качество. Улучшение качества образовательного процесса, в свою очередь, повлечет за собой необходимость более глубокого анализа образовательных программ и внесения в них известных изменений и дополнений, что в конечном итоге будет гарантированно способствовать достижению цели профессионального обучения — формированию подготовленного к самостоятельной производственной деятельности компетентного специалиста.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет организовать самостоятельную работу студентов на совершенно ином качественном уровне. Однако при этом следует придерживаться принципа разумного сочетания используемых методов и средств, поскольку, несмотря на достаточно широкие возможности и преимущества, информационные технологии все же не могут полностью заменить преподавателя и книгу [1].
Библиографический список
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. — М. : Академия, 2001. — 272 с.
УДК 377/371 Л. С. Посадских, преподаватель Челябинского
педагогического колледжа № 1 (ЧПК № 1), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
В статье освещается опыт использования проектной технологии в рамках различных видов производственной практики студентов педагогического колледжа. Особое внимание автор обращает на целесообразность использования данной образовательной технологии при формировании отдельных компетенций (общих и профессиональных) согласно ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, проектная технология, компетенция, компетентность.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует принципиально новых подходов к профессиональному образовательному процессу. Современная система педагогического образования призвана подготовить компетентного специалиста, способного проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. В образовательном процессе у студентов СПО формируются и развиваются профессиональные компетенции, определяющие готовность к педагогической деятельности. Под компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей [1].
Необходимость становления профессиональной педагогической компетентности в педагогическом образовании рассматривается в работах В. А. Адольфа, Ю. В. Варданяна, Э. Ф. Зеера, Л. А. Петровской. Эти и многие другие исследователи раскрывают специфику профессионального образования в становлении профессиональной компетентности педагога. Э. Ф. Зеер рассматривает компетенции как следующие социально значимые и профессиональные качества обучаемых: умение жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе; развитие способности к совместной деятельности; умение предупреждать конфликты [2].
Наиболее благоприятное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста осуществляется в условиях подготовки к организации проектной деятельности студентов,
ведущей к получению продуктов, носящих творческий характер и отражающих личностные достижения каждого участника. Разработкой и анализом основ проектной деятельности, изучением особенностей ее организации занимались Е. М. Борисова, Н. Ю. Ерофеева, В. В. Копылова, О. Е. Ломакина, В. М. Монахов, Т. А. Новикова, Н. В. Тарасова и др. [3-7].
В условиях реализации ФГОС среднего профессионального образования третьего поколения особое значение приобретают различные виды производственной практики. Практическая деятельность студентов — это базисная основа становления его профессионализма. Качественными результатами практической деятельности студента можно назвать комплекс общих и профессиональных компетенций: гуманность, саморазвитие, самопознание, творчество.
Студентам Челябинского педагогического колледжа № 1 предоставляется возможность выбора формы прохождения психолого-педагогической и внеурочной практики в режиме проектной деятельности. Проектный метод предполагает определение направления и содержания проектной идеи, отход от авторитарного стиля взаимодействия его участников, предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Качество подготовки студентов к реализации проектной деятельности обеспечивается за счет организации методического сопровождения. Основной формой организации сопровождения на всех этапах является консультация, содержание и организационная структура которой определяется в соответствии с задачами конкретного этапа.
Технология методического сопровождения включает в себя несколько этапов (по Д. Иванову).
Задача первого этапа — создание условий для самоопределения студентов в проектном пространстве осуществляется в процессе презентации возможных и имеющихся проектных идей студентов и преподавателей.
В результате прохождения второго этапа идея студентов по реализации проекта в период практики культурно оформляется в соответствии с нормами проектной деятельности.
Основная часть подготовки осуществляется на третьем этапе, когда студенты в проектных командах работают над разработкой содержания своего авторского проекта. На этом этапе поддержку студенты получают в режиме кон -сультаций по дополнительным знаниям методического характера, необходимым при разработке содержания проекта.
Заключительный этап сопровождения подготовки студентов к реализации проектов предполагает процедуру экспертизы на основании общественной презентации и защиты разработанных проектов.
В ходе осуществления проектной деятельности студенты-практиканты становятся действительными организаторами совместной работы, что способствует переходу к целесообразному сотрудничеству с учащимися, учителями, родителями, методистами по практике. Наличие такой формы прохождения практики дает возможность выбора студентом собственной траектории профессионального становления, развития самостоятельности и ответственности, что не только отвечает интересам образовательного учреждения, но и способствует формированию профессиональной компетентности будущего педагога. Студенту в проектной деятельности отводится активная роль, смысл которой можно представить следующим образом: он координирует процесс проектной деятельности; инициирует, стимулирует участников; является источником информации; осуществляет анализ проектной деятельности; подготавливает дидактический материал.
Проектная деятельность — это период осмысления и формирования общих и профессиональных компетенций. Рассмотрим показатели выраженности компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
ОК 4, ПК 4.1, ПК 5.1.
1. Осуществляет выбор различных информационных источников для поиска диагностического инструментария.
2. Использует диагностический инструментарий в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
ОК 5, ОК 7, ОК 11, ПК 3.1.
1. Вступает во взаимодействие с учащимся, сотрудничает с методистами по практике и учителями.
2. Свободно излагает материал, инструктируя учащихся при работе с диагностическим инструментарием (тестами, анкетами).
3. Оформляет протокол исследования.
4. Использует данные исследования при планировании содержания проектной работы.
ОК 2, ОК 6, ПК 1.4, ПК 4.4.
1. Осуществляет рефлексию процесса и результатов собственной деятельности в русле проблемно ориентированного анализа.
2. Оформляет документы по психолого-педагогической практике.
3. Принимает активное участие в анализе и обсуждении итогов практики.
ОК 10.13.
1. Создает оптимальные для здоровья и развития учащихся условия организации проектной деятельности.
Проектная деятельность строится на следующих принципах:
1) принцип открытости;
2) принцип привлекательности будущего дела;
3) принцип деятельности;
4) принцип свободы участия;
5) принцип обратной связи;
6) принцип сотворчества;
7) принцип успешности.
Проектная деятельность предлагает использование следующих методов:
- психодиагностические процедуры;
- дискуссионный метод (обсуждение содержания занятий, выбор методических приемов, способов, форм);
- групповой метод (проектирование процесса, ситуации, моделирование психологического образа);
- метод исследования и анализа научной литературы.
Перечисленные методы стимулируют профессиональное становление, развивают творческую интуицию, формируют индивидуальный педагогический стиль, повышают уровень профессиональной готовности к реализации психолого-педагогических задач в проектной деятельности.
Этапы осуществления проекта:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
Методическое сопровождение
- подведение итогов;
- корректировка.
Формы проведения занятий в рамках проекта:
- психологические, интерактивные, ролевые игры;
- викторины;
- конкурсы сочинений, рисунков, поделок, стенгазет;
- фотовыставки, выставки поделок;
- рассказывание и сочинение сказок;
- импровизированные сценки;
- мозговой штурм;
- изготовление газеты;
- опросы;
- анкетирование.
Занятия строятся в следующей последовательности: мотивация, определение темы, осуществление процесса целеполагания в рамках предложенной темы, обозначение в содержании главного, анализ содержания в соответствии с наличием теоретических знаний, практических умений учащихся.
Осуществляется выбор формы занятия, диагностических методик, отбор методов, способов, приемов, творческих заданий.
Психолого-педагогическая внеурочная практика в проектном режиме осуществляется в течение двух семестров. Подготовка студентов-практикантов сопровождается теоретическими и практическими занятиями: семинары, практические занятия, деловая игра, тренинг, просмотр и анализ видеоматериалов. Консультации (методическое сопровождение) проводятся два раза в месяц, по два часа в течение первого и второго семестра учебного года.
Примерный календарно-тематический план организации методического сопровождения практики в проектном режиме приведен в таблице 1.
Таблица 1
практики в проектном режиме
№ Тема Форма занятия Часы Сроки
1 Цели и задачи психолого-педагогической практики. Гуманистическая направленность проектной деятельности самопознания и саморазвития младшего школьника Консультация, семинар-практикум 2 сентябрь
2 Специфика методов и форм воспитательной работы в период психолого-педагогической практики. Нестандартные занятия по проблемам самопознания Деловая игра 2 сентябрь
3 Педагогическое общение и его компоненты. Профессиональные техники и приемы общения учителя на занятиях по самопознанию учащихся Коммуникативный тренинг 2 сентябрь
4 Диагностические умения студентов-практикантов. Направление диагностической работы (отбор диагностических методик) Практическая работа 2 октябрь
Окончание таблицы 1
№ Тема Форма занятия Часы Сроки
5 Коррекция и развитие личности ребенка на уроках самопознания (разработка комплексов методов, приемов, направленных на коррекцию самооценки), снижение тревожности, агрессии, формирование мотивации на самопознание Практическая работа, деловая игра 4 ноябрь
6 Психологические основы саморегуляции учителя и ученика Тренинг 2 ноябрь
7 Роль педагогического сотрудничества и межличностных отношений учащихся в самопознании личности (анализ и просмотр видеоматериалов) Практическая работа 2 декабрь
8 Педагогическая эмпатия: развитие толерантности, эмоциональная воспитанность, культура чувств учителя Семинар-практикум 2 декабрь
9 Специфика методов и форм: игровое проектирование, групповая работа, решение проблемных ситуаций, игра-путешествие Деловая игра 2 январь
10 Ситуация успеха в процессе самопознания Тренинг 2 февраль
11 Понятие обратной связи и механизмы ее действия Деловая игра 2 март
12 Роль рефлексии в формировании умений и навыков самопознания Практическая работа 2 апрель
13 Рефлексивные задания по выявлению уровня сформированности общих и профессиональных компетенций в проектной деятельности Практическая работа 2 май
Диагностика студентов в рамках проектной деятельности:
- выявление динамики формирования социально-психологической компетентности;
- выявление мотивации личностного и профессионального роста, саморазвития и актуализации потенциала;
- определение преобладающего стиля педагогического общения будущего учителя;
- определение личностно-смысловых установок, стремление к сотрудничеству.
Формой подведения итогов практики в ЧПК № 1 является конференция, где студенты демонстрируют полученный опыт и результаты реализации как проекта, так и педагогической деятельности в целом.
Подведение итогов реализации проекта в ЧПК № 1 осуществляется на конференции; студенты готовят творческий отчет, оформляют отчетную документацию, выполняют диагностические задания по выявлению уровня сформированности общих и профессиональных компетенций в проектной деятельности.
Рефлексивные задания.
Задание № 1.
Поставь на каждой строке «+» в том месте, где вы считаете нужным.
Оцените свое отношение к выполнению творческого проекта по предложенным шкалам.
При выполнении творческого проекта я считаю его:
- однообразным; - разнообразным;
- интересным; - скучным;
- желательным; - нежелательным;
- легким; - трудным;
- нужным; - ненужным;
- простым; - сложным;
- полезным; - бесполезным.
Задание № 2.
Выберите только один вариант ответа, отметьте его знаком «+».
Какой этап проектной деятельности оцениваете относительно себя как более результативный?
I. Подготовка проекта.
II. Выполнение и оформление проекта.
III. Презентация проекта.
Задание № 3.
Выберите только один вариант ответа, отметьте его знаком «+».
Оцените свое участие в проектной деятельности:
а) участвую с удовольствием;
б) не очень нравится;
в) совсем не нравится;
г) не знаю, мне все равно.
Презентация проектов.
Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а возможо, и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Формы презентации проекта могут быть различными: деловая игра, творческая игра; демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий; телепередача.
ФИО студента:_ Специальность:_ Группа, курс:_
База практики:_ ФИО методиста:
Рейтинг-лист деятельности студента, работающего в режиме проектной деятельности
Вид ОК Вид ПК Признаки проявления компетенций Оценка
Самооценка Оценка методиста
ОК 4 ПК 4.1, ПК 5.1 1. Самостоятельно осуществляет выбор различных информационных источников для поиска материала к уроку
2. Составляет содержание урока в соответствии с возрастными особенностями
ОК 5, ОК 7, ОК 11 ПК 3.1 3. Вступает во взаимодействие с учащимся, педагогами
4. Свободно излагает материал, инструктируя учащихся при работе
5. Составляет и грамотно оформляет конспект урока
6. Использует данные содержания при составлении презентации к занятию
ОК 5 ПК 1.2 7. Проектирует методы и приемы личностного и интеллектуального развития обучающегося в соответствии с поставленными целями и задачами
8. Организует и проводит исследование личностного и интеллектуального развития обучающегося
9. Организует коммуникативное пространство (установлен контакт с классом, знает учащихся по именам, проявляет педагогический такт, использует опыт учащихся в ходе обсуждения проблем по теме урока)
ОК 2, ОК 6 ПК 1.4, ПК 4.4 10. Осуществляет рефлексию процесса и результатов собственной деятельности и учащихся в русле проблемно ориентированного анализа
11. Оформляет документы по психолого-педагогической практике
12. Принимает активное участие в обсуждении итогов практики, презентации собственных результатов
ОК 10 13. Создает оптимальные для здоровья обучающихся условия организации взаимодействия учащихся
Общий балл:
Отметка:
Рис. 1. Рейтинг-лист оценки деятельности студента на психолого-педагогической практике
Контроль работы практикантов и отчетность.
Для оценки результатов проектной деятельности студентов используются такие методы, как:
- наблюдение за студентами в процессе работы и анализ качества отдельных видов работы;
- анализ отчетной документации студентов;
- анкетирование студентов по подготовленности к практической деятельности.
Учет и оценку деятельности осуществляют методисты практики.
Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого подхода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества отчетной документации и трудовой дисциплины.
Критерии выставления итоговой оценки по практике в режиме проектной деятельности.
Отметка отлично выставляется студенту, который самостоятельно проводит работу с учащимися: целесообразно выбирает формы проектной работы и способы организации деятельности
учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Обладает организаторскими способностями, широтой кругозора и эрудицией, умением использовать идеи педагогов-новаторов.
Отметка хорошо ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период проектной деятельности практики программу, проявил умения определять и решать задачи проектной работы, опираясь на теоретические знания по изученным дисциплинам, но допускал незначительные ошибки в определении целей и выборе методов воспитания, затрудняется в решении педагогических задач.
Отметка удовлетворительно ставится студенту, который в основном выполнил программу проектной деятельности, однако не обнаружил глубоких теоретических знаний, не в полной мере овладел умением их применять, допускал ошибки в планировании и проведении отдельных видов работ.
Отметка неудовлетворительно выставляется студенту, который не выполнил основных задач проектной деятельности, имеет слабые теоретические знания и не овладел умениями ставить и решать конкретные исследовательские задачи, не научился устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися и педагогами.
Рейтинг-лист оценки деятельности студента на психолого-педагогической практике в режиме проектной деятельности показан на рисунке 1.
Для оценки используется четырехбалльная шкала:
• 0 баллов — качество отсутствует;
• 1 балл — качество проявляется слабо;
• 2 балла — качество проявляется в достаточной мере в большинстве ситуаций;
• 3 балла — качество проявляется в полном объеме всегда.
Библиографический список
Исходя из общей суммы баллов выставляется отметка:
• 5 — 35-39 баллов;
• 4 — 29-34 балла;
• 3 — 23-28 баллов;
• 2 — 22 и менее баллов.
Результаты диагностики успешности
студента-практиканта ЧПК № 1 в выполнении проекта «Я и моя школа» (2013/14уч. г.):
1) уровень осмысления проблемы и формулирования цели проекта/исследования (высокий — 60 %; средний — 40 %; низкий — 0 %);
2) уровень организации и проведения презентации проекта (высокий — 50 %; средний — 40 %; низкий — 10 %);
3) уровень творческого подхода в подготовке объектов наглядности презентации (высокий — 60 %; средний — 35 %; низкий — 0,5 %);
4) уровень владения рефлексией (высокий — 60 %; средний — 40 %).
Выводы.
1. В условиях проектной деятельности студент-практикант становится активным организатором совместной работы учащихся. Проектная деятельность способствует целесообразному сотрудничеству студентов, методистов по практике, учителей школы и учащихся.
2. Проекты и проектная деятельность служат средством развития творческой активности, способности к анализу ситуаций и постановке задач, умения нестандартно решать проблему.
3. В процессе наблюдения и самонаблюдения, в рефлексивных процессах установлено, что у студентов, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация в целом выражена выше.
4. Наибольшие изменения произошли в способностях студентов и учащихся генерировать большое количество идей и применять различные коммуникативные стратегии.
1. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. Иванов. — М., 2007.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2009. — 240 с.
3. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компе-тентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3-13.
4. Бухтиярова, И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / И. Н. Бухтиярова //Школьные технологии. — 2001. — № 2. — С. 108-114.
5. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология : развитие мотивации [Текст] / В. Васильев // Народное образование. — 2000. — № 9. — С. 177-180.
6. Громыко, Ю. В. Исследование и проектирование в образовании [Текст] / Ю. В. Громыко // Школьные технологии. — 2005. — № 2. — С. 66-69.
7. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е. Н. Землянская // Начальная школа. — 2013. — № 9. — С. 55-59.