Научная статья на тему 'Изучение учебной мотивации у студентов лечебного факультета УО "Гродненский государственный медицинский университет"'

Изучение учебной мотивации у студентов лечебного факультета УО "Гродненский государственный медицинский университет" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ПСИХОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДМЕТ / MOTIVATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / STUDENT / PSYCHOLOGY / TEACHING / SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швед Ж.З., Полудень Н.Л., Пронько Т.П., Машей М.А.

Введение. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высоки мотивация и стимул овладения будущей профессией. Цель исследования. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов первого и второго курсов лечебного факультета. Выявление факторов, негативно влияющих на уровень мотивации. Материал и методы. Протестированы 94 студента 1-го курса и 102 студента 2-го курса лечебного факультета УО «Гродненский государственный медицинский университет». Использованы психодиагностические методики тестирования студентов: изучение общих мотивов учебной деятельности и мотивация при изучении конкретных дисциплин в модификации А. А. Реана и В. А. Якунина. Результаты. Установлены и проранжированы общие мотивы к учебе. Определены уровни развития внутренней мотивации к конкретному клиническому предмету и факторы, препятствующие высокому уровню внутренней мотивации. Выводы. Ведущими мотивами у студентов УО «Гродненский государственный медицинский университет» являются «профессиональные» и «познавательные», т. е. они мотивированы на учебный процесс, желают приобрести глубокие и прочные знания, стать высококвалифицированными специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION STUDY OF STUDENTS OF THE FACULTY OF GENERAL MEDICINE OF GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY

Background. The problem of motivation of educational activity is one of the basic problems of psychology of learning. The effectiveness of the learning process is directly related to the extent to which the motivation for mastering the future profession is high. The aim of the study is a comparative analysis of the educational motivation of the first and second year students of the Faculty of General Medicine. The analysis of factors that negatively affect the level of motivation. Material and methods. 94 first-year students and 102 second-year students of the Faculty of General Medicine of Grodno State Medical University were tested. Psychodiagnostic methods to test students were applied: the study of general motives for learning activity and motivation in the study of specific disciplines in the modification of A.A. Reana and V.A. Yakunin. Results. General motives for studies are established and ranked. The levels of development of internal motivation for a specific clinical subject and factors that prevent a high level of internal motivation are determined. Conclusions. The leading motives for the students of Grodno State Medical University are "professional" and "cognitive". They are motivated for the educational process; they want to acquire deep and solid knowledge, to become highly qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Изучение учебной мотивации у студентов лечебного факультета УО "Гродненский государственный медицинский университет"»

УДК 159.947.5-057.875:[378.4:61](476.6) ао1: 10.25298/2221-8785-2018-16-2-228-231

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Швед Ж. З.(zhanna.shved@mail.ru)/ Полудень Н. Л. (natalya.poluden@yandex.ru), Пронько Т. П.( tanya_pronko@mail.ru), Машей М. А.

УО "Гродненский государственный медицинский университет", Гродно, Беларусь

Введение. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высоки мотивация и стимул овладения будущей профессией.

Цель исследования. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов первого и второго курсов лечебного факультета. Выявление факторов, негативно влияющих на уровень мотивации.

Материал и методы. Протестированы 94 студента 1-го курса и 102 студента 2-го курса лечебного факультета УО «Гродненский государственный медицинский университет». Использованы психодиагностические методики тестирования студентов: изучение общих мотивов учебной деятельности и мотивация при изучении конкретных дисциплин в модификации А. А. Реана и В. А. Якунина.

Результаты. Установлены и проранжированы общие мотивы к учебе. Определены уровни развития внутренней мотивации к конкретному клиническому предмету и факторы, препятствующие высокому уровню внутренней мотивации.

Выводы. Ведущими мотивами у студентов УО «Гродненский государственный медицинский университет» являются «профессиональные» и «познавательные», т. е. они мотивированы на учебный процесс, желают приобрести глубокие и прочные знания, стать высококвалифицированными специалистами.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, студент, психология, обучение, предмет.

Введение

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но психология мотивации имеет особое значение в этом плане для представителей профессий так называемого социономиче-ского типа, где главным объектом труда является человек (врачи, педагоги, руководители и т. д.) [1]. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высоки мотивация и стимул овладения будущей профессией. Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для обучаемого. Так как истинный источник мотивации человека находится в нём самом, то необходимо, чтобы студент сам захотел что-то сделать и сделал это. При этом в привитии интереса к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию особо важна роль образовательных учреждений и близких людей [2].

Целью настоящего исследования был сравнительный анализ учебной мотивации студентов 1-го и 2-го курсов лечебного факультета, выявление факторов, негативно влияющих на уровень мотивации.

Материал и методы

Протестированы 94 студента 1-го курса и 102 студента 2-го курса лечебного факультета УО «Гродненский государственный медицинский университет» (далее - УО «ГрГМУ»). На 1-м

курсе студентов мужского пола - 23 чел., женского пола - 71 чел., возраст тестируемых составил от 17 до 20 лет. На 2-м курсе студентов мужского пола - 29 чел., женского пола - 73 чел., возраст тестируемых - от 18 до 21 года.

Нами были использованы психодиагностические методики тестирования студентов: изучение общих мотивов учебной деятельности и мотивация при изучении конкретных дисциплин в модификации А. А. Реана и В. А. Якунина [1].

Задание № 1 включало 16 общих мотивов к учебе, из которых студент выбирал 5 наиболее значимых для него. Задание № 2 включало 20 высказываний по отношению к предмету «основы ухода за пациентами», которые студент оценивал «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно» или «неверно» по отношению к себе. Подсчет показателей производился в соответствии с ключом.

Результаты и обсуждение

Установлено, что психологический портрет студента несколько различается в зависимости от курса обучения.

По итогам задания № 1 было проведено ранжирование мотивов согласно частоте называния мотива. Как показано на рисунке 1, у студентов 1-го курса I место занимает мотив № 1 - стать высококвалифицированным специалистом, II место - мотив № 6 - приобрести глубокие и прочные знания; III место - мотив № 10 - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; IV место - мотив № 16 -получить интеллектуальное удовлетворение; V место - мотив № 4 - успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

Студентами 2-го курса выбраны в качестве приоритетных следующие мотивы. Как показано на рисунке 2, I место занимает мотив

_, стать высококвалифицированным

специалистом и приобрести глубокие и прочные знания

^обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности и получить интеллектуальное удовлетворение

^успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично

Рисунок1. - Ранг мотивов (студенты 1-го курса)

№ 1 - стать высококвалифицированным специалистом, II место - мотив № 10 - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; III место - мотив № 6 - приобрести глубокие и прочные знания; IV место - мотив № 16 - получить интеллектуальное удовлетворение; V место - мотив № 4 - успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Из диаграмм видно, что студентами как 1-го, так и

2-го курсов выбирались мотивы познавательные и профессиональные.

Следует отметить, что студентами УО «ГрГ-МУ» не был назван мотив «получить диплом о высшем образовании», тогда как, например, среди опрошенных студентов 1-6 курсов лечебного и педиатрического факультетов Кировской государственной медицинской академии (221 человек) стремление получить диплом имело тенденцию к росту от 1-го к 6-му курсу и было значимо для 50% выпускников [3]. Анализ мотивов учебной деятельности студентов Ставропольского государственного медицинского университета выявил в качестве доминирующих мотивы: стать высококвалифицированным специалистом (все опрошенные студенты 1-го и 6-го курсов и 93,3% третьекурсников), приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить интеллектуальное удовлетворение. Однако мотив «получение диплома» посчитали приоритетным 24% студентов 1-го курса, 33,3% студентов

3-го курса и 62,5% - 6-го курса [4]. В исследовании, проведенном в Муниципальном институте г. Жуковский принимали участие 42 студента 1-го курса (по специальностям «Антикризисное управление», «Педагогика и психология», «Прикладная информатика в экономике»). Проведя исследование по методикам «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Т. И. Ильи-

истать высококвалифицированнымспециалистом

^обеспечить успешность будущей профессиональной

деятельности _1 приобрести глубокие и прочные зна ния

получить интеллектуальное удовлетворение

_! успешно учиться, сда вать экзамены на хорошо и отлично

Рисунок 2. - Ранг мотивов (студентыг 2-го курса)

ной и «Мотивация обучения в вузе» А. А. Реана, В.А. Якунина, авторы выявили, что ведущими мотивами у студентов вуза являются социальные мотивы (получение диплома, мотивы личностного престижа). То есть мотив «личностного престижа» более значимый, чем «познавательный» мотив обучения в вузе для студентов 1-го курса [5].

Рассматривая мотивацию как сложный процесс, следует учитывать разнонаправленность мотивации. Внутренняя мотивация находится в самом человеке и является более значимой, эффективной и необходимой формой мотивации. Внешняя мотивация исходит от родителей, педагогов, общества.

Уровни развития внутренней мотивации к предмету «основы ухода за пациентами» различаются на 1-м и 2-м курсах. У 74,5% первокурсников определен высокий уровень внутренней мотивации, у 25,5% студентов 1-го курса средний уровень внутренней мотивации (рис. 3). На 2-м курсе высокий уровень внутренней мотивации выявлен у 62,7% опрошенных, средний уровень - у 37,3% студентов (рис. 4). Низкий уровень мотивации среди всех опрошенных студентов не выявлен.

В качестве наиболее частых внутренних препятствий к высокому уровню мотивации студенты называли следующие.

Среди первокурсников:

1. Если я плохо подготовлен к занятию, особо не расстраиваюсь и не переживаю (29 чел.

- 30,9%).

2. Активно работаю и выполняю задания только под контролем преподавателя (26 чел.

- 27,7%).

3. Если я пропускаю занятия по данному предмету, то меня это не огорчает (23 чел. - 24,5%).

4. На занятиях по данному предмету у меня

80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

74,5%

25,5%

i

высоким уровень среднии уровень мотивации мотивации

Рисунок 3. - Внутренняя мотивация студентов 1-го курса

часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться» (19 чел. - 20,2%).

5. Предмет мне не интересен (5 чел. - 5,3%).

Среди второкурсников:

1. Не стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, люблю, когда мне подсказывают и помогают (37 чел. - 36,3%).

2. Если я пропускаю занятия по данному предмету, меня это не огорчает (30 чел. - 29,4%).

3. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться» (27 чел. - 26,5%).

4. Активно работаю и выполняю задания только под контролем преподавателя (26 чел. - 25,5%).

5. Если я плохо подготовлен к занятию, особо не расстраиваюсь и не переживаю (25 чел. - 24,5%).

70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

62,7%

37,3%

i

высоким уровень среднии уровень мотивации мотивации

Рисунок 4. - Внутренняя мотивация студентов 2-го курса

Выводы

1. Ведущими мотивами у студентов ГрГ-МУ являются «профессиональные» и «познавательные», то есть студенты мотивированы на учебный процесс, желают приобрести глубокие и прочные знания, стать высококвалифицированными специалистами.

2. Для всех студентов с высоким уровнем мотивации (68,6%) характерны направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания, стремление к независимости.

3. Треть опрошенных (31,4%), скорее всего, в силу отсутствия опыта самостоятельной жизни готовы активно работать и выполнять задания только под контролем преподавателя, не огорчаются из-за пропусков и недостаточной подготовленности к занятиям.

Литература

Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 146-165.

Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - Москва, 1990. - С. 74-80.

Лесниченко, А. И. Мотивация, как основа учебной деятельности студентов медицинского вуза / А. И. Лесниченко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. - С. 171-173.

Агранович, Н. В. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии / Н. В. Агранович, С. А. Кнышова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. -С. 76-78.

Копысова, Л. А. Педагогическое исследование развития мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах / Л. А. Копысова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 63-70.

References

Rean AA, Bordovskaja NV, Rozum SI. Psihologija i pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter; 2008. p. 146-165. (Russian).

Markova AK, Matis TA, Orlov AB. Formirovanie motivacii uchenija. Moskva: Prosveshhenie; 1990. p. 7480. (Russian).

Lesnichenko AI. Motivacija, kak osnova uchebnoj dejatelnosti studentov medicinskogo vuza. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamentalnyh issledovanij [International journal of applied and basic research]. 2017;4-1:171-173. (Russian). Agranovich NV, Knyshova SA. Izuchenie motivacii uchebnoj dejatelnosti studentov medicinskih vuzov i ee rol v formirovanii gotovnosti k budushhej professii. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. [Modern problems of science and education]. 2015;2-2:76-78. (Russian).

Kopysova, LA. Pedagogicheskoe issledovanie razvitija motivacii uchebnoj i professionalnoj dejatelnosti obuchajushhihsja v medicinskih vuzah [Pedagogical research of development of professional activity motivation among medical students]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences]. 2009;102:63-70. (Russian).

MOTIVATION STUDY OF STUDENTS OF THE FACULTY OF GENERAL MEDICINE OF GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY

Shved Zh. Z, Poluden N. L, Pronko T. P, Mashej M. A. Educational Institution "Grodno State Medical University", Grodno, Belarus

Background. The problem of motivation of educational activity is one of the basic problems of psychology of learning. The effectiveness of the learning process is directly related to the extent to which the motivation for mastering the future profession is high.

The aim of the study is a comparative analysis of the educational motivation of the first and second year students of the Faculty of General Medicine. The analysis offactors that negatively affect the level of motivation.

Material and methods. 94 first-year students and 102 second-year students of the Faculty of General Medicine of Grodno State Medical University were tested. Psychodiagnostic methods to test students were applied: the study of general motives for learning activity and motivation in the study of specific disciplines in the modification of A.A. Reana and V.A. Yakunin.

Results. General motives for studies are established and ranked. The levels of development of internal motivation for a specific clinical subject and factors that prevent a high level of internal motivation are determined.

Conclusions. The leading motives for the students of Grodno State Medical University are "professional" and "cognitive". They are motivatedfor the educational process; they want to acquire deep and solid knowledge, to become highly qualified specialists.

Keywords: motivation, educational activity, student, psychology, teaching, subject.

Поступила: 13.09.2017 Отрецензирована: 03.10.2017

Меланьин, Владимир Дмитриевич. Оториноларингология: патология носа и околоносовых пазух : (модуль для внеаудиторного самостоятельного обучения) : учебно-методическое пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 "Лечебное дело", 1-79 01 02 "Педиатрия" : рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию / В. Д. Меланьин, О. Г. Хоров ; Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет". - Гродно : ГрГМУ, 2017. - 134 с. - ISBN 978-985-558-912-0.

Пособие написано на основе многолетнего опыта преподавания на кафедрах 1-го Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова, Новосибирского и Гродненского медицинских университетов, а также на кафедре ЛОР болезней Института повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства России.

В материале пособия изложены наиболее важные, узловые проблемы оториноларингологии. Основополагающее внимание уделено общим вопросам воспаления, физиологическим, патофизиологическим и морфологическим изменениям, происходящим в ЛОР-органах при воспалении, патогенетической связи заболеваний верхних дыхательных путей и уха с заболеваниями других органов и систем человека.

Основная цель пособия — освоение наименьшей меры (модуля) фундаментальных знаний и выработка у врача клинического мышления, без которого немыслима работа врача любой специальности, несмотря на современные достижения научно-технического прогресса в медицине.

Авторы поставили более широкую задачу: придерживаясь традиций отечественной медицины, научить логической последовательности обследования пациента по профилю любой специальности в целях постановки верного диагноза и назначения адекватного лечения. Для этого врачом должен быть накоплен определенный минимум знаний фундаментальных наук: анатомии (нормальной, патологической, топографической), физиологии, иммунологии, биохимии и ряда клинических дисциплин.

Материал пособия предназначен для внеаудиторной работы студентов, интернов, ординаторов, аспирантов, слушателей ФПК и практических врачей всех специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.