Научная статья на тему 'Супервизия в дополнительном педагогическом образовании: региональная модель'

Супервизия в дополнительном педагогическом образовании: региональная модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПЕРВИЗИЯ / СУПЕРВИЗОР / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ИНСТИТУТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

В статье анализируется нововведение педагогического процесса Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования. Обосновывается целесообразное использование супервизии на курсах повышения квалификации молодых специалистов, на постоянно действующих семинарах и вебинарах в межкурсовой период. Представлена концептуальная модель, раскрывающая организационно-педагогические возможности супервизии в профессиональной деятельности педагогов. Выделены и охарактеризованы особенности педагогической супервизии, актуализируется «ремесленный аспект» педагогической практики. Обозначены и аргументированы образовательная, поддерживающая, направляющая функции супервизии. Выделены и охарактеризованы наиболее эффективные методы: наблюдение, фокус-анализ, рефлексивная беседа, анализ ситуаций, экземплярно-событийный метод, пятиэтапная модель интервью, тестирование, интервизия и др. Обосновано положение о востребованности потенциала супервизии в профессиональной деятельности, как начинающих, так и опытных педагогов. Охарактеризована особенность супервизии с учетом регионального контекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision in additional pedagogical education: regional model

The innovation of the pedagogical process of the Donetsk Republican Institute of Additional Pedagogical Education is analyzed in the article. The use of supervision in courses of improvement of qualification of young specialists during permanent seminars and webinars in intercourse period is justified. A conceptual model, revealing the organizational and pedagogical capabilities of supervision in the professional activity of teachers, is presented. Features of pedagogical supervision are highlighted and characterized. “Handicraft aspect” of teaching practice is actualized. Educational, supportive, guiding functions of supervision are identified and reasoned. The most effective methods: observation, focus-analysis, reflective discussion, analysis of situations, model of five-stage interview, testing, intervision and others are characterized. The position of the demand for supervisory capacity in professional activity, both beginners and experienced teachers is substantiated.The feature of supervision in view of the regional context is characterized.

Текст научной работы на тему «Супервизия в дополнительном педагогическом образовании: региональная модель»

УДК 378.091.398

Супервизия в дополнительном педагогическом образовании: региональная модель

Т. Б. Волобуева

Supervision in additional pedagogical education: regional model

T. B. Volobueva

Аннотация. В статье анализируется нововведение педагогического процесса Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования. Обосновывается целесообразное использование супервизии на курсах повышения квалификации молодых специалистов, на постоянно действующих семинарах и вебинарах в межкурсовой период. Представлена концептуальная модель, раскрывающая организационно-педагогические возможности супервизии в профессиональной деятельности педагогов. Выделены и охарактеризованы особенности педагогической суперви-зии, актуализируется «ремесленный аспект» педагогической практики. Обозначены и аргументированы образовательная, поддерживающая, направляющая функции супервизии. Выделены и охарактеризованы наиболее эффективные методы: наблюдение, фокус-анализ, рефлексивная беседа, анализ ситуаций, экзем-плярно-событийный метод, пятиэтапная модель интервью, тестирование, интервизия и др. Обосновано положение о востребованности потенциала супервизии в профессиональной деятельности, как начинающих, так и опытных педагогов. Охарактеризована особенность супервизии с учетом регионального контекста.

Abstract. The innovation of the pedagogical process of the Donetsk Republican Institute of Additional Pedagogical Education is analyzed in the article. The use of supervision in courses of improvement of qualification of young specialists during permanent seminars and webinars in intercourse period is justified. A conceptual model, revealing the organizational and pedagogical capabilities of supervision in the professional activity of teachers, is presented. Features of peda-

gogical supervision are highlighted and characterized. "Handicraft aspect " of teaching practice is actualized. Educational, supportive, guiding functions of supervision are identified and reasoned. The most effective methods: observation, focus-analysis, reflective discussion, analysis of situations, model of five-stage interview, testing, intervision and others are characterized. The position of the demand for supervisory capacity in professional activity, both beginners and experienced teachers is substantiated.The feature of supervision in view of the regional context is characterized.

Ключевые слова: супервизия, супервизор, педагог, педагогическая практика, институт, дополнительное профессиональное образование, профессионализм.

Keywords: supervision, supervisor, teacher, pedagogical practice, institute, additional professional education, professionalism.

Продуктивность работы современного педагога обеспечивается постоянным повышением его квалификации, активным творческим поиском путей совершенствования своей педагогической практики, готовностью к саморазвитию. Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования (ДонРИДПО) в своей работе сочетает традиционные результативные методики и перспективные нововведения. Одной из новаций работы с педагогами стала супервизия. Термин был заимствован из психотерапии, и в переводе означает «надзор, контроль, присмотр, наблюдение» [1], что не отражает сути процесса. Многие русскоязычные источники трактуют перевод как «обозревать сверху» (игра слов super vision) [2]. Педагоги предла-

гают более интересные варианты трактовки перевода: кураторство, сопровождение [3; 4].

Проблема супервизии исследовалась отечественными и зарубежными психотерапевтами, психологами и педагогами. Каждый автор предлагает свое определение понятия. Например, в консультировании и в менеджменте су-первизия определяется как наблюдения более опытного коллеги за менее опытным, обсуждения сильных и слабых сторон его профессиональной деятельности, исправление ошибок, поиск путей оптимизации работы. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специа-

листов, которые работают в сфере «человек -человек» [5]. Мы будем считать, что суперви-зия - это сотрудничество профессионалов, в котором более опытный специалист поможет проанализировать работу коллег и подсказать оптимальные решения их проблем [6].

Любые определения супервизии отражают ее предназначение, а именно:

- сопровождение профессионального развития специалиста;

- повышение его компетентности;

- поддержка в сложных ситуациях.

Супервизор оттачивает «ремесленную

грань» педагогической практики.

Супервизия (от supervidere - обозревать сверху) - это сотрудничество профессионалов, в котором более опытный специалист поможет проанализировать работу коллег, подсказать оптимальные решения их проблем.

курсы повышения квалификации молодых педагогов; постоянно действующие семинары, постоянно действующие вебинары

л-Г П.

Применение

- прояснить профессиональные тревоги;

- выявить и проанализировать затруднения;

- получить поддержку, совет, рекомендации;

- приобрести опыт продуктивных: рефлексии, диалога, дискуссии;

- расширить границы своей профессиональной компетенции

- профилактика эмоционального выгорания;

- профилактика профессиональной деформации;

- повышение квалификации

Рис. 1. Региональная концептуальная модель супервизии

В Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования супервизия стала неотъемлемой частью работы в межкурсовой период и экспериментально применяется на курсах повышения квалификации для групп молодых специалистов. Региональная концептуальная модель этого вида работы показана на рисунке 1.

Из четырех форм супервизии, в подавляющем большинстве, используются групповая и индивидуальная. Организационная супервизия апробируется в кооперативном обучении. Диагностика общих трудностей позволяет супервизору оказать помощь в согласовании профессиональных действий, поиске альтернативных решений, поддержке командной работы, а также в выявлении степени соответствия работы отдельных педагогов стандартам данной образовательной организации.

Из литературных источников мы выделили функции супервизии. Образовательная или формирующая функция подразумевает развитие педагогических умений, понимания и способностей педагогов. Она осуществляется через исследование работы супервизируемого педагога, которое помогает глубже понимать тонкости коммуникаций с участниками педагогического процесса, динамику развития отношений с ними, свои реакции, использовать другие методы работы.

Поддерживающая или тонизирующая функция - это способ противостояния стрессу и выгоранию, помощь в переживании негативного опыта. Направляющая или нормативная функция супер-визии обеспечивает отслеживание достижения целей, выявления факторов, оптимизирующих и тормозящих профессиональное развитие педагога. Как показывает практика, причиной профессиональных ошибок является не только недостаток опыта, но и личная уязвимость, приверженность стереотипам, предрассудкам и пр. Больше всего подвержены профессиональным рискам педагоги со стажем до трех лет.

Значительные нагрузки, неопытность, эмоциональная насыщенность, неуверенность часто провоцируют стрессы, разочарование, неправильные действия.

Супервизия способствует формированию педагогического сознания, мышления, коррекции и укреплению профессиональных установок, обогащению коммуникативных навыков, а также развитию таких личностных качеств, как способность к рефлексии, инициативность, ответственность.

Молодой педагог получает возможность ознакомиться с образцами профессиональных действий супервизора, совместно спланировать урок, проверить контрольные работы, посетить мастер-класс, просмотреть отобранные для него видеофрагменты уроков опытных коллег. Таким образом, он учится отбору адекватных педагогических приемов и методов, получает профессиональные алгоритмы, советы и рекомендации, моральную поддержку.

Супервизия является результативной методикой работы не только с молодыми специалистами. Практика показывает, что опытные педагоги хотят получить супервизию мастеров, методистов для обновления базовых компетенций, обсуждения профессиональных проблем и получения методической поддержки. В процессе педагогической супервизии преподаватель-супервизор использует специальные методы (см. рис. 1.), а также: экзем-плярно-событийный метод, пятиэтапная модель интервью, тестирование и др. При групповой и корпоративной работе эффективно применяется интервизия, суть которой состоит в том, что роль супервизора попеременно исполняют супервизуе-мые. Рефлексия сопровождает весь процесс супер-визии и включает в себя самодиагностику, самонаблюдение, самоанализ, самопознание, самокоррекцию. На рисунке 2 дан вариант базового алгоритма сессии супервизии, который адаптируется и расширяется под конкретные цели.

Супервизор организует насыщенное межличностное взаимодействие, анализируя целесообразность используемых методов и приемов, качество принимаемых решений. Супервизор исполняет несколько ролей: наставник, фасилитатор (побуждает, способствует, стимулирует), консультант, эксперт и др. В таблице 1 мы разделили причины обращений и ожидания нескольких специалистов, помогающих педагогу.

Супервизор ДонРИДПО, благодаря своему большому опыту, знаком со многими педагогическими технологиями и подходами, владеет различными моделями поведения, коммуникаций. Поэтому ему легче систематизировать потоки информации и анализировать их. Преподаватели института, взявшие на себя роль супервизора, особенно тщательно обновляют свои фундаментальные педагогические знания и отслеживают инновации, отбирают и осваивают перспективные методы и технологии, организуют свое психологическое обучение.

ЧИППКРО

Создание доверительной атмосферы

Л

1. Сбор материала

Оценка предварительных данных

Фиксация методики

акценты

2. Фиксация

особенности

риски

3. Погружение

5

фокус на педагоге

фокус на процессе

5

фокус на отношениях

4. Поддержка

ТГ

т

советы

рекомендации

Повышение профессионализма

Рис. 2. Вариант базового алгоритма сессии супервизии

Супервизор ДонРИДПО, благодаря своему большому опыту, знаком со многими педагогическими технологиями и подходами, владеет различными моделями поведения, коммуникаций.

Поэтому ему легче систематизировать потоки информации и анализировать их. Преподаватели института, взявшие на себя роль супервизора, особенно тщательно обновляют свои фундаментальные педагогические знания и от-

слеживают инновации, отбирают и осваивают перспективные методы и технологии, организуют свое психологическое обучение.

Их ключевыми характеристиками являются: готовность к постоянному обучению, способность одновременно видеть проблемы и перспективы в процессе работы с педагогами, умение создать доброжелательную профессиональную атмосферу.

Кроме указанных на рисунке 1 возможностей, супервизия позволяет педагогу:

- поделиться своими чувствами;

- преодолеть неуверенность;

- обсудить возникшие в профессиональной деятельности трудности;

- получить обратную связь о проделанной работе;

- расширить свои теоретические и практические представления;

- развить профессиональное мышление;

- наметить пути дальнейшего усовершенствования своей педагогической практики;

- поделится опытом со своими коллегами;

- осознать свою профессиональную роль. Взаимодействие на супервизии показано

графически на рисунке 4.

На рисунке 3 показаны главные акценты супервизора.

Таблица 1

Отличия в запросах и ожиданиях профессиональной помощи

Помощник Причина обращения Ожидания

Наставник Неопытность Подсказки, обучение

Методист Ошибки, вопросы Рекомендации, ответы

Психотерапевт Симптомы Диагноз, лечение

Супервизор Трудные ситуации, неудовлетворенность своей работой Поддержка, практическая помощь

Обеспечить постоянное пространство для анализа супервизируемым содержания и процесса своей работы

Расширить рабочие знания и навыки

Обеспечить пространство для исследования и выражения дистресса, напряжения, переноса и контрпереноса, появляющихся в ходе работы

Спланировать эффективное использование личностных и профессиональных ресурсов

Убедить педагога не нести груз трудностей и проблем в одиночестве

Стимулировать активность в противовес реактивности

Организовать обратную связь по процессу и по содержанию работы

Дать информацию и новый взгляд на рабочую ситуацию

Поддержать педагога как работника и как личность

Рис. 3. Основные категории фокуса супервизора

Педагогический процесс

содержание, технологии, ■ ресурсы, проблемы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отражение взаимодействия

Взаимодействие

Педагоги

^методика, родн: потреоноста, планы

Преподаватель-супервизор

Взаимодействие^ Ценности, опыт, этические

вопросы

Рис.4. Процесс взаимодействия на супервизии

Таблица 2

Преимущества и недостатки инструментов профессиональной поддержки

Инструменты профессиональной помощи Преимущества Недостатки

Менторинг Доступность для всех категорий педагогов. Постоянное наблюдение и консультирование. Возможность коммуникаций на разных уровнях. Эффективность для работы с молодежью Недостаточная мотивация профессионалов к участию (нежелание растить конкурентов). Как следствие - неактивное участие в развитии педагогов. Вероятность несовместимости пар

Наставничество Доступность для всех категорий педагогов. Возможность передачи знаний, преемственности поколений. Возможность использования потенциала сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста. Оптимальность для работы с молодежью Эффективен при построении института наставничества как системы, разовое применение не эффективно. Недостаточное количество наставников, сложность их мотивации. Вероятность несовместимости наставника и подопечного

Консультирование Доступность взаимного консультирования для всех педагогов. Неформальность общения на всех уровнях. Возможность решения личных проблем конфиденциально. Возможность привлечения внешнего консультанта Необходимость подготовки для взаимного консультирования. Нежелание педагогов обсуждать личные проблемы. Высокая стоимость внешнего консультирования. Доступность внешнего консультирования не для всех категорий педагогов

Инструменты про фессиональной помощи Преимущества Недостатки

Кейс-стади (решение ситуаций) Доступность для всех категорий педагогов. Равноправие участников, неформальность общения. Свобода в организации коммуникаций Необходимость предварительного отбора ситуаций. Предварительная подготовка всех участников

Коучинг Привлечение высококвалифицированных специалистов. Возможность самостоятельно выбирать направление развития. Возможность глубокого личностного развития Необходима предварительная подготовка коуча. Доступность не для всех категорий педагогов. Высокая стоимость привлечения профессионалов

Супервизия Привлечение профессионалов высокого уровня. Множество форм. Психологическая поддержка Подходит не всем категориям педагогов. Необходимо предварительное обучение супервизоров. Нехватка супервизоров

В Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования используются различные методы развития профессионализма педагогических кадров. В различных ситуациях и для определенной категории педагогов подбираются подходящие модели и методы.

Процент удовлетворенности ими в текущем году достиг 97,6. Нами проанализированы преимущества и недостатки каждого инструмента (табл. 2).

Таким образом, использование супервизии в работе Донецкого республиканского института дополнительного образования является перспективной и результативной новацией профессионального развития педагогических кадров.

Она дает возможность специалисту оценить свою педагогическую практику, открыть для себя новые возможности, получить новые знания, увидеть перспективы профессионального усовершенствования, избежать многих ошибок.

Библиографический список:

1. Англо-русский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lingvolive. com/ru-ru/translate/en-ru/supervision (дата обращения: 09.09.2017).

2. Информационный портал «Медицинская психология». Супервизия в психотерапии [Электронный ресурс] : учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов. - Режим до-

ступа: http://medpsy.com/meds/meds273.php (дата обращения: 09.09.2017).

3. Пономаренко М. А. Педагогическое су-первизорство: генезис понятия и сущность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .emissia.org/offline/2012/1839.htm (дата обращения: 09.09.2017).

4. Глуханюк Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации : дис. ... д-ра пед. наук : 19.00.13 / Н. С. Глуханюк. - Екатеринбург, 2001. -313 с.

5. Слозанська Г. I. Супервiзiя в сощальнш робота основш шдходи та принципи / Г. I. Слозанська // Педагопка. Сощальна робота. - 2014. -Вип. 30. - С. 155-158.

6. Экспериментальная психология. Суперви-зия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://texts.news/ekstremalnaya-psihologiya-kni gi/superviziya-30729.html (дата обращения: 09.09.2017).

References:

1. English-Russian dictionary [Anglo-russkij slovar'] [Web resource], access mode: https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/en-ru/ supervision (accessed date: 09/09/2017).

2. Information portal "Medical psychology". Supervision in psychotherapy. Training manual for supervisors and psychotherapists [Informacionnyj portal "Medicinskaja psihologija". Supervizija v psihoterapii: uchebnoe posobie dlja supervizorov i psihoterapevtov] [Web resource], access mode:

àk

ЧИППКРО

http://medpsy.com/meds/meds273.php (accessed date: 09/09/2017).

3. Ponomarenko M. A. Pedagogical Supervision: Genesis of the concept and essence [Peda-gogicheskoe supervizorstvo: genezis ponjatija i sushhnost'] [Web resource], access mode: http://www.emissia.org/offline/2012/1839.htm (accessed date: 09/09/2017).

4. Glukhanyuk N. S. Psychological bases of the development of the teacher as the subject of pro-fessionalization [Psihologicheskie osnovy razvitija

pedagoga kak sub'ekta professionalizacii], Yekaterinburg, 2001. 313 p.

5. Sozanska G. I. Supervision in social work: main approaches and principles [Supervizija v social'noj robote: osnovnye podhody i principy], 2014, Vol. 30, pp. 155-158.

6. Experimental psychology. Supervision [Jek-sperimental'naja psihologija. Supervizija] [Web resource], access mode: http://texts.news/ ekstremalnaya-psihologiya-knigi/superviziya-307 29.html (accessed date: 09/09/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.