Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов'

Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1617
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / STUDENTS' PROFESSIONALIZATION / STUDENT'S PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна

В статье раскрываются смысл и задачи психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности студента. Представлены направления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения МГПУ на каждом этапе профессионального становления студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of students' professionalization

The article reveals the meaning and the tasks of psychological and pedagogical support of the process of students' professionalization. There are presented the main lines of the Service of students' psychological and pedagogical support activities on every stage of student's professional formation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов»

мическая мобильность стала рутинным компонентом университетской жизни, необходимо коренное изменение отношения киностранному языку, введение обязательной иноязычной сертификации всех преподавателей вузов в рамках регулярного повышения квалификации, организация постоянно действующих курсов иностранных языков, создание автономных лингвистических центров при университетах. Требуется реорганизация процесса преподавания иностранных языков на всех уровнях образовательного процесса с ориентацией на требования Европейских референтных рамок по иностранным языкам и сдача соответствующих экзаменов по окончании обучения.

Сегодня для нас реальной и пока что недостаточно востребованной остается внутренняя мобильность - обмен обучаю-

щимися и преподавателями между российскими вузами, которая в силу объективно существующей разницы в возможностях и кадрах носит характер интеллектуального донорства. Нужно подчеркнуть, что и такая форма мобильности является важной, поскольку она содействует внедрению в наше сознание основного принципа ЕПВО, т.е. пониманию неисчерпаемых возможностей этой системы для того, кто на деле заинтересован в собственном профессиональном будущем и будущем системы образования своей страны.

Литература

1. Будапештско-Венская декларация о Европейском пространстве высшего образования // Высшее образование в России.

2010. № 5. С. 59-61.

RADCHENKO O. ACADEMIC MOBILITY IN RUSSIAN CONDITIONS The article presents the experience of Moscow Humanitarian Pedagogical Institute in organization of academic mobility. By the example of realization of exchange program together with the Bayreuth University there are analyzed difficulties and problems.

Key words: academic mobility, exchange programs, Dual Degree programs, Maunimo project.

Е. С. РОМАНОВА, профессор, доктор психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений

Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов

В статье раскрываются смысл и задачи психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности студента. Представлены направления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения МГПУ на каждом этапе профессионального становления студента.

Ключевые слова: профессиональное становление студента, психолого-педагогичес-кое сопровождение, развитие профессиональной компетентности.

В Государственной программе г. Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)» поставлена задача усиления вклада системы высшего и непрерывного профессионального образо-

вания в экономическое, социальное и культурное развитие города. В плане работ по реализации мероприятий программы намечены пути создания системы управления качеством высшего профессионального образования, обеспечивающей ориентацию

программ высшего профессионального образования на перспективы экономики города, на удовлетворение ожиданий потребителей образовательных услуг и высокий уровень подготовки. В свете этого приоритетной становится задача разработки содержания психолого-педагогического сопровождения для всех ступеней высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода, включенного в общую систему интегративного содержания образования.

Под компетентностью в современной научной литературе понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки и представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность интегрирует знания, умения, навыки и качества личности в определённую систему и определяет эффективность и успешность профессиональной деятельности.

Для формирования профессионала важно не только создание благоприятных внутренних и внешних условий его деятельности, но и воспитание его как личности. В этом плане профессионализация - это процесс профессионального развития, одновременно представляющий собой и процесс развития личности. Профессиональную компетентность можно рассматривать поэтому как выражение специфической связи субъективной, объективной и интерсубъективной реальностей в профессиональной сфере. Соответственно, структура профессиональной компетентности предстает как единство трёх ее взаимосвязанных компонентов - субъектного, объектного и интерсубъектного, определяющих результативность и успешность деятельности.

П сихологическое сопровождение субъекта в процессе обретения им профес-

сиональной компетентности - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание ей возможных путей, при необходимости -помощь и поддержка. Таким образом, психологическое сопровождение студента в вузе - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

К основным концептуальным положениям психологического сопровождения профессионального становления личности относятся следующие:

■ наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;

■ поддержка полноценного профессионального роста личности со стороны общества;

■ признание права личности на самостоятельный выбор способов выполнения своих социально-профессиональных функций;

■ принятие личностью на себя всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала;

■ гармонизация психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

Целью психолого-педагогического сопровождения является:

• создание благоприятных социальнопсихологических и психолого-педагогичес-ких условий для обучения в вузе в условиях реализации компетентностного подхода;

• формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья студентов;

• помощь в раскрытии личностного потенциала, саморазвитии, самореализации студентов;

• оказание им психологической помощи в затруднительных личных ситуациях.

Компетентностный подход к высшему

профессиональному образованию предполагает реализацию ряда функций психоло-го-педагогического сопровождения посредством:

■ развивающей диагностики, на основе которой разрабатываются индивидуальные рекомендации для студента, определяются условия его успешного обучения;

■ тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития;

■ мониторинга социально-профессионального развития;

■ психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;

■ проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни;

■ личностно-ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной компетентности;

■ тренингов адаптации, самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Одна из главных задач психолого-педа-гогического сопровождения профессионального становления личности - не только оказывать ей своевременную помощь и поддержку, но и помочь ей овладеть эффективными способами преодоления всевозможных проблем. Общий смысл психолого-пе-дагогического сопровождения высшего профессионального образования в контексте компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить будущего профессионала решать свои проблемы самостоятельно.

Как многомерный процесс, психологопедагогическое сопровождение должно стать совместной работой многих специалистов, целью которых является социальная адаптация личности в самом широком смысле. При этом очевидно, что проблему формирования таких глубинных компетенций, как мотивы, установки, ценности, Я-концепция, можно решить не столько в ходе учебного процесса, который оказывает воздействие в основном на поверхностные компетенции (такие, как зна-

ния и навыки), сколько с помощью определенным образом выстроенного психологопедагогического механизма влияния на студентов на всех ступенях их обучения в вузе. Для успеха профессионального становления необходимо развивать у студентов умение видеть проблему, формулировать ее суть, преобразовывать ее в цель собственной деятельности, разрабатывать план, находить способы его осуществления, изыскивать необходимые для этого ресурсы (информацию, время, людей и прочее). Важнейшей компетенцией является способность анализировать допущенные ошибки, давать рефлексивную оценку своей деятельности.

Деятельность службы психолого-педа-гогического сопровождения в вузе направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности и ее адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям. При этом важным принципом оказывается превентивность: необходимо обеспечить переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к их профилактике.

Итак, главной целью системы психоло-го-педагогического сопровождения студентов является максимальное содействие их

личностному и профессиональному развитию. Опыт создания такой системы показывает, что эта цель может быть реализована лишь тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к личности студента. Начальная цель - определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель - формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности и профессиональному саморазвитию, формирование компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Исходя из поставленной цели, психо-лого-педагогическое сопровождение высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода осуществляется по следующим направлениям:

♦ адаптационное, главной задачей которого является адаптация студентов к условиям обучения в вузе, повышение устойчивости к стрессам и интеллектуальным нагрузкам. Среди средств и методов - «Тренинг первокурсника», тренинг «Успешный студент», организация совместной (научной, творческой, спортивной, общественной и т.д.) работы студентов первых и старших курсов, «Школа куратора» и т.п.;

♦ профориентационное, задачами которого являются тестирование и консультирование по вопросам профессионального становления и путей профессионального развития, формирование готовности выпускников к выполнению будущей профессиональной деятельности;

♦ диагностическое анкетирование и тестирование с целью определения социально-психологического и психолого-педа-гогического климата в вузе, основных потребностей и запросов студентов;

♦ развивающее; среди средств и методов: «Тренинг общения», «Тренинг саморегуляции», «Тренинг уверенности в себе», «Тренинг разрешения конфликтов» и т.п.;

♦ консультационное: работа с абитуриентами, студентами и преподавателями.

Психологическая поддержка студента в современных условиях организации образовательного процесса осуществляется не только в форме психологической помощи по его индивидуальным запросам, но и путем создания системы мероприятий, сопровождающих субъекта от момента выбора учебного заведения до окончания вуза и трудоустройства. Подготовку профессионалов в высшем учебном заведении можно рассматривать как единый процесс социализации, профессионализации и специализации учащегося в конкретных социальноэкономических условиях. Опыт работы Психологической службы поддержки студентов Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ показывает: чтобы построить оптимальную стратегию психологической поддержки, необходимо начинать с самого начала - с момента прихода молодого человека в вуз, с момента выбора им профессии. Нами выделяются несколько этапов психологического сопровождения и психологической помощи в процессе обучения в соответствии с этапами профессионального развития студента.

Первый этап - анализ контингента абитуриентов и первокурсников; выявление их профессиональных намерений и готовности к обучению.

Второй этап - адаптация к условиям обучения в вузе.

Третий этап - организация самопознания и самодиагностики студентов в процессе обучения; исследование их индивидуально-личностных особенностей.

Четвертый этап - мониторинг образовательных потребностей учащихся в процессе обучения.

Пятый этап - психологическая под-

держка при профессиональных пробах.

Шестой этап - подготовка выпускников к трудоустройству.

Комплексный подход к проблемам повышения профессиональной компетентности студентов основан на их вовлечении в инновационную деятельность, что предусматривает сотрудничество с различными образовательными учреждениями. Одной из форм развития профессиональной компетентности является организация проектной деятельности, предполагающей развитие социальной активности студентов и их личной инициативы, умения работать в команде и применять знания на практике. В формировании инновационной позиции студента важнейшую роль играет практика.

В контексте социального проектирования практику можно рассматривать как одну из технологий, обеспечивающую единый процесс социализации, профессионализации и специализации студентов в конкретных социально-экономических и производственных ситуациях. Реализация любых форм проектной деятельности в ходе практики является главным условием формирования профессиональных компетенций - обобщённых социальных и профессиональных умений, навыков, помогающих решать профессиональные и жизненные задачи. Это особая форма организации образовательного процесса, сфера реальной профессиональной деятельности, пробы себя в профессии, поиска профессиональных смыслов. Она даёт возможность определить собственные профессиональные потребности, возможности и дальнейшие ориентиры личностно-профессионального роста. Знание теории и технологии будущей профессии приобретает для студента личностный смысл только в ситуации практической деятельности.

Проектная деятельность студентов в нашем вузе осуществляется в рамках научно-исследовательской работы по трем основным направлениям: научные исследования, учебно-методическая работа (разра-

ботка технологий и инструментария), внедрение результатов в образовательное пространство г. Москвы. Реализуемая в МГПУ модель сопровождения и продвижения студенческих проектов предполагает, что работа начинается с 1-го курса и носит поэтапный характер.

Возглавляет работу Координационный совет, деятельность которого строится на основе учета интересов преподавателей и студентов, на принципах комплексности, междисциплинарности, преемственности и направлена на интеграцию учебных, научных и воспитательных задач.

Первый шаг. Мониторинг научно-исследовательских и познавательных способностей студентов 1-го курса. Выявление активных, инициативных студентов (на основе использования рейтинговых шкал). Проведение научных встреч, проектных семинаров, направленных на вовлечение студентов во внеучебную деятельность и в разные формы проектной деятельности (критерий эффективности - участие не менее 70% студентов в активных формах работы).

Второй шаг. Вовлечение студентов 2-го курса в проектную деятельность при подготовке ими курсовых работ и прохождении учебно-ознакомительной практики, направленной на формирование у них активной социальной и научной позиции. При этом предполагаются следующие мероприятия: знакомство студентов с реальной работой и проблемами в образовательной среде; участие в научных семинарах и институтских конференциях; активное участие в студенческих научных и иных мероприятиях; организация дискуссионных клубов; реализация различных социальных проектов (для эффективного формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций).

Третий шаг. Постановка проектных задач в соответствии с тематикой научно-исследовательской и экспериментальной деятельности Института и формирование групп

для их реализации в соответствии с запросами системы образования г. Москвы.

К наиболее важным проблемам психологического сопровождения современного образовательного процесса, в решении которых могут участвовать и студенты, на наш взгляд, относятся:

1) психологическая поддержка формирования мотивации к обучению у учащихся общеобразовательных школ;

2) социально-психологическая помощь детям и молодежи в их профессиональной ориентации;

3) психологическая поддержка детей мигрантов в процессе их вхождения в новую культурную среду;

4) психологическая помощь в организации взаимодействия участников образовательного процесса - учеников, родителей, педагогов - с целью обеспечения их полноценного психического и личностного развития.

Для выполнения заданий, ориентированных на решение конкретных проблем учреждения, студенты объединяются в исследовательские рабочие группы. Участие в деятельности таких групп побуждает учащихся к поисковой активности, нахождению междисциплинарных связей, позволяет сформировать у них отношение к социальным явлениям и процессам каккомплекс-ным, требующим научного осмысления и исследования. Результаты, полученные в процессе практики, находят свое продолжение в курсовых и дипломных работах, обсуждаются на студен-ческихнаучных конференциях. Включение научно-исследовательского компонента в задания практики имеет мотивационное значение, демонстрируя ценность знаний, получен-

ных в процессе обучения, для профессионального развития. Научно-исследовательская практика играет большую роль в выборе студентом траектории образования (например, поступление в магистратуру).

Важным средством формирования гражданской позиции студентов педагогического вуза является волонтерское движение, которое на сегодняшний день не только представляет собой новую форму организации молодежи, но и раскрывает потенциал личностного развития его участников. В Институте имеется опыт подготовки волонтеров в области взаимодействия со сверстниками. Студенты активно участвуют в благотворительной деятельности с детьми-сиротами и детьми группы риска. Вовлечение в эту работу способствует формированию у них готовности участвовать в общественной жизни и организовывать людей на достижение благородных общественно значимых целей.

Продвижение и поддержка студенческих проектов выполняют, таким образом, важную социальную функцию, способствуя осознанию студентами своей гражданской позиции, своего места в обществе. Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение на основе компетентностно-го подхода является фактором, предупреждающим возможные риски и девиации в поведении современных студентов.

ROMANOVA E. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS’ PROFESSIONALIZATION

The article reveals the meaning and the tasks of psychological and pedagogical support of the process of students’ professionalization. There are presented the main lines of the Service of students’ psychological and pedagogical support activities on every stage of student’s professional formation.

Key words: students’ professionalization, student’s psychological and pedagogical support, professional competence development.

А.И. САВЕНКОВ, профессор, директор Института педагогики и психологии образования

Противодействие исследовательскому поведению ребенка в современном образовании

В статье рассматриваются факторы стимулирования и сдерживания исследовательского поведения учащегося. Становление личностных качеств, интеллекта, когнитивных способностей, креативности сопряжено с преодолением трудностей и преград. Автор полагает, что в плане развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка большими эвристическими возможностями обладают компьютерные технологии, которые стимулируют исследовательское поведение учащегося.

Ключевые слова: когнитивное развитие, исследовательское поведение, противодействие исследовательскому поведению.

Психическое развитие в обучении осуществляется не только в ситуациях сотрудничества, но и в ситуациях противодействия. В современной литературе по педагогической психологии эта проблема актуализирована А.Н. Поддъяковым. Им проведен ряд специальных исследований этой сложной и, на первый взгляд, неожиданно звучащей научной задачи. А.Н. Поддъяков справедливо отмечает: «Анализ социального взаимодействия без противодействия так же не полон, как не полна математическая теория без отрицательных чисел » [1].

Как свидетельствуют психологические данные, культурные традиции в целом и образовательные как их составная часть нередко направлены на ограничение любопытства и даже любознательности. Вольные или невольные противодействия развитию обнаруживаются в процессе любого образования. Часто они дань традициям, истинный смысл которых плохо осознает-

ся либо вообще не осознается участниками образовательного процесса.

Например, никем не оспаривается, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.