Научная статья на тему 'Технология оптимизации управления организационно-методической деятельностью учреждения дополнительного образования спортивной направленности'

Технология оптимизации управления организационно-методической деятельностью учреждения дополнительного образования спортивной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / PEDAGOGICAL DESIGN / TECHNOLOGIES OF OPTIMIZATION / INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION / CHILDREN''S AND YOUTH SPORTS SCHOOL / CONTROL OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовит Андрей Викторович, Шкуропий Константин Викторович

Рассматриваются педагогические основания проектирования технологии оптимизации управления организационно-методической деятельностью детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ). Раскрыты сущность и структура технологии эффективной организации образовательного процесса спортивной школы, представленной в виде модульных блоков, содержание и вариативность которых обусловлены видом, типом, формами и потенциальными возможностями развития ДЮСШ. Показан способ оптимизации процесса управления образовательным учреждением на основе реализации алгоритма содержания проблемных модулей и варианты варьирования направленности управленческой деятельности. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о позитивной динамике процесса развития методической компетентности руководителей спортивной школы и профессионального мастерства тренеров-преподавателей спортивной школы. Статистически достоверным является уровнь прироста показателей изучаемых критериев за исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустовит Андрей Викторович, Шкуропий Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION TECHNOLOGY TO CONTROL ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ACTIVITY AT SPORTS INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

The paper deals with the pedagogical bases of optimization technology design to control organizational and methodical activity of the children's and youth sports school (CYSS). The publication discloses the essence and structure of technology of the effective organization of CYSS educational process presented in the form of modular blocks, the content and variability of which depend on a look, type, forms and potential opportunities of sports school development. The authors show the way of optimizing administration of educational institution based on realization of an algorithm of content of problem modules, as well as options of variation of administrative activity orientation. Results of experimental work demonstrate positive dynamics of development of methodical competence of heads of sports school and professional skill of coaches-teachers. Statistically reliable is the level of growth of indicators of the studied criteria for the period under investigation.

Текст научной работы на тему «Технология оптимизации управления организационно-методической деятельностью учреждения дополнительного образования спортивной направленности»

УДК 373.016:796 ББК 74.267.5-058 П 89

А.В. Пустовит

Магистрант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: konsshk@rambler.ru

К.В. Шкуропий

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: konsshk@rambler.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

( Рецензирована )

Аннотация. Рассматриваются педагогические основания проектирования технологии оптимизации управления организационно-методической деятельностью детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ). Раскрыты сущность и структура технологии эффективной организации образовательного процесса спортивной школы, представленной в виде модульных блоков, содержание и вариативность которых обусловлены видом, типом, формами и потенциальными возможностями развития ДЮСШ. Показан способ оптимизации процесса управления образовательным учреждением на основе реализации алгоритма содержания проблемных модулей и варианты варьирования направленности управленческой деятельности. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о позитивной динамике процесса развития методической компетентности руководителей спортивной школы и профессионального мастерства тренеров-преподавателей спортивной школы. Статистически достоверным является уровнь прироста показателей изучаемых критериев за исследуемый период.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, технологии оптимизации, учреждения дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа, управление организационно-методической деятельностью.

A.V. Pustovit

Master's Degree Student of Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: kons-shk@rambler.ru

K.V. Shkuropy

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: konsshk@rambler.ru

OPTIMIZATION TECHNOLOGY TO CONTROL ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ACTIVITY AT SPORTS INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract. The paper deals with the pedagogical bases of optimization technology design to control organizational and methodical activity of the children's and youth

sports school (CYSS). The publication discloses the essence and structure of technology of the effective organization of CYSS educational process presented in the form of modular blocks, the content and variability of which depend on a look, type, forms and potential opportunities of sports school development. The authors show the way of optimizing administration of educational institution based on realization of an algorithm of content of problem modules, as well as options of variation of administrative activity orientation. Results of experimental work demonstrate positive dynamics of development of methodical competence of heads of sports school and professional skill of coaches-teachers. Statistically reliable is the level of growth of indicators of the studied criteria for the period under investigation.

Keywords: pedagogical design, technologies of optimization, institutions of additional education, children's and youth sports school, control of organizational and methodical activity.

Демократизация российского общества актуализировала поиск новых направлений и подходов к преодолению кризисных явлений, сложившихся в отечественной системе образования и гуманизации её основ, что привело к пересмотру целей, задач, содержания, организационных принципов, форм, средств, методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Гуманизация отечественной системы образования предполагает приобщение обучающихся к общекультурным гуманистическим ценностям, развитие способности к самопознанию, самообразованию, самореализации на протяжении всей своей жизни. В достижении этой цели особое место принадлежит учреждениям дополнительного образования детей, обеспечивающих полноценную интеграцию личности детей и подростков в систему основного общего и профессионального образования [1, 2]. Учреждения дополнительного образования спортивной направленности в современной системе непрерывного образования нашей страны занимают особое место. Их деятельность направлена на содействие процессам познания, саморазвития профессионального самоопределения, формирования основ здорового образа жизни, интеллектуальных физических и нравственных качеств личности обучающихся в физкуль-турно-спортивной деятельности, достижение высокого уровня спортивных результатов [3].

Проведённый анализ специальной литературы по проблеме оптимизации организационно-методического обеспечения функционирования учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности показал, что деятельность этих учреждений не в полной мере соответствует современным направлениям и тенденциям демократизации, диверсификации и гуманизации российской системы образования [1, 4, 5]. Все это позволяет сделать вывод об актуальности исследования.

Анализ многолетнего опыта функционирования образовательных организаций дополнительного образования детей спортивной направленности позволил определить виды, структуру и содержание организационно-методической деятельности детско-юношеской спортивной школы, включающие учебную, методическую, медико-биологическую, тренировочную, соревновательную и профилактико-реабилитационную виды деятельности.

Проектирование процесса оптимизации управления организационно-методической деятельностью детско-юношеской спортивной школы должно быть выстроено в виде алгоритма педагогической технологии, включающей очередность этапов и выполняемых в их рамках намеченных процедур. Способом его реализации должно стать включение коллектива тренеров-преподавателей ДЮСШ в проектировочную деятельность [6, 7].

Построение технологии оптимизации управления организационно-методической деятельностью детско-юношеской спортивной школы предполагает разработку структуры и направленности содержания ведущих модульных блоков учебно-воспитательного процесса, включающего следующие блоки: учебную, методическую и

организационную деятельности, медико-биологическое обеспечение учебной, тренировочной и спортивной деятельности, профилактике-реабилитационную работу. Содержание и вариативность модульных блоков обусловлены видом, типом, формами и потенциальными возможностями развития ДЮСШ (рис 1).

Блок Организационной деятельности Блок Профилактико-реабилитационной деятельности

Блок Учебной деятельности Блок Методической деятельности Блок Медико-биологического обеспечения

Образовательный процесс ДЮСШ Рис. 1. Блоки структуры организации образовательного процесса ДЮСШ

Рассмотрим содержание каждого блока.

Блок организационной деятельности включает нормативно-право-вое, информационно-рекламное и материально-техническое обеспечение; установление и поддержание корпоративных связей; предпринимательскую деятельность, маркетинговые мероприятия, дополнительные виды услуг. Целью организационной деятельности ДЮСШ является обеспечение эффективного функционирования образовательного процесса и привлечение дополнительных финансовых средств.

Блок учебной деятельности включает информационно-управляющее, организационное, учебно-тренировочное, соревновательное и контролирующее направления деятельности. Общее назначение блока учебной деятельности заключается в реализации целенаправленности учебно-тренировочного процесса,

обеспечения организованности совместных действий, достижения запланированных результатов, экономичность материальных ресурсов и финансовых затрат.

Блок методической деятельности включает учебно-методическую, организационно-методическую и научно-методическую деятельность. Перечисленные виды деятельности реализуют следующие функции: аналитическую, информационную, координационную, собственно-методическую; повышения квалификации и профессионального мастерства тренеров, проектировочную, коррекционную, прогностическую.

Блок медико-биологического обеспечения учебно-тренировочного процесса включает контроль состояния здоровья, физического развития, медицинский и биохимический контроль функциональной подготовленности обучающихся. Содержание медико-биологического блока основано на концепции

профессионального медицинского обеспечения с выраженной профилактической направленностью и учётом индивидуальности каждого спортсмена.

Блок профилактико-реабилитационной деятельности раскрывает направленность, содержание и способы организации мероприятий по реализации потребностей спортсмена в профилактике и реабилитации.

Организация процесса управления образовательным учреждением предполагает алгоритм реализации содержания проблемных блоков-модулей с возможностью варьирования содержания направленности управленческой деятельности. Взаимосвязь и ваимодействие между блоками осуществляется через информационно-коммуникативные каналы, активными элементами которых являются руководители учреждения и объекты образовательного процесса ДЮСШ.

Последовательность реализации компонентов технологии оптитмиза-ции управления организационно-методической деятельностью спортивной школы представлена в таблице 1 в виде следующих компонентов, этапов и алгоритма действий.

Поэтапное построение технологии обеспечивает направленность, интеграцию и адаптацию содержания деятельности руководителей ДЮСШ по обеспечению эффективного функционирования учебно-тренировочного и воспитательного процессов. Необходимость научного обоснования и практической реализации разработанных педагогической технологии управления современной спортивной школой послужило основой для проведения педагогического эксперимента.

Эксперимент проходил в период 2015-2018 учебных годов на базе МБУ ДО ДЮСШ «Рекорд» г. Невин-номысска Ставропольского края и включал три этапа, на которых на основе анализа реальной практической деятельности разрабатывались и апробировались технология

оптимизации управления организационно-методической деятельностью детско-юношеской спортивной школы. В исследовании приняли участие 22 тренера-преподавателя, являющиеся штатыми сотрудниками ДЮСШ.

Первый этап экспериментальной работы был посвящён апробации авторских идей и предложений по структурной и содержательной переориентации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ. В штатное расписание была введена ставка первого заместителя директора ДЮСШ, и создан «Организационно-методический отдел ДЮСШ». В соответствии с авторской концепцией развития ДЮСШ и реальными потребностями образовательной практики разработан «Перспективный план работы организационно-методического отдела ДЮСШ» и «Функциональные обязанности заместителя директора ДЮСШ».

Второй этап обеспечивал активизацию организационно-методической деятельности ДЮСШ. На этом этапе были определены а) направленность и конкретизировано содержание методической деятельности спортивной школы: учебно-методическая, научно-методическая; б) задачи, содержание и функции организационно-методической деятельности; в) пути и способы совершенствования методической деятельности. Для активизации методической деятельности в ДЮСШ было разработано «Положение о методическом кабинете» и создан методический кабинет.

На третьем этапе осуществлялось совершенствование системы руководства спортивной школой и активизация научно-практической деятельности. В соответствии с разработанной технологией оптимизации учебно-методической деятельности созданы общественные организации управления ДЮСШ -педагогический совет; тренерский совет отделения; совет капитанов учебных групп.

Таблица 1

Последовательность реализации компонентов технологии

Компоненты модульной технологии управления организационно-методической деятельностью спортивной школы

1. Входной этап (начальной диагностики)

1.1. Определение и контроль исходного уровня управления организационно-методической деятельностью спортивной школы.

2. Проблемно-поисковый этап

2.1. Определение проблем руководителей ДЮСШ и тренеров-преподавателей, обусловливающих необходимость оптимизации управления организационно-методической деятельностью спортивной школы.

2.2. Определение способов, подходов и алгоритмов оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

2.3. Определение элементов содержания процесса оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

3. Информационно-конструктивный этап

3.1. Определение специфики информации в основах оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

3.2. Уточнение информационных элементов содержания оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

3.3. Определение алгоритмов оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

3.4. Построение моделей оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

4. Этап генерализации (интеграции)

4.1. Обобщение и систематизация содержания новой информации в сфере оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ. 4.3. Обобщение и систематизация знаний, умений и опыта в сфере оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

5. Операциональный этап

5.1. Практическая реализация руководителями способов оптимизации управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

6. Этап педагогического мониторинга и педагогической коррекции

6.1. Этапный контроль эффективности управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

6.2. Этапная педагогическая коррекция процесса управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

6.3. Итоговый контроль эффективности управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

6.4. Итоговая педагогическая коррекция процесса управления организационно-методической деятельностью ДЮСШ.

В качестве критериев эффективности организационно-методического управления были определены методическая компетентность руководителей спортивной школы и профессиональное мастерство тренеров-преподавателей спортивной школы.

Анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о

позитивной динамике процесса развития методической компетентности руководителей спортивной школы и профессионального мастерства тренеров-преподавателей спортивной школы. Ститистически достоверным является уровнь прироста показателей изучаемых критериев за исследуемый период.

Разработанная технология даёт возможность осуществить переход от теоретических представлений об оптимизации управления организационно-методической деятельностью к практическим действиям, направленным на повышение эффективности функционирования педагогической системы ДЮСШ.

Полученные в исследовании материалы послужили основанием для разработки практических рекомендаций для руководящих работников ДЮСШ по оптимизации управления организационно-методической деятельностью спортивной школы и внедрения их в массовую педагогическую практику.

Примечания:

1. Паршиков А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование: монография / А.Т. Паршиков. М.: Советский спорт, 2003. 352 с.

2. Демкина Е.В., Куваева А.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего педагога в процессе профессионального образования // Вестник Алдыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1. С. 35.

3. Kogler A. Planning to win: designing, recording and evaluating your fencing training program. L.: Counter-Parry Press, 2013. 68 p.

4. Орловская Ю.В. Профилактическо-реабилитационные технологии в системе подготовки юных спортсменов. М., 2008. 200 с.

5. Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М.: Педагогика, 1995. 245с.

6. Петьков, В.А., Кочкаров Э.Э., Кубеков Э.А. Оптимизация управления физической культурой в муниципальном образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 4 (146). С. 140-145.

7. Проектирование систем внутришкольного управления / под ред. A.M. Моисеева. М.: Педагогическое Общество России, 2001. 97 с.

8. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. На-батниковой. М.: ФиС, 1999. 82 с.

References:

1. Parshikov А.Т. Sport school as a social pedagogical system: social design: a monograph / A.T. Parshikov. M.: Soviet Sport, 2003. 352 pp.

2. Dyomkina E.V., Kuvaeva A.A. Psychological and pedagogical support for the development of the personality of the future teacher in the course of professional education // Bulletin of the Aldyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1. P. 35.

3. Kogler A. Planning to win: designing, recording and evaluating your fencing training program. L.: Counter-Parry Press, 2013. 68 pp.

4. Orlovskaya Yu.V. Preventive and rehabilitation technologies in the system of young athletes training. M., 2008. 200 pp.

5. Potashnik M.M., Lazarev V.S. Management of school development. M.: Peda-gogika, 1995. 245 pp.

6. Petkov V.A., Kochkarov E.E., Kubekov E.A. Optimization of physical culture management in the municipality // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4 (146). P. 140-145.

7. Designing of the systems of intraschool management / ed. by A.M. Moiseev. M.: Pedagogical Society of Russia, 2001. 97 pp.

8. Fundamentals of management of the training of young athletes / general ed. by M.Ya. Nabatnikova. M.: FiS, 1999. 82 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.