Научная статья на тему 'Влияние хронических соматических заболеваний на учебную мотивацию студентов высшего учебного заведения'

Влияние хронических соматических заболеваний на учебную мотивацию студентов высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHRONIC PHYSICAL ILLNESS / LEARNING MOTIVATION / STUDENTS OF THE UNIVERSITY / ХРОНИЧЕСКИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Ирина Витальевна

В статье описаны результаты экспериментального исследования, проводимого с целью выявления влияния хронических соматических заболеваний на учебную мотивацию студентов высшего учебного заведения. В исследовании использовались психодиагностические методики. Было выявлено наличие заболеваний у студентов первого курса, их природа, форма, взаимосвязь с учебной деятельностью. Во второй части исследования определена разница в мотивации к учебной деятельности между лицами, имеющими хронические соматические заболевания и не имеющими их. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CHRONIC SOMATIC DISEASES ON THE ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article describes the results of an experimental study conducted to identify the impact of chronic somatic diseases on the academic motivation of students of higher educational institutions. Psychodiagnostic techniques were of used to complete the study. It was detected the presence of the disease of the first year students, their nature, shape, relativity to the training activities. The second part of the study determined the difference in the motivation to educational activity among persons with chronic somatic diseases and those who does not have them. The results of the study can be used to improve the educational process at the higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Влияние хронических соматических заболеваний на учебную мотивацию студентов высшего учебного заведения»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-30 УДК 159.99

ВЛИЯНИЕ ХРОНИЧЕСКИХ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Гаврилова И.В.

В статье описаны результаты экспериментального исследования, проводимого с целью выявления влияния хронических соматических заболеваний на учебную мотивацию студентов высшего учебного заведения. В исследовании использовались психодиагностические методики. Было выявлено наличие заболеваний у студентов первого курса, их природа, форма, взаимосвязь с учебной деятельностью. Во второй части исследования определена разница в мотивации к учебной деятельности между лицами, имеющими хронические соматические заболевания и не имеющими их. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: хронические соматические заболевания; учебная мотивация; студенты вуза.

THE IMPACT OF CHRONIC SOMATIC DISEASES ON THE ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Gavrilova I.V.

The article describes the results of an experimental study conducted to identify the impact of chronic somatic diseases on the academic motivation of students of higher educational institutions. Psychodiagnostic techniques were of used to complete the study. It was detected the presence of the disease of the first year students, their nature, shape, relativity to the training activities. The second part of the study determined the difference in the motivation to educational activity among persons with chronic somatic diseases and those who does not have them. The results of the study can be used to improve the educational process at the higher educational institution.

Keywords: chronic physical illness; learning motivation; students of the University.

В настоящее время количество людей, имеющих хронические соматические заболевания, с каждым годом увеличивается. Эти заболевания относятся к числу факторов, которые способствуют стойкому снижению трудоспособности, потенциально приводят к инвалидизации.

В данной работе основное внимание уделяется изучению влияния хронических соматических заболеваний на учебную мотивацию студентов. Всего в исследовании приняло участие 100 человек: 82 девушки и 18 юношей. Были использованы следующие методы и методики: анкетирование, «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана, «Методика изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).

Вначале для установления контакта и первоначального сбора информации было проведено анкетирование. Результаты обрабатывались относительно каждого вопроса.

На вопрос о наличии заболеваний были получены следующие данные: девушки, не имеющие хронического заболевания - 53 чел. (64,6%); девушки, имеющие хроническое заболевание - 29 чел. (35,4%); юноши, не имеющие хронического заболевания - 13 чел. (72%); юноши, имеющие хроническое заболевание - 5 чел. (28%). Таким образом, девушек и юношей, учащихся на 1 курсе здоровых больше, чем имеющих хроническое заболевание, причем девушек больше, чем юношей.

Задавая следующий вопрос о природе заболевания, мы предполагали, что определенный тип заболеваний вносит свою специфику в изменения жизненного пути личности. Результат выглядит следующим образом: у девушек - врожденные заболевания 7 чел. (24,14%), наследственные заболевания - 8 чел (27,58%), психосоматические - 14 чел. (48,28%); у юношей -врожденные заболевания 0%, наследственные заболевания - 2 чел. (40%), психосоматические - 3 чел. (60%). Таким образом, большинство опрошенных, особенно юношей, имеют психосоматические заболевания.

На вопрос «Имеет ли острую форму ваше хроническое заболевание?» результаты получились следующие: острую форму имеют 10 девушек (34,48%) и 5 юношей (100%).

На вопрос «Когда заболевание обостряется, ходите ли вы на занятия?» результаты получились следующие - посещают занятия: девушки 10 чел. (34,48%), 2 чел. (40%) юношей, не посещают 19 чел. (65,52%) девушек и 3 чел. (60%) юношей. Процент не посещающих занятия лиц данной группы опрошенных выше, чем посещающих и у девушек он больше, чем у юношей.

На вопрос «Если Вы не ходите на учебу по причине болезни, то выполняете ли домашние задания (читаете, переписываете лекции и т.п.)?» ответы распределились следующим образом: девушки 20 чел. (68,96%) делают домашние задания, юноши 3 чел. (60%), т.е. мы видим, что даже не посещая занятий (по причине болезни), студенты обоих полов выполняют задания.

На вопрос «Как часто Ваше заболевание обостряется?» результаты получились следующими: раз в 1-1,5 года: девушки - 3 чел. (10,34%), юноши - 2 чел. (40%); сезонно: девушки -14 чел. (48,27%), юноши - 3 чел. (60%); 1 раз в месяц: девушки - 3 чел. (10,34%), юноши -0 чел.; 4 раза в год: девушки - 2 чел. (6,89%), юноши - 0 чел.; не обостряется: девушки - 7 чел. (24,14%), юноши - 0 чел.

Задав следующий вопрос «Как долго длится обострение?», мы хотели узнать, как долго человек не ходит на занятия по причине болезни и не делает домашние задания. Результаты распределились следующим образом: 10-14 дней: девушки - 10 чел. (34,48%), юноши - 2 чел. (40%); несколько дней (2-4): девушки - 9 чел. (31,03%), юноши - 3 чел. (60%); месяц: девушки -3 чел. (10,34%), юноши - 0 чел.

Задав вопрос «Болеет ли кто-нибудь из Ваших родственников таким же заболеванием?», мы хотели узнать сколько студентов имеют наследственные заболевания. Результаты получились следующие: Да - 7 девушек (24,14%) и 2 юношей (40%); Нет - 22 девушки (75,86%) и 3 юношей (60%).

Задав следующий вопрос «При каких обстоятельствах ваше заболевание обостряется?», мы хотели выяснить, что провоцирует обострение заболевания у студентов. Результаты получились следующие: при употреблении холодной либо жирной и острой пищи: девушки - 7 чел. (24,14%), юноши - 0 чел.; стресс: девушки - 6 чел. (20,69%), юноши - 3 чел. (60%); сезонно: девушки - 9 чел. (31,03%), юноши - 2 чел. (40%); не обостряется: девушки - 7 чел. (24,14%), юноши - 0 чел.

На вопрос «Как Вы думаете, влияет ли данное заболевание на вашу учебу?» мы получили следующие результаты: да влияет: девушки - 12 чел. (41,38%), юноши - 3 чел. (60%); нет не влияет: девушки - 17 чел. (58,62%), юноши - 2 чел. (40%). Из анализа видно, что у юношей заболевание влияет на их учебную деятельность, а у девушек нет.

На вопрос «Может ли данное заболевание повлиять на Вашу профессиональную деятельность?» результаты получились следующие: да может: девушки - 9 чел. (31,04%), юноши -3 чел. (60%); нет не может: девушки - 20 чел. (68,96%), юноши - 2 чел. (40%).

Для изучения оценки мотивации успеха или боязни неудачи нами был проведен опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН). Опросник содержит 20 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Результаты проведенного обследования представлены в рисунке 1.

«Мотивацияуспеха п боязнь неудачи» (МУН) 100 80

50.$ „ , 41,4 о 46,1

30,8 0 0 24,5 20,7 23,1 20 18.9 27б|

■ ■■ Щ ■ ■1 °

Боязнь неудачи Надежда на успех Мотив, полюс не выражен Стремление к успеху

я Девушки з д ор овые в Девушки с заболеванием ■ Юноши здоровые Юноши с з а б ал ев а нием

Рис. 1. Результаты обследования по опроснику А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)

Из результатов видно, что у девушек здоровых и с заболеванием преобладает мотивация на успех, но у девушек с заболеванием она чуть ниже. У юношей также преобладает мотивация на успех, но у лиц с заболеванием она более выражена.

Таким образом, лица обоих полов не зависимо от присутствия или отсутствия хронического заболевания позитивно мотивированы, у них преобладает мотивация на успех. Однако у девушек здоровых она более выражена, а у юношей наоборот - выражена в группе, имеющих заболевание. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

В исследовании мотивации студентов к учебной деятельности была использована методика А.А. Реана, В.А. Якунина, позволяющая определить эффективность 16 типов мотивов:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3.Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Результаты представлены в рисунке 2.

Методика изучения мотивов учебной деятельности

4<Г 40

I-. 35

30 ft

I 2 J л :5 й Т 3 0 U П 1-* 14 J5 £6

■ Дгкущщ! дарам-» йДейунт!^-jaiSo.fk'ft ■■■; ЕСОДшнздоредкк вЮноцш ciifбелея

Рис. 2. Результаты исследования мотивации студентов к учебной деятельности

В группе здоровых девушек преобладает мотив - стать высококвалифицированным специалистом, на втором месте - приобрести глубокие и прочные знания. У девушек с заболеванием преобладает мотив - получить диплом, только потом - стать высококвалифицированным специалистом. Здоровые юноши также, как и здоровые девушки ориентированы на мотив -стать высококвалифицированным специалистом и получить диплом. Юноши с заболеванием в учебной деятельности мотивированы на то, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в обеих группах (девушки и юноши), не зависимо от наличия заболевания доминирующими мотивами в учебной деятельности являются - стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания.

В целом, в результате проведенного исследования было выявлено:

- большинство студентов не имеют хронических соматических заболеваний, в основном все заболевания приобретенные;

- девушки считают, что их заболевание, в отличие от юношей, не влияет на учебу, хотя при обострении болезни чаще и дольше по времени не посещают лекционных занятий, но выполняют домашние задания;

- в будущем юноши считают, что данное заболевание может повлиять на их профессиональную деятельность, девушки так не считают;

- лица обоих полов не зависимо от присутствия или отсутствия хронического заболевания позитивно мотивированы, у них преобладает мотивация на успех. Однако у девушек здоровых она более выражена, а у юношей наоборот - выражена в группе, имеющих заболевание;

- в обеих группах (девушки и юноши), не зависимо от наличия заболевания доминирующими мотивами в учебной деятельности являются - стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания.

Следовательно, наличие хронического заболевания влияет на учебную мотивацию студентов.

Список литературы

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., 2003. 350 с.

2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Крат. учебн. [Пер. с нем.]

М., 1999. 376 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2006. 512 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара. 2001. 672 с.

5. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник. Ростов-на-Дону. 2003. 608 с.

6. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей

психологии. М., 2009. 447 с.

7. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. 2006. №4. С. 76-80.

References

1. Alexander F. Psihosomaticheskaya medicina [Psychosomatic medicine]. Moscow, 2003. 350 p.

2. Bräutigam V., Christian P., Rad M. Psihosomaticheskaya medicina: Krat. uchebn. [Psychosomatic medicine: Times. training]. Moscow, 1999. 376 p.

3. Il'in E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. SPb, Peter, 2006. 512 p.

4. Raigorodskii D.A. Prakticheskayapsihodiagnostika. Metodiki i testy. [Practical psychodiagnostics. Methods and tests.]. Samara, 2001. 672 p.

5. Semechkin N.I. Social'nayapsihologiya [Social psychology]. Textbook. Rostov-on-don, 2003. 608 p.

6. Sprints A.M., Mikhailova N.F., Shatova E.P. Medicinskayapsihologiya s ehlementami obshchej psihologii [Health psychology with elements of General psychology]. Moscow, 2009. 447 p.

7. Tsvetkova R.I. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. no. 4, 2006, p. 76-80.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Гаврилова Ирина Витальевна, доцент кафедры педагогики и развития образования, кандидат педагогических наук

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова пр. Московский, д. 15, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428015, Россия e-mail: gavrilova.gra@yandex.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9087-2392

DATA ABOUT THE AUTHOR

Gavrilova Irina Vitalievna, associate Professor of pedagogy and education development, candidate in Pedagogical Science

Chuvash State University them. I.N. Ulyanova

15, Moscow Boulevard, Cheboksary, Chuvash Republic, 428015, Russia e-mail: gavrilova.gra@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.