Оригинальные исследования
Изучение профессиональной мотивации у студентов медицинского университета
Л.В. Пузырева, Л.В. Лонская
Studying of professional motivation of students of the medical university
L.V. Puzyreva, L.V. Lonskaya
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Омск
Ключевые слова: профессиональная мотивация, высшее профессиональное обучение, медицинское образование, успеваемость студентов, студенты медицинского университета
Резюме
Изучение профессиональной мотивации у студентов медицинского университета
Л.В. Пузырева, Л.В. Лонская
Образование студентов медицинского ВУЗа является одним из важных этапов становления медицины и здравоохранения в целом. Считается, что наивысшая мотивация у будущих врачей наблюдается при обучении на старших курсах на клинических кафедрах, когда студент «приближен» к своей будущей профессии.
Проведено изучение профессиональной мотивации среди студентов медицинского университета старшего курса лечебного факультета в зависимости от успеваемости обучающихся с использованием методики Замфир К., модификация Реана А. «Изучение мотивации профессиональной деятельности».
Выявлены значимые отличия среди студентов к образовательному процессу, к будущим профессиональным планам. При проведении дисперсионного анализа выявлены смыслообразующие факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации у студентов медицинского университета.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, высшее профессиональное обучение, медицинское образование, успеваемость студентов, студенты медицинского университета.
Abstract
Studying of professional motivation of students of the medical university
L.V. Puzyreva, L.V. Lonskaya
Education of students of medical school is one of important stages of formation of medicine and health care in general. It is considered that the highest motivation at future doctors is observed when training at
Пузырёва Лариса Владимировна - ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, исполняющий обязанности заведующий кафедры инфекЦионных болезней, кандидат медиЦинских наук. Контактная информация: 644099, Омск, ул. Ленина 12, e-mail: puzirevalv@ mail.ru
Лонская Лариса Владимировна - ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО, кандидат педагогических наук. Контактная информация: 644099, Омск, ул. Ленина 12, e-mail: [email protected]
older years at clinical departments when the student «is brought closer» to the future profession. The study of professional motivation among students of the medical university of the senior course of the medical faculty was conducted depending on the students' academic performance using the Zamfir K. technique, and the modification of Rean A. "Studying the motivation of professional activity". Significant differences the circles of students to educational process, to future professional plans are revealed. When carrying out the dispersive analysis the major factors influencing formation of professional motivation at students of the medical university are revealed.
Keywords: professional motivation, the highest vocational education, medical education, progress of students, students of the medical university
Интерес к изучению мотивации у студентов медицинских ВУЗов отмечен во многих научных работах, что обусловлено высоким уровнем социальной значимости и сложностью овладения данной профессией [1].
Образование студентов медицинского ВУЗа является одним из важных этапов становления медицины и здравоохранения в целом. Считается, что наивысшая мотивация у будущих врачей наблюдается при обучении на старших курсах на клинических кафедрах, когда студент «приближен» к своей будущей профессии.
Мотивация профессиональной деятельности выступает тем системообразующим фактором, который побуждает к работе, влияет на её эффективность и удовлетворённость трудом. Общеизвестно разделение мотивационной деятельности на два вида, один из которых непосредственно связан с содержанием или процессом труда, а другой направлен на получение результатов работы [2].
В современном образовательном процессе на первом плане не просто обучение учащегося определенным навыкам, знаниям и умениям, а формирование личности и индивидуальности человека, которые и будут отражать результат образовательного процесса [3]. Воспитание личности заключается в развитии системы его потребностей и мотивов, что является показателем качества образования [4].
О большей ориентации мужчин на карьеру свидетельствуют исследования И.Л. Малиборской, в ходе которых также установлено, что «у женщин мотивация избегания неудач встречается чаще, чем у мужчин, которые нацелены больше на достижение успеха» [5]. В исследованиях А.А. Костюниной выявлено стремление и женщин, и мужчин к свободе и независимости при низкой ориентации последних на власть, труд, деньги, а также установлено среди мужской выборки «увеличение доли испытуемых с высоким уровнем внешней отрицательной мотивации. У большинства респондентов женского пола выражен максимально высокий уровень внутренней мотивации» [6]. Некоторые ученые выявили отличия профессиональной мотивации от возрастного критерия и установлено, что до 30 лет преобладают внутренние мотивы над внешними [7]. Также имеются данные как об отрицательном влиянии успеваемости студентов на формирование внутрен-
ней мотивации профессиональной деятельности [8], так и о положительном [9], в том числе у студентов медицинского ВУЗа [10].
Противоречия в работах, выявляющих особенности профессиональной мотивации, требуют проведения новых исследований в этом направлении, отдельным аспектом которого является выявление специфики внутренней и внешней профессиональной мотивации у будущих врачей в зависимости от успеваемости обучающихся.
Цель исследования
— выявление особенностей внутренней и внешней профессиональной мотивации учащихся 5 курса лечебного факультета медицинского университета в зависимости от успеваемости обучающихся.
Общая характеристика исследования
Изучение мотивации проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омского государственного медицинского университета». Объект исследования - студенты 5 курса лечебного факультета в количестве 121 человека.
1-й этап исследования
- социологическое анкетирование студентов (разработанное автором) по изучению отношения к обучению в университете и будущей профессии по успеваемости респондентов. Изучение мотивации профессиональной деятельности студентов невозможно без выявления их внутренних мотивов, потребностей и жизненных ценностей, лежащих в основе трудового поведения. С этой целью была разработана анкета, в которой мы попросили исследуемые группы будущих врачей определить приоритеты их жизненных ценностей, поскольку именно они играют большую роль в формировании трудового поведения. В анкете было 40 вопросов, с утвердительным и отрицательным вариантом ответов. Все исследуемые (п=121) были разделены в зависимости от среднего балла диплома студентов (все студенты знали свой средний балл диплома на момент проведения анкетирования) 1-я группа балл до 4,0 (п=43), 2-группа балл от 4,0 и более (п=78).
Табл. 1
Результаты анкетирования студентов-медиков, в группах исследования по показателю среднего балла диплома, абс (%).
Вопрос Абс (n=43) % Абс (n=78) % t р
Уверены, что профессия может обеспечить семью врача 18 41,9 ± 7,52 55 70,5 ± 5,16 2,38 0,01
Пугают изменения в последипломном образовании 13 30,2 ± 7,00 62 79,5 ± 4,57 2,39 0,01
Уверены, что лекции можно отменить 41 95,3 ± 3,21 16 20,5 ± 4,57 3,14 0,001
Хотели бы чаще ходить на операции, роды и т.д. 18 41,9 ± 7,52 71 91,0 ± 3,24 3,18 0,001
Отмечают хорошие отношения с преподавателями 21 48,8 ± 7,62 78 100,0 ± 0,0 2,74 0,007
Планируют работать в городской местности 22 51,2 ± 7,62 71 91,0 ± 3,24 3,07 0,004
Планируют работать на кафедре 3 7,0 ± 3,88 39 30,0 ± 5,66 3,02 0,01
Планируют защиту кандидатской диссертации 4 9,3 ± 4,43 32 41,0 ± 5,57 2,29 0,01
Хотелось бы видеть собственных детей врачами 8 18,6 ± 5,93 63 80,8 ± 4,46 5,55 0
Табл. 2
Результаты анкетирования «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)» студентов-медиков, в группах исследования по показателю среднего балла диплома, абс (%).
Мотивационные комплексы Абс (n=43) % Абс (n=78) % t р
ВМ>ВПМ>ВОМ 10 23,3 ± 6,44 56 71,8 ± 5,1 5,75 0
ВМ=ВПМ>ВОМ 0 0,0 ± 0,00 12 17,9 ± 4,68 2,2 0,02
ВОМ>ВПМ>ВМ 6 11,1 ± 4,28 8 11,9 ± 3,96 0,6 0,54
ВОМ=ВПМ=ВМ 16 29,6 ± 6,21 0 0,0 ± 0,00 8,96 0
ВМ=ВПМ<ВОМ 5 9,3 ± 3,94 2 3,0 ± 2,08 2,06 0,04
ВПМ>ВОМ>ВМ 6 11,1 ± 4,28 0 0,0 ± 0,0 3,52 0
2-й этап исследования
- «Изучение мотивации профессиональной деятельности» по методике Замфир К., модификация Реана А. Оценивалась внутренняя и внешняя мотивация. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Признаки внешней профессиональной мотивации указывают на стремление к удовлетворению иных внешних потребностей по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), которые делятся на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы [11].
Студентам предлагался бланк с указанием семи мотивов (пунктов) профессиональной деятельности и варианты выбора. Затем, подсчитывались показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2; ВПМ = (оценка п.1 + оценка п. 2 + оценка п. 5)/3; ВОМ = (оценка п. 3 + оценка п. 4)/2. Показателем выраженности каждого типа мотивации считалось число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе, возможно и дробное). На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ [12].
3-й этап исследования
- статистическая обработка полученных результатов.
Выполненная работа не ущемляла прав, не подвергала опасности респондентов.
Статистическая обработка материала проведена с помощью методов вариационной статистики с использованием пакета прикладных программ Statistica 6. Описательная статистика результатов исследования представлена в виде процентных долей и их стандартных ошибок, которые рассчитывались по формуле: квадратный корень из (P*(100-
1,0
0,8
0,6
0,4
0,2
0,0
-0,2
-0,4
-0,6
-0,8
-1 ,0
Cluster 1 Cluster 2
2 4 6 8 10 12 14 16 18
Рис.1. - Результатоценки изучаемыхпризнаков устудентов медицинского университетаспомощью кластерногоанализа
P))/n где Р - процентная доля, n - число наблюдений в группе. Количественные данные представлены в виде М±а, где М - среднее арифметическое, а -стандартное отклонение. Для сравнения показателей в группах использовался критерий Стьюдента (t). Критическое значение t=2,11 (р=0,05).
В целях классификации групп по ряду анкетируемых показателей был проведен кластерный анализ в модуле пакета программ Statistica 6.0. В качестве метода группировки выбран К-усреднений (К-meansclustering), данные были предварительно стандартизованы (опция Стандартизация в меню Данные). Отбор переменных для классификации осуществлялся на основании итогов предыдущих этапов статистического анализа и в результате статистического эксперимента. Для оценки силы и достоверности влияния факторов был использован дисперсионный метод. Сравнивая компоненты дисперсии друг с другом, посредством F - критерия Фишера (Fisher), можно определить, какая доля общей вариативности результативного признака обусловлена действием регулируемых факторов [13, 14, 15].
Статистическая значимость результатов выражалась в виде р = 0,000, результаты считались значимыми при р < 0,05.
Результаты и обсуждение
Студенты с хорошей успеваемостью (средний балл от 4,0 и более) уверены, что заработок врача сможет обеспечить проживание семьи из 3 человек (супруги и один ребенок, при условии, что другой супруг тоже будет работать).
Больше всего пугают изменения в последипломном образовании студентов с хорошей успеваемостью, т.к. это может помешать реализации их планов на будущую профессиональную деятельность
(р=0,01) (табл. 1).
Считают, что лекции можно отменить 95,3 ± 3,21% студентов со средним баллом ниже 4,0 (р=0,001), однако в группе сравнения считают наоборот, и кроме того предлагают уделять внимание больше практическим занятиям, навыкам и т.д. (р=0,001).
Хорошие отношения с преподавателями отмечают студенты с хорошей успеваемостью (р=0,007), о чем не могут сказать в группе сравнения. Студенты с высоким средним баллом планируют работать в городской местности, многие хотят работать на кафедре и защитить кандидатскую диссертацию.
Хотели бы создать династию врачей (а некоторые и продолжить традицию поколений) (80,8 ± 4,46%) студенты, имеющие хорошую успеваемость в медицинском университете.
При анализе данных в зависимости от успеваемости студентов медицинского университета было выявлено, что наиболее благоприятное сочетание мотивационных комплексов в виде ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ встречалось гораздо чаще у лиц с высоким средним баллом диплома (р<0,01). А неблагоприятное сочетание в виде ВОМ=ВПМ=ВМ регистрировалось у студентов с низкой успеваемостью ^=8,96; р=0,00) (табл. 2).
При проведении кластерного анализа были получены следующие данные. Графическое изображение представлено на рисунке 1.
Все результаты опроса исследованных студентов были разделены на 2 класса.
В первый класс вошли 64 результата опросов, среди которых мужчин было 57,8% (37 человек), женщин - 42,2% (27 человек) (р<0,005), со средним уровнем балла диплома до 4,0 у 23,45 (15 человек) и от 4,0 и более у 76,6% (49 человек) (р<0,005). Эти студенты предпочитают работать в бюджетной сфере медицины - 75,0% (48) (р<0,01), при этом большинство из них пугают и настораживают изменения в
последипломном образовании (82,8%) (53 человека) (р=0,3). Большее количество студентов 84,4% (54 человека) устраивает количество теоретических знаний (р<0,001), но при этом 95,3% (61) желают больше получать знаний на практических занятиях (р<0,001). Качеством преподавания довольны 95,3% (61 человек) (р<0,001) и отмечали хорошие отношения с педагогами 96,9% (62) студентов (р=0,13). Выбор своей будущей специальности преимущественно осуществляется обдуманно по желанию и зову души у 51,6% (33) студентов (р=0,04). Проживание в городской местности отмечали 81,3% (52) (р=0,2), стремление работать в столице и крупных городах - 56,3% (р<0,001). Карьерный рост в виде главного врача медицинского учреждения видят 62,5% (40) (р<0,001), заведующим отделения
- 71,9% (46) (р<0,001). В будущем планируют заниматься научным трудом 64,1% (41) (р<0,001), работать на кафедре - 57,8% (37) (р<0,001), а написание кандидатской диссертации - 81,3% (52) опрошенных студентов (р<0,001). Отрицают преподавание лекций только 28,1% (18) будущих врачей (р=0,02). В данном классе благоприятная мотивация профессиональной деятельности была выявлена у 92,2% (59), неблагоприятная - у 3,1% (2), промежуточные формы - у 4,7% (3) (р<0,001).
Во второй класс вошли 57 ответов респондентов, среди которых мужчин было 17 (29,8%), женщин 40 (70,2%), с баллом успеваемости до 4,0 - 38 (66,7%) и более 4,0 - 29 студентов (50,9%). Работать в бюджетной сфере будут 52 (91,2%) студента, изменения в ПДО - настораживают 49 (86,0%) опрошенных. Считают, что мало практики 42 (73,7%) студента, при этом вполне довольны теоретическими знаниями 55 (96,5%). Все студенты в этом классе отмечают хорошие отношения с бывшими преподавателями и готовы качеством их работы 46 (80,7%). Выбор профессии преимущественно будет происходить исходя из материальных возможностей студента (36 - 63,2%). Большинство будущих врачей хотят работать в городе, при этом не желают работать в Москве и Санкт-Петербурге (54-94,7%). Быть заведующими отделений планируют только 11 (19,3%), главным врачом - 16 (28,1%). Работать на кафедре мечтают 16 (28,1%), заниматься научным исследованием - 15 (26,3%), а написанием кандидатской диссертации - только 22 (38,6%) студента. Согласны отменить преподавание лекций 23 (40,4%) студента медицинского университета. В данном классе благоприятная профессиональная мотивация отмечена у 16 (28,1%), неблагоприятная
- у 31 (54,4%), промежуточные комплексы мотивации у - 10 (17,5%) будущих врачей.
Таким образом, студенты Омского государственного медицинского университета, обладающие благоприятной профессиональной мотивацией являются: преимущественно лицами мужского пола с успеваемостью от 4 баллов и выше, не желающие что-то менять в теоретическом образовательном курсе, предпочитают работать в бюджетной сфере с
дальнейшим карьерным ростом как минимум до заведующего отделением, как максимум до главного врача. Указанная группа студентов желает работать в городе, и не упустит возможность продолжение трудовой деятельности в крупных городах России, таких как Москва и Санкт-Петербург и на кафедрах университета.
Для оценки силы и достоверности влияния факторов на мотивацию был использован дисперсионный метод. Посредством F - критерия Фишера (Fisher), можно определить, какая доля общей вариативности результативного признака обусловлена действием регулируемых факторов.
При ранжировании показателя однофакторного дисперсионного анализа (F) были получены следующие данные.
Наибольшее влияние на профессиональную мотивацию студентов ОмГМУ оказывают взаимоотношения с педагогами (F=29,28881; р=0,000001), затем преподавание теоретических основ (F=26,00915; р=0,000001), не покидают студентов мысли карьерного роста (F=25,34722; р=0,000002), далее качество преподавания практических занятий (F=21,89579; р=0,000019), и качество преподавания дисциплин (f=19,04109; р=0,000022). Гораздо меньше влияют на повышение мотивации научные исследования (F=17,76095; р=0,001522), пол студента (F=10,53364; р=0,001832), его успеваемость (F=8,00167; р=0,005486), и материальная составляющая (заработная плата) (F=4,22882; р=0,041930).
Таким образом, хорошо успевающий студент медицинского университета имеет высокую внутреннюю мотивацию, что необходимо для профессионального роста. В целом на формирование мотиваций у студентов-медиков оказывают влияние учебный процесс и личные интересы, в меньшей степени - научно-исследовательская работа. Изучение этих факторов необходимо учитывать в обучении студентов медицинского университета.
Литература
1. Башмаков ОА., Петросов С.Н., Гурдус В.О., Соловьев В.В. Профессиональная деятельность современного врача: ее особенности и мотивация // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии.
— 2014. — № 2. — С. 90-94.
2. Долганов Д.Н., Законнова Л.И., Седовских М.Е. Мотивационная готовность и отношение студентов технического ВУЗа к осуществлению научно-иссследовательской деятельности // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2015. — № 3(109). — С. 172-181.
3. Черных А.В., Косянчук Н.М. Динамика учебно-профессиональной мотивации студентов-медиков // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2015. — № 3 (5). — С. 123-125.
4. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 2. — С. 42-45.
5. Малиборская И.Л. Тендерные особенности мотивации персонала на разных этапах трудовой деятельности // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2012. — № 10-2. — С. 178-190.
6. Костюнина АА. Тендерные аспекты профессиональной и трудовой мотивации личности // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». — 2010. — № 2(7). [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://grani.vspu.ru (дата обращения: 08.07.2018).
7. Прохорова М.В., Прохоров В.М. Возрастная динамика внутренней
и внешней мотивации трудовой деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2015. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vozrastnaya-dinamika-vnutrenney-i-vneshney-motivatsä-trudovoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.07.2018).
8. Ковалевская А. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S1. - С. 126-130. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75026.htm.
9. Соловьев В.Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов // Фундаментальные исследования. - 2004. - № 5. - С. 81-83.
10. Луцкова Л.Н., Русина Н.А. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 12.07.2018).
11. Замфир К. Удовлетворённость трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат, 1983. - 143 с.
12. Бейлина А.Ф. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-4. - С. 68-77.
13. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброеа. — М.: Медиасфра, 2006. — 3l2 с.
14. Гудинова Ж.В. Дружелюбная статистика: анализ и прогнозирование здоровья в популяционных исследованиях: Обучающие технологии, пошаговые инструкции — Омск, 2007. — 1 электр. опт. диск (CD-ROM).
15. Пузырева Л.В. Гигиенические аспекты профилактики туберкулеза в очагах туберкулезной инфекции. Дисс, к.м.н, Омск, 2012. — С.45-47.