состав входили Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.Н. Лепешинская и др. В июне 1918 года, после создания Коллегии Нарком-проса, эта Комиссия была реформирована в выборно-представительный орган, занимавшийся перспективными и организационными вопросами народного образования. Коллегия подготовила основополагающие документы по реформе народного образования - «Положение об единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы». В 1919 году на ее основе был создан государственный ученый совет Наркомпроса РСФСР (ГУС), ставший высшим координационным центром всей научной жизни России.

4. Бюро Комитета по народному образованию продолжило свою деятельность до роспуска большевиками Учредительного собрания в январе 1918 года

. Всего за время своей деятельности (июнь-октябрь 1918 года) Государственный комитет по народному образованию провел 6 сессий [4]. Часть материалов этих сессий регулярно печаталась на страницах «Педагогического журнала», издаваемого Уфимским учительским союзом [5].

6. Через год он станет последним председателем Президиума Уфимского учительского союза. Именно Краузе мы обязаны сохранению подлинников первых протоколов Союза, которые он, рискуя многим (декретом ЦИК в декабре 1918 года ВУС, как контрреволюционная организация, был распущен), сохранил в своем личном архиве среди малозначащих документов финансовой отчетности 2-ой Уфимской женской гимназии [2].

7. Эти педагогические мусульманские курсы, официально открытые 14 ноября 1916 года, стали не только вехой в истории Уфимского губернского земства, но и одним из крупных завоеваний земства в целом: они были первой в России мусульманской смешанной школой, в которой «признавались права гражданства за родным языком, верой и, отчасти, национальной историей».

8. В.А. Кондаков (1885-1959), активный деятель Уфимского учительского союза, в июне 1919 года вместе с Колчаком покинул город. После окончания гражданской войны принял участие в строительстве советской школы в Западной Сибири и на Алтае, а затем вернулся на Урал. Редактировал педагогические журналы - «На третьем фронте» (Пермь, 1923-1924) и «Уральский учитель» (Свердловск, 1925-1927), заведовал кафедрами Пермского (19321937) и Казанского (с 1947) педагогических институтов. С 1945 был избран чл.-корр. АПН РСФСР.

9. 3-годичный Уфимский учительский институт, открытый в 1909 году, готовил преподавателей для русских высших начальных училищ и прогимназий. За 10 лет его существования (в конце декабря 1919 года он был реорганизован в Уфимский ИНО) институт окончили 180 человек.

1а Директор Уфимского учительского института В.С. Яворский, как правило, всегда председательствовал на общих собраниях Уфимского союза учителей. Преподаватель математики этого же института Н.О. Рыжков редактировал все 15 выпусков «Известий Союза учителей Уфимской губернии» и вышедшие в 1917-1918 годах три номера «Педагогического журнала», бывшего официальным органом Уфимского учительского союза.

1. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (19171920) [Текст]. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1958.

2. Ергин Ю.В. Союз учителей Уфимской губернии: хроника деятельности в марте - апреле 1917 года [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. №2 (3). С. 127 - 139.

3. Ергин Ю.В. Уфимский учительский союз: уездные, губернский и областной (окружной) съезды (май 1917 года) [Текст] / Педагогический журнал Башкортостана. 2006. №3 (4).

4. Бюллетень Государственного комитета по народному образованию. 1917. №№ 1-6.

5. Педагогический журнал. №1 (1917), №2 (1918), №3 (1918).

6. Известия Всероссийского учительского союза. 1917. №12. - С.8.

7. Краузе К.П. Труды Всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии [Текст]. - М.: Изд. 2-го МГУ. 1918. С. 99 - 100.

8. ЦГИА РБ. Ф. Р - 1875. Оп. 1, дело 47, л. л. 5 - 12.

9. Ергин Ю.В. Уфимский физический институт (1919-1937). - 2-е изд., доп. - Уфа: Гилем, 2006.

10. Сборник журналов Уфимского губернского земского собрания 53, 54 и 55 чрезвычайных сессий (3 декабря 1916 г., 10 марта и 17 июля 1917 г.). - Уфа: Изд. Уф. губ. земст. 1917. - С. 17, 42 - 55.

11. Ергин Ю.В. У истоков университетского образования [Текст]. - Уфа: Изд-во БашГУ, 2004.

12. Педагогический журнал. 1917. №1. - С. 67 - 69.

13. Протоколы IV съезда учителей Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (23-24 августа 1917 г.). - Стерлитамак, 1917. - С. 38.

14. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах [Текст]. - М.: Владис. 2002. - С. 144 - 145.

15. Педагогический журнал. 1917. №1. - С. 75 - 77.

16. Там же. С. 77 - 78.

ABSTRACT

Hardly known previously, the activity of the Ufa teachers union aimed at realization Provisional Government’s project in the field of popular schooling (June-October 1917) has been revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.