Научная статья на тему 'Акмеологическая деятельность студента как условие формирования педагогического мышления'

Акмеологическая деятельность студента как условие формирования педагогического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / STANDARDS OF NEW GENERATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGIC THINKING / ACMEOLOGIC WORK / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленко Ольга Ивановна

Освещена актуальная проблема формирования педагогического мышления и профессионального сознания будущих учителей при прохождении педагогической практики. Условием успешного решения этой проблемы является акмеологическая деятельность, предполагающая осознанное и устойчивое стремление студента как субъекта профессионального развития к достижению высокого уровня профессионализма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is covered the urgent issue of formation of pedagogic thinking and professional consciousness of future teachers in undergoing practical teacher training. The condition of the successful solution of this problem is acmeologic work, which presupposes deliberate and steady students aspiration as the subject of professional development for high professional level achievement.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая деятельность студента как условие формирования педагогического мышления»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.И. МИХАйЛЕНКО (Нальчик)

акмеологическая деятельность студента как условие формирования педагогического мышления

Освещена актуальная проблема формирования педагогического мышления и профессионального сознания будущих учителей при прохождении педагогической практики. Условием успешного решения этой проблемы является акмеологическая деятельность, предполагающая осознанное и устойчивое стремление студента как субъекта профессионального развития к достижению высокого уровня профессионализма.

Ключевые слова: стандарты нового поколения, профессиональная компетентность, педагогическое мышление, акмеологическая деятельность, личностно-профессиональное развитие.

Стандарты нового поколения для высшей школы ориентированы на развитие профессиональной компетентности специалиста, качества его подготовки. Условием успешного решения этой проблемы является формирование педагогического мышления будущего учителя при прохождении педагогической практики. Проблема формирования педагогического мышления будущего учителя, усиливающая стремление педагогов к повышению уровня квалификации и мастерства, на сегодняшний день является важной и значимой. В условиях обновления современного общества, пересмотра ценностей назрела потребность в преподавателе, последовательно и полноценно реализующем социальный и профессиональный эффект образования, способном вырастить поколение, готовое к свободному выбору, творчеству и самореализации.

В контексте акмеологии (Б.Г. Ананьев. A.A. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина) осуществляется изучение условий и факторов движения человека к вершинам профессионализма. Однако такое движение возможно только при наличии соответствующей акмеологи-ческой деятельности - осознанного и устойчи-

вого стремления студента как субъекта своего профессионального развития к достижению высоких уровней профессионализма, полному раскрытию своих ресурсов, максимально возможному на данной ступени общественного и индивидуального развития.

Кроме того, остается открытым и вопрос о воздействии личностных особенностей на процесс формирования акмеологической профессиональной деятельности будущего учителя. Особый интерес в этом плане представляют исследования психолого-акмеологических детерминант данного процесса с точки зрения акмеологического подхода. При этом актуальность проблемы определяется не только научным значением установления направленности и силы воздействия психолого-акмеологических характеристик личности на формирование профессиональной деятельности, способствующей развитию педагогического мышления, но и определением возможностей оптимизации процесса формирования профессиональной деятельности будущего учителя, что создает предпосылки наиболее полной реализации личностного потенциала и позволяет предложить перспективный путь повышения эффективности профессиональной деятельности. Процесс развития педагогического мышления является целенаправленным, интегральным процессом формирования профессиональной и личностной самоответ-ственности, обеспечивающим высокий уровень профессионального мастерства.

Акмеология рассматривает процесс развития педагогического мышления как основополагающий фактор достижения высоких профессиональных результатов и творческого саморазвития. она берет на себя ответственность опровергнуть утвердившийся «бессубъектный» подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеологическая концепция субъекта исходит из двух положений - осознания субъекта как специфического способа организации (качественной определенности человека как целостной системы) и понимания сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся проти-

© Михайленко О.И., 2012

воречий. Не требует доказательства, что порожденная социальными, техническими, природными условиями ситуация вызывает противоречия в самом субъекте и его жизненной стратегии. Таким образом, проблемы акмеоло-гии как интегративной науки и практики связаны прежде всего с новым пониманием субъекта жизнедеятельности как складывающегося, с одной стороны, из природных, психических, личностных, с другой - социальных (во всей конкретности этого понятия) условий функционирования, с третьей - способов их организации. Акмеология содействует субъекту в нахождении оптимального способа организации с учетом реальности, отправляясь от которой любой человек может двигаться к идеалу, пользуясь при этом акмеологическими средствами. Необходимой предпосылкой здесь является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни.

На наш взгляд, будущий учитель как субъект жизнедеятельности с высоким уровнем развития педагогического мышления обладает адекватной профессиональной самооценкой, устойчивым стремлением к саморазвитию, творческому решению педагогических задач, высоким уровнем профессионального мастерства. он испытывает потребность в личностно-профессиональном развитии и понимает необходимость самосовершенствования, цели которого ставит самостоятельно. При этом высокий уровень мастерства достигается за счет минимальных психических, физических и временных затрат. В структуре устойчивых свойств личности доминирует направленность на дело, знание ключевых компетенций.

На основании ключевых компетенций, выделенных Советом Европы, можно выделить следующие компетенции, формирующие педагогическое мышление у будущих учителей: учебные (самостоятельно определять траекторию своего образования; все учебные и самообразовательные проблемы решать самому; уметь соединять отдельные части знания, рассматривать их во взаимосвязи; изучать и перенимать положительный опыт в образовательной среде по собственной инициативе); информационно-методические (уметь самостоятельно работать с литературой, находить и обрабатывать информацию, в том числе

электронную; хорошо разбираться в методах педагогического исследования; владеть технологией изучения и обобщения педагогического опыта); коммуникативные (уметь выступать перед публикой; вести беседу, полемику, дискуссию; управлять своими чувствами, быть уверенным в себе, в последовательности осуществления своих замыслов; уметь устанавливать контакт с разными людьми, улаживать разногласия, конфликты); организаторские (уметь организовывать свою деятельность; самостоятельно принимать решения, моделировать ожидаемый результат; работать в команде; проявлять гибкость, перестраивать свою деятельность в связи с быстрыми изменениями); социально значимые (быть способным работать системно, анализировать и проектировать свою деятельность; применять информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию, самопознанию, самооценке, саморазвитию; иметь представление о здоровом образе жизни и стремиться к нему) компетенции.

В соответствии с указанными выше компетенциями, формирующими педагогическое мышление у будущих учителей, были разработаны критерии оценки урока студента-практиканта, соответствующие следующим уровням:

- профессиональной направленности (интерес к педагогической профессии, доброжелательное отношение к детям, творческое отношение к работе, самостоятельность);

- проявления педагогических знаний, умений и навыков;

- осмысления собственной педагогической деятельности.

При разработке критериев учитывались подготовка студента к уроку, проведение и результаты урока.

На подготовительном этапе оценивание студентов - будущих учителей осуществлялось по следующим критериям: теоретическая подготовка студента-практиканта (владение содержательной стороной урока); самостоятельность и инициатива при выборе форм, методов, приемов, средств обучения, определении цели урока и в целом написании конспекта урока; проявление творческого начала у студента-практиканта.

Проведение урока оценивалось по следующим критериям:

- содержательный аспект (научный уровень изложения материала; доступность, ло-

гичность; знание конспекта урока и владение им);

- методический аспект (владение выбранными методами, формами, приемами обучения; правильность использования наглядных средств, дидактического материала, учебника, классной доски; использование элементов проблемного и интерактивного обучения, проектной, модульной методики, компьютерных технологий);

- организационный аспект (организация учащихся класса к уроку; владение порядком и дисциплиной на уроке; рациональность и эффективность использования времени, оптимальность темпа организации работы на уроке; использование здоровьесберегающих технологий);

- личные качества студента-практиканта (культура речи; степень доброжелательности, аккуратность внешнего вида, эмоциональность, самоорганизация практиканта).

Результаты урока отслеживались по двум критериям: достижение цели урока, самоанализ в период обсуждения проведенного урока.

Каждый критерий оценивался от 0 до 2 баллов. Таким образом, 38-балльная шкала по 19 критериям при необходимости переводилась в традиционную 5-балльную шкалу.

В ходе педпрактики студенты оформляли документацию в виде портфолио, создание которого помогало развитию их педагогического мышления. В структуру портфолио входило 9 модулей, каждый из них способствовал развитию двух, трех и более компетенций. Приведем список модулей.

Модуль 1. Общая информация (ФИО, группа, вид практики, базовые школы, классы, расписание зачетных уроков и др.).

Модуль 2. Дневники .№1 (анализ уроков методистами), №2 (анализ посещенных занятий во время практики), дневник-ежедневник (виды работ по датам).

Модуль 3. Конспекты пробных и зачетных уроков.

Модуль 4. Психологический дневник.

Модуль 5. «Рекомендации» (методические рекомендации по проведению уроков, внеклассных мероприятий, схемы написания самоанализа, характеристик и др.).

Модуль 6. «Библиотека идей» (сбор психолого-педагогической и методической литературы по организации и проведению педагогической деятельности).

Модуль 7. «Я - исследователь» (сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы).

Модуль 8. «Галерея творческих работ» (творческое проявление студента: стихи, презентации, нестандартные формы уроков, изобразительное и устное творчество).

Модуль 9. Контроль, оценка, рефлексия (результаты оценивания уроков в баллах по заданным критериям, отчеты студентов, перечень вопросов для защиты педпрактики, заполнение анкет на наличие сформированности педагогических умений и др.).

Заполняя модуль «Рекомендации», студенты учатся работать системно, анализировать и проектировать свою деятельность, что способствует развитию информационнометодических, социально значимых компетенций, а также формирует педагогическое мышление. У студентов вырабатываются умения работать с инструкциями, алгоритмами, памятками, схемами, что необходимо для качественного проведения занятий. При работе над модулем «Библиотека идей» студенты осуществляют сбор статей, анализируют психолого-педагогическую и методическую литературу по организации педагогической деятельности, обобщают опыт работы учителей, что направлено на формирование информационно-методических компетенций. Разбираться в методах педагогического исследования помогает работа над исследовательскими проектами. Материал, подготовленный в рамках модуля «Галерея творческих работ», способствует развитию творческого подхода к учебному процессу, применению информационно-коммуникационных технологий в ходе прохождения педагогической практики; стремлению к самосовершенствованию, самопознанию, саморазвитию. При работе над модулем «Контроль, оценка, рефлексия» студенты учатся анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку, самоконтроль, что положительно влияет на развитие социально значимых компетенций.

На заключительном этапе педпрактики студенты проходили защиту по показателям (количественным и качественным), которые оценивались в баллах и соответствовали выделенным выше компетенциям. Среди них уроки, проведенные студентом-практикантом; уроки, проведенные с использованием наглядных пособий с указанием тематики уроков и названий пособий; анализ уроков методистами; анализ студентами посещенных уроков; уроки с использованием ИКТ (название предмета, темы, средства); тематика уроков, включающих в содержание межпредмет-

ные связи; тематика уроков с использованием интерактивных методов обучения (проблемный урок, проблемно-диалогическое изложение, поисковые задания, метод проектов и т.д.); уроки, содержащие различные формы организации обучения (групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые, ролевые и др. игры, сообщения учащихся и т.д.); подготовка и использование дидактических материалов; сущность внеурочной работы; проверка тетрадей; участие в родительских собраниях; сущность внеклассной работы с учениками; объем и значимость проведенной во время практики опытно-экспериментальной работы, психолого-педагогического исследования.

В ходе изучения результативности организации и прохождения студентами педпрактики с использованием данной технологии на основе компетентностного подхода была проведена диагностика развития профессиональных компетенций студентов-практикантов на 4-м курсе, что, в свою очередь, способствовало формированию педагогического мышления.

результаты экспериментального исследования профессиональных компетенций

студентов-практикантов

№ п/п Виды компетенций В начале практики 4-го курса, % В конце практики 4-го курса, %

Учебные 47,25 78

2 Информационно- методические 58,25 82,5

3 Коммуникативные 53,75 81,75

4 Организаторские 61,25 82,25

5 Социально значимые 60,75 82,75

Развитию вышеуказанных компетенций, а также формированию педагогического мышления способствуют разработанные критерии оценки урока студента-практиканта. Готовясь к проведению уроков, студенты ориентируются на заданные критерии, что положительно влияет на результаты проведения уроков, а также на развитие всех видов компетенций: учебных, информационно-методических, коммуникативных, организационных и социально значимых.

Таким образом, разработанные для оценки урока будущего учителя критерии, организация портфолио практиканта, показатели защиты педпрактики способствуют развитию педагогического мышления и ключевых компетенций практиканта, необходимых для реализации его возможностей при работе в школе, а

также в целом в современном мире при получении дальнейшего образования и при самообразовании.

Acmeologic work of a student as a condition for pedagogic thinking formation

There is covered the urgent issue of formation of pedagogic thinking and professional consciousness of future teachers in undergoing practical teacher training. The condition of the successful solution of this problem is acmeologic work, which presupposes deliberate and steady student’s aspiration as the subject ofprofessional development for high professional level achievement.

Key words: standards of new generation, professional competence, pedagogic thinking, acmeologic work, personal and professional development.

А.А. оЭЕрИНА (волгоград)

исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата*

Переход к системе многоуровнего образования актуализировал проблему профессиональной идентичности. Исследуется содержание данного феномена в новом образовательном контексте. Результаты эмпирического исследования доказали наличие специфики содержания когнитивного, эмоционального, мотивационно-ценностного компонентов профессиональной идентичности у студентов бакалавриата.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, компоненты профессиональной идентичности, отношение к профессии, образ профессии, профессиональная целенаправленность, студенты-бакалавры.

Профессиональная идентичность (далее ПИ) - важная составляющая профессионального развития личности, поскольку позволя-

* Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме «Выявление природы и прикладное использование феномена пластичности популяционных механизмов гомеостаза в условиях сре-довой нагрузки» НК - 30П/29 (государственный контракт № П1262 от 27.08.2009 г.).

© Озерина А.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.