Научная статья на тему 'Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости студентов разных курсов педагогического вуза'

Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости студентов разных курсов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1436
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / LEARNING ACTIVITY / ACADEMIC PERFORMANCE / LEARNING PROFESSIONAL MOTIVATION / LEARNING PROFESSIONAL MOTIVES / PERSONAL TRAITS / GRADUATION PAPER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Акулов Андрей Олегович

В исследовании, целью которого было выявление влияния учебно-профессиональных мотивов на успешность обучения студентов разных курсов педагогического вуза, приняли участие 209 студентов 1-4 курсов Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) в возрасте от 16 до 23 лет. Установлена взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости в обучении студентов разных курсов педагогического вуза, раскрыты понятия «учебно-профессиональные мотивы» и «мотивация». Выявлены значимые взаимосвязи между показателями учебно-профессиональной мотивации, личностными характеристиками и успеваемостью. Динамика потребностей и мотивов на разных курсах обучения демонстрирует изменение потребностей и мотивов студентов разных курсов бакалавриата с различной академической успеваемостью. Это дает основание для психолого-педагогического сопровождения слабо успевающих студентов в процессе обучения, определения соотношения учебной и профессиональной деятельности студентов разных курсов обучения. В ходе исследования выявлены личностные характеристики, определяющие успеваемость студентов разных курсов бакалавриата, а также особенности учебно-профессиональной мотивации студентов с разным уровнем академической успеваемости в обучении; установлена взаимосвязь между показателями мотивационной сферы и уровнем успеваемости в обучении студентов бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Акулов Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdependence of Learning and Professional Motivation and Academic Performance of Students of Different Courses of a Pedagogical Institute

The purpose of the research is to reveal influence of learning and professional motives on academic performance of students from different courses of pedagogical institutes. The research involved 209 students from the first to the fourth courses of Pushkin Leningrad State University (St. Petersburg) aged 16 to 23. The research establishes interdependence between learning professional motivation and academic performance of students from different courses of a pedagogical institute. The authors detail the concept of learning professional motives and motivation. The paper specifies significant interconnections between learning professional motivation, personal traits and academic performance. The dynamics of needs and motives at different courses shows the changes in needs and motives of bachelor degree students from different courses with different academic performance. This determines the psychological pedagogical maintenance required by the students with poor academic performance and correlation between learning and professional activity of students from different courses. The study revealed the personal traits which determine academic performance of bachelor degree students from different courses, peculiarities of learning professional motivation of students with different academic performance, interconnection between indicators in motivation sphere and level of academic performance of bachelor degree students.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости студентов разных курсов педагогического вуза»

УДК 159.9.07 © В. А. Губин, А. О. Акулов, 2017

Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости студентов разных курсов педагогического вуза

Губин Владимир Алексеевич,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Россия. е-т^1: mrgoobin@yandex.ru

Акулов Андрей Олегович,

магистр факультета психологии Ленинградского государственного

университета им. А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Россия. е-т^1: mrgoobin@yandex.ru

В исследовании, целью которого было выявление влияния учебно-профессиональных мотивов на успешность обучения студентов разных курсов педагогического вуза, приняли участие 209 студентов 1-4 курсов Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) в возрасте от 16 до 23 лет. Установлена взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости в обучении студентов разных курсов педагогического вуза, раскрыты понятия «учебно-профессиональные мотивы» и «мотивация». Выявлены значимые взаимосвязи между показателями учебно-профессиональной мотивации, личностными характеристиками и успеваемостью. Динамика потребностей и мотивов на разных курсах обучения демонстрирует изменение потребностей и мотивов студентов разных курсов бакалавриата с различной академической успеваемостью. Это дает основание для психолого-педагогического сопровождения слабо успевающих студентов в процессе обучения, определения соотношения учебной и профессиональной деятельности студентов разных курсов обучения. В ходе исследования выявлены личностные характеристики, определяющие успеваемость студентов разных курсов бакалавриата, а также особенности учебно-профессиональной мотивации студентов с разным уровнем академической успеваемости в обучении; установлена взаимосвязь между показателями мотивационной сферы и уровнем успеваемости в обучении студентов бакалавриата.

Ключевые слова: учебная деятельность, успеваемость в обучении, учебно-профессиональная мотивация, учебно-профессиональные мотивы, личностные характеристики, выпускная квалификационная работа.

Для цитирования: Губин В. А, Акулов А. О. Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости студентов разных курсов педагогического вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 40-45.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения и деятельности человека. Особенно малоизученной оказалась проблема учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе педагогической подготовки специалиста в вузе [1].

Налицо противоречие между большим количеством работ по мотивации учебной деятельности в целом и недостаточностью работ по изучению учебно-профессиональной мотивации студентов на всех курсах вузовского образования. Учебная деятельность охватывает практически все годы развития личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [2].

Под видом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности через потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. д . В первую очередь выбор этой темы определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, ценностные ориентации, потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, учебно-профессиональные мотивы, присущие студен-

ческому возрасту, связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры направленности личности, по степени сфор-мированности которых можно судить об уровне развития личности [3].

Проблема мотивации в настоящее время приобретает особое значение и представляет одну из основных проблем в психологии Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что мотивация учения необходима для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное и безразличное отношение к процессу обучения может быть причиной низкой успеваемости студента

Неудивительно, что проблема мотивации с давних пор занимает умы ученых, ей посвящено не поддающееся учету количество публикаций, среди которых монографии российских (В . Г. Асеев [4; 5], В . К. Вилюнас [6], Е. П . Ильин [7], В. И . Ковалев [8], А. Н. Леонтьев [9], П. М. Якобсон [10]), а также зарубежных авторов (Дж. В. Аткинсон [11], А. Г. Маслоу [12], X. Хекхаузен [13; 14]). Несмотря на это, в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения и деятельности человека, прежде всего это касается учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе педагогической подготовки специалиста в вузе

Приступая к исследованию, мы ставили следующую цель: выявить влияние учебно-профессиональных мотивов на успешность обучения студентов разных курсов педагогического вуза.

Задачи исследования:

1. Определить соотношение учебной и профессиональной деятельности студентов разных курсов обучения.

2. Выявить личностные характеристики, определяющие успеваемость в обучении студентов разных курсов

3. Определить особенности учебно-профессиональной мотивации студентов с разным уровнем академической успеваемости в обучении

4. Выявить взаимосвязь между показателями мо-тивационной сферы и уровнем успеваемости в обучении студентов-психологов бакалавриата

В процессе исследования нами использовались следующие материалы и методы исследования:

1. Опросник изучения мотивации к обучению в вузе (Т. И . Ильина).

2. Опросник «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс).

3. Опросник «Мотивация к успеху» (Т. Элерс).

4 Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

5 . Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера).

6 . Методика диагностики степени удовлетворения основных потребностей

7. 16-факторный личностный опросник (Р. Б. Кеттелл) .

Для обработки полученных первичных данных использовались ^критерий Стьюдента (для независимых выборок), корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона, а также описательная статистика

Исследуемыми были студенты 1-4 курсов Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина в количестве 209 человек в возрасте от 16 до 23 лет.

Для изучения учебно-профессиональных мотивов все студенты-психологи по показателям успеваемости были разделены на высокий и низкий уровни Критерием деления выборки являлся средний балл оценок по сессиям, по практике, за курсовые работы, также учитывались пропуски занятий, показатели поощрения и наказания

Результаты и обсуждение

На успеваемость в обучении студентов педагогического вуза влияют следующие факторы: мотивы, не входящие в сам процесс учебной деятельности, но обеспечивающие ее, — материальное положение, состояние здоровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки; мотивы, которые входят в сам процесс учебной деятельности, — владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего, учебной), организация учебного процесса в вузе, индивидуальные психологические особенности студентов Все это составляет учебно-профессиональную мотивацию студентов с разным уровнем успеваемости в обучении

Анализ полученных результатов показал, что учебно-профессиональная деятельность студентов полимотиви-рована; в ее основе лежат широкие и узкие социальные мотивы, профессиональные мотивы, познавательные мотивы, мотивы материального поощрения, мотивы боязни, неуспеха, мотив достижения

В рамках данной работы изучена взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации на успеваемость в обучении студентов разных курсов педагогического вуза

В начале обследования выдвигалась гипотеза, что на успешность обучения студентов разных курсов оказывают влияние следующие учебно-профессиональные мотивы: «приобретение знаний» и «овладение профессией», а на низкий уровень успеваемости — «получение диплома», которая подтвердилась

В ходе проведения обследования с помощью матема-тико-статистической обработки данных с использованием ^критерия Стьюдента и корреляционного анализа было выявлено, что существуют статистически значимые различия между показателями мотивации и успеваемости в обучении. У студентов с высоким уровнем успеваемости с 1-го по 4-й курсы доминирующим мотивом является «приобретение знаний», а у студентов с низким уровнем успеваемости — «получение диплома» У студентов 5-го курса (обучающихся по направлению «клиническая психология») с высоким уровнем успеваемости доминируют следующие мотивы: «приобретение знаний» и «овладение профессией», а с низким уровнем успеваемости — «получение диплома»

Результаты корреляционного анализа подтверждают, что существует значимая взаимосвязь между успеваемостью в обучении и учебно-профессиональной мотивацией

Корреляционный анализ по группе студентов 1-го курса с низким уровнем успеваемости

Между шкалами «приобретение знаний» и «направленность на себя» существует обратная корреляционная взаимосвязь (-0,413 при р < 0,05). Из этого можно предположить, что чем больше будут выражены стремление к приобретению знаний и любознательность, тем меньше будут проявляться агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность (или наоборот)

Шкала «потребность в самовыражении» отрицательно коррелирует со шкалой «направленность на себя» (-0,447 при р < 0,05) и положительно коррелирует со шкалой «направленность на овладение профессией» (0,488 при р < 0,05), в свою очередь, «направленность на овладение профессией» отрицательно коррелирует со шкалой «материальная потребность» (0,493 при р < 0,05). Можно предположить, что чем больше будет проявляться желание развивать свои силы и способности, а также стремление к неизведанному, тем меньше будут проявляться агрессивность в достижении статуса, властность и больше будет выражено стремление овладеть профессиональными знаниями, сформировать профессионально важные качества Кроме того, чем больше будет выражено стремление овладеть профессиональными

знаниями, тем меньше будут выражены материальные потребности (или наоборот)

Шкала «мотив к успеху» отрицательно коррелирует со шкалой «материальная потребность» (-0,453 при р < 0,05). Отсюда следует, что чем больше выражен мотив к успеху, тем меньше выражена материальная потребность (или наоборот)

Между шкалой «потребность в безопасности» и мотивом «получение диплома» существует прямая корреляционная взаимосвязь (0,353 при р<0,05) Это позволяет заключить, что чем больше выражена потребность в безопасности, тем больше выражено стремление получить диплом при формальном усвоении знаний

Между шкалами «межличностная потребность» и «направленность на взаимодействие» существует прямая корреляционная взаимосвязь (0,344 при р < 0,05). Можно предположить, что чем больше будет выражена потребность в общении с коллегами и одногруппника-ми, тем больше выражена направленность на взаимодействие, совместную работу

Корреляционный анализ по группе успешных студентов 1-го курса

Между мотивами «к успеху» и «получение диплома» есть прямая корреляционная взаимосвязь (0,533 при р < 0,05) На основании этого сделаем вывод, что чем больше выражено стремление к успеху, тем больше выражены стремление получить диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску «обходных путей» при сдаче экзаменов и зачетов

Корреляционный анализ по группе неуспешных студентов 2-го курса

Между мотивами «к успеху» и «приобретение знаний» существует прямая корреляционная взаимосвязь (0,352 при р<0,01) . Что чем больше выражена мотивация к успеху, тем больше будет выражено стремление к приобретению знаний, познанию нового

Мотив «получение диплома» положительно коррелирует со шкалами «материальная потребность» и «направленность на себя» (0,361 при р < 0,01). Таким образом, что чем больше будет выражено стремление получить диплом при формальном усвоении знаний, тем больше будет выражена материальная потребность

Между шкалами «материальная потребность» и «мотивация к избеганию неудач» существует обратная корреляционная взаимосвязь (-0,345 при р < 0,01). Предположим, что чем больше будет выражена материальная потребность, тем меньше будет выражаться мотивация к избеганию неудач (или наоборот).

Корреляционный анализ по группе успешных студентов 2-го курса

Шкала «мотив в получении знаний» отрицательно коррелирует со шкалой «потребность в безопасности» (-0,402 при р < 0,05) и положительно коррелирует со шкалой «направленность на взаимодействие» (0,352 при р < 0,05) Чем больше будет выражена любознательность, тем меньше будет выражена потребность в безопасности (или наоборот) и тем больше стремление к общению с коллегами, одногруппниками

Мотив «получение диплома» положительно коррелирует с мотивом «к успеху» (0,416 при р < 0,05) и отрицательно со шкалой «межличностная потребность» (-0,388 при р < 0,05). В связи с этим можно сказать, что чем больше будет выражено стремление получить диплом при формальном усвоении знаний, тем больше будет выражен мотив к успеху и тем меньше будет выражена потребность в общении со сверстниками

Шкала «мотивация к избеганию неудач» положительно коррелирует со шкалами «потребность в безопасности» и «направленность на задачу» (0,353 при р < 0,05). Следовательно, чем больше будет страх перед несчастными случаями, тем больше и заинтересованность в решении деловых проблем, а также желание быть защищенным

Корреляционный анализ по группе неуспешных студентов 3-го курса

Мотив «приобретение знаний» отрицательно коррелирует с мотивом «к риску» (-0,449 при р < 0,05) и шкалой «направленность на себя» (-0,489 при р < 0,05), а также положительно коррелирует со шкалой «направленность на взаимодействие» (0,430 при р<0,05) Чем больше будет выражено стремление к приобретению знаний, тем больше будет выражена ориентация на совместную деятельность и тем меньше будут выражены мотивы к риску и направленность на взаимодействие

Мотив «к успеху» отрицательно коррелирует со шкалой «направленность на взаимодействие» (-0,433 при р<0,05) и положительно коррелирует с мотивом «получение диплома» (0,543 при р<0,01). Соответственно, чем больше будет выражен мотив «к успеху», тем меньше будет выражена ориентация на совместную деятельность и больше выражено стремление получить диплом

Шкала «материальная потребность» отрицательно коррелирует с мотивом «овладение профессией» (-0,479 при р < 0,05) и шкалой «мотивация к избеганию неудач» (-0,618 при р < 0,01). Отсюда следует, чем больше будет выражена потребность во всем материальном, тем меньше выражено стремление овладеть профессиональными знаниями (или наоборот) и больше будет желание избегать несчастных случаев, быть под защитой

Шкала «мотивация к избеганию неудач» положительно коррелирует со шкалами «межличностная потребность» и «потребность в самовыражении» (0,431 при р<0,05) Можно предположить, что чем больше будет выражена мотивация к избеганию неудач, тем больше будут выражены потребность в общении с коллегами и потребность в самовыражении

Корреляционный анализ по группе успешных студентов 3-го курса

Шкала «материальная потребность» отрицательно коррелирует со шкалой «направленность на овладение профессией» (-0,413 при р<0,05) и с мотивом «приобретение знаний» (0,436 при р<0,05) Можно заключить, чем больше будет выражена потребность во всем материальном, тем меньше будет стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества (или наоборот)

Мотив «получение диплома» положительно коррелирует со шкалами «потребность в безопасности» (0,562 при р < 0,01), «межличностная потребность» (0,552 при р < 0,05), «направленность на себя» (0,559 при р < 0,05) и отрицательно со шкалами «потребность в признании» (-0,546 при р < 0,01), «направленность на задачу» (-0,535 при р < 0,05). Можно предположить, что чем больше будет выражено стремление получить диплом, тем больше будет потребность в безопасности, в общении с коллегами и одногруппниками, а также склонность к соперничеству, в то же время могут быть меньше выражены потребность в том, чтобы быть признанным обществом, и заинтересованность в решении деловых проблем

Существует обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «направленность на задачу» и «мотивация к избеганию неудач» (0,409 при р < 0,05). В связи с этим следует отметить, чем больше будет выражена заинтересованность в решении деловых проблем, тем меньше выражена мотивация на избегание неудач (или наоборот)

Корреляционный анализ по группе неуспешных студентов 4-го курса

Между мотивом «получение диплома» и шкалой «мотивация к избеганию неудач» есть прямая корре-

ляционная взаимосвязь (0,398 при р < 0,05) Возможно сформулировать вывод, чем больше будет выражено стремление к получению диплома, тем больше будет выражена мотивация к избеганию неудач

Корреляционный анализ по группе успешных студентов 4-го курса

Шкала «направленность на себя» отрицательно коррелирует со шкалой «материальная потребность» (-0,360 при р < 0,05) и положительно со шкалой «межличностная потребность» (0,356 при р < 0,05). Чем больше будет выражена направленность на себя, тем меньше будет выражена потребность в материальном (или наоборот), а также будет больше выражена потребность в общении с одно-группниками и коллегами

Существует прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «потребность в безопасности» и «мотивация на успех» (0,415 при р < 0,05). Это позволяет отметить, чем больше будет выражена потребность в безопасности и защите, тем больше выражена мотивация на достижение успеха

В дальнейшем была проанализирована динамика удовлетворения основных потребностей и мотивов и по средним значениям для группы выделены доминирующие потребности и мотивы на каждом курсе обучения (таблица)

Таблица . Динамика потребностей и мотивов на разных курсах обучения

Уровень успеваемости 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Потребности

Все студенты 1. Межличностная потребность 2 . Материальная 3 . В безопасности 4. В самовыражении 5 . В признании 1. В самовыражении 2 . Материальная 3 . Межличностная 4. В признании 5 . В безопасности 1. В самовыражении 2 . В признании 3 Межличностная 4. Материальная 5 . В безопасности 1. В самовыражении 2 Материальная 3 В признании 4. Межличностная 5 . В безопасности

Студены с высоким уровнем успеваемости 1. Межличностная 2 Материальная 3 . В самовыражении 4. В безопасности 5 . В признании 1 В самовыражении 2 Материальная 3. В признании 4. Межличностная 5. В безопасности 1 . В самовыражении 2 . В признании 3 . Межличностная 4. Материальная 5 . В безопасности 1. В самовыражении 2 . Материальная 3 . Межличностная 4. В признании 5 . В безопасности

Студены с низким уровнем успеваемости 1. Межличностная 2 . В безопасности 3 . В самовыражении 4. Материальная 5 . В признании 1. Материальная 2 . В самовыражении 3 . Межличностная 4. В признании 5 . В безопасности 1. В самовыражении 2 . В признании 3 . Межличностная 4 Материальная 5 . В безопасности 1. Материальная 2 . В самовыражении 3 . В признании 4. Межличностная 5 . В безопасности

Все студенты Мотивы

1. Приобретение знаний

2 . Получение диплома

3 . Овладение профессией

Студены с высоким уровнем успеваемости 1. Приобретение знаний

2 . Получение диплома

3 . Овладение профессией

Студены с низким уровнем успеваемости 1. Получение диплома

2 . Приобретение знаний

3 . Овладение профессией

Из таблицы видно, какие потребности и мотивы у студентов являются ведущими на каждом этапе обучения Так, в мотивационной сфере нет изменений У студентов с высоким уровнем успеваемости на всех курсах доминирует мотив «приобретение знаний», а у студентов с низким уровнем успеваемости — «получение диплома» Иными словами, на каждом этапе обучения картина остается неизменной . Это можно объяснить тем, что изначально одни студенты приходят за знаниями, с желанием учиться, а другие, соблюдая формальности, ждут получения диплома

В потребностной сфере есть различия как между успешными и неуспешными студентами, так и по курсам У успешных студентов первого курса главной потребностью является «межличностная», а уже на остальных курсах неизменно главной становится потребность «в самовыражении»

У неуспешных студентов первого курса также доминирует «межличностная потребность», далее потребности изменяются, на каждом курсе есть своя значимая, но главная все же «материальная» Изложенное можно объяснить тем, что студенты, приходя в учебное заведение, стремятся к знакомству с одногруппниками, узнают друг друга, преподавателей, заводят новые знакомства, а когда привыкают к новой роли, то на первый план у них выдвигаются именно те потребности, которые являются важными для каждого из них Успешным студентам важно выразить себя, раскрыть свой творческий потенциал, тогда как неуспешные студенты стремятся удовлетворить базовые потребности

Удивительно, но для всех студентов на всех годах обучения самой маловажной является потребность «в безопасности» Это можно объяснить тем, что в университете создана благоприятная психологическая атмосфера и студенты чувствуют себя комфортно

Выводы

1 Студенты 1-го и 2-го курсов осуществляют в основном только учебную деятельность, т е посещают занятия (лекционные, практические, лабораторные), где получают знания по общепрофессиональным дисциплинам На 3-м курсе студенты начинают более глубоко изучать материал по выбранной специальности, а также знакомятся с деятельностью практического психолога (производственная практика) На 4-м курсе студенты продолжают получать знания по дисциплинам, непосредственно относящимся к выбранной ими специализации, а также набираются опыта практической работы психолога на научно-исследовательской и квалификационной практиках, знакомятся с деятельностью педагога, пробуют себя в этой роли (педагогическая практика) На 5-м курсе студенты закрепляют полученные знания и применяют их на практике

2 В ходе проведенного исследования были выявлены личностные характеристики, определяющие успеваемость в обучении студентов разных курсов: у студентов 1-го курса существуют статистически значимые различия по шкале Q3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль», у студентов с более высоким уровнем успе-

ваемости показатели значительно выше, чем у студентов с более низким уровнем успеваемости. Студенты 2-го курса показывают статистически значимые различия по шкале L: «доверчивость — подозрительность», у студентов с более высоким уровнем успеваемости показатели значительно выше, чем у студентов с более низким уровнем успеваемости. Существуют также статистически значимые различия по шкале G: «низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения», у студентов с более высоким уровнем успеваемости — показатели значительно выше, чем у студентов с более низким уровнем успеваемости. Студенты 3-го курса демонстрируют статистически значимые различия по шкале I: «жесткость — чувствительность», у студентов с более высоким уровнем успеваемости показатели значительно выше, чем у студентов с более низким уровнем успеваемости У студентов 4-го курса наблюдаются статистически значимые различия по шкале G: «низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения», у студентов с более высоким уровнем успеваемости показатели значительно выше, чем у студентов с более низким уровнем успеваемости. У студентов 5-го курса существуют статистически значимые различия по шкалам А: «замкнутость — общительность» и М: «практичность — мечтательность»

3. В ходе проведенного исследования были выявлены особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с разным уровнем успеваемости в обучении Существуют статистически значимые различия по шкалам «приобретение знаний» и «получение диплома» у студентов с более высоким уровнем успеваемости и студентов с низким уровнем успеваемости всех годов обучения. Студенты с низким уровнем успеваемости стремятся приобрести диплом при формальном усвоении знаний, прибегая к поиску «обходных путей» при сдаче экзаменов и зачетов Значимые различия наблюдаются и у студентов 5-го курса с разным уровнем успеваемости по шкале «овладение профессией» Необходимо отметить, что с более высоким уровнем успеваемости являются студенты 4-го курса, у них возникает потребность в самоутверждении и самореализации личности

4. Существуют значимые взаимосвязи между показателями учебно-профессиональной мотивации, личностными характеристиками и успеваемостью в обучении .

Список литературы

1 . Губин В. А., Авдиенко Г. Ю. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности обучающегося // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 2(61) . С. 26-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 . Губин В. А., Загорюев А. Л. Диагностический комплекс «направленность на военно-профессиональную деятельность» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3(54) . С. 91-95.

3 . Губин В. А., Загорюев А. Л. Направленность молодежи на военно-профессиональную деятельность: классификация факторов, диагностика и пути развития . Екатеринбург, 2011. 248 с .

4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности .М. , 1976. 158 с .

5 . Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности . М. , 1974. С. 122-128.

6 . Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М. , 1986. 288 с.

7 . Ильин Е. П. Мотивация и мотивы . СПб . , 2004. 509 с.

8 . Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / отв . ред. А. А. Бодалев. М. , 1988. 191 с.

9 . Леонтьев А. Н. Деятельность . Сознание . Личность . М. , 1977 304 с

10 . Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. , 1969. 317 с.

11. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации . М . , 1996 235 с

12 . Маслоу А. Мотивация и личность . М . , 1954. 400 с .

13 . Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб -М , 2003 860 с

14. Хекхаузен Х. Психология мотивации и достижения . СПб. , 2001.256 с.

Поступила 15.02.2017

Interdependence of Learning and Professional Motivation and Academic Performance of Students of Different Courses of a Pedagogical Institute

Gubin Vladimir A.,

Honored Science Worker of the Russian Federation, Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Professor of the Department of General and Applied Psychology,

Pushkin Leningrad State University St. Petersburg, Russia. e-mail: mrgoobin@yandex.ru

Akulov Andrey O.,

Master at the Psychology Faculty, Pushkin Leningrad State University St. Petersburg, Russia. e-mail: mrgoobin@yandex.ru

Abstract. The purpose of the research is to reveal influence of learning and professional motives on academic performance of students from different courses of pedagogical institutes. The research involved 209 students from the first to the fourth courses of Pushkin Leningrad State University (St. Petersburg) aged 16 to 23. The research establishes interdependence between learning professional motivation and academic performance of students from different courses of a pedagogical institute. The authors detail the concept of learning professional motives and motivation. The paper specifies significant interconnections between learning professional motivation, personal traits and academic performance. The dynamics of needs and motives at different courses shows the changes in needs and motives of bachelor degree students from different courses with different academic performance. This determines the psychological pedagogical maintenance required by the students with poor academic performance and correlation between learning and professional activity of students from different courses. The study revealed the personal traits which determine academic performance of bachelor degree students from different courses, peculiarities of learning professional motivation of students with different academic performance, interconnection between indicators in motivation sphere and level of academic performance of bachelor degree students.

Keywords: learning activity, academic performance, learning professional motivation, learning professional motives,

personal traits, graduation paper.

Citation: Gubin V. A, Akulov A. O. Interdependence of Learning and Professional Motivation and Academic Performance of Students of Different Courses of a Pedagogical Institute. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(71) 2017. P. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.