Научная статья на тему 'Исследование проблем методического сопровождения как основы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях колледжа'

Исследование проблем методического сопровождения как основы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем методического сопровождения как основы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях колледжа»

Кемеровской области и в реальности посещать уникальные заповедные природные территории, исследовать особенности культуры и быта коренного населения Кемеровской области.

В заключение отметим, что студенты Кемеровского педагогического колледжа проводят различные по содержанию, направлениям и характеристикам исследования, которые сочетают когнитивную деятельность с эмоциональностью и новизной в освещении тем с той глубиной осмысления и интерпретации, которое исследование заслуживает. Нами в качестве принципа организации работы со студентами по научным исследованиям предлагает «средовый» подход, когда суть воспитательно-образовательного процесса рассматривается не только с дидактических позиций (т. е. приложение значительной части усилий преподавателей и студентов на то, чтобы в короткий промежуток времени дать и соответственно усвоить как можно больше зна-

ний), но и с позиций отношений в системе «человек и среда». Имеется в виду, что студент, приходящий в педагогический колледж, должен работать над общими задачами вместе со своим научным руководителем. В этом случае он будет не просто пассивным слушателем, а со-участником общего дела - научного исследования!

Литература

1. Кагаров Е. Вопросы просвещения. - Ростов-на-Дону, 1926. - 38 с.

2. Казанский О. А. Педагогика как любовь. - М. 1996. - С. 54.

3. Степашко Л. А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Московский психолого-социальный институг. - Флинта, 1999. - С. 160.

4. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы.- М., 1973. - С. 63.

5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические произведения. В 2-х тт. - М., 1980. - С.95. - Т. 1

6. Шубинский В. С. Развиваются ли методы исследования? // Советская педагогика. - № 7. - 1991. - С. 18.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА

К. Я. Джус, методист ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический колледж»

Актуальность заявленной проблемы формирования и совершенствования профессиональной компетентности педагогических сотрудников обусловлена модернизацией системы образования России: введение ФГОС III поколения, основная цель которого заключается в «обеспечении заказа по подготовке квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда»; актуализация содержания и повышения качества профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества; углубление связей содержания междисциплинарных программ, соединение их с нанотех-нологиями, тенденциями развития современного производства; интенсификация деятельности по укрупнению, интеграции профессий. Это требует преодоления инерционности профессионального сознания педагогического сообщества, ориентированного на традиционные ценности и установки; использования в практике реализации воспитательно-образовательного процесса достижений мирового психолого-педагогического сообщества, в частности проблемных практи-ко-ориентированных технологий, позволяющих в

полной мере реализовывать принципы компе-тентностного обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил остановиться на наиболее полном, с нашей точки зрения, определении рассматриваемого понятия, сформулированного Ю. Г. Та-тур: «компетентность специалиста - это проявление им на практике стремления и способности (готовности) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость, личную ответственность за результат своей деятельности, необходимость постоянного совершенствования...».

А. А. Деркач с соавторами считает, что сфор-мированность компетентности обуславливает уровень профессионализма педагога, который включает в себя три стороны:

- эффективное выполнение видов педагогической деятельности;

- сотрудничество с участниками педагогического процесса, основанное на гуманистических идеях;

- зрелость личности педагога в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении профессионала, его индивидуальности.

Таким образом, профессиональная компетентность является динамической системой, проявляющей тенденцию к развитию, что находит отражение в уровнях сформированности профессиональной компетентности: бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»); сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»); актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»); сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Переход, трансформация психолого-педагогической профессиональной компетентности от наличного уровня до более высокого требует специально организованной деятельности, в связи с чем необходимо решить задачу построения модели системы методического сопровождения непрерывного профессионального совершенствования преподавателя, способного моделировать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, воплощая современные технологии обучения и воспитания.

Система методического сопровождения ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический колледж» направлена на достижение цели развития профессиональной компетенции педагогических кадров как условия повышения качества результатов подготовки компетентных, конкурентоспособных специалистов и реализуется через такие направления, как организационно-методическое и информационно-аналитическое, учебно-методическое, научно-методическое.

Организационно-методическое и информационно-аналитическое направление работы обеспечивает совершенствование профессиональной компетентности педагогических сотрудников через информирование (организационно-методические совещания), проектирование и анализ эффективности работы (проектирование работы структурных подразделений колледжа, организация системы повышения квалификации педагогических сотрудников (внешнее), анализ динамики обновления учебно-методической, материально-технической базы учебных кабинетов, учебно-производственных мастерских и пр.).

Учебно-методическое направление работы способствует формированию и развитию профессиональной компетентности педагогических сотрудников, реализуется через работу учебно-методического практико-ориентированного се-

минара по проблеме: «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения», способствующего распространению передового педагогического опыта; работу с молодыми и вновь назначенными специалистами; контроль качества преподавания (анализ эффективности учебных занятий); сопровождение прохождения педагогическими сотрудниками процедуры аттестации; проведение педагогических советов и предметных недель.

Научно-методическое направление работы заключается в методическом сопровождении разработки тем самообразования педагогическими сотрудниками, организации работы временных творческих коллективов, контроле разработки нормативной и учебно-методической документации, курирования подготовки докладов и пр.

Временные творческие коллективы разрабатывают такие проблемы, как: «Профилактика деструктивных изменений личности педагога, мастера п/о» (организовано проведение Дня психического здоровья, проведён анализ групповой диагностики по определению уровня стрес-соустойчивости, уровня эмоционального выгорания педагогических сотрудников (В.В. Бойко), результаты психодиагностического обследования представлены педагогическому коллективу на организационно-методических совещаниях, в ходе индивидуальных консультаций); «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения» (материалы докладов выступающих рекомендуются к публикации в сборниках научно-практических конференций, профессиональных научно-методических изданиях); «Разработка контрольно-оценочных средств в рамках реализации ФГОС нового поколения»; «Школа мастеров» (разработка нормативной и учебно-методической документации, организация учебно-производственного занятия).

Методическое сопровождение подготовки материалов выступлений, докладов, статей представителей колледжа для участия в профессиональных практико-ориентированных научно-методических мероприятиях (методические объединения, семинары, научно-практические конференции и пр.) обеспечило участие с докладами представителей колледжа только в течение первого семестра 2011/2012 уч. года в 10 мероприятиях регионального и всероссийского уровней: августовская конференция руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования Кузбасса (ГОУ «КРИРПО»); областной практико-ориентированный семинар «Современное про-

граммное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в НПО и СПО»; Х Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования».

Можно констатировать, что предложенная система методического сопровождения профессионального становления педагогических сотрудников, реализуемая в колледже начиная с 2008 года, безусловно, систематически пополняясь новыми элементами, соответствующими тенденциям развития профессионального образования, зарекомендовала себя положительно: отмечается положительная динамика увеличения эффективности учебных занятий (15 %); стабильно положительные показатели уровня посе-

щаемости и успеваемости обучающихся, востребованность обучающихся на региональном рынке труда; высокие показатели участия представителей колледжа в конкурсах; показатели аттестации педагогических сотрудников.

Предложенная система методического сопровождения профессионального становления педагогических сотрудников колледжа обеспечивает интеграцию профессиональных знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, заданной требованиями ФГОС нового поколения, обуславливая формирование профессиональной компетентности образованной и профессионально успешной личности, зрелой в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В. М. Кузина, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

Развитие образования в любую историческую эпоху тесно связано с существенными изменениями процесса подготовки педагогических кадров. Новая ситуация, складывающаяся в системе образования Российской Федерации, характеризуется тем, что возросла потребность в педагоге нового типа - педагоге-исследователе. Сегодня от учителя требуется проявление иных характеристик профессионализма: готовности обосновывать свои действия, способности к непрерывному саморазвитию и поиску альтернативных форм образования, рефлексии своего личностного и профессионального поведения, ответственности за принимаемые решения. Педагог школы XXI века должен быть носителем исследовательской компетентности, которая рассматривается как важная составляющая его профессионализма.

Педагог-исследователь - это специалист, владеющий методологией научного познания, умеющий подготовить и провести научно-педагогический эксперимент в воспитательно-образовательном процессе, проверить эффективность реализуемых им в педагогической практике педагогических технологий, глубоко и во многих аспектах проанализировать фактическую информацию.

Подготовка педагога-исследователя в условиях педагогического колледжа требует разработки соответствующих поставленной цели со-

держания и технологий обучения и воспитания будущего специалиста, создания необходимого методического обеспечения.

Создание необходимых условий для подготовки педагога-исследователя должно осуществляться на основе понимания сущности исследовательской компетенции, её структурных составляющих. Несмотря на то, что за последние годы появилось достаточно много научных работ по проблеме формирования исследовательской компетенции студентов, в определении её сущности и в выделении и описании её компонентов остается ещё целый ряд нерешенных вопросов. Не разработаны на сегодня и столь необходимые в педагогической практике критерии и средства диагностики уровня сформированности у выпускников педагогического колледжа желаемой исследовательской компетенции. Не разработаны в должной мере и дидактические материалы, необходимые в работе по формированию у будущих педагогов мотивации к исследовательской деятельности и соответствующих умений: умение обнаруживать проблему, ставить цель, выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать свою поисковую деятельность, выбирать наиболее оптимальные методы для сбора и анализа необходимой информации, оформлять и публично представлять результаты проведенного исследования, использовать их в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.