Научная статья на тему 'Формирование психологической компетентности: промежуточные результаты работы экспериментальной площадки'

Формирование психологической компетентности: промежуточные результаты работы экспериментальной площадки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ И ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАПЫ ПСИХОЛО-ГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА / POLYPROFESSIONAL INTERACTION / THE DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE MODEL OFPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / ASCERTAINING AND FORMING STAGES OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильманова Р.К., Литке С.Г., Тепляков А.М.

В статье рассматриваются результаты первого этапа реализации экспериментальной (инновационной) деятельности (ЭИД) по проблеме формирования психологической компетентности субъектов учреждений среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Представлена комплексная система мероприятий ЭИД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильманова Р.К., Литке С.Г., Тепляков А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE: INTERMEDIATE RESULTS OF EXPERIMENTAL GROUND

The article discusses the results of the first phase of the experimental (innovational) activity (EIA) on the issue of formation of psychological competence of subjects of secondary vocational education as a factor in improving the quality of their training and professional activities. The comprehensive system of measures EIA is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической компетентности: промежуточные результаты работы экспериментальной площадки»

Образовательные технологии наука и практика

УДК 377 Р. К. Гильманова, руководитель

психологической службы Златоустовского металлургического колледжа, Челябинская обл., г. Златоуст С. Г. Литке, доц., канд. психол. наук,

г. Челябинск

А. М. Тепляков, преподаватель Златоустовского металлургического колледжа, Челябинская обл., г. Златоуст

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

В статье рассматриваются результаты первого этапа реализации экспериментальной (инновационной) деятельности (ЭИД) по проблеме формирования психологической компетентности субъектов учреждений среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. Представлена комплексная система мероприятий ЭИД.

Ключевые слова: полипрофессиональное взаимодействие, инновационная модель развития психологической компетентности, констатирующий и формирующий этапы психолого-педагогического эксперимента.

Содержание стандартов профессионального образования и профессиональных стандартов базируется на компетентностном подходе, предъявляющем требования к системе профессионально-важных качеств личности работника, позволяющих ему добросовестно выполнять его трудовые обязанности. Одной из базовых составляющих профессиональной компетентности современного специалиста является психологическая компетентность. В этой связи при ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский металлургический колледж» было инициировано осуществление научно-экспериментальной деятельности по теме «Формирование психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования как фактора повышения качества их профессиональной подготовки».

Данная тема предусматривает разработку наиболее эффективного психолого-педагогического подхода, способствующего повышению качества профессиональной подготовки выпускника самого широкого профиля, способного включаться в полипрофессиональное взаимодействие и профессионально двигаться в разных полях практики. На наш взгляд, оптимизирующим фактором становления и развития профессионала является инновирование в профессиональное образование (в т. ч. среднее профессиональное) системы экспериментально-инновационной деятельности по формированию и развитию психологической компетентности субъектов. ЭИД ориентирована на повышение психологической компетентности обучающихся (студентов), родителей, или

лиц, их заменяющих, педагогического сообщества, способного обеспечить качественный уровень образовательного процесса, соответствующий современным стандартам, социальных партнеров (в т. ч. работодателей), чьи потребности удовлетворяет учебное заведение.

Таким образом, цель ЭИД заключается в повышении уровня психологической компетентности субъектов профессионального образования.

Объектом исследования является психологическая компетентность субъектов профессионального образования. Предметом исследования выступают психолого-педагогические условия развития психологической компетентности субъектов профессионального образования.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи экспериментальной (инновационной) деятельности:

1) изучить состояние проблемы развития психологической компетентности в информационных источниках философского, психолого-педагогического, профессионального и другого содержания;

2) сформировать диагностический и методический инструментарий ЭИД для проведения комплексного исследования по определению уровня психологической компетентности субъектов образования;

3) создать необходимые условия и обеспечить ресурсами для инновационной деятельности участников эксперимента;

4) разработать модель развития и комплекс программ по формированию психологической компетентности субъектов профессионального образования;

5) представлять результаты эксперимента на выставках, конкурсах, научно-практических конференциях;

6) апробировать и внедрить материалы эксперимента в образовательном пространстве колледжа;

7) обобщить опыт экспериментальной работы и подготовить базу для его внедрения в систему ОУ СПО Челябинской области.

Гипотеза. Реализация основных задач и направлений ЭИД позволит повысить уровень развития психологической компетентности субъектов профессионального образования и, как следствие, обеспечить условия для подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных выпускников.

С целью решения поставленных задач в процессе реализации первого и второго этапов ЭИД внедряется система формирования психологической компетентности, предусматривающая комплекс мероприятий для студентов, преподавателей и родителей. Для студентов в рамках программы «Профессионал» организуются практико-ориентированные мероприятия, апробируются новые программы (например, «Я себя для себя открываю»), в учебный процесс внедряются учебные дисциплины по психологии. Для преподавателей проводятся занятия по программе «Счастливая психология: развитие психологической компетентности» [1], кроме того, они привлекаются к участию в работе проектных групп. Для родителей разработана обучающая программа «Студенческий возраст». Более подробная комплексная система мероприятий ЭИД представлена в табл. 1.

Таблица 1

Комплексная система мероприятий экспериментальной (инновационной) деятельности

№ Направление деятельности Срок исполнения Предполагаемый результат Фактический результат

1 2 3 4 5

Задача 1. Изучение состояния проблемы развития психологической компетентности в информационных источниках философского, психолого-педагогического, профессионального и другого содержания

1 Анализ информационных источников и литературы Сентябрь — ноябрь 2011 г. Разработка теоретической и научно-методической базы ЭИД Теоретико-методологиче-ская основа ЭИД

Задача 2. Формирование диагностического и методического инструментария ЭИД для проведения комплексного исследования по определению уровня психологической компетентности субъектов образования

2 Подбор системы методов для ЭИД Сентябрь — ноябрь 2011 г. Классификация методов ЭИД Классификация методов ЭИД (табл. 2)

3 Разработка авторских методов Сентябрь 2011 г. — декабрь 2012 г. Разработанные методы Мониторинг уровня качества развития психологической компетентности студентов СПО

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5

Определение профилей компетенций студентов колледжа «Колесо счастья»: психотехника личностного совершенствования

Задача 3. Создание необходимых условий и обеспечение ресурсами для инновационной деятельности участников эксперимента

4 Разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность эксперимента Февраль 2010 г. Создание ресурсной базы для реализации программы Пакет нормативных документов Локальные внутренние документы по организации ЭИД Программа ЭИД

5 Расчет затрат на реализацию программы Февраль 2010 г. План финансирования эксперимента Финансирование эксперимента

6 Изучение социального заказа на форму и содержание мероприятий ЭИД Сентябрь (ежегодно) Разработка механизмов мотивирования субъектов образовательного процесса к участию в ЭИД Система мотивации

7 Научное сопровождение эксперимента 2011/12 уч. г. Разработка модели организации научно-исследовательской деятельности в колледже в условиях ЭИД Разработка модели развития психологической компетентности студента колледжа Модель организации научно-исследовательской деятельности в колледже Модель развития психологической компетентности студента колледжа

8 Исследование инновационной (творческой) активности педагогов Сентябрь 2011 г. — декабрь 2012 г. Осознание целей, задач, содержания и перспектив участия педагогического коллектива в ЭИД Методика стимулирования инновационной (творческой) активности (май 2013 г.)

9 Проведение мероприятий, стимулирующих инновационную деятельность преподавателей Ежегодно Разработка механизма привлечения субъектов образовательного процесса к участию в эксперименте Приказ о создании проектных групп от 18.04.2011 г. 80 (с уточнениями от 12.09.2012 г.) Планирующая и отчетная документация руководителей проектных групп

10 Повышение квалификации преподавателей Ежегодно Сопровождение субъектов образования в инновационном режиме

11 Аттестация преподавателей Ежегодно

Задача 4. Разработка модели развития и комплекса программ по формированию психологической компетентности субъектов профессионального образования

12 Разработка программ формирования психологической компетентности Сентябрь 2011 г. — декабрь 2012 г. Разработанные программы по формированию психологической компетентности Метадисциплинарный учебно-методический комплекс «Счастливая психология: основы психологической компетентности» (авторы С. Г. Литке, А. М. Тепляков) Программа формирования психологической компетентности

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

родителей «Студенческий возраст» (автор Е. Ю. Дворникова)

13 Разработка модели развития психологической компетентности Сентябрь 2011 г. — декабрь 2012 г. Разработанная модель развития психологической компетентности Модель развития психологической компетентности

Задача 5. Представление результатов эксперимента на выставках, конкурсах, научно-практических конференциях

14 Издание сборника исследовательских работ участников эксперимента Октябрь 2013 г. Сборник исследовательских работ В процессе ЭИД

15 Представление научных разработок на научно-практических конференциях, семинарах, публикации в научных журналах и сборниках Февраль 2011 г. — декабрь 2012 г. Участие преподавателей, студентов в научно-практических конференциях, семинарах и проч.

16 Грифование научных трудов Декабрь 2012 г. Научные труды участников эксперимента с грифом Министерства образования и науки Челябинской области Метадисциплинарный учебно-методический комплекс «Счастливая психология: основы психологической компетентности преподавательского состава» (авторы С. Г. Литке, А. М. Тепляков)

Задача 6. Апробирование и внедрение материалов эксперимента в образовательном пространстве колледжа

17 Педагогический совет Выставка интеллектуальной продукции по результатом эксперимента Октябрь 2013 г. Представление инновационных продуктов участников эксперимента на внутренних, областных, всероссийских конкурсах, выставках В процессе ЭИД

18 Включение в учебный план (вариативная часть) психологических дисциплин Август 2012 г. Утверждение в ЧИРПО, Министерстве образования и науки Челябинской области новых учебных планов Включение в вариативную часть учебных планов дисциплин: «Основы психологии», «Социальная психология», «Управленческая психология», «Культура делового общения (с основами конфликтологии)»

19 Психодиагностические исследования студентов Ежегодно Анализ психодиагностических исследований

Задача 7. Обобщение опыта экспериментальной работы и подготовка базы для его внедрения в систему ОУ СПО Челябинской области

20 Региональная конференция «Формирование восприимчивого к инновациям педагогического коллектива профессионального учебного заведения» 2013 г. Обмен опытом и разработка методических рекомендаций В процессе ЭИД

21 Руководство методическим объединением педагогов-психологов По отдельному плану В процессе ЭИД

В процессе ЭИД используется система научных методов, обеспечивающая получение объективных сведений, применяемых для построения гипотезы и выработки практических рекомендаций. За основу взята классификация психологических методов Б. Г. Ананьева, которая предпо-

лагает дифференциацию всех методов на четыре группы: 1) организационные методы, 2) эмпирические методы, 3) способы обработки данных, 4) интерпретационные методы [2, с. 6-7]. Более подробное описание методов, используемых в процессе ЭИД, представлены в табл 2.

Таблица 2

Классификация методов экспериментальной (инновационной) деятельности

Классификация Методы Примечание

1 2 3

Организационные методы Сравнительный Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп

Лонгитюдный: определение профилей компетенций студентов 1-го курса Аналитическая справка за период с 2005 по 2012 гг.

Комплексный: 1) портфолио студента (метод составления личностного портфолио) 2) мониторинг уровня качества развития психологической компетентности Образец портфолио Аналитическая справка

Эмпирические методы Обсервационные методы: 1) наблюдение: проявление психологической компетентности у студентов контрольной и экспериментальной групп 2) самонаблюдение: - метод составления личностного портфолио - рефлексия во время тренинговых занятий - социологические опросы («Отношение студентов 1-го курса к образовательному процессу», «Учебная мотивация студентов 2-го курса», «Удовлетворенность профессиональным выбором студентов ЗМК») Аналитическая справка по результатам промежуточного мониторинга Анкеты «Обратная связь» (пост-тренинговая рефлексия); «Отношение студентов 1-го курса к образовательному процессу»; «Учебная мотивация студентов 2-го курса»; «Удовлетворенность профессиональным выбором студентов ЗМК»

Праксиометрические методы: 1) анализ проективного теста Вартегга 2) анализ «Портфолио студента» 3) анализ характеристик и резюме выпускников Образец применения проективного теста Вартегга Образцы характеристик и резюме

Биографический метод (в процессе работы с портфолио студента) Аналитическая справка

Психодиагностические методы: 1) тест «Ценностные ориентации» Рокича 2) 16-факторный личностный опросник Кет-телла 3) тест на определение типов акцентуаций характера Леонгарда—Шмишека 4) социометрия 5) определение профилей компетенций студентов (Р. К. Гильманова, Е. Ю. Дворникова) 6) колесо счастья: психотехника личностного совершенствования (С. Г. Литке) 7) методика определения уровня конкурентоспособности педагога (Н. В. Тамарская) Аналитические справки по результатам психологической диагностики Компендиум психодиагностических средств

Психолого-педагогический эксперимент (формирующий) : 1) УМКД «Основы психологии» (Р. К. Гильма-нова) Аналитическая справка по результатам ЭИД

Окончание табл. 2

1 2 3

2) УМКД «Культура делового общения» (Н. Б. Шипилина) 3) УМКД «Социальная психология» (Р. К. Гиль-манова) 4) УМКД факультатива развития психологической компетентности «Я себя для себя открываю» (С. Г. Литке) 5) УМКД «Счастливая психология: основы психологической компетентности» (С. Г. Литке, А. М. Тепляков)

Способы обработки данных Методы математической статистики: 1) методика Стьюдента 2) ХИ-Пирсона Аналитическая справка по результатам математической обработки данных

Метод качественного описания: анализ состояния проблемы Анализ исходного состояния проблемы развития психологической компетентности

Интерпретационные методы Структурно-системный анализ: анализ деятельности проектных групп в рамках ЭИД Анализ ЭИД: промежуточный, итоговый

Функционально-структурный анализ: определение индивидуальных особенностей и эмоционально-волевых процессов личности субъектов образования в процессе ЭИД Анализ мониторинговых исследований по результатам ЭИД

В ходе проведения констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента проведен сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп и сделан вывод о том, что обе группы имеют эквивалентную вариансу.

В процессе формирующего эксперимента на втором этапе экспериментальной деятельности внедрена система развития психологических компетенций через реализацию вариативной части образовательной программы — учебных дисциплин «Основы психологии», «Социальная психология», «Управленческая психология», «Культура делового общения», факультатива «Основы психологической компетентности».

По результатам промежуточного анализа ЭИД при помощи анкетирования студентов на предмет удовлетворенности качеством вариативной части образовательного процесса наблюдается позитивная динамика развития психологической компетентности студентов:

Библиографический список

оптимизировались рефлексирующая и познавательная потребности; повысился уровень личностной ответственности за собственную жизнь; актуализировалась осознанность психических проявлений; активизировалась потребность в личностном развитии.

Таким образом, представленная инновационная модель развития психологической компетентности соответствует современной компетентностно-ориентированной парадигме образования и обеспечивает не только решение профессионально-педагогических задач, но и способствует личностному и духовному развитию юных граждан России, а комплекс мероприятий, реализованных в ходе первых двух этапов экспериментальной (инновационной) деятельности, оптимизирует планомерное решение поставленных задач, которые обеспечивают эффективность развития психологической компетентности у студентов колледжа на современной научно-методологической основе.

1. Литке, С. Г. Счастливая психология : Основы психологической компетентности [Текст] : учеб.-метод. комплекс дисциплины / С. Г. Литке, А. М. Тепляков. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2012. — 152 с.

2. Глуханюк, Н. С. Психодиагностика [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. — М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. — 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.