Научная статья на тему 'Акмеологический подход к исследованию мотивации в процессе профессионального становления студентов - медиков'

Акмеологический подход к исследованию мотивации в процессе профессионального становления студентов - медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / ЛИЧНОСТЬ / MEDICAL AKMEOLOGY / PROFESSIONAL WORK / MOTIVATION / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS / THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипова Н. Н., Моисеенкова Л. Н.

В статье представлено исследование мотивации как акмеологического фактора профессионального становления студентов старших курсов медицинской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осипова Н. Н., Моисеенкова Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к исследованию мотивации в процессе профессионального становления студентов - медиков»

Вестник Смоленской государственной медицинской академии • № 4 • 2011

УДК 152.3:61

акмеологический подход к исследованию мотивации в процессе профессионального становления студентов - медиков

Н.Н. Осипова, Л.Н. Моисеенкова

Кафедра философии с курсом психологии и педагогики Смоленской государственной медицинской академии, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

В статье представлено исследование мотивации как акмеологического фактора профессионального становления студентов старших курсов медицинской академии.

Ключевые слова: медицинская акмеология, профессиональная деятельность, мотивация, внутренние и внешние факторы, личность.

THE AKMEoLoGicAL approach ТО REsEARcH of MoTivATioN iN the course of PROFESSiONAL formation of medical students

N.N. Osipova, L.N. Moiseenkova

Smolensk State Medical Academy, 214019, Krupskaya St., 28, Smolensk, Russia

In this article is presented a motivation research as akmeology as the factor of professional formation of students of older years of medical academy

Key words: medical akmeology, professional work, motivation, internal and external factors, the person.

Профессионализм медицинского работника - интегральная психологическая характеристика личности, сочетание психологических качеств, обеспечивающих продуктивное решение профессиональных задач - сохранение, укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение заболеваний. В настоящее время процесс личностно-профессионального развития специалиста рассматривается узким направлением психологии - медицинской акмеологией, предметом которой является изучение механизмов, закономерностей достижения специалистом-медиком вершин в профессиональном и личностном развитии. По мнению Н. В. Кузьминой, акмеологические факторы могут быть субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности -мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и пр.) и субъективно-объективными, связанными с организацией профессиональной среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей [3]. Важнейшими акмеологи-ческими факторами определяются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия

и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма [4]. В структуре указанных факторов одно из важных мест занимает профессиональная мотивация, формирование и становление которой происходит в процессе обучения студента в медицинском вузе. В работах А.А. Бодалёва прослеживается динамический подход к пониманию мотивации: «...молодой человек никогда не достигнет вершины профессиональной деятельности, став взрослым, если не будет подготовлена психологическая почва для высокой мотивационной вклю-ченностиивовлеченностисвоейспециальностью, потому что без них у него не будут по максимуму развиваться способности, дающие ему возможность достигнуть своего акме» [1].

Проблема исследования мотивации является одной из фундаментальных как в зарубежной, так и в отечественной психологии и характеризуется, из-за своей многоаспектности, множественностью понимания ее сущности, природы и структуры. Многие исследователи данного аспекта человеческой деятельности сходятся в том, что она представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры и различные виды мотивов.

В данной работе при изучении мотивов к профессиональной деятельности студентов использована двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга [5], которая является продолжением работ А. Маслоу и служит для выяснения основных внутренних и внешних факторов выбора профессии. Ф.Герцберг выделил две большие категории, которые он назвал гигиеническими факторами и факторами мотивации. Первая категория - это внешние факторы по отношению к работе. К ним относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, политика администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень контроля за работой, статус. Отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой.

Ко второй категории относятся внутренние факторы, собственно мотивирующие. Это такие факторы, как успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение [5].

В исследовании приняло участие 158 студентов 5-го курса лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов. Для исследования мотивации был использован психологический тест Ф. Герцберга [5]. В результате доминирующими были выявлены для пятикурсников на всех факультетах финансовые мотивы. Наиболее это выражено на лечебном факультете - 54,5%, наименее на стоматологическом- 37%, на педиатрическом - 41,9% Второе место на лечебном (44,3%) и стоматологическом (29,6%) факультетах занимает - карьера, а на педиатрическом - содержание работы (34,9%). 29,5% студентов лечебного факультета, 25,9% стоматологического и 23,3% педиатрического факультетов поставили на третье место мотив личного успеха. Четвертое по значимости место на лечебном (25%)

и стоматологическом (37%) факультетах приходится на содержание работы, на педиатрическом (34,9%) на общественное признание. Такие мотиваторы, как ответственность, отношение с руководством, сотрудничество в коллективе не является значимыми для студентов и занимают последние места. Средние значения распределения факторов мотивации представлены в таблице 1.

Наиболее высокие средние значения у студентов лечебного факультета по следующим мотиваторам: «финансовые» М=21,9±2,1, «личный успех» М=19,5±0,2, «карьера» » М=19,1±1,8, «содержание работы» М=17,0±0,1, наиболее низкие - «сотрудничество в коллективе» - М=14,0±2,7, и «отношение с руководством» - М=12,6±0,1. На стоматологическом факультете на первых местах стоят мотиваторы: «карьера» - М=20,0±0,01, «финансовые» М=19,6±0,2, личный успех» - М=19,0±0,2, «содержание работы» - М=17,1±0,3, на последних «ответственность работы» - М=14,3±0,2, «отношение с руководством» - М=14,3±0,2. На педиатрическом наибольшие показатели: «карьера» М=20,0±14,5, «финансовые» М=19,6±3,7, «личный успех» М=19,0±7,6, «содержание работы» - М=17,2±0,7, наименьшие «ответственность работы» - М=14,3±6,3, «отношение с руководством» - М=14,3±3,6.

В целом среди респондентов преобладают внутренние факторы (мотиваторы) удовлетворенности профессией (рис 1), что говорит о правильности профессионального самоопределения, о наличии четких критериев выбора профессии врача с ориентацией на внутренние ресурсы и интересы. Наибольшее число мотивированных студентов - 66,7% на стоматологическом факультете, наименьшее на педиатрическом - 58,1%.

Однако доля факторов внутренних (гигиенические) достаточно значительна. Так, на педиатрическом это 44,2% студентов, на лечебном 36,4% и на стоматологическом факультете 33,3%. Преобладание этих факторов указывает на то, что человек не воспринимает профессиональную деятельность как личную необхо-

Таблица 1. Сравнительная характеристика средних показателей факторов мотивации у студентов 5-го курса медицинской академии

Факультет Факторы - мотиваторы

Финансовые Общественное признание Ответственность Работы Отношение с руководством Карьера Личный успех Содержание работы Сотрудничество в коллективе

Лечебный 21,9±2,1 16,3±0,6 14,5±1,8 12,6±0,1 19,1±1,8 19,5±0,2 17±0,1 14±2,7

Стомат. 19,6±0,2 16±0,2 14,3±0,2 14,3±0,2 20±0,01 19±0,2 17,1±0,3 14,7±0,02

Педиатр. 19,6±3,7 16±6,8 14,3±6,3 14,3±3,6 20±14,5 19±7,6 17,2±0,7 14,5±9,9

Рис.1. Распределение внутренних и внешних факторов в зависимости от факультета

■ Внутренние □ Внешние

Лечебный Стоматологический Педиатрический

димость, вследствие чего профессиональная активность будет осуществляться посредством либо внешних по отношению к профессиональной сфере стимулов, либо чрезмерных энергозатрат для поддержания соответствующего профессионального статуса. Результатом чего, помимо снижения качества работы, могут развиться нервно-психические и соматические заболевания.

Средние значения внутренних и внешних факторов распределились по факультетам следующим образом (таблица 2).

Полученные результаты имеют средней выраженности показатели. Мотиваторы незначительно выше гигиенических. Так

разница на лечебном факультете составляет 5,3, на стоматологическом - 5,8 и на педиатрическом - 1,1.

Полученные результаты говорят о необходимости строить обучающие и воспитательные программы с учетом мотивационного компонента. Кроме того, изучение мотивов должно стать основанием как для целенаправленной работы со студентами-медиками по осмыслению и преобразованию профессиональной мотивации (на протяжении всего периода обучения), так и для дифференцированного прогнозирования профессионально-психологического соответствия студентов выбранной профессии.

Таблица 2. Средние значения внешних и внутренних факторов у студентов 5 курса медицинской академии

Факультеты Средние значения

Внутренние (мотиваторы) Внешние (гигиенические)

Лечебный 70,0±0,8 64,7±1,7

Стоматологический 70,3±0,4 64,5±0,3

Педиатрический 68,0±15,1 66,9±16,1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. - М.: Флинта

- 1998. - 168 с.

2. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. Цент ЕАОИ, 2008. - 216 с.

3. Деркач А.А. Акмеология: Учебник. - М.: РАГС, 2004. - 299 с.

4. Храпик В.А. Взгляд врача на процесс взаимодействия медицины и акмеологии // Акмеология. - 2002. - №1.

- С.28-32.

5. Шапиро С.А., Мотивация. - М.: Гросс Медиа. - 2008. - 50 с.

ВЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.