Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №2
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
формирование профессиональной
идентичности студентов вуза
как психолого-педагогическая проблема
Т.Ю. Звонковская
(кафедра педагогики и психологии МГИМО (университет) МИД России; e-mail: tatianazvon@inbox.ru)
В статье рассматривается явление профессиональной идентичности как психолого-педагогическая проблема; представлена теория и методология проблемы формирования профессиональной идентичности студента вуза на разных этапах ее разработки отечественными и зарубежными учеными. Автор делает попытку уточнить определение профессиональной идентичности, основываясь на концепциях современных исследователей. В статье рассмотрены также типы идентичности, термины, связанные с проблемой профессиональной идентичности и другие элементы профессионального развития человека. Описаны способы формирования профессиональной идентичности, определены уровни сформированности и ее место в условиях профессионального становления у студентов высшего учебного заведения. Описаны возрастные и специфические особенности личности студента.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, профессионализм, профессиональная самооценка, профессиональная деформация, формирование профессиональной идентичности, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиональное самосознание, образ "Я".
Проблема профессиональной идентичности впервые возникает с появлением системы профессионального обучения. Выбор профессии является одним из самых важных событий в жизни любого человека, так как своим выбором он определяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения . В случае, если человек прислушивается к собственным желаниям при выборе профессии, то выбранную работу называют любимым хобби, которым всегда хочется заниматься Возможно на начальном этапе избранная профессия не будет приносить хорошего дохода, но постепенно профессионализм будет расти и суммы заработка будут увеличиваться В последнее время профессиональная идентичность все чаще становится предметом исследования педагогики . С точки зрения этой науки профессиональная идентичность осуществляется за счет профессионального обучения, профессионального воспитания
и самовоспитания [1: 135]. Ряд исследователей (К. А. Абульханова-Славская, Е . П . Ермолаева, Ю . П . Поварёнков, Е . В . Шорохова, Е . А . Климов и др . ) считают, что выбор профессии является не сложным и сводится к одномоментному решению . Однако профессиональное самоопределение начинается задолго до этого и продолжается по мере дальнейшего обучения и освоения профессии В связи с новыми требованиями к специалистам (ФГОС), принадлежащим к разным профессиям, на первый план выходит развитие профессионализма каждого выпускника учебного заведения, что повышает активность личности . Для формирования профессиональной идентичности от студента требуется не только постоянное "впитывание" получаемых от педагогов знаний, но и проявление самостоятельного поискового поведения, которое подразумевает процесс самообразования студентов . В этой связи Н . М . Ро-маненко отмечает: "самообразование предусматривает целенаправленную и планомерную работу, организованную таким образом, чтобы вся самообразовательная деятельность студентов стремительнее получала бы практический выход, что приведет к повышению качества знаний и уровня их воспитанности" [2: 270].
Анализ современных отечественных исследований свидетельствует о том, что профессиональная идентичность - результат развития личности в профессиональной сфере, данный результат проявляется при довольно высоких уровнях овладения профессией . Эту идею более полно представляет Е . П . Ермолаева в своей концепции профессиогенеза [3: 39]. По мнению автора, профессиональная идентичность является важным фактором психологического здоровья человека, так как она обеспечивает "психоэкологический баланс" - ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах [3: 35]. К . А . Абульха-нова-Славская, Е В Шорохова, Е А Климов связывают проблему профессиональной идентичности с изучением жизненных целей и планов личности в профессиональной сфере . Так в зависимости от особенностей самовыражения личности в профессии К А Абульхановой-Слав-ской выделяются следующие типы идентичности [4: 17]:
- человек выбирает профессию, которая максимально близка к его характеристикам, благодаря чему происходит самовыражение личности, что позволяет ему реализовывать свои возможности;
- человек осуществляет выбор профессии, которая дает ему возможность двигаться по ступеням профессионального мастерства, в результате этого происходят качественные изменения профессиональных позиций, с перспективой их повышения;
- выбранная профессия активизирует способности личности, что способствует ее развитию;
- самовыражение человека осуществляется путем развития способностей личности, самоконтроля, самоанализа и планирования
творческой активности. Благодаря этому реализуется движение и развитие личности в профессии
По мнению другого исследователя Ю П Поварёнкова, "профессиональная идентичность относится к системному динамичному явлению, тесно связанному с другими элементами профессионального развития человека такими компонентами, как профессиональное самоопределение (отношение личности к своей профессиональной деятельности), профессиональная самооценка (сознательное суждение личности о себе, своих возможностях и профессиональных качествах) и профессиональная деформация (психологическая дезориентация личности, которая формируется из-за внешних или внутренних факторов профессиональной деятельности)" [5: 132] К элементам профессиональной идентичности он относит интересы, потребности, убеждения, установки, а также другие составляющие мотивационной сферы личности. Эти элементы реализуются и удовлетворяются в течение профессионального пути
Еще один пример дефиниции профессиональной идентичности представлен в работах Т В Мищенко, где автор рассматривает ее в контексте профессиональной деятельности, способствующей развитию самоуважения субъекта . Обращая внимание на личностные характеристики, утверждается, что они способствуют обеспечению ориентации в мире профессий и прогнозированию возможных последствий выбора Профессиональная идентичность является результатом позитивного отношения человека к профессии, т е человек должен понимать и принимать свою профессию, уметь отлично и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции [6: 168].
Приведем еще один взгляд на профессиональную идентичность Л . Б . Шнейдер под профессиональной идентичностью понимает реализацию личностной и социальной идентичности в профессиональной сфере, т е профессиональная идентичность представляет собой профессиональное самоопределение личности через образ "Я" [7: 15]. Ученые отмечают также, что формирование профессиональной идентичности - это сложный процесс, который не всегда осознается человеком . В случае отсутствия осознания своей профессиональной идентичности происходит замедление формирования целостного представления человека о своей роли в профессиональной среде В таком случае достижение уровня профессионального мастерства становится невозможным [8: 47]. Данная проблема является особенно актуальной для нашего исследования, так как формирование профессиональной идентичности, как мы уже отмечали, происходит еще в стенах высшего учебного заведения, поэтому важно не допустить отсутствия осознанности профессиональной идентичности студентов
Другой сложный для отечественных исследователей, вопрос - вопрос о месте профессиональной идентичности Одни ученые считают,
что профессиональная идентичность является частью личностной идентичности в условиях профессионального становления [9: 135]. Другие напротив считают, что профессиональная идентичность не может быть подвидом личностной идентичности, поскольку неразрывно связана с социумом . Таким образом, они рассматривают профессиональную идентичность как подвид социальной идентичности (процесс идентификации личности внутри группы), обладающий всеми ее общими признаками и соответствующими закономерностями ее формирования [7: 29]. Формирование профессиональной идентичности является очень сложным процессом, который происходит через профессионализацию, через становление профессионала . Профессионализация является важным условием социализации так же, как "становление профессионала является одним из аспектов развития личности" [10: 20]. К одному из источников формирования профессиональной идентичности относится профессиональное образование, что относится к объекту нашего исследования . В данном случае факторы и условия, влияющие на уровень образованности (личностные качества, среда), являются основными условиями формирования профессиональной идентичности Важную роль также играют ожидания личности, возможности ее социальных перспектив, а также признание субъекта окружающими как профессионала . [6: 103]
Проблема формирования профессиональной идентичности, превращение индивида в профессионала является также важной проблемой отечественной и зарубежной психологической науки . Отечественные психологи, такие как Л . Б . Шнейдер, Н . Л . Иванова, Е . В . Конева, Е . П . Ермолаева и др . , довольно интенсивно изучают данную проблему . В психологии профессиональная идентичность рассматривается в качестве "сложного интегративного психологического феномена" [7: 41], который включает представление человека о своем месте в профессиональной группе и является ведущей характеристикой профессионального развития человека
Е . А . Климов определяет профессионализм не просто как некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания и психики человека [8: 203] . Зарубежный психолог Э . Эриксон считает, что во время становления профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и во время социализации, т.е . доверие, автономию, инициативность, достижение идентичности, интимность, творчество, интеграцию [11: 86] В итоге профессиональная идентичность формируется только на довольно высоких уровнях профессионального становления и является устойчивым согласованием его основных элементов
Понятие "профессиональная идентичность" в психологии неразрывно связано с такими категориями, как профессиональная пригодность,
профессиональная готовность, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание и образ "Я" Профессиональная пригодность и профессиональная готовность являются формами проявления профессиональной активности человека, причем профессиональная пригодность - наименее, а профессиональная готовность - наиболее активная форма Для эффективной деятельности профессионала необходимы оптимистические убеждения относительно своих профессиональных возможностей, что в свою очередь влияет на уровень его мотивации В таком случае уровень сформированности профессиональной идентичности определяется через мнение человека о собственной компетентности Путем соотнесения образа профессии и образа "Я" формируется профессиональное самосознание Профессиональное самосознание и образ "Я" являются очень близкими по значению терминами, зачастую они взаимозаменяемы Данной точки зрения придерживаются такие известные психологи, как П Бергер, Т Лукман, Д Сьюпер, Л. Тайлер и др .
"Я - образ" представляет собой профессиональное сознание, которое в свою очередь состоит из ряда элементов . Е . А . Климов представляет структуру профессионального самосознания (образа "Я") следующим образом:
• принадлежность к профессиональной общности;
• степень соответствия профессиональным эталонам;
• признание в профессиональной группе;
• сильные и слабые стороны, пути самосовершенствования;
• представления о себе и своей работе в будущем [8: 179].
Итак, профессиональное самосознание - это соотнесение представления о профессии и знаний человека о самом себе Одним из ведущих компонентов профессионального самосознания является группа социальных мотивов, суть которых состоит в стремлении студента получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании честно исполнять свой профессиональный и гражданский долг Данное положение напрямую связано с профессиональной идентичностью специалиста, ориентированного работать за рубежом, гражданский долг которого заключается в служении своем Отечеству в условиях международной среды Профессиональное самосознание специалистов, работающих за рубежом, испытывает на себе влияние иных культур . Но, как свидетельствует Н М Романенко, "аккультурация в профессиональном самосознании может быть успешной в условиях интеграции как стратегии принятия индивидом региональных ценностей, вхождения в ино-культуру, уважения ее прав, обязанностей, ценностей доминантной культуры, но при полном сохранении собственной культурной идентичности" [12: 313]. С этой точки зрения самосознание формируется на определенной стадии развития личности, когда человек становится
способным контролировать собственные поступки и нести ответственность за них
С профессиональным самосознанием тесно связан другой термин профессиональной самоидентичности - профессиональное самоопределение, который рассматривается как длительный внутренний процесс, как поиск человеком "своей" профессии и "себя в профессии", как определение для себя профессиональных позиций и перспектив, их достижение [8: 276] При сформированном профессиональном самоопределении человек обретает смысл выполняемой работы Данный процесс предшествует профессиональной идентичности . В этом значении профессиональная идентичность является осознанным владением смыслом выполняемой работы Если профессиональное самоопределение является "проектированием" и "строительством" трудового и жизненного пути, то профессиональная идентичность - это освоение завершенного строительства
Итак, в современной психологии профессиональная идентичность является не только признанным и актуализированным феноменом, но и активно исследуется Профессиональная идентичность - многомерный и интегративный психологический феномен, формирование которого является сложным процессом, происходящим через профессионализацию, который неразрывно связан с профессиональной пригодностью и профессиональной готовностью, профессиональным самосознанием и самоопределением Профессиональная идентичность обеспечивает человеку целостность, тождественность и определенность [8: 54]
Анализ научной литературы позволил заключить, что не существует единого подхода в определении профессиональной идентичности, когда каждый автор вкладывает свой смысл в определение данного понятия Основываясь на концепциях современных исследователей, сделаем попытку уточнить термин "профессиональная идентичность" как результат личностного и профессионального развития, который связан с изучением жизненных целей и планов личности, в качестве элементов которого выступают компоненты мотивационной сферы личности Определение сути и содержания профессиональной идентичности было необходимым в связи необходимостью ее формирования у студентов высшего учебного заведения Анализ работ показывает, что авторы не рассматривают профессиональную идентичность студентов как отдельный от профессиональной идентичности специалиста феномен и не выделяют её психологические особенности .
При обучении в вузе студент совершает качественный скачок в своем профессиональном развитии, для чего необходимо создать определенные психолого-педагогические условия в вузе Образование в университете традиционно считается фундаментальным, это означает, что
студенты углубленно изучают материал, проводят самостоятельные исследования, вырабатывают собственное мнение по поводу той или иной проблемы Однако не менее важной задачей образования в вузе является формирование личности профессионала [13: 213]. Если овладению знаниями в процессе обучения в вузе уделяется большое значение, то практически не учитываются возможности развития эмоционально-волевой сферы личности студента, не учитываются сложности, возникающие у студентов в осознании себя в целом, в самопознании собственной личности . Как пример, в отдельных вузах в содержание обучения включены предметные практикумы, направленные на адаптацию и подготовку студентов к "настоящей" деятельности в будущем, но они не способствуют преобразованию их личности, способностей, становлению "образа Я" в процессе обучения
Для решения личностных и профессиональных задач современное высшее образование не должно воздействовать только на когнитивную составляющую (умственное восприятие и переработка внешней информации), так как хорошо усвоенные на когнитивном уровне факты не всегда помогают в этом Личностный рост, повышение общей культуры человека, становление его представлений о себе определяется не только разумом и знаниями, а скорее внутренними переживаниями этих знаний, обретением собственного опыта эмоционального переживания [7: 272].
В объективном мире существуют системы, отношения между элементами которых являются в большей или меньшей степени неопределенными . Исходя из этого, одним из основополагающих принципов становления профессиональной идентичности должно стать появление "ситуации неопределенности" (ФГОС 3+). В учебной ситуации помимо принципа последовательной отработки нового материала должен существовать принцип вероятностного выбора Наряду с созданием в вузе ситуации вероятностного выбора для профессиональной идентичности, имеет также смысл создание ситуации педагогического взаимодействия "педагог-студент", поскольку личность педагога оказывает огромное влияние на учащегося как источник новой информации, как пример, который в той или иной степени определяет развитие личности каждого ученика
До настоящего времени соотношение процесса обучения и профессиональной идентичности не до конца осознано Достижение профессиональной идентичности в обучении является результатом влияния личностных проявлений студентов и всех условий обучения во взаимодействии со всеми событиями социально-психологической сферы жизни . Для формирования личностного самоопределения в обучении обучающемуся необходимо соотнести мир идеального содержания учебных предметов и привычную социальную, коммуникативную
ситуацию . У студентов имеются разные уровни сформированности профессиональной идентичности Эти уровни различаются в зависимости от личностных качеств, мотивации учебно-профессиональной деятельности, смысложизненных ориентиров и др Как мы уже отмечали, психологическими условиями развития профессиональной идентичности (в том числе и у студентов) являются:
• формирование у студента представления о себе как о будущем профессионале, при этом учащийся должен осознавать перспективы и смысложизненные цели, важен также позитивный эмоциональный настрой;
• развитие у студентов механизмов самопознания, идентификации и самопрогнозирования.
Для создания этих условий необходимо использование комплексных программ, которые предусматривают специальную работу со студентами по развитию у них профессиональной идентичности [14: 84].
В качестве одного из наиболее эффективных способов формирования профессиональной идентичности студентов в процессе обучения Л . Б . Шнейдер предлагает "Тренинг профессиональной идентичности" в практико-ориентированном обучении . Данная программа предполагает психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе и включает следующие блоки:
- самоопределение студента как личности;
- парадигмальное самоопределение студента (самоопределение студента путем смены парадигмы, направления, которого он придерживается);
- инструментальное самоопределение студента;
- ситуативное самоопределение студента;
- информационная поддержка процесса обучения;
- поддержание педагогического мастерства преподавателей [7: 508].
Для обеспечения эффективности тренинга создается неформальная
обстановка взаимодействия . На повышение эффективности также влияет возможность удовлетворения различных потребностей студентов, необходимость быстрых действий и т д За счет условности проводимого тренинга, отсутствия риска реальной неудачи студент может себе позволить временно ослабить действие системы установок, открывая путь ранее недоступной ему информации В результате профессиональный опыт расширяется, а за этим следует возможное изменение реальных установок, "образа Я" и обогащение своего профессионального поведения В процессе тренинга большое значение имеет группа. Именно в группе сверстников равных себе, совместно решающих общую задачу, образуется среда зарождения и формирования инициативного поведения в познавательной сфере Деятельность и общение входят в состав совместной групповой деятельности
Итак, профессиональная идентичность отображает представление о том, какое место занимает человек в профессиональной общности Это представление сопровождают определенные ценностные и мотива-ционные ориентиры, а также субъективное отношение к собственной профессиональной принадлежности Изучение данной проблемы способствует повышению эффективности деятельности будущих специалистов Профессиональная идентичность формируется при обучении в вузе, в это время в профессиональном развитии студента происходит качественный скачок Личность наставника может оказывать влияние на учащегося, как положительное, так и отрицательное Важно также учитывать эмоционально-волевую сферу личности, т е создавать в процессе обучения специальные психологические условия (практикумы, тренинги) Эти условия помогают соотнести мир "идеального", описанного в учебниках и привычную жизненную ситуацию
Список литературы
1. Трандина Е. Е. Профессиональная идентичность как ведущий критерий профессионального развития личности // Материалы ежегодных смотров-сессий аспирантов и молодых ученых по отраслям наук: Психолого-педагогические науки . Вологда . 2007. С . 135-138.
2 . Романенко Н. М Содержание процесса самообразования студентов как педагогическая проблема // Вестник МГИМО Университета. 2013 . № 3 (30). С. 272.
3 . Ермолаева Е. П . Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. 1998, № 2. С. 35-40.
4. Абульханова-Славская К. А. Личность в отечественной психологии // Психологический журнал 1983, № 1 С 17-31
5 . Поварёнков Ю. П. Психологическое становление профессионала . Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т, 2000. 98 с.
6 . Матвеева Л. Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов . дисс. ... канд . психол . наук . М . , 2004. 200 с.
7 . Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность . М . : МОСУ, 2001. 272 с.
8 . Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения . М . : Академия, 2004. 304 с.
9 . Павленко В. И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии 2000 № 1 С 135-142
10 . Гузь А. В. Педагогические условия профессиональной идентификации будущего учителя. М. : МШУ, 1997. 210 с.
11 . Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 с. 12. Романенко Н. М Особенности аккультурации // Вестник МГИМО Университета . 2014 . № 4 (37). С . 313 .
13 . Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования, 2-е изд . , перераб . и доп . / М . : Академия, 2005. 400 с .
14. Родыгина У. С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов, дисс. ... канд. пси-хол . наук . Киров, 2007. 215 с .
Development of ideas about the concept of "identity" in philosophy
T. Yu. Zvonkovskaya
The article deals with the phenomenon of professional identity as a problem of psychology and pedagogy. The author gives a definition of professional identity, based on the concepts of modern researchers: the theory and methodology of professional identity problems at different stages of development of domestic and foreign scholars. The methods of formation of professional identity, to determine its place in terms of professional development, defined levels of formation of professional identity of students in higher education, as well as effective ways of its formation. Described age-specific characteristics and personality of the student.
Key words: professional identity, professional self-determination, professionalism, professional self-esteem, professional deformation, the formation of professional identity, professional availability, professional readiness, professional self-comprehension, the image of "I".
Сведения об авторе
Звонковская Татьяна Юрьевна - аспирант кафедры педагогики и психологии МГИМО (университет) МИД России. E-mail: tatianazvon@inbox.ru.