Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение развития инновационных процессов в профессиональном образовании'

Педагогическое обеспечение развития инновационных процессов в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / НОВЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП РУКОВОДИТЕЛЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / НАУЧНАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIONS IN PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES / NEW PSYCHOLOGICAL TYPE OF THE HEAD / CREATIVE POTENTIAL OF THE TEACHER / SCIENTIFIC EQUIPMENT OF THE PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булах Ксения Владимировна, Бурцева Елена Тимофеевна

Авторами рассматривается проблема педагогического обеспечения развития инновационных процессов в профессиональном образовании. Акцент сделан на анализе организационно-методического блока педагогического обеспечения развития инновационных процессов и таких его компонентов, как новый психологический тип руководителя, творческий потенциал педагога, научная оснащенность педагогического процесса. Представлена гипотетическая модель развития творческого потенциала педагога профессионального образования, основанная на компонентном подходе, включающем эмоционально-мотивационный, методологический, психолого-педагогический, валеологический, общекультурный, предметный, методический компоненты; модель предусматривает практическую работу с педагогом, которая должна носить личностно-ориентированный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булах Ксения Владимировна, Бурцева Елена Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ENSURING DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN PROFESSIONAL EDUCATION

The authors explore a pedagogical ensuring the development of innovative processes in professional education. The emphasis is placed on the analysis of the organizational and methodical blocks of pedagogical ensuring the development of innovative processes and such components as new psychological type of the head, the creative potential of the teacher and scientific equipment of the pedagogical process. The hypothetical model of creative potential development of the teacher of professional education basing on the component approach including emotional and motivational, methodological, psychological, pedagogical, valeological, general cultural, subject and methodical components is presented. The model provides practical work with the teacher which has to carry the personal focused character.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение развития инновационных процессов в профессиональном образовании»

УДК 378.147:378.018.43 ББК 74.580 Б 26

К.В. Булах

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: kseniya.bulah@yandex.ru

Е.Т. Бурцева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: kseniya.bulah@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Авторами рассматривается проблема педагогического обеспечения развития инновационных процессов в профессиональном образовании. Акцент сделан на анализе организационно-методического блока педагогического обеспечения развития инновационных процессов и таких его компонентов, как новый психологический тип руководителя, творческий потенциал педагога, научная оснащенность педагогического процесса. Представлена гипотетическая модель развития творческого потенциала педагога профессионального образования, основанная на компонентном подходе, включающем эмоционально-мотивационный, методологический, психолого-педагогический, валеологический, общекультурный, предметный, методический компоненты; модель предусматривает практическую работу с педагогом, которая должна носить личностно-ориентированный характер.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновации в профессиональном образовании, педагогические условия развития инновационных процессов, новый психологический тип руководителя, творческий потенциал педагога, научная оснащенность педагогического процесса.

K.V. Bulakh

Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, the Nevinnomyssk State Humanistic-Technical Institute; E-mail: kseniya.bulah@yandex.ru

E.T. Burtseva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Vocational Education, the Nevinnomyssk State Humanistic-Technical Institute; E-mail: kseniya. bulah@yandex.ru

PEDAGOGICAL ENSURING DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN PROFESSIONAL

EDuCATION

Abstract. The authors explore a pedagogical ensuring the development of innovative processes in professional education. The emphasis is placed on the analysis of the organizational and methodical blocks of pedagogical ensuring the

development of innovative processes and such components as new psychological type of the head, the creative potential of the teacher and scientific equipment of the pedagogical process. The hypothetical model of creative potential development of the teacher of professional education basing on the component approach including emotional and motivational, methodological, psychological, pedagogical, valeological, general cultural, subject and methodical components is presented. The model provides practical work with the teacher which has to carry the personal focused character.

Keywords: Innovative process, innovations in professional education, pedagogical conditions of development of innovative processes, new psychological type of the head, creative potential of the teacher, scientific equipment of the pedagogical process.

Современное профессиональное образование как один из инструментов профессионального развития личности всегда должно быть ориентировано на запросы современного общества, быть готовым к изменениям и инновациям.

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению нового. Обратимся к анализу инновационной педагогической деятельности в образовании. Исследования, проведенные по данной проблеме М.Н. Поволяевой и С.Е. Пахомо-вой, позволяют выделить механизм трансформации образовательной традиции в инновацию, определить критерии инновационности [1]. Анализируя процесс развития инноваций, необходимо иметь в виду, что под традицией нередко понимают исторический опыт, забывая о том, что существует живая, реально действующая основа в виде институализированной современной практики. Именно по отношению к ней и возникает новая, неинституализированная практика, или инновация. Постепенный отбор нового опыта происходит в инновационном процессе. Он отбрасывается или принимается обществом, иногда с поправками, и тогда совершенствуется, развивается, обогащается. Институализируясь, этот опыт естественным путем попадает в культуру в качестве образовательной традиции, в виде

институтов сферы образования. Инновации при этом изменяют традиционную социальную практику, становясь механизмом появления, развития и исчезновения образовательных институтов. Таким образом, традиционная практика выступает основным критерием степени инновационности, а также оценки социокультурного и образовательного значения того или иного новшества.

Инновации, зародившиеся в недрах образовательной традиции и проходящие свой путь развития в инновационном процессе, смогут обеспечить качественно более высокий и адекватный социуму уровень профессионального образования. Таким образом, в педагогической инноватике в целом, с точки зрения Н.Р. Юсуфбековой, отражаются в единстве процессы: создание и открытие нового (идей, фактов, концепций, теорий), их сравнительная оценка в соответствии с имеющейся в обществе системой педагогических ценностей, освоение (принятие в систему ценностей или отрицание) и использование на практике [2].

На основе опытно-

экспериментальной работы рассмотрели педагогические условия развития инновационных процессов в профессиональном образовании. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, материально-технических

факторов, обеспечивающих успешное развитие поставленных задач.

Педагогические условия развития инновационных процессов профессионального образования представлены следующими блоками: организационно-методическое обеспечение, организация индивидуализации и дифференциации профессиональной подготовки, структурирование содержания профессиональной подготовки, реализация методов формирования социально-значимых качеств.

Анализируя содержание педагогических условий, мы остановились на блоке организационно-методического обеспечения,

содержание которого включало следующие компоненты: новый психологический тип руководителя, творческий потенциал педагога, научную оснащенность педагогического процесса. В нашем исследовании с новым психологическим типом руководителя мы связываем руководителя, заинтересованного в создании коллектива, способного сформировать новый тип образовательной организации, и рассматриваем как организационно-методическое условие развития инновационных процессов.

Новый психологический тип руководителя проявляется в том, что он учитывает разнообразие человеческой природы; уважает человеческое достоинство и воспитывает это в других; находит, создает и использует имеющиеся ресурсы; обладает способностью определить уровень и оценить прогресс обучающихся; умеет оценить эффективность работы персонала, эффективность программ; знает, как осуществлять взаимодействие с различными организациями.

Следующим структурным компонентом организационно-методического обеспечения является формирование психолого-педагогической готовности педагога к нововведениям, к работе в системе, его творческий потенциал,

который проявляется в том, что педагог имеет разнообразные знания, умения, обладает личностными и профессиональными качествами и способностями, которые позволяли бы ему стать активным участником преобразований, реализоваться в творческой деятельности. Для реализации творческих решений педагог должен пополнять запас базовых профессиональных знаний: предметных, психологических, педагогических, овладевать широкой гуманитарной культурой: экономической, нравственной, коммуникативной, эстетической, речевой, что давало бы ему знание и понимание проблем современности, путей развития человека и общества, умение устанавливать контакты с разными людьми.

Что касается творческого потенциала педагога, то в рамках нашего исследования он был представлен множеством компонентов, главными (инвариантными) из которых, на наш взгляд, являются:

1. Базовые компоненты: профессиональная культура: сплав профессиональных знаний, умений и навыков педагога, обуславливающих его профессиональную компетентность, которая при определенных условиях может воплотиться в творческую деятельность педагога; общая гуманитарная культура педагога: философская, методологическая, научно-исследовательская, экологическая.

2. Ценностно-мотивационная и эмоциональная сфера личности педагога. К ней мы относим (потребности, интересы, жизненные установки); чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности; нравственный опыт, богатство потребностей и интересов личности; потребность в процессиональном личностном росте, желание совершенствоваться, наличие познавательной цели; творческую направленность личности педагога, его стремление к инновационным формам деятельности, чувство нового;

способность к сотрудничеству, взаимодействию в творческом процессе.

3. Способности (возможность заниматься творческой деятельностью). К ним мы относим интеллектуальные способности и качества: высокую степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность, оригинальность, глубину; способность к новым, не освоенным лично педагогом или еще не разработанным решениям традиционных задач и решений новых задач; способность быстро находить варианты решений и менять приемы действий в соответствии с новыми условиями; способность увидеть новое и в соответствии с этим новым перестроить работу, в конечном итоге это ведет к созданию новых вариантов программ, технологий, новых форм работы.

4. Психологическая сфера: способность к саморегуляции поведения, высокая общая работоспособность педагога; высокий уровень развития психофизиологических возможностей [3, 4].

Мы рассматриваем творческий потенциал педагогического коллектива как явление, отражающее следующее.

1. Общий уровень профессиональной подготовки членов коллектива (уровень знаний и умений педагогов, который может воплотиться в творческой деятельности коллектива).

2. Способность к коллективному целеполаганию, проекти-

рованию коллективной деятельности, совместному анализу ее результатов, саморазвитию и самопреобразованию

3. Внутреннее единство коллектива, основанное на общих нравственных и профессиональных принципах, творческая атмосфера и благоприятный морально-психологический климат.

4. Способность членов коллектива к сотрудничеству, к творческому взаимодействию.

5. Общий уровень интеллектуальных способностей.

Таким образом, творческий потенциал педагогического коллектива представлялся нам сложным системным образованием, где роль системообразующего фактора выполняют способности членов коллектива к взаимодействию в процессе коллективной творческой деятельности, направленной на создание нового в педагогической практике.

Реализация творческого потенциала педагога как структурного компонента организационно-методических условий может быть осуществлена посредством гипотетической модели развития творческого потенциала, основанной на компонентном подходе разработанной нами в ходе данного исследования.

Предлагаемая модель включает блоки: общеразвивающий и специализированный, каждый из которых включает компоненты:

Блоки Компоненты

1. Общеобразовательный 1. Эмоционально-мотивационный

2. Методологический

3. Психолого-педагогический

4. Валеологический

5. Общекультурный

2. Специализированный 6. Предметный

7. Методический

8. Научно-исследовательский

Данная гипотетическая модель предусматривала то, что практическая работа с педагогом должна носить личностно-ориентированный характер, так как педагоги были заинтересованы в приобретении данных знаний и умений.

Методологический модуль предполагает, что педагог строит учебно-воспитательный процесс наметодоло-гической основе, а именно: обладает системным мышлением, способным воспринимать мир целостно; при выборе решения у педагога прослеживается установка на гуманистические ценности; он принимает антропоцентристскую парадигму педагогического мышления (обучающиеся - предпосылка и условие обучения), понимает свою ответственность за результаты обучения, обладает гибкостью мышления, умением видеть альтернативные пути решения проблем, рефлексивным осмыслением собственного опыта; осознает социокультурный аспект своей деятельности.

Психолого-педагогический модуль означает, что педагог свободно ориентируется в современных психолого-педагогических теориях обучения и воспитания и использует их в своей практике; знает закономерности формирования личности; умеет видеть противоречия учебно-воспитательного процесса, формулировать проблему, ставить задачи, выдвигать идеи, находить оптимальные способы решения педагогических проблем, способен включаться в процесс педагогического проектирования; обладает способностью к рефлексии, умеет прогнозировать изменение деятельности и уровни развития обучающихся.

Валеологический модуль включает переосмысление педагогом своей ценностной ориентации: главным становится здоровье обучающихся, их духовное развитие, психологический климат в образовательной организации; практическое овладение знаниями в области валео-логии, приемами саморегуляции

эмоционального и физического состояния.

Эмоционально-мотивационный модуль включает качества и ценностные ориентации, которые педагог должен иметь или хотеть вырабатывать; открытость личности по отношению к новому, осознание необходимости самопознания и саморазвития.

Общекультурный модуль был связан с широким кругозором и эрудицией: знания педагога по основам философии, социологии, права, экономики, истории, культуры, знания этических норм.

Специализированный блок был направлен на развитие профессиональной культуры педагога.

Предметный модуль предусматривает то, что педагог должен иметь разносторонние знания по предметам, обеспечивать глубокие и прочные знания по своему предмету, быть в курсе достижений науки, которую он преподает.

Методический модуль включает следующие способности педагога: свободно ориентируется в методах обучения, творчески их использует, знает основы теории и технологии обучения, знает основы планирования процесса обучения, средства и методы обучения, оценивания и контроля и использует их в своей деятельности; умеет изменять содержание образования в связи с ростом информационного потока, появления новых областей знаний, интеграции разных сфер деятельности.

Научно-исследовательский модуль характеризует готовность педагога к высшей ступени педагогического творчества - соединение науки и практики, он включает: знание методов педагогических исследований, умение применять их на практике, знания основ проектирования образовательных систем, умение обобщать свой опыт и опыт коллег, способность увидеть явление по-новому, в новых связях и противоречиях, стремление

к исследовательской деятельности. Сформированность этих качеств позволяет говорить о готовности педагогов к творческой деятельности, что создает базу для развития их творческого потенциала.

Личностно-профессиональное развитие педагога в системе повышения его квалификации с использованием предложенной модели должно осуществляться в условиях личностно-ориентированного обучения, цель которого - содействовать развитию обучаемого как личности, формировать у педагога потребности и запросы в самообразовании [5].

В организационно-методические условия входит и научно-методическая оснащенность педагогического процесса, которая реализуется через привлечение преподавателей образовательных организаций высшего образования в качестве научных консультантов к работе в профессиональных образовательных организациях [6, 7]. Помощь, которую оказывают вузовские педагоги, касается двух важных позиций. В условиях работы по оригинальным авторским программам вузовские педагоги берут на себя ответственность за содержание учебных программ, являясь автором программы по своему предмету, вузовский педагог оказывает помощь преподавателю колледжа, работающему с ним рядом, ибо он заинтересован во внедрении своей программы, в апробировании ее коллегами. Другой вид помощи, которую оказывает вузовский

преподаватель педагогу колледжа, состоит в том, что вузовский преподаватель, как правило, владеет научным аппаратом, достаточным для того, чтобы проанализировать методику творчески работающего педагога, который часто интуитивно выходит на интересные и результативные формы работы, но оформить свои достижения в логике понятий затрудняется. Вузовский педагог помогает перевести индивидуальный опыт педагога колледжа на уровень педагогической технологии, таким образом, ценность педагогического опыта педагога возрастает, он становится более осознанным для самого педагога, становится достоянием педагогов-коллег.

Таким образом, для реализации педагогических условий, способствующих развитию инновационных процессов в профессиональном образовании, необходимо организационно-методическое обеспечение, включающее готовность руководителя к созданию педагогического коллектива, способного сформировать новый тип образовательной организации; психолого-педагогическую готовность педагогов к нововведениям, через развитие их творческого потенциала и активизацию творческой среды; научно-методическую оснащенность педагогического процесса, которая реализуется через привлечение преподавателей образовательных организаций высшего образования в качестве научных консультантов к работе в профессиональных образовательных организациях.

Примечания:

1. Поволяева М.Н., Пахомова С.Е. Развитие неформального образования в современной России и за рубежом. М., 2015. С. 23.

2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991. С. 10.

3. Булах К.В., Банщикова Т.Н., Шнейдер Е.М. Проблема выявления и оценки развития личностного компонента в структуре компетентностной модели будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/128-22295 (дата обращения: 23.10.2015).

4. Bloom В., Sosniak L. Talant fhd development vs shooling // Educational Leadership. 1985. Vol. 39, № 2. P. 86-94.

5. Проблемы функциональной грамотности взрослых. СПб.: ИОВ РАО, 1993. С. 64.

6. Петьков В.А.,Андрющенко С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2G12. Вып. 1. С. 1G5-1G9.

7. Петьков В.А., Кочкаров Э.Э., Кубеков Э.А. Проектирование инновационной деятельности кафедры спортивных дисциплин физкультурного вуза // Теория и практика общественного развития. 2G15. № 3. С. 16S-17G.

References:

1. Povolyayeva M.N., Pakhomova S.E. The development of non-formal education in modern Russia and abroad. M., 2G15. P. 23.

2. Yusufbekova N.R. General principles of pedagogical innovation: experience of the development of the theory of innovative processes in education. M., 1991. P. 1G.

3. Bulakh K.V., Banshchikova T.N., Schneider E.M. The problem of identifying and evaluating the development of the personal component in the structure of the competence model of the future specialist // Modern problems of science and education. 2G15. No. 5. URL: http://www.science-education.ru/l2S-22295 (date of access: 23.1G.2G15).

4. Bloom V., Sosniak L. Talent development vs shooling // Educational Leadership. 19S5. Vol. 39, No. 2. P. S6-94.

5. Problems of functional literacy of adults. SPb.: IOV RAO, 1993. P. 64.

6. Petkov V.A., Andryushchenko S.I. Organization of the innovative environment of the educational institution // Bulletin of the Adyghe State University. 3, Pedagogy and Psychology. 2G12. Iss. 1. P. 1G5-1G9.

7. Petkov V.A., Kochkarov E.E., Kubekov E.A. Design of the innovative activity of the department of sports disciplines of a sports high school // Theory and practice of social development. 2G15. No. 3. P. 16S-17G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.