УДК 378
Казакевич Анастасия Васильевна
Kazakevich Anastasia Vasilievna
старший преподаватель кафедры высшей математики Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Senior Lecturer, Higher Mathematics Department, Kuban State Agrarian University
PEDAGOGICAL SUPPORT OF UNIVERSITY TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье раскрываются сущность и теоретические основания педагогического сопровождения преподавателя вуза в развитии его профессиональной компетентности. Исследуются содержание и структура профессиональной компетентности, которая представлена четырьмя компонентами: личностным, когнитивным, мотивационно-цен-ностным и операционально-деятельностным. Дается описание форм, методов, приемов и условий эффективной организации педагогического сопровождения. На основе выявленных критериев и показателей определены уровни проявления профессиональной компетентности и сделаны выводы.
Ключевые слова:
педагогическое сопровождение, преподаватель вуза, профессиональная компетентность, профессионализм, педагогические условия.
Summary:
The article deals with the essence and theoretical framework of pedagogical support of university teachers in their professional development. The author studies the content and structure of professional competence, which is represented by four components: personal, cognitive, motivational and activities-related. The paper describes forms, methods, techniques and conditions for the effective organization of the pedagogical support. On the basis of the identified criteria and indicators the author defines the levels of the professional competence and makes conclusions.
Keywords:
pedagogical support, higher school teacher, professional competence, professionalism, pedagogical conditions.
Изменения в социально-политической жизни России инициировали процесс гуманизации в образовании, что послужило предпосылкой к переходу от функционального подхода в становлении личности педагога к личностному, предполагающему становление его субъектности, и ком-петентностному, ориентирующему на развитие его профессиональной компетентности и обеспечивающему качество образования [1]. Проблема формирования профессиональной компетентности нашла отражение в работах российских ученых (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.Н. Куницына, В.А. Петьков, А.В. Хуторский) и зарубежных исследователей (М. Армстронг, Р. Барнетт, В. Ве-стер, Д. Макклелланд, Дж. Равен и др.). На их основе была определена сущность компетентности как качественной характеристики профессионализма преподавателя вуза, а компетенции - как готовности к выполнению частных профессиональных функций [2].
В сложившихся условиях кафедрам вузов необходимо производить поиск внутренних резервов, эффективных условий, средств развития профессиональной компетентности, обеспечивающих переход преподавателей на позиции саморазвития и самореализации [3].
Теоретические основы решения этих вопросов состоят в возможности прогнозировать и составлять программы педагогического сопровождения преподавателя в развитии его профессиональной компетентности. Психолого-педагогические основания заключаются в том, что уровень профессиональной компетентности является критерием самооценивания преподавателя как профессионала. Праксиологические основания связаны с необходимостью оценивания уровня знаний, умений, результатов деятельности преподавателя [4; 5].
Анализ подходов к пониманию структуры профессионально-педагогической компетентности (И.А. Зимняя, Е.В. Григорьева, Л.К. Колесова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Петьков, Е.И. Рогов, B.C. Шувалов) позволил сделать вывод о том, что содержание профессиональной компетентности может трактоваться как совокупность знаний, умений, навыков, профессионально-педагогических способностей и личностных качеств.
Учет положений изложенных подходов позволил уточнить сущность и структуру профессиональной компетентности преподавателя вуза, которая может быть представлена как единство четырех компонентов:
- личностного, включающего профессионально значимые личностные качества преподавателя, необходимые для эффективной педагогической деятельности;
- когнитивного, состоящего из общих и специальных профессиональных знаний, обеспечивающих продуктивность педагогической деятельности;
- мотивационно-ценностного, объединяющего интересы, потребности, мотивы, ценности и смыслы педагогической деятельности;
- операционально-деятельностного, состоящего из профессионально-педагогических способностей и умений владения современными педагогическими технологиями.
Выделенные компоненты профессиональной компетентности преподавателя взаимосвязаны. Так, когнитивный и мотивационно-ценностный компоненты обеспечивают активность преподавателя в овладении профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками. Результат этого процесса оценивается глубиной и диапазоном операционально-деятельност-ного компонента. Последний в свою очередь влияет на развитие профессионально-личностных качеств, наиболее значимым из которых является профессиональная рефлексия.
Обозначенные компоненты проявляются в практической деятельности преподавателей. По степени их проявления судят об уровнях развития профессиональной компетентности преподавателя. Для их выявления на базе Кубанского государственного аграрного университета в 2014-2016 гг. были проведены опросы преподавателей вуза и слушателей курсов повышения квалификации (более 200 респондентов).
Систематизация и рефлексия полученных материалов позволили определить критерии и показатели сформированности структурных компонентов профессиональной компетентности преподавателя вуза: когнитивный - уровень знаний (нормативно-правовые, теоретические и технологические основы организации образовательной деятельности в вузе и др.); мотивационно-ценностный - мотивация и ценности (мотивация и удовлетворенность деятельностью преподавателя вуза, взаимодействием в педагогическом и студенческом коллективе, статусом преподавателя; ценности общей и педагогической культуры (коллективизм и взаимопомощь, высокие нормы социального и педагогического взаимодействия с членами коллектива и др.)); операцио-нально-деятельностный - владение управленческими технологиями (сбор и анализ информации; определение перспектив, прогнозирование способов их достижения; проектирование (разработка программ по реализации), принятие, реализация и контроль исполнения педагогических решений, направленных на мотивирование студентов, обеспечение реализации педагогических проектов, организации занятий и использования практического опыта и мастерства преподавателей; оценка эффективности деятельности каждого преподавателя и коллектива кафедры и др.); личностный - развитость личностных качеств преподавателя вуза (эмоциональная устойчивость; способность ставить и достигать педагогические цели; способность действовать в конфликтных ситуациях; способность организовывать отношения с преподавателями и студентами; способность заинтересовывать и вовлекать студентов в образовательную деятельность; удовлетворенность собственным трудом и др.).
С учетом выявленных критериев и показателей определены характерные уровни проявления профессиональной компетентности преподавателя вуза:
- репродуктивный: владение основными педагогическими действиями на репродуктивном уровне, обусловленное узостью и поверхностностью специальных профессиональных знаний; несформированность мотивационной сферы; низкий уровень общей и педагогической культуры; отсутствие умений и навыков целенаправленно строить педагогическую деятельность; слабая развитость профессионально значимых личностных качеств;
- адаптивный: сформированность основных профессиональных компетенций; низкая мотивация к педагогической деятельности, низкий уровень удовлетворенности социальным статусом преподавателя вуза; недостаточное владение социальными нормами поведения и взаимоотношений с коллегами; развитость большинства профессионально значимых личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности на среднем уровне;
- профессиональный: сформированность базовых профессиональных компетенций, позволяющая эффективно реализовывать педагогическую деятельность; сформированная мотива-ционная сфера, выражающаяся в удовлетворенности собственной деятельностью, эффективных взаимодействиях с коллегами и студентами, удовлетворенности статусом преподавателя; высокий уровень общей и профессиональной культуры; высокий показатель развитости всей совокупности личностных качеств.
Педагогическое сопровождение преподавателя вуза в развитии его профессиональной компетентности - это комплекс действий, включающих планирование, организацию сопровождения и мотивацию педагога, педагогический мониторинг, анализ и коррекцию его деятельности, информационную и методическую помощь в профессионально-личностном развитии и саморазвитии преподавателя, обеспечивающих ему переход на качественно новый уровень профессиональной компетентности [6].
Проектирование процесса организации педагогического сопровождения преподавателя в развитии его профессиональной компетентности на кафедре вуза основано на том, что ее содержание определяется следующим комплексом действий: планово-прогностической деятельностью (созданием планов стажировок, повышения квалификации преподавателей, научно-методической работы, занятий в школе начинающего преподавателя и т. д.); методическим сопровождением (организацией выполнения планов научно-методической работы коллектива кафедры, стажировок, повышения квалификации, обобщением передового педагогического опыта); моти-вационно-целевой деятельностью (диагностикой мотивов развития профессиональной компетентности, факторов, активизирующих саморазвитие преподавателя); информационной поддержкой преподавателя (формированием информационных блоков контроля качества знаний, умений и навыков студентов, уровня профессиональной компетентности преподавателей и т. д.); аналитическо-коррекционной деятельностью (контролем выполнения планов научно-методической работы коллектива, стажировок, повышения квалификации преподавателей, организацией методических консультаций для преподавателей и психолого-педагогических тренингов).
На наш взгляд, следует говорить о полисубъектности рассматриваемого процесса, в котором участвуют администрация вуза, кафедра, преподаватели, учебно-методическая служба вуза, психолог и другие специалисты, которые должны осознавать применяемые методы, формы, средства педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности преподавателя. В организации педагогического сопровождения преподавателя для развития его профессиональной компетентности необходимо использовать как традиционные формы работы, так и инновационные, раскрывающие профессионально-личностный потенциал педагога. Традиционные формы - это методические семинары, тематические педсоветы, дискуссии по изучению нормативных документов федерального и регионального уровней, заседания предметных комиссий и др. К инновационным относят активные формы: педагогическое наставничество, конкурсы профессионального мастерства, психолого-педагогические консилиумы, круглые столы, презентации работы предметной комиссии, конкурсы методических разработок, психолого-педагогические тренинги и др.
К методам и приемам, используемым в педагогическом сопровождении преподавателей, следует отнести: эмоциональное стимулирование, активное слушание, авансированное доверие и похвалу, диалоговые, рефлексивные приемы. Указанные приемы способствуют развитию активности, раскрытию потенциала личности преподавателя, осознанию себя субъектом профессионального развития. Важным приемом является использование приемов фасилитационного общения: обращение к преподавателю по имени, прием «зеркало отношений», создание ситуации успеха и доверия и др.
Обратная связь в педагогическом сопровождении преподавателя вуза в развитии его профессиональной компетентности должна строиться на основе формирования у преподавателя навыков самоанализа уровня развития профессиональной компетентности, самообобщения опыта профессиональной деятельности и самоконтроля.
Эффективное функционирование педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности преподавателя зависит от реализации комплекса организационно-педагогических условий, включающего:
1) актуализацию субъектной позиции преподавателя посредством педагогической фаси-литации;
2) инициирование выхода преподавателя в режим саморазвития на основе гибкого использования информационной базы методической службы вуза;
3) побуждение педагога к самоанализу и самоконтролю профессионально-педагогической деятельности на основе рефлексии.
Результатом реализации педагогического сопровождения преподавателя в развитии его профессиональной компетентности выступает переход преподавателя на более высокий, качественно отличный уровень профессионализма.
Перспективы совершенствования педагогического сопровождения преподавателя заключаются в следующих направлениях: проектирование системы саморазвития профессиональной компетентности, организация мониторинга развития профессиональной компетентности, применение информационных технологий в развитии профессиональной компетентности.
Ссылки:
1. Дендеберя А.П., Петьков В.А. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 41-45.
2. Петьков В.А., Кочкаров Э.Э., Кубеков Э.А. Концептуальные основы развития профессионализма будущих социальных работников средствами физической культуры и спорта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 136-138.
3. Петьков В.А., Кочкаров Э.Э., Кубеков Э.А. Проектирование инновационной деятельности кафедры спортивных дисциплин физкультурного вуза // Там же. № 3. С. 168-170.
4. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.
5. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 177-181.
6. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.
References:
Barannikova, EA & Petkov, VA 2008, 'Pedagogical support of development of preschool children of the person', Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii, no. 2, pp. 58-60, (in Russian).
Dendeberya, AP & Petkov, VA 2009, 'Formation of professional competence of future teachers of computer science in the conditions of information and didactic environment of pedagogical high school', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, no. 3, pp. 41-45, (in Russian).
Petkov, VA & Filonenko, VA 2014, 'Monitoring the development of future professionals competencies in the implementation of educational programs of foreign language training', Vestnik Armavirskogo instituta sotsial'nogo obrazovaniya (filiala) RGSU, pp. 101-104, (in Russian).
Petkov, VA, Kochkarov, EE & Kubekov, EA 2015a, 'Conceptual bases of development of professionalism of future social workers by means of physical culture and sport', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 5, pp. 136-138, (in Russian).
Petkov, VA, Kochkarov, EE & Kubekov, EA 2015b, 'Design innovation of the department of sports disciplines of sports high school', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 3, pp. 168-170, (in Russian).
Strizhakova, NE, Petkov, VA &Romanov, DA 2015, 'Relationship formation of linguistic competence and socio-professional competence of students', Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 5 (123), pp. 177-181, (in Russian).