Научная статья на тему 'Супервизия в профессиональном образовании специалистов социальной работы'

Супервизия в профессиональном образовании специалистов социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУПЕРВИЗИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / VOCATIONAL TRAINING / SUPERVISION IN SOCIAL EDUCATION / SOCIAL WORKER / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT AND SELF-FULFILLMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков В.А.

В статье раскрыты сущность, содержание и потенциал супервизии в системе социального образования. Супервизия представлена как система, форма, метод и средство организации профессионального становления социального работника. Показаны возможности ее использования в развитии готовности социального работника к продуктивному взаимодействию с клиентом и формировании его мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision in vocational training of social workers

The article deals with the essence, content and resources of supervision in the system of social education. Supervision is presented as a system, a form, a method and a means of the organization of professional development of social workers. The author considers the possibilities of its application in the development of social workers' readiness to interact efficiently with clients and formation of their motivation for self-improvement, self-development and self-fulfillment.

Текст научной работы на тему «Супервизия в профессиональном образовании специалистов социальной работы»

УДК 377

Петьков Валерий Анатольевич

доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и психологии

Кубанского государственного университета

СУПЕРВИЗИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Petkov Valery Anatolyevich

D.Phil. in Education Science, Professor, Education Science and Psychology Department, Kuban State University

SUPERVISION IN VOCATIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKERS

Аннотация:

В статье раскрыты сущность, содержание и потенциал супервизии в системе социального образования. Супервизия представлена как система, форма, метод и средство организации профессионального становления социального работника. Показаны возможности ее использования в развитии готовности социального работника к продуктивному взаимодействию с клиентом и формировании его мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации.

Ключевые слова:

профессиональное образование, супервизия в социальном образовании, специалист социальной работы, профессиональное саморазвитие и самореализация.

Summary:

The article deals with the essence, content and resources of supervision in the system of social education. Supervision is presented as a system, a form, a method and a means of the organization of professional development of social workers. The author considers the possibilities of its application in the development of social workers' readiness to interact efficiently with clients and formation of their motivation for self-improvement, self-development and self-fulfillment.

Keywords:

vocational training, supervision in social education, social worker, professional self-development and self-fulfillment.

Основы готовности социального работника к эффективному взаимодействию с клиентом закладываются в учебном заведении профессионального образования и совершенствуются в системе повышения квалификации. Одним из перспективных направлений в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке специалиста социальной работы является использование возможностей супервизии [1; 2; 3].

Супервизия (supervision) дословно переводится с английского как «надзор», «наставничество». Этот метод заимствован педагогикой из психиатрии. В педагогическом контексте супервизия представляет собой систему профессиональной поддержки специалистов помогающих профессий с целью расширения уровня их профессиональной подготовки, развития профессиональной готовности и содействия личностному росту специалиста. Супервизия способствует его профессиональной адаптации, усилению мотивации к выбранной специальности и профессиональному становлению.

Анализ теории и практики профессиональной подготовки социального работника к деятельности по саморазвитию и самореализации показал, что отдельные аспекты супервизии нашли отражение в научных трудах М.Я. Виленского, И.А. Зимней, В.М. Кононенко, В.А. Петь-кова, В.А. Сластенина, Л.В. Топчий, В.А. Филоненко, Е.И. Холостовой и др.

В ходе теоретического анализа нами установлено, что супервизия является инновационной формой организации социально-психологического и педагогического сопровождения, способом коррекции и развития специалистов помогающих профессий и системой деятельности в сфере социальной работы помогающих учреждений и организаций. Определено, что супервизия решает задачи повышения личной эффективности в оказании помощи и содействия росту профессионализма специалистов социальной сферы. Таким образом, супервизия рассматривается нами как динамичный процесс, который обеспечивает акмеологическую направленность личностно значимого восхождения начинающего специалиста к вершине профессионализма и осуществляется на основе ценностного отношения к профессии социального работника, его творческой активности, внутренней мотивационной позиции. Результатом этого процесса является сформированность гуманистической модели профессионального мышления и поведения специалиста [4; 5].

Исходя из понимания значения термина «супервизия» как организованного наставничества нами представлены концептуальные основания развития супервизии как формы наставничества специалистов социальной работы, раскрывающей одну из граней ее многоаспектной сущности.

Основная задача супервизии заключается в анализе содержания учебно-профессиональной деятельности и установлении обратной связи в процессе образовательного взаимодействия.

В результате у обучающихся возникает целостное видение профессиональной деятельности, факторов, профессиональных проблем, неудач и затруднений, осознание собственного профессионального потенциала, перспектив и направлений профессионального совершенствования и профессиональной самоорганизации [6].

Использование супервизии в образовательных целях предполагает установление продуктивного межличностного взаимодействия между его участниками, направленного на повышение профессиональной и межличностной компетентности обучающегося [7].

Супервизия как метод позволяет социальному работнику осуществлять профессиональную рефлексию, заключающуюся в развитии умений анализировать и адекватно оценивать эффективность своих действий по отношению к клиенту, оценивать со стороны цели и переосмысливать свою позицию в сложных профессиональных ситуациях, объективно давать оценку своим профессиональным возможностям, взаимоотношениям с клиентами и коллегами, видеть со стороны проблемную ситуацию и находить новые подходы к ее решению.

Супервизия как форма наставничества является необходимым социально-педагогическим компонентом организации профессионального развития специалиста и сохранения самоценности традиционных социокультурных оснований его личности. Супервизия в работе с начинающими специалистами опирается на личностно ориентированный подход, формирование индивидуального профессионального стиля его деятельности [8].

Супервизия как система представляет собой сложную структуру, которая характеризуется совокупностью отношений между ее элементами, сохраняющих устойчивость в процессе изменения и развития. На этом основании супервизия как педагогическая система представлена совокупностью структурно-содержательных компонентов (мотивационно-ценностного, познавательного, коммуникативного, творческо-деятельностного и оценочно-рефлексивного), раскрывающих многообразие существующих между ними связей и отношений.

В ходе исследования нами определены функции супервизии в подготовке специалиста социальной работы: организационно-дидактическая, социально-психологическая и специально-профессиональная.

Проведенное пилотажное исследование позволило выявить теоретико-методологические основы супервизии в подготовке социального работника, проанализировать взаимосвязи, которые в наибольшей степени обеспечивают эффективность супервизии в процессе профессионального становления социального работника. Исследование проблемы организации супервизии дало возможность определить условия эффективного построения педагогического процесса:

- установление конструктивного профессионального взаимодействия супервизора и начинающего специалиста;

- осуществление выбора супервизора с позиции совместимости, с соблюдением принципа добровольности;

- необходимость обладания супервизором, вступающим во взаимоотношения с начинающим специалистом, эмпатийными способностями и умениями соблюдать педагогический такт.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что организации супервизии присущи некоторые недостатки, среди которых: формальный подход к этому процессу, неопытность наставников-супервизоров некоторых начинающих специалистов, неопределенность статуса супервизора, неразработанность содержания программ подготовки и повышения квалификации супервизоров. Установлено, что многие начинающие социальные работники испытывают трудности в период профессионального становления, слабо прослеживается эффективность деятельности супервизора. Выявлено, что наиболее эффективными формами супервизии являются коллективное и индивидуальное наставничество, основу которого составляют конструктивное профессиональное взаимодействие и взаимный интерес.

Экспериментальная работа по внедрению положений концепции супервизорской деятельности в учебный процесс Армавирского института социального образования и Центра социального обслуживания населения г. Армавира предполагала апробацию разработанного автором «Положения о супервизии в социальной работе» в рамках программы курсов повышения квалификации социальных работников города и региона.

Таким образом, учет рассмотренных концептуальных положений организации и функционирования супервизии как педагогической системы позволяет в полной мере обеспечить эффективность этого процесса и определить перспективы его развития.

Ссылки:

1. Валеева Н.Ш. Антропологизация и фундаментализация социального образования. М., 2006.

2. Кононенко В.М. Социальное образование на Юге России: традиции, проблемы и перспективы : монография. Ставрополь, 2005.

3. Петьков В.А., Кочкаров Э.Э., Кубеков Э.А. Концептуальные основы развития профессионализма будущих социальных работников средствами физической культуры и спорта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 136-138.

4. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.

5. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 145.

6. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Проектирование саморазвития физического потенциала студентов вузов // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 8-11.

7. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 5. С. 119-123.

8. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Социокультурные формообразования: философский аспект // Общество: философия, история, культура. 2015. № 3. С. 34-38.

References:

Andryushchenko, SI & Petkov, VA 2012, 'Organization of the innovative environment of educational institution', Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, p. 145, (in Russian).

Kononenko, VM 2005, Social education in the South of Russia: traditions, problems and prospects: Monograph, Stavropol, (in Russian).

Petkov, VA & Chuvilova, NA 2008, 'Designing self-development of the physical potential of students of high schools', Peda-gogicheskoye obrazovaniye i nauka, no. 8, pp. 8-11, (in Russian).

Petkov, VA & Filonenko, VA 2014, 'Self-organization as a condition for the professional growth of the competitive expert', Vestnik Armavirskogo instituta sotsial'nogo obrazovaniya (filiala) RGSU, pp. 104-107, (in Russian).

Petkov, VA & Filonenko, VA 2016, 'The problem of targeting of Education', Istoricheskaya isotsial'no-obrazovatel'naya mysl', no. 5, pp. 119-123, (in Russian).

Petkov, VA, Kochkarev, Ee & Kubekov, EA 2015, 'Conceptual bases of development of professionalism of future social workers by means of physical culture and sport', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 5, pp. 136-138, (in Russian).

Petkov, VA, Pokhilko, AD & Gubanov, Ma 2015, 'Social and cultural formation: philosophical aspect', Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 3, pp. 34-38, (in Russian).

Valeeva, NS 2006, Anthropologization and fundamentalization of social education, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.