СОВРЕМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 61:378.180.6:159.9
Код специальности ВАК: 19.00.07; 19.00.13
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Т.В. Малютина,
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»
Дата поступления 22.05.2017
Малютина Татьяна Владимировна - е-таН: [email protected]
В статье рассматривается возможность психолого-педагогического сопровождения становления профессиональной идентичности студентов медицинского вуза на этапе обучения. Продемонстрирована модель психолого-педагогического сопровождения, которая представлена в виде практико-ориентированной программы, цель которой - становление профессиональной идентичности через представление себя как профессионала, развитие профессиональных потребностей, эмоционально-оценочного отношения к профессиональным убеждениям и знаниям, развитие чувства удовлетворенности выбранной профессией и выработку соответствующего профессионального поведения.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессионализация, психолого-педагогическое сопровождение, обучение в вузе.
The article examines an opportunity of psychologically-pedagogical maintenance of medical high school students' professional identity during their education. A model of psychologically-pedagogical maintenance is demonstrated which is introduced in the form of practically-oriented programme, the aim of which is professional identity becoming through imagination of oneself as a professional, development of professional requirements, emotionally-estimated attitude towards professional opinions and knowledge, the development of the feeling of a chosen career contentment and the production of appropriate professional behaviour.
Key words: professional identity, professionalism, psychologically-pedagogical
maintenance, education in a high school.
В настоящее время профессиональная идентичность рас-с матривается во многих психологических исследованиях как отдельный специфический вид идентичности, который включен в общую картину профессионального становления личности. Теоретический анализ работ отечественных ученых, посвященных исследованию феномена профессиональной идентичности, определяет принцип структурности и системности развития психических процессов, взаимосвязанность уровней становления идентичности. Это происходит по той причине, что в отечественной психологии уже сформировались определенные методологические концепции, такие как системогенез в профессиональной деятельности [1], профессиональное становление личности [2], становление личности в трудовой деятельности [3] и др. К содержанию и уровню профессиональной подготовки будущих врачей предъявляются особые требования. Они обусловлены спецификой врачебной деятельности, уровнем сформированности отношений и принятия норм и ценностей профессионального сообщества.
Основная цель нашей работы - дать теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения и аргументировать возможность разработки и внедрения прак-тико-ориентированной программы становления профессиональной идентичности студентов на этапе обучения в вузе.
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни и развития личности. Этот период связан с началом «экономической активности» личности, под которой понимают самостоятельное включение в производственную и трудовую деятельность, самостоятельное проживание и создание собственной семьи. Время обучения в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, отличительная черта которого - становление личностных черт. Анализ периода представлен в работах Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского [4, 5].
Многие исследователи отмечают, что оценка профессионального развития неразрывно связана с психофизиологическими, психическими и поведенческими особенностями личности. Отсюда следует предположение, что такая стадия, как
Современное
медицинское образование
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
профессиональное обучение, не может игнорировать особенности личности и различные проявления индивидуальности студентов.
Мы можем отметить, что на сегодняшний день большинство вузов при подготовке специалистов уделяют пристальное внимание развитию мыслительной и профессиональной направленности личности студента. Работа, которая направлена на решение возникающих проблем и деструкций, на саморазвитие через профессиональное становление, остается без внимания. В связи с создавшимся положением возникает потребность в психолого-педагогическом сопровождении становления профессиональной идентичности студентов на этапе обучения в вузе.
Само понятие «психолого-педагогическое сопровождение» сравнительно недавно стало активно употребляться в профессиональной среде педагогов, психологов. Сама же идея психолого-педагогического сопровождения личности на разных этапах обучения изучается и обсуждается достаточно давно. В основе процесса сопровождения заложена идея разработки программ для поддержки учащихся средней школы. Активно и последовательно разрабатывался педагогами процесс сопровождения, основанием для которого стало деление целостного процесса образования на два направления: обучение и сопровождение.
Концепция психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе адаптации к вузу представлена Э.Ф. Зеером в монографии «Психология профессий». Автор в своих высказываниях о концепции современного профессионального образования исходит из новой, личностно-ориенти-рованной парадигмы высшего образования. Им была актуализирована необходимость включения в обязательную программу любого вуза дисциплины «Психология профессий» [6].
Е.Ю. Пряжниковой и Н.С. Пряжниковым разработаны методологические основы психолого-образовательного сопровождения выбора профессии. Авторами достаточно глубоко рассматривается проблема профориентационной работы как психолого-педагогической поддержки, где основополагающей целью профессионального самоопределения личности называется формирование внутренней готовности к адаптации, к постоянным изменениям социально-профессиональной среды [7].
Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональной идентичности студентов в медицинском вузе представляет собой практико-ориентированную программу и рассматривается как создание условий для психологической готовности выпускника к профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение способствует становлению представления себя как профессионала, развитию профессиональных потребностей, эмоционально-оценочного отношения к профессиональным убеждениям и знаниям, удовлетворенность выбранной профессией и выработке соответствующего профессионального поведения.
Основным условием для разработки программы психолого-педагогического сопровождения являлся анализ профессиональной деятельности врача с учетом особенностей и специфики профессии, специфики этапа профессионального обучения (частичная, опосредованная включенность в профессию, отсутствие опыта самостоятельной профессиональной деятельности). Можно отметить, что на этапе профессионального обучения существует возможность сформировать основные базовые идентификационные характеристики.
Процесс психолого-педагогического сопровождения мы представляем как целостную систему, состоящую из следующих этапов.
Первый этап - адаптационный. Задача его заключается в создании условий, которые будут способствовать вхождению студентов в образовательный процесс вуза, облегчение процесса адаптации. В этот этап включены студенты первого и второго года обучения.
Второй этап - идентификационный - процесс сопровождения студентов третьего и четвертого курсов. На этом этапе происходит развитие и углубление профессиональных знаний студентов.
Третий этап - консультационный - предполагает психолого-педагогическое сопровождение студентов пятого и шестого курсов. В процессе этого этапа проводятся мероприятия, направленные на решение вопросов, связанных с прохождением клинической практики, выбором специализации, адаптацией на рабочем месте. Психолого-педагогическое сопровождение в виде практико-ориентированной программы рассматривается нами как создание условий для психологической готовности выпускника к профессиональной деятельности. Такое сопровождение, на наш взгляд, способствует становлению представления себя как профессионала, развитию профессиональных потребностей, эмоционально-оценочного отношения к профессиональным убеждениям и знаниям, удовлетворенности выбранной профессией и выработке соответствующего профессионального поведения. Нами разработана и апробирована практикоориентированная программа становления профессиональной идентичности на этапе обучения в вузе.
Цель программы: создание оптимальных условий для становления профессиональной идентичности на разных этапах обучения в вузе. Основные задачи программы:
1. Расширение понятийного аппарата студентов: «идентичность», «профессиональная идентичность», «осознанность», «профессиональное становление», «личностные качества», «профессиональное поведение».
2. Развитие способности студентов оценивать свои личностные особенности и качества, дифференцировать свои возможности, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, умение оценивать свои личностные характеристики и соотносить с требованиями выбранной профессии, давать характеристику своему поведению и внутренним переживаниям.
3. Активизация интереса к выбранной профессиональной деятельности и ее значимости.
4. Создание условий «включения» в профессиональную деятельность, моделирование своего поведения с учетом оценки своего потенциала, сложности профессиональной деятельности, особенности сферы профессии.
5. Исследование личностных особенностей и склонности к избранной профессиональной деятельности.
Программа сопровождения включает в себя следующие направления работы: методическое, диагностическое, развивающее, консультационное. Основной целью методического направления являются разработка и реализация программы сопровождения, улучшение качества организации процесса психолого-педагогического сопровождения; разработка критериев оценки и показателей эффективности психолого-педагогического сопровождения
Современное медицинское образование
становления профессиональной идентичности студентов медицинского вуза.
Диагностическое направление предполагает подборку пакета диагностических методик и проведение исследования для определения компонентов становления профессиональной идентичности студентов на разных этапах обучения, уровня их сформированности; мониторинг динамики становления профессиональной идентичности на каждом этапе обучения. При определении критериев сформированности профессиональной идентичности мы опирались на концепцию становления профессионала Л.Б. Шнайдер [8]. Содержательными характеристиками становления профессиональной идентичности студента являются когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты. Когнитивный компонент обеспечивает представление себя как профессионала на разных этапах обучения, обозначение содержания образовательных потребностей обучения, значимость жизненной сферы. Эмоционально-оценочный компонент предполагает удовлетворенность (привлекательность) выбранной профессией (деятельностью), эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям самого себя как «деятеля», степень эмоциональной напряженности. Поведенческий компонент обозначает параметры деятельности субъекта в ситуации выбора, соответствующую реакцию, выражающуюся в поведении.
В диагностический комплекс для экспериментального изучения становления профессиональной идентичности студентов на этапе обучения в вузе были включены следующие методики: модифицированный вариант психосемантической методики множественной идентификации В.Ф. Петренко; тест самоактуализации (САТ) в адаптации Л.Я. Гозмана; морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной; методика изучения факторов привлекательности В.А. Ядова; опросник В.К. Гербачевско-го; методика определения эмоциональной напряженности; методика определения индекса жизненного стиля (ИЖС): психологические защиты; индикатор копинг-стратегий.
Развивающее направление предполагает реализацию мероприятий, способствующих эффективности становления профессиональной идентичности: проведение дополнительных курсов, тренингов, программ, направленных на становление профессиональной идентичности.
Консультационное направление - проведение консультаций по результатам диагностики; анализ и решение психологических проблем, связанных с профессиональным обучением, оказание психологической и практической помощи в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Для реализации поставленных задач и определения возможности влияния на становление профессиональной идентичности у студентов на этапе обучения в вузе была апробирована практико-ориентированная программа у студентов 2-го и 4-го курсов в объеме 72 часа. В разработанной нами программе использовались различные методы и формы проведения занятий: индивидуальные, групповые, смешанные. Индивидуальная работа проводилась по запросу участников программы. В групповой работе, при необходимости, использовались как индивидуальные задания, так и упражнения для отдельных групп. Программа состоит из двух блоков - теоретического и практическо-
го. В теоретическом блоке программы нами применялись такие методы, как беседа, дискуссия, круглый стол, фокус-группа. В практическом блоке программы - моделирование проблемных ситуаций, игровые методы, тренинговые задания и упражнения и т. д. Для каждого практического занятия подбор методик и упражнений проводился по принципу взаимодополняемости и непротиворечивости.
В ходе проведения занятий были созданы определенные условия для осознания студентами того, что идентификация себя как представителя профессионального сообщества зависит не только от условий, которые созданы вузом для обучения. Еще один немаловажный фактор, влияющий на становление профессиональной идентичности, - личная готовность принять и соотнести со своими качествами и способностями те требования, которые характерны для выбранной специальности, развития профессионального поведения еще на этапе обучения в вузе, для более успешной адаптации в дальнейшем. После посещения занятий по программе у студентов как 2-го, так и 4-го курсов значимо изменились показатели по всем критериям компонентов профессиональной идентичности. Таким образом, мы можем утверждать, что организация психолого-педагогического сопровождения в вузе способствует становлению профессиональной идентичности студентов на этапе обучения.
Резюмируя вышеизложенное, мы можем констатировать, что реализация предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения позволяет создать наиболее оптимальные условия для максимального профессионального развития личности студентов. Описанные в программе направления и методы работы являются основными для внедрения программы в учебно-воспитательный процесс вуза, но содержание может обновляться и дополняться с учетом индивидуальных особенностей студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. М. 1982.
Shadrikov V.D. Problemy sistemogineza v professional'noj dejatel'nosti. M. 1982.
2. Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. 2002.
Povarenkov Ju.P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanov-lenija cheloveka. M. 2002.
3. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5-14.
Klimov E.A. Chelovek kak sub'ekt truda i problemy psihologii. Voprosy psi-hologii. 1984. № 4. S. 5-14.
4. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 256 с.
Kon I.S. Otkrytie Ja. M.: Politizdat, 1978.256s.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
Kon I.S. Psihologija rannej junosti: Kniga dlja uchitelej. M.: Prosveshhenie, 1989. 255 s.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2006. 336 с.
Zeer Je.F. Psihologija professij. M.: Akademicheskijproekt, 2006.336s.
7. Пряжников Н.С., Пряжникова Н.С. Профориентация. М.: Академия, 2010. 496 с.
PrjazhnikovN.S, Prjazhnikova N.S. Proforientacija. M.: Akademiya, 2010.496 s.
8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дисс. ... д. п. н. Москва, 2001. 348 с.
Shnejder L.B. Professional'naja identichnost': struktura, genezis i uslovija sta-novlenija: avtoref. diss. ... d. p. n. Moskva, 2001. 348 s.
ш