Научная статья на тему 'История Оренбургского учебного округа (1875-1919)'

История Оренбургского учебного округа (1875-1919) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Оренбургского учебного округа (1875-1919)»

ИСТОРИЯ ОРЕНБУРГСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА (1875-1919)

Ключевые слова: Оренбургский учебный округ, педагогические кадры, управление.

Оренбургский учебный округ, в ведении которого находились все учебные заведения, подведомственные Министерству народного просвещения, располагавшиеся в пределах Пермской, Оренбургской, Уфимской губерний и двух областей - Уральской и Тургайской, образовался 1 января 1875 года. В 1901 году был опубликован обстоятельный «Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первые двадцать пять лет его существования (1875-1899)» [1]. Однако дальнейшая история этого учебного округа, в марте 1907 года переведенного из Оренбурга в Уфу (с сохранением его названия), не стала предметом чьего-либо исследования, несмотря на то, что именно в этот период были сделаны наиболее кардинальные шаги по практическому формированию в Приуральском крае целой сети общеобразовательных и специальных учебных заведений, организован контроль за ее функционированием, оказана конкретная помощь в обеспечении учебных заведений педагогическими кадрами. Рассматривая историю Оренбургского учебного округа с момента его учреждения, мы хотели хотя бы отчасти восполнить пробел в освещении его деятельности с 1900 года до момента ликвидации Советским правительством (1918) и Верховным Правителем России А.В. Колчаком (1919).

Екатерина II, положившая начало системе народного образования в России, создать эту систему как совокупность учебно-административных подразделений, управляющих всеми общеобразовательными учреждениями государства, по существу, не могла. Радикально ситуация изменилась лишь в начале XIX столетия, когда правительство предприняло ряд практических шагов по увеличению в стране числа учебных заведений, созданию целой их сети. Одновременно с этим коренным образом изменилась ситуация как с организацией самого учебного процесса, так и с профессиональной подготовкой необходимых педагогических кадров. 8 сентября 1802 года в России было учреждено Министерство народного просвещения, положившее начало новой эпохе в школьном образовании, когда государство впервые взяло «на себя» все народное образование. Поскольку одно министерство без подведомственных ему исполнительных структур мало что могло сделать, для облегчения управлением учебными заведениями Российской империи указом императора Александра I от 24 января 1803 года были созданы так называемые учебные округа [2].

истопип оаппзоппнип

Белавин Константин Александрович, исследователь Оренбургского края. Окончил курс С.-Петерб. Историкофилологического института; состоит учителем истории в Оренбургской мужской гимназии. Ему принадлежат труды: «Каспийское и Аральское моря как реликтовые озера» (в Журнале Оренбургск. Отд. Имп. Русск. Географического общ.» 1889г.); «Оренбург. Географическо-исторический очерк 2 (Оренбург, 1891); «Историческая записка об Оренбургской мужской гимназии» (№., 1893) и др.

Энциклопедический словарь ФА. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907

Белавин К. А. (1860-1938),

не указанный в выходных данных «Исторического очерка...» автор этой работы, выпускник С.-Петербургского историкофилологического института, с 1884 года - преподаватель Оренбургской мужской гимназии, с 1908 года - директор мужской гимназии в Ирбите, действительный статский советник (1810), Герой Труда (1924), его имя носит Первая школа г.Ирбита (с 1934).

Сначала таких учебных округов было создано шесть (по числу существовавших в то время в России университетов): Санкт-Петербургский, Московский, Виленский, Харьковский, Казанский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, который, проживая в Петербурге, входил в Главное училищное управление и отвечал за «благоустройство» всех вверенных ему учебных заведений «пешись об их устройстве и вообще о распространении и успехах народного просвещения», обозревал их по крайней мере раз в два года и обо всем представлял отчет министру. Таким образом, управление Учебным округом фактически находилось в ведении Училищного комитета, бывшего при каждом университете, а права попечителя учебного округа были весьма ограниченными: он не имел никакой распорядительной власти и, наблюдая лишь за исполнением законов и предписаний министра, передавал ему представления соответствующего университета, к которому, по заведенному обычаю, прилагал свое мнение.

25 июня 1835 года было принято новое Положение об учебных округах [3], в соответствии с которым попечитель должен был проживать на территории своего учебного округа и непосредственно осуществлять все функции, связанные с его руководством. Попечителю предоставлялось право выбирать директоров гимназий и утверждать в должностях инспекторов и учителей, была расширена его власть и по хозяйственной части: при попечителе имелась должность помощника и чиновника для особых поручений в звании инспектора казенных училищ округа, а для совещания об учебных и хозяйственных делах учреждался Попечительский совет, канцелярия которого была одновременно канцелярией попечителя.

Изначально территории учебных округов были огромными. Так, Казанский учебный округ включал в свою сферу учебные заведения в следующих губерниях: Казанской, Вятской, Пермской, Кавказской, Оренбургской, Уфимской, Симбирской, Тобольской и Иркутской. По мере появления все новых учебных заведений учебные округа, с целью улучшения работы, с ними разукрупнялись: к началу XX века их было уже пятнадцать.

27 февраля 1873 года министр народного просвещения Д.А. Толстой, учитывая, что территория подчинения Казанскому учебному округу слишком велика (около 130000 квадратных верст), численность проживающего на ней населения свыше шестнадцати миллионов человек, а количество учебных заведений все увеличивалось, возбудил ходатайство об открытии нового учебного округа - Оренбургского, который был образован 1 января 1875 года (Решением Государственного совета от 18 мая 1874 года) в составе Пермской, Оренбургской, Уфимской губерний и двух областей (Уральской и Тургайской) [4].

Изначально канцелярия нового учебного округа находилась в Оренбурге1, а с 21 марта 1907 года последовало Высочайшее соизволение о перенесении Управления округом (при сохранении его названия) в Уфу [5]. Перенос Управления Оренбургским учебным округом был осуществлен в июле - августе 1907 года: оно расположилось в здании Уфимского реального училища по адресу Большая Успенская улица (ныне Коммунистическая), дом 23.

С 1875 года регулярно выходили «Циркуляр по Оренбургскому учебному округу»2 и «Вестник Оренбургского учебного округа» . В 1910, 1911, 1912 и 1915 годах выпускались «Памятные книжки по Оренбургскому учебному округу». Именно эти источники, а также документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) в фондах «Попечитель Оренбургского учебного округа» (И-109), «Благовещенская учительская семинария» (И-124), «Уфимский учительский институт» (И-123), в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО) в фондах «Оренбургский учительский институт» (Ф81) и «Оренбургское реальное училище» (Ф82), послужили основными источниками сведений об истории Оренбургского учебного округа.

На 1 января 1875 года, то есть к моменту образования Оренбургского учебного округа, в пределах его территории находились всего пять гимназий (в Оренбурге, Троицке, Уральске, Уфе, Перми и Екатеринбурге), одна мужская прогимназия в Мензелинске5, четыре женские гимназии (в Оренбурге, Уфе, Перми и Екатеринбурге)6, одно шестиклассное женское училище 1-го разряда (в Уральске) и восемь женских прогимназий (в Оренбурге, Челябинске, Бирске, Троицке, Мензелинске, Кунгуре, Камышлове и Ирбите).

За первые двадцать пять лет существования Оренбургского учебного округа в составе его мужских и женских гимназий и прогимназий произошли следующие перемены [1]:

- в августе 1881 года в городах Осе и Красноуфимске Пермской губернии учреждены прогимназии;

- в мае 1885 года Уральская войсковая гимназия преобразована в реальное училище;

- в сентябре 1888 года, из-за отсутствия средств на восстановление годом раньше сгоревшего здания, закрыта мужская прогимназия в Мензелинске;

- в октябре 1888 года Стерлитамакская мужская прогимназия (открывшаяся в 1876 году) преобразована в четырехклассное городское училище;

истопил осппзоппнил

- в сентябре 1895 года в городе Кустанай Тургайской области учреждена женская русско-киргизская школа;

- в августе 1897 года в городе Шадринске Пермской губернии учреждена Мариинская женская гимназия;

- в августе 1898 года в Уфе и городе Чердыне Пермской губернии учреждены четырехклассные мужские прогимназии;

- в сентябре 1898 года Нижнетагильское, Павловское и Анатольевское женские училища Пермской губернии преобразованы в четырехклассную женскую гимназию.

Открытие новых и реорганизация уже существовавших учебных заведений сдерживались не только финансовыми возможностями Министерства народного просвещения, нехваткой педагогических кадров, но и большими сложностями в обеспечении учебных кабинетов необходимым минимумом - учебно-методическими пособиями, а фундаментальных и ученических библиотек - книгами.

В табл.1, позаимствованной нами из [1], приведены число книг (томов) в фундаментальных и ученических библиотеках гимназий и прогимназий Оренбургского учебного округа, а также количество имевшихся в них на 1 января 1898 года приборов в физических кабинетах (в шт.) и предметов в естественноисторических кабинетах (в шт.). Видно, что из фундаментальных библиотек самой богатой была библиотека Екатеринбургской гимназии, за ней следовала Уфимская мужская гимназия. В такой же последовательности следовали эти гимназии в плане оснащения приборами физических кабинетов.

По состоянию на 31 декабря 1894 года, на территории Оренбургского учебного округа находилось 3089 учебных заведений всех ведомств [6]: 17 общеобразовательных средних мужских (5 гимназий, 2 реальных училища, 2 кадетских корпуса, 8 духовных училищ) , 21 общеобразовательное среднее женское (5 гимназий, 11 прогимназий, 1 учительский институт, 4 епархиальных училища)8, 23 специальных (духовных, педагогических, технических, ремесленных) и 3089 низших учебных заведений, в том числе 1097 училищ (22 городских, 5 уездных, 76 двухклассных, 964 одноклассных городских и сельских) и 1992 школы (181 инородческих, 35 аульских, 533 казачьих, 1249 церковных).

Нашшпе учебны хъ .чаводешй.

Г И М Н А 3 I И.

Оренбургская . Уфимская . Г

Пермская . .

Екатеринбургская Ураиьская . .

Кр; юно уфимская

ПР0ГИМНА31И.

Оренбургская . Троицкая. . .

Челябинская. . Мензелинская . Ирбитская . .

Кунгурс1.«я . .

Бирская . . ;

Камышловская . Пермская. . .

Кустанайская . Осинская. . .

Уфимская . .

Чердынская . .

Нижнетагильская Шадринек. Маршн скаго училища .

.4. а * ьс в; 05 * 3 н «*» ± о 2 * '=> ОЭ 40 . V в еа Э 40 « — о» й) К н >» % *§ 1 Физоче- I сюе ка- | бинеты. [ Естеств,-псторвч. кабинеты.

1437 2055 *) 1437 61

3019 1946 2941 42

2511 3475 2052 1Нтч. свйд.

7035 2656 3280 366

2553 1788 *) 1897 180

318 649 197 74

4605 1447 519 439

2824 1141 П'Ьгь св^дЪшй.

'1467 1548 •—

1887 923 НЬть СИ1>д1>ШЙ.

1563 1082 НЬтъ сьЬдЪшй.

1143 1072 — 1163

3647 1129 208

2380 1761 288 123

2417 1119 — Н'Ьтъ свЬд.

156 94 — 2

1563 763 — 119

276 377 НЬть свЬдЪш •.

Н 1> т ъ св I; д 'Ь н 1 й.

772 р.

150

47

*) Со вклочешенъ иед&гогической бнблштеки.

Количество учащихся и преподавателей в этих учебных заведениях составляло соответственно 488 и 314 (в общеобразовательных средних), 1960 и 229 (в специальных), 165182 и 6072 (в низших учебных заведениях).

За динамикой быстрого роста числа учебных заведений в округе за последующие десять лет его существования можно проследить по сведениям, содержащищимся в «Памятных книжках Оренбургского учебного округа» за 1910-1915 годы. Так, по сравнению с 1894 годом, когда в учебном округе было всего пять мужских казенных гимназий, в 1910 году их стало семь (открылась новая казенная гимназия в Троицке и частная - Л.Н. Верниковской и В.А. Ниццы - в Уфе), а в 1915 году уже тринадцать (открылись казенные гимназии в Златоусте, Ирбите, Камышловске, 2-я мужская в Оренбурге, 2-я мужская в Перми, в Уральске).

Еще более быстрыми темпами росло число женских гимназий. Так, в 1894 году их было всего пять, в 1910 году уже тридцать, а в 1915 году (с учетом частных) - сорок одна, в том числе по губерниям: в Оренбургской - восемь, в Пермской - двадцать одна, в Уфимской - девять и по одной в Тургайской и Уральской областях. Приведенные цифры опровергают совершенно беспочвенное утверждение ряда исследователей о худшем состоянии женского образования в нашей республике по сравнению с мужским.

Быстрыми темпами росло и число реальных учебных заведений, главное место в которых, в отличие от классического образования, отводилось предметам естественноматематического цикла, изучению новых языков и специальных дисциплин. Если в 1894 году их было всего два, то уже в 1910 году - семнадцать, в 1915 году - девятнадцать, в том числе по губерниям (1915): в Оренбургской - четыре, в Пермской - восемь, в Уфимской -пять, по одной в Уральской и Тургайской областях. За указанный период в Оренбургском учебном округе число специальных учебных заведений увеличилось в три раза (с 23 до 73), а число низших учебных заведений - в полтора раза (с 3089 до 4671).

Наиболее типичными дореволюционными учебными заведениями, готовящими преподавателей для начальных школ, были учительские семинарии, жизнь которых регулировалась положением о них, вошедшим в первую часть XI тома Свода законов Российской империи (статьи 2362-2410): «Учительские семинарии имеют целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий православного вероисповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах». Уже из этой формулировки цели учительских семинарий видно, какое политическое значение придавалось этим учебным заведениям: обучать в начальных школах многомиллионной и многовероисповедной страны могли только православные, то есть принадлежавшие к религии господствующей русской национальности. Правда, позже были сделаны некоторые отступления от этого. Они сводились к тому, что в отдельные учительские семинарии допускались не только «православные», но и представители других вероисповеданий, а местами даже ««инородцы, как крещеные, так и некрещеные». В круг учебных предметов некоторых семинарий стало вводиться преподавание языка тех национальностей, для обслуживания начальных школ которых предназначались выпускаемые учителя. Для представителей протестантских, католических и магометанских вероисповеданий вместо православия стали вводиться их вероисповедания. Однако общий тон русификации, как правило, строго выдерживался: преподавание везде на русском языке, директора и штатные наставники только русские и православные.

2 октября 1875 года при Благовещенском заводе Уфимского уезда Уфимской губернии для подготовки учителей русскоязычных начальных школ была открыта Благовещенская мужская учительская семинария [6]. Это было закрытое среднее специальное учебное заведение с трехгодичным (с 1908 года - четырехгодичным) курсом обучения. Ежегодно принимались тридцать юношей пятнадцати - шестнадцати лет всех сословий, выдержавших вступительные экзамены в объеме двухклассных начальных народных училищ. В программу семинарии входило изучение Закона Божия, русского и церковно-славянского языков,

арифметики, геометрии, землемерия, истории, географии, черчения, пения, музыки, гимнастики и различных ремесел. Педагогическую практику учащиеся проходили в начальном училище при семинарии. Часть учащихся получала стипендии: государственные, земские, сельских обществ или частных лиц. Так, стипендиаты Оренбургского казачьего войска составляли в Благовещенской учительской семинарии даже отдельный класс.

Благовещенская учительская семинария входила в число самых первых семинарий, созданных в России. Поскольку в то время существовало негласное правило Министерства народного просвещения иметь не более одной семинарии в каждом учебном округе, долгое время Благовещенская семинария оставалась единственной во всем Приуральском крае. Поэтому в ней всегда обучались выходцы из других губерний, не входивших в состав Оренбургского учебного округа. Так, в 1902 году в Благовещенской учительской семинарии в числе девяносто одного выпускника были: сорок восемь - из Уфимской губернии, девять -из Оренбургской, двадцать один - из Пермской, четыре - из Казанской, два - из Вятской губерний, по одному человеку - из Таврической, Подольской, Черниговской, Рязанской губерний и три человека из Области Войска Донского. В 1910/1911 учебном году в семинарии обучались пятьдесят три воспитанника из Уфимской губернии, пять - из Оренбургской, тридцать четыре - из Пермской, два - из Костромской, один - из Томской, один - из Симбирской губерний и один - из Тургайской области.

За первые двадцать пять лет деятельности Благовещенской учительской семинарии (с 1876 по 1901 год) было сделано двадцать три выпуска учителей, общее количество которых составило 389 человек [7]. А за все время существования Благовещенской учительской семинарии (в 1918 году она была преобразована в трехгодичные педагогические курсы) из ее стен было выпущено 800 учителей.

Особой проблемой, вставшей перед администрацией Оренбургского учебного округа с первых же дней его создания, была подготовка учителей для начальных нерусских училищ из среды «инородцев». В то время в основу их образования была положена так называемая «система Ильминского», представлявшая собой совокупность мер по совершенствованию миссионерской деятельности православной церкви среди нерусских народов Среднего Поволжья и других регионов Российской империи, разработанная востоковедом, тюркологом-теоретиком Н.И. Ильминским (1822-1891).

Система Ильминского предусматривала организацию обучения в нерусских училищах сначала на языке той или иной народности, а затем на русском языке. Для усиления влияния на «инородческое» население предполагалось назначить в начальные нерусские училища либо русских, хорошо знающих язык местной народности, либо самих «инородцев», владеющих русским языком. Правилами «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 22 марта 1870 года народы Поволжья и Урала были разделены на две основные группы. К первой из них относились ««малообрусевшие» магометане, в основном татары, а вторая группа была представлена ««язычниками» (черемисами, мордвой, чувашами, вотяками), более поддавшимися русскому влиянию. Такое деление было ключевым вопросом, поскольку речь шла о воздействии на урало-поволжские народы либо православия, либо магометанства. Именно поэтому для каждой из вышеуказанных групп населения учреждались особые учительские школы.

27 марта 1887 года было утверждено «Положение о татарских учительских школах в Уфе и Стерлитамаке», которые, в отличие от обычных трехгодичных учительских семинарий, должны были состоять из четырех классов. Вместо Закона Божия в них предполагалось изучать магометанское вероучение, все же другое обучение должно было проводиться на русском языке.

Особенностью Уфимской татарской учительской школы, открывшейся 1 сентября 1872 года9, стало то, что в состав ее учащихся принимались не только татары-мусульмане, но и представители других «магометанских народностей» Урала. Так, с 1872/1873 по 1879/1880

учебные годы в числе 97 ее учащихся были: 54 - татары, 32 - башкиры, 11 - мещеряки. Осенью 1876 года, инспектируя Оренбургский учебный округ, Уфимскую татарскую учительскую школу посетил министр народного просвещения Д.А. Толстой. Свой доклад царю Александру I о посещении округа он закончил словами: «Учительскую школу следовало бы вывести из Уфы, где пребывание муфтия [речь идет о муфтии С. Тевтелеве, не сдержавшем неоднократно данные русскому царю обещания о распространении русского влияния среди татар и башкир, Ю.Е.] имеет на нее дурное влияние. Бывший русский гусарский офицер, муфтий, ища популярности между магометанами, противодействует распространению русского языка в татарской учительской школе. Ее ученики прислуживают в его мечети, что может только укрепить их религиозный фанатизм. Кроме того, школа помещена весьма дурно, тесно и неопрятно, в наемном доме. По совещании с Оренбургским генерал-губернатором долгом поставляю испрашивать Высочайшего Императорского соизволения перевести эту школу с будущего учебного года в Оренбург, где генерал-губернатор отводит под нее приличное помещение и где она будет находиться под ближайшем наблюдением Попечителя Учебного округа, а также вдали от магометанского духовенства, что весьма желательно». На полях доклада царь написал; «Согласен».

С 1 сентября 1877 года Уфимскую татарскую учительскую школу перевели в Оренбург, но через двенадцать лет (в июне 1880 года) ее закрыли как «не сумевшую способствовать распространению между татарами-мусульманами образования в русском духе и сближения их с русской народностью» 0

По результатам упомянутой выше ревизионной поездки министра Д.А. Толстого осенью 1876 года было решено открыть в Оренбургском учебном округе еще три специальные учительские школы - «инородческую», киргизскую и башкирскую.

Бирская инородческая учительская школа, открывшаяся 1 сентября 1882 года [8; 9], принимала в состав учащихся не только «язычников» (черемисов или марийцев), но и мордву и чувашей, как крещеных, так и не крещеных, но не магометан. Она была трехклассной, преподавались те же предметы, что и в Уфимской (Оренбургской) татарской учительской школе, за исключением магометанского вероучения: для христиан было введено преподавание Закона Божия и церковное пение. Школа представляла собой интернат, то есть была закрытым учебным заведением. Выпускники получали звание учителей марийских, чувашских или вотских начальных школ. До 1917 года Бирская инородческая учительская школа подготовила триста учителей для русско-инородческих школ1 .

«Для ограждения башкир и киргизов [устаревшее название казахов, Ю.Е.] от пагубного влияния на них татар-магометан» было решено создать в Оренбургском учебном округе Киргизскую учительскую школу. Официально школа была открыта 3 февраля 1883 года [10], однако, сразу же столкнулись с большой трудностью в осуществлении первоначального замысла сделать набор будущих учителей только из киргизов. Поэтому пришлось при школе организовать сначала «образцовое начальное училище», ставшее, по существу, шестимесячными подготовительными классами. В Орской учительской школе преподавались те же самые предметы, что и в Уфимской (Оренбургской) татарской учительской, но организована она была, как и Бирская инородческая учительская школа, в трехклассном составе и в виде интерната. В Орске школа разместилась в разбросанных друг от друга тесных арендованных квартирах. Случившийся в городе летом 1888 года сильный пожар заставил Управление округа в августе того же года перевести школу в Оренбург, где ей передали здание и все имущество ликвидированной месяцем раньше Оренбургской татарской учительской школы. Действительная причина перемещения школы из Орска в Оренбург была объяснена попечителем Оренбургского учебного округа Т.С. Михайловым в докладе царю следующим образом: «В Орске, где проживает очень много мулл и татар и суще-

ствуют татарские школы (медресе), влияние которых на учеников учительской школы и на развитие в них мусульманского фанатизма неизбежны и трудно устранимы».

С 1889 года Бирская, а с 1892 года и Оренбургская (Орская) учительская школа, изменили ранее установленный для них порядок, превратившись в смешанные «русско-инородческие» школы, поскольку были вынуждены принимать русских воспитанников, число которых стало составлять около половины всех обучающихся. В штат этих школ были введены должности надзирателей (по два на каждую школу) в основном из лиц русского происхождения, обязанностью которых было наблюдение за воспитанием «инородцев» в русском духе.

Вопрос об открытии Башкирской учительской школы обсуждался очень долго: для ее размещения предлагались Стерлитамак, Белебей, Верхнеуральск, Шадринск. Однако эта школа так и не была открыта, поскольку сначала башкиры-магометане стали приниматься в Оренбургскую (Уфимскую) татарскую учительскую школу, затем, в 1893-1898 годах, за счет общественных средств - в Благовещенскую учительскую семинарию, а с 1899/1900 учебного года - в специально учрежденный одногодичный класс при Белебеевском русско-башкирском четырехклассном училище, готовившем учителей для русско-татарских и русско-башкирских школ края. Этот педагогический класс, как и учительские школы, был организован в виде интерната. Однако, в отличие от них, в него принимались только выпускники городских и уездных (а не начальных) училищ, а само обучение предполагало повторение предметов курса городского училища и овладение методико-дидактическими приемами преподавания в нерусских начальных школах.

В начале XX века начал активно обсуждаться вопрос об открытии в Оренбурге особой русско-башкирской учительской семинарии, смешанной не только в национальном (русские, башкиры, татары), но и в религиозном (преподавание для христиан Закона Божия, а для мусульман - основ ислама) отношении. Однако Министерство народного просвещения не нашло весомых причин для открытия такой семинарии. Несмотря на это, общее число учительских семинарий, подведомственных Оренбургскому учебному округу, неуклонно возрастало. Осенью 1909 года открылась мужская учительская семинария в Оренбурге, годом позже (1910) сразу две - Пермская учительская женская семинария для подготовки учительниц из дочерей лиц духовного ведомства и Челябинская мужская учительская семинария. В 1914 году в рамках реализации проекта всеобщего начального образования открылись мужские учительские семинарии в Белебее и Шадринске, а в 1916 году - в Стерлита-маке. Кроме этих, подведомственных Министерству народного просвещения казенных учительских семинарий после согласования с ним на территории края открылись две подобные мусульманские учительские семинарии (мужская и женская) в Троицке (1815), а затем женская в Уфе (1916). Таким образом, к 1917 году в Оренбургском учебном округе в общей сложности действовали (без учета мусульманских) одиннадцать учительских семинарий, в том числе одна женская (в Перми).

На территории Оренбургского учебного округа подготовка учителей для городских, повышенного типа начальных школ с шестилетним сроком обучения, учрежденных в России взамен упраздненных в 1832 году уездных училищ, в разное время осуществляли три учительских института - в Оренбурге, Уфе и Екатеринбурге. По «Положению об учительских институтах» от 31 мая 1872 года это были специальные учебные заведения закрытого типа, в которые принимались ««молодые люди всех званий и состояний, не моложе 16 лет, выдержавшие вступительные экзамены за курс уездного (городского) училища»13. Учительские институты не являлись привилегированными учебными заведениями ни по правам, которые предоставляли окончившим их, ни по социальному составу воспитанников. Большинство учащихся учительских институтов были выходцами из крестьян и средних городских сословий. Учительские институты давали хорошую педагогическую подготовку: в них изуча-

лись психология, педагогика, история педагогики, методика учебного предмета, большое внимание уделялось педагогической практике.

Открывшийся 30 августа 1878 года Оренбургский учительский институт [11] входил в число первых семи учительских институтов, созданных в России по «Положению об учительских институтах» от 31 мая 1872 года. Несмотря на то, что он сразу же стал планомерно выпускать достаточно хорошо подготовленных учителей, министр народного просвещения граф И.Д. Делянов в 1994 году ходатайствовал перед Государственным советом о преобразовании его «ввиду несоответствия института потребностям местного населения в образовании детей» в реальное училище. Государственный совет удовлетворил ходатайство министра, и уже с 1894/1895 учебного года Оренбургский учительский институт не принимал новых воспитанников, а в 1896 году был закрыт [12]. За время своего почти двадцатилетнего существования Оренбургский учительский институт выпустил двести шесть учителей городских училищ.

Администрация Оренбургского учебного округа неоднократно высказывала пожелание о своем переезде в Уфу - в город, занимавший центральное место в расположении подведомственных ему учебных заведений и имевший более удобные, чем Оренбург, пути сообщения. В начале марта 1906 года новый попечитель Оренбургского учебного округа Н.А. Бобровников обсудил вопрос о возможности такого перевода с представителями городского управления Уфы, при этом им было поставлено условие о предоставлении городом под канцелярию Округа подходящего помещения, так как наем его или постройка за счет казны при затруднительном положении последней были совершенно невозможны. Тогда же, указывая на недостаточное число лиц со специальной подготовкой для занятия учительских должностей в Округе, попечитель высказал пожелание об открытии в Уфе Учительского института, если и в этом город окажет посильную помощь14.

Значительно дальше при рассмотрении инициативы Попечителя Округа пошло Уфимское земское собрание, поставившее уже в конце марта 1906 года вопрос об открытии в Уфе «учебного заведения высшего типа, которое могло бы готовить учителей для средних учебных заведений и было приравнено к университетам» [13]. Поскольку для открытия в Уфе университета никаких условий не было, остановились на идее создания высшего учебного заведения типа педагогического института. Было разработано подробное «Положение о педагогическом институте в г. Уфе», который, по замыслу разработчиков проекта, имел своей целью ««приготовление учителей и учительниц для женских гимназий и прогимназий, для четырех низших классов мужских средних учебных заведения и для городских, по Положению 1872 года, училищ». Однако при дальнейшем обсуждении в январе 1908 года решили возбудить ходатайство перед Министерством народного просвещения об открытии в Уфе «учительского института повышенного типа сравнительно с существующим и по Уставу от 31 мая 1872 года».

Уфимский учительский институт, открывшийся 1 июля 1909 года [14], стал десятым по счету в России: до его открытия учительские институты действовали только в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Тамбове, Курске, Глухове, Феодосии, Тифлисе и Томске. Его первым директором стал бывший преподаватель древних языков Уфимской мужской гимназии статский советник (с 1911 года - действительный статский советник) А.Н. Лисовский [15]. Почти за десять лет своего существования Уфимский учительский институт выпустил около сто шестьдесят специалистов [16], из которых только семь были лицами «магометанского вероисповедания».

В феврале 1912 года в Государственную думу России был внесен законопроект, предусматривавший реформу учительских институтов: предполагалось увеличение срока обучения до четырех лет, разделение воспитанников последнего года обучения по трем отделениям (литературно-историческому, физико-математическому и естественногеографическому), значительное расширение всех учебных программ. Проект предусмат-

ривал открытие мужских, женских и смешанных учительских институтов. Хотя этот проект осуществлен не был, распоряжением по Департаменту народного просвещения от 20 июня 1912 года по старой, трехгодичной, системе обучения в России были учреждены шесть новых учительских институтов. В их числе оказался Екатеринбургский учительский институт (и городское при нем училище), торжественно открывшийся 5 ноября 1912 года.

Нам удалось обнаружить лишь очень скудные сведения об Екатеринбургском учительском институте: он должен был готовить учителей городских училищ для Пермской губернии, а училище - слушателей для поступления в этот институт, который в феврале 1918 года был для подготовки учителей средних учебных заведений.

В тридцати трех учительских институтах России, два из которых (Уфимский и Екатеринбургский) находились в Оренбургском учебном округе, на 1 января 1913 года обучалось 2249 воспитанников. В том же году число окончивших полные курсы учительских институтов, составило 442 человека [16]. Хотя по сравнению с предыдущими годами абсолютное число воспитанников учительских институтов резко увеличилось, все же потребности в учительских кадрах росли значительно быстрее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В числе новых четырех открывшихся в 1915 году мужских учительских институтов был Оренбургский учительский институт, который 14 сентября 1915 года распахнул свои двери как среднее специальное учебное заведение, выпускники которого должны были стать учителями по различным предметам в городских четырех- и шестиклассных высших начальных училищах. На торжественном открытии института прибыл из Уфы попечитель Оренбургского учебного округа тайный советник Н.И. Тихомиров [17].

Обучение в Оренбургском учительском институте, как и в других в то время, было трехгодичным. Принимались юноши всех сословий в возрасте от шестнадцати до двадцати лет. Воспитанники оплачивали свое обучение по двадцать рублей в год. На содержание института при его открытии было выделено из казенных средств 15950 руб., а дополнительно на оборудование еще 5000 руб. Из 63 человек, подавших прошения о зачислении, было принято в институт 27 человек, из них 20 состояли на полном содержании.

Февральская революция 1917 года, вызвавшая бурный рост демократических настроений в обществе, сделала реальными перспективы либеральных преобразований во всех областях социальной сферы, включая просвещенческую [18]. Оживленные дискуссии вокруг вопросов перестройки образования велись не только в центре, но и в регионах. Недавно были опубликованные неизвестные ранее документы о создании в марте 1917 года Союза учителей Уфимской губернии [19]. Когда в апреле того же года в Петрограде был организован Всероссийский учительский союз (ВУС), Союз учителей Уфимской губернии вошел в его состав на правах местной организации ВУС и стал называться Уфимским учительским союзом. Он быстро окреп и в апреле - мае 1917 года сумел провести уездные, губернский и областной (окружной) съезды учителей [20].

Уже при организации Уфимского учительского союза (в первых числах марта 1917 года) со стороны русско-язычного учительства последовало требование «удалить руководство Оренбургским учебным округом». Одновременно с этим выплеснулось наружу и недовольство политикой свергнутого царского правительства со стороны прогрессивной части мусульманской интеллигенции, ультимативно заявившей «о немедленном удалении со своих постов» всей администрации Оренбургского учебного округа «как лиц с явно русофика-торствующими идеями, тормозящими дело образования мусульман».

В конце марта 1917 года Уфимский учительский союз создал особую комиссию по реорганизации Управления Оренбургским учительским округом снизу. В адрес Министерства народного просвещения была послана телеграмма следующего содержания: «Учительский Союз, видя полную невозможность приступить к предстоящей в следующем учебном году по созданию новой школы работе при сохранении на местах руководства Управлением [Оренбургским учебным округом, Ю.Е.], совершенно несоответствующим предстоя-

щим преобразованиям, просит Министерство народного просвещения принять меры к полной реорганизации управления на началах коллегиальности ».

Неизвестно, возымело ли действие это требование или сыграли роль другие обстоятельства, но попечитель Оренбургского учебного округа Н.И. Тихомиров был отстранен от этой должности15. Вместо него Временное правительство назначило В.А. Гордлевского, 40летнего востоковеда-тюрколога, выпускника Московского Лазаревского института восточных языков (1899) и Московского университета (1907), преподававшего до этого в Лазаревском институте турецкий язык и историю турецкой литературы. Он приехал в Уфу 16 апреля 1917 года и в тот же день выступил на общем собрании членов Уфимского Учительского союза с заявлением о том, что «сознает необходимость опираться в своей работе на доверие учительства, приветствует широту задач, поставленных Союзом, и выражает готовность работать с ним в тесном контакте».

5 мая 1917 года В.А. Гордлевский выступил на Уфимском губернском съезде Учительского союза, на котором были обсуждены ключевые вопросы единства организационных начал школ различных степеней и типов, децентрализации школьного дела, передачи учреждений народного образования органам местной власти, построения школы на основах автономности, выборности и самоуправления педагогических коллективов. Отмечая то, что в работе съезда из 170 его участников более половины были представителями инородческих школ, он, в частности, сказал: «Нужды инородческого образования должны стать ныне в нашем крае на видном месте. Необходимо предоставить полную свободу всем народностям, создавать национальную, свободную школу с обучением на родном языке учащихся».

В своем приветственном слове к делегатам Окружного съезда учителей, в работе которого приняли участие делегаты от всех губерний (Тургайской и в.а. Гордлевский (1876-1956), Уральской), входящих в состав Оренбургского учеб-

российский востоковед-тюрколог, академик ного округа, его новый попечитель сказал: «Практи-

Ан ссср (1948), последний Попечитель ческая ценность вашей работы будет в том, что

Оренбургского небного окРуга (1917) вы заявите о своих местных нуждах. А такие нуж-

ды есть, есть они и у русской, и у инородческой школы. Инородцы были до сих пор пасынками России и естественно, что у них родилось и крепко росло недоверие к русской школе. Для устранения этого недоверия надо поставить русскую школу так высоко, чтобы каждый гражданин-инородец чувствовал радость и счастье, что он приобщился к высокой русской культуре...»

Однако уже через несколько месяцев отношения между руководством Оренбургского учебного округа и Уфимским учительским союзом резко обострились: В.А. Гордлевский в категорической форме отказался допустить представителей Союза к управлению Округом даже с совещательными голосами [21]. Тогда руководство Уфимского учительского союза бойкотировало Управление Округом и вынесло решение о создании собственного, альтернативного Комитета без включения в него прежней дирекции Округа. В январе 1918 года было решено для обсуждения всех этих вопросов, собрать внеочередной съезд представителей всех учебных заведений Округа.

Октябрьская революция 1917 года разрушила все эти планы. После свержения Временного правительства власть в Уфимской губернии перешла в руки большевистско-эсеровского Губревкома, окончательно организационно оформившегося 14 декабря. Одним из его отделов стал Комитет по народному образованию, который возглавил 17-летний комиссар, эсерка Евгения Семеновская16. Она сразу же воспользовалась конфликтом между В.А. Гордлевским и руководством Уфимского учительского союза и в тот же день поставила перед Губревкомом «вопрос об упразднении правительственного Учебного округа и создание Коллегии по управлению Округом при Революционном комитете», назначив себя ее руководителем [22].

В тот же день состоялось внеплановое общее собрание Уфимского учительского союза, на котором практически единогласно было вынесено постановление в немедленной забастовке в случае, если большевистско-эсеровская Коллегия по народному образованию будет вмешиваться в школьные дела. Тогда Губревком распорядился реквизировать помещение Оренбургского учебного округа, разогнал весь его аппарат, взял В.А. Гордлевского под домашний арест17 и предупредил учителей об их возможном увольнении как не подчинившихся распоряжениям советской власти.

В ответ на это 20 декабря 1917 года Уфимский учительский союз объявил то, что присоединяется к забастовке учителей, организованной Всероссийским учительским союзом, не признавшим Октябрьскую революцию в крупнейших городах России, включая Петроград, Москву, Астрахань, Екатеринбург. Забастовка уфимских учителей фактически продолжалась до занятия Уфы антибольшевистскими силами в начале июня 1918 года. По своей продолжительности и последствиям не имевшая аналога в стране, шестимесячная забастовка уфимских учителей получила тогда большой общественный резонанс, но в советское время тщательно скрывалась и замалчивалась. Впервые публично о ней рассказал известный исследователь истории российского просвещения А.М. Цирюльский в своей книге «Из тайных архивов русской школы» [23], вышедшей в свет в 1992 году.

Вопрос организации народного образования, до конца так и не решенный в дореволюционной России, после Октябрьской революции 1917 года переместился в плоскость политической борьбы. Система организации народного образования, являясь важным социальным институтом общества, стала сферой практических интересов различных политических сил, прекрасно понимавших значимость системы образования как теоретического, так и практического инструмента воздействия на социум в переломный период: шла непримиримая борьба за учителя как основного проводника своей политики, а потому каждая из противостоящих сторон предлагала свою модель русской школы.

На территории Советской России все учебные округа были упразднены в соответствии с постановлением Наркомата народного просвещения РСФСР от 21 января 1918 года. Затем последовали основные государственные акты в области народного образования: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (октябрь 1918) и ряд других правительственных декретов [24], которые в дальнейшем привели к созданию «советской системы просвещения», доминирующей парадигмой которой стала трудовая школа. В противоположность этому на территориях, находившихся под властью белых правительств, либо восстанавливались правила дореволюционного времени, либо порядок, существовавший в России после Февральской революции 1917 года. В Омске 1 июля 1918 года постановлением Временного Сибирского правительства было образовано Министерство народного просвещения, которое 4 октября того же года перешло в состав Временного Всероссийского правительства, а еще через четыре дня (18 ноября 1918 года) вошло в состав Российского правительства А.В. Колчака. Это министерство стало координировать все звенья системы образования на подконтрольных А.В. Колчаку территориях Сибири, Уральского региона и Дальнего Востока18. Одним из главнейших принципов Министерства народного просвещения в правительстве

ИСТОРИЯ осппзоппнип

А.В. Колчака стал принцип децентрализации, впервые заявленный Государственным комитетом по народному образованию Временного правительства еще в июне 1917 года и реально воплощенный в годы гражданской войны: в условиях военного времени все вопросы практической организации народного образования нужно и можно было решать не централизованно, а только на местах. Своим постановлением от 1 июля 1919 года19 А.В. Колчак упразднил все управления учебными округами, учредив вместо них должности уполномоченных Министерства народного просвещения, назначение которых осуществлялось лично Верховным правителем России [25]. На этом мы заканчиваем краткое изложение более чем сорокалетней истории Оренбургского учебного округа.

1. Первым Попечителем Оренбургского учебного округа был назначен П.А. Лавровский (1827-1886), филолог-славист, имевший опыт педагогической и организаторской работы в качестве ректора Варшавского университета. Он руководил Округом в 1875-1880 годах. Следующими попечителями Оренбургского учебного округа были: В.Н. Даль (1880-1882), Х.П. Сольский (1882-1885), Д.С. Михайлов (1885-1889), И.Я. Ростовцев (1889-1904), Зайончковский (1904-1906), Н.А. Бобровников (1906-1908), С.В. Кузнецов (и. о., 1908), А.В. Никитский (1908-1910). Ф.Н. Владимиров (1910-1913), Н.И. Тихомиров (1913-1917), В.А. Гордлевский (и. о., 1917).

2. «Циркуляр по Оренбургскому учебному округу» - официальное ежемесячное издание (1875-1909), выходившее в Оренбурге, а затем (с 1907) в Уфе, в котором публиковались Высочайшие повеления, распоряжения Министерства народного просвещения, попечителя Оренбургского учебного округа, начальников средних учебных заведений. С 1901 года в качестве «Приложения к Циркуляру...» выходил «Циркуляр для народных училищ», имевший официальную и неофициальную части.

3. «Вестник Оренбургского учебного округа» - журнал, выходивший в 1912-1915 годах в Уфе под редакцией М.А. Миропиева. С 1912 по 1914 годы выпускалось по восемь номеров в год, в 1915 году - семь номеров (последний -№ 6-7). В каждом номере имелись официальный, педагогический и научный отделы. В первом печатались законоположения по Министерству народного просвещения, распоряжения попечителя Округа, инспекторов народных училищ, сведения о перемещениях, награждениях и др. В педагогическом отделе - статьи по дидактике и методике преподавания различных учебных предметов, библиографические сведения, критические статьи и заметки по учебной и педагогической литературе, школьная хроника Округа. В научном отделе помещались статьи и сообщения, посвященные истории, географии и этнографии края.

4. Прогимназии (от лат. рго - вместо гимназии) - неполные средние учебные заведения, в которые принимались дети всех сословий без различия звания и вероисповедания. Имели, как правило, четыре (реже шесть) классов при восьмилетнем гимназическом курсе. Окончившие прогимназии принимались в следующий класс гимназий без экзаменов. Мужские прогимназии имели право проводить испытания на звание приходского учителя и на первый классный чин.

5. Мензелинская гимназия сильно пострадала в мае 1887 года от пожара и из-за отсутствия средств к восстановлению в следующем году была закрыта.

6. Уфимской и Пермской женским гимназиям было присвоено звание Мариинских, то есть средних общеобразовательных учебных заведений Ведомства императрицы Марии с семигодичным обучением, учрежденных в 1862 году.

7. Это мужские гимназии в Уфе, Перми, Екатеринбурге, Оренбурге и Троицке, реальные мужские училища в Екатеринбурге и Перми, 1-й и 2-й Неплюевские кадетские корпуса в Оренбурге, мужские духовные училища в Уфе, Перми, Камышловске, Оренбурге, Челябинске, Уральске, Екатеринбурге, Соликамске.

8. Это женские гимназии Уфе, Перми, Екатеринбурге, Оренбурге, Уральске, женские прогимназии в Перми, Камышловске, Ирбите, Мензелинске, Бирске, Оренбурге, Осе, Троицке, Кунгуре, Челябинске и Красноуфимске, Николаевский женский институт в Оренбурге, в который был переименован в 1855 году существовавший ранее в этом городе Институт благородных девиц, и женские епархиальные училища в Перми, Екатеринбурге, Уфе и Оренбурге.

9. Первый набор в Уфимскую татарскую учительскую школу, для размещения которой в Уфе были арендованы помещения по ул. Гоголевской, 68, состоял всего из десяти человек. На официальном открытии школы 7 сентября 1872 года присутствовали прибывшие из Казани попечитель Казанского учебного округа П.Д. Шестаков и инспектор татарских, башкирских и киргизских школ Фридрих Вильгельм (Василий Васильевич) Радлов (1837-1918), тюрколог, языковед, этнограф, действительный член Петербургской академии наук (1884), впоследствии возглавивший Русский комитет по изучению Средней и Восточной Азии. В.В. Радлов стоял у основ создания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого.

10. Впоследствии Уфимское губернское земское собрание дважды (в 1898 и 1899 годах) ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об открытии в Уфе мужской Татарской учительской школы, а в 1902 году женской Татарской учительской школы. Но также безрезультатно.

11. В своем отчете царю министр Д.М. Толстой по этому поводу писал: «Нет сомнения в том, что если влияние магометанства не будет вовремя парализовано, то через немного лет все языческое население превратится в магометян».

12. В 1920 году Бирская учительская школа была преобразована в трехгодичные марийские педагогические курсы и переведена в село Николо-Березовка Бирского уезда (ныне Краснокамский район Республики Башкортостан).

13. Окончившие полные курсы гимназий, духовных семинарий и других средних учебных заведений принимались в учительские институты без экзаменов.

14. Речь шла о размещении канцелярии Учебного округа в Уфе и о постройке здания будущего Учительского института за счет средств городского бюджета

15. С 1 апреля 1917 года Н.И. Тихомиров был назначен Временным правительством попечителем ЗападноСибирского учебного округа.

16. Евгения Семеновская, «брошенная» Губревкомом на организацию «новой социалистической школы», выпускница женской гимназии, всего год проучившаяся на Высших женских курсах в Петрограде, была в то время заметной фигурой среди уфимских эсеров: в декабре 1917 - феврале 1918 года она редактор газеты «Земля и воля» (орган Уфимского губкома левых эсеров).

17. В.А. Гордлевский в январе 1918 года возвратился в Москву в Лазаревский институт (позднее реорганизованный в Московский институт востоковедения), где работал профессором до 1948 года. Затем руководил сектором языка и литературы стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения АН СССР. В 1948 году был избран академиком АН СССР. Автор «Грамматики турецкого языка» (1928), редактор первого «Турецко-русского словаря» (1931), важнейшие труды по истории - монография «Государство Сельджуков Малой Азии» (1941), содержащей большой фактический материал по экономической и социальной истории Ближнего и Среднего Востока Х1-Х1Х веков, а также работ «Внутреннее состояние Турции во 2-й половине 16-го века» (1940), «Из жизни цехов в Турции» (1927). Был награжден двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Скончался в 1956 году в Москве.

18. К 1 января 1919 года в ведении Министерства народного просвещения А.В. Колчака числилось 16796 народных училищ с 28252 комплектами (классами), в том числе в Приуральском крае соответственно - 4913 и 10329. Планировалось к 1 июля 1919 года только в Приуральском крае открыть 1102 новых училища с 1727 классами, причем только для территории Прикамского и Приуральского края, к тому времени освобожденных от Советской власти, для нужд народного образования предусматривалось выделение кредита в 52 млн. руб.

19. Этим же постановлением на подведомственных А.В. Колчаку территориях ликвидировались должности директоров и инспекторов народных училищ, а все начальные школы передавались в ведение земств и городов.

Литература

1. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899 г.г.). - Оренбург : Типолит. Ив. Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1900. Вып. 1, 299 с.; Вып. 2, 250 с.

2. Об учреждении учебных округов (1803) // Полное собрание законов российской империи. - Т.ХХУШ. - СПб., 1830. - № 20598.- С. 412.

3. Высочайше утвержденное положение об учебных округах Министерства народного просвещения (1835) //

Полное собрание законов российской империи. - Собр. 2-е. Т.Х. - Отд. 1-е. - СПб., 1836. - С. 756-758.

4. Об отчислении от Казанского учебного округа некоторых губерний и образование Оренбургского учебного

округа // Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. 1875. №1-3. - С.1-5.

5. Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящиеся на территории Оренбургского учебного округа по переписи на 31 декабря 1894 года. - Оренбург : Типолит. Ив. Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1896. - С. 5, 52, 108, 180.

6. ЦГИА РБ. Фонд И-124, 102 ед. хр., 1 опись.

7. Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии // Оттиск из

Приложения к № 7 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 год. - С. 1-72.

8. ЦГИА РБ. Фонд И-226. 1 ед. хр.,1 опись.

9. Учреждение Бирской «инородческой» учительской школы // Оттиск из Приложения к №№ 9-10 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 год. - С. 1-145.

10. Исторический очерк Оренбургской киргизской учительской школы // Оттиск Приложения к №№ 4, 5, 6 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 год. - С. 1-36.

11. ГАОО, Фонд 81, ед. хр. 195.

12. ГАОО, Фонд 82, ед. хр. 216.

13. Ергин, Ю.В. Уфимский учительский институт (1909-1919) // Вестник Башкирского университета. - 2003. -№ 1. - С. 99-108.

14. Ергин, Ю.В. У истоков университетского образования [Текст] : очерки о предыстории Башкирского государственного университета / Ю.В. Ергин. - 2-е изд., доп. - Уфа, 2010.

15. Ергин, Ю.В. А.Н. Лисовский (1858-1920) [Текст] / Ю.В. Ергин. - Уфа : Вагант, 2008.

16. Кузьмин, Н.Н. Учительские институты в России [Текст] / Н.Н. Кузьмин. - Челябинск, 1975.

17. ГАОО. Фонд 81, оп.1, дело 302, л. 81 об.

18. Королев, Ф.Ф. Очерки истории советской власти и педагогики (1917-1920) [Текст] / Ф.Ф. Королев. - М. :

Изд. АПН РСФСР, 1958.

19. Ергин, Ю.В. Союз учителей Уфимской губернии: хроника деятельности в марте-апреле 1917 года [Текст]

// Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 2(3). - С. 127-132.

20. Ергин, Ю.В. Уфимский учительский союз: уездные, губернский и областной (окружной) съезды (май 1917 года) [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 3(4). - С. 105-116.

21. Ергин, Ю.В. Уфимский учительский союз: участие в проектах временного правительства в области реформы народного образования (июнь-октябрь 1917 года) [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 4

(5). - С. 79-81.

22. Ергин, Ю.В. Уфимский учительский союз: противостояние большевистско-эсеровскому Губревкому (декабрь 1917-июнь 1918 года) [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 6 (7). - С. 99-122.

23. Цирюльников, А.М. Из тайных архивов русской школы [Текст] / А.М. Цирюльников. - М. : Педагогика, 1992. - С. 94-96.

24. Народное просвещение. 1919. № 6-7. - С. 1-5.

25. Об упразднении учебных округов // Утро Сибири (Челябинск). 1919. №124. 15 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.