Научная статья на тему 'Мотивация как движущая сила в процессе обучения студентов четвертого курса лечебного факультета медицинского университета'

Мотивация как движущая сила в процессе обучения студентов четвертого курса лечебного факультета медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ВИКТОРИНА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / MOTIVATION / TRAINING / SURVEY / QUIZ / COMPETITION PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов И.М., Железнякова Н.А., Гафанович Е.Я., Коньшина Л.Е., Конобеева Е.В.

В статье излагается опыт изучения факторов мотивации студентов четвертого курса лечебного факультета медицинского университета на основе результатов анкетирования мнения обучающихся и наблюдения за изменением их заинтересованности в процессе игрового моделирования. Выявлено, что соревновательный принцип оказывает значительное стимулирующее влияние на процесс подготовки и повышает усвояемость учебного материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов И.М., Железнякова Н.А., Гафанович Е.Я., Коньшина Л.Е., Конобеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS A DRIVING FORCE IN THE TEACHING FOURTH-YEAR STUDENTS F MEDICAL FACULTY MEDICAL UNIVERSITY

The paper describes the experience of learning motivators fourth-year students of medical faculty Medical University based on the survey results and opinions of students observing a change in their interest in the game simulation. It was revealed that the principle of competition has a significant stimulatory effect on the process of preparation and increases the digestibility of educational material

Текст научной работы на тему «Мотивация как движущая сила в процессе обучения студентов четвертого курса лечебного факультета медицинского университета»

УДК 159.9

МОТИВАЦИЯ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕТВЕРТОГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

И.М. Соколов, Н.А. Железнякова, Е.Я. Гафанович, Л.Е. Коньшина, Е.В. Конобеева

В статье излагается опыт изучения факторов мотивации студентов четвертого курса лечебного факультета медицинского университета на основе результатов анкетирования мнения обучающихся и наблюдения за изменением их заинтересованности в процессе игрового моделирования. Выявлено, что соревновательный принцип оказывает значительное стимулирующее влияние на процесс подготовки и повышает усвояемость учебного материала

Ключевые слова: мотивация, обучение, анкетирование, викторина, соревновательный принцип

В этой статье мы хотим остановиться на одной из проблем, с которой часто сталкиваются преподаватели ВУЗов, а именно снижение мотивации у студентов, что напрямую отражается на качестве обучения. На нашей кафедре занимаются студенты 4 года обучения, и здесь они вплотную приступают к изучению клинических дисциплин, начинают работать с больными. Казалось бы, что люди, доучившиеся до 4 курса хотят стать врачами и, начинающиеся клинические дисциплины должны быть для них архиважными. Однако, очень часто преподаватель сталкивается с проблемой низкой заинтересованности студентов.

В заинтересованности студентов процессом обучения играет большую роль мотивационные моменты. Мотивация - это побуждение к действию, динамический процесс

психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [3, с. 174]. По сути - это движущая сила, позволяющая двигаться вперед и добиваться поставленных целей. Почему же студенты, поставив цель стать врачом, перестают к ней двигаться. Ни для кого не секрет, что часть студентов в дальнейшем не видят себя в медицине. Это так называемые случайные

Соколов Иван Михайлович - Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского, д-р мед. наук, профессор, e-mail: meduniv@sgmu.ru

Железнякова Наталия Александровна - Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского, канд. мед. наук, ассистент, e-mail: meduniv@sgmu.ru

Гафанович Елена Яковлевна - Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского, канд. мед. наук, доцент, e-mail: meduniv@sgmu.ru

Коньшина Лариса Евгеньевна - Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского, канд. мед. наук, ассистент, e-mail: meduniv@sgmu.ru

Конобеева Елена Владимировна - Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского, ассистент, e-mail: meduniv@sgmu.ru

студенты, которые поступили в медицинский ВУЗ в угоду каких-то обстоятельств. Если исходить только из этого предположения, то появляется ощущение, что чуть ли не половине обучающихся не планирует быть врачами.

Нами было опрошено 150 студентов 4 курса лечебного факультета с использованием методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной с оценкой шкалы «Приобретение знаний», шкалы «Овладение профессией» и шкалы «Получение диплома». Получили, что только 10% студентов неадекватно выбрали будущую профессию, которая не приносит им удовлетворения. Почему же достаточно большая часть обучающихся хочет заниматься медициной, но не заинтересована в получении знаний? Как мотивировать студентов?

Разновидностей мотиваций много. Воздейтвие на других людей отличается от стимулирования самого себя, от самомотивации. Побуждающая сила бывает позитивная и негативная, движение «к» и «от», влияние внешнее и внутреннее, извне и изнутри, стимуляция реактивная и проактивная, в мягком и жестком стиле [2, с. 46].

Для выявления основных внешних мотивационных факторов у студентов четвертого курса лечебного факультета было проведено анонимное анкетирование (было протестировано 123 студента), в котором оценивались факторы внешней мотивации. В анкете были представлены следующие вопросы:

1.Какой вид поощрения для вас наиболее ценен?

2. Какой вид наказания для вас наиболее стимулирующий?

3.Какая форма контроля в наибольшей степени определяет необходимость регулярной подготовки к занятиям?

По результатам анкетирования установлено, что стимулирующим моментом для обучения у 38% студентов является возможность получить зачет "автоматом", а словесная похвала и

материальное поощрение (возможность получать повышенную стипендию) для обучающихся в равной степени ценны ( по 28%). Наиболее стимулирующим "наказанием" в 50% случаев является дополнительная реферативная работа, в 35% - публичное замечание и лишь в 15% -неудовлетворительная отметка. 67% студентов в качестве формы контроля, в наибольшей степени, определяющей необходимость регулярной подготовки к занятиям, указывают ежедневный опрос. То, что большой процесс студентов указал на необходимость постоянного контроля для их успешного обучения, свидетельствует об очень их низкой мотивации. Как нам изменить сложившуюся ситуацию?

Всем хорошо известны основные способы влияния на человека - это метод кнута и пряника. Метод кнута может быть положителен для достижения какого-то краткосрочного результата и пригоден для работы далеко не со всеми типами личности. Некоторые студенты в такой ситуации вступают в процесс активной конфронтации, что не приводит к хорошим результатам и часто ставит преподавателя и студента в тупик. Кроме того, страх и боязнь наказания не формируют в человеке внутреннюю заинтересованность, что необходимо для плодотворной работы между студентом и преподователем. Наиболее перспективным, как нам кажется, является сочетание внешней мотивации, когда привлекательна не сама деятельность, а скорее те блага, которые с ней связаны (высокие отметки, возможность получать повышенную стипендию и т.п.) и интересом к содержанию и процессу деятельности. Такой тандем, на наш взгляд, может принести максимальную пользу. На сегодняшний день, преподаватель имеет достаточно большой арсенал технологий и методик изложения материала для того, что бы заинтересовать обучающихся (это и ролевые игры, и моделирование ситуаций и т.п.). Нашими преподавателями многие были опробованы и наиболее значимый мотивирующий эффект получили в ходе проведения викторины. Здесь следует отметить, что при использовании этой технологии обучения студентам не требовалась внешняя мотивация в виде тотальных опросов (что мотивировало бы их возможными отрицательными оценками).

В процессе обучения мы попробывали смоделировать ситуацию, которая бы

заинтересовала студентов самим процессом. И среди четырех групп студентов четвертого курса лечебного факультета, обучающихся на кафедре

факультетской терапии лечебного факультета, проводилась викторина по вопросам изучаемых нозологий. В качестве приза команда, победившая в игре, получала зачет автоматически. Перед тем как обучающимся сообщили, что будет проведено соревнование, студентов тестировали на уровень полученных знаний и повторно тестировали перед конкурсом. На подготовку к игре было отведено 3 дня. Кроме того, все студенты 4 курса проходили аналогичное тестирование и в дальнейшем использовались как группа сравнения. При оценке результатов тестирования выявлено, что первоначальные тесты у выбранных групп по результатам достоверно не отличались от результатов группы сравнения по количеству набранных баллов (средний балл составил 72 у контрольных групп и 74 у группы сравнения по 100-бальной шкале, p>0.05). При повторном тестировании, после того как студенты подготовились к предстоящим соревнованиям, результаты тестов достоверно оказались лучше и средний балл составил 92 ф<0.05). Все преподаватели, группы которых участвовали в конкурсе, отметили значительное повышение заинтересованности у студентов в обучении. Здесь сработал принцип работы в команде. Даже самые слабые студенты старались не подвести своих коллег. Все обучающиеся были заинтересованы в получение высокого результата- победы. Большая часть студентов была ориентирована не столько на автоматическое получение зачета, сколько на победу как таковую, на признание их группы лучшей. Победа обеспечивает реализацию одну из основных потребностей человека - потребность в признании. Вопросы, которые они задавали в процессе подготовки, указывали на более высокий уровень знаний и владения информацией. Студенты использовали большое количество современной периодической литературы. Соревновательный момент оказал влияние не только на студентов, но и на преподавателей, повысив их заинтересованность. Процесс подготовки к викторине сблизил студентов и преподавателей, сделал процесс обучения более интересным и увлекательным.

Для достижения максимальной

заинтересованности обучающегося необходимо задействовать все составляющие педагогического процесса и его мотивационные грани должны быть выставлены на предельно высоком уровне.

К основным способам эффективного стимулирования следует отнести: применение, в некотором роде, силы, давления, использование

мягкого убеждения, управление видением, выстраивание ситуации, в которой нужные действия происходят закономерно и естественно [1, с.118]. Одновременно с внешней мотивацией должна быть внутренняя мотивация в виде заинтересованности самим процессом обучения. Педагог имеет в своем арсенале все эти возможности: неудовлетворительная отметка студента, требующая отработки занятия и выполнения дополнительной реферативной работы ( всё это используется как мера давления и мотивации «от противного), наконец, словесная похвала и обсуждение достижений успешных личностей (принцип кумира) в качестве позитивной мотивации. Использование в педагогическом процессе соревновательного

момента в виде проведения познавательных игр, значительно увеличивает заинтересованность как студентов, так и преподавателей, делает занятия более увлекательными, повышает качество обучения. Все это в свою очередь усиливает мотивацию к специальности и в дальнейшем позволит врачу успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Литература

1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотиваци студентов. СПб, : Логос, 2006. 184 с.

2. Гиппенрейте р Ю. Б.. Фаликман М. В. Психология мотивации и эмоций. СПб, : АСТ, Астрель, 2009. 704 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб, : Питер, 2011, 512 с.

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Минздрава России

MOTIVATION AS A DRIVING FORCE IN THE TEACHING FOURTH-YEAR STUDENTS F MEDICAL FACULTY MEDICAL UNIVERSITY

I.M. Sokolov, N.A. Zheleznyakova, E.Ya. Gafanovich, L.E. Konshina, E.V. Konobeeva

The paper describes the experience of learning motivators fourth-year students of medical faculty Medical University based on the survey results and opinions of students observing a change in their interest in the game simulation. It was revealed that the principle of competition has a significant stimulatory effect on the process of preparation and increases the digestibility of educational material

Key words: motivation, training , survey , quiz, competition principle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.