Научная статья на тему 'Институционализация и тенденции развития социального образования на юге России в контексте Болонского процесса'

Институционализация и тенденции развития социального образования на юге России в контексте Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / BOLOGNA PROCESS / MODERNIZATION OF RUSSIAN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / INSTITUTIONALIZATION / SOCIAL EDUCATION / NATIONAL FEATURES / TRENDS OF EDUCATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков В. А.

Демократические реформы в России обусловили появление социального образования, осуществляющего профессиональную подготовку специалистов для работы в органах управления и учреждениях социальной защиты. Проведенный социологический анализ позволил сделать вывод, что институциональные процессы, происходящие в системе социального образования юга России, соотносятся с процессами модернизации всего российского высшего профессионального образования, отвечают требованиям современной социальной практики и учитывают мировые тенденции развития образовательного пространства, однако имеют свои национальные и социокультурные особенности. На основании полученных результатов выявлена совокупность тенденций развития социального образования на юге России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization and development trends of social education in the south of Russia in the context of the Bologna Process

Democratic reforms in Russia led to the emergence of social education, carrying out vocational training of specialists for work in the administration bodies and social security institutions. The undertaken social analysis has shown that institutional processes in the social education system of the Russian South are correlated with the processes of modernization of all Russian higher education and meet the requirements of the modern social practice. They also take into account global trends of educational space development, but altogether have their own national and socio-cultural characteristics. Based on the obtained results, the article has revealed a combination of trends of social education development in the South of Russia.

Текст научной работы на тему «Институционализация и тенденции развития социального образования на юге России в контексте Болонского процесса»

УДК 378:369(470.6)

Петьков Валерий Анатольевич

доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и психологии

Кубанского государственного университета

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Petkov Valery Anatolyevich

D.Phil. in Education Science, Professor, Education Science and Psychology Department, Kuban State University

INSTITUTIONALIZATION AND DEVELOPMENT TRENDS OF SOCIAL EDUCATION IN THE SOUTH OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE BOLOGNA PROCESS

Аннотация:

Демократические реформы в России обусловили появление социального образования, осуществляющего профессиональную подготовку специалистов для работы в органах управления и учреждениях социальной защиты. Проведенный социологический анализ позволил сделать вывод, что институциональные процессы, происходящие в системе социального образования юга России, соотносятся с процессами модернизации всего российского высшего профессионального образования, отвечают требованиям современной социальной практики и учитывают мировые тенденции развития образовательного пространства, однако имеют свои национальные и социокультурные особенности. На основании полученных результатов выявлена совокупность тенденций развития социального образования на юге России.

Ключевые слова:

Болонский процесс, модернизация российского высшего профессионального образования, институци-онализация, социальное образование, национальные особенности, тенденции развития образования.

Summary:

Democratic reforms in Russia led to the emergence of social education, carrying out vocational training of specialists for work in the administration bodies and social security institutions. The undertaken social analysis has shown that institutional processes in the social education system of the Russian South are correlated with the processes of modernization of all Russian higher education and meet the requirements of the modern social practice. They also take into account global trends of educational space development, but altogether have their own national and socio-cultural characteristics. Based on the obtained results, the article has revealed a combination of trends of social education development in the South of Russia.

Keywords:

Bologna process, modernization of Russian higher professional education, institutionalization, social education, national features, trends of education development.

Одним из основных трендов реформирования российского высшего образования в контексте реализации Болонских соглашений является его интеграция в европейское и мировое образовательное пространство. Демократические реформы в России в конце XX столетия привели к коренным изменениям в общественной жизни, что стало предпосылкой для зарождения социального образования. Становление системы социального образования в России обусловлено потребностью в специалисте, профессионально подготовленном к работе с различными категориями людей, имеющих социальные проблемы, что послужило основанием для введения в 1990 г. новых специальностей «социальная работа» и «социальная педагогика» [1].

Использование институционального подхода, основы которого были заложены на рубеже XIX-XX вв. в трудах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Веблена, Т. Парсонса, позволило раскрыть ряд особенностей функционирования институтов социальной сферы российского общества, выявить не только объективные характеристики развития социальной сферы, но и субъективные мнения, ценностные ориентации, установки, цели, позиции, интересы различных социальных общностей. На основе институционального подхода уточняется понимание места и роли социального образования, а также его ценностей, мотивов и ориентаций в социальной сфере российского общества. Он дает возможность целостно раскрыть содержание межинституциональных механизмов, обеспечивающих развитие социального образования на юге России [2].

Отсутствие профильных социальных вузов в регионах сдерживает процесс их социального развития. Это актуализирует разработку в региональных вузах целевой, комплексной, выстроенной на единых научно-методических основаниях инновационной системы профильной непрерывной подготовки по целому спектру различных специальностей, ориентированных на потребности социальной сферы и являющихся своеобразными социальными лифтами [3; 4; 5].

Цель исследования заключалась в выявлении тенденций развития социального образования на юге России в контексте реализации Болонского соглашения. Методологическую основу

исследования составляют общенаучные принципы объективности и историзма, работы по методологии педагогических исследований (М.А. Данилов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, М.Н. Скат-кин и др.), труды по педагогическому проектированию и педагогической прогностике (В.П. Бес-палько, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский и др.).

Этапы исследования охватывают период с 2000 по 2015 г., логично отражают ход исследования научно-методологических основ педагогики и становления системы социального образования в России. Первый этап - аналитический (2000-2005 гг.), второй (2006-2010 гг.) - концептуальный, третий (2011-2015 гг.) - прогностический.

Проведенные социологический анализ и мониторинг эффективности функционирования образовательных учреждений социального профиля позволили сделать вывод, что институциональные процессы, происходящие в системе социального образования юга России, соотносятся с процессами модернизации всего российского высшего профессионального образования, отвечают требованиям современной социальной практики и учитывают мировые тенденции развития образовательного пространства, однако имеют свои национальные и социокультурные особенности [6; 7].

В настоящее время подготовка специалистов социального профиля приобрела массовый характер. На сегодняшний день в России подготовкой специалистов социальной работы занимается более ста вузов, лидером среди которых является Российский государственный социальный университет (РГСУ). РГСУ имеет сеть своих филиалов и представительств по всей стране и за рубежом, в том числе и на юге России, среди которых выделяются Армавирский педагогический университет, Армавирский институт социального образования (филиал) РГСУ, филиалы РГСУ в Анапе, Пятигорске, Майкопе, Сочи и др. Значительную роль в развитии социального образования на юге России играют факультеты и кафедры социальной работы Адыгейского (Майкоп), СевероКавказского (Ставрополь), Кубанского (Краснодар) и других государственных университетов [8].

На основании анализа результатов образовательной деятельности вузов региона прослеживаются следующие тенденции развития социального образования на юге России:

Гуманистической направленности, раскрывающей зависимость уровня развития социального образования от степени обращенности его к личности, приоритета субъектно-смысло-вого обучения, придание ему ценностного характера.

Регионализации, предполагающей развитие единого пространства социального образования региона, единой системы мониторинга качества социального образования; учет специфики содержания национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Диверсификации социального образования в направлении многопрофильности, много-уровневости и многофункциональности.

Разнообразия и инновационности подходов - выявляется система новых и перспективных подходов к целям, содержанию, формам, методам и оценке качества социального образования.

Кластеризации - заключается в интеграции образовательных отраслевых учебных заведений всех уровней и социальных учреждений. Такая интеграция предполагает формирование новых форм их взаимодействия, позволит организовать подготовку работников нового типа, сделать их востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

Экзистенциальной направленности. Формирование экзистенциальных - междисциплинарных направлений в системе социального образования активно меняет сознание и личностные ориентации обучаемых, стимулирует адекватную рефлексию личности. Эта тенденция тесно связана с синергетическим, системным и антропологическим подходами к рассмотрению сущности социального образования и позволяет считать его целостным педагогическим явлением.

Выявленные тенденции позволяют реализовать стратегическую цель регионализации социального образования - создание эффективной системы профессионального образования и превращение ее в фактор, детерминирующий социально-экономическое развитие региона.

Таким образом, учет обозначенных тенденций при формировании новой образовательной политики региона обеспечит сохранение национальных и социокультурных традиций его жителей, дальнейшее совершенствование механизмов управления, повышение статуса различных институтов социального образования, значимое место среди которых принадлежит системе непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки социальных кадров.

Ссылки:

1. Валеева Н.Ш. Антропологизация и фундаментализация социального образования. М., 2006.

2. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Социокультурные формообразования: философский аспект // Общество: философия, история, культура. 2015. № 3. С. 34-38.

3. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 145.

4. Петьков В.А., Филоненко В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55-57.

5. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 5. С. 119-123.

6. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5. С. 3-10.

7. Петьков В.А., Губанова М.А., Ромас Т.А. Феномен индивидуальности в контексте российской духовной культуры // Общество: философия, история, культура. 2015. № 5. С. 30-35.

8. Кононенко В.М. Социальное образование на Юге России: традиции, проблемы и перспективы : монография. Ставрополь, 2005.

References:

Andryushchenko, SI & Petkov, VA 2012, 'Organization of the innovative environment of educational institution', Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 145, (in Russian).

Kononenko, VM 2005, Social education in the South of Russia: traditions, problems and prospects: Monograph, Stavropol, (in Russian).

Petkov, VA, Gubanov, MA & Romas, TA 2015, 'The phenomenon of identity in the context of Russian Spiritual Culture', // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 5, pp. 30-35, (in Russian).

Petkov, VA, Pokhilko, AD & Gubanov, MA 2015, 'Social and cultural formation: philosophical aspect', Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 3, pp. 34-38, (in Russian).

Petkov, VA & Filonenko, VA 2014, 'Mechanisms of functioning of social mobility in the educational space of high school', Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, no. 12, pp. 55-57, (in Russian).

Petkov, VA & Filonenko, VA 2016, 'The problem of targeting of education', Istoricheskaya isotsial'no-obrazovatel'naya mys' no. 5, pp. 119-123, (in Russian).

Petkov, VA & Romanov, Da 2015, 'The method of formation of indicators for monitoring the functioning of social systems', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 5, pp. 3-10, (in Russian).

Valeeva, NS 2006, Anthropologization and fundamentalization of social education, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.