А.Н. ЛИСОВСКИЙ - ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР УФИМСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан в фонде «Директор народных училищ Уфимской губернии» находится дело «О назначении действительного студента Императорского Новороссийского университета Александра Николаевича Лисовского преподавателем древних языков в Уфимскую губернию» [1]. В деле находится аттестат, формулярный список о службе и ряд других документов, позволяющих получить достаточно подробные сведения об Александре Николаевиче Лисовском - преподавателе Уфимской мужской классической гимназии, председателе педагогического совета Мариинской женской гимназии, первом директоре Уфимского учительского института (1909 - 1917 гг.).
Он родился 21 января 1859 года в дворянской семье, в 18781881 годах учился на историко-филологическом факультете Новороссийского (в Одессе) университета, по окончании которого получил свидетельство преподавателя древних языков в гимназиях1 и прогимназиях2 и был направлен на работу в Оренбургский учебный округ3. Сохранилось распоряжение попечителя Оренбургского учебного округа о назначении А.Н. Лисовского преподавателем древних языков в Уфимскую мужскую правительственную гимназию4. В сентябре того же года он стал и классным наставником.
Очень быстро А.Н. Лисовский стал одним из лучших преподавателей гимназии, о чем свидетельствует его быстрый рост в классных чинах5. Указом Правительствующего Сената от 30 июня 1886 года он сразу был утвержден коллежским асессором (чин 8 класса), хотя в то время гражданскую службу в России выпускники универси-
ИСТОРИЯ оеппзоппнил
тетов обычно начинали с 12-классного чина. В августе 1885 года за выслугу лет А.Н. Лисовский был произведен в надворные советники (чин 7 класса), в марте 1892 года ему присвоено звание коллежского советника (чин 6 класса), а в апреле 1894 года он стал статским советником (чин 5 класса). Этот чин был довольно высоким: в то время в России даже не все попечители учебных округов были статскими советниками. По распоряжению попечителя Оренбургского учебного округа, А.Н. Лисовский «За ревностную и полезную педагогическую деятельность» неоднократно награждался денежными премиями. «За отличную усердную службу и особые труды» был пожалован высокими государственными наградами: в декабре 1887 года
- орденом Святого Станислава 3 степени, в январе 1893 года - орденом Святой Анны 3 степени, в мае 1896 года - орденом Святого Станислава 2 степени и в январе 1902 года - орденом Святой Анны 2 степени. Кроме того, в 1897 году А.Н. Лисовский в память об императоре Александре III был награжден серебряной медалью.
Преподаватели уфимской Мариинской женской гимназии. В центре -А.И. Лисовский, председатель педагогического совета, справа - начальница, княгиня Л.А. Багратион-Имеретинская
27 ноября 1898 года А.Н. Лисовский по предложению попечителя Оренбургского учебного округа одновременно с сохранением работы в мужской казенной гимназии был назначен председателем
педагогического совета Уфимской Мариинской женской гимназии6. В то время в России преподаватели, отработавшие 25 лет, обычно по выслуге лет выходили на пенсию и освобождались от работы в учебном заведении. А.Н. Лисовский стал исключением из этого правила: 4 июля 1906 года, после 25-летнего срока службы, по предложению управляющего Оренбургским учебным округом он был оставлен на работе еще на 5 лет, хотя ему и была оформлена пенсия. Именно на А.Н. Лисовского через три года была возложена непростая, но почетная миссия - стать организатором и первым директором Учительского института, открывшегося в Уфе 1 июля 1909 года.
Однако сначала коротко о предыстории создания Уфимского учительского института [2, 3]. Именно от него ведет начало флагман высших учебных заведений нашей республики - Башкирский государственный университет, 100-летие которого через 2 года будут праздновать широкие круги педагогической и научной общественности.
Реформа народного образования 1864 года, последовавшая почти сразу после отмены крепостного права в России и продекларировавшая право на образование всех граждан без различия сословий, вероисповедания и пола, естественно, не могла миновать и Уфимскую губернию. К тому времени большинство учебных заведений в ней было представлено образовательно-воспитательными учреждениями восточно-мусульманского типа (мектебе и медресе). Число русскоязычных учебных заведений было сравнительно невелико. К их числу относились уже упомянутые выше Уфимская мужская и Мариинская женская гимназии. Русскоязычными были и некоторые религиозно-образовательные учреждения: Уфимская духовная семинария (1800), Уфимское духовное мужское училище (1818), Уфимское женское епархиальное училище (1862), а также ряд горнозаводских и гарнизонных школ. К 1864 году в Оренбургской и Уфимской губерниях в общей сложности насчитывалось около 500 различных учебных заведений: в башкирских и татарских школах и медресе обучались 44400 учеников, а в русскоязычных учебных заведениях -9486 детей. Педагогических кадров для учреждений народного образования катастрофически не хватало. В Уфимской губернии для их подготовки были открыты учительские семинарии в Благовещенске (1876) и Бирске (1882). Некоторое количество учителей готовили педагогические классы Уфимского и Белебеевского (4-классных) училищ, а также Мариинская женская гимназия в Уфе.
Администрация Оренбургского учебного округа неоднократно высказывала пожелание о своем переезде в Уфу как город, занимавший центральное место в расположении подведомственных ему учебных заведений и имеющий более удобные, чем Оренбург, пути
ИСТОРИЯ ОБРПЗФВПНИЯ
сообщения. Такой перевод администрации округа почти автоматически связывался с перспективой открытия в Уфе хотя бы одного учебного заведения высшего или повышенного типа7. В начале марта 1906 года новый попечитель Оренбургского учебного округа
Н.А. Бобровников имел конкретный разговор о возможности такого перевода с представителями городского управления Уфы. При этом им было поставлено условие о предоставлении городом под канцелярию округа подходящего помещения, так как наем такового или постройка его за счет казны при затруднительном положении последней были совершенно невозможны. Тогда же, указывая на недостаточное число лиц со специальной подготовкой для занятия учительских должностей в округе, попечитель высказал пожелание
об открытии в Уфе учительского института, полагая, что и в этом город также окажет известную помощь.
Дурна т
.Уфимской Городской Думы,
1906 г,
УФА.
Элсктрич. типо-литогр, Т-ва 0. Г. Соловьсвъ и К°. 19 0 8.
По предложение) заступающего місто Городского Головы Городская Дума обсуждала слідуюіціе вопросы:
1. О возоужденіи ходатайства о перевода въ городъ Уфу управленія Оренбургскими учебными округома и обо открыты здпсь учшпельскаго института.
„Еще нисколько лЪтъ тому назадъ былъ поднять вопросъ о перевод* въ гор. Уфу управленій Оренбургскимъ учебнымъ округомъ, но окончательно вопросъ этотъ не выр’Ьшенъ до настоящего времени. Мотивами кь такому переводу выставлялись ті соображенія, что гор. Уфа занимаеть боліє центральное місто въ раіоігЬ расположенія учебныхъ заведеній под-Б'Ьдомственныхъ учебному округу и иміеть боліє удобныя пути сообщенія, ч+,мъ городъ Орецбургъ, Въ связи съ послід-нимъ обстоятельством!,, т. е. удоОствомъ путей сообщенія, представляется и больше удобствъ какъ при снотешяхъ управленія округа съ центральными управлепіями и съ состоящими въ відінін округа учебными заведеніями, такт, и при поіздкахь чиновъ округа для обозрінія тЬхъ или иныхъ изъ этихъ учебныхъ заведеній, при чемъ, въ послЪднемъ случаі, весьма значительно сократились бы расходы казны по удовлетворена) прогонами командируемых!, округомъ чиновъ. Для города же Уфы, имЬющаго четыре среднихъ учебныхъ заведеній, переводъ сюда округа представляется безусловно же-лательнымъ въ томъ отношеніи, что, какъ уже извістно изъ практики гЬхъ городовъ, въ которыхъ находятся управленія учебными округами, жизнь учебныхъ заведеній этихъ городові, иміегь боліє правильный характеръ, непосредствен-нымъ поелідствіемь чего является боліє лучшая постановка діла образованы и воспптанія дітей. Посітившій нисколько дней тому назадъ городъ Уфу новым попечителі, округа г. Бобровниковь велъ съ представителями городского управленої переговоры относительно перевода сюда управленія округомъ и, съ своей стороны, высказалъ полнійшее желаніе на этотъ переводъ. При это.мъ г. попечитель поотавилъ въ усло-НІЄ, чтобы городъ предоставилъ подъ канцелярію округа какое либо подходящее поміщеніе, такъ какъ наемъ такового или постройка за счетъ казны, при насгоящемъ затрудни-
7 марта 1906 года городская дума заслушала доклад Уфимской городской управы о возбуждении ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в городе учительского института. Оба мероприятия, безусловно,
были выгодны с точки зрения лучшей постановки и развития дела народного образования в Уфимской губернии. При их обсуждении вопрос о размещении канцелярии округа решился вообще сравнительно просто: Уфимское реальное училище без каких-либо практических неудобств могло на первое время выделить необходимые для этого помещения. Сложнее оказалось решить вопрос о постройке здания для учительского института, поскольку городская казна фактически была пуста. Свой вклад в открытие в Уфе института управа видела только в реальной возможности безвозмездного отвода под строительство здания необходимой городской территории. Разделяя заключение управы и утверждая представленный ею доклад, городская дума определила “поручить Управе возбудить установленным порядком ходатайство о переводе в Уфу Управления Оренбургским округом и об открытии в городе учительского института” [4].
Значительно дальше при рассмотрении инициативы попечителя округа пошло уфимское губернское земское собрание дворян и заседателей, рассмотревшее 23 марта 1906 года вопрос
об открытии в Уфе “учебного заведения высшего типа, которое могло бы готовить учителей для средних учебных заведений и было приравнено к университетам” [5]. Поскольку для открытия в Уфе университета в то время, конечно, никаких условий не было, фактически речь шла о создании в нашем городе высшего учебного заведения типа педагогического института. Именно для создания такого вуза уфимское дворянство согласилось “уступить” Министерству народного просвещения только что построенное для пансионата-приюта дворянских детей 3этажное каменное здание, расположенное по улице Телеграфной, дом 9 (ныне в этом здании по ул. Цюрупы, 9 после его реконструкции расположился театрально-художественный факультет Уфимского института искусств). Документы, хранящиеся в ЦГИА РБ, позволяют буквально по дням проследить за дальнейшим достаточно стремительным развитием событий. 3 мая 1906 года свое ходатайство от 7 марта Управа представила уфимскому губернатору А.С. Ключареву, который уже 16 июня того же года уведомил ее о том, что еще 12 мая попечитель Оренбургского учебного округа сообщил ему о возбуждении перед Министерством народного просвещения ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в Уфе педагогического института [выделено нами, Ю.Е.]. В конце мая 1906 года министр выразил согласие на принятие в ведение министерства дома, принадлежащего уфимско-
му дворянству, для устройства в нем “учебного заведения, имеющего целью подготовку учителей и учительниц женских гимназий и прогимназий4, низших классов мужских гимназий, а также городских училищ" [6].
30 июня 1906 года уфимское губернское земское собрание на своей XXXVIII чрезвычайной сессии заслушало подробный доклад управы “Об открытии в Уфе педагогического института” [7]. Предлагаем вниманию читателя факсимиле первой страницы “Проекта положения о педагогическом институте в г.Уфе”, который по замыслу его разработчиков имел своей целью “приготовление учителей и учительниц для женских гимназий и прогимназий, для четырех низших классов мужских средних учебных заведений и для городских, по положению 1872 года, училищ8”. Курс обучения в Уфимском педагогическом институте предполагалось сделать двухгодичным, состоящим из 4 семестров. Предметы преподавания подразделялись на обязательные (богословие, логика, психология, основы педагогики и ее история, общая дидактика, физиология, гигиена, русский язык и литература) и специальные. Последние распределялись по 5 группам: русский язык и словесность, история, математика и элементы астрономии, естествоведение (с подразделением на биологические и неорганические науки) и иностранные языки (французская, немецкая и английская подгруппы).
“Проект положения о педагогическом институте в г. Уфе” предполагал прием на 1 курс: а) девиц, успешно окончивших 7 классов женских гимназий и прогимназий или равных им учебных заведений и изучавших один из иностранных языков и б) молодых людей, успешно сдавших за 6 классов мужской гимназии, а также закончивших реальные училища9. Все поступающие должны были выдержать поверочные испытания по русскому языку, одному из иностранных языков и тому предмету, который избирался поступающим как будущая специальность. Лица, окончившие полный курс Уфимского педагогического института имели бы все права закончивших другие российские учебные заведения по соответствующей специальности.
Уфимский педагогический институт должен был выпускать преподавателей русского языка, истории, естествоведения и географии, математики, физики и физической географии, а также новых языков. Предполагалось, что штат института будет состоять из директора, инспектора, двух его помощников, четырнадцати преподавателей, трех их помощников, секретаря педсовета, преподавателя гигиены, библиотекаря, его помощника, лаборанта и эконома. Предварительные расчеты показали, что ежегодная сумма расходов по
содержанию Уфимского педагогического института составит 69 200 руб., из которых не менее 5 000 руб. должно было быть покрыто платой за обучение воспитанников.
Если бы предложенный попечителем округа “Проект положения о педагогическом институте в г. Уфе” был принят, институт реально вошел бы в число немногих подобного рода высших учебных заведений России. Однако обсуждение проекта показало, что в губернской казне денег на его осуществление не было и если Министерство народного просвещения не возьмет на себя целиком все расходы по содержанию института, то открытие педагогического вуза в Уфе будет нереально. Вклад местного дворянства в реализацию проекта открытия в Уфе такого института не мог быть большим, чем безвозмездное пожертвование в его пользу только трехэтажного каменного здания, расположенного по улице Телеграфной, дом 9.
Обсуждение “Проекта...” показало также, что единственным типом высшего учебного заведения, который смог бы обеспечить подготовку преподавателей по всем, указанным в проекте дисциплинам, должен был быть, как минимум, университет с двумя факультетами и пятью отделениями. Это в условиях Уфы было признано совершенно нереальным. Уфимское дворянство посчитало, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств не удастся создать учебное заведение, по статусу большее, чем высшие курсы с программой только одного факультета. Однако такая однопрофильная подготовка учителей совершенно не соответствовала требованиям учебного округа, испытывающего острую нехватку кадров для учреждений народного образования. После долгих дебатов было предложено §1 “Проекта...” принять в формулировке: “Педагогический институт имеет задачей подготовку учителей и учительниц для младших (4-х) классов женских гимназий и прогимназий, для городских по положению 1872 года училищ и для начальных школ повышенного типа”. Договорились и о том, чтобы не требовать от поступающих обязательного знания иностранного языка кроме случаев, когда таковой выбирался как специальность, а вступительные экзамены было предложено заменить конкурсом аттестатов.
В связи со всем сказанным окончательный итог обсуждения “Проекта положения о педагогическом институте в г. Уфе” свелся к следующей формулировке: “Полагая, что педагогический институт с двухгодичным, а лучше трехгодичным сроком обучения даст преподавателей, способных удовлетворить требованиям перечисленных выше учебных заведений, Губернская управа пола-
гала бы признать проект Попечителя заслуживающим внимания и ходатайствовать о его осуществлении перед Министерством народного просвещения”.
После того, как выяснилось, что материальных средств для открытия в Уфе высшего педагогического заведения нет ни на месте, ни в Министерстве народного просвещения, энтузиазм как уфимского дворянства, так и городской управы сначала резко упал, а затем дело приняло совсем другое направление.
Вопрос об открытии учебного заведения для подготовки учителей вновь был поставлен только через год (в августе 1907 года), когда совещание начальников учебных заведений Уфы, рассматривая насущные проблемы обеспечения педагогическими кадрами, указало на острую необходимость восстановить в Округе хотя бы действовавший в нем ранее учительский институт [8]. При этом были высказаны следующие соображения. Во-первых, этот институт должен был быть восстановлен не в Оренбурге10, а в Уфе, так как в подготовке профессиональных педагогических кадров нуждалась в первую очередь северная часть учебного округа. Во-вторых, хотя по-прежнему желательным оставалось открытие учительского института повышенного типа сравнительно с тогда существовавшими в России институтами по “Уставу 31 мая 1872 года” (обычного типа), очень острая и насущная потребность в быстрой подготовке кадров была признана столь неотложной, что ждать было просто невоз-можно11. При этом подразумевалось, что ожидавшаяся в России в ближайшее время реформа реорганизации обычных учительских институтов в институты повышенного типа автоматически сделает таким и Уфимский учительский институт.
Именно в этом направлении действовала и администрация Оренбургского учебного округа, возбудившая перед Министерством народного просвещения сначала в сентябре 1907, а затем в феврале 1908 года соответствующие ходатайства. Определенным препятствием в осуществлении этого проекта было уже упомянутое выше решение уфимского земского собрания об “уступке” здания дворянского приюта по ул. Телеграфной, дом 9 только при том условии, если в Уфе будет открыто учебное заведение типа педагогического института.
8 января 1908 года уфимская городская дума поручила управе установленным порядком возбудить ходатайство об открытии в Уфе “городского училища высшего типа [здесь и далее выделено нами, Ю.Е.], которое, являясь продолжением четырехклассных городских училищ, давало бы среднее образование с правом пе-
рехода для получения дальнейшего образования в высшие учебные заведения” [8]. В последующих документах думы от 20 февраля, 18 марта и 29 апреля 1908 года [9] оно достаточно скромно фигурировало под названием “третьего городского четырехклассного по положению от 31 мая 1872 года училища”. Ходатайствуя об открытии этого училища за счет казны (необходимая сумма около 70500 руб.), дума безвозмездно предоставляла городское место для постройки необходимого для него здания. Желая открыть новое учебное заведение уже в 1908 году, городская дума обязалась до постройки соответствующих помещений арендовать их, ежегодно выделяя для этой цели 1500 рублей. Все это свидетельствовало о значимости для Уфы нового учебного заведения, которое в том числе предназначалось и для прохождения педагогической практики воспитанниками выпускного класса будущего Уфимского учительского института.
24 января 1909 года уфимская городская дума заслушала подробный доклад управы “По поводу открытия в Уфе учительского института, а при нем третьего городского четырехклассного училища” [10]. Было сообщено, что возбужденные ранее городской думой ходатайства, наконец, увенчались успехом. В смету Министерства народного просвещения на 1909 год внесен кредит на содержание в Уфе учительского института уже с 1 июля текущего года, причем в полном объеме выделены и запрошенные средства, необходимые для его полного оборудования (библиотека, мебель, приборы, пособия). С большим удовлетворением дума констатировала, что с открытием названного института “в нашем городе возникнет одно из немногих в России и первое во всем здешнем Учебном округе учебновоспитательное учреждение, что должно отразиться на усилении Уфы, как образовательного центра Округа”. Подтверждая все принятые на себя ранее финансовые и хозяйственные обязательства, городская управа выразила согласие в течение трех лет до постройки необходимого для размещения учительского института и училища здания выделять необходимые для найма соответствующих помещений средства в объеме 1500 руб. в год. Для строительства здания на выбор дирекции института дума бесплатно выделила один из трех участков городской территории12 размером от 2000 до 2400 квадратных сажен, а также участок земли для выработки бутового камня и воду, потребные для соответствующего строительства. Поскольку институт и училище при нем должны были готовить учителей не только для учебных заведений Уфы, городская дума обратилась
к губернскому земству с просьбой принять активное материальное участие в сооружении здания института.
19 мая 1909 года Городская дума окончательно определилась и с местом постройки здания нового учебного заведения: “место на Никольской площади позади усадьбы католического костела13 мерою, как обозначено на плане в количестве 1924,7 квадратных саженей .передается в ведение Министерства народного просвещения на все время существования института и городского четырехклассного училища" [11]. Выделенный участок представлял собой четырехугольник площадью около 90 соток за усадьбой богадельни, ориентированный в глубь Никольской площади по направлению к Мало-Казанской улице (ныне - улица Свердлова). Есть полное основание считать, что именно на части этого отведенного земельного участка в дальнейшем было построено двухэтажное каменное здание, в котором уже в советское время долгое время размещалась средняя школа № 2 города Уфы, а с 1986 года после его реконструкции находится Уфимское хореографическое училище им. Рудольфа Нуриева.
История открытия Уфимского учительского института ведет свое начало с Распоряжения № 15340 Министерства народного просвещения от 2 июля 1909 года «Об открытии в городе Уфе учительского института»14: «Управляющий министерством народного просвещения уведомил для соответствующих распоряжений, что за утверждением сметы Министерства народного просвещения 1909 года, он разрешает открыть с 1 июля сего года учительский институт в городе Уфе. К сему присовокуплено, что суммы, причитающиеся на содержание означенного учительского института, отпущены в ведение учебно-окружного начальства по расходным расписаниям 1909 года» [12].
ЦИРКУЛЯРЪ
по
ОРЕНБУРГСКОМУ УЧЕБНОМУ ОКРУГУ
Поль, Августъ и Сентябрь—№ 7, 8 и 9— 1909 г. .
22. (Отъ 2 шля 1909 г. за № 15340). Объ открыли въ г. Уфе учительскаго института.
Управляющт Министерствомъ Народ наго Просвещен '.я уведомилъ для соответственныхъ распоря-жешй. что за утверждешемъ сметы Министерства Народнаго Просвещежя 1909 года, онъ разрЪшаетъ открыть съ 1-го шля сего года учительскш инсти-тутъ въ гор. Уфе. Къ сему присовокуплено, что суммы. причитаюиляся на содержаже означеннаго учительскаго института, отпущены въ ведеже учебноок ружнаго начальства по расхсднымъ. росписажямъ 1909 года.
Циркуляр по Оренбургскому учебному округу об открытии в г.Уфе учительского института с 1 июля 1909 года
У Ф И М С К I Й КРАЙ
хроника
Я» Въ наступаю щемъ 1909—10, учебномъ году, открывается въ г. Уфе учительскій института и при немъ четырехклассное городское училище Первый класса института и два первыхъ. класса городского училища). Временная правила и программа испытания для желаю ЩЙхъ поступить въ число воспи-.таненковъ Уфимскаго 1 учительскаго института уже печатаются и на дняхъ поступить въ продажу въ книжномъ ма-азйнЪ Блохина.
Какъ только выяснятся окончательно вопросы, связанные съ номЪщешемъ для института, немедленно будуть опубликованы въ ь1*Ьстныхъ оргёнахъ печати свідішія о времени производства пргемныхъ испытанШ и начауЬ учебныхъ зайятій.
По д'Ьяамъ института и. о. директора А. Н. ЛисовскШ принимаеть съ 9 ДО 11 час. утра ежедневно, кром-Ь праздничныхъ дней, у себя въ квартирі (Телеграфная ул., д. Ма-рНшской* женской" ,ги-мназіи, квартира -председателя педагогическаго совета).
Объявление в газете «Уфимский край» N9182 от 22 августа 1909 г. об открытии Уфимского учительского института
Тогда уфимский губернский предводитель дворянства дал согласие на размещение Учительского института и училища при нем на 1 и 3 этажах здания дворянского пансиона-приюта по ул. Телеграфной, дом 9. Воспользовавшись этим, уфимская городская дума на своих заседаниях 13 и 24 августа 1909 года [13] срочно рассмотрела соответствующие финансовые вопросы по возмещению всех расходов, связанных с необходимостью приспособить предоставленное дворянами здание под Учительский институт и училище при условии, что они будут открыты уже с 1 октября того же года.
В связи с открытием Уфимского учительского института Министерство народного просвещения телеграфно обратилось к попечителю Оренбургского округа с предложением подыскать подходящую кандидатуру на должность директора. Выбор пал на А.Н. Лисовского. Уже 16 августа 1909 года попечитель сообщил директору Уфимской мужской гимназии: «Впоследствии телеграфного представления г. Управляющему Министерством Народного Просвещения телеграммой от 14 сего августа за № 369022 уведомил меня, что преподаватель Уфимской гимназии Лисовский командируется к
исполнению обязанностей Директора Уфимского учительского института.
О сем извещая Ваше Превосходительство для немедленных надлежащих распоряжений» [14].
В формулярном списке А.Н. Лисовского появилась следующая запись: «Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 25 августа 1909 года за № 64 назначен директором Уфимского учительского института с первого июля тысяча девятьсот девятого года» [15].
4 октября в этом здании по ул.Телеграфная,9 состоялось торжественное открытие Уфимского учительского института
25 августа 1909 года вышел приказ № 64 о назначении статского советника А.Н. Лисовского «с 1 июля» директором Уфимского учительского института [16].
В своей речи на торжественном открытии Уфимского учительского института, состоявшимся 4 октября 1909 года, его первый директор А.Н. Лисовский отметил большую роль уфимского дворянства, земства и городского управления, сделавших очень много для появления нового учебного заведения, предназначенного удовлетворять нужды всего Приуралья, являясь “рассадником будущих учителей для все более растущих числом училищ в городах и селениях всего Округа”.
Вот как об открытии Уфимского учительского института было написано в его отчете за 1909 год:
«Уфимский учительский институт официально открыт с 4 октября, с какового числа и начались занятия. Открытие состоялось после торжественного Господу Богу благодарственного молебна, совершенного Преосвященным Нафанаилом, Епископом Уфимским и Мензелинским, в сослужении почетнейшего городского духовенства. По окончании молебствия и после провозглашения многолетия ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому, г.Попечитель Учебного округа объявил институт открытым. Тотчас была составлена и послана от лица всех присутствующих на имя г.Министра Народного Просвещения телеграмма с выражением верноподданнических чувств ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ. На докладе г.Министра означенной телеграммы ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодно было в восемнадцатый день минувшего ноября собственноручно начертать "искренне всех благодарю”, эти высокомилостливые слова ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА были объявлены Директором института учащимся 17-го декабря после молитвы перед учением и вызвали чувство радости и восторга, вылившихся в многократном пении Гимна "Боже, Царя храни” и несмолкаемым ”Ура!”».
Из 130 человек, подавших заявление о приеме на I курс Уфимского учительского института в 1909 году, было зачислено всего 26 воспитанников. Среди них не было ни одного татарина или башкира: для поступления в институт лиц нетрадиционных христианских направлений, а также мусульман, требовалось специальное разрешение Министерства народного просвещения, получить которое в то время было достаточно трудно [12].
Количество обучаемых в Уфимском учительском институте было установлено Министерством народного просвещения в 75 человек (по 25 человек на каждый класс). Фактическое же число учащихся в институте составило по годам: 1909 - 26 человек, 1910 год - 51,
1911 год - 71, 1912 год - 72, 1913 год - 69, 1914 год - 72, 1915 год -63, 1917 год - 70 [18,19]. Только после Февральской революции 1917 года число принятых на I курс составило 121 человек.
При открытии Уфимский учительский институт располагал самым минимальным количеством штатных преподавателей. Даже на
7 октября 1910 года (2-ой год существования института) в учительском институте на государственной службе состояло всего 6 человек: директор А.Н. Лисовский, преподаватель русского языка и словесности - Н.Ф. Сысоев, математики - И.С. Грушин, естествоведения - П.П. Кинсемский, графических искусств - В.С. Мурзаев, пения
- И.П. Ишпайкин, а в городском при нем училище - 4 преподавателя (русского языка, географии и истории, арифметики и геометрии, естествознания). Все они имели высшее образование (выпускники Новороссийского, Юрьевского, Казанского университетов, Казанских учительского института и художественной школы), а трое - высокий гражданский чин (статского и надворного советника) [20]. На 1 января 1913 года число преподавателей в институте было уже 12 человек (директор, 4 штатных наставника, 8 учителей, врач, письмоводитель) и 2 законоучителя (по найму) [21].
Срок обучения в Уфимском учительском институте составлял 3 года без какой-либо специализации (до конца 1917 года) по предметам или хотя бы по циклам гуманитарных наук. В первые годы существования института воспитанники изучали русский язык и литературу, арифметику, алгебру, геометрию, историю, географию, естествознание, графические искусства, педагогику, методику преподавания отдельных предметов, школьную гигиену, православие (Закон Божий). Вне учебного плана и во внеурочное время для желающих были также пение и гимнастика.
Уже при открытии учительский институт имел хорошо укомплектованную библиотеку, несколько учебных кабинетов, необходимые учебные пособия. Более подробные сведения об этом на конец
1912 года можно почерпнуть из отчета института за соответствующий год. Библиотека уже состояла из двух частей: ученической (80 названий литературы, 135 томов) и фундаментальной (189 названий, 357 томов). При институте функционировал физический кабинет (272 прибора), в составе естественноисторического кабинета (зоология, ботаника, минералогия) насчитывалось 192 экспоната. Институт имел в то время 329 пособий по истории, географии и рисованию, 14 пособий для преподавания пения и музыки, 14 музыкальных инструментов.
Воспитанники третьего года обучения проходили обязательную почти годичную педагогическую практику в образованном при институте высшем начальном училище. Практиканты, после предварительного присутствия на уроках преподавателей и старших воспитанников, активно включались в непосредственную учительскую работу: сами давали уроки по русскому языку, арифметике, географии, истории, естествознанию, физике и пению. Окончившие полный курс учительского института назначались учителями городских училищ и прогимназий по всем перечисленным выше предметам за исключением Закона Божия. Некоторые из них работали и в учительских семинариях.
Питомцы Уфимского учительского института пользовались репутацией хорошо знающих свое дело и умелых преподавателей. Такая подготовленность объяснялась, с одной стороны, небольшим числом хорошо отобранных воспитанников, а с другой - высоким уровнем организации учебной работы. Желающих поступить в институт всегда было много: в 1909 году конкурс составлял более 5 человек на место, а в 1915 году - около 8 человек. При таком большом конкурсе в институт попадали только наиболее подготовленные, прилежные и способные абитуриенты, с полным успехом выдержавшие вступительные экзамены.
Февральская революция 1917 года привела к попытке некоторой реорганизации системы народного образования. Министерство народного просвещения наметило, например, преобразование учительских институтов страны в высшие учебные заведения по университетскому типу. Однако каких-то реальных практических шагов в этом направлении им сделано не было. Пожалуй, единственным положительным примером в области реорганизации народного образования можно назвать постановление Временного правительства от 26 апреля 1917 года о совместном обучении детей обоего пола. В начале августа того же года был созван Первый Всероссийский съезд представителей учительских институтов, который подтвердил все принятые ранее решения Временного правительства об этих учебных заведениях, в частности, постановление от 11 июня 1917 года, которым разрешалось принимать в учительские институты только лиц, окончивших полный курс средних учебных заведений (гимназий, реальных училищ, учительских семинарий). Этим же постановлением выпускникам учительских институтов предоставлялось право продолжить образование в высших учебных заведениях страны. В июне того же года Временным правительством был создан Государственный комитет по народному образованию, но деятельность его носила в основном декларативный характер.
Уже в первые месяцы после Октябрьской революции 1917 года Министерство народного просвещения было ликвидировано, Государственный комитет по народному образованию распущен и создан Народный комиссариат просвещения РСФСР. Были упразднены десятки должностей (почетных попечителей, директоров народных училищ, инспекторов, различных смотрителей и блюстителей “порядка”, законоучителей всех вероисповеданий), ликвидированы старые ранги, степени и знаки отличия. Было принято постановление ”О выборности всех педагогических и административнопедагогических должностей”. Очень остро встал вопрос о ликвидации контрреволюционного “Всероссийского учительского союза”,
вошедшего еще в начале 1917 года в черносотенный “Комитет по спасению родины и революции”, по указке которого почти во всех районах страны возникли “платные забастовки” учителей. В Москве, например, они длились с конца 1917 по март 1918 года.
Имеются очень скудные сведения о том, как реагировали руководство и воспитанники Уфимского учительского института на революционные события, происходившие тогда в стране. Как следует из сохранившихся протоколов заседаний педагоги ческого совета института за период с 22 августа по 13 декабря 1917 года [18], сначала его администрация была вынуждена сменить директора: А.Н. Лисовского на этом посту сменил Я.С. Яворский, преподававший в институте педагогики. Был введен новый учебный план15, расширен прием воспитанников на I курс и открыт доступ к получению образования в институте лицам женского пола16. В остальном же, по-видимому, дирекция и преподаватели института пытались искусственно отгородиться от всех революционных событий, происходивших в стране.
Когда 25 сентября 1917 года общее собрание слушателей всех трех курсов Уфимского учительского института потребовало допустить в состав педагогического совета своих представителей с правом решающего голоса, в этом им было отказано. Спустя полтора месяца дирекция института категорически отказалась удовлетворить и повторное требование учащихся.
Сравнительно мирный переход власти к Советам в Уфе и губернии был нарушен в конце 1917 года выступлением атамана Оренбургского казачества Дутова, которое положило начало открытой борьбе между большевиками и их противниками. В конце мая 1918 года против Советской власти выступил сформированный из военнопленных чехословацкий корпус, получивший разрешение выехать через Сибирь и Дальний Восток во Францию. В борьбу с большевиками включились вооруженные силы Комитета членов учредительного собрания (Комуча). Башкирское правительство установило контакт с восставшим казачеством, сформировало регулярное войско и развернуло против Красной Армии активные военные действия. К середине июня 1918 года Уфа оказалась под властью белых.
Дирекция Уфимского учительского института, “не заметившая” Октябрьскую революцию 1917 года, в какой-то степени столь же индифферентно реагировала и на новые события, предпочитая заниматься решением своих чисто профессиональных проблем. Одной из них была проблема подготовки учителей из представителей нерусской национальности. Почти за 10 лет своего существования Уфимский учительский институт выпустил всего около 150 человек,
из них только двое исповедовали магометанство [25]. А вместе с тем преподавателей из лиц местной национальности явно не хватало. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие цифры. В 1914 году среди 308 учителей средних учебных заведений Уфимской губернии (гимназий, реальных училищ, прогимназий, учительских семинарий) не было ни одного преподавателя из башкир или татар, на 2882 учителя начальных школ доля татар составляла лишь 9,2%, а башкир - 3,6%.
28 августа 1918 года педагогический совет учительского института предложил Уфимскому губернскому земскому собранию открыть при институте специальную семинарию и подготовительные курсы, на которые без вступительных экзаменов предполагалось зачислять мусульман - воспитанников высших начальных училищ, а также лиц, окончивших трехгодичные педагогические курсы и некоторые медресе («Хусаинию» - в Оренбурге, «Галлию» и «Гусма-нию» - в Уфе, «Мухаммадию» - в Казани, «Вазифу» и «Расулию» -в Троицке) [21]. Сохранился документ, которым отдел народного образования Уфимской городской земской управы поручал своему представителю Х.Ш. Еникееву (окончившему, кстати, Уфимский учительский институт в 1912 году) выступить на педсовете института с докладом об открытии “для мусульман и мелких народностей” подготовительных курсов, организуемых “по национальнопропорциональному принципу”17. Земское собрание выделяло для особо нуждающихся лиц местной национальности, обучающихся на этих курсах, 20 стипендий по 120 рублей каждая.
Дальнейшая судьба первого директора Уфимского учительского института А.Н. Лисовского неизвестна.
Примечания
1. Гимназия - средняя общеобразовательная школа в России. Первые гимназии были созданы в Петербурге - академическая гимназия (1726), в Москве при университете (1755) и в Казани (1758), но они не имели единого учебного плана. По Уставу учебных заведений 1804 года гимназии начали создаваться в каждом губернском городе (срок обучения 8 лет). С 1862 года появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, восьмой класс - педагогический). В 1917 году были реорганизованы в общеобразовательные школы.
2. Прогимназия (от лат. pro - вместо и гимназия). В России мужские и женские прогимназии были четырехклассными учебными заведениями, соответствующими первым четырем классам гимназии (1854).
Их выпускники могли без экзаменов поступить в соответствующий класс гимназии. Были упразднены в 1918 году.
3. До 1875 года Уфимская и Оренбургская гимназии входили в состав Казанского учебного округа. В состав самостоятельного Оренбургского учебного округа, созданного в 1875 году, вошли 3 губернии (Оренбургская, Уфимская, Пермская) и 2 области (Тургайская и Уральская), на территории которых проживали около 7 млн. человек.
4. Уфимская мужская правительственная гимназия была открыта в 1828 году.
5. Чины в России до 1917 года распределялись на 14 классов и делились на воинские, гражданские и придворные. Низшим гражданским чином (14 класса) был коллежский регистратор (соответствующий военному чину прапорщика), высшим (1 класса) - канцлер, действительный статский советник. Коллежский асессор соответствовал 10 классу, подворный советник - 8, коллежский советник - 7 (соответствовал военному чину полковника), статский советник - 5 классу.
6. В Мариинскую женскую гимназию в 1865 году было преобразовано Уфимское казенное женское училище 1-го разряда, открывшееся еще в конце 1860 года.
7. В то время высшее педагогическое образование, которое давало право преподавать в гимназиях, реальных училищах и других средних учебных заведениях, можно было получить только в университетах и существовавших при них педагогических институтах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Дерптском (1820) и Киевском (1834). Учителей для городских и уездных училищ (впоследствии -высших начальных училищ) - готовили учительские институты обычного типа, созданные по «Положению от 31 мая 1872 года»: сначала их число было 7, а в 1903 году - 10. Учительские институты с трехлетним сроком обучения называли «школами-тупиками», поскольку они не давали ни высшего образования, ни права поступать в университеты. Педагогическая общественность России метко окрестила их «плебейскими университетами».
8. Городские училища по «Положению от 31 мая 1872 года» представляли собой учебные заведения с шестилетним сроком обучения. Фактически это были повышенные начальные школы, лишь небольшой части выпускников которых разрешалось поступать только в учительские институты.
9. Только за счет приема такого контингента предполагалось сократить срок обучения в Уфимском педагогическом институте на 1 год, сделав его двухгодичным. На I курс учительских институтов обычного типа с трехгодичным сроком обучения в то время в России принимали успешно сдавших экзамены выпускников четырехклассных городских училищ.
10.Учительский институт в Оренбурге существовал с 1877 по 1896 год. Он входил в число первых семи учительских институтов обычного типа, созданных в России по «Положению от 31 мая 1872 года».
11.По данным Земского собрания в первой половине 1907 года из всей Уфимской губернии, насчитывавшей 2674 тысячи жителей, высшее образование в центральных вузах России (включая Московский университет) получили лишь несколько человек: по именным стипендиям А.Д. Дашкова (350 руб. в год) и С.Н. Трубецкого (300 руб. в год). Мужскому населению низшее и среднее образование в том же году можно было получить в 8 низших училищах (духовном и двух городских в Уфе и по одному в каждом уездном городе), а также в трех полусредних учебных заведениях (Бирской инородческой учительской школе, Благовещенской гимназии и Землемерном училище). Для женского населения в губернии функционировали 4 полусредних учебных заведения (женские прогимназии в Белебее, Златоусте, Стерлитамаке и частная прогимназия Хитровской в Уфе), а также 5 средних учебных заведений (1 и 2 женские гимназии и епархиальное училище в Уфе, женские гимназии в Белебее и Мензелинске).
12.Первый участок на Воскресенской улице на месте сгоревшего театра Базилевского (ныне на нем по адресу ул.Фрунзе, 42 расположено здание Социнвестбанка), второй на Никольской площади на пересечении Пушкинской и Трактовой улиц (ныне это территория трамвайного кольца на пересечении улиц Пушкина и Султанова) и третий - на Николаевской площади (ныне это территория квартала, ограниченного улицами Коммунистической - Зенцова - Чернышевского - Гафури).
13. Католический костел размещался на улице Пушкинской, дом 35/37 (ныне это пустая площадка на углу Пушкина и Гафури перед 9-этажным зданием).
14.Распоряжение № 15340 Министерства народного просвещения от 2 июля 1909 года «Об открытии в городе Уфе учительского института» было опубликовано в «Циркулярах по Оренбургскому Учебному округу за июль-октябрь 1909 года» [12].
15.Кроме перечисленных ранее дисциплин в учебном плане на 1917/1918 учебный год появились химия (органическая и неорганическая), общая биология, ботаника, зоология, минералогия и кристаллография, землеведение, анатомия и физиология человека, всеобщая литература, философия, логика и иностранные языки. В сентябре 1917 года учащихся 2-го курса впервые распределили для дальнейшего обучения по двум потокам: физико-математическому и естественногеографическому. Прием на I курс осуществлялся отдельно на каждое из трех отделений: историко-литературное, физико-математическое и естественно-географическое.
16.В 1917/18 учебном году на I курс Уфимского учительского института было зачислено 70 воспитанников, большинство из которых были лица женского пола.
17.«Национально-пропорциональный принцип» зачисления на курсы состоял в том, что на 35 татар выделялись 2 места - чувашам, 2 места - черемисам (марийцам) и 1 место крещеным татарам.
1. ЦГИА РБ. Фонд И-113. Оп. 1, дело 386.
2. Ергин Ю.В. Уфимский учительский институт (1909-1919) // Вестник Башкирского университета. - 2003. - №1. - С. 99-108.
3. Ергин Ю.В. У истоков университетского образования. Очерки о предыстории Башкирского государственного университета. - Уфа: РИО БашГУ, 2004.
4. Журналы городской думы за 1906 год. - Уфа: 1908, л.л. 125-127.
5. ЦГИА РБ. Фонд Р-802. Оп. 1, дело 248, л.л. 23, 23 об.
6. Журналы городской думы за 1906 год. - Уфа: 1908, л.л. 283-284.
7. Журналы заседаний Уфимского губернского земского собрания и доклады управы (38 чрезв. сессия 1906 года). - Уфа: 1908, л.л. 9-11, 53-67.
8. Журналы городской думы за 1908 год. - Уфа: 1909, л.л. 7, 24-28.
9. Там же, л.л. 226-227, 233, 234, 297-301, 312-314.
10. Журналы городской думы за 1909 год. - Уфа: 1910, л.л. 51-52, 66-70.
11. Там же, л.л. 649, 650, 656.
12. Циркуляр по Оренбургскому Учебному Округу. 1909, июль-сентябрь, с.
252.
13. Журналы городской думы за 1909 год. - Уфа: 1910, л. 649, 650, 656.
14. ЦГИА РБ. Фонд И-113. Оп. 1, дело 386, л. 46.
15. Там же, л. 42 об.
16. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. - 1909. -Ч.23 (Октябрь). - С. 97.
17. ЦГИА РБ. Фонд И-123. Оп. 1, дело 5, л.л. 1-25.
18. Там же, дело 12, л.л. 1-28.
19. Там же, дело 9, л.л. 9-15.
20. Там же, дело 1, л.л. 1-7.
21. Там же, дело 15, л.л. 4-9.
ABSTRACT
The paper tells us about Alexander Nikolaevitch Lisovsky, a teacher of the Ufa men’s classical gymnasia, chairman of the educational council of Mariinskaya women’s gymnasia, the first director of the Ufa Teacher Training Institute (1909 - 1917).