Научная статья на тему 'Физическое воспитание в дореволюционных учебных заведениях Башкирии'

Физическое воспитание в дореволюционных учебных заведениях Башкирии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОКОЛЬСКАЯ ГИМНАСТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание в дореволюционных учебных заведениях Башкирии»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ БАШКИРИИ

Ключевые слова: учебные заведения дореволюционной Башкирии, физическое воспитание, сокольская гимнастика.

В дореволюционной Башкирии неотъемлемой частью воспитания были народные игры и военно-прикладные виды спорта: дети и юноши отлично сидели в седле, стреляли из лука, владели секретами различных видов борьбы, хорошо плавали, ходили на охоту, лазили по шесту, метали копья и камни, бегали наперегонки. На протяжении веков эти игры входили в программу таких народных и религиозных праздников, как йыйн, каргатуй, сабантуй, ураза и курбан-байрам, свадеб, различных торжеств, бережно сохранялись и стали составной частью национальной культуры башкирского народа. Однако, физическое воспитание как учебная дисциплина, официально называемая в то время «гимнастикой»1, в Башкирии, как и во всей дореволюционной России, стала внедряться в систему школьного образования лишь в конце XIX века [1; 2]. Этому до сих пор фактически малоисследованному вопросу и посвящено наше небольшое исследование.

Гимнастика как система физического образования в дореволюционной России во многом зависела от состояния культурных связей со странами Западной Европы. Ценный опыт применения физических упражнений с целью боевой подготовки войск, накопленный еще в эпоху Петра I, был подхвачен просвещенной Екатериной II, видевшей основную роль применения различных физических упражнений, прежде всего, в воспитании для государства физически здорового молодого поколения. Для реализации этого намерения в конце XVIII века в Россию активно приглашали иностранных преподавателей гимнастики, фехтования и танцев, которые работали преимущественно в привилегированных учебных заведениях, где воспитывались, в основном, дети дворян. В то же время эти занятия имели своей целью не достижение каких-либо высоких спортивных результатов, а скорее лишь развлечение, отдых и привитие воспитанникам хороших аристократических манер.

По «Уставу учебных заведений, подведомственным университетам», утвержденному в 1804 году императором Александром I, внуком Екатерины II, впервые была официально представлена возможность введения «занятий физическими упражнениями» не только в трех существовавших к тому времени академических гимназиях2 при Московском, Петербургском, Казанском университетах, но и во всех других гимназиях, открытие которых предполагалось в перспективе в каждом губернском городе.

Указом правительствующего Сената, подписанным Александром II в октябре 1864 года, в России был введен «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народно-

го просвещения» [3], который предусматривал во всех типах мужских гимназий (классических с двумя древними языками, классических с латинским языком, реальных без древних языков, но с естествознанием в большем объеме и физикой) должность штатного преподавателя гимнастики [выделено нами, Ю.Е.] и обязательное наличие в каждом из таких средних учебных заведений спортивного оборудования (гимнастических снарядов). Врачу (эта должность в гимназиях устанавливалась также штатной) кроме «пользования воспитанников и постоянной заботливости о их здоровье» вменялось в обязанность следить за тем, «чтобы упражнения воспитанников соображались с требованиями правильного развития и укрепления сил юношества». И еще: «Врач обязан замечания свои по этому предмету представлять начальству учебного заведения и предъявлять оные педагогическому совету для обсуждения и внесения в протоколы его заседаний». По Уставу 1864 года гимнастика не была обязательным предметом: занятия проводились только для желающих.

С 1871 года гимнастика стала обязательным предметом для пансионеров (воспитанников, проживавших во время учебы не дома, а при учебном заведении). Для остальных учащихся гимнастика продолжала оставаться необязательной дисциплиной, хотя и преподавалась бесплатно.

С 1874 года в связи с принятием в России закона о всеобщей воинской обязанности резко возросло количество юношей, которые должны были проходить воинскую службу. Именно тогда с целью подготовки учащихся к службе в армии по инициативе военного ведомства были введены обязательные занятия гимнастикой во всех средних учебных заведениях. Однако очень скоро выяснилось, что из-за отсутствия необходимого количества преподавателей этой дисциплины невозможно было сразу же начать проводить уроки физической культуры (гимнастики) в большинстве учебных заведений данного профиля. Поэтому уроки гимнастики не получили широкого распространения и уже в 1876 году вследствие перегруженности учебных планов часы на военную подготовку и гимнастику были отменены сначала в Петербургском, а затем и других учебных округах3. Занятия физическими упражнениями было предложено проводить с учащимися лишь в большую перемену между уроками (ежедневно по полчаса). Однако русская армия нуждалась в резерве здоровых молодых людей. Потому в 1889 году по предложению военного ведомства гимнастика снова стала обязательным предметом во всех средних гражданских учебных заведениях. В городских училищах повышенного типа, начальных школах для детей городского населения, учрежденных в 1872 году взамен уездных училищ, гимнастика продолжала быть лишь рекомендованной дисциплиной.

Еще в 1875 году военное ведомство послало Л.Ф. Лесгафта4 (анатома и врача, доктора медицины, работавшего в Главном управлении военно-учебных заведений, где он занимался вопросами физического воспитания) в страны Западной Европы для изучения опыта преподавания гимнастики в Германии, Франции, Швеции и Чехии.

Наибольший успех в создании стройной системы гимнастики выпал на долю немецкого просветителя XIX века И.Х. Гуго-Мутса (1758-1839). Его книга «Г имнастика для юношества» (1793) нашла признание не только в Германии, но и за ее пределами. Отличительной чертой системы Гуго-Мутса было использование типично-гимнастических упражнений: обязательная ходьба для формирования осанки и изящества, лазанье по канату, шесту, веревочной лестнице, различные прыжки и висы. Ее продолжил и дополнил Ф.Л. Ян (17781852), разработавший гимнастическую систему, названную «турнен» (сокр. от нем. турн-кунст - искусство изворотливости), которая обогатила немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне. Другие оригинальные системы гимнастики были созданы Ф. Аморосом (1770-1847) во Франции, П.Г. Лингом (1776-1838) в Швеции и М. Тыршем в Чехии.

Мирослав Тырш (1832-1884), профессор истории и искусств Пражского университета, в 1862 году разработал и предложил в практику систему, получившую название «сокольская гимнастика». Это было время, когда небольшие славянские народы, жившие в центре Европы, находились в составе Австро-Венгерской империи. По отношению к австрийцам они были народностями угнетенными и постоянно вели борьбу за сохранение своей самобытности и национальное освобождение. Именно из-за нежелания ассимилироваться в немецкой среде М. Тырш и создал «чешское отделение», отколовшееся от Немецкого гимнастического союза, которое рассматривало гимнастику как основу военно-патриотического воспитания чехов в антигерманском духе.

Первое сокольское общество, появившееся в Праге в 1865 году, ставило своей целью не просто получение удовольствия от исполнения физических упражнений: оно было создано «для упорной работы над совершенствованием как физической формы, так и духовной природы человека и развития его гражданских качеств» [4]. Не случайно было выбрано и название общества - «Сокол», символизирующее свободу, мужество и независимость5. Среди участников этого движения был установлен обычай обращаться на «ты» ко всем членам «соколиной семьи». В своих «Основах гимнастики» (1873) М. Тырш отмечал «огромное значение систематического телесного развития и его влияние на воспитание деловых качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду». Такая многогранность целей во многом отличала труд М. Тырша от немецких авторов, задачей которых было лишь онемечивание разнородного населения страны и физическая подготовка призывников для службы в имперских войсках.

М. Тырш усовершенствовал немецкую гимнастическую систему, дополнив ее некоторыми новыми видами атлетики. Все физические упражнения по системе Тырша подразделялись на упражнения: 1) без снарядов (спортивная ходьба, бег, вольные упражнения, строевая гимнастика, хороводы и танцы); 2) на снарядах (брусья, перекладина, скакалки, конь, кольца, лестницы); 3) групповые (пирамиды без снарядов и со снарядами, массовые гимнастические упражнения, игры); 4) боевые (приемы защиты и сопротивления, борьба, бокс, фехтование). Соколы имели единые гимнастические костюмы, выполнение упражнений происходило под музыку.

Именно сокольская гимнастическая система стала первой славянской системой физического воспитания, получившей признание в России в конце XIX века. По инициативе группы москвичей 4 мая 1883 года было основано «Русское гимнастическое общество», уже в то время, в значительной степени опиравшееся именно на сокольский опыт. Председателем Совета этого Общества был журналист, писатель и первый российский репортер

В.А. Гиляровский. В числе учредителей Общества состояли начинающий писатель А.П. Чехов, его брат художник Н.П. Чехов и Л.Н. Толстой.

В 1900 году в Тифлисе (ныне Тбилиси) открылось «Гимнастическое общество», уже откровенно сокольское по структуре, идеологии и гимнастической терминологии, разработанной М. Тыршем. В том же году зародились «Чешские гимнастические кружки» в Санкт-Петербурге и Киеве, переименованные в 1903 году в «Общество Север» и, соответственно, «Общество Юг». Также в 1903 году было создано и официально утверждено властями «Гимнастическое общество в Ташкенте».

Количество сокольских организаций в России стало стремительно расти. В июле 1910 года российским правительством был официально утвержден «Устав Союза русского со-кольства», а в апреле 1911 года в Москве прошел первый съезд «Союза русского сокольст-ва». Съезд постановил в полном объеме принять идею славянского братства: «сокольство в России должно служить одним из элементов слияния племен Российской империи во имя блага и братства всей России». Русскими соколами были приняты и основные принципы сокольства: «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и

общественного долга и альтруизма». Однако на практике сокольское движение в России не смогло избежать раздоров. .Началось все с противопоставления сокольской гимнастики немецкой системе физического воспитания, что не дало возможности провести Всероссийский съезд гимнастов, который был заподозрен в антиславянской и прогерманской направленности.

Отсутствие единой системы подготовки преподавателей физического образования в стране приводило к большому разнообразию, но низкому качеству работы в учебных заведениях. В 1912 году в России была официально введена во всех учебных заведениях сокольская система гимнастики. Однако данные на тот год подтвердили, что из 1556 средних учебных заведений сокольская гимнастика преподавалась лишь в 885, в 296 учебных заведениях применялась шведская система, а в остальных - немецкая или система Лесгафта.

В 1914 году в двадцати шести городах России работали сорок две сокольские организации, в которые входило около 5000 человек. В годы Первой мировой войны многие соколы были на фронте, немало их геройски погибло на полях сражений. После Февральской революции 1917 года сокольское движение оживилось, в Петрограде возобновилось издание «Вестника русского сокольства».

После Октябрьской революции 1917 года гимнастика оказалась не в почете. В первое время даже запрещалось выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах, их выносили из спортивных залов и уничтожали. Распался и «Союз русского сокольства», попытка инициативной группы созвать съезд для возрождения сокольства не увенчалась успехом. Программа и деятельность соколов не устраивали новую власть, поскольку они фактически отмежевались от выполнения введенного ВЦИКом еще в апреле 1919 года всеобщего обязательного военного обучения резервов Красной армии граждан в возрасте от 16 до 40 лет. Постепенно стала складываться новая система физического воспитания, декларирующая использование гимнастических залов со специальными спортивными снарядами совершенно неприемлемым «как имеющих вид пыточных застенков» [5]. «Новая система телесного воспитания» использовала минимальное количество самых примитивных спортивных снарядов и заключалась в преимущественном «использовании естественных движений, естественных факторов природы (света, воздуха, солнца)».

В конце 1923 года по предложению Карла Радека и Николая Бухарина русское соколь-ство было объявлено «нелегальной организацией» и закрыто: свою историю оно продолжило лишь в среде эмигрантов.

Не удалось документально установить, когда в Уфе возникло «Общество любителей физических упражнений». Первое упоминание о нем мы нашли в «Дополнениях», составленных в 1902 году известным уфимским статистиком Н.А. Гурвичем ко второму изданию «Сборника материалов для истории Уфимского дворянства», где приводятся сведения о Г.С. Аксакове, бывшем в 1861-1867 годах уфимским губернатором: «Усердием супруги Г. С. Аксакова, Софии Александровны Аксаковой, был выстроен театр, на месте которого теперь находится театр общества физических упражнений [выделено нами, Ю.Е.]. Место это, бывшее непросыхаемой трясиной, обращено было в сквер, который был назван «Софьин сад», а прилегающая к нему улица с запада «Садовой». Это название сохранилось и до сих пор. Театр этот потом сгорел» [6].

Театральный или (Софьин) сад, вторым названием обязанный супруге уфимского губернатора, много сделавшей не только для его благоустройства, но и взявшей на себя общее руководство подготовкой спектаклей с целью оказания материальной помощи строящемуся театру, был разбит в 80-е годы XIX века в квартале улиц Фроловской (ныне Тукае-ва), Садовой (Матросова), Большой Ильинской (Валиди) и Телеграфной (Цюрупы). Именно в нем появилась первая в городе гладко усыпанная песком площадка для гимнастических упражнений, послужившая началу популяризации физической культуры в Уфе. Сейчас на этом месте находится комплекс зданий Башсоцинвестбанка.

Следующая информация об «Обществе любителей физических упражнений» обнаружена в «Журналах Уфимской городской думы за 1903 год»: 20 мая 1903 было заслушано ходатайство Комитета уфимского общества физических упражнений о сложении с него недоимок арендной платы за аренду Театрального сада за 1901-1902 годы и принятии городом за его счет платы за страхование находящегося в саду Городского театра, использованного Обществом для проведения занятий в зимнее время. Из этого же доклада узнаем, что Общество любителей физических упражнений «имеет только цели развития юношества, не представляет в своей деятельности никакой коммерческой стороны и руководствуется лишь соображениями доставлять детям городского населения возможность проводить время в полезных развлекательных играх и танцах как в самом театре, так и в саду» [7]. В том же документе говорится о том, что средствами Общества являлись членские взносы в размере 5 рублей с семейства и некоторая прибыль от сдачи арендуемого им Городского театра, в котором устраивались различные драматические спектакли.

С течением времени территория Театрального сада уже не могла удовлетворять все возрастающие потребности «Общества любителей физических упражнений»: все чаще и чаще не только организованно, но и стихийно занятия спортом, в том числе велосипедным, стали проводится в находившемся недалеко от Театрального сквера в Ушаковском парке6.

Из газеты «Уфимские губернские ведомости», 1905 год, 11 августа: «Целесообразно: отвести любителям велосипедной езды особое место в городе, где они могли бы свободно заниматься этим спортом, избавив посетителей парка от опасности быть ушибленными и искалеченными, особенно детей. Нужно приветствовать предложение об аренде какого-нибудь скверика для велосипедных гонок, а не устраивать катание в Ушаковском парке, где бывает масса гуляющей публики».

В 1912 году Уфимская городская дума рассмотрела вопрос о постройке на территории Ушаковского парка «различных павильонов для физического воспитания» [8], а еще через некоторое время, в 1914 году, о сооружении в его западной части специальной большой спортивной площадки [9]. Уже при советской власти именно на этом месте был построен первый в Уфе стадион «Динамо».

В момент наивысшего подъема Октябрьской политической стачки 1905 года российский император Николай II выпустил «Манифест 17 октября 1905 года», провозгласивший основные гражданские права и свободы. Одним из последствий этого законодательного акта, имевшего название «Об усовершенствовании гражданского порядка», было издание в марте 1906 года первого в России закона об общественных организациях «Временные правила об обществах и союзах». Желающие учредить новое общество или союз должны были подать соответствующие заявления губернатору (или градоначальнику), для рассмотрения которых создавались губернские (городские) по делам об обществах специальные присутствия. В Уфе, как и в России в целом, стали «как грибы после дождя» появляться различные благотворительные и попечительские общества, клубы по проведению досуга, общества взаимопомощи, семейно-педагогические общества и другие общественные организации.

15 сентября 1907 года отделением Уфимского губернского по делам об обществах присутствия за подписью вице-губернатора Гр.А. Толстого в реестр обществ Уфимской губернии было внесено «Уфимское общество физического воспитания учащихся учебных заведений г. Уфы» [10]. Учредителями этого Общества были статский советник А.С. Цветков, врач уфимской больницы Управления Самаро-Златоустовской железной дороги, и П.М. Сокуров, присяжный поверенный Окружного суда. А.С. Цветков стал и первым председателем Правления этого Общества. В 1913 году его сменил действительный статский советник В.Н. Матвеев, директор Уфимской мужской гимназии. По адресу именно этого учебного заведения до конца 1917 года и было официально зарегистрировано место нахождения Правления Уфимского общества физического воспитания учащихся учебных заведений г. Уфы [11].

УСТАВ!

Уфимскаго Общества физичвскаго воспитатя учащихся учобныхъ. заводенй г. Уфы.

«офо»

Уфа. ПЕЧ1ТНЯ а X. Ы0ХНД1. 1907.

Титульный лист «Устава...» с гербовой печатью Уфимского общества физического воспитания учащихся учебных заведений г. Уфы. Публикуется впервые

Сохранился «Устав Уфимского Общества физического воспитания учащихся учебных заведений г. Уфы» [11], из которого следует, что «основной задачей Общества является содействие физическому воспитанию учащихся», в основу которого «положены подвижные игры, как то: катание на коньках и велосипедах, бег на лыжах, верховая езда, плаванье и гребной спорт, фехтование и пр.». Свою задачу Общество видело и «в заботе о правильной постановке занятий гимнастикой, в особенности на различных снарядах». Общество принимало в свои ряды лиц обоего пола, всех званий и вероисповеданий. Оно действовало на правах юридического лица, имело свою печать и существовало за счет членских взносов (5 рублей в год или 60 рублей одноразово), различного рода пожертвований и разрешенных законом сборов, доходов от устраиваемых Обществом лекций, спектаклей, концертов и прочих доходов от принадлежавших ему капиталов и недвижимого имущества.

Сохранились короткие, одно- - двухстраничные протоколы общих собраний этого Общества [12], из которых видно, что кроме преподавателей уфимских учебных заведений в его работе активное участие принимали и другие известные в городе люди, по долгу службы или по призванию имевшие отношение к спорту. Так из протокола общего собрания членов Общества, состоявшегося 25 ноября 1908 года, в числе членов Правления, кроме уже перечисленных выше А.С. Цветкова и П.М. Сокурова, указаны: В.И. Скляров, преподава-

тель гигиены Мариинской женской гимназии; В.И. Курский, смотритель по рыболовству Управления земледелия Уфимской городской земской управы; С.Ф. Фокин, старший смотритель фабричной инспекции; Н.Н. Хисабова, член Правления Общества вспомоществования учащихся высших учебных заведений при Уфимской губернской земской управе; Г.Э. Крюгер, член Управления уфимского пожарного общества. Последний был известным в Уфе спортсменом, именно он на общественных началах руководил организацией спортивных игр учащихся и всех желающих заниматься крокетом и лаун-теннисом на специально построенной Обществом площадке в Ушаковском парке. Деятельное участие в оказании материальной помощи всем мероприятиям Общества оказывал П.Э. Нейланд, преподаватель немецкого языка Уфимской мужской гимназии. Он же состоял и членом Правления Общества.

С 1915 года вице-председателем Правления Уфимского общества физического воспитания учащихся учебных заведений г. Уфы стал Р.И. Лебентович, член Общества пособий бедным прихожанам Уфимского римско-католического костела, казначеем - П.Э. Нейланд, а членами правления - В.А. Ефремов, преподаватель Уфимской мужской гимназии, Ал.Г. Деев, инспектор кредита Отделения государственного банка, Н.П. Григорьев, заведующий отделением народного образования Уфимской губернской земской управы и два известных в городе спортсмена - В.И. Уточкин и

С.А. Высоцкий.

Администрация Оренбургского учебного округа, с 1907 года находившаяся в Уфе7, оперативно реагировала на все новшества в области организации народного образования. Поэтому не удивительно, что сразу же после того, как сокольская гимнастическая система была официально признана в России первой славянской системой физического образования, она стала внедрятся как предмет в учебных заведениях, подведомственных Учебному округу.

Осенью 1919 года в Уфе открылся Учительский институт [13; 14]. Уже через три месяца, 29 января 1910, вопрос о постановке физического воспитания в стенах института стал предметом первого обсуждения на педагогическом совете. Еще через три месяца, 29 апреля педагогический совет института вынес постановление об активной поддержке Уфимского общества учащегося юношества личным вступлением в члены этого Общества каждого члена педсовета. В марте - августе 1910 года работала специальная Комиссия, задача которой состояла в изучении вопроса о выборе гимнастической системы для преподавания в институте: со второго полугодия 1910 года с разрешения Попечителя учебного округа сокольская гимнастика была введена в институте как дисциплина.

С 1 августа 1910 года в Уфимском учительском институте преподавателем сокольской гимнастики стал работать австрийский подданный Ярослав Осипович Янчак: Оренбургский учебный округ пригласил его для преподавания не только в Учительском институте, но и в Уфимской мужской гимназии, Мариинской женской гимназии и Уфимском реальном училище.

Из «Отчета Уфимского учительского института за 1910 год»: «Придавая важное значение в деле школьного обучения и воспитания рациональной подготовке физических упражнений в Учительском институте, подготавливающем будущих руководителей учебно-воспитательного дела в городских училищах, в особенности, Педагогический совет в ряде заседаний, как специальных, так и общих, с живым интересом и вниманием обсуждал вопросы, касающиеся постановки гимнастики как в институте, так и в городском при нем училище.

В распоряжении института со второй половины отчетного года имеется довольно большой, высокий двухсветный зал, уступленный для гимнастических занятий Мариинским женским училищем, помещающемся на втором этаже дворянского дома8. Здесь представляется полная возможность установить разнообразные гимнастические приспособления: лестницы, шесты, трапеции и т.д. Означенные приспособления, а также другие гимнастические приборы выписаны с разрешения Господина Попечителя Учебного Округа частью на хозяйственные суммы заведения, частью на средства, ассигнованные Городской думой на наем помещения, от фирмы «Ольшаник и К»9 (Москва) на сумму 500 рублей».

Признавая, однако, указанные затраты на рациональное оборудование гимнастического зала недостаточными, Педагогический совет вошел в Учебный Округ с ходатайством о разрешении на дополнительное приобретение снарядов на

сумму 1500 рублей с отнесением расходов на п. 7 ст.4 денежной сметы на 1910 год, а равно на приобретение для учащихся института надлежащих гимнастических костюмов. В октябре месяце костюмы были выписаны, а также и приборы на сумму 600 рублей от фирмы «Вальтер Отт и Кашпар» в Киеве. Кроме этого заказаны гантели Кусинскому заводу Уфимской губернии на сумму 38 руб. 14 коп. Часть ассигнованных денег будет использована на приобретение и установку турника, после того, как преподаватель г. Янчак лично в свою каникулярную поездку ознакомился как с достоинствами, так и с условиями пересылки в г. Уфу означенного турника.

В отчетном году занятия сокольской гимнастикой производились по два раза в неделю для каждого класса института от 6 до 7 часов вечера»[15].

Воспитанники Уфимского учительского института на зянятиях сокольской гимнастикой в спортивном зале

Директор Уфимского учительского института действительный статский советник А.Н. Лисовский лично уделял большое внимание организации занятий сокольской гимнастикой воспитанников своего учебного заведения. В подписанном им «Отчете Уфимского учительского института за 1911 год» говорилось: «Есть полное основание предполагать, что воспитанники Уфимского учительского института в будущей своей педагогической деятельности будут опытными руководителями в деле физического развития учащихся

Воспитанники Уфимского учительского института на занятиях сокольской гимнастикой в саду Видинеева

(ныне - С.Т. Аксакова)

го округа делала все возможное, чтобы обеспечить библиотеки всех подведомственных учебных заведений учебниками и методическими пособиями по преподаванию сокольской гимнастики. В частности, большинство из них стали выписывать журнал «Сокол»10, который начал издаваться в Москве «соколами» - выходцами из Чехии. Сохранилось распоряжение № 7520 от 7 мая 1911 года «О рекомендации книги «Курс сокольской гимнастики» для приобретения в библиотеки Учебного округа», подписанное Попечителем Оренбургского учебного округа действительным статским советником

Ф.Н. Владимировым: «Гимнастическое общество

«Сокол» в Санкт-Петербурге издало «Курс сокольской гимнастики» (пособие для руководителя), перевод с чешского Н.В. Макарова. Ввиду того что курс сокольской гимнастики вводится в средние и низшие училища вверенного мне Оренбургского учебного округа и слушатели организованных этим летом в Уфе гимнастических курсов по сокольской системе находят эту книгу единственным на русском языке учебным пособием, предлагаю всем начальным мужским и городским по Положению 1872 года училищам приобрести ее для библиотек» [17].

Попытка ввести преподавание сокольской гимнастики в приходских училищах города столкнулась с организационными трудностями. Для проведения соответствующих мероприятий Учебный округ попытался привлечь офицеров дислоцированного в то время в Уфе Очаковского пехотного11, составлявшего военный гарнизон города.

Из «Журналов Уфимской городской думы за 1911 год»: «27 ноября 1910 года в Городскую Управу поступило от подполковника Очаковского полка г. Юзбашева заявление о том, что г. Попечителем Оренбургского учебного округа на него возложено наблюдение за преподаванием гимнастики в учебных заведениях Министерства народного просвещения в гор. Уфе и что, в силу этого, ему приходится организовывать преподавание сокольской гимнастики среди городских, приходских училищ. Но в виду того, что в последних не имеется особых для этой цели помещений, он разрешил собирать учеников по группам в казармах Очаковского полка с тем, чтобы каждая группа для занятий гимнастикой будет привлекаться два раза в неделю. Кроме занятий гимнастикой г. Юзбашев предлагает по праздникам организовывать игры и музыкально-вокально-литературные игры с демонстрированием полкового кинематографа. Кроме того, г. Юзбашев просит городскую управу ассигновать в его распоряжение определенную сумму на преподавание гимнастики в городских приходских училищах» [18].

Указанная сумма составляла 1250 руб. (вознаграждение четырем офицерам за преподавание гимнастики по 180 руб. каждому в год, четырем подпрапорщикам по 60 руб. в год, на устройство литературных утренников - 900 руб.). Несмотря на то, что это ходатайство было отклонено по причине отсутствия необходимых средств, преподавание сокольской гимнастики офицерами 190-го пехотного Очаковского полка продолжалось до начала Первой мировой войны, когда полк был передислоцирован из Уфы в западные районы России.

И тем не менее «уфимские соколы» продолжили свою деятельность, не забывая периодически устраивать для населения города незабываемые спортивные мероприятия. С течением времени сокольская гимнастика стала преподаваться не только в Уфе, но и в других губернских, уездных городах и населенных пунктах, входящих в компетенцию Оренбургского учебного округа. Так, в июне 1914 года «Вестник Оренбургского учебного округа » [19] сообщил о массовых сокольских праздниках, прошедших в Белебее, Бирске, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Уфе, Осе и Чердыне.

Из газеты «Уфимский Вестник», 1914 год, 11 мая: «Сокольский праздник: 9 мая в саду правительственной гимназии был устроен сокольский гимнастический праздник учеников и учениц местных и средних учебных заведений.

Дирекция Оренбургского

соколъ

--------т

вспумркыа, хаучхо-всдагогпчссЫ!

ЖУРНДЛЪ, посвящепмый РОПРОСЛПЪ О ФИЗИЧЕСКОМЪ воспитяши.

Еще задолго до начала в сад стала подходить публика. Вход был бесплатный, набралось зрителей до 1000 человек. Впереди на кресле разместилась почетная публика во главе с управляющим Учебным округом окружным инспектором М.А. Миропиевым; среди публики было много педагогов и учащихся.

Самый праздник начался упражнениями с флагами, исполненными учениками II класса гимназии и реального училища, затем следовали интересные сокольские игры. Больше всего внимания и интерес в первой половине программы праздника привлекли упражнения в сокольском боксе и прыжки через козла, лошадь, хорошо исполненные учениками-любителями. В особенности много аплодисментов досталось на долю маленьких боксеров II и III классов, одетых в красивые костюмчики: красные рубашки и белые брючки.

После небольшого перерыва под руководством преподавательницы Трусковой [М.А. Трускова работала в Мариинской женской гимназии, Ю.Е.] сначала проделали вольные упражнения ученицы женских гимназий. Гвоздем же праздника явились выступления учеников-любителей старших классов, выполненные на брусьях и турнике. Из учеников этого номера особо отличились ученики И. Герасимов и А. Федоров, которых зрители наградили продолжительными аплодисментами. Праздник закончился «соколиными разностями», состоявшими из упражнений в парной гимнастике и танцев.

Весь праздник состоял из 10 номеров, исполнение которых растянулось на два с половиной часа. Вобщем праздник оставил у публики очень хорошее впечатление. Преподавателю Янчаку его устройство стоило, несомненно, очень большого труда.

На празднике играл оркестр, который мелодичностью своего исполнения придавал очень многим хорошее настроение».

Самые последние сведения о состоянии физического воспитания в дореволюционной Башкирии также могут быть почерпнуты со страниц изданий местной периодической печати.

Из газеты «Уфимский край», 1917 год, 22 января: «В сокольском обществе: сегодня, 22 января 1917 года, на катке сокольского общества состоится матч на первенство конькобежцев, учащихся средних учебных заведений г. Уфы. Начало в 2 часа дня. Во время гонок играет музыка».

Из газеты «Уфимский край», 1917 год, 12 февраля: «Гимнастика и спортивное общество «Сокол»: В воскресенье, 12 февраля, на катке общества (возле Собора) состоится матч-хоккей-бенди [английское название хоккея с мячом (русского хоккея, Ю.В.)] между командой реального училища и частной гимназией [речь идет о частной гимназии А.Н. Верниковского и А.Ф. Ница, Ю.Е.]. Начало матча в 2 часа дня предполагается устройство гонок на звание чемпиона Уфы».

Свершившаяся Февральская революция 1917 года не помешала спортивной жизни города Уфы.

Из газеты «Уфимский край», 1917 год, 3 июня: «Общество Сокол: В воскресенье, 4 июня, устраивается прогулка за город членов общества, посетителей и детей. Сбор в 9 часов утра на площадке Общества напротив казначейства [речь идет о той части Ушаковского парка, где в настоящее время находится стадион «Динамо», Ю.Е.]. Желающие участвовать в состязаниях по теннису, гимнастике и атлетике могут записаться на площадках Общества во время занятий».

В августе 1917 года Временное правительство опубликовало постановление о реорганизации учительских институтов в России. Фактически одновременно в Петрограде состоялся Всероссийский съезд преподавателей учительских институтов, установивший, в частности, перечень обязательных и необязательных дисциплин в этих учебных заведениях. Гимнастика вошла в число первых, факультативными были признаны богословие, рисование, пение и музыка, ручной труд и выразительное чтение. Однако Уфимский учительский институт в 1917/1918 учебном году не включил сокольскую гимнастику в число обязательных дисциплин: ее по прежнему планировалось проводить по два часа в неделю, как факультативный предмет [20].

Октябрьская революция 1917 года, гражданская война во время которой Уфа неоднократно переходила от красных к белым, и наоборот, отбросила назад физкультурную жизнь в городе. Тем не менее со временем власти все чаще и чаще стали задумываться о возрождении спортивных обществ, задачи которых оставались теми же, что и раньше: государству были нужны здоровые, физически крепкие и духовно развитые люди.

Только в начале 1923 года вышло постановление Президиума Башкирского центрального исполнительного комитета «О физкультуре»: «Признавая работу по физическому воспитанию молодежи ударной наравне с народным просвещением, БашЦИК считает необходимым принять решительные меры к сдвигу с мертвой точки дела физразвития с лета 1923 года».

В январе 1925 года в Уфе было создано пролетарское спортивное общество «Динамо». Водная станция «Динамо» открылась на реке Белой только в июне 1932 года. В мае

1935 на месте спортплощадки бывшего Ушаковского парка открылся стадион «Динамо», включавший в себя кроме футбольного поля стрелковый тир, теннисные, а несколько позже городошные площадки.

Автор благодарит известного уфимского краеведа В.Н. Буравцева за помощь в подборке материалов о физкультурном движении в дореволюционной Башкирии, опубликованных на страницах местной периодической печати.

Примечания

1. Гимнастика (от греч. гимназо - обучаю, тренирую) - система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития человека.

2. Первая «академическая гимназия», открывшаяся в России в 1726 году, была светским средним образовательным учебным заведением при Петербургской Академии наук, готовившей учащихся для поступления в Академический университет. С 1758 по 1765 год ее возглавлял М.В. Ломоносов. В последние годы такие же гимназии были созданы при Московском (1755) и Казанском (1758) университетах.

3. Учебные округа в России представляли собой учебно-административные подразделения, составлявшие систему местного управления общеобразовательными учреждениями Министерства народного образования. Первые учебные округа были образованы в 1803 году в Санкт-Петербурге, Москве, Дерпте, Харькове, Казани и Вильно. Позднее были образованы Белорусский (1823), Одесский (1830), Киевский (1832), Варшавский (1839), Кавказский (1848) и оренбургский (1874) учебные округа.

4. К этому времени П.Ф. Лесгафт (1837-1903) уже привлек к себе внимание общественности изданием книги «Основы естественной гимнастики» (1874), в которой поставил проблему разработки такой системы физического воспитания, которая в равной степени учитывала бы как оздоровительные, так и воспитательные задачи. Вернувшись в Россию, П.Ф. Лесгафт опубликовал книгу «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (СПб.,1880), в которой дал критический анализ зарубежных систем гимнастики (в особенности немецкой) и показал, что ни одна из них не соответствует рациональным началам анатомии, физиологи, гигиены и педагогики, а поэтому не может быть рекомендована в русских школах.

В дальнейшем П.Ф. Лесгафт разработал и основал отечественную систему гимнастики, которую внедрил в практику физического воспитания в детских учебных заведениях. По его инициативе в 1896 году в Санкт-Петербурге были организованы первые в России курсы физической подготовки, на базе которых в 1918 году был создан Институт физического воспитания (в настоящее время это Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта).

5. Образ Сокола (на эмблеме сокольского общества был изображен летящим головой вниз, как бы планирующим) был избран в противоположность германскому имперскому Орлу, изображенному на эмблеме немецкого спортивного общества тяжеловатой птицей с топорщащимися перьями.

6. Ушаковский парк, заложенный осенью 1862 года по инициативе Уфимского губернатора С.П. Ушакова (1867-1873), занимал территорию, ограниченную улицами Большой Ильинской (ныне Валиди), Губернаторской (Советской), Воскресенской (Тукаева) и Семинарской (Карла Маркса). В середине парка находился величественный Воскресенский кафедральный собор, который был разрушен в 1923 году (сейчас на его месте Башкирский драмтеатр). После Октябрьской революции 1917 года парк назывался парком Свободы, Центральным парком культуры и отдыха (с 1944 года - им. Александра Матросова), а с начала 80-х годов - парком им. Ленина.

7. Величайшим повелением от 21 марта 1907 года при Управлении Оренбургским учебным округом с сохраненным его наименованием было перенесено из Оренбурга в Уфу. Оно размещалось в здании Уфимского реального училища по ул. Большой Успенской, (ныне Коммунистической), дом 23.

8. Уфимский учительский институт располагался в здании, выстроенном первоначально для Дворянского приюта на ул. Телеграфной (ныне Цюрупы), дом 9.

9. Ольшаник Ф.И., один из приглашенных в 1881 году в Московское Русское гимнастическое общество «чешских соколов», преподавал гимнастику в Императорском коммерческом училище и Практической академии коммерческих наук. Был владельцем московского магазина спортивных товаров «Ольшаник и К».

10. В отделе редких книг Башкирского государственного университета имеется полный комплект (из 12 номеров) журнала «Сокол» за 1911/1912 учебный год с печатью «Фундаментальная библиотека Уфимского учительского института».

11. «Сокол» - ежемесячный научно-педагогический иллюстрированный журнал, посвященный вопросам физического воспитания. Выходил в Москве 1910/1911 и 1911/1912 учебных годах. Ред. Д.М. Кузьменко, изд. Бондрачек, Д. Кузьменко, Ф. Ольшаник, О Разгон.

12. 190-й пехотный Очаковский полк (командир - полковник Любавский) с июля 1910 по август 1914 года (до начала Первой мировой войны) находился в Уфе для выполнения функции воинского гарнизона. Располагался в так называемых «белых казармах», построенных в 1838 году для размещения внутренней стражи Уфы неподалеку от Александровской церкви (ныне Дом профсоюзов) в квартале улиц Александровской (Карла Маркса), Казанской (Красина) и Гоголевской (Гоголя). В 1911 году личный состав полка (с офицерами) составлял 327 человек.

С мая 2006 года в Уфе работает клуб военно-исторической реконструкции «190-й пехотный Очаковский полк» (Рук. А. Курбатов).

Литература

1. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического образования [Текст] / Н.И. Пономарев. - М.: ФиС, 1970.

2. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта [Текст] / В.В. Столбов, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. - М. : ФиС, 2001.

3. Устав гимназий и прогимназий 1864 года. - СПб. : в литогр. Рогальского и К., 1864.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Оливова, В. Люди и игры [Текст] / В. Оливова ; пер. с чешского. - М. : ФиС, 1985.

5. Филитис, Н. Методы физического воспитания, применяемые в советской школе, и оборудование ее в целях физического воспитания [Текст] / Н. Филитис // Педагогическая энциклопедия. - М. : Изд. Работника просвещения. - Т.1. - 1927. - С. 948-972.

6. Новиков, В.А., Гурвич, Н.А. Сборник материалов для истории уфимского дворянства, составленный в 1879 году, продолженный и дополненный до 1902 года включительно Н.А. Гурвичем [Текст] / В.А. Новиков, Н.А. Гурвич. -Уфа : тип. им. Блохина, 1903. - 286 с.

7. Журналы Уфимской городской думы за 1903 год [Текст]. - Уфа : Эл. типогр. В.П. Колмацкого,1904. - С. 219-220.

8. Журналы Уфимской городской думы за 1912 год [Текст]. - Уфа: Эл. типогр. В.П. Колмашкого,1913. - С. 322,

460.

9. Журналы Уфимской городской думы за 1914 год [Текст]. - Уфа: Эл. типогр. В.П. Колмацкого,1915. - С. 539.

10. Адрес-Календарь Уфимской губернии и Справочная книга за 1917 год [Текст]. - Уфа : Изд. Уфим. Стат. Ко-мит. - 1917. - С. 90.

11. Устав уфимского общества физического воспитания учащихся учебных заведений г. Уфы [Текст]. - Уфа : Печатня Н. Блохина, 1907.

12. ЦГИА РБ Фонд И-183. Оп.1, дело 1, л.-л. 1-11.

13. Ергин, Ю.В. Уфимский учительский институт (1909-1918) [Текст] / Ю.В. Ергин // Вестник Башкирского университета. - 2003. - № 1. - С. 99-108.

14. Ергин, Ю.В. У истоков университетского образования : Очерки о предыстории Башкирского государственного университета [Текст] / Ю.В. Ергин. - Уфа : изд. БашГу, 2009. - С. 20-91.

15. Отчет по Уфимскому учительскому институту и городскому при нем училищу за 1910 год [Текст]. - Одесса : Бланк. Изд., 1910. - С. 5-6.

16. Отчет по Уфимскому учительскому институту и городскому при нем училищу за 1911 год [Текст]. - Одесса : Бланк. Изд., 1911. - С. 15.

17. Оренбургский учебный округ. Сборник законоположений и распоряжений по Министерству народного просвещения (с сентября 1903 по 1911 год) [Текст]. - Уфа : Изд. Уч. Округа,1911. - 540 с.

18. Журналы Уфимской городской думы за 1911 год [Текст]. - Уфа: Эл. типогр. В.П. Колмацкого,1912. - С. 4,

25, 529.

19. Вестник Оренбургского учебного округа. - 1914. - №6. - С. 276.

20. Педагогический журнал (Уфа). - Уфа : изд. Уфим. Учит. Союза, 1917. - №1. - С. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.