Научная статья на тему 'Исследование уровня мотивации к обучению студентов старших курсов медицинского вуза'

Исследование уровня мотивации к обучению студентов старших курсов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИИ / УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ / СТУДЕНТЫ СТАРШИХ КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиниченко Дмитрий Анатольевич, Деговцов Евгений Николаевич

Проблема и цель. Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка и в значительной степени и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и её структуры на успешность учебной деятельности. Изучение проблемы учебной мотивации и возможности её повышения путем использования различных педагогических методов, позволит создать условия личной заинтересованности и включённости в процесс обучения в вузе, облегчить интеграцию выпускников медицинских вузов в профессиональную среду. Методология. Исследование проводится на основе методов изучения уровня учебной мотивации по методике В. Г. Каташева и составляющих учебной мотивации Т. И. Ильиной. В исследовании приняли участие студенты Омского государственного медицинского университета 5-6 курсов лечебного факультета, проходящих обучение на цикле «Госпитальная хирургия». Всего в исследовании приняло участие 115 студентов старших курсов. Из их числа 63 обучались на 6 курсе, а 52 на 5 курсе лечебного факультета. Анкетирование выполнялось в конце цикла обучения. Анкеты заполнялись анонимно. Результатами работы явилось выяснение уровня и составляющих учебной мотивации студентов старших курсов лечебного факультета. Было установлено, что студенты с преобладанием мотивации к получению знаний составили наибольшую часть. Наименьшую часть составил профессиональный интерес. Превалирующими уровнями мотивации профессионального обучения у студентов явились уровни нормальной и высокой мотивации. Уровни нормальной и высокой мотивации у студентов 6 курса были выше, чем у пятикурсников. Также у студентов 6 курса отмечен рост всех составляющих мотивации, при этом наиболее выражена категория «Приобретение знаний». Выводы. Превалирующими уровнями мотивации профессионального обучения у студентов явились уровни нормальной и высокой мотивации. Наибольшую выраженность составляет интерес к приобретению знаний. Следующей по значимости была заинтересованность в получении диплома. И наименьший вес составил мотив к приобретению профессии. Полученные данные свидетельствуют о необходимости введения в процесс обучения студентов старших курсов медицинского вуза педагогических методик, которые помогут повысить уровень мотивации обучающихся и усилить их профессиональную заинтересованность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калиниченко Дмитрий Анатольевич, Деговцов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic Motivation analysis among senior STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL

Introduction. The success of educational activity depends on many factors of a psychological and pedagogical character including the factors of socio-psychological and socio-pedagogical character. Extremely great influence of academic motivation intensity and structure on educational activity success is obvious. Studying the problem of academic motivation and the possibility to increase it through the use of various pedagogical methods will create conditions for personal interest and involvement in the learning process at the university, and facilitate the integration of medical schools graduates into the professional environment. Materials and Methods. The research is conducted on the basis of research methods of academic motivation level by V. G. Katashev and the components of academic motivation by T. I. Ilyina. The 5th and 6th year students of the Omsk state medical university courses of Faculty of Medicine having the cycle of "Hospital Surgery" participated in the research. In total, the study involved 115 senior students. From their number 63 were trained on the 6th year of study, and 52 were on the 5th year of study at Faculty of Medicine. The survey was carried out at the end of the training cycle. The questionnaires were filled in anonymously. Results of work was clarification of academic motivation level and components among senior students of Faculty of Medicine. It was found out that students with a predominance of motivation to acquire knowledge accounted for the largest part. The smallest part was made by student with professional interest predominance. The prevailing levels of vocational education motivation among students were normal and high motivation levels. Normal and high motivation levels in the 6th year students were higher than in the fifth-year students. Moreover, the 6th year students demonstrated the increase of all motivation components. Higher level of motivation in all three parameters is noted. At the same time, the most expressed growth was noted in category "Acquisition of Knowledge". Conclusions. The prevailing levels of vocational education motivation among students were levels of normal and high motivation. The greatest expressiveness is made by interest in acquisition of knowledge. The next most important was the interest in obtaining a diploma. And the least importance was the motive for getting a profession. The obtained data confirm need of pedagogical techniques introduction to the senior medical students training process to help increasing the motivation level and their professional interest.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня мотивации к обучению студентов старших курсов медицинского вуза»

УДК 378.14 DOI 10.17238^1998-5320.2019.35.149

Д. А. Калиниченко, Е. Н. Деговцов, Омский государственный медицинский университет

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Проблема и цель. Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка и в значительной степени и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и её структуры на успешность учебной деятельности. Изучение проблемы учебной мотивации и возможности её повышения путем использования различных педагогических методов, позволит создать условия личной заинтересованности и включённости в процесс обучения в вузе, облегчить интеграцию выпускников медицинских вузов в профессиональную среду.

Методология. Исследование проводится на основе методов изучения уровня учебной мотивации по методике В. Г. Каташева и составляющих учебной мотивации Т. И. Ильиной. В исследовании приняли участие студенты Омского государственного медицинского университета 5-6 курсов лечебного факультета, проходящих обучение на цикле «Госпитальная хирургия». Всего в исследовании приняло участие 115 студентов старших курсов. Из их числа 63 обучались на 6 курсе, а 52 - на 5 курсе лечебного факультета. Анкетирование выполнялось в конце цикла обучения. Анкеты заполнялись анонимно.

Результатами работы явилось выяснение уровня и составляющих учебной мотивации студентов старших курсов лечебного факультета. Было установлено, что студенты с преобладанием мотивации к получению знаний составили наибольшую часть. Наименьшую часть составил профессиональный интерес. Превалирующими уровнями мотивации профессионального обучения у студентов явились уровни нормальной и высокой мотивации. Уровни нормальной и высокой мотивации у студентов 6 курса были выше, чем у пятикурсников. Также у студентов 6 курса отмечен рост всех составляющих мотивации, при этом наиболее выражена категория «Приобретение знаний». Выводы. Превалирующими уровнями мотивации профессионального обучения у студентов явились уровни нормальной и высокой мотивации. Наибольшую выраженность составляет интерес к приобретению знаний. Следующей по значимости была заинтересованность в получении диплома. И наименьший вес составил мотив к приобретению профессии. Полученные данные свидетельствуют о необходимости введения в процесс обучения студентов старших курсов медицинского вуза педагогических методик, которые помогут повысить уровень мотивации обучающихся и усилить их профессиональную заинтересованность.

Ключевые слова: учебная мотивация, составляющие мотивации, уровень мотивации, студенты старших курсов.

Проблема и цель. Современное медицинское образование - динамически развивающаяся отрасль человеческих знаний. Быстрые темпы развития постиндустриального общества обуславливают лавинообразное появление новых медицинских знаний, активно внедряются новые технологии диагностики и лечения различных заболеваний. Это определяет возрастающие требования, предъявляемые к выпускникам медицинских вузов. В связи с этим возникает настойчивая необходимость изменения процесса преподавания в медицинской высшей школе: внедрение новых педагогических методов и приемов. Так же необходимо увеличить вовлеченность и заинтересованность студентов процессом приобретения специальных знаний и компетенций. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка и в значительной степени и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и ее структуры на успешность учебной деятельности [1]. Поэтому на первый план выходит поиск методов, повышающих мотивацию студентов к обучению.

Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. А. Реана, Е. И. Степановой, а также в работах П. А. Просецкого, Е. М. Ники-реева, В. А. Сластенина, В. А. Якунина накоплен большой эмпирический материал, приводятся

результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и преодоление боязни неудач, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся в вузе.

Исследования, затрагивающие проблему учебной мотивации, обладают исключительной научной значимостью потому, что мотивация на освоение учебных дисциплин является необходимым компонентом успешной учебной и будущей профессиональной деятельности выпускников вуза. Низкий уровень мотивации к обучению мешает студенту не только успешно освоить необходимый объём дисциплин, но и стать в дальнейшем благополучным и востребованным специалистом, а как отметили Т. С. Бобкова и О. Б. Бобков, «в современном мире инновационных технологий уровень профессионализма оказывает влияние на конкурентоспособность и уровень жизни человека в целом» [2].

Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы учебной деятельности являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.

Однако прежде, чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо её познать, установить для себя реальность, с которой придётся иметь дело. Признавая за мотивацией столь значительную роль в обеспечении учебной успешности, необходимо также признать чрезвычайную значимость для продуктивности педагогической деятельности и педагогического общения адекватного познания педагогом учебной мотивации учащихся [1].

В связи с этим становится очевидной актуальность изучения учебной мотивации студентов в процессе обучения, что даст возможность использовать различные педагогические приёмы и методы, способствующие формированию внутренней учебной мотивации.

Обучение в медицинском вузе имеет свои характерные особенности. При этом на начальных курсах студенты изучают базовые дисциплины, формирующие фундамент медицинского образования. При обучении на старших курсах студенты изучают клинические дисциплины. Обучение на клинических базах, контакт с пациентами, близость профессиональной деятельности должны накладывать свой отпечаток на мотивацию студентов старших курсов к обучению. К моменту окончания обучения в медицинском вузе значительное число студентов оказывается не готово к выбору врачебной специализации. Изучение психолого-педагогических условий развития профессиональной мотивации, обуславливающей стремление студентов к достижению высоких результатов, самореализации в учебной и будущей врачебной деятельности, позволит оптимизировать процесс профессионального становления будущего врача [3].

Изучение проблемы учебной мотивации и возможности её повышения путём использования различных педагогических методов позволит создать условия личной заинтересованности и включённости в процесс обучения в вузе, облегчить интеграцию выпускников медицинских вузов в профессиональную среду.

Цель нашей работы - изучить уровень и направленность учебной мотивации студентов старших курсов лечебного факультета, проходящих цикловое обучение на кафедре госпитальной хирургии.

Методология. За время обучения в вузе происходит трансформация учебной мотивации студентов. Студент 1 курса и выпускник - это две совершенно разные личности, имеющие разный уровень и структуру учебной и профессиональной мотивации.

Наша кафедра проводит цикловое обучение студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета по дисциплине «Госпитальная хирургия», участвует в проведении итоговой государственной аттестации и первичной аккредитации специалистов. В связи с этим мы имеем возможность оценить состояние учебной мотивации студентов старших курсов и её изменение, происходящее в последний год обучения в медицинском вузе.

Для решения поставленных задач нами проведено анкетирование 115 студентов старших курсов лечебного факультета ОмГМУ, проходящих цикловое обучение на кафедре госпитальной хирургии. Из их числа 63 обучались на 6 курсе и 52 - на 5 курсе лечебного факультета.

Использованы следующие методики определения уровня и направленности учебной мотивации:

Методика на определение мотивации профессионального обучения (В. Г. Каташев).

Опросник состоит из 6 вопросов и 44 утверждений. Каждое утверждение оценивается респондентом от 1 (уверенно «нет») до 5 (уверенно «да») баллов.

Результаты оцениваются по четырем шкалам (четыре строки). В каждой шкале 11 вопросов, следовательно, минимальной суммой баллов может быть 11 единиц, максимальной - 55.

Каждая шкала соответствует своему уровню мотивации. Шкала, по которой будет набрано максимальное количество баллов, обозначит уровень мотивации обучения. При одинаковом количестве баллов по нескольким шкалам приоритет отдается номинально более высокому уровню мотивации. При этом автор подчёркивает, что высокие уровни мотивации (3-4) значимы от 33 баллов и более.

Интерпретации подвергаются только второй, третий и четвертый уровни (2, 3, 4 строки). Таким образом, получается, что средний уровень мотивации соответствует первому уровню и второй строке таблицы; нормальный уровень мотивации соответствует второму уровню и третьей строке таблицы; высокий уровень мотивации соответствует третьему уровню и четвертой строке таблицы.

Целесообразность применения данной методики была обусловлена тем, что на сегодняшний день она является одной из немногих методик, направленных на измерение учебной мотивации студентов вузов.

Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной.

Используется анкета, в которой имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачётов). В опросник для маскировки включены ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

Анкетирование студентов проводилось в конце цикловых занятий. Анкеты заполнялись анонимно.

Результаты и обсуждение. При анализе данных, полученных при анкетировании студентов 5 курса лечебного факультета, выявлено: превалирующими уровнями мотивации профессионального обучения у студентов явились уровни нормальной и высокой мотивации, которые составили по 34 % каждый. Средний уровень мотивации наблюдался в 32 % случаев.

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов 5 курса лечебного факультета по методике «Мотивация профессионального обучения» (В. Г. Каташев)

Параметр Средний уровень мотивации Нормальный уровень мотивации Высокий уровень мотивации

Среднее 37,375 40,83333 40,54167

Стандартное отклонение 4,48 6,9 7,04

Максимально возможный балл по шкале 55 55 55

Минимально возможный балл по шкале 11 11 11

Процент среднего от максимально возможного балла, % 67,96 74,24 73,71

□ средний уровень мотивации

ЕЗ нормальный уровень мотивации

В высокий уровень мотивации

Рис. 1. Распределение студентов 5 курса по уровню мотивации

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов 6 курса лечебного факультета по методике «Мотивация профессионального обучения» (В. Г. Каташев)

Параметр Средний уровень мотивации Нормальный уровень мотивации Высокий уровень мотивации

Среднее 36,6 42,8 43,07

Стандартное отклонение 4,51 4,5 5,7

Максимально возможный балл по шкале 55 55 55

Минимально возможный балл по шкале 11 11 11

Процент среднего от максимально возможного балла % 66,54 77,81 78,3

/

/

\

\ \

Рис. 2. Распределение студентов 6 курса по уровню мотивации

Анкетирование студентов 6 курса лечебного факультета показало: превалирующими уровнями мотивации профессионального обучения у студентов явились уровни нормальной и высокой мотивации, которые составили по 35 % каждый. Средний уровень мотивации наблюдался у 30 % респондентов.

При анализе соотношения уровней мотивации студентов 5 и 6 курсов более высокие уровни -нормальный и высокий - выявлены у студентов 6 курса (на 1,97 балла был выше уровень нормальной мотивации и на 2,53 - уровень высокой мотивации). Уровень средней мотивации, соответственно, был меньше на 0,77 балла.

Данные изменения могут быть связаны с тем, что у студентов 6 курса (который в медицинском вузе является выпускным) повышается мотивация к обучению в связи с предстоящей в ближайшем будущем профессиональной деятельностью и профессиональной ответственностью.

При анализе данных, полученных при анкетировании студентов 5 курса лечебного факультета с использованием методики Т. И. Ильиной, получено следующее распределение по направлению учебной мотивации.

Наибольший процент в структуре мотивационной составляющей обучения составила мотивация в приобретении знаний - 41 %. Мотивированность получением диплома составила 31 %. Интерес к профессиональной деятельности был выражен наименее - 28 %.

Анализ анкет студентов 6 курса лечебного факультета, полученных с использованием методики Т. И. Ильиной показал следующее распределение по направлению учебной мотивации.

Шсредним уровень мотивации

□ нормальный уровень мотивации

Ш высокий уровень мотивации

средний уровень нормальный уровень высокий уровень мотивации мотивации мотивации

■ 5 курс ЕЗ 6 курс Рис. 3. Сравнение уровня мотивации студентов 5 и 6 курсов

В знания И профессия В диплом Рис. 4. Распределение студентов 5 курса по направлению учебной мотивации

5,78

5,33

^

■■/■/■/■/■J.

.

■■/■/■/■/■/■/■л

■■ ■« ■l 'i ■■ ■■ ■■ "i

8,84

; ■; ■; ■: ■■

ft И

■V '.' '.' ■■■ ■■■ ■■■ ■■■ ■■■ ■/

Г." ■.' ■: ■: ■.■/ ■ ■■ шу

И знания Ш профессия □ диплом Рис. 5. Распределение студентов 6 курса по уровню мотивации

При анализе данных анкетирования студентов 6 курса по методике Т. И. Ильиной получены результаты: студенты с преобладанием мотивации к получению знаний составили наибольшую часть - 44 %. Интерес к получению диплома был ведущим у 29 % обучающихся. Наименьшую часть, по данным нашего исследования, составил профессиональный интерес. Он был выраженным у 27 % респондентов.

Мы сопоставили результаты, полученные при исследовании студентов 5 и 6 курсов.

знания профессия диплом

О 5 курс а 6 курс

Рис. 6. CpaBHeH^ студентов 5 и 6 курсов по уровню составляющих мотивации

Нами проведён анализ динамики составляющих мотивации к обучению студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета с использованием данных, полученных путём анкетирования по методике Ильиной. Отмечен более высокий уровень мотивации по всем трёх параметрам. При этом наиболее выраженный рост был отмечен в категории «Приобретение знаний». Прирост уровня данного показателя составил 1,47 балла, что составило 16,6 %. Уровень прироста мотивации по показателям «Овладение профессией» и «Получение диплома» был одинаков и составлял 0,16 балла (прирост составил 3 и 2,8 % соответственно).

Выводы. В результате проведённого исследования уровня учебной мотивации студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета, проходящих цикловое обучение на кафедре госпитальной хирургии, получено: превалирующими уровнями мотивации профессионального обучения у студентов явились уровни нормальной и высокой мотивации.

При изучении направленности учебной мотивации нами выяснено, что наибольшую выраженность составляет интерес к приобретению знаний. Следующей по значимости была заинтересованность в получении диплома. И наименьший вес составил мотив к приобретению профессии.

Существенное повышение интереса к приобретению знаний при переходе студентов на 6 курс объясняется, по нашему мнению, близостью государственной итоговой аттестации и аккредитации, проводимых по окончании медицинского вуза.

Низкий уровень прироста мотивации к овладению профессией может быть связан с опасением оказаться несостоятельным в профессии по окончании учебного заведения и протекающими негативными процессами в обществе по отношению к медицинским работникам.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости введения в процесс обучения студентов старших курсов медицинского вуза педагогических методик, которые помогут повысить уровень мотивации обучающихся и усилить их профессиональную заинтересованность.

Библиографический список

1. Реан А. А. Психология личности. СПб.: Питер, 2018. 288 с.

2. Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № S4. С. 6-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21289527

3. Чунтыжева Е. Г. Мотивация к обучению у студентов в медицинском университете. Возможность ее повышения // Психолого-педагогические проблемы образования в медицинском вузе : сб. науч. тр. ; под ред. Н. Г. Самойлова. Рязань, 2016. С. 143-149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26060300.

D. A. Kalinichenko,

Candidate of Medical Sciences, Omsk State Medical University, 12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.ord/0000-0001-6270-4992, е-mail: [email protected]

E. N. Degovtsov,

Doctor of Medicine, Omsk State Medical University, 12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation, e-mail: [email protected]

ACADEMIC MOTIVATION ANALYSIS AMONG SENIOR STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Introduction. The success of educational activity depends on many factors of a psychological and pedagogical character including the factors of socio-psychological and socio-pedagogical character. Extremely great influence of academic motivation intensity and structure on educational activity success is obvious. Studying the problem of academic motivation and the possibility to increase it through the use of various pedagogical methods will create conditions for personal interest and involvement in the learning process at the university, and facilitate the integration of medical schools graduates into the professional environment.

Materials and Methods. The research is conducted on the basis of research methods of academic motivation level by V. G. Katashev and the components of academic motivation by T. I. Ilyina. The 5th and 6th year students of the Omsk state medical university courses of Faculty of Medicine having the cycle of "Hospital Surgery" participated in the research. In total, the study involved 115 senior students. From their number 63 were trained on the 6th year of study, and 52 were on the 5th year of study at Faculty of Medicine. The survey was carried out at the end of the training cycle. The questionnaires were filled in anonymously.

Results of work was clarification of academic motivation level and components among senior students of Faculty of Medicine. It was found out that students with a predominance of motivation to acquire knowledge accounted for the largest part. The smallest part was made by student with professional interest predominance. The prevailing levels of vocational education motivation among students were normal and high motivation levels. Normal and high motivation levels in the 6th year students were higher than in the fifth-year students. Moreover, the 6th year students demonstrated the increase of all motivation components. Higher level of motivation in all three parameters is noted. At the same time, the most expressed growth was noted in category "Acquisition of Knowledge".

Conclusions. The prevailing levels of vocational education motivation among students were levels of normal and high motivation. The greatest expressiveness is made by interest in acquisition of knowledge. The next most important was the interest in obtaining a diploma. And the least importance was the motive for getting a profession. The obtained data confirm need of pedagogical techniques introduction to the senior medical students training process to help increasing the motivation level and their professional interest.

References

1. Rean A. A. Psychology of the personality. Sankt-Petersburg. Piter Publ., 2018. 96 p. (In Russian).

2. Bobkova T. S., Bobkov O. B. Psychology and pedagogical model of formation of educational and professional motivation of students of economic higher education institution. Scientific and methodical online magazine "Kontsept". 2014, no. S4, pp. 6-10. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21289527 (In Russian).

3. Chuntyzheva E. G. Motivation to training at students at the medical university. Possibility of its increase. Ed. by N.G Samoilov. Psychology and pedagogical problems of education in medical school: digest of articles. Ryazan, 2016, pp. 143-149. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26060300 (In Russian).

Поступила в редакцию 4.02.2019 © Д. А. Калиниченко, Е. Н. Деговцов, 2019

Авторы статьи:

Дмитрий Анатольевич Калиниченко, кандидат медицинских наук, кафедра госпитальной хирургии, ассистент, Омский государственный медицинский университет, 644099, Омск, ул. Ленина, 12, е-mail: [email protected]

Евгений Николаевич Деговцов, доктор медицинских наук, зав. кафедрой госпитальной хирургии, Омский государственный медицинский университет, 644099, Омск, ул. Ленина, 12, е-mail: [email protected]

Рецензенты:

О. Л. Осадчук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск.

М. Г. Голубчикова, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.