УДК 378.178 DOI 10.17238/issn1998-5320.2020.39.88
Л. В. Лонская, Т. В. Малютина, Омский государственный медицинский университет
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ ВРАЧА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА)
Проблема и цель. Исследование проблемы удовлетворённости студентов выбором профессии врача. Цель статьи: на основе обобщения результатов эмпирического исследования выявить специфику удовлетворённости студентов лечебного факультета выбором профессии врача. Методология. Для обработки результатов исследования использовался пакет программ статистической обработки данных SPSS, с помощью которого удалось изучить структуру значимых факторов профессиональной деятельности у студентов на разных этапах обучения, определяющих отношение учащихся к профессии.
Результаты. Анализируется сущность основных понятий. Проводится теоретический анализ компонентов профессиональной идентичности студентов. В основу эмпирического исследования была положена идея того, что удовлетворённость студентов лечебного факультета выбором профессии врача меняется в процессе обучения в вузе, на разных этапах обучения. Выводы. Авторами статьи сделаны выводы и предложены рекомендации по оптимизации учебного процесса в вузе: он требует научно обоснованного подхода к организации профессиональной медицинской подготовки студентов.
Ключевые слова: студенты медицинского вуза, профессиональная идентичность, выбор профессии, уровень удовлетворённости, профессиональное становление.
Проблема и цель рассматривались нами в рамках изучения феномена профессиональной идентичности и возможности ее сопровождения на этапе вузовского обучения. Мы детально изучили не только содержательные характеристики компонентов профессиональной идентичности, но и особенности данной возрастной категории - студенческий возраст.
Анализ исследований, раскрывающих особенности студенческого возраста, позволяет отметить, что это особый, значимый период развития и приобретения новых знаний и навыков в жизни личности. Прежде всего, студенческий возраст характеризуется как этап значительного интеллектуального роста. Происходит организация учебно-профессиональной деятельности молодого человека, усвоение социальной роли «студент», вступление на новый, «взрослый» этап жизни [1,2].
В период студенчества в силу возрастных особенностей происходит: 1) становление активной, целенаправленной жизненной позиции, приобретение личной идентичности, формирование устойчивого и стабильного образа Я, становление самосознания, профессиональное самоопределение; 2) развитие интеллектуальной сферы, связанное с вхождением в социальное окружение: формирование диалогичности мышления и способности к интроспекции, развитие рефлексивных качеств; 3) формирование социальных ролей, ответственность и готовность к включению в новые социальные взаимосвязи и общности, становление социальной идентичности; 4) становление профессиональной идентичности посредством трансформации соотношения идеального и реального представления о будущей профессиональной деятельности [4].
Анализ исследований, посвященных особенностям становления профессиональной идентичности студента на этапе обучения в вузе, позволил выделить и обобщить содержательные характеристика ее компонентов. Содержательными характеристиками когнитивного компонента профессиональной идентичности студента являются: представление себя как профессионала, проявление образовательных потребностей, значимость жизненной сферы. Характеристиками эмоционально-оценочного компонента являются: удовлетворенность выбранной профессией, отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, проявление эмоциональной напряженности. Содержательными характеристиками поведенческого компонента профессиональной идентичности студента являются: параметры деятельности субъекта в ситуации выбора, соответствующая реакция, выражающаяся в поведении [3].
На сегодняшний день, вследствие масштабной модернизации современного высшего образования, профессиональное развитие личности становится одним из главных направлений, которому уделяется значительное внимание. Профессиональное развитие на этапе обучения в вузе рассматривается как процесс непрерывного, целостного развития личности молодого человека, включающий в себя приобретение профессиональных знаний, умений и практических навыков, а также развитие личности будущего профессионала в определенной области деятельности.
Подготовка компетентных специалистов требуется не только современному обществу, это необходимо и самому человеку, осуществляющему процесс интеграции в профессиональное пространство, реализующему возможности адаптироваться в быстро меняющейся структуре профессиональных взаимосвязей. Осознанный выбор будущей профессии, успешное вхождение в нее на этапе обучения в вузе определяют эффективность профессионального успеха личности.
В современных условиях образовательный процесс в медицинском вузе направлен на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, основные положения которой изложены в ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» (ФГОС ВПО 08.11.10 г).
Специалист по данному направлению подготовки готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
• Профилактическая;
• Диагностическая;
• Лечебная;
• Реабилитационная;
• Психолого-педагогическая;
• Организационно-управленческая;
• Научно-исследовательская.
Основными видами учебных занятий в медицинском вузе являются лекции, семинары, консультации, практические занятия, лабораторные работы, курация больных, клинико-ориентированная практика. Помимо основной учебной программы в медицинском вузе практикуется введение преподавания вариативных курсов по различным разделам образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов.
Фактическая академическая нагрузка студентов-медиков значительно превышает положенные 24 часа в неделю и далеко не всегда эта нагрузка соответствует уровню психоэмоциональной готовности студентов, учитывает их уровень здоровья и функциональные резервы, что влияет на отношение к выбранной профессии. Более того, студенты медицинских вузов по сравнению со студентами других вузов находятся в более сложном положении, так как их будущая профессия требует не только достаточно высокого уровня подготовки, но и связана с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов. Сложность врачебного труда обусловлена и требованиями непрерывности процесса профессионализации, выполнения различных структурированных видов деятельности, манипуляций. Большее внимание уделяется формированию у студентов-медиков представления о врачебной деятельности, интересу к ее содержанию.
На наш взгляд, изучение проблемы удовлетворенности выбором профессии врача на этапе обучения в вузе является не просто актуальным и интересным, но чрезвычайно необходимым для обеспечения понимания сущности процессов, явлений, происходящих в обучении.
На лечебном факультете было проведено эмпирическое исследование, посвященное изучению уровня удовлетворенности выбором профессии врача у студентов на разных этапах профессионального становления.
Методология. Целью нашего эмпирического исследования является определение динамики изменения уровня удовлетворенности выбором профессии врача у студентов ОмГМУ на основе сопоставления факторов «привлекательности» и «непривлекательности» профессиональней деятельности.
Эмпирическая база исследования. Исследование уровня удовлетворенности студентов выбором профессии врача осуществлялось на базе ОмГМУ в марте-апреле 2014 года. В исследовании приняли участие студенты 1-6 курсов лечебного факультета. Выборка составила 278 человек, из них подвыборка студентов 1-го курса - 40 человек, 2-го курса - 40 человек, 3-го курса - 47 человек, 4-го курса - 49 человека, 5-го курса - 58 человека и 6-го курса - 44 человека.
В основу эмпирического исследования легла идея о том, что удовлетворенность студентов лечебного факультета выбором профессии врача меняется в процессе обучения в вузе, на разных этапах обучения.
Методы эмпирического исследования. Для подтверждения нашей гипотезы нами была использована методика «Удовлетворённость профессией» В. А. Ядова в модификации Н. В. Кузьминой и А. А. Реана. Для обработки результатов исследования использовался пакет программ статистической обработки данных SPSS.
Цель данной методики - изучить структуру значимых факторов профессиональной деятельности у студентов разных этапов обучения, определяющих отношение учащихся к профессии. Понятие «привлекательность» в данном контексте понимается как положительное отношение к профессии.
Данная методика многократно использовалась в серии исследований, проводившихся в основном на материале высшей школы. Значительно меньше она применяется там, где предметом анализа служит процесс обучения в средней профессиональной школе, это связано с тем, что студенты вузов осознанно подходят к оценке выбора своей профессии.
Процедура опроса заключалась в том, что необходимо было отметить кружком те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б - что «не привлекает». Необходимо отметить только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках не обязательно.
На слайде представлены вопросы, которые необходимо было отметить:
А Б
1. Профессия одна из важнейших в обществе 1. Мало оценивается важность труда
2. Работа с людьми 3. Работа требует постоянного творчества 3. Нет условий для творчества
4. Работа не вызывает переутомления 4. Работа вызывает переутомление
5. Большая зарплата 6. Возможность самосовершенствования 5. Небольшая зарплата 6. Невозможность самосовершенствования
7. Работа соответствует моим способностям 7. Работа не соответствует моим способностям
8. Работа соответствует моему характеру 8. Работа не соответствует моему характеру
10. Отсутствие частого контакта с людьми 10. Частый контакт с людьми
11. Возможность достичь социального признания, уважения 11. Невозможность достичь социального признания, уважения
Обработка результатов: по каждой колонке в отдельности подсчитывается количество выборов от общего числа факторов привлекательности - непривлекательности профессии. Чем больше положительных факторов являются значимыми для студента, тем более он удовлетворён сделанным выбором, что в свою очередь способствует профессиональной стабилизации студентов.
Существует много точек зрения на понятие «привлекательность». В нашем исследовании мы трактуем данное понятие как положительное отношение к профессии. Удовлетворенность профессией определяется соотношением количества факторов: чем больше положительных факторов являются значимыми для студента, тем более он удовлетворён сделанным профессиональным выбором, что в свою очередь способствует профессиональной стабилизации студентов.
Результаты исследования. Проанализируем полученные результаты исследования. Можно отметить наиболее «привлекательные» пункты опросника для каждого курса:
Результаты студентов 1 курса - 40 респондентов: на 1 месте - фактор № 1 - профессия одна из важнейших в обществе - 23 человека; на 2 месте - фактор № 11 - возможность достичь социального признания, уважения (21); на 3 месте - фактор № 5 - большая зарплата (19); на 4 месте - фактор № 9 - небольшой рабочий день (16) и на 5 месте - работа соответствует моему характеру (10).
Результаты студентов 2 курса - 40 респондентов: 1 место занимает фактор № 6 - возможность самосовершенствования (30); 2 место - работа с людьми (28); 3 место - фактор № 1 - профессия одна из важнейших в обществе, № 9 - небольшой рабочий день (13); на 4 месте - фактор № 3 -работа требует постоянного творчества (11) и на 5 месте фактор № 11 - возможность достичь социального признания, уважения (10).
Результаты студентов 3 курса - 47 респондентов: 1 место - фактор № 7 - работа соответствует моим способностям (36); 2 место - фактор № 5 - большая зарплата (34); 3 место - фактор № 9 - небольшой рабочий день (30); 4 место - фактор № 2 - работа с людьми (23); на 5 месте - фактор № 1 -профессия одна из важнейших в обществе, фактор № 3 - работа требует постоянного творчества (10).
Результаты студентов 4 курса - 49 респондентов: 1 место - фактор № 6 - возможность самосовершенствования (35); 2 место - фактор № 9 - небольшой рабочий день (29); 3 место - фактор № 4 - работа не вызывает переутомления (28); 4 место - фактор № 1 - профессия одна из важнейших в обществе (16); на 5 месте - фактор № 10 - работа с людьми (14).
Результаты студентов 5 курса - 58 респондента: 1 место - фактор № 6 - возможность самосовершенствования (48); 2 место - фактор № 4 - работа не вызывает переутомления (40); 3 место -фактор № 9 - небольшой рабочий день (28); 4 место - фактор № 10 - работа с людьми (25); 5 место - фактор № 1 - профессия одна из важнейших в обществе (14).
Результаты студентов 6 курса - 44 респондента: 1 место - фактор № 6 - возможность самосовершенствования (48); 2 место - фактор № 3 - работа требует постоянного творчества (27); 3 место - фактор № 9 - небольшой рабочий день (21); 4 место - фактор № 1 - профессия одна из важнейших в обществе, фактор № 10 - работа с людьми (15); 5 место - фактор № 11 - возможность достичь социального признания, уважения (7).
Принятие профессии на основе факторов привлекательности и непривлекательности профессии
Факторы Стат. характеристики Курс
1 2 3 4 5 6
1 X 0,51 0,40 0,42 0,44 0,45 1,12
б 0,17 0,16 0,17 0,17 0,16 0,18
Cv 32,99 40,11 40,61 40,61 40,11 0,12
2 X 0,09 0,12 0,12 0,18 0,13 0,15
б 0,12 0,14 0,13 0,13 0,14 49,60
Cv 133,80 114,31 109,76 109,76 114,31 79,54
1 - фактор привлекательности профессии
2 - фактор непривлекательности профессии
Рис. Динамика показателей факторов привлекательности и непривлекательности профессии, отражающих отношение обучающих к профессии.
1 - фактор привлекательности профессии; 2 - фактор непривлекательности профессии
По данным таблицы мы видим, что количество выборов факторов привлекательности профессии больше количества выборов факторов непривлекательности профессии. По рисунку мы видим, каким образом изменяется отношение к профессии у студентов лечебного факультета ОмГМУ. Общая динамика выборов факторов привлекательности профессии такова: с 1-го по 2-й курс средние значения падают (X =0,51, X =0,40), затем плавно возрастают на 3-м, 4-м, 5-м и резко возрастают на 6-м курсах (X =0,42, X =0,44, X =0,45, X =1,12).
Статистически значимые различия (р<0,05) между показателями, отражающие факторы привлекательности профессии на 1-м и 2-м; 1-м и 3-м; 1-м и 4-м курсах, где у первокурсников присут-
ствует больше факторов привлекательности профессии, чем у остальных перечисленных курсов. Данная динамика объясняется тем, что студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями на 2-м, 3-м, 4-м, 5-м курсах меняются. Значимые различия (р<0,05) между показателями на 1-м и 6-м; 4-м и 6-м курса, где у шестикурсников значимо выше показатели, чем у студентов 1-го и 4-го курса. Данный скачок показателей на 6-м курсе обуславливается тем, что изменяются представления о профессии, о профессионале, о своих профессионально важных, профессионально значимых качествах, способностях и возможности их реализации в данной сфере труда. Статистически значимые различия (Р<0,05) между показателями, отражающие факторы непривлекательности профессии на 1-м и 4-м;
1-м и 6-м курсах, где количество факторов непривлекательности профессии на 1-м курсе значительно ниже, чем факторов непривлекательности профессии на 4-м и 6-м курсах. Значимые различия (Р<0,01) между 2-м и 4-м; 3-м и 4-м курсами, где показатели на 4-м курсе выше, чем показатели на
2-м и 3-м курсах.
Выводы. Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1. У студентов лечебного факультета ОмГМУ разных этапов обучения наблюдается изменения уровня удовлетворенности выбором профессии, она падает на 2, 3, 4, 5 курсах и возрастает на 6-м курсе.
2. Высокий уровень удовлетворенности выбором профессии на 1-курсе объясняется идеальными представлениями студентов о будущей профессии.
3. На 2-м и 3-м курсах невысокий уровень удовлетворенности выбранной профессией объясняется тем, что еще идет процесс адаптации к профильным дисциплинам и большей учебной нагрузке.
4. На старших курсах 4-м и 5-м происходит активное вхождение в профессию на фоне перехода от дисциплин медико-биологического цикла к клиническим и прохождению многократных клинических практик.
5. Значительный скачок удовлетворенности выбором профессии на 6-м курсе объясняется изменением представления о профессии и большей включенностью в профессиональную деятельность, чем на предыдущих курсах.
Из вышесказанного следует, что большее внимание требуется уделять оптимизации учебного процесса в вузе, он требует научно обоснованного подхода к организации профессиональной медицинской подготовки студентов. Необходимо обратить внимание и проанализировать уровень удовлетворенности потребителей образовательными услугами на профильных кафедрах с целью повышения привлекательности профессиональной деятельности врача на этапе обучения в вузе.
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/ под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Вып. 2. Л.: ЛГУ, 1974. С. 3-15.
2. Пряжников Н. С., Пряжникова Н. С. Профориентация. М.: Академия, 2010. 496 с.
3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) Шапова-ленко И. В. М.: Гардарики, 2005. 349с.
4. Малютина Т. В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // Омский научный вестник. Омск, 2014. № 5. С. 149-152.
L. V. Lonskaya,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Medical University, 12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6467-8169 e-mail: [email protected] T. V. Malyutina,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,
Omsk State Medical University, 12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/ ORCID 0000-0001-8741-4684
e-mail: [email protected]
SATISFACTION OF STUDENTS WITH THE MEDICAL CAREER CHOICE (IN TERMS OF STUDENTS OF THE CURATIVE FACULTY)
Introduction. The article studies the issue of satisfaction of students with the medical career choice. Based on the generalization of the results of empiric research, the article aims to identify the specificity of satisfaction of students of the curative faculty with the medical career choice.
Materials and Methods. To process the research results, the software package of statistical SPSS data processing is used, by means of that it was succeeded to study the structure of meaningful factors of professional activities for students at different stages of education, which define the relation of students to the profession.
Results. The essence of basic concepts is analyzed. The theoretical analysis of components of professional identity of students is conducted. An idea was fixed in the basis of the empiric research that satisfaction of students of the curative faculty with the medical career choice changes at different stages, in the process of education at an institution of higher learning.
Conclusions. The authors of the article draw conclusions the authors of the article and propose recommendations of optimization of educational process at an institution of higher learning, it requires the scientifically-based approach to the organization of professional medicaltraining of students.
Keywords: students of medical institution of higher learning, professional identity, career choice, level of satisfaction, professional formation.
References
1. Anayev B. G. To psychophysiology of student age/. Modern psychological problems of higher school / Ed. by B.G. Ananiev, N. V. Kuzmina. Issue 2. L.: LGU, 1974. Pp. 3-15.
2. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E.Yu. Vocational orientation / of N. S. Pryagnikov, E. Ю. Pryagnikova // Moscow: Akademiya Publ., 2010. 496 p.
3. Shapovalenko I. V. Age-related psychology (Psychology of development and age-related psychology) / Shapovalenko I. V. Moscow: Gardariki Publ., 2005. 349 p.
4. Malyutina Т. V. Professional identity, its structure and components // Omsk scientific bulletin. 2014. No 5. Pp. 149-152.
Поступила в редакцию 6.02.2020 © Л. В. Донская, Т. В. Малютина, 2020
Авторы статьи:
Лариса Владимировна Лонская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО, Омский государственный медицинский университет, 644099, Омск, ул. Ленина, 12, e-mail: lonskayaL@mail. ru
Татьяна Владимировна Малютина, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО, Омский государственный медицинский университет, 644099, Омск, ул. Ленина, 12, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Н. Н. Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск.
Т. Б. Рабочих, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования, Омский государственный педагогический университет.