Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза'

Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1092
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / SUPPORT / PSYCHOLOGICAL / EDUCATIONAL / VOCATIONAL / COMPETENCE / STUDENTS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустин Алексей Николаевич

В статье рассказывается о разработке модели психолого-педагогического сопровождения студентов вузов по формированию их профессиональной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капустин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE UNIVERSITY STUDENT

In the article describes the development of a model of psychological and pedagogical support university students to build their professional competence

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза»

УДК 159.9 A. H. Капустин

ББК 88.8 Аспирант

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассказывается о разработке модели психологопедагогического сопровождения студентов вузов по формированию их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: сопровождение, психолого-педагогическое, профессиональная, компетентность, студенты, вуз.

А. N. Kapustin Postgraduate student PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE UNIVERSITY

STUDENT

In the article describes the development of a model of psychological and pedagogical support university students to build their professional competence.

Key words', support, psychological, educational, vocational, competence, students, university.

В концепции модернизации российской системы образования одной из задач является повышение качества образования, создание в системе профессиональной ориентации условий для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, профессиональной компетентности, формирование таких качеств личности, как мобильность, конгруэнтность, толерантность, креативность, наличие эмпатии.

Изучение студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, A.A. Реана, Е.И. Степановой, в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал.

Ведущей идеей модернизации общероссийских образовательных стандартов выступает компетентностный подход, достаточно давно разрабатываемый за рубежом. В отличие от ряда других западных новаций, компетентностный подход не противоречит традиционным ценностям российского образования и обеспечивает степень соответствия содержания, процесса и результатов отечественного образования тенденциям мирового развития. Схема

восхождения человека к более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным достижениям в XXI веке может быть представлена тезисом: грамотность - образованность - профессиональная компетентность

- культура - менталитет (Б.С. Гершунский).

Структурно-компонентный и функционально-деятельностный аспекты компетентности специалиста на современном этапе развития высшей школы увязаны с принципами Болонской Декларации - совместного заявления министров образования Европы, к которой Россия присоединились в 2003 году. Непосредственный интерес к изучению категории «компетентность» продиктован необходимостью «примерить» к современной отечественной педагогической действительности новые базовые единицы профессиональной сферы, под которыми в мировой образовательной практике понимают ключевые компетенции как изначально заданные требования (нормы) к образовательной подготовке, а компетентность расценивается как уже состоявшаяся совокупность качеств и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Рассматривая современные проблемы компетентности спе-циалиста-выпускника педагогического вуза, Ю.Г. Круглов, С.Н. Глазачев, И.И. Легостаев называют высокую компетентность российского специалиста-педагога залогом его конкурентоспособности как на внутреннем рынке образовательных услуг, так и на международном уровне. С точки зрения приближения результатов теоретического исследования к сложившейся образовательной практике актуализируется необходимость нивелирования стратификационных разногласий при признании за рубежом дипломов о высшем профессиональном образовании, получаемых выпускниками российских высших учебных заведений.

Ведущей идеей модернизации российского образования является переход от знаниевой к личностно-деятельностной парадигме педагогической деятельности, то есть возвращение педагогической деятельности к ее подлинной сущности - к личности как к предмету и цели педагогической деятельности. Модернизация педагогического образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями становятся: усиление внимания к личности обучаемого, развитию его способностей, ориентация обучения на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого обучаемого, помощь в решении проблем развития профессиональных компетентностей.

В вузах молодые люди проходят важнейший этап профессионального становления. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление происходящих с ними изменений и на этой основе продуманная организация

целенаправленной помощи в поиске путей решения проблем профессионального становления. Эта помощь может проявляться в обеспечении условий для более адекватного осознания путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе. Эти задачи решает педагогическое сопровождение.

Сопровождение в вузе представляет собой специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъектов образовательного процесса к взаимодействию (Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский), направленный на разрешение проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения. Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е.И., Казакова, А.П. Тряпицына). Любая программа сопровождения в педагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития.

Процесс сопровождения в высшей школе рассматривается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса (Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, В.В. Семикин). Считается, что такими уровнями могут являться: «Ректорат», «Факультет», «Курс», «Студент» (В.И. Богословский). Суть идеи педагогического сопровождения - комплексный подход к решению проблем развития (Е.И. Казакова). На практике этот подход реализуется через совместную деятельность нескольких специалистов, выполняющих свою часть работы, то есть преподавателей структурных подразделений вузов - кафедр.

Основой для нашего исследования явился опыт формирования профессиональной компетентности студентов Воронежского государственного педагогического университета. Одним из компонентов предлагаемой модели -эффективное сопровождение процесса формирования профессиональной компетентности. С целью реализации эффективных способов для профессионального становления личности студента-будущего педагога необходимо ввести такие компоненты психолого-педагогического сопровождения, как:

- психологическая помощь студентам в адаптации к условиям обучения в высшей школе;

- теоретическая и практическая подготовка к использованию современных активных социально-психологических методов и методов конструктивного взаимодействия с трудными детьми и подростками;

- активное внедрение современных психолого-педагогических технологий в учебно-образовательное пространство вуза;

- создание условий для личностного роста и самореализации студентов;

- создание на основе углубления гуманистического содержания продуманных оптимальных условий для эффективного педагогического взаимодействия, помощи, нацеленных на формирование мотивации студентов к будущей педагогической деятельности, формирования установки на здоровый образ жизни и ценностной ориентации на профессиональное самоопределение;

- психологическое и экологическое взаимодействие в триаде студент-преподаватель-социум.

Создание модели предполагает осуществление психологической диагностики вновь поступающих студентов в высшее учебное заведение для выявления личностных качеств, выраженности акцентуаций характера, выявления наличия склонности к использованию наркотических средств. Диагностический инструментарий: Тест Кэттелла, Тест-опросник Айзенка, характерологический опросник К.Леонгарда, методики для определения направленности личности. Данные методики и другой диагностический материал может быть использован преподавателями психолого-педагогического факультета для консультирования студентов, обучающихся по предложенной программе.

В современной психологической науке остро ставится вопрос о выявлении условий и факторов, детерминирующих профессиональное развитие студента-будущего педагога на этапе вузовского обучения и выработки приемов, позволяющих управлять этим процессом, проектировать и реализовать необходимые современные методы и формы. Такой активной формой могут стать проводимые тренинги со студентами всех факультетов.

Компонентом модели является программа, предполагающая диагностику и занятия в тренинговом режиме, что делает программу доступной для каждого студента, новые формы ведения занятий в тренинге отличаются от традиционных, курс обеспечен тематическими и методическими разработками современных отечественнвгх и зарубежных авторов, таких как В.Ю. Ба-байцевой, П.И. Пидкасистого, Н.В. Клюевой, С.В. Кривцовой, Томаса Гордона и других. Во время тренинговых занятий студенты не только получат навыки взаимодействия с трудными детьми и подростками, которые им нужны во время прохождения учебно-производственной практики, но и в будущей профессии. В последнее время одна из причин нежелания нынешних выпускников идти работать в школу - это сложность взаимодействия с учениками, наряду со слабым пока материальным положением учителя и другими

социальными причинами. Отсюда задача: создать условия, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов и личностному росту как будущих учителей.

Ценностным компонентом созданной модели может являться тренинг эффективности «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», задачи которого: почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы (тренинг учительской эффективности Томаса Гордона), осознать свою позицию в общении с детьми, понять и проанализировать свои установки на восприятие различных людей, научиться поддерживать подростков с разными типами характера, разными проблемами и разными стилями поведения, овладеть способами выражения своих эмоций.

Условия реализации модели предполагают поэтапное внедрение таких активных форм проведения занятий как тренинги, которые относятся к активным социально-психологическим методам обучения. Таким образом, создаются условия для получения профессионального опыта ведения тренингов студентами пятого курса психолого-педагогического факультета. Организуя работу со студентами других факультетов через тренинговые занятия, осуществляется сотрудничество с группами студентов других факультетов, что повышает не только образовательный уровень студентов, но и уровень познавательной мотивации. Данные занятия характеризуются профессиональной направленностью, формируют устойчивое отношение к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии, тем более что уровень представления студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе.

Одна из концепций профессиональной компетентности раскрывается в материалах санкт-петербургских ученых В.А Козырева, Н.Ф. Радионовой и А.П. Тряпицыной, в которых под профессиональной компетентностью понимается способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального жизненного опыта и наклонностей.

Определяя психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия, построение такой системы учитывает, с одной стороны, пе-

дагогические и психологические закономерности образовательного процесса, а с другой - весь опыт практической работы со студентами, наработанные приемы и технологии. Психолого-педагогические закономерности становятся отправной точкой в постановке целей и задач психолого-педагогического сопровождения, в определении основных направлений педагогической и психологической помощи студенту.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показывает, что эта цель может быть реализована только тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к личности студента. Начальная цель взаимодействия: определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия: формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов - это многоуровневое и полиморфное взаимодействие, основная функция которого есть стимулирование той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию. Оно ориентировано на изменение отношений субъектов образовательной деятельности, способствует созданию условий для повышения качества образования.

Психолого-педагогическое сопровождение опирается на личностные приоритеты в профессиональном становлении специалистов в педагогическом вузе, которые способствуют всестороннему профессиональному развитию будущего специалиста. В то же время в ходе профессиональноличностного становления развитие студентов как специалистов сливается в единый неделимый процесс с целостным формированием новообразования личности молодого человека - профессионализма. Целостное же становление происходит на основе самореализации в профессиональной среде, что позволяет выпускнику педагогического вуза быть конкурентоспособным специалистом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшенина ЯЛ. Логика и технология педагогического сопровождения коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза II Омский научный вестник. 2006. - С.56-59.

2. Остапенко Г.С. Психолого-педагогическая медико-социальная система сопровождения младших подростков с неустойчивым вниманием. Воронеж. 2006. - 285 с.

3. Остапенко Г.С. Психологическая диагностика и психологическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов Воронежского государственного педагогического университета. Воронеж. 2007. - 102 с.

4. Полторацкая Н.Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в трудах П.Д. Юркевича II Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования. - Смоленск, 2006. - С.31-39.

REFERENCES

1. Gorshenina Ja.L. Logic and technology pedagogical support of communicative competence of future teachers in the activities of the Department of pedagogical University. Omskijnauchnyjvestnik - Omskscientificjournal. 2006. pp. 56-59.

2. Ostapenko G.S. Psihologo-pedagogicheskaja mediko-social'naja sistema soprovozhdenija mladshih podrostkov s neustojchivym vnimaniem [Psychological and pedagogical medical and social system of support of teenagers with attention fragile], Voronezh, 2006. 285 p.

3. Ostapenko G.S. Psihologicheskaja diagnostika i psihologicheskoe soprovozhdenie v formirovanii professional 'noj kompetentnosti studentov Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Psychological diagnostics and psychological support in forming of professional competence of students of the Voronezh State Pedagogical University], Voronezh, 2007. 102 p.

4. Poltorackaja N.L. Pedagogical support of moral education of the individual in the writings of the P.D. Jurkevich. Aksiologija sovremennogo vospitanija v sisteme nepreryvnogo obrazovanija - Axiology of modern education in the system of continuous education. - Smolensk, 2006. pp. 31-39.

Информация об авторе Капустин Алексей Николаевич (Россия, Воронежская область, Борисоглебск) - Аспирант кафедры педагогики. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: kapustin_an@mail.ru.

Information about the author

Kapustin Alexey Nikolaevich (Russian Federation, Borisoglebsk) - Postgraduate student of the Department of Pedagogy. Voronezh State Pedagogical University (Voronezh). E-mail: kapustin_an@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.