ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. В. СМОЛЯРЧУК
Автор излагает основные подходы к психолого-педагогическому сопровождению профессионального роста психолога. Особое внимание уделено учебно-производственной практике в вузе как средству личностно-профессионального развития студентов. В статье представлен опыт сотрудничества вуза и института повышения квалификации.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, учебно-производственная практика, профессиональное развитие.
Процесс модернизации системы образования в России сопровождается появлением новых педагогических технологий в системе непрерывной подготовки специалистов, которые призваны создать условия для максимальной реализации профессионально-психологического потенциала личности. Приоритетной задачей профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда - компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Эти требования особенно актуальны в подготовке психологов в связи с нарастающей потребностью общества в практических работниках. Современный рынок труда требует от психологов университетского кругозора, с одной стороны, и решения конкретных практических задач, с другой стороны. Такая ориентация предполагает систему социально-психологических средств и методов, способствующих профессиональному самоопределению личности психолога, его самоактуализации в ходе формирования его смысложизненной ориентации; адаптированности к новым общественным условиям, реализации собственной профессиональной карьеры.
Практический психолог сегодня приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий и создания максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов (И. В. Дуброви-
на, А. М. Прихожан, Н. С. Пряжников, Н. Н. Толстых и др.) [2; 12; 14].
Сегодня практическая психология постепенно становится фактом общественной жизни. В последние годы она достаточно активно влияет на происходящее, во многом определяет характер со-цио-культурной ситуации в регионе и со всей остротой обозначает проблему качества подготовки к профессиональной психологической деятельности специалистов данного профиля. В этих условиях перед высшей школой стоит задача подготовки психолога, способного не только к концептуальному мышлению, но и к раскрытию и реализации собственного профессионально-лич-ностного потенциала, к рефлексивному управлению собственной профессиональной деятельностью, к преобразованию своей субъективной и предметнопрофессиональной реальности. Становление профессиональной деятельности - сложный и протяженный процесс, отнюдь не завершающийся на студенческой скамье. Максимальное использование потенциала вузовского обучения в целях формирования ряда базовых, прежде всего, познавательных, регуляторных компонентов профессиональной деятельности, позволило нам активно включиться в работу по профессионально-психологическому сопровождению роста специалиста. Сопровождение - это специально организованный процесс взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности, позволяющий осуществить выбор оптимальных условий для своего личностного, профессионального развития и самоопределения, получение квалифицированной помощи в построении собственного индивидуального пути становления, психолого-педагогическая поддерж-
ка. Э. Ф. Зеер определяет психологическое сопровождение профессионального становления как движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, как оказание помощи и поддержки [8].
Мы под психолого-педагогическим сопровождением понимаем систему мероприятий, направленных на создание психологических условий для эффективной профессиональной деятельности студентов и начинающих психологов. Непрерывность образования современного педагога-психолога становится необходимым условием профессиональной самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, формирования высокого уровня мастерства. Все это, в свою очередь, является важнейшим условием индивидуального развития личности педагога-психолога.
Главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показывает, что эта цель может быть реализована только тогда, когда у студентов сформирована психологическая, профессиональная, творческая готовность к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию. Сопровождение профессионального роста педагогов-психологов, педагогов системы основного и дополнительного образования рассматривается нами как целостная структура, в которой отражены компоненты деятельности, направления, специфика, этапы и ведущие содержательные аспекты работы в едином образовательном, информационном пространстве с учетом их взаимосвязи и обусловленности.
Об основных организационно-педагогических направлениях деятельности мы хотим рассказать в этой статье. Анализ основных подходов к проблеме сущности профессионализма (А. А. Бодалев, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина и др.) позволил заключить, что профессионализм человека это не только достижение им высоких профессиональных результатов производительности труда, но и наличие психологических компонентов [3; 9; 10]. Такой подход к категории профессионализма позволяет рассматривать ее в деятельностном и личностном проявлениях, что согласуется с важнейшим методологическим принципом единства деятельности и личности. Это особенно значимо для понимания профессионализма психолога. Если для многих видов профессиональной деятельности можно абсолютно четко разграничить сферу «профессиональных» и «личностных» качеств специалиста, то в практической психологии эти две области значи-
тельной мере пересекаются и объединяются, находясь в тесной взаимосвязи друг с другом и взаимозависимости. По мнению А. А. Деркача, В. Г. За-зыкина, А. К. Марковой, профессионализм практического психолога - это интеграция «деятельностных» (профессиональная компетентность, квалификация, профессиональные навыки и умения, результативность и эффективность труда) и «личностных» (профессионально важные личностные качества, адекватные самооценка и уровень притязаний, мотивационная сфера и ценностные ориентации, уровень саморегуляции, стремление к развитию и самореализации средствами профессии) характеристик [6]. В нашем исследовании понятия «профессионализм» «профессиональное развитие» используются как синонимы.
А. А. Бодалев, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов,
Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова достаточно глубоко изучили проблему личностно-профессионального развития в период обучения в вузе.
Личностно-профессиональное развитие специалиста в системе высшего образования - это поэтапный и динамичный процесс вхождения студента в профессию. Он включает в себя совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, моделей, алгоритмов и технологий, а также реализующих их преподавателей. Иначе говоря, эта система предполагает совокупность взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих выполнение социального заказа на подготовку психологов-профессионалов и достижение ими личностно-значимых жизненных целей.
Таким образом, личностно-профессиональное развитие психолога можно определить как непрерывный процесс индивидуальных, личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих под влиянием соответствующих обучения, воспитания, социализации и самосовершенствования, обеспечивающих не только усвоение знаний, специальных технологий, но, прежде всего, формирование профессионально значимых качеств. Среди многочисленных аспектов развития профессионализма будущих психологов не нашла отражение принципиальная возможность развития профессионально ориентированной деятельности студентов в процессе практики. При этом феномен педагогической практики исследован достаточно полно. Педагогическая практика, как форма организации учебного процесса, ее роль в профессиональном образовании, становлении и развитии будущих учителей исследована и обоснована в многочисленных научных трудах. Практика - это неотъемлемый компонент образовательного процесса, цель которого - научить студентов
самостоятельно применять в профессиональной деятельности научно-теоретические знания и практические навыки [1; 4; 5].
Однако, как показала научно-педагогическая деятельность вуза, целый ряд аспектов развития профессионализма психолога в процессе практики нуждается в изучении и дальнейшем исследовании: будущие психологи нечетко представляют компоненты своей профессиональной деятельности; у них слабо сформировано представление об этапах профессионального творчества; в структуре практики не выделены компоненты, требующие применения творческих способностей студентов; недостаточно исследован творческий потенциал включения в структуру практики механизмов рефлексии студентов в аспекте развития их профессионального творчества.
Вышесказанное позволяет предположить, что большее значение в профессиональной подготовке будущего психолога имеет учебно-производственная практика. Именно на практике формируются ориентиры, направленные на организацию рефлексивно-оценочной, индивидуально-творческой и прогностической деятельности. Будущий специалист в период практики может объективно оценить уровень овладения теоретическими знаниями и прогнозировать дальнейшее их использование в практической деятельности.
Психологическая практика представляет собой обязательный этап практического обучения студентов по избранной профессии, логическое продолжение усвоения практических психологических знаний и теоретических научных позиций, фундамент которых закладывается при изучении общих и специальных дисциплин.
На протяжении многих лет наши студенты отрабатывают, закрепляют профессиональные важные знания, умения и навыки, которые они приобрели на протяжении обучения в вузе в период практик. Концептуальное построение практики основывается на идеях системности и преемственности содержания заданий от курса к курсу, а также на постепенном углублении освоения деятельности психолога во всем многообразии ее функций.
Существенное значение в согласованности различных направлений психологической практики играет ее планирование. Были конкретизированы задачи практики; учтено единство всех видов практик; гибкость планирования, возможность внесения корректив по ходу деятельности. Содержание практики мы определили функциями психолога в образовательных учреждениях различных типов, формирующих практические на-
выки, необходимые для базовых видов деятельности, среди которых:
- Научно-методическая работа - будущему психологу необходимо научиться владеть современными теоретическими знаниями в области психологии человека, психологии личности, психологии развития, общими теоретико-методологическими, методическими принципами психологического исследования.
- Психологическая диагностика - психолог организует и проводит психодиагностические исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный эмпирический материал, составляет психологическое заключение.
- Прогнозирование - полученные в диагностическом обследовании данные используются для прогнозирования перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его нормального хода.
- Психологическое консультирование - оказывать помощь путем расширения возможностей самореализации и адаптации личности. Полученные в психодиагностическом исследовании данные доводятся до сведения самого обследуемого и (или) лиц, заинтересованных в них (родителей, учителей, воспитателей, других специалистов) с целью определения наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон, ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и межличностных конфликтов. При этом необходимо неукоснительное соблюдение этических норм.
- Просвещение - полученные в диагностическом исследовании данные могут быть использованы для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, с лицами, участвующими в воспитательном и образовательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.
- Психодиагностическая экспертиза - психолог участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик и их результативности, а также выявление индивидуальных ограничений использования, представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.
Содержание социально-психологического сопровождения учебно-производственных практик
включало в себя: разработку учебно-методических материалов и практических рекомендаций по повышению качества и эффективности личностно-профессионального развития студентов; подготовки рекомендаций и предложений по их использованию в учебном процессе вуза. По организации содержания практик изданы учебно-методические пособия: «Учебно-производственная
практика», «Педагогическая практика», «Практика: производственная, педагогическая и преддипломная». Большое внимание уделено подбору базовых учреждений для прохождения практики; выбору курсового и группового руководителя, имеющего опыт практической деятельности.
Практика на 2 курсе является по большей части ознакомительной, закладывающей основы как профессионально важных качеств специалиста, так и знакомящей студентов со всеми видами работ практического психолога.
Учебно-производственная практика на 3 курсе предполагает овладение студентами следующими профессиональными умениями:
1) формирование психодиагностических умений и навыков (умение работать с эмпирическим материалом; умение организовать и провести исследование; умение выбрать методики, адекватные возрастным особенностям и целям диагностики);
2) развитие психодиагностического мышления (анализ полученного эмпирического материала в контексте общих психологических закономерностей; формулирование психологического диагноза, составление психологических рекомендаций для коррекционно-развивающей работы).
Основными задачами практики на 4 курсе являются:
1. Самостоятельное проведение психодиагностического обследования в соответствии с поставленной целью; анализ, интерпретация и написание развернутого заключения по полученным эмпирическим материалам.
2. Определение проблем в развитии испытуемого, составление и проведение комплексной коррекционно-развивающей программы.
3. Использование психодиагностических данных для прогноза психического развития.
4. Развитие навыков взаимодействия с коллегами в процессе организации и проведения психологической практической работы.
5. Развитие самостоятельности и ответственности при решении практических задач.
В ходе производственной практики студенты 5 курса углубляют первичный опыт профессиональной деятельности, который был ими получен на предшествующих годах обучения. Она является
логическим завершением предшествующей теоретической и практической подготовки студентов в процессе освоения учебных дисциплин. Два основных направления прохождения производственной практики - диагностическое и психокоррекционное. Задачами этого вида практики являются:
1. Освоение и закрепление профессиональных знаний и умений в ходе выполнения работ на базе производственной практики, в условиях максимально приближенных к реальной деятельности практического психолога. При этом важно не только решение конкретных практических задач, но и участие в профессиональной жизни коллектива базы практики, в частности, в психологических конференциях, анализах проблемных случаев, педагогических советах, родительских собраниях.
2. Формирование навыка перевода запроса педагогов, врачей и других клиентов на язык профессиональных психологических задач.
3. Тренировка умений проведения психодиагностического обследования и оформления результатов обследования при написании психологического заключения.
4. Разработка программы индивидуальной психокоррекционной работы в учреждении в соответствии с актуальным запросом.
5. Проведение индивидуальной или групповой психокоррекционной работы (с предоставлением программы занятий).
6. Оказание психологической консультативной помощи по результатам обследования.
7. Формирование умений профессионального взаимодействия с коллегами и представителями смежных специальностей: педагогами врачами.
Освоение всех указанных направлений практической и научно-методической работы обеспечивает постановку теоретически обоснованного объективного психологического диагноза как развернутого описания актуальных и потенциальных возможностей человека в конкретных условиях жизнедеятельности и развития.
Тесное сотрудничество и взаимодействие сложилось у студентов Академии психологии и управления с педагогическими коллективами учреждений социальной психолого-педагогической направленности (образовательные и социальнореабилитационные) города и области. Органичное включение практик в учебный процесс и их непрерывный характер дает будущим профессиональным психологам необходимые навыки адаптации к работе в различных учреждениях и возможность овладеть методами и способами реализации профессиональной деятельности. Разработанная на кафедре возрастной и педагогической психологии
система практик направлена на формирование и развитие профессиональной рефлексии, когда для будущего специалиста предметом его размышлений становятся средства и методы собственной профессиональной деятельности, процессы выработки и принятия практических решений, анализ психологических затруднений. Психологическая практика является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов, позволяет студентам приобрести профессиональные и личностные качества, а у педагогов-психологов базовых учреждений формирует потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Процесс профессионального роста понимается нами постепенное приобретение профессионально значимых характеристик и овладение социально-профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями. Но профессиональное развитие не может происходить в отрыве от общего развития человека, поэтому включает все компоненты целостного развития личности. Мы принимаем участие в повышении квалификации педагогов-психологов различных категорий и уровней квалификации. Сотрудничество с областным институтом повышения квалификации работников образования позволяет эффективно использовать вариативные формы: мастер-класс, авторский курс, спецкурс, базовый курс. Нами разработаны разделы и темы курсов «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «Неблагоприятные психические состояния», «Начальная школа в условиях модернизации образования», «Организация воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования», «Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовании», «Компетентностный подход в профессиональной деятельности педагога-психолога: теория и практика». Лонгитюдное исследование педагогов-психологов нашего региона, закончивших ТГУ им. Г. Р. Державина, позволяет констатировать, что повышается уровень как деятельностно-ролевых характеристик компетентности (знаний, умений и навыков), так и совершенствуются отдельные личностные (профессионально важные) качества. Значительно возросли показатели эмпатии, потребности в достижениях, повысился уровень коммуникативных и организаторских склонностей. В процессе послевузовского обучения получили развитие такие рефлексивные навыки, как склонность к интернальному контролю, рост уверенности в себе, самоприятие, самопонимание, самоинтерес и др. Разработка и апробация технологии совершенствования профессио-
нальной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК достаточно полно раскрыта в исследовании Т. В. Заморской [14].
Ежегодное участие в профессиональных конкурсах, творческих смотрах, фестивалях, презентациях способствует укреплению связи между теорией и практикой. Областной конкурс «Педагог-психолог года» позволяет не просто увидеть профессиональную деятельность на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях, а деятельность по изменению, преобразованию существующего опыта. Конкурс профессионального мастерства - одна из форм педагогического профессионального общения педагогов-психоло-гов как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения личност-но значимых потребностей в «приращении» недостающих компетентностей и переводе их в практическую деятельность; интеллектуальное соревнование в профессионализме, средство развития их творческого потенциала. Через все этапы конкурса проходят умения педагогов-психологов решать нетиповые задачи; реализовать психолого-педагоги-ческие идеи и способы работы; профессиональная компетентность; способность работать с аудиторией взрослых; владение техниками убеждения; степень готовности к распространению собственного педагогического опыта; гибкость владения материалом; коммуникативная культура. Конкурсы мастерства обладают уникальной атмосферой сотрудничества и сотворчества, активного обмена творческими идеями. Включенность студентов в работу конкурсов влияет на становление индивидуальности, обогащение их творческого потенциала, расширяет представления о роли и возможностях профессии, о психологической науке, акцентирует внимание на ее ценностной составляющей, развивает профессиональную пластичность, шлифует психологическую технику. Победители конкурсов (наши выпускники) в течение многих лет принимают на практику студентов старших курсов, передавая им свой опыт.
Долголетнее сотрудничество с кафедрой педагогики и психологии Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования позволило нам издать ряд пособий: «Теоретико-прикладные аспекты преподавания психологии в школе»; «Диагностические методы в практике педагога-психолога»; «Организация психологической практики в учреждениях образования»; «Проблемы детства»; «Коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей в условиях депривации».
Работа в Тамбовском региональном отделении Федерации психологов образования России способствует развитию практической психологии образования и психологической службы как фактора модернизации образования в Тамбове и Тамбовской области, содействию формирования единого информационного пространства психологов региона. Наиболее значимыми являются следующие направления в нашей деятельности:
- Психологическая помощь участникам образовательного процесса. Постоянно нами проводятся консультации, направленные на преодоление психолого-педагогических проблем в различных социальных ситуациях, по оказанию помощи в выборе образовательных маршрутов с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей детей.
- Повышение профессиональной компетентности специалистов психологической службы. В нашем регионе мы участвуем в повышении квалификации специалистов системы образования, в программах родительского всеобуча, в пропаганде психологических знаний.
Преподаватели кафедры, сотрудничая с ФПО России, выступают на Национальных конференциях в Москве, съезде психологов образования России, являются экспертами экспериментальных программ и проектов. Пятый год члены регионального отделения принимают активное участие в ежегодных научных конференциях «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций», которые проводит кафедра педагогической и возрастной психологии.
Проблемы профессионального роста наилучшим образом решаются только в логике непрерывного образования, обеспечивающего единство вузовского и поствузовского этапов развития и функционирования специалиста. Процесс личностно-профессионального развития является оптимальным, если психолог на всех этапах профессиональной социализации принимает избранную профессию как приоритетную жизненную ценность; выбирает образовательные траектории и пути решения задач профессионального становления; продуктивно взаимодействует с преподавателями; вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, основанный на осознании своей уникальности, самоценности и установки на са-моизменение, саморазвитие; совершенствует свою профессиональную квалификацию, повышает личностный и профессиональный потенциал.
Использование непрерывной системы социально-психологического сопровождения позволило повысить общий уровень готовности к пред-
стоящей профессионально деятельности и совершенствовать профессиональную компетентность в последующие годы.
Литература
1. Абдуллина О. А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие. М., 1990.
2. Андреева А. Д. Психологическая служба в современном образовании. СПб., 2009.
3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.
5. Гребенюк Т. Б. Научно-методическое обоснование и обеспечение педагогической практики студентов педагогического. Калининград, 1999.
6. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000.
7. Заморская Т. В. Профессиональная компетентность педагогов-психологов: особенности совершенствования в условиях. Тамбов, 2004. С. 41.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.
9. Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
10. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
12. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. М., 2008.
13. Пряжникова Е. Ю. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога. М., 2001.
14. Рубцов В. В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. 2007. № 1. С. 69-82.
* * *
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL
DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGIST IN TERMS OF CONTINUING EDUCATION
I. V. Smolyarchuk
Author formulates the basic approaches to psychological-pedagogical support of career psychologist. Emphasis is on training and work experience in higher education as a means of personal and professional development of students. The article reflects the experience of cooperation of higher education facility and facility of continuing education.
Key words: psychological-pedagogical support, training and work experience, professional development.