Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мотивации в процессе преподавания терапевтической стоматологии'

Формирование профессиональной мотивации в процессе преподавания терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
155
40
Поделиться
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тирская Оксана Игоревна, Молоков Владислав Дмитриевич, Доржиева Зинаида Вавильевна

Методом анкетирования студентов стоматологического факультета выявлены наиболее значимые факторы мотивации учебной деятельности. Проведено ранжирование мотивов по значимости, установлены различия мотивационной сферы студентов младших и старших курсов. Рассмотрена взаимосвязь использования активных методик обучения, роста профессиональной подготовки студентов на старших курсах с развитием профессионального самосознания и профессиональной мотивации.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тирская Оксана Игоревна, Молоков Владислав Дмитриевич, Доржиева Зинаида Вавильевна,

Forming a professional motivation in the process of teaching therapeutical dentistry

Th e method of polling students of dental department allowed identifying critical motivating factors of academic activity. Motivations were ranged by signifi cance; diff erences in motivation sphere were identifi ed between students of junior and senior years. Interrelations between application of active teaching methods and improvement in professional training of senior students versus development of professional self-consciousness and motivation were studied.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мотивации в процессе преподавания терапевтической стоматологии»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — http://www. eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@ eidos.ru.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 325 с.

3. Густяхина В.П. Контекстный подход в профессиональной подготовке будущих учителей / Современные проблемы науки и образования. — 2009. — №2. — С.34-36.

4. Реморенко И.М. Модель «Российское образование — 2020». — http://mon.gov.ru/press/smi/4793/. — док. 496213. — 24.09.08.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 225 с.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2002 г.). — http://www.eidos.ru/conf/.

7. Шантуров А.Г. О нравственном, деонтологическом и экологическом воспитании студентов и врачей на клинической кафедре медицинского ВУЗа. — Иркутск, 1997. — 32 с.

8. Широкова В.В. Практическая педагогика: учебное пособие. — Иркутск: Изд-во Икут. гос. пед. ун-та, 2007. — 196 с.

Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, тел.: (3952)241828. Субботина Мария Владимировна — заведующая кафедрой, к.м.н.

© ТИРСКАЯ О.И., МОЛОКОВ В.Д., ДОРЖИЕВА З.В. — 2010

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

О.И. Тирская, В.Д. Молоков, З.В. Доржиева (Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия)

Резюме. Методом анкетирования студентов стоматологического факультета выявлены наиболее значимые факторы мотивации учебной деятельности. Проведено ранжирование мотивов по значимости, установлены различия мотивационной сферы студентов младших и старших курсов. Рассмотрена взаимосвязь использования активных методик обучения, роста профессиональной подготовки студентов на старших курсах с развитием профессионального самосознания и профессиональной мотивации.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, профессиональная мотивация, активные методы обучения.

FORMING A PROFESSIONAL MOTIVATION IN THE PROCESS OF TEACHING THERAPEUTICAL DENTISTRY

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

O.I. Tirskaya, V.D. Molokov, Z.V. Dorjieva (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The method of polling students of dental department allowed identifying critical motivating factors of academic activity. Motivations were ranged by significance; differences in motivation sphere were identified between students of junior and senior years. Interrelations between application of active teaching methods and improvement in professional training of senior students versus development of professional self-consciousness and motivation were studied.

Key words: motivation of academic activity, professional motivation, active methods of teaching.

По мнению В.К. Леонтьева, «никогда еще со времен конца 1970-х — начала 1980-х годов в нашей специальности не было столь неясной, сложной и непредсказуемой картины» [3]. О.О. Янушевич, говоря о перспективах развития стоматологического образования в России и задачах, поставленных правительством РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ перед медицинскими вузами [9], делает акцент на эффективное обеспечение медицинских учреждений кадрами, отличающихся критическим мышлением, мобильностью, конструктивностью, творческим отношением к делу, стремлением к постоянному обновлению знаний.

Речь, по сути, ведется о формировании у студентов стоматологических факультетов такого отношения к профессии, при котором профессиональный труд рассматривается не только как средство решения материальных проблем, но и как основная жизненная ценность, как средство социальной самореализации [1,2,4,6].

В связи с этим становится особо актуальной проблема формирования положительной профессиональной мотивации у будущих врачей-стоматологов.

Противоречие между субъективной оценкой профессора В.К. Леонтьева о состоянии стоматологии в

России и потребностью общества и государства в специалистах, положительно ориентированных на профессиональную деятельность, определило проблему настоящего исследования: каковы способы коррекции традиционного образовательного процесса в медицинском вузе с целью формирования более выраженной профессиональной мотивации будущего врача-стоматолога?

Цель исследования: проверка эффективности формирования профессиональной мотивации на основе использования активных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии.

Материалы и методы

Было проведено анкетирование 100 студентов 2, 3, 4 и 5 курсов стоматологического факультета сплошным методом. Респондентам предлагалось ознакомиться с 16-ю предложенными мотивами учебной деятельности и оценить их значимость для себя в баллах от 0 до 10 баллов. Полученные данные обработаны статистически.

Определяли показатели вариационного анализа: среднюю арифметическую (М), ошибку средней арифметической (т), по среднему значению баллов было проведено ранжирование мотивов.

К третьему курсу, когда в процесс обучения начинают более активно вво-

Таблица 1

Рейтинг мотивов учебной деятельности студентов

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Факторы мотивации 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Баллы М±т ранг баллы М±т ранг Баллы М±т ранг Баллы М±т ранг

1. Уважение однокурсников 4,91±0,79 15 3,83±0,56 15 2,31±0,57 16 4,53±0,75 15

2. Самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата * 7,91±0,60 10 9,17±0,23 2 7,85±0,54 6 8,79±0,38 5

3. Высокая оценка Ваших достижений преподавателем 7,18±0,59 11 5,57±0,55 13 5,00±0,63 11 7,42±0,48 10

4. Эстетическая удовлетворенность своей работой * 8,27±0,49 7 8,91±0,51 3 7,44±0,63 7 9,37±0,21 2

5. Принадлежность к группе (интеллигенция) 5,91±0,68 14 3,96±0,73 14 4,23±0,67 14 5,47±0,66 13

6. Желание знать и понимать предмет * 8,86±0,48 2 8,30±0,55 8 8,95±0,38 1 9,26±0,23 3

7. Желание развиваться, достичь большего* 9,00±0,57 1 9,30±0,27 1 8,51±0,54 2 9,58±0,14 1

8. Желание быть лучшим на курсе 3,05±0,68 16 2,91±0,69 16 3,44±0,64 15 4,84±0,75 14

9. Возможность получить зачет автоматом 6,50±0,80 13 5,87±0,69 12 4,79±0,66 13 6,00±0,74 12

10. Высокий рейтинг (балл на экзамене) 7,05±0,61 12 6,65±0,66 11 4,97±0,66 12 6,11+0,69 11

11. Интерес к предмету 8,41 ±0,53 6 8,78±0,45 5 8,28±0,49 3 9,05±0,29 4

12. Желание помочь людям 7,95±0,57 9 7,69±0,55 9 7,00±0,65 10 8,68+0,38 8

13. Престиж и востребованность будущей профессии 8,55±0,53 4 8,52±0,53 7 7,13±0,63 9 8,74+0,36 7

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

14. Возможность хорошо зарабатывать в будущем 8,50±0,52 5 8,87±0,43 4 8,00±0,53 4 9,05+0,34 4

15. Желание порадовать родителей 8,14±0,63 8 7,48±0,62 10 7,36±0,63 8 7,47+0,70 9

16. Желание получить высшее образование 8,59±0,54 3 8,69±0,55 6 7,89±0,61 5 8,74+0,42 6

* — Внутренние мотивы учебной деятельности.

Результаты и обсуждение

По результатам анкетирования (табл.1) большинство опрошенных студентов на первое место среди мотивов своей учебной деятельности поставили «желание развиваться, достичь большего». Также среди приоритетных мотивов студентами выделены «желание знать и понимать предмет» и «интерес к предмету», «самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата».

За период обучения мотивационный компонент «желание знать и понимать предмет» имеет наиболее резко выраженные колебания. Занимая на 2 курсе 2 ранговое место, к 3-му курсу он снижается до 8-го, однако постепенным освоением специальности на старших курсах он вновь повышается до 1-3-его рангового места. Значительная положительная динамика к старшим курсам отмечается по таким внутренним мотивам как «самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата» и «эстетическая удовлетворенность своей работой». Последними в ранге значимости студентами всех курсов практически единогласно были указаны желание быть лучшим на курсе, уважение однокурсников, принадлежность к группе (интеллигенция).

Интересно, что на 2 курсе из пяти приоритетных мотивов учебной деятельности только один является внутренним (желание развиваться, достичь большего), а оставшиеся четыре — внешние (интерес к предмету, желание получить высшее образование, возможность хорошо зарабатывать в будущем, престиж и востребованность будущей профессии). Что выглядит вполне обоснованным. Учебным планом на этом этапе обучения предусмотрено преобладание общеобразовательных и общемедицинских дисциплин, большой объем нового теоретического материала, который пока не подкреплен практическими умениями. В связи с этим, студенты 2 курса еще не в полной мере осознают свою профессиональную роль, а мотивационный компонент представлен в основном внешними факторами.

диться активные методы обучения, такие как, обучение опытом, деловые игры, а главное, практическая работа, соотношение несколько меняется. В игровых учебных ситуациях и при общении с реальными пациентами студент «примеряет» на себя роль врача-стоматолога, появляется возможность применения полученной теоретической базы для достижения конкретного практического результата. На третьем году обучения три мотива из пяти являются внутренними (желание развиваться, достичь большего, самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата, эстетическая удовлетворенность своей работой), а два — внешними (возможность хорошо зарабатывать в будущем и интерес к предмету).

К четвертому курсу в мотивационной сфере снова появляется небольшой перевес внешних факторов. Возникает дисбаланс между ожиданиями и реальными успехами в практической деятельности, студент с одной стороны осознает критерии качества профессиональной деятельности стоматолога, с другой стороны понимает, что пока не всегда может им соответствовать. Это побуждает учащихся к дальнейшему развитию, формирует и развивает у них такие мотивы как желание знать и понимать предмет и желание развиваться, достичь большего. В пятерке наиболее значимых для себя мотивов студенты 4 курса размещают и три внешних фактора мотивации (интерес к предмету, возможность хорошо зарабатывать в будущем, желание получить высшее образование).

На пятом курсе происходит своеобразное «погружение в специальность» студентов. Циклы занятий представлены в основном профильными дисциплинами. Длительность циклов по учебным дисциплинам увеличивается, в учебном процессе активно применяются моно и политематические кейсы, деловые игры, обучение на опыте, что способствует развитию клинического мышления, развивает творческую активность студентов, помогает проанализировать уровень своих знаний и умений. С появлением возможности профессиональной реализации у студентов расширяется мотивационный компонент учебной деятельности, появляются такие внутренние мотивы, как эстетическая удовлетворенность своей работой, самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата, при этом сохраняется мотивация на желание развиваться, достичь большего, желание знать и понимать предмет, без которых не представляется возможным формирование высококлассных специалистов.

Таким образом, познавательно-побуждающая моти-

вация, возникающая при применении активных методов обучения, является важным фактором повышения результативности обучения.

Таким образом, установленное несоответствие между уровнем развития мотивационной сферы студентов младших и старших курсов стоматологического факультета, является одной из основных причин объективной необходимости использования активных методов обучения будущих врачей стоматологов.

Активные методы обучения создают условия для целенаправленного и комплексного процесса формирования положительной профессиональной мотивации.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Актуальность данной педагогической задачи в профессиональной подготовке будущего врача-стоматолога обусловлена потребностью общества в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, положительно мотивированных на профессиональную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасенкова Е.Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2005. — 265 с.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1980.

3. Леонтьев В.К. «Победители» и «побежденные»: что дальше? // Дентал Таймс. — 2010. — Вып. 4. — С. 1-3.

4. Мартынова Т.Н. Особенности системы ценностных ориентация студентов с различной мотивацией выбора исследования // Социс. — 2004. — №3. — С. 27-31.

5. Янушевич О.О. Перспективы развития стоматологического образования в России // Дентал Таймс. — 2010. — Вып. 4. — С. 4-5.

6. Ярулина Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов // Социс. — 2007. — №4. — С. 30-32.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, e-mail: tiroks@list.ru Молоков Владислав Дмитриевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., Тирская Оксана Игоревна — ассистент, к.м.н.,

Доржиева Зинаида Васильевна — доцент, к.м.н.

© ФЕДИНА Е.А. — 2010

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ КАК АСПЕКТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ)

Е.А.Федина

(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Цель работы заключается в определении различных видов синонимов и их функционировании в медицинской терминологии. В статье затрагивается проблема правильного выбора необходимого термина из ряда синонимов. Автор приходит к выводу, что разные способы обозначения одних и тех же понятий могут вызвать затруднения при общении специалистов-медиков на иностранном языке.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевые слова: термин, терминология, синонимия, типы синонимов

MEDICAL TERMINOLOGY SYSTEMATIZATION AS ONE OF THE ASPECTS OF TERMINOLOGY TEACHING AT FOREIGN LANGUAGE LESSON

E.A.Fedina

(Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The purpose of the work is determination of different types of synonyms and their relationship in medical terminology. The article is also concerned with the problem of correct use of synonyms for different medical terms. The author concludes that different types of synonyms which are characteristic of medical terminology may produce misunderstanding amongst specialists by foreign language communication.

Key words: term, terminology, synonymy, types of synonyms.

Интерес к исследованию терминологии различных отраслей медицины, выделенной из ряда других научных дисциплин, является закономерным, поскольку теория и практика медицинской науки представляет собой одну из наиболее развивающихся отраслей науки во всем мире. Терминология здесь играет важнейшую роль, поскольку необходима для профессионального взаимодействия врачей, установления контакта врача и пациента, и «непонимание здесь просто недопустимо, так как зачастую речь идет о спасении жизни больного» [4].

Исследование терминологии медицины обусловлено также потребностью представления ее в виде строго упорядоченной системы, соответствующей современному уровню развития науки и запросам практической деятельности медиков [2]. Среди целого ряда терминов, имеющих, на первый взгляд, сходные значения и кажущихся абсолютно идентичными, современному врачу, при общении с коллегами на иностранном языке, необходимо выбрать именно тот, который с наибольшей точностью отобразит называемое им понятие.

Интерес к терминологической лексике как средству выражения, хранения и передачи специальных научных понятий растет, в соответствии с этим возрастает необходимость постоянного совершенствования и расширения понятийно-терминологического аппарата.

Методологическая, теоретическая и практическая значимость исследования значения и смысла терминологических единиц различных отраслей науки делает актуальным изучение смыслового объема терминологических единиц и на основе этого их стандартизацию, упорядочение и классификацию. Так, например, недостаточная разработанность принципов классификации и систематизации терминов, непосредственно связанная с отсутствием документации, регламентирующей порядок упорядочения и утверждения терминов в качестве нормативных, продолжает оставаться серьезным препятствием при обмене научной информацией в разных областях медицинского знания. Еще в 1989 году на Всесоюзной конференции по проблемам упорядочения и стандартизации медицинской терминологии (Рига-