МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
THE MODEL OF THE ORGANIZATION
OF THE TEACHING JOB PRACTICE IN THE CONDITIONS
OF MODERNIZATION OF TEACHER EDUCATION
М.В. Потапова, Е.А. Леонова, Е.А. Селезнева M.V. Potapova, Е.А. Leonova, Е.А. Selezneva
Модель многоканальности входа в профессию, модель допуска к профессиональной деятельности, профессиональная компетенция, педагогическая практика, преемственность этапов деятельности, результаты профессиональной деятельности студентов-практикантов, балльно-рейтинговая оценка уровня сформированности профессиональных компетенций, технологическая карта анализа деятельности студента-практиканта. В статье рассматривается практико-ориентированная подготовка будущих учителей в условиях многоканальное™ входа в педагогическую профессию. Представлены общая структура и содержание деятельности студентов-практикантов, групповых и факультетских руководителей на производственной практике; способы и средства оценивания их профессиональных достижений с учетом освоенных профессиональных компетенций.
A model of a multi-channel entrance to the teaching profession, a model of admission to professional activity, professional competence, teaching practice, succession of the stages of activity, results of the professional activity of practice teachers, the score-rating assessment of the development level of professional competences, the data sheet of the analysis of a practice teacher's activity. The article deals with a practice-oriented training of future teachers in the conditions of a multi-channel entrance to the teaching profession. It also presents a general structure and content of the activity of practice teachers, group and faculty heads of the training practice; the ways and means to evaluate their professional achievements, taking into account the developed professional competences.
В настоящее время направления развития педагогического образования в России претерпели значительные изменения. Они связаны с появившимися новыми нормативными документами (закон «Об образовании в РФ»; новые государственные образовательные стандарты - ФГ'ОС разных направлений и уровней подготовки педагогических кадров -бакалавриат, магистратура; профессиональный стандарт педагога - ПСП), а также программы (проекты) модернизации педагогического образования [Профессиональный..., 2013; Федеральный..., 2015; Федеральный..., 2011].
В Проекте модернизации педагогического образования большое внимание уделяется практико-ориентированной подготовке педагогических кадров, созданию условий для многоканально-сти входа в педагогическую профессию (рис. 1). Вуз разрабатывает такую модель практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом обучения студента является его способность строить будущую педагогическую деятельность на основе требований нормативных документов, выработанных педагогическим сообществом. В соответствии с моделью многоканальности входа обучающихся в про-
1 Статья подготовлена при поддержке гранта в рамках конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям вузов-партнеров по сетевому взаимодействию, тема исследования «Разработка концепции информационно-образовательного портала "Педагогическая практика"», договор N2 16-897 от 07 июля 2016 г. (руководитель проекта Е.А. Леонова).
<
m
Щ
I %
С и
о
ь
X
к
W m H
и
Рч < ^
о ^
о о ^ h о Q
£
W H
S о
Рч
w
о §
X
«
«
и w
V
S
ь
l-ч
<с
ri w с
«
S Д
H U
W PQ
фессию в вузе разработаны и апробированы новые модули основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Они предполагают
реализацию академической мобильности студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия различных направлений подготовки.
Внутренняя среда ФГБОУВО "ЮУрГГЛУ"
35 О X со о н о и ч о с
35 о X А е? 4> Н ее СО О
&
ю о
О)
V© о
X
на
ю
й к и и
Си
И п
о с? е* о
Бакалавриат
непедагогический
Магистратура
"Образование и педагогика"
Аспирантура
"Образование н педагогика"
Модули
У-та^ —I
Модули
Бакалавриат
педагогический
Индивидуальный учебный план
Модули
О1
Конкурс "Щддебщ"
Профессиональный экзамен
• кейс-задача
• тест с декомпозированным составом
компетенции (знать, уметь, владеть)
• ситуационная задача
Внешняя среда:
среда профессиональной педагогической деятельности
—N Допуск к педагогической ^деятельности
Рис. 1. Модель многокана
В настоящее время сетевое взаимодействие осуществляется с Башкирским, Екатеринбургским, Оренбургским, Пермским, Шадринским вузами, а также с Новосибирским, Московским, Ульяновским педагогическими государственными университетами в соответствии с выполнением различных проектных заданий. В условиях сетевого взаимодействия: 1) скорректированы требования к результатам ОПОП на основе приведения осваиваемых компетенций в соответствие с перечнем результатов, заданных ПСП (через изменения в структуре и содержании практик), разработаны механизмы для участия работодателей в учебном процессе; 2) созданы все условия для перехода к модульной структуре ОПОП (шесть ОПОП переходят на модульные учебные планы - март 2016 г.).
Каждый модуль ОПОП как комплексная практико-теоретическая единица направлен на формирование определенной совокупности профессиональных действий, соответствующих ПСП. Сами модули дополнены существенной долей практики в специально организован-
ности входа в профессию
ной лабораторно-учебной среде (проектное обучение) и в условиях реальной образовательной организации на соответствующей базе производственной практики (рис. 2).
Одним из нововведений в рамках модернизации педагогического образования становится разработка процедуры введения профессионального экзамена по допуску к «рабочему месту педагога» (рис. 3). Осуществить эту процедуру допуска способны рабочие группы (временные творческие коллективы), которые представляют для кафедр несколько моделей такого экзамена с учетом собственных наработок и зарубежного опыта.
Главная задача всех изменений - улучшение профессиональной подготовки будущих учителей, например, бакалавров к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современных нормативных документов. Все документы ориентируют разработчиков образовательных программ на достижение конечных результатов, которые для педвуза выражаются в
Процесс подготовки педагога в ЮУрГГПУ
Учеоно-воспитатвльный прогресс в образовательной организации
Модуль ОПОП
Дисциплины:
обязательные вариативные
Х
Проектная деятельность студентов (НИРС)
I
ПРАКТИКА
Рассредоточенная Концентрированная
¥ ¥ Е
Пропедевтическая
Учебная
Пснхолото-
педагогаческая
Культурно-
просветительская
Преддипломная
(з:
ДОГОВОР о сетевом взаимодействии
ЧГПУ, образовательной организации и Управления по делам образования (заключено 16 договоров)
Стажировочная площадка
Образовательная организация
База практики
Участник разработки и реализации ОПОП
Баз,
азовая кафедра
Учебно-профессиональная деятельность студентов в замках практики
Разработка программ практик
Сопровождение учебно-
профессиональной деятельности студентов
Координация процесса >рмирования портфолио
Оценивание сформированных у студента компетенций
Экспертиза ОПОП
|_Созд
Создание особых условий работы Г
Информационная поддержка
Областной конкурс инновационных площадок
Министерство образования и науки Челябинской области
Рис. 2. Модель организации практик с участием работодателей
требованиях к освоению студентами компетенций в рамках ФГОС ВО: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), а для общеобразовательных организаций -в требованиях ПСП к трудовым действиям, необходимым умениям и необходимым знаниям.
Важное место в реализации основных направлений подготовки педагогических кадров в вузе (теоретической, практической) в формировании профессиональных компетенций занимают все виды практик: учебные, производственные.
В условиях многоканальности входа обучающихся в профессию содержание практической подготовки будущих учителей включено в модули основной профессиональной образовательной программы с учетом особенностей индивидуальной траектории обучения студента. Взаимодействие со средой профессиональной педагогической деятельности (практика в образовательной организации) строится на основе принципа преемственности этапов деятельности. Кроме того, при формировании программы
Рис. 3. Модель допуска к профессиональной деятельности
<
М И ¿3
I
и ^
С
со'
о
и, §
X
Ш И Н
и
Сн
С
Й >.
и о
и,
О
Рч §
и
Рч §
и
а
Ы
8 М
н К
и
Оч
И И К
I
>>
о и о
и м V X и о
1-4
<
И С
¡2 И
Н
и
ш со
практической деятельности строго учитывается ния (бакалавриат-магистратура) в педвузе в про-порог вхождения в профессию. В настоящее вре- цессе подготовки бакалавров и магистров про-мя в системе двухуровневого высшего образова- водятся следующие виды практик (рис. 4).
Рис. 4. Виды практик в систвг
В содержании программы производственной педагогической практики наглядно отражаются преемственные связи, например, между требованиями к результатам сформированно-сти компетенций студентов бакалавриата после первого и второго этапов педагогической практики; между требованиями к результатам сформированное™ компетенций при прохождении практики для бакалавриата и магистратуры.
Перед практикой студенты проходят промежуточную аттестацию по всем дисциплинам психолого-педагогического цикла, поэтому можно сделать вывод о готовности студентов к профессиональной деятельности, способности их выполнять все функции педагога.
Рассмотрим этапы организации и проведения педагогической практики в бакалавриате в условиях преемственности. Такие связи раскрываются на основе задач, решаемых в постепенно усложняющихся видах профессиональной деятельности студентов-практикантов, при освоении соответствующих компетенций (знаний, умений, способов практического владения ими), конструировании и проведении занятий. При этом используются новации, способствующие развитию студента-практиканта на первой практике; инновации в процессе их саморазвития (самоорганизации и самореализации) на второй педагогической практике (табл. 1).
Преемственность в осуществлении двух типов педагогической практики в бакалавриате при
бакалавриат-магистратура
выборе видов профессиональной деятельности, технологий обучения, осваиваемых студентами на практике, предусматривает поэтапную организацию студентом-практикантом процесса выполнения разноуровневых заданий обучающимися в средних образовательных организациях. Например, студент-практикант IV курса на первом этапе организует деятельность обучающихся по распознаванию и воспроизведению объектов, правил, явлений, процессов; на втором этапе - деятельность обучающихся по выполнению заданий по инструкции. Студент-практикант V курса организует деятельность обучающихся уже на основе предметно-ориентированных технологий с элементами инноваций.
В соответствии с представленной выше моделью допуска к профессиональной деятельности (рис. 3) результаты учебно-профессиональ-ной деятельности студентов в рамках практик:
- служат основой комплексного заключения о сформированности компетенций соответствующих профессиональному стандарту педагога;
-являются компонентом электронного рейтинга, на основе которого делается заключение о допуске выпускника вуза к профессиональной деятельности.
Учесть эти требования позволяет, во-первых, декомпозиция профессиональных компетенций в строгом соответствии с требованиями с ПСП [Профессиональный..., 2013], во-вторых, применение подхода к оцениванию учебно-
Таблица 1
Преемственность этапов организации педагогической практики (IV,V курсы бакалавриата)
Ступени ^"^организации Показатели для сравнения Преемственность в организации этапов педагогической практики (бакалавриат)
Этап 1 Этап II
Виды профессиональной деятельности Педагогическая, проектная, культурно-просветительская Педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская
Компетенции, осваиваемые в соответствии с ФГОС ВО ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-10 ОПК-2, ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9
Компоненты компетенций - знания, умения Знания основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО); умение реализовывать их на практике Знания основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО); умение реализовывать их на практике
Компоненты компетенций - владение знаниями и умениями (применение знаний, умений на практике) Конструирование и проведение учебных занятий на основе традиционных технологий, предметно-ориентированных с элементами новаций (средства активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся) Конструирование и проведение учебных занятий на основе традиционных технологий с элементами инноваций (игровое проектирование, модульное обучение, информационные технологии обучения и др.)
Личностные достижения студента-практиканта Развитие на основе совершенствования видов профессиональной деятельности (педагогической, проектной) Развитие, самоорганизация, самореализация на основе совершенствования видов профессиональной деятельности (педагогической, проектной, исследовательской)
<с £
с т
профессиональных достижений студентов на педагогической практике, представленного в работах [Карасова, Селезнева, 2015; Карасова, Леонова, 2010; Тесленко и др., 2013; Потапова, 2014].
В организации и проведении педагогической практики участвуют предметные кафедры, кафедра педагогики и психологии, кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических знаний. На изучение всех дисциплин вышеназванных кафедр учебный план вуза (программы) выделяет неодинаковое число часов. Чтобы учесть это, введены весовые коэффициенты на основе использования ряда нечетных чисел (1:3:5:7:9), соответствующих определенному объему заданий, разработанных кафедрами для студентов-практикантов. Используя арифметическую прогрессию для определения этих весовых коэффициентов, в 100-балль-ной или 100 %-ной шкале учебных достижений, получаем ряд чисел 4:12:20:28:36, выражающих совокупность показателей, характеризующих сформированность компетенций в процессе организации и проведения всех видов профессиональной деятельности студентов на практике.
В соответствии с этим статистическим подходом объем заданий по дисциплине Школьная гигиена и здоровьесберегающие технологии (ШГиЗТ) следует оценить в 4 балла, по психологии -12, по педагогике - 20, по предметному блоку второй профильной направленности - 28, по предметному блоку первой профильной направленности -36. Соответственно, в весовых коэффициентах процесс освоения компетенций при выполнении заданий кафедр выражается отношением: 0,04 : 0,12 : 0,20 : 0,28 : 0,36. С помощью этой шкалы можно проверить качество усвоения знаний, умений, способов владения ими на практике (ЗУВ) по результатам текущего и промежуточного контроля.
Оценку среднего уровня сформированное™ профессиональной компетенции у студентов в период педагогической практики в педагогических исследованиях, как правило, предлагается осуществлять с помощью специальных оценочно-диагностических карт [Тесленко и др., 2013, с. 71]. Мы предлагаем использовать технологическую карту на педагогической практике в процессе анализа деятельности студента-практиканта на учебных занятиях и внеурочных
О
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й &
0
1
к
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
мероприятиях в рамках каждого из направлений профессиональной деятельности студента-практиканта (методики обучения предмету, педагогики, психологии, ШГиЗТ). Специально разработанная технологическая карта (табл. 2) по-
зволяет осуществить текущий контроль по проверке сформированное™ компетенций в соответствии с выделенными показателями (умениями, способами владения ими) в процессе проведения практикантами зачетных занятий.
Таблица 2
Технологическая карта анализа деятельности студента-практиканта на зачетных занятиях по физике (фрагмент)
№
Компетенции / показатели (ЗУВ)
Максимальный балл
Реальный балл, полученный студе нто м-п ра кти ка нто м на зачетных занятиях
Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3
ПК-1. Готовность реализовывать образовательные программы по предметам _в соответствии с требованиями образовательных стандартов_
Проектирование содержания учебного занятия по физике в соответствии с требованиями образовательных стандартов_
Владение способами построения образовательного процесса на занятиях в соответствии с системно-деятельностным подходом_
ПК-2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Умение планировать познавательную самостоятельность обучающихся на основе проблемных ситуаций; развивать познавательную активность на основе эвристических методов_
Умение осуществлять контроль и оценку учебных дости-жений по физике_
Владение способами применения на практике технологии обучения физике, способствующими развитию позна-вательной самостоятельности и активности обучаемых
Коэффициенты успешности выполнения показателей сформи-рованности компетенций ПК-1, ПК-2_
X =К Кк - среднее значение коэффициента сформирован-ности компетенций по результатам текущего контроля дея-тельности студентов-практикантов_
х, + х7+х,
Р 3
Групповой руководитель, учитель-методист оценивают профессиональное мастерство студента-практиканта по разработанной балльной шкале. Сначала рассчитывается коэффициент полноты усвоения студентом-практикан-том всех показателей, характеризующих сфор-мированность компетенций из сравнения реального балла с максимально возможным: К=Х /Х„,
р' о'
где Х0- максимальный балл, X - реальный балл по результатам проведения зачетных занятий.
Затем определяется среднее значение коэффициента полноты сформированное™ умений, способов владения ими по всем направлениям профессиональной деятельности студента:
_к1 + к2+к3+к4+к5
тек ^
^ /
где К - коэффициент полноты освоения компетенций, рассчитанный групповым руководителем практики по предмету (первая профильная направленность); К2 - коэффициент полноты сформированное™ компетенций, рассчитанный групповым руководителем по предмету (вторая профильная направленность); К3 - коэффициент полноты сформированное™ компетенций, рассчитанный групповым руководителем по педагогике; КА - коэффициент полноты сформированное™ компетенций, рассчитанный групповым руководителем по психологии; К5 - коэффициент
полноты сформированное™ компетенций, рассчитанный групповым руководителем по ШГиЗТ.
В соответствии с «весовой шкалой» (0,04 : 0,12 : 0,20 : 0,28 : 0,36) готовность и способность студентов применять знания и умения на практике можно оценить коэффициентом 0,64. Тогда значение коэффициента сформированное™ компетенций по результатам текущего контроля можно выразить
К
0,64-К
-пр
•О I
■ 2 + 2, + 2, +
К
0,36 •К , где 0,36 - весовой коэффици-
ент показателя способности комплексно применять знания и умения на практике.
Интегральный результат сформированное™ профессиональной компетенции у студентов по результатам практики определяется по формуле:
К
0,64 • К
0,36 • К
Интегральный коэффициент сформированное™ компетенций учитывает результаты промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация студентов осуществляется на заключительной конференции. Студентам предлагаются задания интегратив-ного содержания (по методике обучения предмету, педагогике, психологии, ШГиЗТ). Оценка их осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой шкалой (4:12:20:28:36), описанной выше. По результатам выполнения практических заданий рассчитывается коэффициент полноты выполнения всех заданий в баллах:
где I - среднее значение реального балла по результатам проведения промежуточной аттестации; [ - максимально возможный балл.
На следующем этапе рассчитывается среднее значение коэффициента полноты выполнения всех заданий:
где -2 коэффициент полноты выполнения заданий по предмету (первая специальность); 22 -коэффициент полноты выполнения заданий по предмету (вторая специальность); 2Ъ - коэффициент полноты выполнения заданий по педагогике; 2А - коэффициент полноты выполнения заданий по психологии; 2 - коэффициент полноты выполнения заданий по ШГиЗТ.
Среднее значение коэффициента сформированное™ компетенции по результатам выполнения комплексной контрольной работы (промежуточный контроль) вычисляется по формуле
тек 7 пр
Для перевода коэффициента сформированное™ интегральной компетенции в отметку использованы идеи В.П. Беспалько, скорректированные применительно к педагогической практике. Студент-практикант получает отметку «отлич-но»приАТ >0,8;«хорошо»-при0,7<АТ <0,79;
1 инт ? / г- I- / инт — ' '
«удовлетворительно» - при 0,6 < Кшт < 0,69.
Формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-4 (готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования) предполагает проверку готовности студента-практиканта к самостоятельной профессиональной деятельности, что неразрывно связано с соблюдением трудовой дисциплины. По результатам деятельности студента на практике определяется показатель нарушения трудовой дисциплины Ртд. Его значение влияет на интегральный коэффициент полноты сформированное™ компетенций К , на окончатель-
1 ^ инггр
ную отметку за практику.
Расчет показателя, оценивающего трудовую дисциплину, осуществляется в соответствии с технологией, описанной выше. Нарушение дисциплины по пяти признакам, характеризующим сформированность компетенции (ОПК-4), ведет к понижению К на 0,16, а отметки за практи-
инт ' ' 1
ку - на 1 балл.
Отметим, что по результатам практики групповые руководители осуществляют текущий контроль и рассчитывают среднее значение коэффициента полноты сформированное™ видов профессиональной деятельности (компетенций). Все последующие расчеты по определению коэффициента сформированное™ результирующей, промежуточной и итоговой компетенции и перевод его в отметку осуществляет факультетский руководитель практики.
Инновационная концепция организации и проведения педагогической практики, основан-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
ная на внедрении балльно-рейтинговой оценки уровня сформированное™ профессиональных компетенций у студента-практиканта, учитывает особенности педагогической практики 3. в условиях современных требований: 1) необходимость учета преемственности в освоении профессиональных компетенций студентами; 2) дифференцированную оценку уровня сфор- 4. мированности профессиональных компетенций у студентов-практикантов; 3) многообразие субъектов педагогической практики: представители руководства вуза, преподаватели методи- 5. ческих, психолого-педагогических кафедр, администрация и педагоги образовательных организаций, студенты-практиканты; 4) большой спектр выполняемых на практике заданий в рамках различных видов профессиональной деятельности, для выполнения которых требуются разнообразные информационные ресурсы (инструкции, методические материалы и др.).
Опытно-экспериментальная работа по реализации концепции, которая проведена в рам- 6. ках педагогической практики студентов бакалавриата IV курса физико-математического факультета ЮУрГГПУ, подтвердила действенность предложенных подходов, но вместе с тем позволила 7. идентифицировать ряд проблем, связанных с координацией и оптимизацией управления организацией педагогической практики. В рамках решения выявленных проблем разрабатывается информационно-образовательная среда для 8. сопровождения деятельности всех субъектов практики на базе портала «Педагогическая практика». Ввод в действие портала позволит решить среди прочих задачу эффективной реализации балльно-рейтинговой оценки уровня сформированное™ профессиональных компетенций у студентов-практикантов и выявления проблем в подготовке будущих учителей. 9.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Карасова И.С., Леонова Е.А. Инновационные подходы в оценке учебно-профессиональных достижений студен-
тов на педагогической практике // Мир Науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2010. №5(24). С. 111-115. Карасова И.С., Селезнева Е.А. Фонд оценочных средств образовательных результатов студентов на педагогической практике // Вестник ЧГПУ. 2015. № 5. С. 23-31. Потапова М.В. Современный инструментарий отслеживания компетенций и универсальных учебных действий обучающихся // Вестник ЧГПУ. 2014. № 2. С. 181-194. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 30550. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/Ol.OOl.pdf (дата обращения: 20.10.2015).
Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб. пособие. Изд-во: Вузовский учебник, 2015. 320 с. Тесленко В.И., Латынцев C.B., Прокопьева Н.В. Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций студентов в период педагогической практики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 64-72. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 декабря 2015 года № 1426. URL: http://fgosvo.ru/ news/2/1583 (дата обращения: 15.02.2016). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2011 года № 1505. URL: http://MHHo6pHayKH^/documents/5034 (дата обращения: 04.06.2015).