УДК 316 . 6
DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-25-35
психологические особенности формирования профессиональной идентичности у медицинских работников
Макоева А. Ю.1, Накохова Р. Р.2
1 Кабардино-Балкарский университет имени Х. М. Бербекова
360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 173, Российская Федерация
2 Северо-Кавказская государственная академия
369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, д. 36, Российская Федерация Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональной идентичности у будущих медицинских работников. Даётся анализ понятиям «профессиональная идентичность», «психологическое сопровождение». Раскрываются три периода процесса формирования профессиональной идентичности по Г. Теджфелу. Раскрываются особенности психологического сопровождения в процессе формирования профессиональной идентичности у будущих медицинских работников. Разработана модель психологического сопровождения развития профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена. Раскрываются её структурные компоненты: когнитивный, эмотивный, мотивационно-волевой, коммуникативный и креативно-рефлексивный. Определены критерии уровней её сформированности. Установлена степень воздействия психологического сопровождения на динамику сформированности профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена.
Ключевые слова: когнитивный, эмотивный, мотивационно-волевой, коммуникативный, креативный, рефлексивный компоненты, профессиональная идентичность, идентичность, модель, психологическое сопровождение.
psychological features of medical professionals' professional identity formation
A. Makoeva1, R.Nakokhova2
1 Kabardino-Balkaria University named after Kh. M. Berbekov
173, Chernyshevskogo ul., Nalchik 360004, Kabardino-Balkaria, Russian Federation
2 North Caucasus State Academy,
36, Stavropolskya ul., Cherkessk 369000, Karachaevo-Cherkess Republic, Russian Federation
Abstract. The article deals with the problem of professional identity formation in future medical workers. The analysis of the concepts of "professional identity", "psychological support" is
© CC BY Макоева А. Ю . , Накохова Р. Р. , 2019 .
given. Three periods of the process of professional identity formation by G. Tejfel are revealed. The features of psychological support in the process of professional identity formation in future medical workers are revealed. A model of psychological support for the development of professional identity in future mid-level medical workers has been developed. The structural components of professional identity in future mid-level medical workers are revealed, such as: cognitive, emotive, motivational-volitional, communicative and creative-reflective components. The criteria for the level of professional identity formation of future mid-level medical workers are determined. The degree of psychological support influence on the dynamics of professional identity formation in future mid-level medical workers has been established. Key words: cognitive, emotive, motivational-volitional, communicative, creative, reflexive, components, professional identity, identity, model, psychological support.
Интерес к проблеме профессиональной идентичности в настоящее время вырос и получил характерную значимость . В связи с неукоснительным ростом быстро меняющихся социальных и экономических положений в обществе создаются новые правила, совершенствуются условия подготовки специалистов . Профессиональная идентичность в качестве совокупного, системного понятия рассматривалась такими учёными, как Е . П . Ермолаева, Д . И . Завалишина, Н . С . Пряжников, Е . А. Климов, А . А . Реан, Д . В . Ронзин, В . И . Павленко, Л . Б . Шнейдер,
В . М . Проселова, Ю . П . Поваренков . Опираясь на их труды, а также осуществляя собственные теоретические поиски, мы выявили, что под профессиональной подготовкой и профессиональной идентичностью понимается комплекс опыта, полученного в процессе обучения, который в дальнейшем окажет содействие в осуществлении деятельности личности в какой-либо сфере [11]. В этом и заключается основная задача профессионального становления человека
Рассматривая проблему взаимосвязи оснований и потребностей, А . Н . Леонтьев указывает, что «потребность как внутренняя сила может
реализоваться только в деятельности Потребность только первоначально выступает как условие и предпосылка деятельности . Как только субъект начинает действовать, эта предпосылка трансформируется и постепенно превращается в результат, это происходит по схеме (потребность - деятельность - потребность), и ей противопоставляется другая (деятельность - потребность - деятельность)» [4, с . 167].
Главную составляющую формирования профессиональной идентичности образуют два основных направления: систематизация ступеней, т е разделение на периоды профессиональной идентичности, и установление путей приобретения определённых признаков и форм в становлении личности профессионалом [2].
В исследованиях Э . Эриксона понятие идентичность раскрывается как непрерывно трансформирующийся протекающий процесс развития личности [13]. Если обратиться к исследованиям Г. Теджфела по данной проблеме, можно увидеть, что он раскрыл периоды в процессе формирования профессиональной идентичности: а) социальное деление на группы, что определяет включение личности в социальную,
профессиональную среду; б) социальная идентификация, отождествление личностью себя как полноправного члена определённой социальной и профессиональной группы; в) социальная идентичность - соотнесение себя, принадлежность к социальной группе, общности; г) профессиональная идентичность - уподобление себя установленной данной личностью профессиональной группе, которое непосредственно связано с профессиональным самосознанием, самоопределением, профессиональным развитием личности в целом [12, р . 56].
Профессиональная идентичность -это системная, многоуровневая динамическая структура, включающая потребности, интересы, установки и другие компоненты когнитивной, мотивационно-ценностной и эмоциональной сфер личности. Важным фактором в процессе формирования профессиональной идентичности является психологическое сопровождение [10].
В современной российской психологии накоплен достаточный опыт, раскрывающий многогранные особенности социального и психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности . Это труды Е . А. Климова, Л . М . Митиной, Н . С . Пряжникова, С . Н . Чистяковой и многих других учёных
Процесс психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности будущего специалиста может осуществляться лишь при условии непреложной целостности [1, с . 55]. В . С . Ильин рассматривал целостность относящееся к объединённой функциональной системе в целом, все её операции, все ступени,
периоды, части развития данной системы направлены на более активное побуждение личности к действию, в данном случае к приобретению профессии и формированию профессиональной идентичности [3].
По утверждению П . Я . Гальперина и Н . Ф . Талызиной, необходимо системно и постепенно ставить, и развивать поэтапные мыслительные действия, относящиеся к процессу приобретения знаний, умений и навыков, получаемых при осуществлении различных способов действий во время обучения
Психологическое сопровождение в процессе компетентностного подхода даёт возможность студенту понимать и осознавать значимость постановки самой цели, выявлять и анализировать, а также давать оценку новому опыту и, что немаловажно, проводить наблюдение за производительностью и эффективностью своих действий в ходе достижения цели, т е моделировать результат социально значимой задачи [5, с . 32].
Система психологического сопровождения профессионального становления и формирования профессиональной идентичности студентов в условиях медицинского учебного заведения даёт им возможность приблизиться к последующему «самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен...» [6, с. 43]. Сформированная субъектная профессиональная позиция и профессиональная идентичность будут выступать как результат психологического сопровождения, сформированный у студентов в качестве внутренней готовности к осмысленной и особой структуре постро-
чи
ения, воплощения и регулирования перспективных взглядов на своё профессиональное и личностное развитие
Главной особенностью самоопределения выступает рефлексия, которая предоставляет личности возможность в построении смысловой реальности В частности, в работах Д А Леонтьева показано, как создаётся особая, специфичная смысловая, концептуальная реальность в отношениях человека к жизни и окружающему его миру Данная смысловая реальность выстроена в межличностных взаимоотношениях, совместной объединённой деятельности субъектов [4, с . 126].
Становление личностного опыта, являющегося одной из составляющих процесса обучения при компетент-ностном подходе, связывает его с лич-ностно ориентированным подходом, который исходит из понятий о безусловной ценности личности
Значимость личностно ориентированного подхода, который нацелен на всестороннее развитие личности в процессе психологического сопровождения, задаёт характер взаимодействия личности в качестве психолога и личности студента в качестве обучаемого Личностно ориентированный подход предполагает направление хода психологического сопровождения на интересы и потенциал личности Основными особенностями этого подхода являются познание самого себя (рефлексия), работа над собой как формы проявления личности [7]
Для эффективного осуществления психологического сопровождения важно не применение отдельных психологических технологий и методов, а развитие структурных компонентов,
в которых все факторы представлены и обусловлены друг другом [9]. Кроме того, важно отметить необходимость учёта проявления когнитивных, эмоционально-оценочных и поведенческих, мыслительных, нестандартных, мотивационно-волевых особенностей личности студента
Психологическое сопровождение в первую очередь направлено на самореализацию, развитие профессионализма в аспекте психологического потенциала личностей студентов и формирование интереса к выбранной профессии
Основной целью психологического сопровождения является осуществление выявления и реализации профессионально-психологического потенциала личности В этой связи можно сказать, что, по утверждению Т Г Стефаненко, Е . П . Ермолаевой, Л . М . Митиной, Н . С. Пряжникова, С . Н . Чистяковой и др , ведущие концептуальные установки психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности заключаются в:
- социально-психологической помощи будущим медработникам в процессе формирования профессиональной идентичности психологической службе медицинского колледжа; возможности самостоятельного выбора осуществления личностных, социальных и профессиональных назначений;
- осмыслении будущим специалистом ценности профессионального самоопределения и осуществления личностного профессионального потенциала; слаженности внутренних и внешних факторов личности в социальной и профессиональной средах
Функции психологического сопровождения:
- информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (начального этапа - адаптационного - профадапта-ции, этапа интенсификации, этапа идентичности - профессионализации и т д );
- проигрывание моделей и сценариев ситуаций профессионального развития;
- психологическое сопровождение в формировании компетентностной модели профессионала в процессе становления профессиональной идентичности; совершенствование социально-профессионального и психологического профиля личности
Психологическое сопровождение осуществляется в процессе использования психологических технологий при формировании профессиональной идентичности будущего медицинского работника с 1 по 3 курсы обучения, т. е. до завершения обучения в колледже, и состоит в:
а) осуществлении социально-психологической диагностики и психологических консультаций по адаптации к профессиональным навыкам;
б) социально-психологических тренингах личностного и профессионального развития и саморазвития;
в) применении методов, технологий и приёмов формирования психологического принятия будущей профессии;
г) мониторинге социально-профессионального развития;
д) психологическом консалтинге по проблемам социального и профессионального совершенствования;
ж) составлении вариативных моделей будущей творческой профессиональной жизни;
з) проведении тренингов повышения социальной и профессиональной компетентности;
к) психологических упражнениях, способствующих развитию профессионального самосознания, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы и самоактуализации личности
Социально-психологическое сопровождение будущих медицинских работников среднего звена предусматривает участие психолога, психологической службы на различных этапах развития и формирования профессиональных качеств, профессиональной подготовки, коррекции профессиональной ориентации студента
Мы принимаем данные исследования А . В . Поддубной, которая утверждает, что на профессиональное мастерство как целостное образование воздействуют внешние (профессиональное обучение, социум, его требования, мораль и др . ) и внутренние (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, самопонимание) условия, в результате чего изменяется Я-концепция [8, с . 19].
Процесс психологического сопровождения на стадии получения профессионального образования с помощью психологической службы в колледже, среднем профессиональном образовательном учреждении будет неодинаковым для разных этапов обучения
На начальном этапе, в период адаптации, бывшие выпускники школ (первокурсники) принимают условия, связанные с содержанием профессионально-образовательного процесса, постигают новую социальную и общественную роль, формируют взаимоотношения со сверстниками, знакомятся со своей будущей профессией
На начальном этапе адаптации психологическое сопровождение заключается в оказании первокурсникам
помощи в привыкании к новым условиям жизнедеятельности
В процессе интенсификации происходит развитие как всестороннее, так и отдельных способностей студентов, их интеллекта, когнитивной, т. е . познавательной, области, эмоционально-волевой регуляции, развиваются коммуникативные способности, помогающие развитию ответственности, самостоятельности в образовании
Психологическими показателями эффективности второго этапа формирования будущего медицинского работника являются активное личностное и интеллектуальное развитие, социальная идентичность, стремление к самообразованию, позитивная социальная точка зрения на будущую профессиональную деятельность, а также коммуникативные способности, эмпатия (сопереживание), выявление личных возможностей, самоосуществление (позитивный образ профессионального «Я»)
На завершающем, заключительном этапе профессионального образования - этапе идентичности - немаловажное значение принимает сфор-мированность профессиональной идентичности, готовности студента к будущей практической деятельности в области приобретаемой специальности
На основе проведённого содержательного анализа трудов Е . П . Ермолаевой, Б . Г. Парыгина, Ю . П . Поваренкова, Л . Б . Шнейдер и др была разработана взаимо-детер-минированная психологическая модель психологического сопровождения профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена (см рис 1)
В исследуемой проблематике профессиональной идентичности через психологические механизмы идентификации центральными становятся вопросы сформированности у будущих медицинских работников среднего звена компонентов и определения динамики уровней через психологические механизмы интеграции, интерио-ризации и экстериоризации
Компоненты профессиональной идентичности личности будущего медработника: когнитивный компонент, который включает знание о выбранной профессии, представление о себе как о профессионале, проявление образовательных потребностей, значимость жизненной и профессиональной сферы;
эмотивный компонент отражает удовлетворённость выбранной профессией, отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, проявление эмоциональной комфортности, эмпатических способностей, позитивной Я-концепции;
мотивационно-волевой компонент включает мотивацию к успеху, волевую саморегуляцию, влекущую за собой расширение личного функционального профессионального потенциала, позитивного образа профессионального «Я»;
коммуникативный компонент раскрывается в коммуникативной, социальной компетентности, в положительном межличностном и межгрупповом общении в профессиональной среде;
креативно-рефлексивный компонент включает оптимистическую оценку жизненной и профессиональной ситуации, высокую активность, нестандартное мышление, эмоционально-экспрессивную стабильность,
Рис. 1. Модель психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности будущих медицинских работников среднего звена
положительный образ «Я», самоактуализацию
Определяя динамику сформирован-ности профессиональной идентичности после апробации экспериментальных программы и модели, мы будем
опираться на уровни и критерии данной сформированности у будущих медицинских работников среднего звена: высокий уровень должен включать адекватное представление о себе как о будущем медработнике, осозна-
ющем перспективы своей будущей профессиональной деятельности и определяющем смысложизненные цели, удовлетворённость выбранной профессией, позитивное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, позитивный эмоциональный настрой, связанный с Я-концепцией, активность и креативность, направленные на приобретение профессии;
средний уровень будет проявляться в освоении ведущих профессиональных знаний, требований к профессии, в нечётком осознании своих возможностей, в нечётком представлении о себе как о будущем медработнике, в противоречивом отношении к выбранной профессии и к профессиональным знаниям и убеждениям, в неуверенности, в не до конца осознаваемых перспективах и смысложизненных целях профессиональной деятельности;
низкий уровень может раскрываться посредством таких показателей, как недостаточное усвоение необходимых знаний и требований к профессиональной деятельности, заниженная самооценка, неуверенность, нечёткое представление о себе как о будущем медработнике, непонимание перспектив в профессии и неготовность к определению смыслов и жизненных целей в приобретении профессии медицинского работника среднего звена, равнодушное отношение к выбранной профессии, негативное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, пассивное приобретение профессии
Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективное направление данной работы: психологическое сопровождение формирования профессиональной идентичности бу-
дущего медицинского работника среднего звена позволяет определить те особенности личности, которые способствуют определению как важного фактора создания профессиональной компетентности профессиональной идентичности студента, будущего медицинского работника
В нашем исследовании для выявления уровней сформированности профессиональной идентичности будущих медицинских работников среднего звена был проведён констатирующий эксперимент, во время которого анкетированием было охвачено 218 студентов медицинского колледжа Кабардино-Балкарского университета По данным эксперимента, обладающими высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности оказались всего 13% студентов, средним уровнем - 43%, и низким уровнем - 44% .
Для разрешения создавшейся ситуации на этапе формирующего психологического эксперимента была разработана программа психологического сопровождения формирования профессиональной идентичности будущих медицинских работников среднего звена, охватывающая процесс профессиональной подготовки в колледже студентов с 1 по 3 курсы и все виды производственной практики Формирующий эксперимент проводился в медицинском колледже в г. Нальчике . Контингентом испытуемых выступили студенты медицинского колледжа в количестве 185 человек, из них 92 человека в экспериментальной группе и 93 человека в контрольной группе .
В соответствии с целью и задачами исследования, формированием профессиональной идентичности у будущих медицинских работников
среднего звена, экспериментальная программа психологического сопровождения, содержание которой соответствует возрастным и личностным особенностям исследуемого возраста, была успешно реализована.
В результате проведённой работы было установлено, что особую, немаловажную роль в достижении профессиональной зрелости играет профессиональное самосознание, являющееся профессиональным самоопределением, которое и проявляется в профессиональной идентичности
Диагностический срез проводился трижды - на каждом этапе профессионализации (на 1-3-м курсах - в середине первого, в конце второго и в конце третьего)
По данным исследования, экспериментальная и контрольная группы не различаются между собой на первом курсе (р = .461), что означает возможность адекватной реализации экспериментального воздействия ввиду эквивалентности групп на начальном этапе эксперимента. Различия обнаруживаются на втором этапе профессионализации (р = .031), когда меняется структура представленности уровней параметра мотивации к успеху На третьем курсе за счёт оформившихся и углубившихся структурных различий в значениях уровней мотивации к успеху разница между экспериментальной и контрольной группами усугубляется (р = 002)
Динамика различий свидетельствует о том, что в экспериментальной
группе за счёт введения специальной программы социально-психологического сопровождения повышаются параметры структурных компонентов профессиональной идентичности
Обучение конкретным предметам, находящимся в зоне актуальных интересов студента, и социально-психологическое сопровождение, которое формирует качества личности, способной максимально социально адаптироваться, самореализоваться и, таким образом, формировать профессиональную идентичность
Уровни формирования профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена обусловлены такими внешними факторами, как профессиональное обучение в процессе психологического сопровождения, профессиональная среда, и такими внутренними факторами, как профессиональное самосознание, самоактуализация, под влиянием которых трансформируется Я-концепция и формируется профессиональная идентичность Критериями в определении уровней формирования профессиональной идентичности (низкий, средний, высокий) у будущих медицинских работников среднего звена являются показатели развития компонентов профессиональной идентичности: когнитивного, эмотивного, мотиваци-онно-волевого, коммуникативного и креативно-рефлексивного
Статья поступила в редакцию 25.04.2019 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурылева Л. В . , Белозерова Л. А . Направления профилактики социально-психологической дезадаптации студентов в процессе профессионализации в вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8 .№ 12-2. С. 55-61.
2. Ермолаева Е . П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51-59 .
3. Каташев В. Г. Изучение учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов . М. , 2016. 94 с.
4. Леонтьев А. Н . Деятельность, сознание, личность . М. , 1975. 304 с.
5 . Макоева А. Ю . Психологическое сопровождение формирования профессиональной
идентичности у будущих медицинских работников среднего звена. Нальчик, 2017. 45 с.
6 . Макоева А. Ю . , Накохова Р. Р. Особенности психологического сопровождения фор-
мирования профессиональной идентичности у будущих медицинских работников среднего звена. М. , 2017. 210 с.
7 . Накохова Р. Р. Психологическое сопровождение выбора профессии у старшеклассни-
ков . М. , 2011. 186 с.
8 . Поддубная Т. К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосо-
знания студентов-психологов в процессе обучения М , 2008 167 с
9 . Пухно П . С. Формирование профессиональной идентичности курсантов и слушате-
лей в период обучения в образовательных организациях МВД России // Общество и право. 2018 . № 4 (66). С 181-184.
10 . Терешкина И . Б. Социально-психологические аспекты профессионального становле-
ния практических психологов на этапе обучения в вузе: дис. ... канд . психол . наук. СПб. , 2000. 198 с.
11. Schneider R. A Test too far //OECD Observer.- 2004. -№ 242.- P. 12-15. 2004.
12. Tajfel H. Social identity and intergroup relations . Cambridge, 1982. 528 p.
13. Ericson E. H . Identity, youth and crisis. New York, 1968. 235 p.
1. Guryleva L. V. , Belozerova L. A. [Directions of prevention of socio-psychological disadaptation of students in the process of professionalization at the university]. In: Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)], 2017, vol. 8, no. 12-2, pp. 55-61.
2. Ermolaeva E . P. [Professional identity and marginalized: concept and reality]. In: Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2001, vol. 22, no. 4, pp. 51-59 .
3. Katashev V. G . Izucheniye uchebnoi motivatsi i professional'noi identichnosti studentov [Studying students' academic motivation and professional identity], Moscow, 2016. 94 p .
4. Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality], Moscow, 1975. 304 p.
5 . Makoeva A. Yu. Psikhologicheskoe soprovozhdenie formirovaniya professional'noi
identichnosti u budushchikh meditsinskikh rabotnikov srednego zvena [Psychological support of professional identity formation in future medical workers of an average level] Nalchik, 2017. 45 p.
6 . Makoeva A. Yu. , Nakokhova R. R. Osobennosti psikhologicheskogo soprovozhdeniya
formirovaniya professional'noi identichnosti u budushchikh meditsinskikh rabotnikov srednego zvena [Features of psychological support for the of professional identity formation in future medical workers of an average level], Moscow, 2017 .210 p .
7 Nakokhova R R Psikhologicheskoe soprovozhdenie vybora professii u starsheklassnikov [Psychological support of career choices at high school]. Moscow, 2011. 186 p .
8 . Poddubnaya T. K. Dinamika kognitivnykh komponentov professional'nogo samosoznaniya
studentov-psikhologov v protsesse obucheniya [Dynamics of cognitive component of professional identity of psychology students in the academic process], Moscow, 2008. 167 p.
REFERENCES
9 . Pukhno P. S . [The formation of professional identity of cadets and students during the
period of study at educational institutions of the MIA of Russia], In: Obshchestvo i pravo [Law and society], 2018, no. 4 (66), pp. 181-184.
10 . Tereshkina I . B . Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty professional'nogo stanovleniya
prakticheskikh psikhologov na etape obucheniya v vuze: dis. ... kand. psikhol. nauk [Socio-psychological aspects of professional formation of practical psychologists at the stage of studying at high school: PhD thesis in Psychological sciences], St. Petersburg, 2000. 198 p.
11. Schneider R. A Test too far. In: OECD Observer, 2004, no. 242, pp. 12-15 .
12. Tajfel H . Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982. 528 p.
13. Ericson E . H . Identity, youth and crisis . New York, 1968. 235 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Макоева Аида Юрьевна - преподаватель Кабардино-Балкарского университета им . Х. М . Бербекова, аспирант кафедры философии и гуманитарных дисциплин СевероКавказской государственной гуманитарно-технологической академии; e-mail: a928690@mail.ru;
Накохова Рида Рашидовна - доктор психологических наук, профессор СевероКавказской государственной академии; e-mail: rid. r_nakoh@list. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Aida Yu. Makoeva- Lecturer at the Kabardino-Balkarian University named after Kh. M . Berbekov, post-graduate student of the Department of philosophy and humanities, North Caucasus State Academy of Humanities and Technology; e-mail: a928690@mail ru;
Rhidah R. Nakokhova - Doctor of Psychology, Professor, North-Caucasian State Academy; e-mail: rid. r_nakoh@list. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Макоева А. Ю . , Накохова Р Р Психологические особенности формирования профессиональной идентичности у медицинских работников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019 . № 2. С. 25-35.
DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-25-35
FOR CITATION
Makoeva A. Yu. , Nakokhova R. R. Psychological features of medical professionals' professional identity formation . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no 2, рр 25-35
DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-25-35